Свт. Иов Московский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
Иов
(+ 1607), первый патриарх Московский и всея Руси, святитель Память 5 апреля (перенес. мощей), 19 июня, в Соборах Московских святителей, а также Московских и Тверских святых
В миру Иоанн, родился в семье посадских людей города Старица Тверской губернии, воспитывался в Старицком монастыре и около 1553 г. принял здесь монашество.
В 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и снискал расположение Иоанна Грозного, которого часто сопровождал в поездках по монастырям. Возведен в сан архимандрита.
В 1575 — 1580 годах — настоятель Новоспасского монастыря.
16 апреля 1581 году был рукоположен в сан епископа Коломенского.
С 9 января 1586 года — архиепископ Ростовский.
С 11 декабря 1586 года — митрополит Московский и всея Русии, а вскоре затем — и первый патриарх Всероссийский. Будучи чрезвычайно кротким, уступчивым, он был убежден принять предстоятельское служение высшими лицами государства — обычно выдвигателем Иова называют могущественного боярина Бориса Годунова, которому не нравился предыдущий митрополит Дионисий. Также указывают на самого царя, благоверного Феодора Иоанновича, который Иова «понудил на великую митрополию,» а потом выбрал его из трех кандидатов на патриаршество избранных Собором в начале 1589 года.
Иов, патриарх Московский и всея Руси |
Патриаршество
23 января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов — после Иерусалимского.
Святитель Иов занял этот важный пост, но ни в церковной, ни в общегосударственной жизни не играл сколько-нибудь заметной роли. Во многом Иов отдал себя в руки Годунова, в интересах которого действовал. Однако, как враг всяких нововведений, Иов противился учреждению в России университета, задуманного Борисом.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом»,
— отмечает его жизнеописатель.
При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.
Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Корельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.
Свт. Иов Московский |
Карьерный рост
Если понятие «карьерный рост» применимо к духовным лицам, то можно сказать, что Иов быстро шел по ступенькам карьерной лестницы, при этом не имея каких-то тайных притязаний на занятие важных постов. Он просто честно и ревностно выполнял свои обязанности.
Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины. Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.
Спустя некоторое время Иов становится архимандритом. 1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие.
Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.
Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.
В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.
Смутное время. Сопротивление Лжедмитрию и низложение.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.
Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедмитрий I назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен.
Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили Иова, сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь.
В 1607 г. Иов приезжал в Москву, по требованию Василия Шуйского, «разрешить клятвопреступление народа русского», изменившего своему законному царю Борису, дал это разрешение, возвратился в свой монастырь.
Скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.
В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича, нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.
Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных Иовом, до нас дошла его «Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича», отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.
Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.
Тропарь
Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами. Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / и утверди в Православии.
Иов, Патриарх Московский и всея Руси
П. И. Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV
Патриарх Иов ( ок. 1525 — 19 (29) июня 1607) — первый Патриарх Московский (1589—1605). Автор «Повести о житии царя Феодора Иоанновича», посланий, грамот и речей.
Удивительную карьеру Иова от никому неизвестного монаха провинциального монастыря до первосвященника России и патриарха исследователи объясняют прежде всего особым благоволением к нему трех русских царей: Ивана IV, Федора Ивановича и Бориса Годунова.
Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. Но около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.
Более 15 лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Около 1569 года Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.
Патриарх Иов, Борис ЗВОРЫКИН
В 1571 году архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. В 1572 году, а позднее и в другие годы, он был участником церковных Соборов. В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским.
Когда 26 января 1589 г. осуществилось давнее желание русского правительства устранить формальную подчиненность русской церкви Константинополю, то из трех кандидатов царь Федор Иванович выбрал духовным руководителем страны Иова.
23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.
При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.
Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год было построено 12 храмов.
Борис Годунов, патриарх и бояре, Владимир ФАВОРСКИЙ
Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Особенно эти черты проявились в его миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии. По просьбе царя Кахетии Александра (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) Патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, а в Москве был создан Донской монастырь.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию.
Лобное место , Борис ЗВОРЫКИН
Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха.
Бунтовщики набросились на Патриарха, coрвав с него святительское облачение и не дав окончить Литургию, били его и с бесчестием вытащили на Лобное место. Претерпев множество поношений, святитель Иов, измученный, был сослан в Старицкий монастырь, где он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве.
После свержения Лжедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвратиться на Первосвятительский Престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.
Чем было вызвано расположение к Иову царей, можно отчасти понять из «Истории о первом патриархе Иове Московском» которая была написана в агиографическом стиле неизвестным автором в середине 50-х гг. XVII в. и служит главным источником биографических сведений об Иове (РИБ. СПб., 1891, т. 13, стб. 923–950). Из нее выясняется, что Иов обладал совокупностью качеств, которые выгодно выделяли его среди окружающих. Прежде всего указывается его высокая образованность. Затем подчеркивается необыкновенная память.
Причина возвышения раскрывается в произведениях самого Иова: в речах и посланиях Федору Ивановичу и царице Ирине, в «Повести о житии царя Феодора Иоанновича». Еще отчетливее она обнаруживается в обращениях Иова к Борису Годунову и в той выдающейся роли, которую он сыграл в избрании Годунова на царство. Как Духовный глава государства, оставшегося после смерти Федора Ивановича без царя, Иов не только организовал созыв освященного и земского соборов, но, пользуясь своим положением и авторитетом, активно влиял на их благоприятное для Годунова решение. По его инициативе было предпринято шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, чтобы продемонстрировать всенародность избрания Годунова. Подготовка документов об избрании Годунова царем тоже проходила под руководством Иова.
Летописец, Борис Зворыкин
Верность и преданность царям Ивану Грозному, Федору и затем Борису, безоговорочная поддержка их социально-политических начинаний хорошо объясняют появление Иова на патриаршем престоле. Он не изменил царю Борису даже после его смерти, поддерживая всеми силами молодого Федора Борисовича Годунова. Ни попытки Лжедмитрия I привлечь Иова на свою сторону, ни угрозы лишить сана не заставили его отказаться от разоблачений Григория Отрепьева в грамотах и в публичных выступлениях, поэтому по приказу самозванца Иова выслали на родину, в Старицкий Успенский монастырь. В 1607 г. Иов, ослепший и одряхлевший, еще раз появился в Москве, где по требованию царя Василия Шуйского и нового патриарха Гермогена москвичи молили его о прощении за изгнание.
Литературная деятельность патриарха Иова в полном объеме не выяснена. Достаточно глубоко исследована лишь «Повесть о житии царя Феодора Иоанновича». Не получила должной оценки его роль в литературном процессе конца XVI – начала XVII вв. как главного идеолога страны, хотя факты красноречиво свидетельствуют о том, что Иов оказал большое влияние на современную ему литературу и на литературу более позднего времени. Ни один писатель первой половины XVII в., касавшийся событий начала века, не обошелся без тех характеристик политической ситуации и Григория Отрепьева, его намерения «веру крестьянскую попрати и православных крестьян в латынскую и люторскую ересь привести и погубити», которые содержатся в грамоте Иова от 14 января 1604 г. в Сольвычегодский Введенский монастырь.
Соборное определение и Утвержденная грамота об избрании на царство Бориса Годунова (ААЭ. СПб., 1836, т. 2, №№ 6–7), написанные под его руководством, если не самим Иовом, послужили источником и литературным образцом для Утвержденных грамот Василия Шуйского и Михаила Федоровича Романова, в которых было выработано идеологическое освещение «Смуты». Остается невыясненной роль Иова в создании известной В. Н. Татищеву, но утраченной впоследствии летописи о Смутном времени – «Истории Иосифа о разорении русском». Старец Иосиф был келейником И., пользовался неограниченным доверием патриарха, работал с литературными и документальными материалами богатейшей патриаршей библиотеки.
Стилистические особенности сочинений Иова свидетельствуют о его явном тяготении к художественной манере школы митрополита Макария с ее панегирическими портретами, торжественной эмоциональностью, сложными синтаксическими конструкциями, утяжеленным, цветистым языком.
Среди всех сочинений Иова выделяется темой и стилем утешительное послание царице Ирине. После смерти долгожданного, но быстро умершего ребенка, царевны Феодосии, Ирина долгое время испытывала безудержное отчаяние.Стремясь найти самые доходчивые слова, И. вводит в послание даже разговорную речь, что совершенно несвойственно его произведениям, написанным исключительно книжным языком. Так, увещевая Ирину образумиться и взять себя в руки, потому что царевну все равно не возвратить, он говорит: «а кручиною, государыни, не взяти ничево» (ГПБ, О.IV.17, л. 21 об.).
«Свв. Патриархи Гермоген и Иов совершают Покаянный чин в Успенском соборе Московского Кремля в 1607 г.»Наталья Климова. Иллюстрация к книге «Жития святых для детей. Святые мужи»
«Повесть о житии царя Феодора Иоанновича», написанная до 1604 г., содержит идеализированное жизнеописание этого царя. По задачам, которые Иов ставил перед собой, и по художественным признакам она представляет собой как бы заключительную главу Степенной книги. Царь Федор единственный из прямых потомков Ивана Калиты, не попал в этот свод агиобиографий русских государей, потому что Степенная книга была закончена еще при жизни его отца. Замысел Иова восполнить этот пробел возник еще в связи с тем, что со смертью царя Федора прекратилась династия Рюриковичей. Однако в «Повести о житии…» этому факту не придается той значительности, которую он имел в жизни. Иов постарался затушевать важность события, не допустив ни малейшего упоминания о жестокой политической борьбе в аристократическом окружении царя на протяжении всего его царствования. В его изложении никаких проблем из-за смерти последнего сына Ивана Грозного не может возникнуть, поскольку вопрос о престолонаследии решен самим Федором задолго до кончины. После победы в 1591 г. над крымскими татарами под Москвой царь вручает Борису Годунову златокованную цепь, «сим паки на нем прообразуя царского своего достояния по себе восприятия и всего превеликого царьствия Русийскаго скифетродержателства правление». Тема исключительности дарований, близости к царю и верности ему Бориса Годунова проходит через всю Повесть и определяет ее особенность. Будучи посмертной похвалой царю Федору, она является одновременно панегириком Годунову.«Повесть о житии…» была использована при создании Нового Летописца, а в рукописях середины XVII в. она встречается в составе Степенной книги в качестве последней ее степени.
Патриарх Иов. миниатюра Царского титулярника
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1824, т. 10, 11; Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения // ЧОИДР, 1881, кн. 2, с. 756–757; Елеонская А. С. и др. История русской литературы XVII–XVIII вв. М., 1969, с. 20–22; Павлов А. П. Соборная утвержденная грамота об избрании Бориса Годунова на престол // Там же, Л., 1978, вып. 10, с. 206–225. Г. П. Енин Иов (патриарх) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918. Иов // Православная энциклопедия. Том XXV. — М.: Церковно-научный , 2011. — С. 253—264. — 752 с.
Портреты деятелей сходных направлений деятельности:
Борис Владимирович, князь Ростовский… Митрополит Иларион Киевский… Ярослав Мудрый, князь Новгородский и великий князь… Олег Иванович, великий князь Рязанский… Борис и Глеб Фёдор I Иоаннович, царь и великий князь всея Руси… Игорь Ольгович, князь Черниговский… Давид Святославич, князь Черниговский… Гермоген, патриарх Московский и всея Руси… Владимир Ярославич, князь Новгородский… Иоаким, патриарх Московский и всея Руси… Глеб Владимирович, князь Муромский… Иосиф Волоцкий
Киевская уния
Русская аристократия того времени уже давно хотела для себя независимой Церкви, что и так организовывалось с падения Константинополя в 1453 году. При этом Киевская митрополия окончательно ушла под Литву, став абсолютно независимой от Москвы частью Православной Церкви.
На неё активно воздействовали иезуиты, в частности Пётр Скарга, склоняя киевлян к унии, что и произошло уже в 1596 году в Бресте. Писания Скарги о «недостойности» Константинополя и силе и свободе Рима доходили и до Москвы. Москвичам всё это не нравилось, но и под власть Рима они не хотели. В конце концов, не так давно Иван Грозный обманул и вышиб Антонио Пассино, иезуита, который предлагал русскому царю такой проект.
Однако и текущее положение Русской Церкви никак не устраивало Русь. А вот присоединить к себе независимую киевскую митрополию в силу возвышения митрополии московской (что, кстати, в итоге и случилось) было весьма заманчиво.
Русское патриаршество
Историк русской Церкви Карташев, указывает, что с политической точки зрения установление патриаршества на Руси именно Годуновым давало ему огромный кредит доверия и уважения знати, да и всего общества в целом. Более того, митрополит Иов был именно «человеком Годунова», начавшим свое возвышение, как и будущий царь, с опричнины Ивана Грозного.
Начало активной фазы пришлось на 1586 год, когда в Москву после визита в Киевскую митрополию, прибыл антиохийский патриарх Иоаким. Он прибыл просить денег, и это был первый в русской истории личный визит одного из глав Восточных Церквей. Иоакима щедро одарили и отправили назад, в Турцию, но с наказом, чтобы он провел переговоры о возможности проставления патриарха на Руси.
Естественно, что такие перспективы совершенно не утеривали Константинополь и тамошнего патриарха. Терять, даже формально, такую огромную митрополию, совершенно не хотелось. Но, как было сказано выше, Феолипт очень любил деньги и совершенно не умел их тратить, что тоже сыграло свою роль.
Константинопольский патриарх начал «затягивать процесс». И в то же время количество просителей даров и денег в Москву с Востока увеличилось в разы. Москва терпела, отдаривалась и надеялась. Феолипт, судя по всему, никаких активных действий предпринимать не пытался, но тут, из-за своего мотовства и неумелых интриг, он был смещён, а на его место встал возвращенный из ссылки султаном патриарх Иеремия II.
Он нашёл Константинопольскую церковь в таком разорении и долгах, что вынужден был жить в доме валашских господарей. Патриаршая резиденция была конфискована за долги. При этом о «московском проекте» он ничего не знал, но именно в Москву, уже по натканной дорожке, поехал просить милостыни.
Две грамоты Иова
Слухи, тем не менее, в народе ходили, и усиливались тем больше, чем сильнее назревали проблемы в Русском государстве при Годунове. А проблемы были и с неурожаями, и с неразрешёнными последствиями разделения земель периода опричнины, да и сама легитимность «неприрожденного» царя вызывала народные подозрения и опасения. В свою очередь, царь Борис, понимая шаткость своего положения, инициировал репрессивные процессы, угадывая вокруг как и Иван Грозный, измены и заговоры.
И вот в 1603 году на политическую арену вышел Лжедмитрий I, провозгласив себя чудесно спасшимся царевичем. На его сторону встали поляки, имевшие виды на Москву и на доминирующую роль во всем славянском мире, и иезуиты, которые видели в нем возможность, для заключения Русской Церкви в унию.
Иову тогда было уже 78 лет, но именно он выступил против. Первое, что сделал патриарх, это послал две грамоты, одну – Раде Короны Польской, в которой Иов и сообщал, что Лжедмитрий, это на самом деле, беглый монах-расстрига, Григорий Отрепьев. Именно от Иова и пошла эта версия личности самозванца.
А вторая грамота была адресована военному главе Речи Посполитой, князю Константину Ивановичу Острожскому, с призывом опознать в самозванце Отрепьева, поскольку князь был лично знаком с расстригой, и арестовать его. Но полякам, в общем-то, не было особого дела до личности Лжедмитрия, они уже поставили на него, и не собирались отказываться от планов на Москву.
Серый кардинал
В самой нашей стране также царили весьма интересные времена. Младший сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович, не был сильным и решительным политиком. Ещё его отец отзывался о нём, как о более приспособленном для кельи и молитвы, нежели для правления государством.
Но ближайшим сторонником его стал выходец из числа опричников, шурин царя Борис Годунов. Он довольно быстро устранил всех своих конкурентов, которые ещё недавно были его сторонниками в деле поставления царя Федора на престол, и стал этаким «серым кардиналом всея Руси». Историки отмечают, что из 14 лет царствования Федора 13 безраздельно и фактически неприкрыто правил именно Годунов.
Впрочем, стоит оговориться, что это было не самое плохое правление. Парадоксальным образом, пока Годунов был в тени, он был куда более успешен и полезен России, нежели когда сам стал царём. Планировал ли он с самого начала стать русским самодержцем и основать новую династию – неизвестно. Однако, судя по историческим данным, проект «русского патриаршества» он воспринимал как глубоко личное дело, к успеху которого приложил немалые усилия.
Деятельность
В истории России годы пребывания Иова у вершины духовной власти были отмечены активным распространением христианской веры в Поволжье и Сибири, канонизацией Василия Блаженного, распространением грамотности.
Иов занимался книгопечатанием, стремился к тому, чтобы как можно больше людей познакомилось с заветами Христа, всеми доступными ему способами старался укрепить на Руси православие. Поскольку выполнение этой задачи облегчалось при условии обучения людей грамоте, патриарх выступал за просвещение.
Он и сам занимался написанием богословских трактатов. Сохранились его обращения к народу, к верующим. К нему за помощью и поддержкой в трудную минуту обращались высшие лица государства. Так, Ирина, сестра Бориса Годунова, получила от него пространное утешительное послание после смерти единственной, долгожданной и горячо оплакиваемой дочери. Иов перешел с «высокого» книжного слога, которым обычно составлял свои послания, к простому народному языку, утешая царственную особу.
Иов успевал и оказывать помощь частным лицам, и заниматься важными для государства делами. По его инициативе появились на Руси 4 митрополии: Казанская, Новгородская, Крутицкая, Ростовская. Это облегчало высшей духовной власти задачу наблюдения за подвластными ей территориями. Везде строились каменные храмы. Сам Иов вкладывал в строительство личные средства, пожалованные ему царями.
Понимая, что единство церковной и светской властей могут обеспечить целостность и относительную стабильность государства, Иов оказывал всяческую помощь и поддержку Годуновым – сначала Борису, затем его сыну Федору.
Деградация Византии
Дело в том, что после захвата Константинополя турками-османами началась деградация Вселенского Патриархата. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение, как перчатки. В Москве Вселенскую Церковь стали воспринимать, как «слабую, зависимую», а то и откровенно «рабскую» по отношению к иноверцам-магометанам.
При этом Вселенская Церковь страдала имущественно, древние Восточные Церкви все чаще ходили на Русь с «протянутой рукой». Но одновременно представители этих Церквей кичились своей древностью, величием и самостоятельностью, в отличие от «православного новодела», Московской митрополии.
Кроме того, вселенскими патриархами очень часто становились откровенно недостойные люди, политические интриганы, а то и попросту повесы и транжиры, каковым, к примеру и оказался Патриарх Феолипт, на момент правления которого и пришлось начало «великой Московской интриги» по провозглашению патриаршества на Руси.
Последняя лепта Иова
В 1606 году, поле свержения Лжедмитрия, царём стал Василий Шуйский, Иову предложили вернуться на патриаршество, но тот, ссылаясь на старость и слепоту, отказался. Впрочем, он приехал в Москву и сослужил с новым патриархом, Гермогеном, который также впоследствии станет одной из ключевых фигур в подавлении Смуты.
Двадцатого ноября 1607 года, во время этого совместного богослужения, Иов принёс публичное покаяние и призвал к нему русский народ, заявив, что Годунов повинен в смерти царевича Дмитрия, а Лжедмитрий был действительно самозванцем.
Что характерно, никто не ставил в вину Иову это «изменение показаний». Более того, в «Очерках по истории Русской Церкви» эти события описаны следующим образом: «патриарх заклинал народ быть верным царю Борису, а теперь он от этих своих клятв разрешает народ и сам просит у народа за них прощения. Москвичи плакали и целовали десницу Иова».
Важность этого политического шага трудно переоценить, поскольку он сломал не только репутацию Лжедмитрия I, но и всех последующих самозванцев, которые последовали дальше. Фактически, этим изменением своих слов Иов показал, что и личная симпатия к Годунову уступала в нём стремлению укрепить и спасти единое русское государство и православную веру, на алтарь которой он положил все свои силы, здоровье и жизнь.