Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.
Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.
Особенности обучения в церковном хоре
Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.
Церковные хоры (клиросы) появились во времена гонений на Церковь
В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.
Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.
Для обучения на клиросе необходимо:
- быть крещенным в Православной Церкви;
- иметь музыкальный слух и красивый голос;
- желательно иметь музыкальное образование.
Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.
Клин православный
В какой-то мере – да. Можно многое самостоятельно освоить в церковном пении, но есть нюансы. Существуют изменяемые и постоянные песнопения богослужений. Постоянные изложены нотами: есть множество сборников различной сложности – от обихода (более простое пение) до авторских церковных произведений. Сложнее дело обстоит с гласовым пением: тропари, стихиры, каноны и др. – это изменяемая часть. Образцы гласовых напевов также изложены в различных сборниках. При этом в каждом храме есть свои традиции, особенности пения гласов, чаще всего передаваемые устно. Если вы музыкально грамотны, то самостоятельно сможете набрать хорошую базу знаний, но, оказавшись в конкретном хоре, столкнётесь с различиями – порой маленькими, порой довольно серьёзными. Вам нужно будет что-то переучивать, привыкать к другим вариантам исполнения.
Не стоит сразу пытаться доказывать правильность своей версии. Причин расхождений может быть множество, в них необходимо разобраться, и только после этого предлагать что-то исправить, если Ваша версия окажется лучше. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Если оказалось, что вы – единственный певчий в храме, таких проблем конечно не возникнет, но и разобраться со всем материалом в одиночку будет гораздо труднее. Нельзя забывать про устав богослужения – что, как и когда надо петь. Правда, эти знания в первую очередь необходимы регенту, но и певчий должен хотя бы в общих чертах понимать, что он делает и почему, тем более, если он один.
В случае, когда музыкальной грамотности нет, самостоятельно освоить всё будет неимоверно сложно, потребуется огромное желание, чтобы достичь цели. Конечно, есть аудиозаписи, но ведь придётся всё запоминать наизусть… Не имея практического опыта это очень сложно сделать.
Думаю, стоит остановиться на таком выводе: вначале можно самостоятельно наработать базу, а потом стоит попросить разрешения попеть в каком-либо церковном хоре как минимум год – для того, чтобы понять всю специфику. Ведь годовой круг богослужений очень многообразен, и лучше живого участия для его понимания трудно придумать что-либо. Но, конечно, любой регент будет рад певчему, который уже что-то знает: проще подкорректировать разницу традиций, чем начинать с нуля.
Екатерина Иванова, регент Скорбященского храма г. Клина
Фото: Юлия Павлюк
Церковная музыка Автор: Ирина Филиппова В этом выпуске телепередачи «Дорога к храму» мы поговорим о традициях православного церковного пения, о том, почему православное богослужение сопровождается именно хоровой музыкой.
Церковное песнетворчество. Часть 1 Автор: Наталья Двинина-Мирошниченко В сочинениях преподавателей Синодального училища — Александра Кастальского, Николая Данилина, Павла Чеснокова обрели вторую жизнь древнерусские распевы, незаслуженно преданные забвению: в Петровские времена они были принесены в жертву «модным» кантам, а на рубеже XVIII-XIX веков их буквально заглушила манера итальянской концертности.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
Школа церковного пения осьмогласия
Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.
Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви
Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.
Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.
Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.
Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.
Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.
Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.
Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.
Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.
Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.
Пение по слуху
Старообрядческое пение всегда было неоднородным исторически, и сейчас — географически. Оно разделялось крупным планом на два направления: безпоповское и поповское. В поповстве Н.Г.Денисов выделяет две группы приходов — российские и южные (состоящие из староверов, называющих себя «липоване»). Самая многочисленная из них — российская, которая использует в своем пении средства академической культуры. Но совсем недалеко, за западными рубежами России, находятся старообрядческие приходы, поповские и безпоповские, пение которых относится к аутентичной традиции без современных культурных влияний, и это можно проследить по конкретным особенностям. Несколько подобных общин есть в Украине, Молдавии и Польше, большинство — в Прибалтике и Румынии. В Ставропольском крае России находятся общины казаков-некрасовцев, заслужившие самые высокие отзывы и теплые похвалы Н.Г. Денисова. Мне бы хотелось обратить внимание на те богатства, которые накапливались веками и сохраняются до сих пор внутри самой традиционной культуры старообрядчества.
Самый главный признак, бросающийся в глаза при знакомстве с такими общинами, — это пение по слуху. Указка уже не употребляется, вне зависимости от уровня крюковой грамотности и от того, открыта ли певческая книга. Если она открыта, то указкой могут следить за словами. Иногда указкой показывают азбучное значение крюкового знака, исполняя при этом его с украшениями. С чего начинается пение по слуху? С того, что певец, начиная петь фразу, слышит ее (представляет про себя) полностью, до конца, и просто последовательно разворачивает то, что он слышит, — тогда указка делается не нужной. Главное условие пения по слуху — это хорошее знакомство с напевом, чтобы человек мог представить себе каждую его очередную фразу.
Знаменное пение построено на циклическом употреблении лексических единиц — попевок, которые с течением времени делаются хорошо знакомыми всем певцам (от хорошего знания они впоследствии начинают орнаментироваться, больше или меньше). Этот вид пения доказывает, что музыкальный слух есть от природы абсолютно у всех людей, точно так же, как и певческий голос. Этот «маленький секрет» знает уже любой выпускник музыкального училища, который в учебном курсе работал с детьми. Просто на первых порах не у всех есть координация слуха с голосом, но это достигается регулярной практикой (у взрослых, как правило, в течение 1–2 лет) с усложнением материала, начиная с ектений. Есть и еще одно условие успешной координации голоса со слухом — петь примерно на той высоте, на которой человек разговаривает (по крайней мере на первых порах). Если оно нарушается, пение может быть фальшивым.
Здесь мы вплотную подходим к проблемам женского пения. Расстояние между мужским и женским голосом от природы — это не октава, а максимум квинта или даже кварта. Если женские голоса надстраиваются в октаву над мужскими, то это гораздо выше того уровня, на котором певицы разговаривают, и в таком случае их голоса звучат напряженно и есть тенденция к постоянному занижению тона. В липованских общинах Румынии иногда практикуется очень удобный, щадящий способ пения: лики однородны, мужской и женский, и каждый из них поет в своем тоне. Расстояние между этими тонами может быть квартой или квинтой, голоса звучат спокойно и естественно.
Пение по слуху решает еще две возникающих проблемы. Во-первых, если хор сбивается со взятого тона, то легко может запеть с другого, более удобного тона, сразу в правильном звукоряде без настройки, забывая предыдущее звучание. В этом случае человеку с музыкальным образованием приходится труднее: без настройки он рефлекторно запевает с другой ступени того же самого звукоряда, и у него получается неверный, чуждый характер напева. И, во-вторых, поющие по слуху легко будут петь в своем собственном тоне, если тон предстоятеля или парного лика не подходит, допустим, слишком высок для них.
При практике пения по слуху уже не требуется регулярных занятий сольфеджио, тем более, с преподавателем, не знакомым с церковным звукорядом.
Церковный певец и академическая школа пения
Теперь рассмотрим, требуется ли церковному певцу академическая школа пения. Самое главное — отделить ее суть от внешности. Внешние признаки прекрасно заметны со стороны: это прикрытый звук, его вибрация, агогика (изменения темпа), употребление высоких женских голосов, «выравнивание» хорового строя, работа над ансамблем. Существенные признаки совершенно незаметны со стороны, но именно они позволяют физиологически грамотно поставить певцу дыхание и голос. Занятия вокалом начинаются именно с постановки дыхания, которая является универсальной для всех школ вокала: академической, народной и эстрадной. Это дыхание глубокое и диафрагмальное, т.е. животом; оно требует наработанной привычки, иначе дыхания хватает ненадолго. Затем нужно освободить мышцы певческого аппарата и ликвидировать все имеющиеся их зажимы — на это направлены специальные упражнения. Эти два момента постановки голоса являются самыми важными, они никак не связаны с окраской голоса, его высотой, а тем более — ориентацией на академическую музыкальную культуру, точно так же, как и на народную. Высокое женское пение не было в старообрядчестве преемственным и возникло в эпоху торжества эстетики модерна, поэтому ее установки с годами могут еще скорректироваться. Как видно, ответ на вопрос, нужна ли старообрядческому певцу профессиональная постановка голоса, с любых позиций будет положительным: безусловно, она желательна или прямо необходима в своей универсальной части.
Об очень, очень многих моментах и древней, и старообрядческой певческой традиции можно было бы поговорить: об ее истории, становлении рукописной школы Выговского и Ветковского центров, о миграциях и, соответственно, переносе певческой традиции. О соотношении устного и письменного пластов в древних рукописях (начиная с Типографского устава кон. XI — нач. XII в.) и в Новое время, когда книги стали еще более унифицированы. Об экспериментах по выработке пометной крюковой грамоты в XVII веке. Об орнаментации знаменного напева и отражении ее в различных письменных источниках, вплоть до нотных… Хочется выразить надежду, что разговор о традиции знаменного пения будет продолжен и поддержан многими учеными и практиками, которые имеют свои исключительные и ценные наблюдения по этому насущному предмету. Без этого предмета не состоится богослужение, и приходящий человек не скажет: «Здесь центр моей жизни, и моя душа поет именно вот таким же голосом…».