Святитель Макарий Московский и всея Руси, митрополит

12 января (30 декабря ст. ст.) совершается память святителя Макария, митрополита Московского. При нем были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». В 1551 году под руководством святителя состоялся Стоглавый собор, подтвердивший, в том числе, святость двуперстия. Также митрополитом Макарием были составлены Великие Четьи-Минеи, которые включили в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенные в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц.

Детство и юность

Мирская биография Митрополита Макария началась в районе 1482 года. Мальчик, названный в честь Архангела Михаила, родился в доме верующих граждан Великого княжества Московского. Предки верой и правдой служили православным правителям.

В семье религиозного деятеля было много людей, связанных с церковью. В семейных поминальниках значились Иосиф Волоцкий, игумен Вассиан, священноиерей Игнатий, архимандрит Кассиан и еще ряд обладателей духовных званий.

Posted by Вера Русина on Tuesday, June 9, 2020

Икона Митрополит Макарий

О родителях известно немного. Отец по имени Леонтий скончался вскоре после того, как сын появился на свет. Мать, оставшаяся без мужа, ушла в монастырь и приняла постриг как инокиня Ефросинья.

В детстве Михаил, воспитанный в традициях православной веры, решил отречься от мира и стать послушником. В Пафнутьев-Боровском монастыре, располагавшемся на слиянии рек Истерьмы и Протвы, он получил имя в честь отшельника Макария Великого (Египетского), почитаемого прихожанами в лике преподобного.

Затем молодой человек поступил в обитель, доставшуюся Иосифу Волоцкому от преподобного отца Пафнутия. Учитель и основатель Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря оказал огромное влияние на мировоззрение будущего митрополита.

На протяжении нескольких лет инок изучал церковную литературу. Старшие товарищи помогали постигать смысл молитв и обрядов, а также искусство иконописи. Уединяясь в келье, сын Леонтия проводил дни в раздумьях о смирении и монашеских подвигах, это помогало привыкнуть к лишениям во время длинных строгих постов.

Орловская митрополия

Священномученик Преосвященнейший епископ Макарий (в миру Михаил Васильевич Гневушев) С 28 января по май 1917 года — правящий архиерей Орловской епархии.

Родился в 1858 году в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии.

В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища.

1883 г. — наставник Острожской учительной семинарии. 1885 г. — преподаватель Киевского женского училища. 1890 г. — преподаватель Киевской духовной семинарии.

В 1908 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита.

В 1909 г. Святейшим Синодом перемещен на настоятельскую должность в Московский Новоспасский Ставропигиальный монастырь.

11 июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде.

11 июля 1914 в Нижнем Новгороде хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Уже в архиерейском сане принял участие в Совещании Монархистов 21–23 ноября 1915 в Петрограде (Петроградское Совещание), на котором был избран в состав Совета Монархических Съездов.

28 января 1917 назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским.

В указе Священного Синода от 1 февраля 1917 года сказано: «Государь Император в 28 день сего января, высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Св. Синода об освобождении епископа Орловского Григория, в виду его болезни, от управления Орловскою епархиею и о бытии викарию Нижегородской епархии, епископу Балахнинскому Макарию епископом Орловским и Севским». Как сообщают Орловские Епархиальные Ведомости: «В субботу 25 февраля, утром, с почтовым поездом из Москвы прибыл в Орел Преосвященнейший Макарий, Епископ Орловский и Севский. На вокзале Преосвященного встретили Начальник губернии граф П.В. Гендриков, вице-губернатор Н.К. Комаровский, городской голова И.А. Гумбин, некоторые начальники военных и гражданских частей, ректор духовной семинарии, кафедральный протоиерей и ключарь собора, члены и секретарь консистории, благочинный градских церквей, наблюдатель церковно-приходских школ, председатель совета и инспектор классов Епархиального женского училища и др.». Орел встретил Преосвященнейшего Макария «красным звоном» с колоколен всех церквей города. Однако уже меньше, чем через три месяца владыка будет оклеветан и отстранен от Орловской кафедры. Но в этот день, как сказал епископ Павел в своей приветственной речи: «Преосвященнейший Владыко, Милостивейший наш Архипастырь и Отец! С торжеством и радостию встречает тебя Богом данная тебе Орловская паства. …Радует нас твой боголюбезный образ, уже довольно всюду знаемый и почитаемый многими и многими русскими людьми, образ верного стоятеля и борца за исконные начала святорусской жизни, мужественного и убежденного глашатая и признанного вождя той истинной общественности, того единения разумных сил страны, которые стремятся найти себе опору в коренных устоях бытия и жизни нашего Отечества, опору — в единой истиной вере, исповедуемой Православной Церковью. …Особенно в настоящее время нам дорого твое, Божиим изволением, пришествие к нам, когда мы со всей Россией переживаем такое грозное посещение гнева Господня — небывало страшную брань с внешним врагом, смятение умов, расстройство и тревогу внутри России, когда мы переживаем такие тяжкие испытания, а впереди нас ждут, быть может, испытания еще более тяжкие».

В своем слове «На стражу мира и любви» при вступлении на Орловскую кафедру, епископ Макарий приветствуя православный народ Орловской земли, обращается к нему словами Господа нашего Иисуса Христа: «Мир Вам». «Мир во всех областях вашей жизни. Мир — во внешних взаимоотношениях. Мир — в душе. Мир — в совести. …Мир — первая и важнейшая ступень к любви». Далее владыка сказал о том, что Господь призвал его на служение пастве Орловской в одно из самых тяжелых и опасных времен в исторической жизни русского народа. «Разгорается противогосударственная деятельность тех слоев нашего народа, которая возымела губительное намерение — использовать страшный час народной и государственной жизни или для целей своих политических партий, или для удовлетворения низких страстей — своекорыстия и гордыни. …Но, дорогие чада Церкви Божией, как ни страшна, как ни опасна для политического существования нашего народа происходящая война, — мы должны помнить, что идет, как и раньше, еще более опасная, еще более страшная война. …Это — самая упорная, никогда не перестающая война всех тех сил мира сего против Христа, Его учения, Его Церкви, против спасения людей от временных и вечных мук». Обращаясь к своим современникам, священномученик Макарий обращается и к нам со словами очень актуальными и в наше время: «Война против спасительного учения Христова, никогда не перестающая, в известные времена жизни человечества особенно усиливается. …Весь христианский мир, увлеченный до самозабвения успехами наук, изобретениями и открытиями возгордившийся паче всякой меры — наполнился делами этой гордыни, увидел перед собою новых учителей, всемерно стремящихся отвратить взоры человечества от неба и приковать их исключительно к земле и ее благам. Грозная волна неверия, крайней нравственной распущенности все более и более вздымается в жизни людской, заливает и губит все большее и большее количество душ человеческих. …Особенно легко распространяется и воспринимается все языческое, все противохристианское путем укрепления и развития порочной жизни. …Нет ответственности нравственной, живи в свое удовольствие». Далее владыка Макарий отметил губительность раскольнической и сектантской деятельности. …Не будем скрывать от себя, что вражда и открытая война против Христа, против учения Его, против Церкви Его и у нас, среди нашего народа достигла крайних пределов«. Заканчивая свое обращение к пастве Орловской епархии, епископ Макарий призвал всех стоять на страже мира и любви Христовой. Благословив после своей речи каждого из присутствующих, владыка отбыл с вокзала в архиерейский дом, где в Крестовой церкви был встречен братией и игуменией Введенского монастыря, матушкой Евгенией, которая поднесла ему икону Балыкинской Божией Матери.

Перевод преосвященного Макария на Орловскую кафедру совпал с очень трагическими событиями в судьбе России. Через пять дней — 2 (15) марта у России не стало Богоизбранной власти. Можно только вообразить переживание русского православного человека по поводу этого исторического события, тем более человека образованного, всем сердцем любящего Отчизну, представляющего последствия этого трагического события. Тем не менее, владыка остается в строгом послушании Церкви. На письме с Указом из Святейшего Правительствующего Синода от 9 (22) марта о прочтении в церквах епархии акта об отречении Николая II от престола, он пишет 12 марта резолюцию: «Акты об отречениях уже прочтены. При следующем служении прочесть прилагаемое при сем послание».

Деятельность владыки на пользу Церкви и государству не только не ослабла, но еще более усилилась. Он почти ежедневно возглавляет Богослужения в Орле и пригородах, его проповеди отличаются глубиной познания истории, любовью к слушающим. Преосвященный Макарий предупреждает: «Помните, что наряду с разнообразными путями для обеспечения единения и свободы, главнейшим является тот, который лежит в основе церковной жизни: объединение всех паств и пасомых заключается, прежде всего, в единстве веры, святых таинств и священноначалия». Он выступает против обновленческих течений в Церкви, встречается с учителями и учащимися духовных учебных учреждений Орла, организовывает чествование старейших приходских священнослужителей епархии, публикует, казалось бы, узкопрофессиональную статью «Пчеловодство и православное духовенство». Однако прочитав эту работу, видишь, насколько она современна — как необходимо и в наше время и может быть более необходимо, чем сто лет назад, введение такого предмета в школы, в воскресные школы и духовные училища. Много времени уделяет владыка организации духовной жизни в епархии: «В виду важности совершающихся с

обытий, — прошу все духовенство приложить все усилия и средства к единению, как между собою, так и с прихожанами». Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку для проведения епархиального съезда духовенства, заботится о подготовке к приемным экзаменам в Ливенское и Севское Духовные Училища, систематически через Орловские Епархиальные Ведомости обращается с архипастырскими посланиями к «Возлюбленным пастырям и православным чадам церкви и земли Орловския».

Эти послания свидетельствуют о пророческом видении владыки будущих судеб народа и страны. Многократно будущий священномученик говорит о том, что гнев, зависть, распри, чувство мщения, тщеславия, приводили и приводят людей к взаимному раздражению, к взаимному угрызению и съеданию и, в конце концов, к самоистреблению. «Боже сохрани нас от этого великого горя! Боже! Сохрани Русь Святую от распрей, ссор, междоусобий!». Сегодня мы видим, что молитвы священномученика не остались не услышанными Господом и сегодняшний день тому подтверждение. Искренняя преданность православию, любовь к Отчизне и народу не могла остаться безнаказанной со стороны сил тьмы, поставивших своей задачей уничтожить Церковь Христову в России, а значит и Россию. В апрельском номере газеты «Орловский вестник» печатается телеграмма на имя Святейшего Синода и Обер-прокурора об устранении епископа Макария с Орловской кафедры. В своем ответе на эту статью, опубликованном в Орловских Епархиальных Ведомостях, озаглавленном «Правда и безпристрастие — основа и источник истиной свободы», владыка, анализируя появление этой телеграммы, подробно излагает истинные причины недовольства той части общества, которой безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова. Заканчивается обращение владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения: «Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал». Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария.

14 апреля 1917 года Преосвященный Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ Макарий возвращается в Орел. В июньском номере Епархиальных Ведомостей опубликована последняя его статья: «К Православному духовенству Орловской епархии». Эпиграфом к этой статье владыка взял слова апостола: «Блюдите, как опасно ходите… Ныне дни лукавы суть… Бдите и молитесь, да не внидите в напасть». С горечью владыка констатирует: «Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего, что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения, а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих же дело погибельное, что и известный Ленин со товарищи».

Вскоре против епископа Макария начались преследования за монархические взгляды и деятельность, и 26 мая 1917 владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске, а с января 1918 он был переведен в Спасо-Преображенский монастырь г. Вязьмы.

22 августа 1918 владыка был все-таки арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. 2 сентября его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.

4 сентября 1918 г. был расстрелян в Смоленске, реабилитирован 14 апреля 1993 г.

Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Служение

В начале 1520-х Макария назначили игуменом Можайского-Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а затем он получил сан архиепископа Псковского и Новгородского и место в одной из древнейших православных российских епархий.

Энергичный служитель церкви направил силы на исправление ситуации на кафедре, где на протяжении десятилетия с лишним отсутствовал владыка. Последовательный сторонник, узнавший о состоянии дел в мужских и женских приходах, принялся налаживать монастырское хозяйство и добился перевода местных приходов на «общежительный устав».

Увеличив число христианских коммун, где иноки и монахини обитали под одной крышей, Макарий инициировал составление обновленного церковно-летописного свода. Без внимания владыки не остался процесс реставрации великих священных икон и фресок в центральных храмах Пскова и Новгорода.

В Соборе Святой Софии, являвшимся духовным центром епархии, архиепископ выпустил Великие Четьи минеи, являвшиеся собранием оригинальных и переведенных памятников житийной и риторической литературы, существовавших на Руси с древнейших времен. Свод, насчитывавший десяток томов, был помещен в библиотеку православного храма. Благодаря этому книги Священного Писания, патерики и другие тексты дидактического и исторического характера сохранились до сегодняшних дней.

Весной 1542 года бояре из знаменитого княжеского рода Шуйских, правившие при несовершеннолетнем наследнике русского престола Иване IV Грозном, оценили заслуги архиепископа Псковского и Новгородского и сделали его преемником лишившегося доверия митрополита Иоасафа. Макарий не оправдал ожиданий правителей и поспособствовал их отстранению от власти.


Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного / Хроно

В дальнейшем Макарий стал членом Избранной рады и оказал огромное влияние на деяния государя, царя и великого князя всея Руси. В 1547 году уроженец Москвы венчал сына Василия III на царство и поддержал его намерение жениться на дочери столичного окольничего Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

После торжественной церемонии в православном кремлевском храме, на которой юный Иоанн получил из рук митрополита бармы, крест животворящего дерева и шапку Мономаха, в православном государстве начались перемены. В год созыва первого Земского собора автор Четьих миней, приветствовавший мирские реформы, настоял на канонизации и прославлении новых святых и провел работу по составлению жизнеописаний.

В начале 1550-х на собрании с участием Ивана Грозного, бояр и представителей высшего духовенства, получившем название Стоглавого поместного собора, Макарий отстоял право монастырей на землю, оспариваемое Андреем Курбским и царским наставником протопопом Сильвестром. Тогда же в Москве создали типографию, специализировавшуюся на печати церковных книг.

Митрополит Московский и всея Руси был в курсе внешнеполитических дел государства. Владыка благословил поход войска Ивана IV на Казань и предсказал безоговорочную победу. Когда армия, посетившая места, связанные с именем легендарного полководца Дмитрия Донского, прислала известие о взятии города, являвшегося центром Татарского ханства, в столице построили храм Василия Блаженного. Позже Макарий, освятивший этот шедевр архитектуры, отправил на захваченную территорию архиепископа Гурия, в миру звавшегося Григорием Руготиным, и всячески поддерживал деятельность просветителя и миссионера.

Труды святителя Макария, митрополита Московского

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

В 1552 году вторая редакция Великих Миней Четьих вложена в Московский Успенский собор. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси. По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым.

При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». На них были канонизированы: Александр Невский; Всеволод Псковский; Никон Радонежский; Савва Сторожевский; митрополит Иона; Пафнутий Боровский и другие.

Личная жизнь

В личной жизни митрополита Макария не было места жене и детям, поэтому он заботился о каждом, кто посещал его приход.

Владыка не делил людей на богатых и бедных, малых и великих. Он собственноручно хоронил заключенных и собирал деньги для выкупа плененных татарами русских солдат. Во времена засухи и мора архиепископ Псковский и Новгородский созвал клир и несколько дней подряд читал проповеди и молитвы. По преданию, окропление окрестностей святой водой положило конец страшной эпидемии, унесшей сотни жизней.

Смерть

Осенью 1563 года митрополит простудился во время совершения крестного хода и сообщил царю, занятому проектом деления страны на земщину и «Государеву светлость Опричнину» о намерении оставить службу и провести остаток дней в Пафнутиево-Боровском монастыре.

Иван Грозный не хотел оставаться без поддержки главного представителя духовенства и уговорил Макария передумать. Проблемы со здоровьем усугубились, и в последний день 1563 года владыка скоропостижно скончался.

Летописцы, предположительно присутствовавшие у могилы в Успенском соборе, запечатлели портрет мертвого религиозного деятеля и упомянули, что его лицо было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети».

Интересные факты

  • Обладая навыками иконописания, Макарий принял участие в реставрации обветшавшего образа Богоматери «Знамение», являвшегося великой русской святыней. По окончании работ архиепископ Псковский и Новгородский определил сокровище в храм и организовал для прихожан свободный доступ.
  • На протяжении жизни митрополит Московский и всея Руси прилагал огромные усилия к искоренению лжеучений. На Поместном соборе 1553 года духовенство осудило ересь смутьяна Матвея Башкина и представителя православного вольнодумства Феодосия Косого.
  • По свидетельствам летописцев, Макарий частично лишился зрения во время московского пожара 1547 года. Святитель спасал икону Богородицы из полыхающего Успенского собора и чудом избежал смерти по причине удушья.
  • Деятельность Макария во времена правления сына Василия III нашла отражение в российском телесериале «Грозный». Роль митрополита Московского и всея Руси сыграл народный артист РСФСР Леонид Кулагин.

Святитель Макарий, митрополит Московский. Иконы

Самое раннее изображение святителя Макария, митрополита Московского, находится на четырехчастной иконе 1547 года в Благовещенском соборе Московского Кремля. В ее левой нижней части среди других известных лиц написаны царь и митрополит Макарий.


«Четырехчастная» икона. Середина XVI в. Москва Благовещенский собор Московского Кремля

Другое изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая…». На иконах святитель Макарий изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями.


Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (створка складеня трехстворчатого). На створке изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн. Истома Савин. Конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГ


Собор Московских святых (фрагмент). 2-я пол. XVII века. Рисунок (Перевод с иконы выполнен В.П. Гурьяновым)


Свт. Макарий Московский с житием. Икона. Сергиев Посад. 1990-е годы

[1] Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 21 (1551–1553). Л. 184-198. [2] Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 23 (1557–1567). Л. 293, 294.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]