«Пресвитерианская Церковь — что это такое?», — спросит кто-то, другой безапелляционно заявит, что это секта, а третий предположит, что так называется Церковь Англии. Кажется, будто эта церковная организация где-то далеко и нас интересовать не должна.
Но пресвитерианство существует и в России. Это многовековая христианская традиция, особенности вероучения которой полезно знать набожному человеку.
Мы живём рядом с нашими братьями по вере, и понимать, чем мы отличаемся друг от друга, полезно для конструктивного диалога между конфессиями.
Пресвитерианство — не секта, а одна из протестантских ветвей христианства
Сперва о главном: пресвитерианство — не секта и не чужая нам религия, а просто протестантское течение христианства. Подобных ему много. И причина их появления кроется не в богословских, а в политико-административных разногласиях.
С годами у разных ветвей христианства образуются расхождения во взглядах на Священное Писание, на богослужебную практику и т.д.
Это мешает поставить между течениями одной религии знак «равно», но всё же этого недостаточно, чтобы признать католичество, протестантизм или православие ересью по отношению к другой конфессии.
Секта же — это организация на базе традиционной религии, которая фундаментально расходится с нею в вероучении и запрещена законодательно на территории конкретной страны.
Пресвитерианство — разновидность кальвинизма
Теперь об определениях.
В широком смысле пресвитерианство — реформаторская церковь, а если точнее, кальвинистская. Происходит это название от фамилии Жана Кальвина — проповедника и теолога из Франции, чьи взгляды легли в основу ряда протестантских течений.
Жан Кальвин сформулировал идеологическую основу пресвитерианства — кальвинизм
Он отрицал многие церковные устои и традиции, полагал их ненужными, пренебрежительно относился к христианской мистике. Но главная его идея: Бог всегда во всём главный, то есть обладает суверенитетом.
Это приводит к выводу о беспомощности и тщетности человека что-либо изменить в судьбе и мире.
Кальвинизм включает следующие течения христианства:
- реформаторство;
- конгрегационализм;
- пресвитерианство.
Также взгляды Жана Кальвина оказали влияние на другие школы протестантизма:
- баптизм;
- пуританство;
- пятидесятничество;
- методизм;
- евангельские христиане.
Помимо этих направлений, нужно упомянуть ещё и мормонов: в их учении тоже прослеживаются черты кальвинизма.
В основе кальвинизма, а значит и пресвитерианства, лежит идея переосмысления Священного Писания, его повторное изучение, из которого делаются новые выводы, часто противоречащие традиционным толкованиям.
Доктрина
Скульптура перед пресвитерианской церковью Рио-де-Жанейро , изображающая первую протестантскую Святую Вечерю в Бразилии.
Важной характеристикой пресвитерианской церкви является ее учение. Как упоминалось ранее, учения этой религиозной организации основаны на Библии , и Кальвин и другие являются главными комментаторами. Собрание, учрежденное в Вестминстере в 1643 году, приняло кальвинистское учение и отразило его в «Большом катехизисе» и « Исповедании веры ». Учение в основном основано на вдохновении Писания, божественности Иисуса Христа, искуплении, возрождении, покаянии, оправдании только верой, освящении, усыновлении, воскресении Иисуса Христа, его служении ходатайства и его втором пришествии.
Пресвитерианская доктрина уделяет особое внимание возвышению Бога, его суверенитету и так называемому двойному предопределению (плану Бога, по которому он избрал своих детей до основания мира). Эта последняя доктрина преподается во многих пресвитерианских церквях более умеренно и детально, чем в трудах Кальвина. Другими историческими документами, в которых собраны учения реформатских церквей, являются Гейдельбергский катехизис (1563 г.) и Второе Гельветское вероисповедание (1566 г.). В настоящее время также заслуживает внимания Исповедь Пресвитерианской церкви Соединенных Штатов, принятая в 1967 г. Пресвитерианская церковь принимает только два таинства, установленные Иисусом Христом .: Крещение и Святое Причастие .
Пресвитериане верят, что крещение — это установленное Иисусом Христом таинство, через которое человек входит в Церковь, и является знаком заветной печати благодати, его нового рождения и прощения грехов. В качестве внешнего элемента используется вода, и человек крестится во имя Отца, Сына и Святого Духа, так как крещение применяется только один раз в жизни. Большинство пресвитериан практикуют крещение окроплением, то есть смачиванием только головы крещаемого, без необходимости окунать человека,Другой сектор меньшинства в движении крестит верующих, достаточно взрослых, чтобы исповедовать веру, и включает их детей в Завет с Богом через заветное посвящение, и любое крещение, совершенное другой конфессией реформатских евангелических протестантских христиан, принимается (также признается крещение принадлежащийкатолическая церковь и православная церковь ). Крещение распространяется и на детей. [ 1 ] Вечеря Господня или Вечеря Господня — это другое таинство и таинство пресвитериан. Это память о жертве, принесенной Иисусом Христом на Голгофском кресте. Внешними элементами являются хлеб и вино, которые представляют тело и кровь Христа соответственно. Поэтому пресвитериане не верят в католическую доктрину пресуществления .
В XVI веке пресвитерианство стало официальной религией Шотландии
Пресвитерианство возникло в середине XVI века на фоне протестантской революции. Главный популяризатор этого учения — Джон Нокс, который глубоко проникся идеями своего учителя, Кальвина.
Джон Нокс — богослов и один из самых выдающихся популяризаторов пресвитерианства
Протестанты добились своего — отстояли идею, что церковь или какая-то иная структура не нужна, чтобы человек мог общаться с Богом.
Господь есть внутри каждого человека — и это если не обесценивает, то значительно снижает роль религиозных организаций в роли посредника.
На утверждение пресвитерианства оказал влияние Джон Нокс, ученик Кальвина.
Отвергнув традиционную церковь, Джон Нокс взялся за организацию собственной.
Резонанс пресвитерианства оказался таким мощным, что после свержения Марии Стюарт в 1567 году, именно эта христианская ветвь стала официальной в Шотландии.
Пресвитерианство — не только вероучение, но и форма церковной организации
Тут уместна пауза в истории. Нужно сказать, чем же так выделялась эта христианская ветвь на фоне остальных.
Традиционная церковь базируется на иерархической форме управления. Это наше наследие со времён Моисея и ветхозаветных пророков. Традиционное христианство — это религия личностей.
Есть личность Иисуса Христа, за Ним — личности его учеников, апостолов, следом — римские пантифики и византийские патриархи.
В пресвитерианстве Церковью и приходами руководят советы, а не священнослужители.
Каждый епископ — это прямой преемник апостольской традиции и глава определённых «отделов», епархий, внутри целой структуры.
У всякого монастыря и прихода тоже есть свой настоятель. А потому в руках отдельного человека в традиционном христианстве всегда сосредоточена единоличная власть.
В пресвитерианстве не так.
Христианская община, с точки зрения пресвитериан, — лучшая форма управления в Церкви
Кальвин обратил внимание, что в Новом Завете речь идёт о христианских общинах, значит и модель управления там, вероятно, всегда была групповая. Не столь важно, назвать верхушку синодом, ассамблеей или советом — главное, что верховодящую функцию несут несколько человек.
И если выстраивать «правильную» церковь, то стоит воспроизвести новозаветную схему управления.
Кстати, эта идея получила более глубокое развитие в конгрегационализме. Там даже приходом храма управляет автономное собрание, которое не зависит от вышестоящих церковных инстанций.
В пресвитерианстве же вертикаль церковной власти более выражена.
Также интересны такие черты организации управления:
- в советы избираются «старейшины» (срок службы варьируется вплоть до пожизненного);
- есть пастор, но он не руководитель, а председатель совета;
- пастор проводит таинства и проповедует;
- также пастор может входить в более вышестоящий совет.
Во главе всей Пресвитерианской Церкви стоит главный совет (генеральная ассамблея или синод). В его составе — председатели низших по иерархии групп.
Гражданская война и Междуцарствие
Смотрите также: История пуритан при Карле I и Религия во время Междуцарствия
Само английское пресвитерианство восходит к бурному 1641 году, когда казнили Граф Стаффорд, то Заключение в тюрьму двенадцати епископов, публикация Grand Remonstranceи, что наиболее важно, начало большой дискуссии в парламенте и за его пределами по вопросу церковного управления. 11 декабря 1640 года 15 000 лондонцев представили Петиция корня и ветви в парламент, что привело к Вестминстерское собрание богословов. Собрание отчиталось в июле 1645 года. Позже в том же году Парламент принял постановление об учреждении в каждом приходе «конгрегационного собрания», состоящего из правящих старейшин, избираемых министром, и членов конгрегации и собирающихся еженедельно. На практике было создано несколько приходских собраний. Выполнение Король Карл I в 1649 году напугал пресвитериан и привел к серьезному разрыву между ними и Независимые. Английские пресвитериане стали представителями тех пуритан, которые все еще лелеяли дальнейшую реформацию в церкви, но были непоколебимы в своей фундаментальной лояльности. Корона.[4]
Эндрю Мелвилл упразднил институт епископства в Шотландии
Следующий важный деятель в истории пресвитерианства — Эндрю Мелвилл. Он преподавал, увлекался философией, богословием и поэзией. Те самые советы, о которых шла речь в предыдущем разделе, — его изобретение.
Он считал, что каждый приход должен иметь автономию, а сама Церковь не зависеть от государства.
Энтузиазм Эндрю Мелвилла достоин восхищения. Этот активист сумел отстоять независимость Церкви и изгнать епископов из Шотландии.
С тех пор Церковь Шотландии включает свыше миллиона верующих. Её не стоит путать с религиозной организацией под названием Свободная пресвитерианская церковь Шотландии.
Смотрите также статью Какая вера у армян
Пресвитерианство распространилось в Европе и Северной Америке
Постепенно пресвитерианство стало распространяться в разные страны.
Англия. Проникновение новой традиции на юг острова закономерно и ожидаемо. Но получить доминирующее положение среди тамошних церквей пресвитерианство не смогло. Английская почва оказалась слишком неподатливой, так что в итоге на ней прижились два компромиссно преобразованных течения:
- евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса;
- объединённая Реформатская церковь.
Ирландия. Этой стране в своё время сильно досталось от соседей. Чего стоит тот факт, что Ирландия — единственная европейская страна-колония. В XVII веке сюда переселилось немало жителей Шотландии, которые принесли с собой новую христианскую традицию — пресвитерианство.
Ирландцам пришлось смириться, а после они и вовсе привыкли. Сегодня Пресвитерианская церковь — вторая по величине в Северной Ирландии.
Пресвитерианство процветает в Северной Америке и Ирландии.
Северная Америка. После открытия Америки многие европейцы отправились покорять новые для себя земли. Среди них было достаточно пресвитерианцев, которые в 1973 году основали в Северной Америке школы пресвитерианской идеологии. Но эти течения не складывались в единую структуру, так как в мелочах отличались друг от друга.
В 1925 году возникла Объединённая церковь Канады, которая вобрала в себя многие пресвитерианские церкви
Смотрите также статью Англиканская церковь
внешняя ссылка
- Викискладе есть раздел СМИ о пресвитерианстве
. - История пресвитерианской церкви в Аргентине через ее пастырей
- Пресвитерианская христианская церковь в Испании
авторитетный контроль |
|
- Datos: Q178169
- Multimedia: Presbyterianism
Отношения православия и пресвитерианства пока не налажены
В Россию пресвитерианство массово проникло в годы правления Петра I вместе с иностранными служащими, в основном голландцами.
Тогда во главу всего ставилось толерантное отношение к иностранцам и их убеждениям, так что о значительных конфликтах между представителями конфессий говорить не приходится.
Официально пресвитерианская Церковь в России возникла в 1860 году и с тех пор распространилась во всей стране.
Самостоятельное изучение Священного Писания очень важно для пресвитериан
Отношение между православием и пресвитерианством неоднозначное. С одной стороны, есть немало христиан, которые вспоминают причту Иисуса Христа о добром самаритянине и с любовью относятся ко всем, кто на них не похож.
С другой — в СМИ и на проповедях православные священники часто позволяют себе выпады в сторону любых протестантов. Даже называют их еретиками, что несправедливо.
А придачу не столь давно пресвитерианцы США заявили о том, что отныне не будут запрещать однополые браки, что вызвало волну негатива в православном мире.
Реставрация и пост-реставрация
Смотрите также: История пуритан с 1660 г.
После Восстановление монархии под Король Карл II, и из епископский (возглавляемая епископом) система в англиканской церкви, англиканские священники, которые выступали за Пресвитерианское государство оказались перед дилеммой. В 1662 г. Закон о единообразии требовал, чтобы они приняли Книга общей молитвы в целом, а также требование епископское рукоположение. Министры, которые не согласились, около 2000 из них, были сняты со своих постов (и, как правило, из их домов) на День святого Варфоломея, в том, что стало известно как Большой выброс. За этим последовали более чем столетние преследования, в том числе дальнейшие парламентские акты, такие как Закон о браке лорда Хардвика 1753 г..
Англиканской церкви было трудно заполнить вакансии, вызванные изгнанием стольких служителей. В некоторых случаях служители продолжали крестить, жениться и проповедовать в приходской церкви совершенно незаконно. В целом изгнанные служители продолжали проповедовать разрозненным общинам, используя неиспользуемые теперь часовни легкости (большинство из которых были построены на частные пожертвования) и из их собственных домов. Однако к концу семнадцатого века англиканская церковь вернула себе эти часовни непринужденности, и инакомыслящие конгрегации начали строить свои собственные часовни.
Помимо Квакер встречи, Английские несогласные называли себя «независимыми» или «пресвитерианскими». В «Независимые», у кого может быть Кальвинистский или Баптист Creed, считали себя исключительными и отличными от приходской церкви. С другой стороны, пресвитериане, хотя каждая община была такой же независимой и автономной, как и любая независимая часовня, использовали название «пресвитериане», потому что считали двери своих часовен открытыми для всех членов прихода; или, по крайней мере, все члены прихода с хорошим характером. По сути, они считали каждую часовню просто очередной приходской церковью. Именно такое отношение поначалу вызвало особую враждебность к пресвитерианам со стороны некоторых англиканцев, которые считали их раскольники, активно стремясь разделить Церковь в Англии.[5][6][7] Однако внешне изначально не было большой разницы между «независимыми» и «пресвитерианами», за исключением того, что они получали финансовую помощь от советов независимых и пресвитерианских фондов соответственно.
Исключительность независимых собраний, как правило, увековечивала консерватизм в Христианское учение, который держал общины ортодоксальными и кальвинистскими. Более открытое отношение пресвитерианских общин побудило их назначить служителей с более либеральной точкой зрения, что, среди прочего, таких как обучение их служителей в Несогласные академии, привело к росту инакомыслия в Арминианство, Арианство, и в конечном итоге Христианский унитаризм.
Пресвитериане убрали всю «пышность» из богослужений и сосредоточились на Священном Писании
Вероучение пресвитерианства базируется на документе «Вестминстерское вероучение» 1647 года.
Важная для всей пресвитерианской Церкви идея — предопределение всего в мире Богом. Человек — существо слабое и зависимое. Его участь предрешена Всевышним до рождения.
Обрядовая деятельность пресвитерианцев состоит из:
- молитв;
- проповедей;
- пения псалмов.
Вот ещё интересные черты учения:
Так проходит водное крещение у протестантов
- Крещение. Особую роль в жизни пресвитерианского верующего играет крещение. К нему относятся с наибольшим благоговением.
- Домашние обряды. Многие ритуалы перенесены из храма в дом. Отсутствует пышная торжественность, присущая православным богослужениям.
- Пресвитериане не приклоняют колени. Так проявляется их минимализм в церкви.
- Для пресвитериан очень важно изучение Священного Писания. С их точки зрения, традиционные переводы текстов не корректны и требуют улучшений. Но даже новые, исправленные редакции Библии требуют внимательного изучения и толкования. При этом между верующим и Богом в представлениях пресвитерианской Церкви не должен стоять какой-либо посредник, поэтому проповедь не может стать заменой личного знакомства с Писанием.
- Самостоятельное толкование — это возможность «дозреть» до божественных откровений. Только самостоятельно, а не через чужие точки зрения, можно прийти к правильной интерпретации христианского учения.
- Пресвитериане стараются быть максимально «приземлёнными» в своей вере. Ритуалы, мистика, подвижничество не присущи рассматриваемой традиции.
- Пресвитерианская Церковь во главу всего ставит прагматизм, рациональность и разум. Благом для человека в этой традиции считают повышение собственного уровня знаний, а не доверие догмам.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Богословие
Пресвитерианский собор Святого Андрея в Инвернессе , Шотландия. Пресвитерианская церковь на Пятой авеню в Нью-Йорке
Что касается богословия, то пресвитерианские церкви основаны на учениях Библии , и Кальвин является одним из самых важных комментаторов Библии, подчеркнув его публикацию «Учреждение христианской религии»
. Как и большинство протестантов, пресвитериане верят, что спасение достигается только верой, а не делами, и что никакое учение не должно признаваться доктриной, если оно не содержится прямо или косвенно на страницах Библии. Они отвергают почитание образов, молитвы за умерших, заступничество усопших святых, а также авторитет церковной традиции и авторитет папства ., хотя некоторые пресвитерианские деноминации в некоторых странах поддерживают теплые экуменические отношения с католической церковью .
Среди его заповедей — суверенитет Бога, божественное избрание, центральное значение Библии и двух таинств (Крещение и Святая Вечеря или Евхаристия), концепция пакта , постоянная действительность нравственного закона и совершенное примирение благочестия и интеллектуальное выращивание. Его вера собрана в замечательных конфессиональных формулировках (исповедания веры и катехизисы), разработанных реформаторами 16-17 вв. Примечательным среди них является Вестминстерское исповедание веры , составленное на собрании Вестминстерской ассамблеи в Лондоне в 1640 -х годах . Этот набор пресвитерианских убеждений называется теологией .Реформатор или кальвинист. Пресвитерианские церкви также обычно принимают как Апостольский, так и Никейский Символ веры .