Сампсон Сиверс
Сиверс – одна из наиболее противоречивых фигур в истории современного христианского общества. Его почитатели и последователи борются за присвоение старцу святости, а критики и обличители называют мракобесом и еретиком. Кто же он на самом деле: Божий угодник или фальшивый чудотворец?
Иеросхимонах Сампсон (Сиверс)
Корень разногласий уходит вглубь тернистого жизненного пути старца, и как монета имеет два профиля: лицевой – официальный и тыльный, таинственную «решку», вскрывающие сомнительные факты в биографии отца Сампсона.
Кто такой иеросхимонах Сампсон Сиверс
Жизнь Сампсона Сиверса, как и его дорога к сану иеросхимонаха, была наполнена событиями и тяжелыми испытаниями. Старца лишали свободы, приговаривали к смертной казни, его поражали изнуряющие болезни. Сампсон проповедовал учение Христа, но зачастую изменял толкование на свой лад, применял методы и обряды, идущие вразрез с христианскими церковными устоями.
Поступки и проповеди монаха вызывали недоумение и служили причиной двоякого восприятия его личности и вклада в развитие православия. Одни священнослужители покровительствовали Сампсону, другие – требовали его изгнания из церкви и лишения сана. У Сампсона немало защитников и среди верующих, заверяющих в его святости и чудотворении при жизни и после смерти.
Происхождение
Сампсон Сиверс, рожденный в июне 1900 года в проживающей в Петрограде англиканской семье, получил имя Эдуард Эсперович Сиверс. Отец мальчика имел полковничий чин, числился советником и другом императора Николая II. Фамилия Сиверс, как признак известного графского рода, документально не имела подтверждения причастности семейства к дворянскому титулу.
В младенчестве Эдуарда крестили в англиканской церкви. Интерес к религии мальчику привила мать. Позже он в одиночку посещал православные храмы, живо интересовался монашеским бытием и определил для себя православие единственной существующей истиной.
Повзрослев, юноша закончил реформатское училище при немецкой церкви, затем обучался в Петроградской гимназии. В возрасте 18 лет Эдуард принял православие, получив имя Сергий в честь святого Сергия Радонежского.
Житие и служение Богу
Сведения о дальнейшем житие пришедшего в православную веру Сергия разнятся. Согласно биографическим данным, в 1918 году он стал послушником Крыпецкой Иоанно-Богословской монашеской обители, куда прибыл с целью ознакомления с жизнью и служением в монастыре. В обители инока нарекли Александром в честь князя Александра Невского.
Вскоре послушника, вхожего в годы детства в царскую семью, арестовали и приговорили к казни через расстрел. Приговор привели в исполнение на празднование Покрова Пресвятой Богородицы. Пуля, предназначенная иноку, прошла через правое плечо. Раненый был контужен и упал замертво. Позже тело подобрали монахи, переодели в форму красноармейского солдата и доставили в дом к матери.
В протоколе допроса от 1932 года указано, что в возрасте 18 лет юноша поступил на службу в ряды Красной армии. В 1919 году получил тяжелое ранение в правое плечо и контузию в боях под Гатчиной.
Раненый был определен на лечение в Семеновский госпиталь в Петрограде, где перенес 8 операций. Состояние осложнило развитие гангрены, но врачам удалось спасти юноше жизнь. Дальнейшее лечение и реабилитацию он проходил в городе Тихвин в стенах Тихвинского монастыря. Следствием ранения стала неврастения, а функциональность руки сохранилась лишь на 15 %.
Терзаемый сомнениями больной, будучи в госпитале, подал заявление на вступление в компартию, но позже, укрепившись в вере, не стал доводить дело до конца. В госпитале состоялось решающее в судьбе молодого человека знакомство с епископом Алексием, принявшим его иподиаконом.
В возрасте 22 лет, по протекции Алексия, Сиверса определили в Александро-Невскую Лавру, где он вступил на путь монашества и был наречен Симеоном. Через год Симеон Сиверс стал иеродиаконом.
В феврале 1935 года отца Симеона арестовали по делу «Ленинградского филиала ИПЦ» и приговорили к трехлетней ссылке в лагерях. Освободившись, Сиверс был рукоположен в Тамбове в сан иеромонаха.
К отцу Симеону шли на исповедь толпы женщин. Многие приезжали за отпущением грехов из других городов. В 1936 году Сиверс, признавшийся в том, что принимал в своей квартире верующих, был арестован повторно.
За 6 месяцев тюремного заключения Симеон написал 9 заявлений, в части которых отрекался от религиозного сана и звания. В итоге Сиверса приговорили к 8 годам трудовых лагерей. С 1946 года продолжил служение в православных храмах Ставрополя, затем в Пензенской епархии и в женской монашеской обители под Полтавой, получив покровительство архиепископа Сергия Ларина. Архиепископ Сергий рекомендовал Симеона на службу в Казанский собор города Сталинграда, где его назначили священником.
В этот период действия отца Сиверса были осуждены в жесткой форме. Симеона обвинили в интимных связях с посещающими его женщинами, греховном сожительстве с некоторыми из них, в увлечении мистикой и карьеризме.
Сиверс был уволен из собора с наложением запрета на священнослужение сроком на 15 лет, которые он отбывал в стенах Одесского монастыря. Согласно официальной версии, Симеона направили в 1958 году в Псково-Печерскую монашескую обитель для привлечения в православие молодежи. По другим свидетельствам, Сиверса изгнали из Одесской обители в 1963 за попытки совращения прихожанки, после чего он уехал в Москву. В 1966 году, именуемый Сампсоном, он принял схиму.
Кончина
В преклонном возрасте иеросхимонах Сампсон Сиверс страдал от тяжелых неврологических, сердечных болезней и последствий перенесенного туберкулеза легких. Старец скончался в 1979 году в Москве.
Преподобный Сампсон Странноприимец
Память 27 июня / 10 июля
Прп. Сампсон Странноприимец
(MP3 файл. Продолжительность 4:59 мин. Размер 2.4 Mb) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)
Святой Сампсон жил в VI в. Он происходил из знатнейшей римской семьи, вероятно, бывшей в родстве с потомками святого Константина Великого. Он постиг всю премудрость своего времени, в особенности много занимался медициной, к которой его влекла склонность к состраданию. Сампсон не мог равнодушно смотреть на страдания и нищету, поэтому в своем доме принимал всех встречавшихся ему больных и бедных, милосердно предоставляя им необходимый уход, а также утешение в молитве и вере.
По смерти родителей он раздал свое огромное богатство. Будучи, наконец, свободен от всех земных привязанностей и желая избежать похвал от людей, он отправился в Константинополь. Там он поселился в бедном доме и в тишине предавался молитве. При этом Сампсон не оставил благотворительной деятельности: он собирал больных и лечил их безвозмездно[1]. Особенно он заботился о страждущих неизлечимыми недугами и о тех, кого отказывались лечить другие врачи: о прокаженных, парализованных, слепых, одержимых.
Слава о преподобном Сампсоне распространилась по всему городу, и его дом стал прибежищем для отчаявшихся.
В тридцать лет Сампсон был рукоположен в священный сан святым патриархом Миной [25 авг.][2], который высоко ценил его богоугодные дела. Святой вылечил от тяжелой болезни императора Юстиниана (527-565), уже потерявшего всякую надежду на врачей. Юстиниан получил во сне повеление призвать во дворец святого. Тому было достаточно возложить руку на больное место, чтобы император тотчас исцелился. Но преподобный желал избежать похвал, и поэтому наложил немного мази, чтобы это чудо не приписали его добродетели. Император не знал, как отблагодарить прп. Сампсона, и хотел осыпать его золотом, но святой отослал дары обратно со словами: «Зачем ты даришь мне то, что я отверг из любви ко Христу?» Вместо этого он предложил Юстиниану использовать эти деньги для строительства больницы рядом со своей хижиной, чтобы достойно принимать больных и бедных. Император с радостью согласился и поручил рабочим, только что завершившим возведение Святой Софии, построить к северу от Великой Церкви большое великолепное здание, которое получило известность как Странноприимный дом Сампсона.
Впоследствии святой с беспримерной самоотверженностью руководил этой больницей. Он служил страждущим братьям с готовностью Ангела, предстоящего Всевышнему. В лечебнице трудились многочисленные профессиональные врачи, а уходом за больными занимались монахи. Этому замечательному учреждению император даровал обильные пожертвования не только на содержание работников, но и для того, чтобы здесь щедро раздавали еду и одежду странникам и нуждающимся.
Прп. Сампсон многие годы посвятил этим апостольским трудам и мирно скончался в весьма преклонном возрасте. Его святые мощи были погребены в церкви святого Мокия. Здесь в день памяти преподобного Сампсона константинопольские врачи, почитавшие его своим святым покровителем, устраивали торжественный крестный ход. В Странноприимном доме почитали его посох, епитрахиль и священнические облачения.
Впоследствии, благодаря невидимой помощи святого или его явлениям, в Странноприимном доме произошло множество чудес и исцелений. Вскоре после смерти преподобного страшный пожар, начавшийся в Святой Софии, разрушил все окрестные дома и перекинулся на крышу больницы.
Казалось, что служители учреждения и добровольцы напрасно стараются потушить огонь, как вдруг они увидели преподобного, идущего по крыше и властно повелевающего огню отойти. Так приют был спасен от разрушения.
Больные приходили к могиле преподобного Сампсона, чтобы провести там ночь; они прикладывались к его иконе и помазывались маслом из лампады, горевшей над могилой. Нередко преподобный Сампсон являлся им один или в сопровождении святых бессребреников Космы и Дамиана и подавал исцеление.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Посмертные чудеса иеромонаха
Поток верующих, обращающихся к отцу Сампсону, не прекратился и после его смерти. К могиле старца на Николо-Архангельское кладбище Москвы приходят люди и просят о помощи.
Верующие свидетельствуют о том, что Сампсон посмертно помогает им в следующих просьбах:
- исцелении от телесных болезней;
- избавлении от вредных привычек и зависимости;
- обретении душевного спокойствия;
- разрешении сложных жизненных ситуаций.
Молящиеся на могиле Сиверса люди сообщают о том, что получали исцеление от болезней в безнадежных случаях, когда медицина оказывалась бессильна.
«Чудеса», происходящие на могилке «старца»
Иеросхимонах Сампсон (Сиверс)
Взгляд старца с фотокарточки пронзительный и неприятный. О таком говорят: смотрит прямо в душу. Вопреки неодобрению церковных властей люди молятся ему как святому. Фотографии и иконы с изображением старца, текст акафиста и молитв продаются в изобилии в одной свечной лавке на Николо-Архангельском кладбище, где похоронен старец. Поток верующих к его могилке не оскудевает.
Люди уверяют о чудесах, происшедших с ними по молитвам к отцу Сампсону, причем множество из этих свидетельств принадлежат священнослужителям. Особенно часто к усыпальнице приводят людей, считающихся бесноватыми. Говорят, что такие люди даже не могут подойти к могилке: кричат и отбиваются, словно обитающий в их телах дух злобы чувствует святость места и останков старца.
Однако официально Церковь не признает за иеросхимонахом Сампсоном права именоваться старцем и тем более святым. Вот что по этому поводу говорит протоиерей Димитрий Шушпанов:
«…как быть с «чудесами», происходящими на могилке Сампсона? Само по себе чудо – не является признаком святости, ибо чудеса совершают и шаманы языческих религий, и буддийские ламы, колдуны и экстрасенсы. Чудо, свидетельствует лишь о том, что бытие не сводится к материи, и за её границами существует духовный мир. Но этот мир не однороден.
Падшие духи тоже могут чудотворить, и потому чудо должно рассматриваться в контексте прочих критериев. Но как мы увидели выше, нет ни каких оснований считать прижизненные и посмертные «чудеса» Сампсона (Сиверса), происходящими от Бога».
По мнению некоторых клириков Сиверс потерял право на духовное звание, когда в 1936 году письменно отрекся от религиозного сана и причитающихся к нему привилегий. Старчество же с древних времен на Руси почиталось как уникальный вид святости, которую человек получает через волю Господа.
Сиверс еще при жизни обвинялся в том, что проводит обряды «изгнания бесов» как шаман, «на пользуемые предметы культа…плюёт, шепчет и пр.»,
таким образом, возникает закономерный вопрос, может ли Сиверс считаться авторитетным духовным руководителем, ведь путь, которому он учит следовать, возможно, ведет совсем не к Христу.
Можно ли читать молитвы и акафисты
Верующие обращают свои молитвы к святым, а так как иеросхимонах Сампсон к ним не причислен, молиться ему не следует. Тексты молив и акафистов к нему не каноничны и не одобрены Церковью.
На сегодняшний день не существует подлинной общепризнанной версии биографии иеромонаха Сампсона. Даже среди церковнослужителей нет единого мнения о личности Сиверса.
Кто-то называет его самозванцем и самосвятом, утверждая что он сам себя постриг в схиму, другие свидетельствуют о его помощи и предстательстве, присовокупляя что произошедшему чуду верят больше чем всем архивным данным. Непреложным фактом остается только одно – персона Сиверса, как и Григория Распутина, слишком неоднозначна, чтобы судить о ней быстро и поверхностно.
Галина Бочарова
Канонизация старца – «за» и «против»
Сиверс получил имя Сампсон во время пострига в великую схиму в честь преподобного старца, известного в православии как Сампсон Странноприимец. Последователи иеросхимонаха спустя почти 20 лет с его кончины составили прошение о канонизации Сампсона Сиверса.
Основанием для обращения послужили:
- многолетнее служение Богу;
- привлечение молодежи в православие;
- факты свидетельства о даре предвидения старцем событий при жизни;
- подтверждения верующими фактов чудесного исцеления болезней.
Рассмотрев обращение, имеющиеся материалы и документы, комиссия вынесла отрицательное решение. Причиной отказа в канонизации стали неоднозначные биографические факты и противоречивые свидетельства священников.