Что такое осуждение? Это негативная оценка поведения, внешнего облика или образа жизни другого человека через призму собственных понятий о норме и исходя из личного опыта осуждающего. Данное понятие плотно связано с такими определениями, как «злословие» и «сплетни», однако оно характерно сравнительными выводами, на фоне которых осуждающий старается выглядеть лучше, чем его «жертва».
Что это такое?
Убеждение большинства людей в том, что они имеют право на свое мнение в оценке чужой жизни, базируется на их уверенности в собственной непогрешимости, о которой еще Моруа Андре писал: «Каждый уверен, что остальные ошибаются, когда судят о нем, и что сам он не ошибается, когда судит об остальных». Пресловутая позиция «справедливого воздаяния» более всего становится заметна, когда сам осуждающий сильно нуждается в гласном и прилюдном подтверждении своего «совершенства», и именно тогда, когда он менее всего этого заслуживает.
Так что такое осуждение человека? В идеале таковым полагалось бы считать искреннее намерение одного объекта указать на ошибочное действие другого с целью корректировки модели его поведения. Однако на самом деле в естестве человека настолько прижилась постоянная и болезненная неудовлетворенность собственной персоной, что потребность осудить, ударить морально, унизить стала сродни потребности возвыситься, и даже обрела форму синонима этого определения. Что такое осуждение и как оно помогает самореализоваться злоязычнику?
Зачем людям примерять роль Бога?
Ежедневно, сознательно или нет, но каждый человек примеряет на себя роль судии от Высшего Разума, выступая в роли обвинителя по несчетному количеству вопросов, которые его совершенно не касаются. Пытаться искоренить в себе эту черту полностью бесполезно, так как она является темной стороной всякого разумного существа. Но слишком увлекаясь выискиванием в чужом глазу соринки, неплохо было бы вспомнить слова Т. Соловьевой о том, что «судить неудачника берутся лишь те, у кого в жизни не было и намека на успех».
Что такое осуждение? Это приговор, вынесенный с учетом собственного взгляда на справедливость. А справедливость, как и рамки ее, и основные теги, у каждого человека своя, пусть и с некими общими чертами, но удобные для него лично. Можно ли применять эти конкретные величины для кого-то другого? Конечно, нет. Но человек делает это, почти утратив контроль над чувством меры и не замечая, что негатив, проецируемый направленно на оппонента, уже давно является его персональным взглядом на жизнь.
Причины склонности к осуждению
Мотив в осуждении поступков другого лица может быть никак не связан с его поведением, и вообще, лишь косвенно относиться к объекту. Часто оппонент выбирается едва ли не методом случайного отбора, а прямая причина злоязычия лежит в низкой самооценке судьи, решившего таким образом компенсировать свои недовольства путем принижения избранной «жертвы».
Другими резонами выставить чужую жизнь на всеобщее обозрение могут являться:
- устаревшие понятия и ценности (например, неприемлемость сожительства пары до заключения брака);
- отсутствие объективности и узкость взгляда на различные обстоятельства;
- зависть, толкающая на принижение чужих достоинств;
- метод манипулирования чужим мнением (вменение человеку чувства вины или ответственности);
- отрицание своих недостатков через подчеркивание и утрирование изъянов у другого лица.
И наконец, распространенной причиной порицания и осуждения, считается банальная скука и отсутствие других тем для разговора. В основном манера общаться через скрытое осуждение (в форме сочувствия) присуща представительницам слабого пола.
Точка зрения церкви
Что такое осуждение в православии? Церковь к такому пороку, как злословие в сторону ближнего, относится очень строго, резонно полагая, что в желании осудить другого человека прячется один из самых серьезных смертных грехов – гордыня. Человек осуждающий не может оставаться беспристрастным, не способен он и на смирение, обязательное для христианина.
В известных каждому взрослому человеку словах «Не судите, да не судимы будете!» заключена вся суть православного воззрения на спорный вопрос. Человек по природе своей склонен к идеализации, однако это состояние опасно наличием теневой стороны. Невозможно указать на чье-то совершенство, не подчеркнув при этом чьих-то недостатков, причем сравнение происходит на рефлекторном уровне. Мать хвалит свое дитя, подразумевая, что другие дети менее одарены и послушны, муж восхищается хозяйственной женой, осуждая не столь хлопотливую соседку.
Церковь учит: каждый человек должен прежде всего следить за собой, за своими поступками. Никто из людей не безупречен настолько, чтобы не отбрасывать тени, но если каждый про себя считает, что достоин прощения, то было бы нормально применить ту же позицию по отношению к другим.
Не осуждай человека, но будь нетерпим к самому греху
Грузинский святой Гавриил Ургебадзе, который жил в XX веке, как-то сказал: «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься, может быть, в куда худшем положении».
Но как не осуждать убийцу?
«Иное дело замечать, а иное дело осуждать», — говорит в одном письме схиигумен Иоанн (Алексеев).
Когда святые просят быть нетерпимым к греху, а не к человеку, они напоминают: главная цель человека на земле — это стяжание Благодати. Все в христианском учении — заповеди, Церковные устои — сложились ради одного — чтобы человек по чистоте своей стяжал Благодать Духа Святого.
Осуждение — это агрессия в сердце. Если есть агрессия — нет Благодати. А если есть Благодать — то для вас человек, совершивший даже самый плохой, самый ужасный на свете поступок, — становится не злодеем, а несчастным. Его хочется жалеть, он же погубил свою душу…
Преподобный Порфирий Кавсокаливит писал: «Меня спрашивают, ну как же не осуждать преступников? Ну, не все же совершающие преступления — это убийцы и злодеи. Эти люди лишены «защитного барьера», они не борются с собой, не исповедуются, не причащаются, не молятся, не пытаются исправиться. У них добрые души, но они живут, как говорят в просторечье, «как на постоялом дворе». Зло улавливает их в свои сети и толкает их на убийство и другие преступления. Однако очень скоро они раскаиваются, мучаются, чувствуют себя как в аду. Не хочу оправдывать преступления, но преступник и грешник не перестают оставаться людьми, ранеными людьми».
Просьба не осуждать грешника означает, что мы не должны позволять своему сердцу озлобляться. Не позволять себе превращаться пускай и в отдаленное, но подобие того человека. Ведь если мы позволяем себе злость — то значит и в нас самих есть зачаток зла. И в чем мы тогда лучше злодеев?
Это не значит, что убийцу или насильника нужно освобождать из-под ареста. Законы земные уже сложились и через них тоже происходит определенное искупление греха.
Возможно, одним из лучших символов, как можно разделять грех и самого человека, может быть отношение родителей к своим детям. Ребенок совершил проступок, — прогулял, украл, что-то еще, — но мать же ни на минуту не перестает его любить?
Осуждение и обличение – есть ли разница?
Что такое моральное осуждение, если не констатация факта чужого несовершенства? В происхождении обличительной морали, несмотря на то, что внешне эти понятия кажутся схожими, следует искать другие мотивы. Обличитель не стремится «работать на публику», поскольку его целью является исправление человека, а не выставление его в неприглядном виде.
Евангелие от Матфея приводит слова Иисуса, достаточно полно раскрывающие смысл и деликатность такого шага, как обличение: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» Обличение должно принести пользу согрешившему и ни в коем случае не служить возвышению правдолюба. В некоторых случаях, особенно если обличитель чувствует за собой злобу или неприязнь к оппоненту, от вразумительной речи лучше воздержаться.
Опасно выступать в роли обличителя тому, кто сам ведет безнравственный образ жизни и подвержен мелочным страстям. Даже запасшийся благими намерениями суетный мирянин рискует в своих обличениях опуститься до осуждения, нанеся душевную рану грешнику и еще более ожесточившись самому.
Третий вариант
Также изучаемое слово обозначает – давать отрицательные, а порой и безоговорочные, резкие оценки кому-нибудь или чему-нибудь, порицать. При этом исходят из духовных, нравственных, эстетических оснований.
Примеры:
Продолжая рассматривать значение слова «осуждать», обратимся к его происхождению.
Осуждение как юридическая ответственность
Что такое осуждение с юридической точки зрения? Это воздаяние человеку за его проступок, вынесенное в судебном порядке и в соответствии с законодательством страны пребывания ответчика. Факт назначения карательных мер по отношению к осужденному говорит о доказательстве его вины в полном или частичном объеме.
Осужденный человек, в зависимости от мер пресечения, избранных судом, может временно утратить права на свободу передвижения, выезд из своей страны, ведение прежней деятельности. В особых случаях предусматривается изъятие имущества, находящегося у него в собственности, лишение родительских прав или каких-либо привилегий, назначенных ранее (пособия, льгот и др.).
Синонимы
К слову осуждать можно подобрать множество таковых. Среди них находятся следующие:
- обвинять;
- порицать;
- судить;
- критиковать;
- винить;
- порочить;
- упрекать;
- клеймить презрением;
- всех собак вешать;
- приговаривать;
- давать срок;
- присуждать;
- пригвождать к позорному столбу;
- бичевать;
- бросать камень;
- оценивать;
- клеймить позором;
- клеймить;
- хулить;
- обрекать;
- распекать;
- проклинать;
- кликушествовать;
- признавать виновным;
- порицать;
- высказывать неодобрение;
- поносить;
- укорять;
- ставить на вид;
- попрекать;
- делать выговор;
- бранить;
- разносить;
- давать нагоняй;
- оговаривать.
В завершение изучения того, что значит осуждать, рассмотрим отношение церкви к такому действию.
Условное осуждение
Что такое условное осуждение, до сих пор является предметом споров среди правоведов. Так, некоторые юристы относят наказание, оставленное без фактического исполнения, к способам превентивного влияния на объект, другие же видят в мере уголовно-правового характера реальную угрозу для благополучия человека. Последний момент сказывается в основном на морально-этической стороне жизни наказуемого.
Условно осужденный обязан регулярно предоставлять сведения о себе в органы исполнительной инспекции; он не может без особого разрешения покидать страну, менять место жительства. Кроме того, на осужденного при вынесении решения в суде налагается ряд обязанностей, призванных служить исправлению провинившегося, а также ограничить его пребывание там, где это может нанести вред окружающим (или кому-то конкретно).
Что такое осуждение в обществознании
В такой науке, как обществознание, уделяется много внимания понятию социального контроля, который также можно назвать регуляцией положения индивида в группе его принадлежности. Общественность всегда чутко реагирует на проявления девиантного (искаженного) поведения отдельных личностей. В зависимости от того, в какой сфере обнаружилось нарушение социальных норм, общество, посредством имеющихся механизмов контроля, принимает соответствующие меры по исключению факторов сбоя.
Социологи называют следующие формы проявления общественного контроля:
- Внутренний – человек сам контролирует свои действия, беря за образец нормы поведения, принятые в его обществе. Индикатором контроля в этом случае считается совесть индивида.
- Внешний – контроль осуществляется со стороны общественности, с использованием таких рычагов морального или юридического осуждения, как гласность, вынесение выговора, судебное решение или полная (частичная) изоляция индивида из социальной жизни.
Доказано, что чем ниже у человека развито чувство самоконтроля, тем вероятнее, что ему придется столкнуться с жестким влиянием общественных контрольных институтов (суд, внимание надзорных органов, принудительное лечение и др.).
Как избавиться от манеры всех осуждать
Если объяснять простыми словами, что такое моральное осуждение, то выходит, что это критика уничижительного свойства, идущая от человека с одной целью – выставить оппонента в неприглядном свете. Порицая, человек не может быть объективным, ведь выставляемая им оценка поведения «жертвы» исходит из набора его собственных ценностей, что уже не позволяет относиться к вопросу беспристрастно.
Привычка осуждать все вокруг выглядит со стороны очень некрасиво. Если человек понимает свой недостаток и стремится от него избавиться, ему необходимо научиться контролировать свои мысли и осознать прописные истины:
- совершенные ошибки формируют опыт человека, поэтому составляют обязательную часть жизни каждого человека;
- прежде чем порицать поведение или внешний вид другого человека, следует посмотреть на ситуацию его глазами и с вершины его опыта – возможно, он не мог поступить иначе;
- стереотипное мышление – серьезное препятствие на пути к пониманию мотивов других людей;
- привычка осуждать, как и завидовать, рождается из праздности, поэтому главный рецепт самосовершенствования кроется в постоянной занятости;
- тому, кто осуждает, следует всегда помнить, что он тоже может стать объектом нелестных комментариев, особенно со стороны своих бывших «жертв».
Потребность видеть недостатки в других людях часто берет начало из собственной заниженной самооценки, поэтому без корректировки собственного поведения избавиться от привычки не получится.
Осуждение – способ самоутверждения за счет другого
Юридизм мышления формируется у нас с детства. Человек, который осуждает других, как правило, имеет очень серьезный дефицит принятия себя, ценности себя. Корни этого дефицита лежат обычно в детстве, когда родители не давали ребенку достаточно ощущения, что он ценен, важен, нужен, любим просто потому, что он есть, а не потому, что он ведет сейчас себя хорошо, приносит пятерки и проч. И тогда для компенсации этого дефицита ему необходимо «добрать» свою ценность любым способом. Один из них – осуждение другого. Ведь если другой «такой дурак», я априорно на этом фоне – «поумнее буду».
Верно и обратное – тот, кто себя принимает, у кого есть базовое ощущение собственной ценности независимо от того, что он делает или не делает, такой человек оказывается достаточно внутренне свободным, у него нет необходимости искать подтверждения собственной значимости, хорошести путем осуждения других. То есть такой потребности в принципе не возникает, ему не нужно превозноситься над кем-то, самоутверждаться.
Как правило, базовое ощущение ценности себя закладывается очень рано, но это не означает, что ничего нельзя изменить в более позднем возрасте. Бывает и наоборот, когда устойчивость, возможность опираться на себя вместе с умением себя принимать могут пошатнуться у взрослого человека в результате сильных травматических переживаний.
Итак, осуждение дает очень важную выгоду – ощущение, что я лучше других, что я не такой, как они, это своего рода способ самоутверждения. Но для этого существуют и другие способы, почему же мы так часто прибегаем именно к осуждению? Чаще всего такая привычка закладывается в детстве и, как ни странно, не без помощи родителей.
Простая история с моралью
Так что такое осуждение? В заключение можно вспомнить старую историю, нередко используемую в проповедях моралистов, о некой семье, переехавшей в новый дом. Женщина, бывшая в этой семье женой и матерью, слыла хорошей хозяйкой и не упускала случая похвастаться своим умением вести домашние дела.
И вот, героиня рассказа стала замечать, что женщина из дома напротив ежедневно развешивает на сушильных веревках белье, все испещренное грязными пятнами. Каждый раз, как это происходило, злоязычная жена подзывала к окну своего супруга и говорила ему, что их соседка совсем негодная хозяйка, не в пример ей, такой внимательной и заботливой.
Так продолжалось неделю, пока однажды утром сплетница не увидела, как соседка вновь развешивает стирку, только на этот раз белую, как свежий снег. Удивившись, она вновь подозвала мужа и поделилась с ним этой новостью. Что же он ответил? Что, устав от вечной несправедливости супруги, просто встал в этот день пораньше и начисто вымыл грязное окно, через которое сварливая хозяйка смотрела во двор соседки.
Подвести итог сегодняшней теме хотелось бы словами Уильяма Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь!» Если бы все люди, прежде чем осуждать и выносить на всеобщее обозрение недостатки своего ближнего, задумывались сначала о собственных минусах, в мире было бы гораздо меньше негатива и поводов для раздоров.
Оставаться на высокочастотной энергетике
Кроме того, что мы забираем чужие проблемы на себя, мы еще и переходим на низкочастотную энергию — значит, формируем в своей жизни не самые приятные события вместо тех, которые бы могли быть, если бы мы сохраняли нейтральное отношение и позитив.
Помните фильм «Секрет»? Есть еще отличная книга «Сила» — про нее я тоже обязательно сделаю отдельный пост, в ней много цитат известных физиков и Нобелевских лауреатов о том, как на самом деле устроен этот мир и логически обосновано, почему не стоит переходить на низкочастотные волны.
Вот и 4-е «волшебное» правило Александра Палиенко именно про это.
«Поиск во всем хорошего. Умение говорить созидательно, и думать, тогда идет программа созидания».
«Наше общество воспитало нас так, что мы привыкли во всем искать недостатки и осуждать окружающих. Вспомните, о чем вы говорите, когда собираетесь в компании? Как правило, идет выражение недовольства всем: от соседей до правительства и президента. А организм настраивается на ту энергетику, которой мы постоянно пользуемся. Ведь если у курильщика забрать сигарету, то организм по привычке будет требовать ее, хотя это и вредно.
Когда мы живем на уровне осуждения, то переходим на низкочастотные вибрации, которые формируют негативные события. Необходимо научиться видеть во всех ситуациях что-то позитивное: солнечная погода, красиво поет птица, на прохожем прекрасно сидит костюм и т.д.
Делая это регулярно, мы программируем подсознание на позитив, и мозг начинает выхватывать из окружающего мира позитивные события. Заложенное в подсознание умение искать в мире прекрасное, будет вести вас по жизни.
Приходя в магазин, вы найдете самые лучшие туфли, а ища работу, выберете самую интересную и высокооплачиваемую и т.д.
Когда вы научитесь видеть в жизни позитив, то что бы не происходило, вы будете понимать, что с плохим приходит и хорошее. У С.Лазарева (автор книг «Диагностика кармы») есть фраза: «Если вам сегодня хорошо, то поглядите назад. Вот там, когда вам было плохо, закладывалось ваше хорошее».»
И вот еще из одного из последних выступлений Александра:
«Когда я смотрел людей, у которых большие долги и на них висит много кредитов, оказалось, что у них есть три момента в поведении: хвастовство, раздача советов и осуждение. Эти три пункта загоняют нас в кредиты и долги.»