Любая молитва — это откровенный разговор с Богом. Данный способ был дан людям самим Всевышним. Личное общение с Господом помогает нам познать его, осознать его силу и власть, как великого Творца. Также посредством молитвы выражается раскаяние в греховных поступках и мольбы о прощении. Каждый верующий может молитвой обратится к Богу с просьбой о себе или своих близких.
Корни термина «молитва» уходят в праславянскую речь. Само слово «molditi» преобразовано в современном русском языке в слово «молить». Самые ранние народные молитвы были языческими и относились к самым различным религиозным культам. Большое внимание молитвам уделялось в Древнем Риме и Древней Греции. Эти народы создавали определенные словесные формулы, которые произносились во время определенных культовых обрядов. С дальнейшим развитием мировых религий молитвы стали обязательными составляющими религиозных учений. Христианские молитвы могут читаться как в храмах, так и в домашних условиях.
Православие возникло в начале 1 века и считается, что основателем его был сам Иисус Христос. В 395 году вследствие разделения Римской империи на западную и восточную это направление окончательно выделилось. Богословские основы веры определились в Византии в 9-11 столетиях. Вследствие раскола христианства на три ветви, православие сложилось в 1054 году.
Православные молитвы создавались в разные времена. Их писали разные люди. Это были ученики Христа, Святые Проповедники. Объединяет их то, что все они основаны на библейском учении. Любая молитва, к какому бы виду она не относилась, приносит облегчение для души. Считается, что только одна молитва дарована людям Богом. Это «Отче наш». Это обращение обладает огромной силой. Эта молитву верующие читают каждый день утром и вечером. Кроме того, обращаться с ее помощью к Богу можно по любому случаю.
В Молитвах люди обращаются не только к Богу. В определенные жизненные моменты помогают обращения к Богородице, Ангелам и святым. В Православии выделяется несколько видов молитв.
Молитва посвящения
Молитва посвящения — это очень сильная молитва. В ней верующий подтверждает свою волю к послушанию Божьим планам. Эта молитва не может читаться за других людей, она подтверждает только собственное смирение перед Всевышним. Очень важно понимать ее суть, только в таком случае она будет действенной, то есть наполнит верующего человека силой и благодатью, что поможет ему быть успешным в реальной жизни и одерживать победы, чувствуя Божьи наставления. В данной молитве говорится о том, что человек всецело посвящает себя Божьим планам.
Примером может стать следующая молитва:
«Всевышний, Господь» Я, Раб Божий (свое имя), полностью себя Тебе вручаю. Я посвящаю Тебе свою душу и тело, волю и разум. Я отдаю Тебе, Отец Великий, все моё прошлое, настоящее и будущее отныне и навсегда. Я отдаю тебе своих детей и семью. Я отдаю Тебе всё и навсегда! Прошу только одного — покаяться в своих грехах и пойти дорогой, указанной тобой. Я, Раб Божий (свое имя) люблю и славлю тебя. Наполни меня благодатью Божьей и дай силы принять все то, что мне дано. Дай мне возможность общаться с тобой по воле твоей и помоги мне осознать Твоё присутствие. Я буду всегда исполнять только волю Твою. Показывай мне, что я должен делать, а я буду прославлять имя Твоё. Сделай так, чтобы я никогда не пренебрегал общением с Тобой. Аминь».
Во всех молитвах посвящения акцентируется мысль о том, что верующий вручает Господу свою жизнь и готов следовать всем его указаниям.
ОТДЕЛ II. ВИДЫ МОЛИТВЫ
Частною молитвою именуется такая молитва, которую верующий возносит Богу или наедине, или же со своим семейством.
Разделение частной молитвы: молитва уединенная и молитва семейная
Из самого определения видно, что частная молитва разделяется на молитву уединенную и семейную.
В обыденной жизни человек часто для решения тех или иных проблем удаляется в уединенное место, чтобы при полном спокойствии обдумать важнейшие вопросы, сосредоточиться для правильных выводов. Уединение очень высоко ценили многие мудрые светские люди. Так, например, известный английский писатель Вальтер Скотт говорил, что если бы ему предложили на выбор жизнь, полную довольства и богатства, но лишили бы его возможности оставаться наедине с самим собою, и с другой стороны – одиночную камеру в тюрьме, то он выбрал бы последнее. И разговор между двумя близкими лицами всегда бывает искреннее и откровеннее только наедине. Подобное совершается и в жизни духовной. Молящийся наедине, вдали от мирских соблазнов и тревог, более сосредоточенно и умиленно повергается пред своим Небесным Отцом и Владыкой. Молитва наедине часто бывает жизненной и пламенной. Поэтому наиболее ревностные христиане бежали от мира, уединялись, жили в монастырях, пустынях, затворах. Там они достигали полноты единения со Христом и отображения Его образа.
Сам Господь наш Иисус Христос советует нам уединяться, чтобы каким-либо образом не пострадала чистота нашей молитвы (Мф. 6, 6). Он строго осуждает тех, которые старались себя лицемерно показать молящимися пред другими людьми, чтобы заслужить себе от последних похвалу (Мф. 6, 5). Спаситель не только советовал уединенную молитву, но и освятил ее Своим собственным примером. По свидетельству евангелистов, Он часто уединялся для молитвы (Мф. 14, 23; Лк.5:16, 6:12). Пред крестными страданиями Он трижды оставлял даже самых приближенных Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна и, отойдя от них, падал «на лицы Своем, моляся»
(Мф. 26, 38–44).
«Братие!.. с любовью да входим в уединенную молитву; поелику она освящена примером Христовым», – призывает к ней святитель Московский Филарет187.
Кроме уединенной молитвы, к частной молитве относится, как было сказано выше, и молитва семейная.
Семейную форму жизни установила для нас воля Творца. Господь создал мужчину и женщину и освятил их супружеский союз своим особым благословением – раститься и множиться и наполнять землю (Быт. 1, 28). После падения Адамова порча греха проникла и в область семейства и внесла сюда расстройство. Но благословение Божие не потеряло своего значения; память о нем твердо сохраняла религия, окружавшая этот союз священным авторитетом.
В новозаветное время, в христианстве, семейный союз облечен высшим таинственным значением (Евр. 5, 32), и благодать Божия, испрашиваемая молитвами святой Церкви при вступлении в новую жизнь брачующейся пары, осеняет семью, как новую малую Церковь, веянием Божественного Духа, освящает ее и укрепляет. Церковь таким образом принимает под свою охрану семейный союз. Семейная же молитва является блюстительницею его чистоты и твердым ручательством семейного благоустройства.
Молящиеся муж и жена не доведут себя до неверности и оскорбления чистоты супружеской. А это – первое условие семейного счастья. Соблазны и искушения, как темные духи, часто подстерегают супругов на жизненном пути, и слабая воля готова им поддаться. Но семейная молитва всегда может остановить человека от близкого падения и укрепить уже ослабевшую волю. В семействе человек вкушает чистые и тихие радости. Но как всякая жизнь, так и река жизни семейной не всегда течет по ровному и гладкому руслу: дно ее усеяно подводными камнями. Семейная жизнь налагает на человека немалые тяготы. Нередко обременяют его тяжелые семейные обязанности, требующие труда и напряжения; встречаются неприятности, разочарования, удары судьбы. Прежняя страсть проходит, принимает будничный характер; жизнь часто начинает казаться скучной прозой, сопровождаемой угнетающими тяжелыми раздумьями. Семейная молитва и здесь выступает со своей великой благотворной силой. Она проливает целительный елей на раны, наносимые семейству неблагоприятными обстоятельствами, возбуждает примиряющие чувства, научает покорности и терпению, облегчает семейное бремя. Она прямо направляет семейную ладью среди волн бушующего житейского моря к тихой и спокойной пристани.
Особенно же молитвенное занятие родителей благодатно влияет на детскую душу. Дети бывают чрезвычайно восприимчивы как к хорошему, так и к плохому, всячески стараясь подражать старшим. «При начале раскрытия сознания дитяти, – пишет профессор В. Певницкий, – это подражание бывает наивно и касается внешних мелочей. Но с течением лет оно простирается на более и более широкие круги, охватывает всю область сознательно-свободной жизни, и мало-помалу в молодой душе складывается характер по роду и образу тех, под воздействием которых она начинала первые шаги своей деятельности, с примера которых она брала первые уроки жизни»188. В самостоятельную жизнь она вынесет то, что получила от семейства. Как в дереве, в ней живут те соки, какие она получала от своего корня. И почти всегда бывает очень тяжело выросшей душе переменить тот склад, который образовался в ней под семейным кровом. И как приятно родителям видеть впоследствии своих детей здоровыми не только телесно, но и духовно!
Поистине семейная молитва делает дом малой церковью, привлекающей в нее благодать Божию, полную высоких даров, необходимых для истинного счастья человека. Где всегда бывает семейная молитва, там и Бог, а где Бог, там мир и благословенная тишина.
Время и место частной молитвы
Для частной молитвы, совершаемой не одним духом, но с внешним выражением, в слове Божием и в творениях святых отцов находим указания на произнесение ее в определенное время. Это – утро, полдень, вечер, полночь и вообще ночь.
В указанные периоды молился ветхозаветный псалмопевец святой Давид (Пс. 54:18, 6:7, 118:62). О пророке Данииле говорится, что он «в три времена дня бяше преклоняя колена своя, моляся и исповедаяся пред Богом своим» (Дан.6, 10). Сам Господь наш Иисус Христос, святые апостолы и первые христиане молились ночью (Лк. 6:12; Деян. 16:25, 12:5, 12).
Лучшим временем для молитвы считается утро. Тело человека, подкрепленное отдыхом, находится в бодром состоянии и не оказывает препятствий порывам духа, который, в свою очередь, в это время бывает более самособранным. «Ум веселием возвеселится во свете Господнем, – говорит Иерусалимский пресвитер Исихий, – заутра представляя Ему свободным от всяких помышлений (Пс. 5, 4)»189.
Встав от сна, мы должны вспомнить, что на целый день приблизились к смерти, после которой нас ожидает или блаженство, или мучение. Поэтому необходимо стремиться начать новый день жизни с искренним желанием святости и добрых дел. Отсюда, утром мы должны просить Господа, чтобы Он помог нам делать добро. «Как проснетесь, – поучает святитель Феофан, – первое слово ваше к Богу да будет: дай мне, Господи, положить начало благое!»190 «Когда восстанешь от сна, – говорит другой наш святитель Игнатий (Брянчанинов), – первая мысль твоя да будет о Боге; самый начаток мыслей твоих, еще незапечатленный никаким суетным впечатлением, принеси Богу»191. Святитель Иоанн Златоуст призывает человека встать раньше твари и поклониться Богу, омыть душу молитвою. «Если мы таким образом оградим себя с первых часов по пробуждении, – продолжает он рассуждать, – то положим доброе основание дневной деятельности»192. Опыт подтверждает, что после усердной утренней молитвы человек бывает более активен и достигает успеха в своих делах.
В течение дня, по христианскому учению, человек должен молиться пред началом и окончанием всякого хорошего дела, пред принятием пищи и по ее вкушении. Пред началом он должен испрашивать у Господа благословения, а после окончания благодарить Его за великие и богатые милости. «При начатии всякого и слова и дела наилучший чин есть от Бога начати и с Богом оканчивати», – говорят отцы VI Вселенского Собора193. Святитель Феофан советует заучивать на память псалмы и читать их даже за самым делом. «Это, – говорит он, – древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в устав еще святым Пахомием и святым Антонием»194.
Но вот прошел день. В течение его мы могли много нагрешить и мыслью, и словом, и делом. Готовясь ко сну, мы должны просить у благого и человеколюбивого Бога прощения всех наших грехов, благодарить за оказанную помощь в этот день и испрашивать спокойного и мирного сна.
Наши отечественные святые подвижники призывают христианина усугубить вечернюю молитву195 и уснуть с мыслями «о вечности и о царствующем в ней Боге»196.
Святые отцы особенно советуют молиться ночью. Все они единодушно говорят, что всегдашняя ночная молитва – это необходимая основа духовной жизни. «Хотя и всегда нужно памятовать о Боге, – учит святитель Иоанн Златоуст, – но особенно тогда, когда ум находится в покое, то есть ночью…»197, «когда никто не докучает делами, когда улегаются помыслы, когда вокруг все безмолвствует, и ум полную имеет свободу возноситься ко Врачу душ». И далее святой отец приводит пример ветхозаветного святого царя Давида, который, несмотря на свою озабоченную и многотрудную жизнь, день и ночь предавался слезам и молитве198.
Ночные молитвенные слезы, по мысли этого же Вселенского учителя, лучше укрепляют и освежают душу, чем роса попаленные солнцем растения, и если человек не будет питать свою душу этой ночной молитвенной росой, «то со временем она вся сгорит»199. Святой Исаак Сирин говорит, что во время ночных бдений «все отцы совлекались ветхого человека и сподобились обновления ума. В сии часы душа ощущает оную бессмертную жизнь, и ощущением ее совлекается одеяния тьмы и приемлет в себя Духа Святого»200.
К совершению ночной молитвы, по мыслям святых отцов, не может служить препятствием физическая усталость дня. Усталость святитель Иоанн Златоуст считает только человеческой отговоркой и предлогом201. «Ночное время да разделится у тебя на сон и молитву», – говорит и святитель Василий Великий202. Святитель Иоанн Златоуст призывает родителей подымать ночью и своих детей, чтобы весь дом сделался церковью. «Нет ничего прекраснее жилища, – заключает он, – в котором совершаются такие молитвы»203.
Что касается места частной молитвы, то здесь нужно сказать, что для молитвы, совершаемой духом, нельзя указать точного места (Ин.4:21–24; 1Тим.2:8), как нельзя ее ограничить определенным временем, ибо Бог не подлежит условиям пространства и находится Своим существом везде. Но для молитвы, соединенной с внешним выражением, приличествуют некоторые избранные места. Таким местом, по указанию Спасителя, является уединенная комната – «клеть» (Мф. 6, 6). Под клетью можно разуметь всякое уединенное место, располагающее к молитве. По толкованию преподобного Иоанна Кассиана, под клетью можно разуметь как комнату в собственном смысле, так и духовном, то есть молитву тайную, сокровенную, сердечную, совершенно отвлеченную от всего житейского204. Православные христиане в своих домах отделяют для совершения молитвы почетный угол, который украшают святыми иконами и называют «передним», «красным».
Молитва упования
В молитвах упования говорится о том, что верующий свою жизнь посвящает Богу. Но вместе с этим молящийся человек передает Господу свои проблемы и заботы. Ведь у каждого человека наступают минуты отчаяния, когда нет сил нести свою жизненную ношу. Но разделив ее с Богом, можно дальше продолжать жить с верой в сердце в светлое будущее.
Как пример молитвы упования можно привести псалом 119, который звучит следующим образом:
«Воззываю я к Господу в скорби моей. И он услышит меня. Всевышний помоги мне, избавь мою душу от языка лукавого и уст лживых. Что может дать язык лукавый? Только стрелы наказания сильного, с горящими углями дроковыми. Горе мое от того, что жить мне пришлось у Мосоха, у шатров Кидарских. Там я нахожусь с ненавидящими мир. Я верую, но глас мой никто не слышит. Аминь».
Смысл этой молитвы заключается в том, что верующий понимает, что за любую ложь придется нести наказание, что сравнимо со стрелами сильными Божьими. А беды, которые после этого последуют, в молитве сравниваются с углями дроковыми, которые имеют способность долго тлеть. Молящийся говорит о том, что он хочет прославлять Бога, но его окружение его не всегда понимает.
Как правильно молиться Богу
Молитва Богу – это самый важный разговор в нашей жизни. Соответственно, мы должны иметь представление о том, как правильно это делать. Очень важно наблюдать за своей душой, не отвлекаться, собрать в порядок тело, душу и дух.
Протоиерей Андрей Ткачев рекомендует перед началом молитвы помнить следующее:
«Нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову, – а потом подниматься в воздух уже самому – время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца.
Только своими словами молиться – опасно, а только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться».
Святой Паисий Святогорец учит простой нас простой молитве:
«Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Молитва хвалы и поклонения
Любая молитва поклонения — это доступный способ для верующего поклонится Всевышнему за дела его. Поклонение в церкви – это признание величия Господа и полное понимание того, кем Бог является для людей. В Библии человеку предписано в любое время любить и восхвалять Господа своего, и чтобы не случилось искренне веровать в благие дела его.
Пример молитвы хвалы и поклонения Пс.8:2-5:
«Господи, Боже наш Всесильный! Твое имя величественно по всей земле! Слава о тебе простирается над небесами! Хвала тебе из уст каждого младенца и каждого грудного ребенка. Хвала Тебе и поклонение во имя побед над Твоими врагами. Пусть от слов хвалебных онемеют все враги и мстители. Я взираю на небеса и понимаю, что Ты рядом со мной. Все вокруг создано Тобой. Ты помнишь о сыне человеческом и готов всегда ему помочь. Слава Тебе. Аминь».
Такая молитва понятна и не требует особого толкования. Следует понимать, что под образами младенцев понимается, что восхваляет Господа взрослый человек, имеющий безгрешную душу.
Как появилась молитва
История возникновения молитв напрямую связана с религией. Эксперты полагают, что она возникла в период каменного века (верхний палеолит) около 45-50 тыс. лет назад, когда первобытное общество занимало относительно высокую ступень развития. На тот период времени действовал культ животных и колдовства охотников.
Интересно! Охота в древнем мире играла жизненно важную роль и позволяла выжить всему племени, поэтому считалась высшим священным действом.
Племена, жившие в лесах, совершали загадочные и странные для современного человека охотничьи ритуалы. Почитались лесные духи и божества, животные, будущие жертвы. Перед охотой первобытные люди обычно делали следующее:
- возносили молитву к Высшим силам;
- совершали специальный обряд очищения;
- благодарили жертву за то, что семья не умрет с голода.
До официального крещения Руси князем Владимиром древние славяне относились к язычникам, имели самобытную религию и молились многочисленным богам, например:
- Роду – верховному Богу, которому была подвластна Вселенная.
- Хоросу – сыну человеческого рода.
- Перуну – покровителю военных и работников.
- Стрибогу – повелителю природных стихий.
- Велесу – ведающему земледелием и богатством.
- Ладе – покровительнице красоты и любви.
- Мокоши – богине, которая отвечала за торговлю, блага и изобилия, влияющей на успех человеческой судьбы.
Молитва благодарения
Невзирая ни на какие внешние обстоятельства, верующий человек должен благодарить Господа, поскольку это воля Божья. Молитва благодарения не должна быть тяжелой обязанностью. Она должна стать естественной ежедневной необходимостью. В ее слова нужно вкладывать всю душу, ведь верующий человек обязан быть признателен Господу за все, что ему дается каждый день.
Благодарственные молитвы могут быть направлены не только к Богу, но и к Богородице или другим Святым. Часто люди благодарят за помощь в жизненных делах Святого Николая Угодника.
Обратиться к нему с благодарностью можно такими словами:
«Николае Угодниче, помощник всего рода человеческого! Я обращаюсь к тебе, как к великому учителю и пастырю с огромной верой в твои благие деяния и почтением. Я слова свои наполняю любовью настоящей и преклонением. Благодарю тебя за жизнь свою благополучную. Прими мои благодарственные слова из глубины души идущие. Я говорю спасибо тебе за помощь твою во всех моих жизненных начинаниях. Я уповаю и в дальнейшем на милость твою и прошение моих случайных прегрешений. Как ты милуешь всех грешных, так и меня помилуй. А также огради от смерти преждевременной и напрасной. Аминь».
Что такое молитва?
Само слово «молитва» имеет множество значений. В религии молиться – значит обращаться к Богу, Святым или Покровителям.
Молитва – это обращение к Богу или к его иерархии (Ангелам, Архангелам, Святым) с целью: 1) покаяния; 2) благодарности; 3) прошения о помощи.
Молитва это эффективный энергетический инструмент для развития Души. Технически правильная молитва однозначно оказывает влияние на судьбу и карму человека.
Во время чтения молитв важно искренне верить в то, что произносишь. Обращаясь к Богу, мы открываем свой внутренний мир. Мы благодарим Всевышнего и просим его о помощи. При этом важно помнить, что в молитвах нет места эгоистичным желаниям. Считается, что на подобные обращения Творец не отвечает. Душа человека очищается, только если им руководят чистые помыслы и благородные желания.
В религии молитва не предполагает наличия обратной связи. Человек не получает прямого ответа, а лишь ищет божественные знаки в происходящих с ним событиях. Например, больной молится и просит Бога об исцелении. Со временем болезнь отступает и верующий твердо уверен, что это Господь таким образом ответил на его молитвы. Скептики и атеисты будут бить себя в грудь и утверждать, что это явление не имеет ничего общего со сверхъестественными силами. У каждой из этих сторон есть право на свое мнение. Как бы там ни было, но случаи когда неизлечимо больные люди чудесным образом выздоравливали, действительно существуют.
Молитва в Духе
Молитва в Духе — это неотъемлемая часть слова Божьего, об этом три раза говорится в Библии. Это значит, что настоящая молитва должна исходить не только от разума человека, а также от его духа. Следует понимать, что составляющими разума являются мышление, эмоции, воля, а также способности принимать правильные решения. Дух оживает только тогда, когда верующий искренне приходит к Богу, раскаявшись во всех своих грехах.
Использовать для молитвы в Духе следует такое обращение:
«Царь Небесный, Всевышний, Утешитель человеческий, Дух истины, везде находящийся и все присутствием Своим наполняющий, Сокровище благ людских и Дарователь жизни, приди и поселись в нас, дай нам возможность очистится от всякого греха, и спаси души наши. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас».
В этой молитве верующий взывает к Святому Духу, третей ипостаси Святой Троицы. Он царствует над всем и владеет душами людскими. Он Утешитель, так как только он способен утешить человека в горе и поддержать его. Святой Дух учит только правде, поэтому ему можно довериться. Именно Дух Святой сошел на Апостолов и утешил их в разлуке с Господом. Он вселился в них и стал направлять их по жизни.
Нужно ли заставлять себя молиться?
Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания. святитель Игнатий (Брянчанинов)
Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва – радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется этому твоему усилию, этой работе для Него. свмч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
***
Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения. св. праведный Иоанн Кронштадский
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. св. Серафим Саровский
Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся. св. Нил Синайский
Да не отходит от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Божию несравненно более ценно, чем все сокровища мира. св. Никодим Святогорец
Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех. Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый. Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям. св. Иоанн Златоуст
Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. свт. Игнатий Брянчанинов
Без молитвы и чтение святоотеческих писаний, и пост, и память смертная окажутся чем-то совершенно мертвым и пустым, наподобие книг, стоящих на полке у неграмотного человека. схиигумен Авраам (Рейдман)
Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром. протоиерей Валентин Свенцицкий
Молитва согласия
Молитва согласия действенная только в том случае, если верующий человек находится в согласии с собой и с другими людьми. Она дарует благо только, если человек искренне верует в Бога. Если вы спорите и ссоритесь с окружающими вас людьми, сплетничаете о них, а затем обращаетесь к Господу с молитвой согласия, то вы не будете услышаны. Господь ценит молитву согласия, так как знает насколько людям на грешной земле сложно жить в согласии и мире друг с другом. Бог чтит и слышит каждого человека, который стремится к миру.
Текст молитвы звучит так:
«Господи, Иисусе Христе, Сыну Божий. Ты сказал пречистыми устами Твоими: «Глаголю вам люди, если двое от соглашаются и мирятся о всех вещах на земле, будете иметь от Отца Моего, Всевышнего на Небесах: где два или трое собрались в согласии и имя Мое славят, то я есть среди них. Непреложны слова Твои Господи, милосердие безгранично и человеколюбию Твоему нет конца. Поэтому молим Тебя: даруй нам, Рабам Твоим (собственные имена), исполнения нашего прошения ( нужно изложить просьбу). Мира и согласия мы хотим, также как Ты нам завещал. Да будет во веки воля Твоя. Аминь».
Очень часто такая молитва часто читается одновременно несколькими людьми. В этом случае после свои просьбы люди формулируют мысленно.
Какой должна быть молитва
Господь Иисус Христос дал нам образец молитвы:
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:7-13).
Эта молитва называется Молитвой Господней.
Архимандрит Софроний (Сахаров), рассуждая о молитве, писал:
«Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием».
Святой Паисий Святогорец, живший в прошлом столетии, говорил:
«Молитва – это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа. Ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении. Потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом».
Молитва прошения
Молитвы прошения — самые распространенные и востребованные. В ней обязательно содержится просьба верующего, о каких-либо благах. Но следует понимать, что человек может быть услышанным Богом, только если он не способен справиться с возникшими проблемами самостоятельно. С молитвой о помощи люди обращаются часто к Святой Богородице.
Текст одной из молитв, которая известна под названием «Неупиваемая чаша» звучит следующим образом:
«Владычица небесная Всемогущая, святая Богородица. Я с мольбой смиренной к Тебе обращаюсь и огромною надеждой. Даруй мне благодать свою, помоги мне избавится от всего мрачного в жизни моей, убери с моей жизни скверну всякую и злобу людскую. Услышь меня, Матерь Божья, смилуйся надо мной и протяни мне руку помощи. Молю Тебя, из тьмы помоги мне выбраться и радость светлой жизни познать. Ниспошли на меня свою благодать и Твое огромное милосердие, пробуди в моей душе веру в будущее. Молю, помни обо мне и моли Господа о моем благополучии. Аминь».
Эта молитва будет услышана, только если вы искренний человек и раскаялись в своих грехах.
Молитвы просительные ко Пресвятой Богородице
Обратитесь к Богородице в критический момент, и вы обязательно получите совет и такую необходимую поддержку.
Первая молитва – настоящее спасение в безнадежных ситуациях, когда человек начинает терять надежду:
Следующая молитвенная песнь помогает справиться с душевной болью, с последствиями несчастных событий:
Третья молитва подойдет для тех, кто перестал понимать себя, кто начал терять желание жить:
Смотрите и слушайте в этом видео молитву с просьбой о помощи Пресвятой Богородице.
Общая молитва
Общая молитва читается в дни церковных праздников в храме. Совместное обращение предполагает, что каждый верующий в храме молится о своем и о каждом. Даже если человек отвлекается на свои мысли, то сила молитвы не ослабевает. Богослужение всегда проводит священник, а помогает ему диакон. Всю молитву произносят чтецы и певцы, а за ними все собравшиеся в храме.
На богослужении читается очень много молитв. Самые известные лучше знать наизусть, а другие можно читать с текстом в руках.
В качестве примера можно привести следующую молитву:
«Милосердный Боже, Всевышний и Всесильный. Молю Тебя, помоги всем нам живущим, Твоим беспомощным созданиям. Внуши нам силою своей беспредельную преданность и покорность воле Твоей. Какими бы жестокими не были наши внутренние страдания и мучения, даруй нам, Боже, силу и способность утешения надеждой на помощь Твою. Чтоб мы уверены были в Твоей близости и поддержке. Ты все можешь, Господи! От любой беды и горя ты можешь нас спасти. Научи нас, Господи, мужественно переносить все жизненные испытания, посланные тобой. Спаси наши души от отчаяния и уныния. Дай знак нам помнить о близости с Тобой и знать, что Ты готов помиловать и спасти нас. Аминь».
Уровни религиозной пирамиды
Первый уровень. Возглавляли иерархию Боги, которые управляли глобальными ситуациями: войнами, погодными катаклизмами, рождение и смертью.
Второй уровень. На втором месте находились Боги, которые покровительствовали локальным делам. Им молились для удачи в хозяйстве, рыбалке, охоте и ремесле.
Третий уровень. На последней ступеньке в славянской иерархической пирамиде находились сущности, отдаленно напоминавшие человеческий облик. К кикиморам, лешим и русалкам с просьбами не обращались, но защищались от них с помощью молитв.
Со временем развитие человеческой цивилизации приводило к развитию и усовершенствованию религии, появлению новых верований и течений.
Но однозначные выводы невозможно сделать до сих пор: развитие цивилизации обеспечивало усиление религии или, напротив, верование было залогом прогресса. Сегодня главная цель религии, наряду с молитвами, – это познание мира, обретение смысла в случайных событиях (стихийных бедствиях, смерти и т.д.). Общаясь с высшими силами, человек ищет помощи и поддержки, вручает свою судьбу в руки Высших сил.
Важно! Православному христианину необходимо молиться всегда, а не только в тех случаях, когда он в чем-то нуждается. Именно в молитве происходит диалог с Богом.
Молитва ожидания
Молитва ожидания предполагает не только общение с Господом, но и ответ от него. К сожалению, многие не умеют ждать, поэтому редко используют такие молитвы. Нужно понимать, что Бог всегда услышит искренне верующего человека и обязательно ему ответит.
Текст молитвы:
«Всевышний Боже, дай мне терпение ожидать знака от тебя, чтобы я уверовал в твое присутствие среди жизненного хаоса. Я знаю, что Ты сам являешься ответом жизни дорогих для меня людей. Только ты можешь исцелять, спасать и исправлять. Доверяю тебе полностью жизнь свою и жизни своих близких, кого я люблю. Совершай свою волю, а я ее приму и благодарить Тебя буду. Помоги мне оставить свою гордыню и дай знак об этом».
Автор статьи:
Наталья Надеждина