ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ, одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, возникшее в 16 в. в ходе Реформации. Происхождение термина относится к событиям 1529, когда на рейхстаге Священной Римской империи, проходившем в герм. г. Шпайер, было предложено отменить решение предыдущего рейхстага (1526, также в г. Шпайер) о праве князей и имперских городов до созыва общегерманского собора самостоятельно выбирать вероисповедание на своей территории. Сторонники Реформации, не согласившиеся с этим предложением и покинувшие заседание, предварительно составив т. н. Шпайерскую протестацию (от лат. protestatio – провозглашение), стали называться протестантами. Впоследствии термин стал применяться ко всем приверженцам учений, появившихся в результате Реформации.
П., возникнув как совокупность разл. течений, никогда не представлял собой, в отличие от католицизма и православия, единого целого. К крупнейшим направлениям П. относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство (см. Англиканская церковь), которые принято называть «классическим» П. С ними связаны др. самостоят. конфессии, отличающиеся друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты (см. Баптизм), меннониты, методисты, адвентисты (см. Адвентизм), пятидесятники, квакеры, Новоапостольская церковь и др. Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Общество христианской науки и др. деноминации, генетически связанные с П., но в своём идейном развитии далеко вышедшие за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.
История
П. возник в 16 в. в Зап. Европе в связи с деятельностью М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона, М. Буцера, Г. Буллингера, Т. Кранмера и др. Для П. в целом характерно утверждение о необходимости возвращения Церкви к вере первых веков христианства, которая была искажена позднейшими новациями ср.-век. католицизма.
«Лютер публично сжигает книги по церковному праву и папскую буллу в Виттенберге 10 декабря 1520 года». Гравюра из книги Л. Рабуса «История Святых свидетелей Господних». 1557.
Учение М. Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем П., воплотилось в концепции трёх «только»: человек спасается только верой; он обретает её только через милость Божию; авторитетом в делах веры является только Священное Писание (Sola fide – «только верой», Sola gratia – «только благодатью», Sola Scriptura – «только Писанием»). Особое отношение Лютера к Священному Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на нем. яз.), особенно к новозаветным текстам как к гл. авторитету, послужило причиной именования его последователей евангелич. христианами (в дальнейшем – лютеране). Важнейшие вероисповедные документы лютеранства – «Большой катехизис» и «Малый катехизис» (оба – 1529) Лютера, Аугсбургское исповедание (1530), Формула согласия (1577) и др., собранные в Книге согласия, издание которой в 1580 должно было свидетельствовать о единстве лютеранской Церкви.
Др. влиятельное движение в Реформации возникло независимо от лютеранства в Швейцарии и связано с доктриной цюрихского свящ. У. Цвингли, согласной с учением Лютера в базовых идеях (опора на Священное Писание, резкая критика схоластич. богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства»), но отличающейся более рационалистичной трактовкой Евхаристии и более последовательной критикой церковных обрядов. С сер. 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Ж. Кальвина и его деятельностью в Женеве. Гл. положения учения Кальвина – трактовка концепции предопределения и создание модели церковного и гос. устройства, представленные в соч. «Наставление в христианской вере» (1539). К рубежу 16–17 вв. последователи Цвингли и Кальвина объединились в одно движение – кальвинизм. Важнейшие вероисповедные документы кальвинизма – Гейдельбергский катехизис (1563), Каноны Дордрехтского синода (1618–19) и Вестминстерское исповедание веры (1647).
«Английский король Эдуард VI и папа Римский». Аллегорическое обличение папы, поверженного английским изданием Библии. Картина неизвестного художника. Национальная портретная галерея (Лондон).
Третье крупное направление П. – англиканство – появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Англ. парламент в 1529–1536 принял ряд статутов, сформировавших независимую от Рима нац. Церковь, с 1534 подчинённую королю. В 1536 принят первый вероучительный документ англиканства – «Десять статей», составителем которого стал архиеп. Кентерберийский Томас Кранмер (1489–1556), гл. идеолог англ. Реформации. Доктрина англиканства отражена в Книге общих молитв (1549, 2-я ред. – 1552), Книге проповедей (1548–53), «Тридцати девяти статьях» (1563). Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований, сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений (этим определено ещё одно название англиканской Церкви – Епископальная церковь) позволяют считать англиканство самым умеренным течением протестантизма.
Со 2-й пол. 16 в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования разл. течений в реформационном движении. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение Англиканской церкви от наследия католич. традиций. В кальвинизме по принципу устройства общин произошло разделение на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими (см. Реформаты). Реформатиские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. Полемизировавший с Кальвином исп. теолог М. Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Св. Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа (см. Унитарии). Во 2-й пол. 16 в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в 17 в. – в Англии, в 19 в. – в США.
Реформация и П. нашли широкую поддержку разл. слоёв европ. общества, жизнеспособность нового религ. движения во многом определила возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейц. Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Сев. Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви и в 18 в. образовала общину гернгутеров (см. в ст. Моравские братья). Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство, названная по имени её основателя нидерл. свящ. Менно Симонса, последователи которого выбрали эмиграцию как форму пассивного социального протеста. От меннонитов во 2-й пол. 17 в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в сер. 17 в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для 17 в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).
Для протестантской теологии 17–18 вв. характерна идея о том, что Церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» П. выразителями этой идеи стали пиетисты (см. Пиетизм) в лютеранстве и арминиане (см. Арминианство) в кальвинизме. В кон. 17 в. из пиетистов в отд. деноминацию выделилась закрытая община данкеров.
В 1609 в Голландии из группы англ. пуритан образовалась община последователей Дж. Смита – баптисты, вскоре разделившиеся на «общих» (последователей Смита) и «частных» (последователей английского пастора Г. Джейкоба, в 1616 основавшим общину в Лондоне). В 1639 баптизм появился в Сев. Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США.
Фото Д. В. Соловьёва Пресвитерианская церковь Трон-кирк в Эдинбурге. 1636–47. Архитектор Дж. Милн.
Гл. особенностью методизма, возникшего в Великобритании в нач. 18 в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу (в арминианской трактовке) проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. Из методизма выделились Церковь Назарянина (1895) и Уэслианская церковь (см. в ст. Методисты), упрекавшие методизм в излишнем либерализме.
Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг., придерживается диспенсационалистской доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из них действует характерный для него закон Бога. В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.
Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души, отрицанием рая и ада, почитанием субботы как седьмого дня служения Богу, признанием восстановления библейского дара пророчества и видений через основательницу церкви Э. Уайт.
Отличит. особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во 2-й пол. 19 в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан, является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово имеет такой же вероучительный авторитет, как и Библия.
В 19 в. наметилась тенденция к размыванию границ протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление т. н. евангеликов (evangelicals) и объединённых церквей. Евангелики, появившиеся в США в 19 в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царствию Божию). Т. н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а консерваторов – за закрытость и выступал за активную проповедь совр. средствами. Неоевангеликализм породил в США многочисл. популярные телепрограммы (телеевангелизм) и т. н. мегацеркви – церковные организации, в которых существуют «центр» (гл. церковь во главе с руководителем, вырабатывающая стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т. д.) и «филиалы» (многочисл. церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).
В сер. 19 – нач. 20 вв. появились т. н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось гос. властью. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность к Реформации и вероучительная близость. В кон. 19 в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от гос. протестантских церквей.
Разработка теологии П. в 20 в. характеризуется развитием идеи возвращения совр. Церкви мистич. даров древней Церкви и стремлением адаптировать христианство к неевропейским культурам. Так, в нач. 20 в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое отличается признанием исключит. роли в Церкви Святого Духа, даром глоссолалии. В 1960–1970-х гг. движение пятидесятничества получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнич. практики. Под влиянием «контекстуальной теологии» и пятидесятничества в 20 в. возникли самобытные азиат. и афр. церкви.
В рамках протестантской теологии в 1910 появилось экуменическое движение (см. Экуменизм), поставившее своей задачей объединение всех протестантских церквей. В 1948 в Амстердаме на базе межпротестантских движений «Вера и церковное устройство», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет» возник Всемирный совет церквей (ВСЦ), который позиционирует себя как содружество христианских общин, не являющееся к.-л. церковным институтом. ВСЦ и экуменизм как движение вызывают противоречивые оценки в протестантской среде: от принятия до полного отрицания (напр., адвентисты).
Общая численность протестантов в мире св. 600 млн. чел. (по подсчёту исследователей, расширительно трактующих принадлежность разл. деноминаций к П., ок. 800 млн. чел.). В 92 странах П. является крупнейшим по количеству приверженцев направлением христианства, в 49 странах протестанты составляют большинство населения.
Протестантизм в России
Первые протестанты-иностранцы появились в России уже в начале Реформации: лютеране – в 1520-е гг., англикане – при Иване IV (1533–84), кальвинисты – в кон. 16 в. Образовавшиеся постоянные протестантские общины в Москве, Архангельске, Вологде и др. торговых городах существовали изолированно от рус. населения. Протестантам разрешалось свободно исповедовать свою веру, но под страхом смерти запрещалось обращать в П. русских. В 17–18 вв. среди этнич. русских появилось т. н. духовное христианство – христововеры, духоборцы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.). Правительство относилось к сектантам враждебно; традиц. наказанием была массовая ссылка (напр., духоборцы и молокане в 1-й пол. 19 в. были высланы в Закавказье).
Лютеранский храм Святого Георга. Самара. 1863–64.
К кон. 18 – нач. 19 вв. на территории Рос. империи оформились крупные лютеранские церкви в Финляндии, Прибалтике и небольшие кальвинистские общины в Польше, Прибалтике, на Зап. Украине. После указов имп. Екатерины II (1762, 1763) о привлечении в Россию иностранцев, в частности для освоения Новороссии и малозаселённых земель Поволжья и Урала, прибыли тысячи немцев – лютеран и меннонитов. Им была гарантирована свобода вероисповедания. В 1860-е гг. усилиями нем. миссионеров на Украине стал распространяться баптизм, в 1880-е гг. – адвентизм. В 1870-е гг. в С.-Петербурге в результате деятельности лорда Редстока появилась община евангельских христиан, придерживавшихся, в отличие от баптистов, арминианских взглядов. В это же время среди рос. немцев возникли общины Новоапостольской церкви. В нач. 20 в. на севере Рос. империи появились первые общины пятидесятников. В 1913 в России начала активно работать Армия спасения.
Проповедь в московской церкви евангельских христиан-баптистов. Фото 1941.
В 1920-е гг. деноминации неклассич. П. не преследовались сов. властью, рассматривавшей притесняемых в Рос. империи «сектантов» как союзников в построении бесклассового и справедливого общества. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. гонения распространились и на протестантов. Изменение отношения власти к религ. деятельности во время Вел. Отеч. войны и после неё позволило в 1944 создать Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, в котором стали регистрироваться, помимо баптистов, евангельские христиане, меннониты и пятидесятники, и Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня. Однако вскоре общины пятидесятников и баптистов-«инициативников», недовольные жёстким контролем государства над жизнью верующих, стали выходить из Совета баптистов и оказались без регистрации и вне закона. В 1960 в связи с усилением гонений на верующих был лишён регистрации Союз адвентистов, вплоть до кон. 1980-х гг. адвентисты вели полулегальное существование, хотя официально их деятельность не была запрещена.
В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. возродились исчезнувшие в сов. время реформатство, методизм, Армия Спасения, Новоапостольская церковь. В 1990-х гг. в России активно работали легализованные иностр. миссии протестантов всех направлений. Их деятельность привела к изменению состава церквей за счёт притока новообращённых из традиционно непротестантских семей. В сферу влияния П. активно включились народы Сев. Кавказа и Крайнего Севера, создав новые этноконфессиональные сообщества. На нач. 2010-х гг. в России проживали ок. 1,5 млн. протестантов.
Литература
- Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии. СПб., 1980. Т. 1-2
- Терентьев Н.Д. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910
- Grundmann S. Der Lutherische Weltbund; Grundlagen, Herkunft, Aufbau. Köln, 1957
- Swihart A.K. Luther and the Lutheran Church 1483-1960. N.Y., 1960
- Bergendoff C. The Church of the Lutheran Reformation. Saint Louis, 1967
- Bachmann E.T., Bachmann M.B. The United Lutheran Church in America, 1918-1962. Minneapolis, 1997
- Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Минск, 1999-2003. Т. 1-2
- Зигберт Б. Немудрое Божие. Место разума в богословии М. Лютера. М., 2000
- Колб Р. Христианская вера. М., 2000
- Петренко В.И. Богословие икон: Протестантская точка зрения. СПб., 2000
- Todd M. Authority vested: a story of identity and change in the Lutheran Church-Missouri Synod. Grand Rapids, 2000
- Курило О.В. Лютеране в России: XVI-XX вв. М., 2002
- Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог, 1959-2002 гг. М.; Краснодар, 2003 [1]
Вероучение
Крещение у пятидесятников. Италия.
В целом П. следует осн. положениям Никео-Цареградского Символа веры с признанием Filioque; большинство протестантов исповедуют учение о Св. Троице, однако есть и унитарии. При согласии с общепротестантскими установками о приоритете Священного Писания, об оправдании верой, о «всеобщем священстве», об упразднении культа святых и Богородицы как посредников между Богом и людьми разные течения П. придерживаются характерных только для них особенностей вероучения. Для кальвинизма это учение о двойном предопределении (одни изначально предназначены к вечному спасению, другие – к вечной погибели), для баптизма – независимость поместных общин, отделение церкви от государства, для квакерства – учение о «внутреннем свете», для методизма – идея свободы воли и возможность достижения святости в земной жизни, для адвентистов седьмого дня – почитание субботы как седьмого дня и концепция тела как сосуда духа (отсюда культ здорового питания и образа жизни), для Новоапостольской церкви – культ совр. «апостолов», единственных наследников первоначальной Церкви, для пятидесятничества – возможность мистич. общения с Богом через глоссолалию.
Из протестантских принципов спасения следует особенность протестантской экклезиологии – священство всех верующих. При этом в Англиканской церкви, а также в части лютеранских церквей сохраняется апостольское преемство рукоположений. Церковь в П. понимается как собрание общин всех верующих во Христа (хотя некоторые протестантские группы не признают иные протестантские деноминации христианскими). Англикане, лютеране, кальвинисты и их последователи признают два таинства – крещение и Евхаристию (причащение в отличие от католиков «под обоими видами» – Телом и Кровью Христовыми), др. церковные таинства понимают лишь как обряды. В Новоапостольской церкви признаются три таинства: крещение, причащение и «запечатление Духом Святым» (совершается только «апостолом»), у гернгутеров, помимо крещения и причащения, признаётся исповедь. Во всех др. протестантских деноминациях крещение и причащение сохраняются как символич. обряды, у унитариев, квакеров, в Армии Спасения они отсутствуют.
Большинство протестантов отвергают католическое учение о чистилище, однако некоторые влиятельные англиканские и методистские богословы говорят о посмертном «очистительном огне», который неравнозначен аду. Все протестанты согласны с тем, что спасает человека только вера, но расходятся в понимании того, какую роль в спасении играют добрые дела.
Большое значение в П. придаётся трудовой этике. Лютер и ещё более активно Кальвин учили, что любая трудовая деятельность может быть угодной Богу. Отсюда концепция «мирского призвания»: каждого человека Бог поставил на своё место и доверил определённое дело, как в семье, так и в обществе, сделав его Своим управляющим; человек, честно трудясь, идёт путём спасения и прославляет Бога. Труд становится религ. ценностью, бережливость и воздержанность в мирской жизни, «мирской аскетизм», – одной из гл. добродетелей.
Рассматривая взаимоотношения общества и государства, Лютер предполагал, что человек должен сосредоточиться на личной праведности, Церковь должна этому способствовать, оставив за государством «земные» дела и не вмешиваясь в них, при этом «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Кальвин провозгласил необходимость сочетания личной нравственной дисциплины и создание нравственного общества. Пуритане в Новой Англии впоследствии развили эту идею, выдвинув принцип «ковенанта» – завета между Богом, человеком и обществом. Меннониты и квакеры, частично адвентисты придерживаются пацифизма, запрета на службу в армии.
Выделяются неск. историч. периодов и направлений развития теологии П. Классич. протестантская теология (ортодоксия) складывалась в период от Лютера, Меланхтона, Цвингли, Кальвина до Дж. Эдвардса (1703–58). В её рамках выработаны и развиты общепротестантские принципы и сформулированы положения протестантской этики.
Либеральная протестантская теология (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. фон Гарнак), появившаяся в кон. 18 – нач. 19 вв., перенесла акцент со сверхъестественных аспектов христианского вероучения на этич. и социальные и поставила под сомнение положения христианской догматики (чудеса Христа, Воскресение Христово и т. д.). Библия стала рассматриваться не как Божественное откровение, а как продукт религ. творчества, ограниченный историей и культурой. Либеральная теология сопровождалась бурным развитием библеистики (Гарнак, А. Ричль и др.).
Фундаменталистская протестантская теология возникла в среде евангеликов (кон. 19 в.), название получила по опубликованной в 1910–15 серии брошюр «Основы: свидетельство истины» («The fundamentals: a testimony to the truth»). Оппонируя либеральной теологии, она настаивала на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Протестанты-фундаменталисты, как правило, стремятся активно участвовать в политике (обычно исповедуют крайне правые взгляды) и влиять на общественное мнение.
Как обобщающее обозначение ряда направлений реформатского и лютеранского богословия, в т. ч. диалектической теологии, теологии кризиса, теологии парадокса, теологии слова Бога и др., возникших в 1920–30-х гг., стремившихся ответить на вызовы христианского либерализма и фундаментализма, используется термин неоортодоксия. Диалектич. теология (родоначальник К. Барт), возникшая под влиянием идей С. Кьеркегора, настаивает на противоречии между верой и рациональностью, на абсолютной непознаваемости и «внеисторичности» Бога. Видные представители неоортодоксии – Р. Нибур, Р. Бультман, Э. Бруннер, П. Тиллих и др.
Радикальная, или «новая», теология возникла после 2-й мировой войны. Одним из её основоположников был лютеранский пастор Д. Бонхёффер. Он различал веру как решение идти навстречу личному Богу и религию как объективацию мистич. опыта в культовых практиках. Религия становится ненужной человеку, всё менее зависимому от коллективных практик и стремящемуся к самостоят. решениям, т. е. ставшим «совершеннолетним». Вера, которую человек обретает, и Церковь, которая эту веру хранит, должны служить людям и их потребностям. Христианство должно преодолеть внешнюю «религиозность» и стать «безрелигиозным» и личностным. Баптистский теолог Х. Кокс в кн. «Мирской град» (1965) говорил об оправданности секуляризации как естественного акта «взросления» человечества и необходимости смены форм и методов общения человека с Богом.
Идеи Д. Бонхёффера и Х. Кокса вдохновили мн. протестантских теологов искать путь веры в секулярном мире с позиций «безрелигиозного христианства» и породили множество т. н. теологий родительного падежа («теология смерти Бога», «теология надежды» и т. п.). Все они, так или иначе, касаются не только Бога, но и разных аспектов жизни человека, что отражает их основной постулат: слово о Боге в совр. мире – это и слово о человеке. Бог, согласно этим теориям, не являет Себя напрямую в совр. мире, Его нет в сознании совр. секулярных людей; старая христианская метафизика оказалась непригодна, привычный образ Бога разрушен. Человек и его проблемы – это то, где совр. теологи должны искать подлинного, не «метафизического» Бога. «Теологии родительного падежа» предметом рассмотрения выбирают разл. аспекты: полный моральный суверенитет человека в обезбоженном мире («теология смерти Бога», «теология смерти теологии»); межличностные отношения и любовь к людям как важнейший принцип жизни («теология кризиса»); перенос акцента с личного на общественное спасение – социальная теология («политич. теология», «теология надежды», «чёрная теология» и т. п.). Контекстуальная теология (азиат., афр. и иудеохристианские церкви) не только учитывает нац. специфику в богослужении и проповеди, но и совмещает с теологией лозунги нац. возрождения, предлагает способы решения нац. проблем.
Протестантизм отличие от православия
Православие | Протестантизм | |
Организация | Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера | Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом |
Святой Дух | Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» | В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына» |
Судный день/Осуждение | Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр | Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются) |
Иерархия | В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон | Не существует особенного распределения титулов |
Молитвы поминания | Существуют молитвы поминания мёртвых | Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении |
Хлеб и вино | В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа | В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа |
Крещение младенцев | Крещение младенцев по вере их родителей | Не общепринято крестить младенцев |
Монашество | Монашество играет большую роль | Монашество часто не существует |
Женское священство | Женское священство не существует | Женское священство существует |
Иконы | Почитание святых икон | Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами |
Святые | Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) | У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу |
Однополые отношения/брак | Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен | Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе |
Крещение и спасение | Крещение не гарантирует спасения | Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение |
Ангел-хранитель | Есть ангел-хранитель | Нет ангела-хранителя |
Организационные принципы
Гл. структурной единицей в П. является община, которой управляют пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства. При этом в ряде церквей существует церковная иерархия с прямым подчинением общин; в англиканстве сохранён епископат. Армия Спасения, адвентизм седьмого дня и Новоапостольская церковь имеют один управленч. центр, остальные деноминации организованы в независимые союзы и ассоциации с большой автономией общин. Промежуточное положение занимает Методистская церковь, состоящая из автономных церквей, но управляемая ежегодной двухпалатной (священники и миряне) конференцией.
К нач. 21 в. мн. протестантские церкви признали женское священство: Англиканская церковь, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнич. церквей харизматич. толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. У адвентистов седьмого дня женщина может быть диакониссой. Мн. протестанты платят церковную десятину.
Богослужебная практика
Богослужение обычно состоит из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди. Стиль богослужения зависит как от традиции конфессии, так и от установок отд. общин.
Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают разл. формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление; в баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви крещение совершается исключительно полным погружением. Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, методисты, Новоапостольская церковь практикуют крещение детей, баптисты, адвентисты, пятидесятники признают крещение только взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами Церкви. В некоторых протестантских конфессиях существует конфирмация как обряд (в Англиканской церкви совершается епископом).
У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнич. общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери. Похоронный обряд принят в большинстве протестантских конфессий (см. в ст. Погребение), однако молитвы за усопших отсутствуют.
Протестанты, за исключением квакеров и адвентистов седьмого дня, отмечают Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и Пятидесятницу. У англикан сохранились почти все праздники католич. Церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-е воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых, День поминовения усопших. Баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь – октябрь).
Протестантские деноминации
Схема 1/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций
Протестантизм произошёл от римской католической церкви, которая, в свою очередь, развилась от ранней христианской церкви. Далее история дала нам лютеранство и англиканство.
Ещё англиканство развилось в такие направления как: епископальная церковь и евангелическо-лютеранская церковь (произошла также от лютеранства).
Схема 2/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций
Из развития англиканства уже вышли конгрегационализм, методизм (что дало нам армию спасения, объединённую методистскую церковь, движение святости и пятидесятничество).
Схема 3/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций
Чистый протестантизм уже дал нам квакерство, баптизм (который развился в южную баптистскую конвенцию, адвентизм и адвентистов седьмого дня), анабаптизм (который дал нам меннонитство и амишей), и реформатство (которое развилось в пресвитерианство и церковь Шотландии).
Архитектура и изобразительное искусство
Библиотека Конгресса США «Стеклянная церковь» в Ранчо-Палос-Вердес (штат Калифорния). 1949–51. Архитектор Л. Райт.
Основоположники П. по-разному относились к возможности использования иск-ва в Церкви и религ. жизни. М. Лютер полагал возможным использование изображений назидат. и поучит. характера, иллюстрирующих Священное Писание, однако не считал их наличие обязательным и не отводил им значимой роли. Ж. Кальвин считал невозможным изображение Бога из-за опасности идолопоклонства, оставляя за иск-вом право передачи историч. событий. А. Карлштадт и У. Цвингли были яростными иконоборцами; в течение 16 в. иконоборчество сопровождалось уничтожением произведений церковного иск-ва (в Германии в 1520-х гг., в Англии с 1536, в Шотландии в 1559, во Франции в 1560–62, в Нидерландах в 1566–67 и т. д.).
«Противопоставление церкви праведной церкви неправедной». Художник Л. Кранах Младший. Гравюра на дереве. Ок. 1550.
Под влиянием протестантского богословия изменилась иконография некоторых традиц. сцен: «Страшный Суд» изображается без ходатайствующей Богоматери, «Се Человек» – без ран Христа. Сцена «Оплакивание» утратила популярность, на первый план вышли сюжеты «Христос и блудница», «Христос и самаритянка», «Иов и Елиуй», которые вместе с новой, приписываемой Л. Кранаху Старшему, композицией «Закон и Благодать» (1529, замок Фриденштайн, Гота, Тюрингия) иллюстрировали принцип спасения верой. Кранах создал много портретов Лютера, иллюстрировал издание Библии в его переводе; мастерская Кранаха стала центром печатания пропагандистских гравюр, наглядно объяснявших отличия лютеранских представлений от римско-католических [серия «Страсти Христа и Антихриста» Кранаха Старшего (1521), где сопоставляются житие Христа и жизнь папы Римского; гравюра «Основные различия между истинной религией Христа и лживым идолопоклонским учением Антихриста» Л. Кранаха Младшего (ок. 1547) и др.]. В лютеранских церквах допускалось наличие алтарного образа со сценами «Тайной вечери» или «Распятия», сохранявшего традиц. вид полиптиха, но использовавшего новую иконографию, нередко включавшую самих деятелей Реформации.
Фото Balthazar Korab Северная христианская церковь (Ученики Христа) в Колумбусе (штат Индиана). 1964. Архитектор Э. Сааринен.
В течение длительного времени протестантские службы проходили в построенных ранее католич. храмах. Собств. церковная архитектура П. возникла лишь в кон. 17 в. и развивалась на базе традиц. типов (центрич. и базиликального), опираясь в каждом регионе на местные архит. традиции, также следуя стилевым тенденциям эпохи. Осн. функциональным требованием церковного пространства стали вместительность и удобство проповеди, гл. элементами в интерьере – проповеднич. кафедра, крещальная купель (в некоторых направлениях П. помещается возле алтаря), алтарь и орган. В протестантских странах Церковь утратила роль гл. заказчика произведений изобразит. иск-ва, что послужило стимулом для развития светского иск-ва.