Слова Азана и Икамата: текст с транскрипцией на русском языке

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2]. Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].

Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению.

Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6]. Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Содержание Азана

  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)
  • Хайя ‘аля ссоляя (два раза) (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фалях (два раза) (Спешите к спасению)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах (Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)

То, что важно знать для слушающего азан

По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.

Услышав азан мы непременно должны отреагировать на него должным образом. Мы должны начать приготовления к намазу, оставив все остальные мирские дела, даже если этим делом является чтение Корана. Как же мы можем оставить без внимания призыв самого всевышнего Аллаха посредством муэдзина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай».

Желательные действия слушающего азан

  1. Повторять слова муэдзина про себя. Исключением являются слова «Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях!». После чтении муэдзином этих слов мы должны произнести «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлах» («Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха»).
  2. После завершения азана желательно сказать: «Ашхаду аль ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ляху ва анна Мухаммадан абдуху ва расулюху, радыйту биЛлахи раббан, ва би-Мухаммадин расулан, ва биль-Ислами динан» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как господом, Мухаммадом, как посланником, Исламом, как религией).
  3. Сделать дуа (мольба) за Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) словами: «Аллахумма рабба хазихи ддаъвати ттамати вассалятиль-каимати, ати Мухаммадан аль-Василата валь-фадылята, ваб-асху макаман махмудан аллязи ва-адтаху» (О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе («Аль-Василя» — название высшей ступени рая) и к высокому положению, и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему. Поистине, Ты не нарушаешь обещания!)
  4. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба (дуа) между азаном и Икаматом не отвергается». Поэтому не стоит пренебрегать этим временем, а молить Аллаха за себя.
  5. Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.

Слова икамата по ханафитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога)
  • Хайя ‘аля ссоля (два раза) (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях (два раза) (Спешите к спасению)
  • Кад каматис-соляту кад каматис-соля (Молитва начинается)
  • Аллааху акбарул-лааху акбар (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах (Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)

История появления азана и камата

Азан, в таком виде, в каком он нам известен сейчас, появился в Исламе в первом году по хиджре, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил, что мусульманам нужен определенный призыв на молитву. Для этого он посоветовался со своими сподвижниками. Но это не привело к какому-либо определенному решению. В эту ночь, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Зейд увидел сон, в котором был человек, несущий колокол. Абдуллах спросил у него: «Продаешь ли ты этот колокол?». Тот человек ответил: «А что ты будешь делать с этим колоколом?». Абдуллах сказал: «Мы будем призывать людей на молитву посредством него». Но в ответ тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем этот колокол?» Абдуллах ответил: «Укажи!» И тогда тот мужчина обучил его азану, а затем и Икамату. Утром он пошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал о том сне, что ему приснилось этой ночью. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя».

Не следует недооценивать значимость того, кто читает азан (муэдзина), ведь они являются призывающими к спасению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это не услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать (перед Аллахом) услышанному».

Провозглашая азан, по пять раз в день, в мечети и у себя дома, мусульмане оповещают весь мир о том, что эти слова являются громким голосом Ислама, который возвещает о свободе мусульман. Читая азан, мы продолжаем призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и доказываем, что мы являемся представителями его общины. Этим мы объявляем о том, к чему мы стремимся, что нас волнует в этом жизни, а ведь это только довольство Аллаха. Муэдзин приглашает всех к поклонению Аллаху и приглашает к тому, чтобы все засвидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха и каждый раз напоминает всем, кто его слышит о единстве и величии Аллаха. По воле Аллаха этот призыв будет продолжаться до Конца света.

Слова икамата по шафиитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лаху акбар (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах (Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Единого Бога)
  • Хайя ‘аля ссоляя (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях (Спешите к спасению) Кад каматис-соляяту кад каматис-соля
  • (Молитва начинается)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах (Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)

Желательные действия в отношении того, кто дает азан

1. Быть обращенным в сторону Киблы.
2. Соблюдение ритуальной чистоты, как от большого осквернения, так и от малого.

3. Поворачивание головы направо и налево при произнесении слов “Спешите на молитву, спешите к успеху”.

4. Положить в уши указательные пальцы обеих рук.

5. Желательно, чтоб муаззин обладал красивым и сильным голосом.

6. Четкость в произношении звуков и растягивание азана с соблюдением соответствующих правил.

Следует положить два указательных пальца в уши

Времена пяти ежедневных молитв

Время прочтения 5 обязательных намазов:

  • Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
  • Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
  • Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
  • Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
  • Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.

Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.

Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.

Некоторые аспекты

Икамат и азан – важные сунны, поскольку в первые столетия существования Ислама в мире мусульмане соблюдали их очень строго, в шариате и мусульманском мире существует несколько постановлений относительно них. Рассмотрим ряд вопрос связанных с данной темой.

При объединении двух молитв, как читаются азан и икамат?

Если объединяют две молитвы, это может быть зухр (обеденная) или аль-аср (послеобеденная), то можно произнести азан только один раз, а икамат произнести потом каждый раз отдельно для каждой молитвы. Икамат можно не повторять, если он уже был произнесен, а с началом молитвы возникла задержка.

Ошибки при произнесении слов азана

Муаззин должен следить за тем, чтобы не допускать в произношении слов призыва ошибок. Среди таких ошибок может быть вопросительная интонация, которая слышится, если в начале слова добавляют букву “хамза” — “ААллаху ААкбар?”. Ошибкой также будет протягивание звука «а» в слове «акбар» после буквы «б» — “Аллаху Акбаар”. Еще одна распространенная ошибка – когда добавляют в значении «и» буквы “уау” — “Аллаху уа Акбар”.

Если молящийся читает дополнительную молитву и услышал икамат

Еще одно постановление касается дополнительной молитвы: ее не разрешается начинать, если уже дан икамат к началу обязательной коллективной молитвы. Если же дан был икамат уже после того, как человек начал дополнительную молитву, то он может довести эту молитву до конца, если до конца осталось немного.

Если же, чтобы завершить дополнительную молитву требуется еще много времени, то молитву следует прервать без таслима, и потом присоединиться к имаму для совершения обязательной коллективной молитвы.

Если собираешься уходить из мечети и застал азан или икамат

Бывают ситуации, когда кто-то находится в мечети и там его застал азан или икамат. В таком случае следует не выходить из мечети, если нет на то действительно уважительной причины. Об этом свидетельствовал Абу Хурейра, когда рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ повелел не выходить из мечети, если его там застал призыв к молитве, пока молитва не будет совершена.

Как совершается азан на другие необязательные молитвы, но читаемые джамаатом?

Только призывы на пятикратные ежедневные намазы требуют совершения азана – для всех остальных намазов призывают по-другому. Для примера, на намазы праздничные или по случаю затмения, которые совершаются обычно коллективно, совершают призыв «ас-Салату джамиа».

Как читать икамат если группа мусульман находится в путешествии и они совмещают молитвы в мечети, прочитав обязательную молитву со всеми прихожанами мечети, как им прочитать вторую молитву?

Если группа совершила в мечети коллективный намаз и молящиеся по окончании молитвы покидают мечеть, а в это время другая группа путников собираются сказать призыв на следующий намаз, то в этом случае призыв нужно сказать не слишком громко, чтобы покидающая мечеть группа не подумала, что это уже звучит призыв к следующему намазу и не стала возвращаться в мечеть.

Как читается азан и икамат для нескольких пропущенных обязательных молитв?

И для своевременных намазов совершают призыв, и для возмещаемых, но если возмещаемых намазов больше, чем один, то для первого возмещаемого намаза произносят азан и икамат, а для всех остальных читают только икамат. Это же касается тех ситуаций, когда человек совершает первым намаз возмещаемый, а после совершает намаз своевременный.

Можно ли женщине прочитать азан и икамат?

Чтение азана для женского коллективного намаза нежелательно, но желательно чтение икамата, который одна из мусульманок должна сказать негромко.

Достоинство Азана

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.

Правила чтения азана и камата

  1. Муэдзин должен стоять лицом в сторону Киблы.
  2. Очередность слов азана обязательно должны быть соблюдены.
  3. Слова призыва должны быть произнесены беспрерывно, без долгих пауз.
  4. Совершать азан муэдзин должен только при наступлении времени молитвы.
  5. Азан и Икамат нужно читать только на арабском языке, так как, если прочитать на других языках, они станут недействительными.
  6. Желательно, чтоб муэдзин поворачивал голову направо при произношении слов «Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях» и налево при произношении «Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях». Аналогичным образом и при чтении Икамата.
  7. Если намаз совершается группой людей Икамат необходимо читать вслух. Желательно читать про себя, если намаз совершается в одиночку.
  8. Является сунной — положить указательные пальцы обеих рук в уши при чтении азана.
  9. Произношение слов должны быть четкими.
  10. При чтении азана муэдзин должен соблюдать соответствующие правила растягивания (желательно читать медленно, с промежуточными паузами, но в то же время разрешается читать быстрым темпом).
  11. В мечетях, в которых молитвы совершаются коллективно, совершение молитвы без азана и Икамата является нежелательным действием (Макрухом).
  12. При прочтении азана и Икамата муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях».
  13. Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы. Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.

Что такое «мазхаб»?

Для того чтобы разобраться в том, что означают слова «азан» и «икамат», нужно сначала рассмотреть понятие «мазхаб».

Мазхаб — это религиозная школа ислама. Сейчас существует четыре богословско-правовых школы. Это ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский мазхабы. Эти мазхабы вобрали в себя все многообразие исламского богословия. Отличаются они между собой способом произнесения молитв, позами, которые принимают во время моления и т. д., то есть в каждой исламской богословско-правовой школе существуют свои сложившиеся обычаи и традиции, поэтому и молитвы произносятся по-разному.

Слова перевода икамата на русский язык

Существует следующий вариант перевода икамата на русский язык: «Аллах Велик, нет Бога, кроме него, Мухаммад его Пророк! Спешите к молитве и спасению, она уже началась! Аллах Велик и нет Бога, кроме него!»

Считается, что человек, услышавший призыв на молитву, обязан повторять за муаззином его слова.

У мусульман призыв на молитву и начало молитвы является очень важной религиозной традицией. За отказ от их произнесения человеку приписывается грех, но только в том случае, когда молитва коллективная. Слова молитв могут отличаться в зависимости от религиозной школы. Времени между азаном и икаматом хватает для того, чтобы люди могли прийти для совершения молитвы. Священные слова произносятся только при коллективной молитве, они оповещают верующих о скором наступлении намаза.

Правоверному мусульманину, молящемуся в одиночестве, нет необходимости в произнесении данного призыва. Стоит отметить, что азан и икамат произносятся громко, чтобы слышали все. На самом деле слова молитвы звучат очень красиво и приятны для слуха.

Азан и Икамат – Что означает. Когда был предписан.

АЗАН – Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.

Слова Азана:

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! Аллах Превелик, – Аллах Превелик!
Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! Аллах Превелик, – Аллах Превелик!
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!
Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях Спешите к Молитве, — Спешите к Молитве!
Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях Спешите к Спасению, — Спешите к Спасению!
Аллаху акбар-ул-Лаху акбар. Аллах Превелик – Аллах Превелик!
Ля иляха илля-л-Лааах! Нет божества кроме Аллаха!

В Утреннем Азане после слов «Хаййя аляль-фалях» дважды произносится:

«Ас-Саляту хайрум-минан-наум! — Ас-Саляту хайрум-минан-наум!» —

— Молитва лучше сна! – Молитва лучше сна!

Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова нашего Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям):

«Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий.»

В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн»[ii] говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом — Ас-саляту джами’а. Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муадзину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».

В книге «Мэвахиб-и лядунНиййат», а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто – разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву».

В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б. Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар але-д-Дурр-уль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж…» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара». Далее, имам дает разъяснение:

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном».[iii]

При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат. До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.

Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.

Не повторяются лишь выражения «Хаййя аляс-салях… Хаййя аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа бильЛяхи Алиййи-ль-Азыйм».

По окончании произносится салават:

[iv]

«Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».

и читается следующая мольба к Аллаху Тааля:

«Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».

Мусульманина, произносящего Азан, называют «Муадзин«[v]

Качества, которыми должен обладать муадзин:

1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муадзинами.

2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муадзином является совершеннолетний.

3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.

4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.

5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.

6) Быть в состоянии омовения.

7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.

8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.

ИКАМАТ – Извещение о Начале Совместной Молитвы.

Произносится так же, как и Азан, но перед обязательными (Фард) молитвами и, после слов «Хаййя аляль-фалях», дважды произносятся слова:

«Кад кемати-с-салях – Кад кемати-с-салях»! – «Молитва начинается – Молитва начинается»!

«Кад камати-с-салях – Кад камати-с-салях»! – «Молитва начинается – Молитва начинается»!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! Аллах Превелик, – Аллах Превелик!
Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! Аллах Превелик, – Аллах Превелик!
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!
Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях Спешите к Молитве, — Спешите к Молитве!
Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях Спешите к Спасению, — Спешите к Спасению!
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! Молитва начинается, — Молитва начинается!
Аллаху акбар-ул-Лаху акбар. Аллах Превелик – Аллах Превелик!
Ля иляха илля-л-Лааах! Нет божества кроме Аллаха!

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ

1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух[vi]

2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух) читать молитвы без Азана и Икамат.

3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.

4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фард) Молитвы является сунной. Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.

5) Нельзя приветствовать муадзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муадзину отвечать на такие приветствия.

6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.

7) При прочтении Азана и Икамат муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад кематис-салях, — Кад кематис-салях!».

8) Желательно (Мустахаб) читать Азан медленно, с промежуточными паузами, А Икамат читать без пауз и быстрее[vii]

9) Является сунной обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салях», поворачивают голову вправо, и при словах «Хаййа але-ль-фалях», поворачивают голову влево.

Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан. Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух), так как Биляль аль-Хабаши просил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. В хадисе, приведенном Ибни Адиййем[viii] от Зийада б. Хариса ас-Судаи говорится: «Я попросил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. Мне в ответ было сказано: «Муадзин имеет больше прав на Азан, а имам имеет больше прав на (указание о чтении) Икамат».

10) Желательно (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.

11) Весьма желательно (Сунна) внимательно вслушиваться в Азан. И желательно (Мустахаб) повторять слова Азана.

12) По мазхабу Ханафи и Ханбали, при произнесении Икамат, вошедший в мечеть должен сесть и ожидать до тех пор, пока имам дойдет до михраба. Во время прочтения Икамат, джамаат не встает на молитву до тех пор, пока не встанет имам, так как в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда произнесут Икамат, не вставайте на молитву до тех пор, пока меня не увидете».

13) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.

14) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.

15) После произнесения Икамат, имаму рекомендуется посмотреть на ряды и, повернувшись вправо и влево, сказать: «Держитесь ровнее, да будет на вас милость Всевышнего Аллаха»[ix]

В каких случаях кроме молитвы рекомендуется читать Азан:

1. После рождения ребенка в левое его ухо читают Азан, а в правое – Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллах), читала ему в ухо Азан

2. Азан рекомендуется читать также при пожаре, битве и вслед уходящему путнику.

3. Рекомендуют читать Азан в ухо больному эпилепсией, с нервным заболеванием, а также человеку и животному, чрезмерно возбужденному или озлобленному.

4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.

О Смысле и Сути некоторых поклонений, связанных с молитвой

АЗАН — это громкий голос Ислама, возвещающий о том, что мусульманин – свободный человек. Азан, — это продолжение призыва Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представителями его общины, которое будет продолжаться до Конца Света.

Азан, — возвещает о том, к чему стремится, чем обеспокоен и на что надеется человек.

Азан, — ежеминутное напоминание всему миру о Единстве и Величии Всевышнего Аллаха.

Азан, — это приглашение к поклонению Всевышнему Аллаху и свидетельство, что нет другого божества, достойного поклонения; что никакое другое поклонение не способно избавить от невзгод в этом мире, и избежать огня Ада после Судного Дня.

Хадис от Абу Хурайры приведен у Бухари и Муслима.

[ii] «Мир’ат-уль-Харамэйн» — Книга имама Аййуба Сабри Паша (ум. в 1308/1890).

[iii] В книге «Гъайату-т-тахкык» раздела «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха:

«Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться»? Всевышний Аллах ответил: «Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг». Иблис: «А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку»? Всевышний Аллах: «Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей — пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом – спортивные площадки и бани; капканами твоими – полуодетые девушки;

молельнями твоими – места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)».

[От Абдуллаха Ибни Аббаса].

[iv] Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муадзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават». (DMIF, I-437)

[v] Вопрос: Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату?

По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муадзина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности.

Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муадзина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан.

Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муадзина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату. (DMIF, I – 436, 437).

[vi] В хадисе от Абдуллаха б. Зэйда, переданном ат-Тирмизи говорится: «Предложения Азана и Икамат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были парными».

[vii] Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу.»

[viii] Ибни Адийй – Абу Ахмад Абдуллах б. Адийй ад-Джурджани (Ибн-уль-Кассар; 279-365). Крупный ученый по хадисам (хафиз). Автор книги «Аль-Камиль».

[ix] В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».

[x] Хадис об этом передает Тирмизи и называет его «хасен-сахих».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]