Биография Иисуса Христа
Иисус Христос – центральная фигура в христианском вероучении. Для христиан этот человек – Царь мира, одна из ипостасей Бога, Спаситель, явившийся во плоти и искупивший грехи людей.
Образ Иисуса Христа
Библия гласит, что он был совершенным, безгрешным, непорочно зачатым Богочеловеком, чудотворцем, целителем, главой созданного им Царства Божия, Церкви, основателем и главным персонажем религиозного культа, умершим, распятым на кресте, а затем воскресшим. В конце времен он вернется для суда над миром, после чего на Земле будут вечно жить и радоваться все спасенные.
Его жизненный путь и предназначение изложены в Евангелиях. В исламе он признается пророком, одним из посланников Аллаха, в иудаизме упоминается как Лжемессия (т.к. в священной книге Торе одним из признаков прихода истинного Мессии названо окончание всех войн, исчезновение зла и преступности).
Причины притеснений Христа
После воскрешения Лазаря многие иудеи поверили в силу Иисуса. Тогда фарисеи и первосвященники решили от него избавиться. Отвечая на вопрос, почему убили Иисуса Христа, нужно отметить, что священники опасались, что весь народ поверит в него, а пришедшие римляне окончательно овладеют землями Иудеи.
Тогда первосвященник Каиафа предложил убить Христа. Иисуса судили по двум правовым системам: иудейской, которая считалась самой справедливой (она была построена на принципе равнозначного наказания), а также по римской, которая основывалась на самых совершенных правовых законах того времени.
В отношении Христа были нарушены нормы еврейского права, потому что арест (согласно им) допускали только после проведения следствия. Исключением был только ночной арест, когда следствие проводить было некогда, а существовала опасность, что преступник может скрыться. Но в этом случае судебный процесс должен был начаться уже на следующее утро.
Сразу после ареста Христа привели в дом первосвященника Анны. Первоначальный допрос ни к чему не привел. Иисус не стал признаваться в преступлениях, поэтому материалы были переданы в Синедрион для судебного следствия.
Детство и юность
Иисус Христос, ставший вторым лицом триединого Бога, появился на свет в промежуток времени с 12 (в момент одного из прохождений кометы Галлея, предположительно послужившей прообразом Вифлеемской звезды) до 4 г. до н.э. (тогда умер царь Иудеи Ирод) в семье обычного ремесленника, плотника Иосифа Обручника и приснодевы Марии, происходивших из Дома царя Давида и проживавших в Назарете (Северная Палестина). Точной даты рождества Христова в Библии нет.
Дева Мария и Иосиф
Родился он не в результате интимной близости супругов, а благодаря чудесному зачатию посредством Святого Духа. Благую весть о величайшем событии в жизни человечества – будущем рождении сына, ставшем исполнением ветхозаветных предсказаний о пришествии Спасителя, им возвестил архангел Гавриил.
Иисус – это современное звучание древнего еврейского имени «Иешуа». «Ие» – первый слог имени еврейского бога Иеговы, а «шуа» значит «спасение». Христос – греческий аналог еврейского слова «машиах», что значит «помазанник».
На последних месяцах беременности жены супруги отправились в Вифлеем, куда им следовало явиться в рамках проводимой переписи населения. Из-за большого скопления людей, прибывших на перепись, они не могли найти себе места для ночлега и были вынуждены остановиться в пещере-хлеву, где рядом с домашними животными и родился Господь. Новорожденного младенца славил целый сонм ангелов. Ему пришли поклониться мудрецы с Востока – волхвы. Они принесли в дар золото, смирну, ладан и рассказали изумленным родным, что ночью получили известие о рождении Мессии, а путь к нему указала засиявшая звезда.
Рождение Иисуса Христа
На восьмой день родители совершили обряд обрезания, дав сыну имя Иисус, на 40-й – жертвоприношения за родившегося первенца-мальчика в храме Иерусалима, где его благословил благочестивый Праведный Симеон. Встреча человечества в его лице с Мессией стала праздноваться как Сретение Господне.
Услышав о загадочном младенце, порочный и жестокий правитель Ирод I, опасаясь потерять престол, повелел истребить в городе всех детей мужского пола до 2 лет, надеясь, что среди них окажется Иисус. Но святое семейство, предупрежденное ангелом, успело вывезти его в Египет.
Дева Мария с младенцем Иисусом
Как свидетельствуют апокрифы, после смерти царя Иосиф и Мария с сыном странствовали по Галилее. И всюду за ними тянулась слава о совершенных мальчиком чудесах: исцелениях страждущих, усмирениях диких зверей. Как человек он рос в трудах, помогал отцу в плотницком деле. Когда ему исполнилось 12 лет, на Песах родные посетили вместе с ним Иерусалимский храм. В беседе с книжниками подросток удивлял их глубокими знаниями законов природы и нравственности.
Суд над Христом
Непосредственно суд над Иисусом начался в доме Каиафы, где собрались все члены иудейского суда, имевшие право выносить смертный приговор. Для этого собрался Синедрион. В него входил 71 человек. Именно к этому органу перешло управление Иудеи после уничтожения царской власти. Например, только с согласия Синедриона могла начаться война.
Иисусу предъявили несколько обвинений: в нарушении слова Господня, святотатстве, богохульстве. Для Синедриона Христос стал слишком сильным и опасным соперником. Этим и объясняется, почему иудеи убили Иисуса Христа. На суде было много лжесвидетельств, на которые Спаситель никак не отвечал. Решающим стал вопрос Каиафы, признает ли Иисус себя Сыном Божьим. Тот заявил, что они сейчас видят Сына Человеческого.
В ответ на это первосвященник разорвал на себе одежды, заявив, что это и есть главное доказательство богохульства. Синедрион приговорил его к смерти, исключительно основываясь на его словах, нарушив этим еще одну норму еврейского судопроизводства, согласно которой никто не может быть осужден на основании собственного признания.
Также по иудейскому закону требовалось после вынесения смертного приговора отправить обвиняемого в темницу, а членам суда предстояло заседать еще день, обсуждая решение, приговор и весомость доказательств. Но члены Синедриона торопились исполнить приговор, поэтому нарушили и это правило. Теперь должно стать очевидным, кто убил Иисуса Христа. Первосвященники боялись утратить влияние на народ, поэтому им важно было остановить популярного и любимого пророка. Вот и ответ на вопрос, зачем убили Иисуса Христа.
При этом члены Синедриона, вынеся приговор, не могли сами привести его в исполнении, не утвердив у римского наместника. Поэтому и отправились с Иисусом к Понтию Пилату.
Служение
В 30-летнем возрасте Иисус пришел к Иордану, чтобы креститься. В ходе обряда его осенил Дух Святой, засвидетельствовав благоволение Отца Небесного. С этого момента, ставшего праздником Богоявления, Христос был признан Мессией.
Крещение Иисуса Христа в реке Иордан
Затем он отправился в пустыню, где провел в молитве, посте и уединении 40 дней и готовился к исполнению своего предназначения по искуплению путем самопожертвования людских грехов. Там он сражался с Сатаной, отвергнув все его искушения.
Вернувшись из пустыни, Иисус занялся чтением проповедей, а также передачей своих знаний 12 апостолам. Он распространял учение о Царстве Божием, толковал ветхозаветные пророчества, побуждал к милосердию, покаянию, любви, к принятию его личности.
Для укрепления веры он также совершал невероятные деяния – чудеса. Первым из них стало претворение по просьбе матери на свадебном торжестве воды в вино. Впоследствии силой Бога он лечил безнадежно больных, включая несчастного прокаженного, излеченного одним прикосновением, воскрешал из мертвых, в частности, дочь Иаира в присутствии родителей и троих любимых учеников (Петра, Иакова и Иоанна), ходил по воде, остановил бурю на Галилейском море, накормил непостижимым образом пятью батонами хлеба 5 тысяч человек, обеспечил чудесный улов рыбы. Все его чудеса были проникнуты заботой и глубоким состраданием к людям.
Иисус превращает воду в вино
Господь наставлял людей, дополнив 10 основных законов Моисея своими Заповедями блаженства, Золотым правилом нравственности (об отношении к другим так, как каждый хотел бы, чтобы относились к нему), призывом не судить, не противиться злу и пр.
Популярность сына Божьего росла, хотя он и старался избегать человеческой славы. Однако деятельность его сопровождалась постоянными стычками с представителями иудейской властвующей и религиозной элиты. К примеру, он обличал фарисеев за их гордость, высокое мнение о собственной праведности, презрительное отношение к грешникам. Кроме этого, многие люди, изнывавшие под гнетом римского владычества, хотели от Иисуса улучшения земной жизни. Он же предлагал им спасение души, отказ от всего мирского, и они, больные злобой и непониманием, считали себя обманутыми. На бунт их всячески подстрекали иудейские первосвященники, называвшие Христа «лжепророком» и намеревавшиеся расправиться с ним.
Личная жизнь
Согласно последним изысканиям ученых, которые были подхвачены писателем Дэном Брауном, Иисус Христос был женат. На обнаруженном папирусном фрагменте с текстом упоминается о его супруге Марии. Большинство историков сходятся во мнении, что речь в нем идет о девушке Марии Магдалине, происходившей из Магдала, который находился на берегу Геннисаретского озера.
Встреча Марии Магдалины и Иисуса Христа
Если рассматривать неканоническое Евангелие от Филиппа, написанное в III в н.э., в его тексте указано, что Иисус и Мария состояли в «koinonos». Это слово можно перевести с древнегреческого как «партнер», а значит, в данном случае могла подразумеваться как духовная, так и телесная связь. Также в данном апокрифическом тексте указывалось, что Иисус «лобзал уста» Магдалины.
Иисус Христос и Мария Магдалина
После казни на Голгофе Мария стояла вместе с Богородицей у креста, она же рано утром пришла к гробу Иисуса, чтобы помазать миром (благовонным маслом) его тело. Однако ангел сообщил, что Христос воскрес. Она побежала рассказать о случившемся апостолу Петру, думая, что кто-то украл тело, но вернувшись, увидела Спасителя мира, объявившего ей, что он восходит к Отцу.
Когда умер Иисус?
Библейские источники сходятся, что Христос был приговорен к смерти и распят во времена правления в Иудее римского прокуратора Понтия Пилата. В Евангелии говорится о том, как небо потемнело на несколько часов после распятия, что было воспринято свидетелями в качестве чуда и предзнаменования о грядущих бедствиях.
Поэтому многие историки связывают дату распятия Христа с полным солнечным затмением в 29 году н.э., продолжавшимся примерно две минуты. Другие исследователи ссылаются на более продолжительное затмение (более 4 минут) в 33 году н.э.
Пилат обращается к толпе иудеев, призывая помиловать Христа / ©Картина Антонио Чизери/ wikimedia
Смерть и воскресение
Последние события, принесшие господу эмоциональную и физическую боль, причисляют к его страстям. Среди них:
- торжественный вход в воскресенье в священный город, когда он въехал в него на осле (символе мира), встреченный горожанами, устилавшими его путь пальмовыми ветвями. А в среду Иуда предложил представителям высшего религиозного учреждения – Синедриона – предать его за 30 монет;
- в четверг пасхальная трапеза с апостолами (Тайная вечеря), где он преподал им величайший пример любви и смирения, омыв их ноги, предсказал предательство одного из них и судьбу мира, а также установил обряд Святого Причастия;
- молитва в Гефсиманском саду, где просил Отца избавить его от предстоящих страданий;
- арест стражниками, ворвавшимися в сад вместе с Иудой. Предатель поцеловал и тем выдал им своего учителя. Поздно ночью его приговорили к смерти, признав виновным в богохульстве;
- подтверждение в пятницу римским наместником Пилатом несправедливого наказания. Вначале он не нашел вину праведника, заслуживающей казни, и с целью спасти невиновного, предложил его амнистировать ради праздника. Но народ, собравшийся на площади, выбрал для помилования вместо безгрешного Богочеловека убийцу Варавву. Тогда Пилат приказал подвергнуть его избиению в надежде, что толпа, увидев его окровавленным, смягчится. Но желаемого не произошло, и он утвердил вердикт.
Примерно в полдень Спасителя отвели на Голгофу и распяли на кресте. Предсмертные страдания его длились около 6 часов. Когда же он скончался, земля сотряслась и погрузилась во тьму.
Распятие Иисуса Христа
Иудейский старейшина Иосиф из Аримафеи вместе с еще одним приверженцем учения Христа с позволения Пилата снял господа с креста и похоронил в принадлежавшей ему гробнице, прорубанной в скале.
На 3 день после гибели Сын Божий воскрес. Он являлся Марии Магдалине и апостолам, беседовал с ними, поручив распространение его идей. На 40-й день на виду апостолов он вознесся на небо.
Воскрешение Иисуса Христа
Анри Дидон
III. ГОД СМЕРТИ ИИСУСА
Для того, чтобы в точности определить год смерти Иисуса, нужно:
1) доказать, что Он был распят именно в пятницу;
2) доказать, что эта пятница была днем Пасхи, 15-го Нисана.
Доказав это, остается только справиться с астрономической таблицей и иудейским календарем и отыскать в конце правления Понтия Пилата тот год, когда Пасха пришлась на пятницу. Этот год и будет годом смерти Иисуса.
Что Иисус был распят в пятницу, об этом евангелисты говорят совершенно определенно. [конец стр.815]
Евангелист Лука (XXIII, 54), говоря о погребении Иисуса, последовавшем непосредственно за Его смертью, указывает день и час Его: «День тот был пятница, и наступала суббота». День, который следовал за пятницей и во время которого женщины, присутствовавшие при погребении Иисуса, удержались от труда помазания святого тела Иисуса, хотя они и приготовили для этого ароматы и смирну, этот день евангелист Лука называет субботой (XXIII, 56). Наконец, тот день, когда женщины идут ко фобу, неся с собой приготовленные накануне ароматы и благовония, называется первым днем после субботы.
Евангелист Марк также называет пятницу днем смерти Иисуса, и для того, чтобы не смешивали день пятницы с кануном Пасхи, он говорит конкретно: «И как уже настал вечер (потому что была пятница, то есть день перед субботой (XV). «По прошествии субботы», то есть вечером в субботу, женщины купили ароматы для помазания тела Иисуса и в первый день после субботы они идут ко гробу (XVI, 1, 2). Св. Матфей, говоря о дне, следовавшем за днем смерти Иисуса, характеризует его в таких выражениях, которые не оставляют и тени сомнения: «На другой день, который следует за пятницей» (XXVII, 62).
Итак, три синоптика согласуются друг с другом: остается сравнить с четвертым Евангелием. Свидетельство евангелиста Иоанна вполне совпадает с предыдущими. Действительно, мы читаем в гл. XIX, 42: «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». И в той же главе ст. 31: «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота бьта день великий [1], просили Пилата…». По прошествии субботы, рано утром, до зари, Мария Магдалина приходит ко гробу — другой день после субботы очень ясно назван евангелистом Иоанном (гл. XX) тем же самым именем, как и у других евангелистов, первым днем после субботы.
Нельзя требовать соответствия более полного и совершенного между всеми четырьмя Евангелиями, как то, которое указано в этих текстах.
Заключение ясно: Иисус умер в пятницу.
Во-вторых, необходимо доказать, что Иисус был распят именно 15-го Нисана.
Это вытекает из самого факта, что Он умер в пятницу на Пасхе; и из того, что накануне Он, следуя иудейскому закону, вкушал с учениками Своими пасхального агнца. Весь вопрос [конец стр.816] в том, что это был за праздник: был ли это пасхальный праздник, когда все иудеи должны были праздновать? Если да, если пасхальная трапеза должна была совершаться 14-го Нисана вечером, несомненно, что Иисус был распят на другой день, то есть в самый день праздника, 15-го числа.
Если мы обратимся к свидетельству первых трех евангелистов, то очевидно, что каждый из них говорит о последней вечери Иисуса, как о иудейской Пасхе: «В первый же день опрес-ночный», говорит св. Матфей (XXVI, 17). Св. Марк прибавляет к этому более точный штрих: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца» (XIV, 12). Св. Лука ясно и прямо говорит о законном и обязательном характере этого праздника, дня опресноков: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца» (XXII, 7).
Указания слишком ясны и не допускают предположения, что это была обыкновенная трапеза. Евангелисты говорят о вечери, предписанной законом, которая совершалась 14-го Нисана.
Некоторые толкователи хотели исказить смысл четвертого Евангелия, замечая, что св. Иоанн противоречит самому себе. Действительно, в гл. XIX, 14, говоря о суде Пилата, св. евангелист прибавляет: «Тогда была пятница перед Пасхой».
Вместо того, чтобы понять это выражение в смысле пасхальной пятницы, что в других случаях могло обозначать канун Пасхи, они приписали ему последнее значение — кануна Пасхи, тщетно пытаясь доказать на основании филологии его подлинность.
Итак, филология никак не должна склоняться в пользу толкования слов св. Иоанна в смысле приготовления к празднику Пасхи; и с другой стороны, здравая критика не должна обвинять автора в противоречии самому себе, если только не вынуждают нас к этому слишком решительные и неопровержимые доводы.
Те, кто противопоставляли синоптическим Евангелиям и их столь ясному свидетельству свидетельство четвертого Евангелия, чтобы защитить то положение, будто Иисус совершал Свою Тайную вечерю 13-го Нисана и умер 14-го, в самый день установленной законом иудейской Пасхи, по-видимому, упускали из виду жаркие споры относительно празднования Пасхи, которыми наполнен был весь II век. Что же утверждали епископы Малой Азии с Поликарпом во главе? Что Иисус совершил Пасху 14-го, а умер 15-го Нисана. На чем же основывались они, как не на свидетельстве самого евангелиста Иоанна и остальных апостолов? [конец стр.817]
Как же, поэтому, возможно давать четвертому Евангелию такое толкование, которое противоречит свидетельству первых трех, или которое, во избежание явного противоречия, заставляет искажать произвольным толкованием совершенно ясный смысл текста синоптиков?
У св. евангелиста Иоанна есть только два места, которые давали повод к сомнению и на которые ссылались защитники того мнения, что Иисус совершил Свою последнюю Пасху 13-го, а умер 14-го Нисана.
Первое место (XIX, 14) — это то, где Иоанн говорит, что когда Иисус был осужден Пилатом, «была пятница пред Пасхой». Но мы уже видели, что это выражение с точки зрения языка могло одинаково обозначать и «пасхальную пятницу», и «канун Пасхи»; судя по контексту речи, оно означает «пятницу», самый день праздника Пасхи.
Другое место (XVIII, 28): «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы молено было есть пасху». Следовательно, день, когда Иисус был осужден Пилатом и предан смерти, приходится на канун Пасхи, 14 Нисана.
Заключение было бы окончательное, если бы выражение «есть пасху» ограничивалось только законным праздником 14-го числа Нисана. Но так как слово «Пасха» раньше обозначало только вечер 14-го числа Нисана, а в позднейшее время, как на то указывают Иосиф Флавий и талмудисты, целый день, с вечера 14-го числа и до вечера 15-го числа, и даже все 7 дней, посвященные торжеству праздника, в особенности же вечер 14-го числа, а также 15-е, 16-е »-21-е число, то выражение «есть Пасху» значило не только есть пасхального агнца, а еще и добровольные жертвы, «Chagiga», как их называет Талмуд — жертвы, которые благочестивые израильтяне, исполняя Закон Моисеев (Исход, XXIII, 15, XXXIV, 20; Второз., XVI, 16), предлагали народу в дни праздника и особенно утром 15-го Нисана.
Вряд ли это выражение, понятое в последнем смысле, который, впрочем, нисколько не противоречит обороту речи, употребляемому евангелистом Иоанном относительно Пасхи (Иоанн, II, 13,23; VI, 4; XI, 55; XIII, 1), могло дать повод к такому толкованию четвертого Евангелия, которое далеко уклонялось бы от простого и согласованного повествования трех первых евангелистов [2]. [конец стр.818]
Год смерти Иисуса должен быть отнесен к 783 г. от основания Рима и к 30-му году по христианскому летосчислению. Это подтверждает и астрономия.
Действительно, Иисус был распят в пятницу; все евангелисты согласны в этом, а равно и всемирное предание подтверждает это (Матф., XXVII, 1, 62; Марк, XV, 42; Лука, XIII, 54; Иоанн, XIX, 31, 42); эта пятница была днем самой Пасхи (Иоанн, XIX, 14) и, следовательно, 15-го Нисана. Отсюда нужно заключить, что Иисус умер в том году, когда Пасха приходилась на пятницу. И астрономические таблицы, указывающие обращение луны с 29-го по 33-й год, как крайние годы, к которым можно отнести смерть Иисуса, доказывают, что 30-й год был единственным, когда первый день Пасхи пришелся на пятницу, 15-е Нисана этого года соответствовало 7 апреля. Итак, Иисус был распят 7 апреля 783 года от основания Рима, или 30-го года по христианскому летосчислению.
ВЕРОЯТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15-ГО ЧИСЛА МЕСЯЦА НИСАНА с 28-го по 36-й год христианской эры [3].
ДЕНЬ, когда луна делается видимой | 15-е ЧИСЛО НИСАНА | ||
28 | 15 марта, 2ч.16 м. 13 апреля, 4ч.10 с. | 16 марта 15 апреля | 30 марта, вторник 29 апреля, четверг |
29 | 2 апреля, 7 ч. 42 с. | 4 апреля | 18 апреля, понедельник |
30 | 22 марта, 8 ч. 8 с. | 24 марта | 7 апреля, пятница |
31 | 12 марта, 12 ч. 56 м. 10 апреля, 2 ч. 0 с. | 13 марта 12 апреля | 27 марта, вторник 26 апреля, четверг |
32 | 29 марта, 10 ч. 57 с. | 31 марта | 14 апреля, понедельник |
33 | 19 марта, 1 ч. 16 с. 17 апреля, 9 ч. 30 с. | 21 марта 19 апреля | 4 апреля, суббота 3 мая, воскресенье |
34 | 9 марта, 9 ч. 2 м. 7 апреля, 6 ч. 42 с. | 11 марта 9 апреля | 25 марта, четверг 23 апреля, пятница |
35 | 28 марта, 6ч.19м. | 30 марта | 1 3 апреля, среда |
36 | 16 марта, 5 ч. 53 с. 15 апреля, 5ч.15м. | 18 марта 16 апреля | 1 апреля, воскресенье 30 апреля, понедельник |
[конец стр.819]
Кроме Евангелий, два историка — один иудейский, Иосиф Флавий, другой языческий, Тацит — смело упоминают о смерти Иисуса и относят ее ко времени правления Пилата и царствования императора Тиберия.
Говоря о христианах, которых Нерон, благодаря низменной лжи и ужасной клевете, обвинил в государственном преступлении, а именно — в поджоге Рима, и которых он предавал самым утонченным пыткам, Тацит прибавляет также, что их обыкновенное название — «христиане» —происходило от «Христа», осужденного на смерть в царствование Тиберия, когда прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (Анналы, XV, 44).
«В то время, когда Пилат управлял Иудеей, был Иисус. Отвергнутый первыми из нас, Он был осужден и предан на распятие Пилатом». Так говорит иудейский историк Иосиф в своем знаменитом толковании, которое критика приписывает руке христианина, но не может отрицать вовсе (Древн., XVIII, 3).
Итак, Пилат управлял Иудеей с 26-го по 36-й год, следовательно, к этому же указанному евангелистом времени нужно отнести и смерть Иисуса. Свидетельства язычников, иудеев и христиан — все совершенно согласны между собой по этому вопросу.
[конец стр.820]
__________________
[стр.816] 1. Курсив автора.
[стр.818] 2. Необходимо заметить также, что даже придавая выражению «есть пасху» его буквальный смысл, наше заключение остается непоколебимым. Необычайный наплыв богомольцев не позволял всем иудеям, находящимся в Иерусалиме, вкушать пасху в один и тот же день; чужеземцы, как и Иисус, совершали пасхальную вечерю 14-го числа, а жители Иерусалима имели право совершать ее 15-го числа.
[стр.819] 3. Vurm., Astronomische Beitrage zur genaherten Bestimmimg des Gebnrts und Todesjahres Jesu, in Bengels Archiv.