Богослужения – важная часть любой религии. Во время богослужения люди должны ощущать, что во время службы они общаются с Богом. А богослужения должны быть унифицированы, чтобы любой священник мог проводить службу, и чтобы миряне могли свободно придти в любой храм. Также необходимо привести к единому знаменателю и церковную жизнь. Церковь должна быть единой и все ее члены должны жить по единым правилам.
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».
Повесть временных лет
Для этой цели стали создавать богослужебные уставы, или, по-гречески, типиконы.
Типиконом называется как богослужебный устав вообще, так и конкретная книга с конкретным уставом
Истоки христианских богослужебных уставов находятся в иудаизме
Первые христианские общины были частью иудейской религии.. Закон, который пришел исполнить Христос, Бог дал иудеям. Поэтому ранние христианские богослужения были практически идентичны богослужениям иудейским.
Первые христиане полностью соблюдали иудейские традиции.
Иудейское богослужение делилось на храмовое и синагогальное. Во время богослужения сначала читали псалмы, потом — молитву, которая прославляла величие Божие. Затем читали Закон и Пророков. Заканчивалась служба благословлением.
Евхаристия — причащение хлебом и вином — стала главным таинством христианской религии
Сам Христос начинал проповедовать именно в синагогах. Всюду Он говорит об исполнении Закона и обличает тех, кто его нарушает.
Но вместе с тем Он возвестил Новый Завет. Он дал молитву Господню, которую следует читать и дал самое главное — таинство Евхаристии — обряд, во время которого христианин вкушает Тело и Кровь Христову и соединяется таким образом с Богом.
Иудаизм и христианство окончательно разошлись во II в.
В апостольское время ярко проявляется двойственность богослужения, сочетание в нем Ветхого и Нового Заветов. Однако единых правил совершения богослужений еще не существовало.
В VI в. появляется Иерусалимский устав — основной церковный устав православной церкви
К VI в. разные виды богослужений начинают постепенно приходить к единому знаменателю. Постепенно вырабатываются более или менее сходные правила проведения обрядов и служб.
В древнем монастыре Саввы Освященного приняли устав, которым пользуются все современные православные церкви
В 524 г. в лавре Саввы Освященного монахи приняли устав, который распространился затем по всему христианскому Востоку. Устав для монастыря написал сам Савва Освященный.
Лавра Саввы Освященного находится рядом с Иерусалимом, поэтому устав получил название Иерусалимского.
Устав был достаточно строгим, ведь Савва писал его для монахов. Первоначальный вариант устава не сохранился.
Шах Хосров во время войны с Византией разорил Палестину. В огне войны погибла первая редакция Иерусалимского устава
С IX по XI в. основным богослужебным уставом был Студийский
Иерусалимский устав был достаточно строгим и не совсем подходил для мирян. В VIII в. Феодор Студит, игумен студийского монастыря в Константинополе, написал для него устав.
Студийский монастырь основан в V в., поэтому Студийский устав считается древнее Иерусалимского.
Студийский устав отличался от Иерусалимского большей простотой и либеральностью. В нем нет всенощных бдений, монахам дозволено самим избирать себе игумена, из монашества можно было беспрепятственно выйти. Не такими строгими, как в Иерусалимском уставе, были и правила постов.
Студийский монастырь существует с V в., но дошедший до нас устав написал Феодор Студит в VIII в.
Полный оригинал Студийского устава, зафиксированный в Студийском синаксаре, не сохранился. Самым древним списком является Ипотипосис, а наиболее полная редакция Студийского устава дошла до нас в составе Типикона патриарха Алексея Студита.
Синаксарь – книга с богослужебными указаниями на год, составная часть типикона.
Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. положило окончательный конец господству Студийского устава.
В Грузии до перехода на Иерусалимский устав пользовались студийским Типиконом Георгия Мтацминдели
Православная Жизнь
Размышления иерея Андрея Чиженко.
С одной стороны, церковный Устав – это свод правил, необходимых для исполнения православному христианину. Но, как метко заметил в своей книге «Толковый Типикон» профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович, это еще не все. Нужно смотреть глубже…
Здесь, мне кажется, следует привести обширную цитату киевского богослова полностью:
Значение слова ‟Типиконˮ
В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия, например, употребительное и теперь – ‟Уставˮ. Нынешнее ее заглавие выработалось веками, и уже это говорит за то, что оно должно быть продуманно и знаменательно. – Будучи прилагательным от τύπος – черта, вид, образец, модель, норма, τυπικός означает ‟составленный по образцуˮ, но оно не одно и то же с άντίτυπος, снимок, копия. Поэтому по-русски слово τυπικός несколько отвечает слову ‟образцовыйˮ, если последнее употребляется в смысле ‟наиболее отвечающий своему образцуˮ. Τυπικόν, при котором подразумевается βιβλίον, книга, может означать ‟книга образцовˮ, образцов понятно чего. Только в одной Православной Церкви книга, излагающая порядок богослужения, носит такое оригинальное заглавие. Оно непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово ‟уставˮ было бы неточной передачей греческого τυπικόν (‟уставˮ соответствует греческ. διάταξις).
Смысл заглавия
Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир.
Т. е. Устав, типикон, не только правила поведения, понятые в юридическом смысле, но небесный идеал, к которому нужно стремиться. Это развитие, динамика, постоянное совершенствование человека в богообщении. Устав ни в коей мере не должен стать концлагерем, наоборот, он призван благодатью Святого Духа через творения святых отцов высвободить душу человеческую, чтобы помочь ей общаться с Богом. Из Устава, как говорил митрополит Антоний Сурожский, не следует делать идола, кумира. Он благодатен потому, что является лестницей на Небо. Он благодатное средство для постижения Бога, но никак не самоцель.
Грубо говоря, к примеру, Сергей Бубка взял высоту около шести метров. Обычному человеку, который хочет заниматься прыжками в высоту, говорят: ты тоже должен. Это устав. Вперед. Он летит и ломает себе шею, потому что без подготовки решил выполнить то, к чему тренированный спортсмен готовил себя годами, а может, и десятилетиями.
Требовать от новоначальных православных христиан исполнения всех норм устава примерно то же, что требовать от только что посаженного зернышка яблони сиюминутных плодов. Плод будет только спустя несколько лет, а если агроном решит по-другому, то он уничтожит растение.
Святой первоверховный апостол Павел прямо говорит об этом: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:11–14).
Т. е. апостол говорит, что в духовном развитии человека есть уровни. Новоначальным «младенцам» нужно словесное «молоко», понятное им, а уже воцерковленные люди могут принимать и «твердую» пищу. Нельзя младенцу сразу давать твердую еду, у него остановится желудок. Его нужно подготовить к ней.
В этом смысле православие – это жизнь, постоянное совершенствование. Православие – это рост. И в этот рост, не подумав или сгоряча, с чрезмерным рвением нельзя вторгаться, потому что ты нарушишь эту жизнь или, не дай Бог, прервешь рост. Лучше довериться опытным церковным «виноградарям», которые Богом на то поставлены, чтобы контролировать этот рост, наблюдать за ним, помогать ему. Это священнослужители.
Выберите себе батюшку по сердцу и советуйтесь с ним. Жизнь по совету – это великая мудрость, так говорят святые отцы.
Будем помнить, дорогие братья и сестры, что молчание часто важнее слова. И слово ранит сильнее опасной бритвы. Хочешь что-то посоветовать, сначала поищи: в сердце твоем есть ли любовь к этому человеку, есть ли понимание его биографии, внутренних законов его жизни (ведь человек – это целый мир!), можешь ли ты поставить себя на его место, вспомнить, каким ты был в его годы или в неофитстве? Одно из главных правил педагогики – учитель должен сам быть чуть-чуть ребенком и словно бы принижать свой взрослый ум до уровня развития ребенка, разговаривая на его языке. Ему следует самому вспомнить, каким был в этом возрасте. И вот когда вы не механически рубанете с плеча норму устава – одну, вторую, третью и так далее (типа: не становись сюда, не становись туда и пр.), а словно бы проникнете в жизнь другого человека, рассмотрите в нем Святую Святых, образ и подобие Божие, проникнитесь к нему любовью, тогда можете дать совет.
Нужно помнить, что все начинается с любви. В этом главная норма церковного Устава.
Иерей Андрей Чиженко
Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян
Богослужебная практика в монастырях отличалась от богослужебной практики в приходских церквях. Ни приходские священники, ни прихожане не могли исполнять строгие монастырские уставы.
История мирских уставов известна плохо. До нас дошел только константинопольский Устав Великой церкви.
Известный нам мирской устав был составлен при главной церкви Византийской империи – Соборе Святой Софии. Поэтому устав получил название Устава Великой церкви
В уставе нет дисциплинарной части, а богослужения отличаются особой торжественностью, пение в них преобладало над чтением.
Основой богослужения были синапти – общие молитвы клира и мирян.
Устав Великой церкви исчез вместе с Византией, другие мирские уставы заменились Иерусалимским.
Создать новый мирской устав попытался протопсалт Константин в 1838 г. Он создал Типикон Великой Церкви Христовой. В качестве основы он взял все тот же Иерусалимский устав.
Протопсалт – главный певчий.
В 1888 г. протопсалт Георгий Виолакис переработал типикон Константина. Новый типикон получил название Типикон Виолакиса и используется сейчас в Болгарии и, частично, в Греции.
Религия :
В первые века бытия Русской Церкви
До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же «Номоканонами», что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.
При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.
Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.
Законодательство русских князей, естественно, составляет большую часть церковно-правового материала. Так называемые княжеские уставы, в отличие от законов византийских императоров, практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Важнейшие памятники отечественного права — Устав святого Владимира и Устав Ярослава Мудрого; они включались в русские рукописные «Кормчие книги», содержавшие свод установлений тогдашней жизни – как светских, так и церковных.
Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.
Гораздо ощутимее была зависимость нашей Церкви от поработившей Русь Золотой Орды. Монгольские ханы давали русским митрополитам так называемые ярлыки. Каждый митрополит при поставлении должен был просить хана о подтверждении прежнего или выдаче нового ярлыка. Характерно, что ярлыки не только подтверждали привилегии митрополитов, епископов и духовенства, которые существовали до завоевания Руси, но и расширяли их по сравнению с прежними. Как отмечали исследователи, «ханы ограждали неприкосновенность веры, богослужения, законов, судов и имущество Церкви, освобождали все духовенство от всякого рода податей и повинностей и предоставляли духовным властям право судить своих людей во всех делах гражданских и уголовных».
Уставы жизни автокефальной Русской Церкви
С началом автокефального бытия Русской Церкви источники русского церковного права оставались неизменными: «Номоканон» в виде «Кормчей книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» святого Владимира и князя Ярослава Мудрого. Главным церковным законодательным органом были Поместные Соборы.
Велико историческое значение Собора 1551 года, созванного при святителе Макарии, митрополите Московском, и при царе Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор. В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви.
После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 году созванный на следующий год Поместный Собор издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние помещено в начале печатной «Кормчей книги».
Ряд постановлений Стоглава отменил Большой Московский Собор 1667 года, созванный при царе Алексее Михайловиче. Норму взаимоотношений церковной и государственной власти Большой Московский Собор выразил так: царь имеет преимущество в делах политических, а Патриарх — в церковных. Постановления Собора упомянуты как действующие законы в «Духовном регламенте», ознаменовавшем начало Синодального периода, и были включены в «Полное собрание законов Российской Империи».
Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.
Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года, а следовательно, они сохраняли юридическую силу и в XIX столетии.
Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.
Синодальный период
В начале XVIII века начался сложный и неоднозначный период в истории Русской Церкви. После кончины Патриарха Адриана император Петр I воспретил избрание нового Патриарха, и Церковь в России управлялась в течение двух десятилетий Местоблюстителем, затем была учреждена Духовная Коллегия с императором в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». Вскоре Духовная Коллегия была переименована в Святейший Синод.
Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году, подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 года.
«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?», дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве. Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. В третьей части — «Самих управителей должность и сила» — определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.
В 1722 году в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве. Документ также дополнили инструкции Обер-прокурору Синода. В 1841 году впервые издан утвержденный Синодом «Устав Духовных Консисторий», основательно пересмотренный четыре десятилетия спустя. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления.
Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь
Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.
Специально учрежденное Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, однако царь счел созыв Собора неблаговременным. В 1912 году материалы Присутствия пересматривались Предсоборным Совещанием, но до созыва Собора дело опять не дошло. Лишь отречение императора открыло путь к Поместному Собору. В 1917 году Предсоборный совет, работавший под председательством архиепископа Сергия, подготовил «Положение о Всероссийском Поместном Соборе».
Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.
С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».
Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент», «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.
Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.
Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.
Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.
Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства
В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.
8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
В 1945 году состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое Положение о Русской Православной Церкви из 48 статей, которое заменило Определения Собора 1917-1918 годов. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 года расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля
В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.
Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.
Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).
Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви
Поместный Собор, состоявшийся в 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал Устав Русской Православной Церкви. В нем несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви», регламентировались устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения», изданного Собором 1945 года.
Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.
Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.
Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.
Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.
Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В статье использованы материалы книги протоиерея Владислава Цыпина «Церковное право»
Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Источник
Полный устав богослужения зафиксировал на письме в XI в. Никон Черногорец
К XI в. были 2 ветви уставов: Студийские, основанные на уставе Феодора Студита, и Иерусалимские, основанные на уставе Саввы Освященного. Правкой и составлением единого устава занялся Никон Черногорец. Он выяснил, что существуют разные редакции одних и тех же типиконов, с различными разногласиями между собой. При этом имеющиеся разногласия не имели какого-либо серьезного значения.
Чин 12 псалмов
отголосок древних скитских уставов
Существенных отличий было два: всенощные бдения в воскресные и праздничные дни и пение великого славословия на утрене.
По сути, практически все было готово для того, чтобы собрать воедино все имеющееся в христианской церкви. После исследования всех доступных Никону Черногорцу типиконов, он взял за основу Иерусалимский. Причин было несколько:
- В Иерусалимском уставе были ссылки на Священное Писание. Это придавало уставу больше авторитета. В Студийском уставе таких ссылок нет.
- Списки с текстом Иерусалимского устава были древнее, чем списки с текстом Студийского.
- Иерусалимский устав построже Студийского.
С XII в. Иерусалимский устав начинает постепенно вытеснять Студийский. В XII в. Иерусалимский устав принимают в Греции и Грузии, в XIV в. – в Сербии и Болгарии, в XV в. – на Руси.
ТЕРРИТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА
12 тезисов воцерковления православного человека. (Мой вариант «правила веры» то есть стандарта воцерковлённости, на который нужно равняться миссионерам при обращении человека ко Христу)
1. Цель жизни православного человека – Царство Небесные. Мученики туда попадают через смерть за Христа, преподобные – подвигом монашеского самоотвержения, мы же, живущие в миру, благодушным терпением скорбей и стремлением к прославлению Бога.
2. Христианин – ученик Христа, поэтому он постоянно пребывает у ног своего Учителя, познавая своё предназначение в замысле Творца, подражая Господу и учась у Него смирению и любви во Святом Духе. Ученик Христа стремится всегда учиться, читает книги, наблюдает судьбы Божии, вникая в себя и в евангельское учение.
3. Каждый день христианин общается с Богом. Когда христианин молится, он обращается к Богу, когда христианин исследует Писание сквозь призму учения святых отцов, – Бог обращается к христианину. Итак, мы молимся и читаем Писание каждый день и это самая простая и надёжная форма общения с Богом.
4. Хотя бы раз в три недели христианин должен приступать к таинству св. Причащения. (См. 80 правило 6 Вселенского Собора). Для того, чтобы причащаться не во осуждение, а во спасение – необходимо деятельное покаяние. Этому способствует участие в таинстве исповеди, борьба со страстями, самоукорение и внимание к себе.
5. Богослужение раз в неделю. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему». (Исх. 20: 4). В неделю у нас 168 часов. Из них мы должны хотя бы 24 часа отдать Богу. Существует 4 способа отдать время Богу: Молитва, чтение Писания, общение с верными христианами, Евхаристия (Литургия, на которой происходит преломление хлеба). (См. Деян. 2:42).
6. Правило «десятины». Откладывай каждый месяц хотя бы одну десятую часть своего дохода и отдавай ее с радостью. Эти деньги пойдут на содержание храма, на благотворительность внутри общины и на поддержание душепопечения внутри общины.
7. Правило верности. Христианин верен… • Престарелым родителям, помогая им в их старости, • Супругу(супруге), заботясь о своём спутнике жизни, как о Самом Господе, • Своим детям, заботясь об их будущем, воспитывая в них любовь ко Христу, к Его Церкви, а также к Его учению и к Его спасительному делу в мире. • Церкви, сохраняя каноническое единство с Ней посредством подчинения её иерархии, • Своим друзьям в Церкви, • Богу, и эта верность выражается в исполнении евангельских заповедей.
8. Правило обмена опытом. Как известно, с кем поведёшься от того и наберёшься. Христианин не может иметь душевного контакта с принципиальным безбожником. Зато с верными Богу людьми христианин должен иметь постоянное общение для обмена опытом духовной жизни.
9. Правило эстафеты заботы внутри общины верных. Пастырь- душепопечитель печётся о своей общине посредством «эстафеты заботы». Непосредственно он заботится о «послушниках» своей общины, его «послушники» заботятся о новоначальных христианах, а те заботятся о погибающих людях безбожного мира. Займи своё место в этой эстафете заботы.
10. Правило 4%. Столько в нашей стране настоящих христиан. Свидетельствовать о любви Бога этому миру – должны в меру своих сил все христиане без исключения.
11. Правило честного труда. Каждый христианин должен трудиться во- первых, ради послушания Господу, ибо со времён грехопадения труд «в поте лица» является для нас важным условием духовной жизни. А во вторых, мы должны трудиться для того, чтобы заботиться о своих ближних и творить дела милосердия.
12. Правило трезвости и трезвения. Не упивайся вином, не напивайся допьяна, храни себя от наркотиков, курения, порнографии, компьютерной и интернет зависимости. Будь трезв и целомудрен, осторожно пользуясь тем, что дал нам Господь, помня, что мир лукав.
Типикон состоит из двух разделов
Типикон делят на 2 раздела по 60 глав. Первый раздел делится на 3 части:
- Главы 1-46. В этой части записаны общие указания о богослужениях и священнодействиях.
- Главы 47-51. Здесь содержатся указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной. 48-я глава – Месяцеслов – самая большая во всем Типиконе.
- Главы с 52-й и до конца. Здесь содержатся дополнения к остальным главам, а также некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения и сведения об их употреблении в службах.
Второй раздел делится на:
- Храмовые главы, 1-58. Здесь указано, как совершать богослужение в храмовые праздники.
- Припевы на 9 Песней Священного Писания – 59 глава.
- Пасхалию и Лунник – таблицу с фазами Луны – 60 глава.
Применимость Типикона
Следует заметить, что Типикон — это общепризнанный богослужебный идеал, в точности исполнить который не стремятся порой даже монастыри. Всегда ориентируясь на Него, в приходской практике, тем не менее, частично или полностью сокращаются из суточного круга богослужений обычно: малая вечерня (перед всенощным бдением), кафизмы, псалмы, стихиры, паремии, лития, повечерие, полунощница, аллилуйная служба, двупсалмие, седальны, степенные антифоны, библейские песни, каноны, синаксарии, междочасия, блаженны, апостольские и евангельские зачала, поминовение о здравии и за упокой на Литургии, ектения об оглашенных, Чин о панагии, 9-й час и ряд отдельных молитв. И наоборот, в общецерковное богослужение практически ежедневно включаются неуставные акафисты, молебны, панихиды. Типикон иногда допускает определённую свободу выбора:
«А́ще изво́литъ настоя́тель,..» |
Типикон предлагает не только порядок совершения общецерковных богослужений, но также открывает богословские истины и вдохновляет к аскетической жизни, к молитве, послушанию, воздержанию, терпению, благотворительности, к любви и другим христианским добродетелям. Авторитет Типикона в Православной церкви настолько велик, что все священнослужители перед посвящением в священные степени приносят присягу с обещанием соблюдать Церковный Устав (Типикон), отдельные главы которого зачитывались на трапезе в монастырях наряду с поучениями Святых отцов Церкви.
В начале XXI века в Русской православной церкви получила широкое распространение практика совершения ежедневных церковных богослужений по ежегодно издаваемым Издательским отделом Московской патриархии Богослужебным указаниям на каждый год (в уже традиционных фиолетовых жёстких обложках). В связи с этим уже не в каждом православном храме России есть Типикон.
В России богослужение ведется по Иерусалимскому уставу
Русь крестили во времена господства Студийского устава. Поэтому Студийский устав стал первым богослужебным уставом на Руси. Феодосий Печерский утвердил его в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился по всем русским монастырям.
Красота обрядов и богослужения сильно повлияла на выбор веры князем Владимиром
Иерусалимский устав появился на Руси во второй половине XIV в., после перевода его на церковнославянский язык. В XV в. он вытеснил Студийский устав и стал основой русского православного богослужения.
На Руси Иерусалимский устав называли «Оком церковным», по переводу 1401 г.
В России Иерусалимский устав издали в печатном виде в 1610 г. В 1695 г. была издана новая редакция типикона, которая используется в русской церкви для совершения богослужений по сей день.
Для богослужений в Русской православной церкви пользуются Типиконом 1695 г. с небольшими редакциями
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Основные положения устава
Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2016, 2022 годах.
Церковный устав — правила, которые регулируют деятельность церкви
Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:
- Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
- Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
- Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
- Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
- Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
- В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
- Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
- В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
- Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.
Важно! В 2013 году, на основании внесенных Межсоборным присутствием предложений, Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения относительно существующих полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, правил избрания Патриарха и состава Поместного собора.
Читайте о деятельности Церкви:
- Зачем православным так много храмов
- Платит ли Церковь налоги
- Зачем и на что Церковь собирает деньги