Количество куполов на православных храмах: от 1 до 33

И почему именно купола?

Потому что именно форма купола олицетворяет стремление христиан к вечной благостной жизни. Сфера – небеса, замкнутый круг – это вечность, не имеющая ни начала ни конца. Ну и, конечно же, стремление ввысь, в небеса и венчающий все крест.

Большинство церквей в России имеют золотые купола, но можно встретить так же постройки с синими, зелеными и черными куполами, и, что интересно, далеко не всегда они однотонные. Есть купола, где на лазоревом (синем) фоне изображены золотые звезды.

Купол унаследован христианством от Римской империи

Купола намного старше мусульманства и христианства. Археологи обнаружили при раскопках купола на острове Кипр. Датируются эти изделия пятым веком до нашей эры.

В мире ещё стояли недошедшие до наших дней Чудеса Света, а архитектурная традиция, которая будет актуальной до сегодня, уже существовала.

Примечательно — купол старше арки, хотя выглядит более сложным изделием.

Но не стоит переоценивать сложность старейших куполов.

Это были примитивные конструкции, а схожие с сегодняшними головы храмов изобрели в древнем Риме.

Примерно тогда, когда стали широко применять бетон.


В храме Пантеон есть старейший купол, некогда здесь действовала христианская церковь

Настоящим годом рождения куполов можно считать 128 год — когда его использовали в конструкции ротонды храма Пантеон. Кстати, да, там поклонялись всем богам. Оттуда и пошло это слово.

в 609 году император Фока подарил храм папе Римскому.

Его превратили в церковь Святой Марии и мучеников. Освещение произошло 13 мая, тогда и стали праздновать день всех святых. Лишь через пару тысячелетий дату сместили на 1 ноября. Так языческий праздник повлиял на датировку католического.

А христианство унаследовало у Рима не только храмы, но и традицию использовать купола. Позже их перенял и мусульманский мир, теперь купола присутствуют на мечетях и мавзолеях. А ещё позже купол стал частью русской архитектуры.

Количество куполов на храмах бывает от одного до тридцати трёх

Количество куполов на православных храмах тоже имеет значение. Но масштабы храма и финансовые возможности прихода тут тоже играют далеко не последнюю роль. Об этом забывать не стоит.


Преображенская церковь, о. Кижи, 22 купола

Но поговорим о символическом значении: сколько куполов что означают в православной традиции:

Одноглавый храм символизирует Единого Бога.

Два купола символизируют человеческую и божественную природу Спасителя. Встречаются очень редко. Пример — церковь Космы и Дамиана в Старых Панех.


Храм Космы и Дамиана в Старых Панех. Редкий случай, когда у храма два купола

Три купола — напоминание о Святой Троице.

Пять куполов — это четыре Евангелиста и Иисус Христос.


Успенский Собор с 5 куполами. Москва

Семь куполов символизируют таинства православной Церкви.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов (от высших серафимов до низших — ангелов).

Тринадцать куполов — символизируют Иисуса Христа и его двенадцать учеников.

Двадцать два купола довольно сложно с чем-то сопоставить. 22 буквы в еврейском алфавите. 22 стих библии пишет о Еве. 22 главы в книге Откровения.

22 купола сложно отождествить с чем-то в христианской символике.

Двадцать пять куполов на церкви — это прославление Божьей Матери двадцатью пятью пророками Ветхого завета. Также это небесный престол в окружении двадцати четырёх старцев (образ из апокалипсиса).


Покровский храм Покрова Пресвятой Богородицы во Всеволжском районе Ленинградской области. Имеет 25 куполов

Тридцать три купола напоминают о прожитых Спасителем годах.


Преображенский храм с 33 куполами в Волгоградской области. Число куполов — по числу земных лет Иисуса Христа

Чтобы чаще Господь замечал. Что означает форма куполов ярославских церквей

Впереди Светлое Христово Воскресение! Служба в церкви на Пасху – особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года.


Время радости. Праздничные богослужения на Пасху пройдут во всех действующих храмах Ярославской митрополии
Прийти на пасхальные богослужения в день Воскресения Христова, отметить торжество Пасхи в храме – обязательно для православного верующего. Каждый сам делает выбор, какой храм посетить – маленькую, почти домашнюю церквушку или тот, который наполнен торжественностью и величественностью убранства. Но, наверное, у всех дух захватывает, когда смотришь в небо – на купола! Какой именно смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви? Мы решили разобраться вместе с порталом «Культура.РФ» на примере храмов Ярославской, Рыбинской и Переславской епархий.
Еще в атеистическом детстве мы прочно усвоили благодаря Владимиру Семеновичу Высоцкому, что «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Однако в реальности православная архитектура предлагает множество вариантов.

От золотого до черного

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице, например, зеленые купола – на Троицком храме в Пошехонье. Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле – один из ключевых памятников местной школы XVII века – или храм Андрея Стратилата в селе Сулость Ростовского района.

Золотой – действительно, самый распространенный цвет православных куполов. Он олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами обычно посвящали Христу и великим церковным праздникам – Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают новый Успенский собор, Спасо-Преображенский собор на территории государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Ярославле. Конечно, сегодня купола такого типа не облицовывают в буквальном смысле золотом, но раньше благородный металл действительно растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и обычно украшают монастырские храмы, но не только их. Черные купола венчают, например, деревянную церковь иконы Богородицы «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих радость» на Чурилковском кладбище в Ярославле.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные различным святым, – например, церковь Николая Чудотворца в селе Никольском Некрасовского района, храм Илии Пророка в селе Мосейцево Ростовского района, храм Михаила Архангела «что в Бору» в селе Архангельском под Угличем. Но серебряный купол может венчать и храмы, посвященные иконам Богородицы, – например, Казанский собор в Данилове.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спаса на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года – тогда храм восстановили и перестроили. А в наших краях разноцветные купола украшают церковь Воскресения Словущего в селе Лахость под Гаврилов-Ямом.

Синий со звездами, синий или голубой. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан храм Успения Пресвятой Богородицы в поселке Вепрева Пустынь Ростовского района. Просто синие купола венчают Введенский храм в селе Зарницино Фоминского сельского округа Константиновского сельского поселения Тутаевского района, Благовещенский храм в поселке Дюдьково Рыбинского района. Но встречаются и соборы с голубыми куполами, не связанные с именем Богородицы. Например, храм святителя Леонтия Ростовского в Ярославле.

Не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н.э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор – место крещения Александра Пушкина. А в Ярославле – Ильинско-Тихоновский храм на Волжской набережной и Покровский храм в подворье Казанского монастыря, бывший планетарий.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске. Но и в Ярославле такие имеются – например, купола отреставрированного Спасо-Преображенского собора на территории музея-заповедника.

Купол-луковица в православной архитектуре – воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI – XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами в наших краях – это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры – церковь Вознесения в Коломенском. В Ярославской области яркий пример шатрового храма – церковь Петра Митрополита в Переславле.

От 1 до 33

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домон­гольское время. Самые известные из них – церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке – они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней. На Ярославской земле единственный оставшийся памятник домонгольского зодчества – однокупольный четырехстолпный трехапсидный белокаменный Спасо-Преображенский собор в Переславле, где крестили святого благоверного князя Александра Невского.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Характерный пример – церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи со звонницей в Никольском женском монастыре Переславля-Залесского. Пять куполов – символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них – Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля. Пример из наших краев – церковь святых мучеников Флора и Лавра в Угличе.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках – двенадцати апостолах. Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице – прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле имеет пятнадцать куполов, но это скорее исключение из правил.

Цвет купола может нести символическое значение, но не обязательно

Купола и храмы встречаются разного цвета. В этом есть смысл. Но далеко не всегда стоит его искать. Если речь о бедной одноэтажной церкви, купол которой покрасили тем, что нашли в гараже, лишь бы не ржавел, то вряд ли тут какое-то сакральное значение.

Никто не обязывает отдельные приходы определять цвет храма или купола по какому-то своду правил. Часто о таких вещах даже не задумываются, потому что в церковной жизни они не второстепенные и даже не третьестепенные.

Но всё же вложить смысл в цвет купола можно. Выделяют цветовые соответствия. Цвет купола указывает на то, кому он посвящён:

  • храм с белыми куполами — ясность, прозрачность, это храм, освящённый в честь Преображения, или Вознесения Господня;


Церковь Вознесения Господня. Село Каринка

  • храм с голубыми куполами (также с синими куполами) — это целомудрие, чаще всего подразумевается Пресвятая Богородица;


Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе

  • церковь с зелёными куполами посвящена какому-либо преподобному. Зелёные купола — знак обновления. Также купола на церкви красят в зелёный в честь Святого Духа, либо всех Святой Троицы;


Свято-Троицкий собор Краснодара имеет зелёные купола — цвет Святого Духа

  • жёлтый — в честь святителя;


Храм Святителя Николая Чудотворца в Магнитогорске

  • красный — храм в память мученика. Для храма красный цвет, очевидно, выражает жертвенность человека, напоминают о крови. Но красный купол — это редкость, даже если церковь в честь мученика;


Церковь Святого Пантелеймона имеет красные купола
Красные купола встречаются очень редко

  • синие купола со звёздами — напоминают об истории рождения Иисуса Христа;


Троице-Сергиева Лавра

  • серебряные купола на церкви — признак, что у её есть святой-покровитель, как и у тех храмов, что имеют зелёные купола;


Церковь Николы на Липне под Великим Новгородом

  • разноцветный купол напоминает о небесном Иерусалиме. Такие главы имеет храм Василия Блаженного в Москве, едва ли не главный храм страны;


Храм Василия Блаженного в Москве

  • чёрные купола на церкви вызывают у людей пугающие ассоциации. Но не стоит делать преждевременные выводы. Никакой сатанизм тут не причём. Чёрный — цвет монашества.

Найти подобные строения обычно можно в монастырях. Но не только в них. Одну из церквей с чёрными куполами приказал Александр III, когда спасся при крушении поезда. При себе он имел икону Спаса Нерукотворного. Император распорядился поострить Храм Всемилостивого Спаса (Нижний Новгород). У этой церкви чёрные купола.


Храм Всемилостивого Спаса (Нижний Новгород)

Золотые купола — это не признак роскоши, а дань традиции

Есть две причины, по которым купола часто красят в зелёный цвет: символическая и практическая (точнее, уже традиционная):

  1. Символическая. Золото напоминает о власти, о царствовании. То есть, о Царе небесном. Это металл славы, а потому он как нельзя лучше подходит для украшения храмов в честь Спасителя. Он очень популярен, потому что желание воздать должное Иисусу Христу часто становится определяющим при выборе цвета.
  2. Практическая. Эта сторона уже не актуальна и осталась данью традиции. Но всё же нужно её упомянуть. Прежде на Руси не могли изобрести качественное кровельное железо. Нужно было обладать хорошими познаниями в химии, а таковых не хватало. Погодные условия разрушали многие металлы. Но золото — исключение. Оно не окисляется, так что если покрыть купол тончайшим золотым покрытием, то проблема с погодными условиями сразу решится.

Конечно, это не единственный пример. Купола можно было делать из других металлов, которые не окисляются. Но выбор пал на тот, что не только практичнее, но и красивее.

Сегодня есть достаточно материалов, так что купола принято красить в золотые. Реальное золото для покрытия купола — это расточительство. Металл, который часто принимают за золото, это нитрид титана.

Сколько весит купол?

Обычно вес купола составляет порядка 15 кг. Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг.

Интересные материалы:

Как получить документы в мои документы? Как посмотреть недавно открытые документы в Эксель? Как посмотреть последние документы? Как посмотреть последние открытые документы в ворде? Как поставить цифровую подпись на документ PDF? Как правильно отправлять документы по электронной почте? Как правильно заполнить опись документов? Как правильно заверить копию двустороннего документа? Как предоставлять документы в налоговую по требованию? Как преобразовать презентацию в документ Word?

Форма купола тоже может иметь символическое значение: от свечи до небесного воинства

Купол тоже предназначается для того, чтобы вызвать некоторые ассоциации.

Шлемовидная форма купола — это изображение духовного воинства, сообщение человеку, что церковь ведёт борьбу за спасение его души.

Сферические купола — символ вечности.

Лукоцевидный купол — пламя свечи. Напоминает о фразе Иисуса Христа: «Вы — свет миру». Призывает к молитве, указывает, что нужно стремиться к небесам.

Шатровая форма купола — небесные свет, образ Богородицы.

Сложные формы куполов сообщают, как красив Небесный Иерусалим.


Сложная форма купола храма Знамения Пресвятой Богородицы в посёлке Дубовицы

Крест на куполе напоминает людям о спасении, его может дополнять полумесяц

Крест на куполах церквей иногда выглядит непривычно, и тогда возникают вопросы.

Зачем вообще нужен крест на храме? Он сообщает о главной идее православия — о спасении души верующего христианина. Крест возвышается на церкви, как спасительный парус на корабле. Этот символ обращён к верующему, чтобы тот не забывал основное предназначение церкви.

Что за полумесяц находится на кресте? Конечно, ничего общего с мусульманством он не имеет. Просто бытуют версии, будто крест в таком положении будто доминирует над исламским символом. Нет, это не так и здесь вообще не причём. Называется это изображение «цата».

Полумесяц на кресте пришёл из книги Откровения.

Это символ царской власти. Он известен ещё со времён Византии. Встречается цата не только на крестах, но и на иконах. Очень часто она украшает изображения святого Николая Чудотворца.

Есть цата и на других иконах:

  • Святой Троицы;
  • Иисуса Христа;
  • Божией Матери.

В цате стоит видеть символ власти — но власти духовной. Она напоминает верующим, что глава Церкви — это Иисус Христос. Это важно, чтобы люди не забывали, что церковь — это не только земная организация со своей иерархией, а нечто большее, духовное.

Но можно проследить образ цаты ещё глубже — найти его прототип в священном писании. Апостол Иоанн Богослов описывает одно из своих видений в книге Откровения:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд».

Иоанн Богослов

апостол

Дешифровка книги Иоанна Богослова — это предмет даже не отдельной статьи, но, пожалуй, целой науки. Но всё же нельзя пропустить самые очевидные соответствия:

  • двенадцать колен Израиля;
  • двенадцать апостолов.

И вот теперь двенадцать звёзд и луна под ногами женщины. Уж не церковь ли Христова — эта самая женщина? А может, душа каждого человека? Не исключено, что апостол вложил многоуровневый смысл и подразумевал все интерпретации сразу.

Но важен этот отрывок потому, что именно такой крест, с полумесяцем и звёздами, увенчивает купола многих православных храмов. Например, Свято-Троицкого собора Верхотурья.


Полумесяц и двенадцать звёзд на куполах храма отсылают к символам из книги Откровения

Есть и другие объяснения полумесяца, но это выглядит наиболее убедительным.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, — это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, — многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол — это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях — короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас — это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу — как к полноценному своду.

А вот храм в Барашах, Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в подмосковном поселке Вербилки, но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или храм в Михаила Архангела в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось — речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]