Протестантизм и Лютеранство.

ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ, од­но из ос­нов­ных (на­ря­ду с пра­во­сла­ви­ем и ка­то­ли­циз­мом) на­прав­ле­ний в хри­сти­ан­ст­ве, воз­ник­шее в 16 в. в хо­де Ре­фор­ма­ции. Про­ис­хо­ж­де­ние тер­ми­на от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям 1529, ко­гда на рейхс­та­ге Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии, про­хо­див­шем в герм. г. Шпай­ер, бы­ло пред­ло­же­но от­ме­нить ре­ше­ние пре­ды­ду­ще­го рейхс­та­га (1526, так­же в г. Шпай­ер) о пра­ве кня­зей и им­пер­ских го­ро­дов до со­зы­ва об­ще­гер­ман­ско­го со­бо­ра са­мо­стоя­тель­но вы­би­рать ве­ро­ис­по­ве­да­ние на сво­ей тер­ри­то­рии. Сто­рон­ни­ки Ре­фор­ма­ции, не со­гла­сив­шие­ся с этим пред­ло­же­ни­ем и по­ки­нув­шие за­се­да­ние, пред­ва­ри­тель­но со­ста­вив т. н. Шпайерскую протестацию (от лат. protestatio – провозглашение), ста­ли на­зы­вать­ся про­тес­тан­та­ми. Впо­след­ст­вии тер­мин стал при­ме­нять­ся ко всем при­вер­жен­цам уче­ний, поя­вив­ших­ся в ре­зуль­та­те Ре­фор­ма­ции.

П., воз­ник­нув как со­во­куп­ность разл. те­че­ний, ни­ко­гда не пред­став­лял со­бой, в от­ли­чие от ка­то­ли­циз­ма и пра­во­сла­вия, еди­но­го це­ло­го. К круп­ней­шим на­прав­ле­ни­ям П. от­но­сят­ся лю­те­ран­ст­во, каль­ви­низм и анг­ли­кан­ст­во (см. Анг­ли­кан­ская цер­ковь), ко­то­рые при­ня­то на­зы­вать «клас­си­че­ским» П. С ни­ми свя­за­ны др. са­мо­сто­ят. кон­фес­сии, от­ли­чаю­щие­ся друг от дру­га дог­ма­ти­кой, куль­том и ор­га­ни­за­ци­ей: бап­ти­сты (см. Бап­тизм), мен­но­ни­ты, ме­то­ди­сты, ад­вен­ти­сты (см. Ад­вен­тизм), пя­ти­де­сят­ни­ки, ква­ке­ры, Но­во­апо­столь­ская цер­ковь и др. Сви­де­те­лей Ие­го­вы, Цер­ковь Ии­су­са Хри­ста святых по­след­них дней (мор­мо­ны), Об­ще­ст­во хри­сти­ан­ской нау­ки и др. де­но­ми­на­ции, ге­не­ти­че­ски свя­зан­ные с П., но в сво­ём идей­ном раз­ви­тии да­ле­ко вы­шед­шие за его рам­ки (как и хри­сти­ан­ст­ва в це­лом), обыч­но от­но­сят к но­вым ре­ли­ги­оз­ным дви­же­ни­ям.

История

П. воз­ник в 16 в. в Зап. Ев­ро­пе в свя­зи с дея­тель­но­стью М. Лю­те­ра, У. Цвинг­ли, Ж. Каль­ви­на, Ф. Ме­лан­хто­на, М. Бу­це­ра, Г. Бул­лин­ге­ра, Т. Кран­ме­ра и др. Для П. в це­лом ха­рак­тер­но ут­вер­жде­ние о не­об­хо­ди­мо­сти воз­вра­ще­ния Церк­ви к ве­ре пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ст­ва, ко­то­рая бы­ла ис­ка­же­на позд­ней­ши­ми но­ва­ция­ми ср.-век. ка­то­ли­циз­ма.

«Лютер публично сжигает книги по церковному праву и папскую буллу в Виттенберге 10 декабря 1520 года». Гравюра из книги Л. Рабуса «История Святых свидетелей Господних». 1557.

Уче­ние М. Лю­те­ра об оп­рав­да­нии ве­рой, став­шее крае­уголь­ным кам­нем П., во­пло­ти­лось в кон­цеп­ции трёх «толь­ко»: че­ло­век спа­са­ет­ся толь­ко ве­рой; он об­ре­та­ет её толь­ко че­рез ми­лость Бо­жию; ав­то­ри­те­том в де­лах ве­ры яв­ля­ет­ся толь­ко Свя­щен­ное Пи­са­ние (Sola fide – «толь­ко ве­рой», Sola gratia – «толь­ко бла­го­да­тью», Sola Scriptura – «толь­ко Пи­са­ни­ем»). Осо­бое от­но­ше­ние Лю­те­ра к Свя­щен­но­му Пи­са­нию (боль­шим вкла­дом в куль­ту­ру стал его пе­ре­вод Биб­лии на нем. яз.), осо­бен­но к но­во­за­вет­ным тек­стам как к гл. ав­то­ри­те­ту, по­слу­жи­ло при­чи­ной име­но­ва­ния его по­сле­до­ва­те­лей еван­ге­лич. хри­стиа­на­ми (в даль­ней­шем – лю­те­ра­не). Важ­ней­шие ве­ро­ис­по­вед­ные до­ку­мен­ты лю­те­ран­ст­ва – «Боль­шой ка­те­хи­зис» и «Ма­лый ка­те­хи­зис» (оба – 1529) Лю­те­ра, Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние (1530), Фор­му­ла со­гла­сия (1577) и др., со­б­ран­ные в Кни­ге со­гла­сия, из­да­ние ко­то­рой в 1580 долж­но бы­ло сви­де­тель­ст­во­вать о един­ст­ве лю­те­ран­ской Церк­ви.

Др. влия­тель­ное дви­же­ние в Ре­фор­ма­ции воз­ник­ло не­за­ви­си­мо от лю­те­ран­ст­ва в Швей­ца­рии и свя­за­но с док­три­ной цю­рих­ско­го свящ. У. Цвинг­ли, со­глас­ной с уче­ни­ем Лю­те­ра в ба­зо­вых иде­ях (опо­ра на Свя­щен­ное Пи­са­ние, рез­кая кри­ти­ка схо­ла­стич. бо­го­сло­вия, прин­ци­пы «оп­рав­да­ния ве­рой» и «все­об­ще­го свя­щен­ст­ва»), но от­ли­чаю­щей­ся бо­лее ра­цио­на­ли­стич­ной трак­тов­кой Ев­ха­ри­стии и бо­лее по­сле­до­ва­тель­ной кри­ти­кой цер­ков­ных об­ря­дов. С сер. 1530-х гг. раз­ви­тие ре­фор­ма­ци­он­ных идей и их во­пло­ще­ние в жизнь в Швей­ца­рии свя­за­ны с име­нем Ж. Каль­ви­на и его дея­тель­но­стью в Же­не­ве. Гл. по­ло­же­ния уче­ния Каль­ви­на – трак­тов­ка кон­цеп­ции пре­д­о­пре­де­ле­ния и соз­да­ние мо­де­ли цер­ков­но­го и гос. уст­рой­ст­ва, пред­став­лен­ные в соч. «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре» (1539). К ру­бе­жу 16–17 вв. по­сле­до­ва­те­ли Цвинг­ли и Каль­ви­на объе­ди­ни­лись в од­но дви­же­ние – каль­ви­низм. Важ­ней­шие ве­ро­ис­по­вед­ные до­ку­мен­ты каль­ви­низ­ма – Гей­дель­берг­ский ка­те­хи­зис (1563), Ка­но­ны Дор­дрехт­ско­го си­но­да (1618–19) и Вест­мин­стер­ское ис­по­ве­да­ние ве­ры (1647).

«Английский король Эдуард VI и папа Римский». Аллегорическое обличение папы, поверженного английским изданием Библии. Картина неизвестного художника. Национальная портретная галерея (Лондон).

Третье круп­ное на­прав­ле­ние П. – анг­ли­кан­ст­во – поя­ви­лось в хо­де ре­фор­маци­он­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в церк­ви Анг­лии, на­ча­тых по ини­циа­ти­ве ко­ро­ля Ген­ри­ха VIII. Англ. пар­ла­мент в 1529–1536 при­нял ряд ста­ту­тов, сфор­ми­ро­вав­ших не­за­ви­си­мую от Ри­ма нац. Цер­ковь, с 1534 под­чи­нён­ную ко­ро­лю. В 1536 при­нят пер­вый ве­ро­учи­тель­ный до­ку­мент анг­ли­кан­ст­ва – «Де­сять ста­тей», со­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го стал ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ский То­мас Кран­мер (1489–1556), гл. идео­лог англ. Ре­фор­ма­ции. Док­три­на анг­ли­кан­ст­ва от­ра­же­на в Кни­ге об­щих мо­литв (1549, 2-я ред. – 1552), Кни­ге про­по­ве­дей (1548–53), «Три­дца­ти де­вя­ти стать­ях» (1563). Про­ве­де­ние Ре­фор­ма­ции «свер­ху», ком­про­мисс­ный ха­рак­тер пре­об­ра­зо­ва­ний, со­хра­не­ние цер­ков­ной ие­рар­хии с апо­столь­ским пре­ем­ст­вом ру­ко­по­ло­же­ний (этим оп­ре­де­ле­но ещё од­но на­зва­ние анг­ли­кан­ской Церк­ви – Епи­ско­паль­ная цер­ковь) по­зво­ля­ют счи­тать анг­ли­кан­ст­во са­мым уме­рен­ным те­че­ни­ем про­тес­тан­тиз­ма.

Со 2-й пол. 16 в. рас­хо­ж­де­ния в про­тес­тант­ской тео­рии и прак­ти­ке по­слу­жи­ли при­чи­ной об­ра­зо­ва­ния разл. те­че­ний в ре­фор­ма­ци­он­ном дви­же­нии. В Анг­лии поя­ви­лись пу­ри­та­не, вы­сту­пав­шие за очи­ще­ние Анг­ли­кан­ской церк­ви от на­сле­дия ка­то­лич. тра­ди­ций. В каль­ви­низ­ме по прин­ци­пу уст­рой­ст­ва об­щин про­изо­ш­ло раз­де­ле­ние на пре­сви­те­ри­ан (управ­ляе­мых вы­бор­ной кон­си­сто­ри­ей во гла­ве с пре­сви­те­ром) и кон­гре­га­цио­на­ли­стов (про­воз­гла­сив­ших пол­ную ав­то­но­мию об­щин). Об­щи­ны континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими (см. Ре­фор­ма­ты). Реформатиские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. По­ле­ми­зи­ро­вав­ший с Каль­ви­ном исп. тео­лог М. Сер­вет стал од­ним из пер­вых про­по­вед­ни­ков уни­та­ри­ан­ст­ва – уче­ния, от­вер­гаю­ще­го дог­мат о Св. Трои­це и Бо­го­че­ло­ве­че­ст­ве Ии­су­са Хри­ста (см. Уни­та­рии). Во 2-й пол. 16 в. уни­та­ри­ан­ст­во рас­про­стра­ни­лось в Поль­ше, Лит­ве, Венг­рии, в 17 в. – в Анг­лии, в 19 в. – в США.

Ре­фор­ма­ция и П. на­шли ши­ро­кую под­держ­ку разл. сло­ёв ев­роп. об­ще­ст­ва, жиз­не­спо­соб­ность но­во­го ре­лиг. дви­же­ния во мно­гом оп­ре­де­ли­ла воз­мож­ность вы­ра­зить со­ци­аль­ный про­тест с апел­ля­ци­ей к биб­лей­ским за­по­ве­дям. В Гер­ма­нии и швейц. Цю­ри­хе ак­тив­ную про­по­ведь об ут­вер­жде­нии со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти в об­ще­ст­ве на­ча­ли ана­бап­ти­сты. Под­верг­шие­ся жес­то­ким го­не­ни­ям и от ка­то­ли­ков, и от «клас­си­че­ских» про­тес­тан­тов ана­бап­ти­сты бе­жа­ли в Гол­лан­дию, Анг­лию, Че­хию, Мо­ра­вию (гут­те­ри­ты), позд­нее – в Сев. Аме­ри­ку. Часть ана­бап­ти­стов сли­лась с по­сле­до­ва­те­ля­ми т. н. Мо­рав­ской церк­ви и в 18 в. об­ра­зо­ва­ла об­щи­ну герн­гу­те­ров (см. в ст. Мо­рав­ские бра­тья). Наи­бо­лее из­вест­ная ана­бап­ти­ст­ская де­но­ми­на­ция – мен­но­нит­ст­во, на­зван­ная по име­ни её ос­но­ва­те­ля нидерл. свящ. Мен­но Си­мон­са, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­ро­го вы­бра­ли эмиг­ра­цию как фор­му пас­сив­но­го со­ци­аль­но­го про­тес­та. От мен­но­ни­тов во 2-й пол. 17 в. от­де­ли­лись ами­ши. Под влия­ни­ем идей ана­бап­ти­стов и мен­но­ни­тов в сер. 17 в. в Анг­лии поя­ви­лось ква­кер­ст­во, от­ли­чаю­щее­ся уче­ни­ем о «внут­рен­нем све­те», не­обыч­ной для 17 в. со­ци­аль­ной эти­кой (от­ри­ца­ние со­ци­аль­ной ие­рар­хии, раб­ст­ва, пы­ток, смерт­ной каз­ни, бес­ком­про­мисс­ный па­ци­физм, ве­ро­тер­пи­мость).

Для про­тес­тант­ской тео­ло­гии 17–18 вв. ха­рак­тер­на идея о том, что Цер­ковь долж­на со­сто­ять толь­ко из соз­на­тель­но об­ращён­ных лю­дей, пе­ре­жив­ших лич­ную встре­чу со Хри­стом и дея­тель­ное по­кая­ние. В «клас­си­че­ском» П. вы­ра­зи­те­ля­ми этой идеи ста­ли пие­ти­сты (см. Пие­тизм) в лю­те­ран­ст­ве и ар­ми­ниа­не (см. Ар­ми­ни­ан­ст­во) в каль­ви­низ­ме. В кон. 17 в. из пие­ти­стов в отд. де­но­ми­на­цию вы­де­ли­лась за­кры­тая об­щи­на дан­ке­ров.

В 1609 в Гол­лан­дии из груп­пы англ. пу­ри­тан об­ра­зо­ва­лась об­щи­на по­сле­до­ва­те­лей Дж. Сми­та – бап­ти­сты, вскоре раз­де­лив­шие­ся на «об­щих» (последователей Смита) и «ча­ст­ных» (последователей английского пастора Г. Джейкоба, в 1616 основавшим общину в Лондоне). В 1639 бап­тизм поя­вил­ся в Сев. Аме­ри­ке и ны­не яв­ля­ет­ся са­мой круп­ной про­тес­тант­ской де­но­ми­на­ци­ей в США.

Фото Д. В. Соловьёва Пресвитерианская церковь Трон-кирк в Эдинбурге. 1636–47. Архитектор Дж. Милн.

Гл. осо­бен­но­стью ме­то­диз­ма, воз­ник­ше­го в Ве­ли­ко­бри­та­нии в нач. 18 в., яв­ля­ет­ся уче­ние об «ос­вя­ще­нии»: сво­бод­ное об­ра­ще­ние че­ло­ве­ка ко Хри­сту (в ар­ми­ни­ан­ской трак­тов­ке) про­хо­дит в два эта­па: сна­ча­ла Бог ос­вя­ща­ет че­ло­ве­ка пра­вед­но­стью Хри­ста («оп­рав­ды­ваю­щая бла­го­дать»), за­тем да­ёт ему дар свя­то­сти («ос­вя­щаю­щая бла­го­дать»). Ме­то­дизм бы­ст­ро рас­про­стра­нил­ся, пре­ж­де все­го в США и в анг­лоя­зыч­ных стра­нах, бла­го­да­ря свое­об­раз­ным фор­мам про­по­ве­ди – мас­со­вым бо­го­слу­же­ни­ям под от­кры­тым не­бом, ин­сти­ту­ту стран­ст­вую­щих про­по­вед­ни­ков, до­маш­ним груп­пам, а так­же еже­год­ным кон­фе­рен­ци­ям всех слу­жи­те­лей. Из ме­то­диз­ма вы­де­ли­лись Цер­ковь На­за­ря­ни­на (1895) и Уэс­ли­ан­ская цер­ковь (см. в ст. Ме­то­дис­ты), уп­ре­кав­шие ме­то­дизм в из­лиш­нем ли­бе­ра­лиз­ме.

Де­но­ми­на­ция Пли­мут­ских брать­ев (дар­би­стов), поя­вив­шая­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1820-е гг., при­дер­жи­ва­ет­ся дис­пен­са­цио­на­ли­ст­ской док­три­ны, со­глас­но ко­то­рой ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва де­лит­ся на отд. пе­рио­ды, в ка­ж­дом из них дей­ст­ву­ет ха­рак­тер­ный для не­го за­кон Бо­га. В 1840-е гг. про­изо­шёл рас­кол на «от­кры­тых» и «за­кры­тых» дар­би­стов.

Ад­вен­тизм поя­вил­ся в 1830-е гг. в США на ос­но­ве тол­ко­ва­ния биб­лей­ских тек­стов о Вто­ром при­ше­ст­вии Ии­су­са Хри­ста и воз­мож­но­сти его точ­но­го вы­чис­ле­ния. В 1863 соз­да­на ор­га­ни­за­ция са­мо­го круп­но­го те­че­ния в ад­вен­тиз­ме – Цер­ковь ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны вы­де­ли­лись ад­вен­ти­сты-ре­фор­ми­сты, не­до­воль­ные час­тич­ным от­ка­зом ад­вен­ти­стов от па­ци­физ­ма. Ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня от­ли­ча­ют­ся от­ри­ца­ни­ем бес­смер­тия ду­ши, от­ри­ца­ни­ем рая и ада, по­чи­та­ни­ем суб­бо­ты как седь­мо­го дня слу­же­ния Бо­гу, при­зна­ни­ем вос­ста­нов­ле­ния биб­лей­ско­го да­ра про­ро­че­ст­ва и ви­де­ний че­рез ос­но­ва­тель­ни­цу церк­ви Э. Уайт.

От­ли­чит. осо­бен­но­стью Но­во­апо­столь­ской церк­ви, воз­ник­шей во 2-й пол. 19 в. в Ве­ли­ко­бри­та­нии на ос­но­ве об­щин т. н. ир­вин­ги­ан, яв­ля­ет­ся культ «апо­сто­лов» – ру­ко­во­ди­те­лей церк­ви, чьё сло­во име­ет та­кой же ве­ро­учи­тель­ный ав­то­ри­тет, как и Биб­лия.

В 19 в. на­ме­ти­лась тен­ден­ция к раз­мы­ва­нию гра­ниц про­тес­тант­ских церк­вей. В анг­лоя­зыч­ном ми­ре это­му спо­соб­ст­во­вал ри­вай­ве­лизм – дви­же­ние, при­зы­вав­шее хри­сти­ан к по­кая­нию и лич­но­му об­ра­ще­нию. Ре­зуль­та­том ста­ло по­яв­ле­ние т. н. еван­ге­ли­ков (evangelicals) и объ­еди­нён­ных церк­вей. Еван­ге­ли­ки, поя­вив­шие­ся в США в 19 в., про­по­ве­ду­ют вне­де­но­ми­на­ци­он­ное лич­ное об­ра­ще­ние, «ро­ж­де­ние свы­ше» при осо­бом дей­ст­вии Бо­га, из­ме­няю­ще­го серд­це ве­рую­ще­го, ве­ру в кре­ст­ную жерт­ву Хри­ста и ак­тив­ное мис­сио­нер­ст­во. Кон­сер­ва­тив­ное кры­ло еван­ге­ли­ков соз­да­ло дис­пен­са­цио­на­лизм, ли­бе­раль­ное – со­ци­аль­ный еван­ге­лизм (из­ме­не­ние со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти с це­лью при­бли­же­ния её к Цар­ст­вию Бо­жию). Т. н. не­ое­ван­ге­ли­ка­лизм поя­вил­ся в 1940-х гг., объ­е­ди­нив тех, кто кри­ти­ко­вал ли­бе­раль­ных еван­ге­ли­ков за нрав­ст­вен­ный ре­ля­ти­визм, а кон­сер­ва­то­ров – за за­кры­тость и вы­сту­пал за ак­тив­ную про­по­ведь совр. сред­ст­ва­ми. Не­ое­ван­ге­ли­ка­лизм по­ро­дил в США мно­го­числ. по­пу­ляр­ные те­ле­про­грам­мы (те­ле­еван­ге­лизм) и т. н. ме­га­цер­кви – цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рых су­ще­ст­ву­ют «центр» (гл. цер­ковь во гла­ве с ру­ко­во­ди­те­лем, вы­ра­ба­ты­ваю­щая стиль бо­го­слу­же­ния и про­по­ве­ди, по­со­бия для вос­крес­ных школ и со­ци­аль­ной ра­бо­ты и т. д.) и «фи­лиа­лы» (мно­го­числ. цер­ков­ные об­щи­ны, на­хо­дя­щие­ся в пря­мом и жё­ст­ком под­чи­не­нии «цен­тру»).

В сер. 19 – нач. 20 вв. поя­ви­лись т. н. объ­е­ди­нён­ные церк­ви в ре­зуль­та­те слия­ния раз­ных про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций – лю­те­ран, анг­ли­кан, ре­фор­ма­тов, пре­сви­те­ри­ан, ме­то­ди­стов, бап­ти­стов, ква­ке­ров и др. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев слия­ние про­ис­хо­ди­ло доб­ро­воль­но, ино­гда на­вя­зы­ва­лось гос. вла­стью. Объ­е­ди­ни­тель­ной ос­но­вой этих церк­вей яв­ля­ет­ся их ис­то­рическая при­ча­ст­ность к Ре­фор­ма­ции и ве­ро­учи­тель­ная бли­зость. В кон. 19 в. по­яви­лись т. н. сво­бод­ные церк­ви – про­тес­тант­ские об­щи­ны, су­ще­ст­вую­щие не­за­ви­си­мо от гос. про­тес­тант­ских церк­вей.

Раз­ра­бот­ка тео­ло­гии П. в 20 в. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ви­ти­ем идеи воз­вра­ще­ния совр. Церк­ви мис­тич. да­ров древ­ней Церк­ви и стрем­ле­ни­ем адап­ти­ро­вать хри­сти­ан­ст­во к не­ев­ро­пей­ским куль­ту­рам. Так, в нач. 20 в. из ме­то­ди­ст­ской груп­пы «Дви­же­ние свя­то­сти» об­ра­зо­ва­лось пя­ти­де­сят­ни­че­ст­во, ко­то­рое от­ли­ча­ет­ся при­зна­ни­ем ис­клю­чит. ро­ли в Церк­ви Свя­то­го Ду­ха, да­ром глос­со­ла­лии. В 1960–1970-х гг. дви­же­ние пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва по­лу­чи­ло но­вый им­пульс раз­ви­тия за счёт пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских де­но­ми­на­ций, ис­поль­зую­щих пя­ти­де­сят­нич. прак­ти­ки. Под влия­ни­ем «кон­тек­сту­аль­ной тео­ло­гии» и пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва в 20 в. воз­ник­ли са­мо­быт­ные ази­ат. и афр. церк­ви.

В рам­ках про­тес­тант­ской тео­ло­гии в 1910 поя­ви­лось эку­ме­ническое дви­же­ние (см. Эку­ме­низм), по­ста­вив­шее сво­ей за­да­чей объ­е­ди­не­ние всех про­тес­тант­ских церк­вей. В 1948 в Ам­стер­да­ме на ба­зе меж­про­тес­тант­ских дви­же­ний «Ве­ра и цер­ков­ное уст­рой­ст­во», «Жизнь и дея­тель­ность» и «Ме­ж­ду­на­род­ный мис­сио­нер­ский со­вет» воз­ник Все­мир­ный со­вет церк­вей (ВСЦ), ко­то­рый по­зи­цио­ни­ру­ет се­бя как со­дру­же­ст­во хри­сти­ан­ских об­щин, не яв­ляю­щее­ся к.-л. цер­ков­ным ин­сти­ту­том. ВСЦ и эку­ме­низм как движение вы­зы­ва­ют про­ти­во­ре­чи­вые оцен­ки в про­тес­тант­ской сре­де: от при­ня­тия до пол­но­го от­ри­ца­ния (напр., ад­вен­ти­сты).

Об­щая чис­лен­ность про­тес­тан­тов в ми­ре св. 600 млн. чел. (по под­счё­ту ис­сле­до­ва­те­лей, рас­ши­ри­тель­но трак­тую­щих при­над­леж­ность разл. де­но­ми­на­ций к П., ок. 800 млн. чел.). В 92 стра­нах П. яв­ля­ет­ся круп­ней­шим по ко­ли­че­ст­ву при­вер­жен­цев на­прав­ле­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва, в 49 стра­нах про­тес­тан­ты со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния.

Протестантизм в России

Пер­вые про­тес­тан­ты-ино­стран­цы поя­ви­лись в Рос­сии уже в на­ча­ле Ре­фор­ма­ции: лю­те­ра­не – в 1520-е гг., анг­ли­ка­не – при Ива­не IV (1533–84), каль­ви­ни­сты – в кон. 16 в. Об­ра­зо­вав­шие­ся по­сто­ян­ные про­тес­тант­ские об­щи­ны в Мо­ск­ве, Ар­хан­гель­ске, Во­ло­где и др. тор­го­вых го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли изо­ли­ро­ван­но от рус. на­се­ле­ния. Про­тес­тан­там раз­ре­ша­лось сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ве­ру, но под стра­хом смер­ти за­пре­ща­лось об­ра­щать в П. рус­ских. В 17–18 вв. сре­ди эт­нич. рус­ских поя­ви­лось т. н. ду­хов­ное хри­сти­ан­ст­во – хри­сто­во­ве­ры, ду­хо­бор­цы, мо­ло­ка­не, ве­ро­уче­ние ко­то­рых от­час­ти бы­ло сход­но с про­тес­тант­ским (в ча­ст­но­сти, от­ри­ца­ние икон, по­чи­та­ния свя­тых, от­каз от об­ряд­но­сти и т. п.). Пра­ви­тель­ст­во от­но­си­лось к сек­тан­там вра­ж­деб­но; тра­диц. на­ка­за­ни­ем бы­ла мас­со­вая ссыл­ка (напр., ду­хо­бор­цы и мо­ло­ка­не в 1-й пол. 19 в. бы­ли вы­сла­ны в За­кав­ка­зье).

Лютеранский храм Святого Георга. Самара. 1863–64.

К кон. 18 – нач. 19 вв. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии офор­ми­лись круп­ные лю­те­ран­ские церк­ви в Фин­лян­дии, При­бал­ти­ке и не­боль­шие каль­ви­ни­ст­ские об­щи­ны в Поль­ше, При­бал­ти­ке, на Зап. Ук­раи­не. По­сле ука­зов имп. Ека­те­ри­ны II (1762, 1763) о при­вле­че­нии в Рос­сию ино­стран­цев, в ча­ст­но­сти для ос­вое­ния Но­во­рос­сии и ма­ло­за­се­лён­ных зе­мель По­вол­жья и Ура­ла, при­бы­ли ты­ся­чи нем­цев – лю­те­ран и мен­но­ни­тов. Им бы­ла га­ран­ти­ро­ва­на сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ния. В 1860-е гг. уси­лия­ми нем. мис­сио­не­ров на Ук­раи­не стал рас­про­стра­нять­ся бап­тизм, в 1880-е гг. – ад­вен­тизм. В 1870-е гг. в С.-Пе­тер­бур­ге в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти лор­да Ред­сто­ка поя­ви­лась об­щи­на еван­гель­ских хри­сти­ан, при­дер­жи­вав­ших­ся, в от­ли­чие от бап­ти­стов, ар­ми­ни­ан­ских взгля­дов. В это же вре­мя сре­ди рос. нем­цев воз­ник­ли об­щи­ны Но­во­апо­столь­ской церк­ви. В нач. 20 в. на се­ве­ре Рос. им­пе­рии поя­ви­лись пер­вые об­щи­ны пя­ти­де­сят­ни­ков. В 1913 в Рос­сии на­ча­ла ак­тив­но ра­бо­тать Ар­мия спа­се­ния.

Проповедь в московской церкви евангельских христиан-баптистов. Фото 1941.

В 1920-е гг. де­но­ми­на­ции не­клас­сич. П. не пре­сле­до­ва­лись сов. вла­стью, рас­смат­ри­вав­шей при­тес­няе­мых в Рос. им­пе­рии «сек­тан­тов» как со­юз­ни­ков в по­строе­нии бес­клас­со­во­го и спра­вед­ли­во­го об­ще­ст­ва. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. го­не­ния рас­про­стра­ни­лись и на про­тес­тан­тов. Из­ме­не­ние от­но­ше­ния вла­сти к ре­лиг. дея­тель­но­сти во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны и по­сле неё по­зво­ли­ло в 1944 соз­дать Все­со­юз­ный со­вет еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов, в ко­то­ром ста­ли ре­ги­ст­ри­ро­вать­ся, по­ми­мо бап­ти­стов, еван­гель­ские хри­стиа­не, мен­но­ни­ты и пя­ти­де­сят­ни­ки, и Все­со­юз­ный со­вет ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня. Од­на­ко вско­ре об­щи­ны пя­ти­де­сят­ни­ков и бап­ти­стов-«ини­циа­тив­ни­ков», не­до­воль­ные жё­ст­ким кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва над жиз­нью ве­рую­щих, ста­ли вы­хо­дить из Со­ве­та бап­ти­стов и ока­за­лись без ре­ги­ст­ра­ции и вне за­ко­на. В 1960 в свя­зи с уси­ле­ни­ем го­не­ний на ве­рую­щих был ли­шён ре­ги­ст­ра­ции Со­юз ад­вен­ти­стов, вплоть до кон. 1980-х гг. ад­вен­ти­сты ве­ли по­лу­ле­галь­ное су­ще­ст­во­ва­ние, хо­тя офи­ци­аль­но их дея­тель­ность не бы­ла за­пре­ще­на.

В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. воз­ро­ди­лись исчезнувшие в сов. вре­мя ре­фор­мат­ст­во, ме­то­дизм, Ар­мия Спа­се­ния, Но­во­апо­столь­ская цер­ковь. В 1990-х гг. в Рос­сии ак­тив­но ра­бо­та­ли ле­га­ли­зо­ван­ные ино­стр. мис­сии про­тес­тан­тов всех на­прав­ле­ний. Их дея­тель­ность при­ве­ла к из­ме­не­нию со­ста­ва церк­вей за счёт при­то­ка но­во­об­ра­щён­ных из тра­ди­ци­он­но не­про­тес­тант­ских се­мей. В сфе­ру влия­ния П. ак­тив­но вклю­чи­лись на­ро­ды Сев. Кав­ка­за и Край­не­го Се­ве­ра, соз­дав но­вые эт­но­кон­фес­сио­наль­ные со­об­ще­ст­ва. На нач. 2010-х гг. в Рос­сии про­жи­ва­ли ок. 1,5 млн. про­тес­тан­тов.

Литература

  • Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии. СПб., 1980. Т. 1-2
  • Терентьев Н.Д. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910
  • Grundmann S. Der Lutherische Weltbund; Grundlagen, Herkunft, Aufbau. Köln, 1957
  • Swihart A.K. Luther and the Lutheran Church 1483-1960. N.Y., 1960
  • Bergendoff C. The Church of the Lutheran Reformation. Saint Louis, 1967
  • Bachmann E.T., Bachmann M.B. The United Lutheran Church in America, 1918-1962. Minneapolis, 1997
  • Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Минск, 1999-2003. Т. 1-2
  • Зигберт Б. Немудрое Божие. Место разума в богословии М. Лютера. М., 2000
  • Колб Р. Христианская вера. М., 2000
  • Петренко В.И. Богословие икон: Протестантская точка зрения. СПб., 2000
  • Todd M. Authority vested: a story of identity and change in the Lutheran Church-Missouri Synod. Grand Rapids, 2000
  • Курило О.В. Лютеране в России: XVI-XX вв. М., 2002
  • Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог, 1959-2002 гг. М.; Краснодар, 2003 [1]

Вероучение

Крещение у пятидесятников. Италия.

В це­лом П. сле­ду­ет осн. по­ло­же­ни­ям Ни­кео-Ца­ре­град­ско­го Сим­во­ла ве­ры с при­зна­ни­ем Filioque; боль­шин­ст­во про­тес­тан­тов ис­по­ве­ду­ют уче­ние о Св. Трои­це, од­на­ко есть и уни­та­рии. При со­гла­сии с об­ще­про­тес­тант­ски­ми ус­та­нов­ка­ми о при­ори­те­те Свя­щен­но­го Пи­са­ния, об оп­рав­да­нии ве­рой, о «все­об­щем свя­щен­ст­ве», об уп­разд­не­нии куль­та свя­тых и Бо­го­ро­ди­цы как по­сред­ни­ков ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми раз­ные те­че­ния П. при­дер­жи­ва­ют­ся ха­рак­тер­ных толь­ко для них осо­бен­но­стей ве­ро­уче­ния. Для каль­ви­низ­ма это уче­ние о двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии (од­ни из­на­чаль­но пред­на­зна­че­ны к веч­но­му спа­се­нию, дру­гие – к веч­ной по­ги­бе­ли), для бап­тиз­ма – независимость поместных общин, отделение церкви от государства, для ква­кер­ст­ва – уче­ние о «внут­рен­нем све­те», для ме­то­диз­ма – идея сво­бо­ды во­ли и воз­мож­ность дос­ти­же­ния свя­то­сти в зем­ной жиз­ни, для ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня – по­чи­та­ние суб­бо­ты как седь­мо­го дня и кон­цеп­ция те­ла как со­су­да ду­ха (от­сю­да культ здо­ро­во­го пи­та­ния и об­раза жиз­ни), для Но­во­апо­столь­ской церк­ви – культ совр. «апо­сто­лов», един­ст­вен­ных на­след­ни­ков пер­во­на­чаль­ной Церк­ви, для пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва – воз­мож­ность мис­тич. об­ще­ния с Бо­гом че­рез глос­со­ла­лию.

Из про­тес­тант­ских прин­ци­пов спа­се­ния сле­ду­ет осо­бен­ность про­тес­тант­ской экк­ле­зио­ло­гии – свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих. При этом в Анг­ли­кан­ской церк­ви, а так­же в час­ти лю­те­ран­ских церк­вей со­хра­ня­ет­ся апо­столь­ское пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний. Цер­ковь в П. по­ни­ма­ет­ся как со­б­ра­ние об­щин всех ве­рую­щих во Хри­ста (хо­тя не­ко­то­рые про­тес­тант­ские груп­пы не при­зна­ют иные про­тес­тант­ские де­но­ми­на­ции хри­сти­ан­ски­ми). Анг­ли­ка­не, лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты и их по­сле­до­ва­те­ли при­зна­ют два та­ин­ст­ва – кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стию (при­ча­ще­ние в от­ли­чие от ка­то­ли­ков «под обо­и­ми ви­да­ми» – Те­лом и Кро­вью Хри­сто­вы­ми), др. цер­ков­ные та­ин­ст­ва по­ни­ма­ют лишь как об­ря­ды. В Но­во­апо­столь­ской церк­ви при­зна­ют­ся три та­ин­ст­ва: кре­ще­ние, при­ча­ще­ние и «за­пе­чат­ле­ние Ду­хом Свя­тым» (со­вер­ша­ет­ся толь­ко «апо­сто­лом»), у герн­гу­те­ров, по­ми­мо кре­ще­ния и при­ча­ще­ния, при­зна­ёт­ся ис­по­ведь. Во всех др. про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ци­ях кре­ще­ние и при­ча­ще­ние со­хра­ня­ют­ся как сим­во­лич. об­ря­ды, у уни­та­ри­ев, ква­ке­ров, в Ар­мии Спа­се­ния они от­сут­ст­ву­ют.

Большинство протестантов отвергают католическое учение о чистилище, однако некоторые влиятельные англиканские и методистские богословы говорят о посмертном «очистительном огне», который неравнозначен аду. Все протестанты согласны с тем, что спасает человека только вера, но расходятся в понимании того, какую роль в спасении играют добрые дела.

Боль­шое зна­че­ние в П. при­да­ёт­ся тру­до­вой эти­ке. Лю­тер и ещё бо­лее ак­тив­но Каль­вин учи­ли, что лю­бая тру­до­вая дея­тель­ность мо­жет быть угод­ной Бо­гу. От­сю­да кон­цеп­ция «мир­ско­го при­зва­ния»: ка­ж­до­го че­ло­ве­ка Бог по­ста­вил на своё ме­сто и до­ве­рил оп­ре­де­лён­ное де­ло, как в се­мье, так и в об­ще­ст­ве, сде­лав его Сво­им управ­ляю­щим; че­ло­век, че­ст­но тру­дясь, идёт пу­тём спа­се­ния и про­слав­ля­ет Бо­га. Труд ста­но­вит­ся ре­лиг. цен­но­стью, бе­реж­ли­вость и воз­дер­жан­ность в мир­ской жиз­ни, «мир­ской ас­ке­тизм», – од­ной из гл. доб­ро­де­те­лей.

Рас­смат­ри­вая взаи­мо­от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, Лю­тер пред­по­ла­гал, что че­ло­век дол­жен со­сре­до­то­чить­ся на лич­ной пра­вед­но­сти, Цер­ковь долж­на это­му спо­соб­ст­во­вать, ос­та­вив за го­су­дар­ст­вом «зем­ные» де­ла и не вме­ши­ва­ясь в них, при этом «упра­ви­тель дол­жен счи­тать се­бя слу­гой, а не гос­по­ди­ном на­ро­да». Каль­вин про­воз­гла­сил не­об­хо­ди­мость со­че­та­ния лич­ной нрав­ст­вен­ной дис­ци­п­ли­ны и соз­да­ние нрав­ст­вен­но­го об­ще­ст­ва. Пу­ри­та­не в Но­вой Анг­лии впо­след­ст­вии раз­ви­ли эту идею, вы­дви­нув прин­цип «ко­ве­нан­та» – за­ве­та ме­ж­ду Бо­гом, че­ло­ве­ком и об­ще­ст­вом. Мен­но­ни­ты и ква­ке­ры, час­тич­но ад­вен­ти­сты при­дер­жи­ва­ют­ся па­ци­физ­ма, за­пре­та на служ­бу в ар­мии.

Вы­де­ля­ют­ся неск. ис­то­рич. пе­рио­дов и на­прав­ле­ний раз­ви­тия тео­ло­гии П. Клас­сич. про­тес­тант­ская тео­ло­гия (ор­то­док­сия) скла­ды­ва­лась в пе­ри­од от Лю­те­ра, Ме­лан­хто­на, Цвинг­ли, Каль­ви­на до Дж. Эд­вар­дса (1703–58). В её рам­ках вы­ра­бо­та­ны и раз­ви­ты об­ще­про­тес­тант­ские прин­ци­пы и сфор­му­ли­ро­ва­ны по­ло­же­ния про­тес­тант­ской эти­ки.

Ли­бе­раль­ная про­тес­тант­ская тео­ло­гия (Ф. Шлей­ер­махер, Э. Трёльч, А. фон Гар­нак), поя­вив­шая­ся в кон. 18 – нач. 19 вв., пе­ре­не­сла ак­цент со сверхъ­ес­те­ст­вен­ных ас­пек­тов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния на этич. и со­ци­аль­ные и по­ста­ви­ла под со­мне­ние по­ло­жения хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки (чу­де­са Хри­ста, Вос­кре­се­ние Хри­сто­во и т. д.). Биб­лия ста­ла рас­смат­ри­вать­ся не как Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние, а как про­дукт ре­лиг. твор­че­ст­ва, ог­ра­ни­чен­ный ис­то­ри­ей и куль­ту­рой. Ли­бе­раль­ная тео­ло­гия со­про­во­ж­да­лась бур­ным раз­ви­ти­ем биб­леи­сти­ки (Гар­нак, А. Ричль и др.).

Фун­да­мен­та­ли­ст­ская про­тес­тант­ская тео­ло­гия воз­ник­ла в сре­де еван­ге­ли­ков (кон. 19 в.), на­зва­ние по­лу­чи­ла по опуб­ли­ко­ван­ной в 1910–15 се­рии бро­шюр «Ос­но­вы: сви­де­тель­ст­во ис­ти­ны» («The fundamentals: a testimony to the truth»). Оп­по­ни­руя ли­бе­раль­ной тео­ло­гии, она на­стаи­ва­ла на аб­со­лют­ной дос­то­вер­но­сти об­ще­хри­сти­ан­ских дог­ма­тов и бу­к­ва­ли­ст­ском про­чте­нии Биб­лии. Про­тес­тан­ты-фун­да­мен­та­ли­сты, как пра­ви­ло, стре­мят­ся ак­тив­но уча­ст­во­вать в по­ли­ти­ке (обыч­но ис­по­ве­ду­ют край­не пра­вые взгля­ды) и вли­ять на об­ще­ст­вен­ное мне­ние.

Как обоб­щаю­щее обо­зна­че­ние ря­да на­прав­ле­ний ре­фор­мат­ско­го и лю­те­ран­ско­го бо­го­сло­вия, в т. ч. диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии, тео­ло­гии кри­зи­са, тео­ло­гии па­ра­док­са, тео­ло­гии сло­ва Бо­га и др., воз­ник­ших в 1920–30-х гг., стре­мив­ших­ся от­ве­тить на вы­зо­вы хри­сти­ан­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма и фун­да­мен­та­лиз­ма, ис­поль­зу­ет­ся тер­мин нео­ор­то­док­сия. Диа­лек­тич. тео­ло­гия (ро­до­на­чаль­ник К. Барт), воз­ник­шая под влия­ни­ем идей С. Кьер­ке­го­ра, на­стаи­ва­ет на про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду ве­рой и ра­цио­наль­но­стью, на аб­со­лют­ной не­по­зна­вае­мо­сти и «вне­ис­то­рич­но­сти» Бо­га. Вид­ные пред­ста­ви­те­ли нео­ор­то­док­сии – Р. Ни­бур, Р. Бульт­ман, Э. Брун­нер, П. Тил­лих и др.

Ра­ди­каль­ная, или «но­вая», тео­ло­гия воз­ник­ла по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. Од­ним из её ос­но­во­по­лож­ни­ков был лю­те­ран­ский пас­тор Д. Бон­хёф­фер. Он раз­ли­чал ве­ру как ре­ше­ние ид­ти на­встре­чу лич­но­му Бо­гу и ре­ли­гию как объ­ек­ти­вацию мис­тич. опы­та в куль­то­вых прак­ти­ках. Ре­ли­гия ста­но­вит­ся не­нуж­ной че­ло­ве­ку, всё ме­нее за­ви­си­мо­му от кол­лек­тив­ных прак­тик и стре­мя­ще­му­ся к са­мо­сто­ят. ре­ше­ни­ям, т. е. став­шим «со­вер­шен­но­лет­ним». Ве­ра, ко­то­рую че­ло­век об­ре­та­ет, и Цер­ковь, ко­то­рая эту ве­ру хра­нит, долж­ны слу­жить лю­дям и их по­треб­но­стям. Хри­сти­ан­ст­во долж­но пре­одо­леть внеш­нюю «ре­ли­ги­оз­ность» и стать «без­ре­ли­ги­оз­ным» и лич­но­ст­ным. Бап­ти­ст­ский тео­лог Х. Кокс в кн. «Мир­ской град» (1965) го­во­рил об оп­рав­дан­но­сти се­ку­ля­ри­за­ции как ес­те­ст­вен­но­го ак­та «взрос­ле­ния» че­ло­ве­че­ст­ва и не­об­хо­ди­мо­сти сме­ны форм и ме­то­дов об­ще­ния че­ло­ве­ка с Бо­гом.

Идеи Д. Бон­хёф­фе­ра и Х. Кок­са вдох­но­ви­ли мн. про­тес­тант­ских тео­ло­гов ис­кать путь ве­ры в се­ку­ляр­ном ми­ре с по­зи­ций «без­ре­ли­ги­оз­но­го хри­сти­ан­ст­ва» и по­ро­ди­ли мно­же­ст­во т. н. тео­ло­гий ро­ди­тель­но­го па­де­жа («тео­ло­гия смер­ти Бо­га», «тео­ло­гия на­де­ж­ды» и т. п.). Все они, так или ина­че, ка­са­ют­ся не толь­ко Бо­га, но и раз­ных ас­пек­тов жиз­ни че­ло­ве­ка, что от­ра­жа­ет их ос­нов­ной по­сту­лат: сло­во о Бо­ге в совр. ми­ре – это и сло­во о че­ло­ве­ке. Бог, со­глас­но этим тео­ри­ям, не яв­ля­ет Се­бя на­пря­мую в совр. ми­ре, Его нет в соз­на­нии совр. се­ку­ляр­ных лю­дей; ста­рая хри­сти­ан­ская ме­та­фи­зи­ка ока­за­лась не­при­год­на, при­выч­ный об­раз Бо­га раз­ру­шен. Че­ло­век и его про­бле­мы – это то, где совр. тео­ло­ги долж­ны ис­кать под­лин­но­го, не «ме­та­фи­зи­че­ско­го» Бо­га. «Тео­ло­гии ро­ди­тель­но­го па­де­жа» пред­ме­том рас­смот­ре­ния вы­би­ра­ют разл. ас­пек­ты: пол­ный мо­раль­ный су­ве­ре­ни­тет че­ло­ве­ка в обез­бо­жен­ном ми­ре («тео­ло­гия смер­ти Бо­га», «тео­ло­гия смер­ти тео­ло­гии»); меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния и лю­бовь к лю­дям как важ­ней­ший прин­цип жиз­ни («тео­ло­гия кри­зи­са»); пе­ре­нос ак­цен­та с лич­но­го на об­ще­ст­вен­ное спа­се­ние – со­ци­аль­ная тео­ло­гия («по­ли­тич. тео­ло­гия», «тео­ло­гия на­де­ж­ды», «чёр­ная тео­ло­гия» и т. п.). Кон­тек­сту­аль­ная тео­ло­гия (ази­ат., афр. и иу­де­ох­ри­сти­ан­ские церк­ви) не толь­ко учи­ты­ва­ет нац. спе­ци­фи­ку в бо­го­слу­же­нии и про­по­ве­ди, но и со­вме­ща­ет с тео­ло­ги­ей ло­зун­ги нац. воз­ро­ж­де­ния, пред­ла­га­ет спо­со­бы ре­ше­ния нац. про­блем.

Протестантизм отличие от православия

ПравославиеПротестантизм
ОрганизацияЭто группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вераВозник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом
Святой ДухПравославные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца»В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына»
Судный день/ОсуждениеПравославные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудрДля одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются)
ИерархияВ православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диаконНе существует особенного распределения титулов
Молитвы поминанияСуществуют молитвы поминания мёртвыхНе поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении
Хлеб и виноВ Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь ХристаВ тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа
Крещение младенцевКрещение младенцев по вере их родителейНе общепринято крестить младенцев
МонашествоМонашество играет большую рольМонашество часто не существует
Женское священствоЖенское священство не существуетЖенское священство существует
ИконыПочитание святых иконОтрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами
СвятыеСуществует Небесная Церковь (молитвы к святым)У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу
Однополые отношения/бракОднополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможенСо временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе
Крещение и спасениеКрещение не гарантирует спасенияКрещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение
Ангел-хранительЕсть ангел-хранительНет ангела-хранителя

Организационные принципы

Гл. струк­тур­ной еди­ни­цей в П. яв­ля­ет­ся об­щи­на, ко­то­рой управ­ля­ют пас­тор и со­б­ра­ние ве­рую­щих. Цер­ков­ные слу­жи­те­ли счи­та­ют­ся про­сты­ми де­ле­га­та­ми со­об­ще­ст­ва ве­рую­щих, все ве­рую­щие яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми свя­щен­ст­ва. При этом в ря­де церк­вей су­ще­ст­ву­ет цер­ков­ная ие­рар­хия с пря­мым под­чи­не­ни­ем об­щин; в анг­ли­кан­ст­ве со­хра­нён епи­ско­пат. Ар­мия Спа­се­ния, ад­вен­тизм седь­мо­го дня и Но­во­апо­столь­ская цер­ковь име­ют один управ­ленч. центр, ос­таль­ные де­но­ми­на­ции ор­га­ни­зо­ва­ны в не­за­ви­си­мые сою­зы и ас­со­циа­ции с боль­шой ав­то­но­ми­ей об­щин. Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ет Ме­то­ди­ст­ская цер­ковь, со­стоя­щая из ав­то­ном­ных церк­вей, но управ­ляе­мая еже­год­ной двух­па­лат­ной (свя­щен­ни­ки и ми­ря­не) кон­фе­рен­ци­ей.

К нач. 21 в. мн. про­тес­тант­ские церк­ви при­зна­ли жен­ское свя­щен­ст­во: Анг­ли­кан­ская цер­ковь, ряд лю­те­ран­ских, ме­то­ди­ст­ских и пя­ти­де­сят­нич. церк­вей ха­риз­ма­тич. тол­ка, не­ко­то­рые пре­сви­те­ри­ан­ские и бап­ти­ст­ские объ­е­ди­не­ния. У ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня жен­щи­на мо­жет быть диа­ко­нис­сой. Мн. про­тес­тан­ты пла­тят цер­ков­ную де­ся­ти­ну.

Богослужебная практика

Бо­го­слу­же­ние обыч­но со­сто­ит из пе­ния цер­ков­ных гим­нов, со­вме­ст­ной мо­лит­вы, чте­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния и про­по­ве­ди. Стиль бо­го­слу­же­ния за­ви­сит как от тра­ди­ции кон­фес­сии, так и от ус­та­но­вок отд. об­щин.

Лю­те­ра­не, анг­ли­ка­не, пре­сви­те­риа­не, мен­но­ни­ты, ме­то­ди­сты при­зна­ют разл. фор­мы вод­но­го кре­ще­ния: на прак­ти­ке ча­ще ис­поль­зу­ют об­ли­ва­ние, ме­то­ди­сты – ок­ро­п­ле­ние; в бап­тиз­ме, еван­гель­ском хри­сти­ан­ст­ве, ад­вен­тиз­ме, пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ве, Но­во­апо­столь­ской церк­ви кре­ще­ние со­вер­ша­ет­ся ис­клю­чи­тель­но пол­ным по­гру­же­ни­ем. Анг­ли­ка­не, лю­те­ра­не, пре­сви­те­риа­не, кон­гре­га­цио­на­ли­сты, ре­фор­ма­ты, ме­то­ди­сты, Но­во­апо­столь­ская цер­ковь прак­ти­ку­ют кре­ще­ние де­тей, бап­ти­сты, ад­вен­ти­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки при­зна­ют кре­ще­ние толь­ко взрос­лых (обыч­но в 12–18 лет, у гут­те­ри­тов – в 20–30 лет). Де­ти обыч­но бла­го­слов­ля­ют­ся пас­то­ром при ро­ж­де­нии, по­се­ща­ют бо­го­слу­же­ние, но не счи­та­ют­ся чле­на­ми Церк­ви. В не­ко­то­рых про­тес­тант­ских кон­фес­си­ях су­ще­ст­ву­ет кон­фир­ма­ция как об­ряд (в Анг­ли­кан­ской церк­ви со­вер­ша­ет­ся епи­ско­пом).

У ами­шей и дан­ке­ров, а так­же в ря­де бап­ти­ст­ских, ад­вен­ти­ст­ских и пя­ти­де­сят­нич. об­щин пе­ред хле­бо­пре­лом­ле­ни­ем со­вер­ша­ет­ся об­ряд омо­ве­ния ног как эле­мент Тай­ной ве­че­ри. По­хо­рон­ный об­ряд при­нят в боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских кон­фес­сий (см. в ст. По­гре­бе­ние), од­на­ко мо­лит­вы за усоп­ших от­сут­ст­ву­ют.

Про­тес­тан­ты, за ис­клю­че­ни­ем ква­ке­ров и ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня, от­ме­ча­ют Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Кре­ще­ние Гос­под­не, Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу. У анг­ли­кан со­хра­ни­лись поч­ти все празд­ни­ки ка­то­лич. Церк­ви, вклю­чая дни по­чи­та­ния свя­тых, у лю­те­ран – 1-е вос­кре­се­нье ад­вен­та, Ве­ли­кий чет­верг, Стра­ст­ная пят­ни­ца, День всех свя­тых, День по­ми­но­ве­ния усоп­ших. Бап­ти­сты от­ме­ча­ют празд­ник Жат­вы (сен­тябрь – ок­тябрь).

Протестантские деноминации


Схема 1/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Протестантизм произошёл от римской католической церкви, которая, в свою очередь, развилась от ранней христианской церкви. Далее история дала нам лютеранство и англиканство.

Ещё англиканство развилось в такие направления как: епископальная церковь и евангелическо-лютеранская церковь (произошла также от лютеранства).


Схема 2/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Из развития англиканства уже вышли конгрегационализм, методизм (что дало нам армию спасения, объединённую методистскую церковь, движение святости и пятидесятничество).


Схема 3/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Чистый протестантизм уже дал нам квакерство, баптизм (который развился в южную баптистскую конвенцию, адвентизм и адвентистов седьмого дня), анабаптизм (который дал нам меннонитство и амишей), и реформатство (которое развилось в пресвитерианство и церковь Шотландии).

Архитектура и изобразительное искусство

Библиотека Конгресса США «Стеклянная церковь» в Ранчо-Палос-Вердес (штат Калифорния). 1949–51. Архитектор Л. Райт.

Ос­но­во­по­лож­ни­ки П. по-раз­но­му от­но­си­лись к воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния иск-ва в Церк­ви и ре­лиг. жиз­ни. М. Лю­тер по­ла­гал воз­мож­ным ис­поль­зо­ва­ние изо­бра­же­ний на­зи­дат. и по­учит. ха­рак­те­ра, ил­лю­ст­ри­рую­щих Свя­щен­ное Пи­са­ние, од­на­ко не счи­тал их на­ли­чие обя­за­тель­ным и не от­во­дил им зна­чи­мой ро­ли. Ж. Каль­вин счи­тал не­воз­мож­ным изо­бра­же­ние Бо­га из-за опас­но­сти идо­ло­по­клон­ст­ва, ос­тав­ляя за иск-вом пра­во пе­ре­да­чи ис­то­рич. со­бы­тий. А. Карл­штадт и У. Цвинг­ли бы­ли яро­ст­ны­ми ико­но­бор­ца­ми; в те­че­ние 16 в. ико­но­бор­че­ст­во со­про­во­ж­да­лось унич­то­же­ни­ем про­из­ве­де­ний цер­ков­но­го иск-ва (в Гер­ма­нии в 1520-х гг., в Анг­лии с 1536, в Шот­лан­дии в 1559, во Фран­ции в 1560–62, в Ни­дер­лан­дах в 1566–67 и т. д.).

«Противопоставление церкви праведной церкви неправедной». Художник Л. Кранах Младший. Гравюра на дереве. Ок. 1550.

Под влия­ни­ем про­тес­тант­ско­го бо­го­сло­вия из­ме­ни­лась ико­но­гра­фия не­ко­то­рых тра­диц. сцен: «Страш­ный Суд» изо­бра­жа­ет­ся без хо­да­тай­ст­вую­щей Бо­го­ма­те­ри, «Се Че­ло­век» – без ран Хри­ста. Сце­на «Оп­ла­ки­ва­ние» ут­ра­ти­ла по­пу­ляр­ность, на пер­вый план вы­шли сю­же­ты «Хри­стос и блуд­ни­ца», «Хри­стос и са­ма­ри­тян­ка», «Иов и Ели­уй», ко­то­рые вме­сте с но­вой, при­пи­сы­вае­мой Л. Кра­на­ху Стар­ше­му, ком­по­зи­ци­ей «За­кон и Бла­го­дать» (1529, за­мок Фри­ден­штайн, Го­та, Тю­рин­гия) ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли прин­цип спа­се­ния ве­рой. Кра­нах соз­дал мно­го порт­ре­тов Лю­те­ра, ил­лю­ст­ри­ро­вал из­да­ние Биб­лии в его пе­ре­во­де; мас­тер­ская Кра­на­ха ста­ла цен­тром пе­ча­та­ния про­па­ган­ди­ст­ских гра­вюр, на­гляд­но объ­яс­няв­ших от­ли­чия лю­те­ран­ских пред­став­ле­ний от рим­ско-ка­то­ли­че­ских [се­рия «Стра­сти Хри­ста и Ан­ти­хри­ста» Кра­на­ха Стар­ше­го (1521), где со­пос­тав­ля­ют­ся жи­тие Хри­ста и жизнь па­пы Рим­ско­го; гра­вю­ра «Ос­нов­ные раз­ли­чия ме­ж­ду ис­тин­ной ре­ли­ги­ей Хри­ста и лжи­вым идо­ло­по­клон­ским уче­ни­ем Ан­ти­хри­ста» Л. Кра­на­ха Млад­ше­го (ок. 1547) и др.]. В лю­те­ран­ских церк­вах до­пус­ка­лось на­ли­чие ал­тар­но­го об­раза со сце­на­ми «Тай­ной ве­че­ри» или «Рас­пя­тия», со­хра­няв­ше­го тра­диц. вид по­лип­ти­ха, но ис­поль­зо­вав­ше­го но­вую ико­но­гра­фию, не­ред­ко вклю­чав­шую са­мих дея­те­лей Ре­фор­ма­ции.

Фото Balthazar Korab Северная христианская церковь (Ученики Христа) в Колумбусе (штат Индиана). 1964. Архитектор Э. Сааринен.

В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни про­тес­тант­ские служ­бы про­хо­ди­ли в по­стро­ен­ных ра­нее ка­то­лич. хра­мах. Собств. цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра П. воз­ник­ла лишь в кон. 17 в. и раз­ви­ва­лась на ба­зе тра­диц. ти­пов (цен­трич. и ба­зи­ли­каль­но­го), опи­ра­ясь в ка­ж­дом ре­гио­не на ме­ст­ные ар­хит. тра­ди­ции, так­же сле­дуя сти­ле­вым тен­ден­ци­ям эпо­хи. Осн. функ­цио­наль­ным тре­бо­ва­ни­ем цер­ков­но­го про­стран­ст­ва ста­ли вме­сти­тель­ность и удоб­ст­во про­по­ве­ди, гл. эле­мен­та­ми в ин­терь­е­ре – про­по­вед­нич. ка­фед­ра, кре­щаль­ная ку­пель (в не­ко­то­рых на­прав­ле­ни­ях П. по­ме­ща­ет­ся воз­ле ал­та­ря), ал­тарь и ор­ган. В про­тес­тант­ских стра­нах Цер­ковь ут­ра­ти­ла роль гл. за­каз­чи­ка про­из­ве­де­ний изо­бра­зит. иск-ва, что по­слу­жи­ло сти­му­лом для раз­ви­тия свет­ско­го иск-ва.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]