Глава 7. Активизация служения женщин в русской церкви в XIX – нач. XX в. и попытки восстановления чина диаконисс


О богословском образовании для мирян

ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРИЗЫВАТЬ ЗНАНИЕ И ВЗЫВАТЬ К РАЗУМУ;

ЕСЛИ БУДЕШЬ ИСКАТЬ ЕГО, КАК СЕРЕБРА,

И ОТЫСКИВАТЬ ЕГО, КАК СОКРОВИЩЕ,

ТО УРАЗУМЕЕШЬ СТРАХ ГОСПОДЕНЬ И

НАЙДЕШЬ ПОЗНАНИЕ О БОГЕ.

(Притчи Соломона 2: 3-5)

История богословского образования довольно древняя. Образование для всех, не только для священнослужителей и церковно-служителей, было обязательным условием для того, чтобы человек получил право называть себя христианином. Духовное образование, вмещающее в себя истины веры и понимание личного пути христианина, люди получали во время огласительных бесед. Это были не просто 1-4 беседы с желающими принять крещение. Это был целый период в жизни человека, когда он постепенно входил в жизнь Церкви, когда осознанно готовился к новой жизни. В отдельных городах римской империи (Эдессе, Александрии…) существовали даже огласительные школы.

Постепенно практика оглашения стала более формальной и даже частично утратилась. Люди, по преимуществу, крещенные с детства, должны были быть наставляемы в вере своими родителями – так богословские знания передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе как живую веру, так и предрассудки, искажения, накопленные многими поколениями. но была еще одна форма просвещения – проповеди священника в храме. Но, поскольку, уровень образования священников был очень разным, то и их прихожане, соответственно, имели разное представление о вере. Конечно, душа человека стремится к Богу, и этого хватало очень многим людям для того, чтобы, не будучи хорошо наученными людьми, они были просвещаемы самим Христом.

В России духовное образование получали, в основном, священнослужители и церковнослужители в монастырях, при самостоятельном чтении книг, когда эти книги стали более доступными. Систематически организованное духовное образование начинает появляться в к. XVI в. на Украине, где существовавшие там братские школы становятся основой Киево-Могилянской Академии. В конце XVII в. в Москве создается Славяно-греко-латинская Академия, которая сегодня нам известна уже как Московская Духовная Академия.

В следующем веке в России начинают открываться духовные учебные заведения при архиерейских домах. Позднее они стали известны как семинарии. Само слово «семинария» заимствовано через польское seminarium от лат. sēminārium «место посадки»: sēmen «семя». Семинарии представляли собой не просто учебное, а учебно-воспитательное заведение для юношей. Позднее ведущие семинарии преобразовывались с духовные академии, а в н. XIX в. возникло трехуровневое духовное образование (духовное училище, семинария, академия). Интересно то, что преподавание велось на латинском языке вплоть до постепенного перехода на русский в XIX в.

Однако семинарии не предоставляли только духовное образование. Их программы включали в себя общеобразовательные науки (как в классической гимназии). Семинаристы, окончившие курс, могли заниматься другим делом или поступить в другое учебное заведение. Но лучшие из них определялись в церковнослужители, становились священниками или занимали места учителей и надзирателей в духовных учебных заведениях.

А что же миряне? Они могли посещать церковно-приходские и воскресные школы, изучать Закон Божий в гимназии, слушать проповеди и заниматься самостоятельно. Традиции огласительных бесед были утеряны, а систематическое духовное образование было доступно только желающим посвятить себя целиком служению в Церкви или детям священнослужителей.

В наши дни ситуация изменилась. Сегодня не только священнослужители, но и миряне имеют возможность получить богословское образование, и желающих воспользоваться этой возможностью немало. Но возникает вопрос: зачем прихожанам храмов изучать богословие? Разве недостаточно верить в Бога, знать Символ веры, посещать службы, молиться, читать Священное писание, творения святых отцов? Мы знаем, что многие святые подчас не имели вообще никакого образования.

Действительно, у необразованных (в нашем понимании) святых был путь прямого богопознания, была сердечная вера и доверие Богу. Однако, были среди них и те, кто, имея названные дары, был образован, и знание не мешало ему, а помогало найти дорогу к Богу. Мы помним, что и сам Господь призывал своих учеников учить и просвещать народы.

Как отмечает иг. Киприан (Ященко) сегодня есть особая проблема: большая часть народа крещена, но не просвещена. Между тем, познание Бога – это прямое назначение ума человека. Через изучение опыта Церкви (а это и есть богословское знание) у человека формируется «кристаллическая решетка, на которой вера укрепляется и становится более действенной» (иг. Киприан).

По мнению патриарха Кирилла, богословское образование нужно людям вне зависимости от того, собираются они работать в храме или занимаются другим делом. Это образование позволяет человеку и самому лучше усвоить истины веры, и другим правильно рассказать о них. «Важность богословского образования не столько в том, что студент благодаря ему испытывает личный духовный рост, а в том, что, изучая богословие и сопутствующие науки, он учится говорить о своей вере» (А. Митрофанов, прор. МДС).

Раньше богословское образование было, в основном, доступно мужчинам (чаще тем, чья жизнь каким-то образом была связана со служением в Церкви). Может ли сегодня православная женщина стремиться к получению такого образования? Не только может, но и должна (свщ. Виктор Кобзов). Мы же помним, что сам Спаситель говорил сокровенные слова, обращаясь к женщинам. Сегодня женщины работают в храмах, несут различные послушания на приходах. Именно к женщине бывает легче обратиться за помощью человеку, впервые пришедшему в храм. На матери, в основном, лежат заботы по воспитанию детей. Так богословское образование для женщины сегодня «не роскошь, а необходимость», и образованные духовно женщины сегодня должны участвовать в жизни Церкви.

Богословское образование на курсах при Донской духовной семинарии сегодня может получить любой человек православной веры, который готов немного потрудиться на пути познания и имеет желание употребить полученные знания как для своего внутреннего развития, так и для блага тех, кто стоит в начале христианского пути.

Стоит ли православной девушке откладывать свой брак ради того, чтобы получить высшее образование? Насколько вообще необходимо высшее образование православной женщине?

– По моему мнению, если молодые люди состоят в отношениях и отношения настолько продолжительные, что подходит время венчаться – надо венчаться. Конечно, брак стоит выше образования. Это как момент рождения – если ребенку нужно появиться на свет, он должен появиться в срок. Но если женщина перенашивает, то может потом быть какая-то патология. В нашем случае затянувшиеся отношения могут привести ко греху, либо к разрыву. И то и другое печально.

Поэтому, если вы учитесь и не планируете вступать в брак до конца учебы – лучше вообще не заводить ненужных романов. Учиться, так учиться.

Справедливости ради стоит сказать, что я знаю не один вполне удачный пример создания семьи во время учебы обоих или одного из брачующихся. И семьи сложились чудесные, и образование, в конце концов, было получено. Иногда создание семьи вполне можно совместить с получением образования.

Опять же, человеку свойственно меняться. И если сегодня вы решили не жениться до конца учебы, а завтра встретили человека по сердцу, к тому же ответившего вам взаимностью – что может помешать вам изменить свое решение и создать крепкую, Богом благословенную семью?

Что же касается необходимости высшего образования для женщины, то я считаю, что современной женщине хорошо быть образованной. Образование в наше время – это, в какой-то мере, безопасность женщины. Если вдруг что-то пойдет не так и брак разрушится по какой-то причине, то у женщины хотя бы будет профессия, и она сможет прокормить себя.

Это мое личное мнение. Но это не значит, что я не смогу понять девушку, решившую посвятить себя семье, детям, попутно занимаясь какими-нибудь прикладными видами искусств. В конце концов, все люди разные и каждого Господь ведет своим путем. Среди святых нашей Церкви нашлось место и высокообразованному святителю Василию Великому, и, по всей вероятности, совершенно необразованной Марии Египетской. Иосиф Обручник, в доме которого провел свое детство и отрочество Иисус Христос, был простым плотником.

Так и в обычной жизни. Есть люди, которые жаждут получать образование: посещают курсы, защищают диссертации, получают дипломы, сертификаты, свидетельства. Есть люди, которых совершенно не волнуют дипломы, и они с удовольствием занимаются самообразованием, благо, в области доступа к информации сейчас мы имеем беспрецедентно широкие возможности. Кто-то же вполне доволен своим простым и незамысловатым семейным бытием, и для мирной и счастливой жизни ему вполне хватает своих жизненных навыков.

Образование дает человеку широкий взгляд на мир, дает способность к систематизации процессов, к обучаемости и обучению других. Но оно не должно превращаться в самоцель: образование ради образования. Думаю, никто не будет спорить с тем, что лучший учитель все-таки – жизнь. И важно не то, получишь образование или не получишь его, а найдешь ли свой и только свой путь, и будешь ли с Божьей помощью двигаться по нему в направлении жизни вечной.

иерей Алексий Малюков

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Пожертвовать

Православная церковь о кредитах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Кредит и церковь — понятия трудно совместимые. Неверные подходы к заработкам на основании современных финансовых возможностей поставили большинство христиан в опасное положение. Одна часть верующих задолжала деньги, пытаясь заработать на растущих процентах, другие — попали в денежную яму, заняв и купив вещи в кредит.

Стремление разбогатеть заставляет православных людей забыть о важнейших библейских принципах, которые помогают избежать подобных неприятностей и стать стабильными в финансовом отношении.

Христианство и кредиты

При взгляде на историю христианской религии видим, что последователи Мессии происходили как из бедности, так и царских семей. Церковь дает всеобъемлющее право спасения каждому, независимо от его положения. Само христианство имеет религиозный взгляд на проблематику материальных ценностей и учит людей освобождаться от власти достатка и роскоши. Важно, чтобы верующий понимал временность земного бытия.

Два основных христианских тезиса о финансах отыскиваются в списке десяти важнейших заповедей.

  1. Первый принцип говорит о том, что запрещено присваивать то, что не принадлежит тебе. Апостол Павел авторитетно отстаивает свое утверждение и дает полезный совет: «Не кради, если раньше воровал, а лучше займись честным трудом».
  2. Второй принцип заключается в утверждении «Всегда будь доволен тем, что имеешь в настоящем, и не желай чужого». В Новом Завете к этому суждению добавляется положение о том, что быть благочестивым и удовлетворенным есть колоссальное богатство.

О других грехах:

Исходя из изложенных принципов, православные люди обязаны жить по средствам и оставаться довольными собственным положением. Такой подход и формирует отношение Церкви к кредитам. Православие запрещает занимать деньги на вещи, без которых можно легко обходиться.

В богатстве и роскоши нет ничего предосудительного, если человек все это имеет изначально, или заработав честным трудом. Если же приходится ради этого занимать деньги, брать вещи в кредит, обкрадывать Всевышнего, не жертвуя на нужды монастырей — это настоящая греховность. Такие люди пользуются украденным и делают это по причине, что хочется жить еще лучше.

Православный человек обязан помнить: Господь дает своим детям различную материальную поддержку, потому что именно Он определяет жизненную цель для каждого.

В некоторых ситуациях Священное Писание допускает право просить материальной помощи и брать заём. Это применимо к чрезвычайным жизненным обстоятельствам. В условиях острой нужды человек просит самое необходимое и берет столько, сколько сможет отдать. Если происходит отказ в помощи, это расценивается с позиции гордости и жестко критикуется.

Важно! Православная традиция позволяет подвижникам жить в материальном благополучии, если в уме верующего не находится демона жадности. Когда человек имеет хороший, честный заработок, то это расценивается как божественное благословение. Необходимо благодарить Всевышнего Отца за то, что труд ценен и достойно оплачивается.

О том, как давать в долг

В Библии отмечена целая группа специализированных текстов на эту тему. Апостольские послания касаются аспекта оказания помощи тем людям, кто действительно обречен в нужде.

  • Писание упоминает: следует давать просящим и не отказывать тем, кто желает получить кредит. Верующий не должен избегать общения и дружбы с нуждающимися людьми.
  • В Библии ясно сказано: если ты дал деньги в долг — не нужно ждать возврата. Православный человек должен иметь большое терпение и быть готовым понести некий убыток.
  • Священное Писание запрещает брать какие-либо проценты с должников. Такие дела рассматривают с позиции милосердия, а не как средства корыстной наживы.

Эти принципы не распространяются для ситуаций, где человек занимает на что-то несущественное или для развития прибыльного бизнеса. Библия запрещает давать деньги на вещи не первой необходимости. Давая в этом случае, верующий становится соучастником большого греха, желания завладеть тем, что Господь не позволил иметь естественным образом.

Если происходит заём на нужды прибыльного бизнеса, получается некое совместное предприятие. Эта позиция приемлема в том случае, когда одна сторона имеет определенный опыт, а другая — деньги. Объединенные ресурсы позволяют производить что-то и получать справедливую прибыль.

Человек, вложивший деньги, получает доход в зависимости от того, какую роль сыграли внесенные им финансы. Если верующий желает внести некую сумму на развитие бизнеса, необходимо учесть и рассмотреть эффективность предприятия. Слишком легкий доход обещает большие разочарования и беды.

На заметку! Православная церковь позволяет людям пользоваться финансовыми инструментами, которые не портят его личность и не озлобляют.

Отношение верующих людей к кредитам имеет двоякую позицию: одни получают возможность пользоваться желаемыми вещами уже в настоящем, другие считают их кабалой, провоцирующей тяжелые думы о выплатах. Перед тем, как взять заём, следует рационально оценить материальное состояние и моральную готовность к психологическим трудностям.

Читайте о православной вере:

Дополнительные рассуждения

Скептицизм по поводу всякого предпринимательства и кредита в России несложно понять. Страна пережила тяжёлое экономическое положение 90-х годов, которое характеризовалось заработком больших состояний через преступные мотивы. В этот период возникло колоссальное расслоение общества, где огромное богатство соседствует с крайней нищетой.

Этот негативный опыт кардинально подорвал отношение населения к возможностям всякого частного предпринимательства. Однако верующий человек всегда остается настоящим христианином, даже занимаясь бизнесом.

Существуют виды предпринимательства, которые не связаны с желанием обогащения. К примеру, благотворительность — дело, требующее особого профессионализма и специфических навыков. Волонтерство — «бизнес», основанный на стремлении сделать что-то хорошее и полезное для других.

Честный предприниматель не тратит деньги на собственное обогащение и удовлетворение разнообразных похотей. Он направляет эти финансы на модернизацию производства, создание благоприятных условий труда для рабочих, а также на рациональное развитие инфраструктуры. Успешные предприниматели поддерживают школы и больницы, вкладывают деньги в научные исследования.

Церковь отрицает всякую деятельность, цель которой в добыче финансов обманным путем. Такое стремление называется преступлением, которое влечет соответствующее наказание. Православная традиция не признает игорный бизнес, растущий на человеческих страстях и слабостях. Сам факт участия в подобных авантюрах делает уязвимой нашу душу.

Если человек ведет преступную жизнь, зарабатывает ложью, дает кредиты под большие проценты и обманывает вкладчиков, он навлекает на себя огромные проблемы, более теряя, чем приобретая. Такой индивид обязан раскаяться и навсегда простится с неблагородным путем. К тому же, он должен возместить ущерб всем, кого обманул.

На заметку! Мудрый царь Соломон указывал на то, что Господь обязательно вознаградит того, кто сотворит благо нуждающемуся. Поэтому каждый обязан забыть о собственной выгоде и нести добро в окружающую среду.

Вопрос кредитования в православной традиции рассматривается с позиции морали. Брать деньги разрешено только в крайних случаях, исключительно на необходимое. Богатство и занятие предпринимательством не осуждается, если верующий имеет цель совершать благодеяния. Церковь поощряет честный труд и разумное денежное вложение.

Что означает семинария?

Семина́рия (от лат. … seminarium — «рассадник») — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

Интересные материалы:

Как найти людей в клан вот? Как найти местоположение человека по id вконтакте? Как найти QR код инстаграма другого человека? Как найти записи человека в ВК? Как написать человеку в инстаграме не подписываясь? Как написать имя человека в контакте? Как написать объявление о смерти человека? Как написать смс человеку который тебя заблокировал? Как написать в Вотсапе человеку которого нет в контактах? Как написать заявление на человека о краже?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]