Великий пост для верующих христиан — время обновления, духовная весна. Это время подвига, усиленной работы над душой. О посте упоминается в Евангелии, в частности, в Евангелии от Матфея. У Господа спрашивают, почему ученики Иоанновы постятся, а его нет. На что Иисус Христос отвечает, что сыны чертога брачного будут поститься, когда у них отнимется Жених.
Весь Великий Пост является подготовкой к величайшему событию в мировой истории — Воскресению Бога. Чтобы воскреснуть вместе с Христом, нужно очистить свою душу, приготовить ее к Празднику. Следовательно, Великий пост — это средство, которым православные христиане достигают цели — соучастие распятию и воскресению Иисуса Христа.
Продолжительность и сроки
Церковь называет Великий пост Святой Четыредесятницей. Однако он длится немного дольше — к 40-ка дням поста добавляются Лазарева суббота и Вербное воскресение, а также Страстная седмица, — всего 48 дней.
Даты Пасхи чередуются, подчиняясь сложному солнечно-лунному календарю, принятому в древности у евреев. Согласно библейскому повествованию, Господа распяли в дни празднования иудейской Пасхи, совершаемой в память об исходе евреев из Египта. Православная Пасха привязана к иудейской, и никогда не бывает раньше ее.
Иудейская Пасха зависит от дня весеннего равноденствия. В дни земной жизни Иисуса Христа этим днем было 21 марта. Еврейская Пасха следовала в первое полнолуние после 21 марта, в период с 14 по 21 месяца авива (нисана). И сейчас еврейскую Пасху начинают отмечать в первое полнолуние после весеннего равноденствия, а православную — в первое воскресенье после первого полнолуния. Если полнолуние приходится на 21 марта и воскресенье, то православная Пасха совершается 28 марта.
Полнолуние после весеннего равноденствия приходится на период с 21 марта по 18 апреля. Поэтому Пасха по православному обряду может праздноваться с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю). Если полнолуние приходится на воскресенье 18 апреля, то Пасха отмечается через неделю, 25 апреля.
Обратите внимание! Минимально возможный период, за который Пасха принимает все возможные положения, называется Великим индиктионом и составляет 532 года.
Празднование Пасхи в католической и протестантской конфессиях
Римо-Католическая церковь определяет время празднования Пасхи по григорианскому календарю и также принимают за точку отсчета день весеннего равноденствия 21 марта, но по новому стилю. В связи с этим католики отмечают Пасху в период с 22 марта по 25 апреля. В некоторых случаях католическая Пасха может совпадать с еврейской, и даже предшествовать ей, что противоречит евангельскому повествованию. Такое совпадение происходит из-за того, что евреи не изменили исторический календарь, и отсчитывают 14 нисана от 21 марта по юлианскому календарю, что соответствует 3 апреля по григорианскому календарю.
Кому можно не поститься в Великий пост
Великий пост строгий, ему следуют верующие. Допускается не соблюдать его детям, больным, немощным, беременным женщинам, ведь здоровье и забота о будущем поколении — это важно.
Спортсмены в период интенсивной тренировки и лица, занятые физическим трудом, могут сделать для себя послабления.
В первую очередь пост — личный подвиг каждого, берите для себя посильную планку. Его цель — не запрет на еду, а покаяние.
Если пост соблюдает один из супругов, а другой о нем и не помышляет, тогда супружеский долг нужно исполнять. В 1-ом послании Коринфянам 7:2 сказано: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Главное — не разрушить семью, а укрепить ее.
Седмицы Великого поста
Пост перед Пасхой длится неполных 7 недель, каждая из которых наполнена своим духовным смыслом. Все седмицы имеют свои названия, известные и в народе, и в церковной среде.
Первая седмица
Первая неделя поста называется неделей Православия. В это время положен строгий пост. Первые четыре дня в церквах на великом повечерии читают покаянный канон Андрея Критского. Этот канон называют также и Великим, так как в нем содержится примерно 250 тропарей (обычно в каноне их 30). Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского называют “малым стоянием”, в отличие от среды Крестопоклонной недели, когда на вечернем богослужении прочитывается весь канон и житие Марии Египетской.
В субботу совершается память святого Феодора Тирона. Накануне, на вечерней службе освящается коливо — вареные зерна пшеницы с медом. По благочестивой традиции ревностные христиане стараются не есть вареную пищу всю первую неделю поста, и уже в пятницу едят коливо.
Заканчивается первая седмица праздником Торжества Православия. После воскресной литургии в церквях служится молебен. По окончанию молебна хор поет “Вечную память” почившим верным чадам Церкви Христовой, а затем многолетие ныне здравствующим христианам.
Вторая седмица
На второй неделе поста Церковь молится о благодатном озарении верующих. Все богослужебные моления второй седмицы пронизаны сокрушением о греховной природе человечества, его несовершенстве и указывают на пост, как на верное средство внутреннего преображения и светоносного озарения. Вторая седмица называется неделей светотворного поста, или неделей Григория Паламы.
Святитель Григорий Палама известен своими богословскими трудами о Нетварном свете Преображения, отличного от тварного света. Вкратце это богословское учение заключается в том, что мы веруем в Бога, как сказано в Символе веры, “Света от света”. Бог Свет создал другой свет — тварный, как написано в Бытии: “Сказал Бог, да будет свет”.
В субботу второй седмицы, а затем на третьей и четвертой неделях поста, служится заупокойная служба. Великопостные родительские субботы — время особенного поминовения умерших. Накануне совершается Парастас — заупокойная всенощная служба с чтением 17 кафизмы и панихидой.
Кстати, следует помнить: с повечерия в пятницу до вечерни в воскресенье не полагается земных поклонов.
Третья седмица
Третья неделя называется крестопоклонной. Обычно в начале поста все полны сил, имеют благое расположение и стремятся на подвиг. Уже к третьей неделе силы иссякают, и верующие нуждаются в духовном утешении. В субботу на утрене выносится из алтаря Крест — для подбодрения постящихся и укрепления в дальнейшем прохождении поприща поста.
Четвертая седмица
Четвертая неделя поста — неделя Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн жил в 6-м веке и прославился перед Богом подвигом уединения. С юности до сорока лет угодник Божий Иоанн провел в одиночестве на Синайской горе, а затем перешел в синайскую пустыню Фола, где подвизался в строгом посте и непрестанной молитве еще 40 лет.
Всё время святой постился, употребляя самую малость постной еды, разрешенной Уставом, но непреклонно воздерживался от движения страстей.
Преподобный Иоанн написал “Лествицу” — духовное руководство для хотящих взойти на небо. Книга разделена на ступени — по степеням духовных совершенств.
Духовный смысл четвертой седмицы состоит в утверждении того, что пост и молитва могут открыть лестницу в рай и привести к духовному совершенству, как в случае с преподобным Иоанном.
Воскресное Евангелие четвертой седмицы благовествует верным, что “род сей изгоняется только постом и молитвой” и возвещает радостную весть грядущего Воскресения Господа.
Пятая седмица
Пятая неделя поста известна как неделя преподобной Марии Египетской. На утрене четверга (на практике — в среду вечером) в церкви читают Великий канон Андрея Критского и житие святой Марии Египетской. Это богослужение называют Мариино стояние. Церковь показывает на примере Марии Египетской, как путь покаяния преображает человеческую душу, изводит ее из глубины греховного мрака к совершенной святости бесплотных ангелов.
Суббота пятой седмицы известна под название Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста. Богослужение совершается в память о заступлении Царицы Небесной города Константинополя от нашествия врагов в 7 веке.
Шестая седмица
Шестая неделя известна как неделя Ваий, или Вербная. В пятницу ваий оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Новость о воскрешении четверодневного мертвеца мгновенно разлетелась среди иудеев. На следующий день Господь отправился в Иерусалим, где Его приветствует многочисленные толпы людей. Ликующие иудеи встречали Иисуса, как Царя и постилали Ему под ноги ветви.
Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим — это мост от Святой Четыредесятницы до Страстной седмицы. Пост является способом достичь цели: сораспяться с Господом, идти вместе с ним крестным путем, чтобы вместе с Ним воскреснуть.
На вечернем богослужении освящаются веточки вербы. Эти веточки верующие несут на воскресную литургию, чтобы символично встретить грядущего Царя славы.
Страстная седмица
Страстная седмица — это дни страдания, крестной смерти Господа, Его погребения. Каждый день страстной недели называется страстным, или великим. В эти дни не вспоминаются дни памяти святых, не поминают умерших. Духовный смысл Страстной седмицы состоит в приобщении к страстям Христовым. Несмотря на трагические события Страстной седмицы, верующие с радостью осознают возможность спасения, полученную страданиями и смертью Спасителя.
Каждый день в Церкви совершаются особенные богослужения. В четверг утром служат литургию Василия Великого в воспоминание Тайной вечери. На вечерне в этот день читают 12 страстных Евангелий. По благочестивой традиции, Евангелие слушают с зажженными свечами, а затем стараются донести огонек домой.
В Страстную пятницу на вечерней выносят Плащаницу, как символ снятия с Креста Пречистого Тела.
Православная Жизнь
Рассказывает священник Андрей Чиженко.
Как в православном богослужении всё с Божьей помощью увязано в единое целое!
Прощеное воскресение, когда вспоминается изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая.
И вот в понедельник первой седмицы уже закрыты Царские врата. Они не открываются ни на одном богослужении. И все молящиеся в храме – все потомки Адамовы плачут, говеют и молятся у закрытых Царских врат, у закрытых врат рая.
Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Это замечательное, прекрасное и святое произведение в сжатом виде изображает Священную историю Ветхого и Нового Заветов. Все это множество людей, о которых пишется в каноне, словно бы вырастает перед нами и проходит перед нашим сердечным взором с главной целью – пробудить в нас покаяние, осознание собственной греховности и необходимость в спасительном исцелении, которое может дать только Бог.
И главный настрой, который нам нужно приобрести для исцеления, – это покаяние. Покаяние – вот двери в рай. Через них только и можно попасть в Царствие Небесное. Вот, пожалуй, ключевая и вселенская мысль преподобного Андрея Критского, его посыл, его моление, адресованное всем нам.
Продолжая тему Адамова изгнания и Великого канона, читаемого на первой седмице Святой Четыредесятницы, хочется сказать, что мы словно бы выводимся в пустыню Великого поста, где должны путем покаяния, молитвы и говения вымаливать себе прощение. Поэтому в церковных службах в этот период преобладают молитвословия из Ветхого Завета, когда человечество ожидало прихода обещанного Богом Мессии, как и мы должны ожидать Светлого Воскресения Христова. Мы должны бороться за свое спасение, как евреи боролись за Землю обетованную, сохраняя истинную веру в Господа и уповая на Него. Среди богослужебных молитвословий великопостного периода много кафизм Псалтири, библейские песни, стихословия Триоди Постной, настраивающие душу на покаяние, размягчающие ее, соделывающие ее способной к восприятию небесных законов жизни в Боге. Конечно, в этот период в службах много коленопреклонений и особенно они связаны с молитвой преподобного Ефрема Сирина – этой словесной стрелой, этой мольбой с воздетыми руками (а таких молитв немного в литургической жизни Церкви, но они всегда кульминационные, наиважнейшие), когда мы распахиваем, как дети, перед Богом душу и просим у Него, чтобы Он исцелил наши страсти, даровал добродетели, научил покаянию и любви. Мы испрашиваем в первую очередь Божьей благодати и верим, что Господь обязательно ее даст ради нашего спасения.
В среду и пятницу первой седмицы и всех последующих Великого поста до Страстной совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. На этих богослужениях не пресуществляются хлеб, вода и вино в Тело и Кровь Христовы. Но заготовленные в предыдущее воскресение Святые Дары преподаются верующим, чтобы Господь освятил их и укрепил в прохождении поста. В пятницу первой седмицы Святой Четыредесятницы по совершении Литургии Преждеосвященных Даров читается канон великомученику Феодору Тирону и освящается коливо в честь события, когда спустя около 50 лет после своей смерти этот святой явился христианам и предупредил о том, что император язычник Юлиан Отступник приказал все продукты на рынках окропить идоложертвенной кровью. Тогда христиане, чтобы не оскверниться, приготовили коливо и ели его.
Это воспоминание также укрепляет нас в посте тем, что Бог всегда печется о Своих верных и помогает им, ведя путем ко спасению.
В субботу и воскресенье во все седмицы Святой Четыредесятницы пост послабляется. Служатся Литургии. В субботу – святителя Иоанна Златоуста, а в воскресенье – святителя Василия Великого. Можно вкушать растительную пищу со елеем.
В воскресение первой седмицы Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Историческая история этого праздника нам говорит о том, что спустя почти столетней борьбы иконопочитание победило иконоборчество в середине IX столетия. И то, что святые иконы и мощи являются святыней для Церкви, было засвидетельствовано крестным ходом в Константинополе, который с несением икон и мощей состоялся в 843 году в первое воскресенье Великого поста. Отсюда и наша традиция проведения крестных ходов со святыми образами и мощами в этот день.
Первая седмица Великого поста вместе с праздником Торжества Православия есть неким символом, прообразом Великого поста и следующей за ним Пасхи.
Торжество Православия – прообраз Светлого Христова Воскресения. Символ того, что Бог победит и Церковь победит обязательно. А наша задача – во что бы то ни стало удержаться в Ней, и Она, как спасительный корабль к Царствию Небесному, довезет.
А пока освободимся от балласта грехов, ненужного груза чрезмерных привязанностей к материальным благам, от раковых опухолей страстей, освободимся прохождением Великого поста, который в этом спасительное, проверенное лекарство, установленное Самим Господом нашим Иисусом Христом (см. Мф. 4).
Иерей Андрей Чиженко
Особенности богослужений Великого поста
Великопостные службы значительно отличаются от совершаемых в другое время. Все молитвословия направлены на пробуждение покаянного чувства, углубленное созерцание внутренних, сокровенных чувств.
Отличительные особенности Великопостных служб:
- нет литургии по понедельникам, вторникам и четвергам;
- по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных даров;
- за неделю на богослужениях дважды прочитывается Псалтирь;
- с понедельника по пятницу читается молитва Ефрема Сирина с 4 великими и 12 малыми поклонами;
- на утрени поется “Аллилуйя” вместо “Бог Господь”;
- в зависимости от гласа Октоиха и дня недели подбираются троичны, седальны по первом стихословии и светильны;
- на вечерне провозглашают 2 прокимна и читают 2 паремии;
- на великом Повечерии поются особые песнопения “С нами Бог”, “День прешед”, “Господи сил с нами буди”;
- по субботам 2, 3 и 4 седмиц служат заупокойные службы;
- по воскресеньям служат литургию Василия Великого.
Богослужения Страстной седмицы имеют свои особенности, как и Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим.