7 октября — день памяти святого короля Владислава Сербского


Св. король Стефан Владислав. Фреска Милешевского монастыря.

Стефан Владислав
(+ после 1267 [1]), король Сербский, святой. Память 24 сентября

Второй сын преподобного короля Стефана Первовенчанного. Одно время управлял жупой Чёрная стена и в то время, в 1218-1219 году, построил в своих землях Милешевский монастырь.

Когда его брат Стефан Радослав был изгнан из Сербии, Владислав был объявлен его преемником. Радослав объявил было о намерении возвратить престол, но убеждения святителя Саввы Сербского, их дяди, предотвратили междоусобицу. Приняв царственное имя Стефан, Владислав правил Сербским королевством с 1234 по 1243 год [2].

Вскоре после его взошествия на престол, граф Омышский Владимир со своими людьми, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал дубровчан грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии.

Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране разработкой их обогатил державу. По известию Даниила:

«
желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы
«.

Король также обильно благотворил нищим, странным и больным.

На монетах он писался: «раб Христов Владислав

«, и изображался как стоящий король с венцем на голове, в длинной одежде, опоясанный, с державой в правой руке.

Ещё во время правления Стефан Владислав выговорил себе помощь и безопасное пребывание в Дубровнике, если он принужден будет покинуть Сербию. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам воспользовался этим договором и управлял Зетой. Скончался он после 1267 года и был похоронен в своей задушбине — Милешевском монастыре.

Имя Владислав в Святцах

В православном церковном месяцеслове есть только один день, где записано это имя – 7 октября (24 сентября по старому стилю).

Значение имени

У имени 2 основы: «влад» и «слав». Отсюда его конкретное значение – «владеть славой». Аналог существовал у древних германцев – Вальдемар. Возможно, его перевод был заимствован славянами и переложен на свой язык.
Этот антропоним не является исконно русским. Он пришёл из Сербии или Польши в 13 ст.

Светские уменьшительный именоформы: Влад, Владя, Вадя, Владик, Слава.

Это интересно: у других народов Владислав произносится как Ладислав, Ладисло, Власло, Ладислао, Ладислау, Володыслав, Уладзислау, Влоджислав, Владослав, Ладислаус, Ладислас.

Основные черты

Значение имени просто обязывает своего носителя иметь огромную силу воли, стойкость и гибкий ум.

Характер

Специалисты, занимающиеся изучением влияния имени на человека, считают, что Владислав, составленное из 2-х основ, формирует двойственный характер своего носителя, делая его непростым. Трудно узнать, что на самом деле чувствует человек, который «сам себе на уме». Внешне он может соглашаться с оппонентом, оставаясь при своих убеждениях. Узнать его настоящее мнение могут только близкие ему люди. Владу свойственны такие черты характера:

  1. Чувство собственного достоинства, порядочность, тактичность. Мужчина никогда не будет лицемерить и подхалимничать.
  2. Ироничность, умение подшутить. Из-за своих насмешек Владик даже может быть несносным.
  3. Настойчивость, трудолюбие. Благодаря упорству в сочетании с умом, появляются большие возможности добиться успехов в карьере, бизнесе, политике.
  4. Добродушие. За помощь, поддержку в трудную минуту носителей этого имени любят и уважают.

Двойственность характера проявляется и в семейной жизни. Возможны 2 линии поведения. После свадьбы перед супругой предстаёт немного иной Влад, который может разочаровать. Романы на стороне ему не претят, но при этом он становится ревнивцем, изводя подозрениями жену. Другой, диаметрально противоположный Владислав, – примерный семьянин, домосед, однолюб, который не допускает даже мысли об измене с чьей-либо стороны.

Владислав – заботливый и любящий отец, авторитет которого никогда не ставится под сомнение.

В России имя имеет большой рейтинг. Более 90% опрошенных считают его красивым, сексуальным, современным, приносящим удачу.

Святой Владислав, король Сербский

Статья из т. 9 «Православной энциклопедии».

Владислав [тронное имя — Владислав Стефан] (ок. 1200 — 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела. В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела, на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I, не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной — дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах.

Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы — см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно (Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева. В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику — архиеп. Арсению I, и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам.

После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб. государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) (Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов. Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: Трифуновић Ђ. О делима у Србљаку // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 273-276).

В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стоjановић Љ. Стари српске повеље и писма. Сремски Карловци, 1934. Књ. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника. По преданию, В. умер на руках своего племянника Милутина.

В. был погребен во внешнем притворе (припрате) Вознесенского собора мон-ря Милешева. «Проявление» мощей В. произошло в правление кор. Уроша V (1356-1371), известна дата события — 30 июня. По свидетельству венецианского путешественника П. Контарини, относящемуся к 1580 г., гробница В. находилась к востоку от раки св. Саввы (Contarini P. Diario del viaggio da Venezia a Constantinopoli… nel 1580. Venezia, 1856. P. 19). В посланиях милешевских иноков в Москву 1587 и 1652 гг. упоминается о том, что мощи В. находятся в мон-ре (в наст. время их местонахождение неизвестно).

Краткое житие В. было написано во 2-й четв. XIV в. архиеп. Даниилом II и вошло в агиографический сб. «Жития кралей и архиепископов сербских». Службы В. в ср. века и раннее Новое время, видимо, не существовало. Память преставления В. как ктитора мон-ря впервые встречается в месяцеслове пергаменного серб. Апостола 1-й трети XIV в. (РНБ. Гильф. № 13; СКСРК, XIV. № 12), привезенного А. Ф. Гильфердингом в 1857 г. из мон-ря Милешева, начиная с сер. XIV в. помещается в ряде серб. списков Иерусалимского устава (Афон. Хиландар. № 165. Л. 45 — см.: Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 98).

В России личность и деяния В., прежде всего его участие в перенесении мощей св. Саввы, стали известны в 1-й четв. XVI в. благодаря житию св. Саввы, написанному Феодосием (принесено в Москву с Афона в 1517), и родословию серб. правителей в житии деспота Стефана Лазаревича Константина Костенечского, послужившими источниками Русского Хронографа (1518-1522), а через него Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 10. С. 45-48; 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 392-395). Почитание В. в России как святого началось не ранее посл. четв. XVI в. и связано с достаточно регулярными (упом. в 1587, 1628, 1635, 1638, 1647, 1652, 1657, 1659, 1664, 1667, 1688) посольствами за «милостыней» в Москву иноков мон-ря Милешева (Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1. С. 187; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 52, 68, 74, 92, 111, 114, 155, 198). Возможно, почитанию В. отчасти способствовало смешение его с соименным венг. королем из популярной на Руси «Повести о убиении Батыя» (см. ст. Пахомий Логофет), по легенде обращенным в Православие св. Саввой сербским. В 1751 г. иноки афонского мон-ря св. Павла приносили в Россию ставротеку, изготовленную по заказу В. (Леонид [Кавелин], архим. Словено-српска књижица на св. Гори Атонскоj у манастиру Хиландару и св. Павлу // Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1877. Књ. 44. С. 270).

Прижизненный портрет молодого В. сохранился в росписях Вознесенского собора мон-ря Милешева в наосе в ктиторской композиции с моделью храма в руках, сопровождаемый Богоматерью, во внутреннем притворе, на вост. стене со своими предками и братьями и, возможно, на юж. стене в царском облачении. Прижизненное изображение В. также могло находиться на ставротеке, изготовленной по его заказу и снабженной надписью: «И мене грешнаго недостоинаго раба твоего Стефана, сотворившаго и принесшаго тебе крьсть сеи милостью же твоею и помощию и силою честнаго крьста, краля всьсехь рашскыхь земьль и поморскихь Владислава сохрани и помилуи» (Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 36. № 4930); до 2-й пол. XIX в. реликвия хранилась в мон-ре св. Павла на Афоне (в наст. время местонахождение ее неизвестно). Раннее посмертное изображение В. находится в стенописях мон-ря Арилье (1296). Изображение В. включено в состав агиодинастической композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов соборных церквей в Грачанице (ок. 1320), Пече (ок. 1330), Дечанах (ок. 1350) и Ораховице (1594). В. изображен как король в зубчатом царском венце на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233), в сюжетах, посвященных серб. истории XIII в., как святой — на гравюре в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5). Описание иконографии В. содержится в списках рус. Иконописного подлинника сводной редакции XVIII в. под 7 июля: «…сед, кудряв в царском венце, брада Афанасия Александрийскаго, в порфире, в правой руке крест, а в левой свиток: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 113).

Литература: Марковић В. Православно монаштво и манастири у средњевековоj Србиjи. Сремски Карловци, 1920. Горни Милановац, 2002р. С. 78-80; Руварац И. Краљице и царице српске // Зб. Илариона Рувараца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 5-8; Мошин В. Повеља краља Владислава Богородичном манастиру у Бистрици и златне буле краља Уроша // Гласник Скопског научн. друштва. Скопље, 1940. Т. 21; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 189; Острогорски Г. Автократор и самодржац // он же. Сабрана дела. Београд, 1970. Књ. 4. С. 326-329; Радоjчић С. Милешева. Београд, 1971. С. 9-10, 20-21, 30, 32-33, 38-40; Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. С. 117-119, 226-229, 232-236, 238-243; Богдановић Д. Кратко житиjе Св. Саве // ЗбМСКJ. 1976. Књ. 24. № 1. С. 7, 14, 28-30; Bojović B. I. L’idéologie monarchique dans hagio-biographies dynastiques du moyen Âge serbe. R., 1995; Марjановић-Душанић С. Владарска идеологиjа Немањића: Дипломатичка студиjа. Београд, 1997.

А . А . Турилов

Святой Вячеслав Чешский, дата памяти 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

Он был воспитан своей бабушкой святой княгиней Людмилой, которая с детства привила своему внуку веру в Господа, упование на Его волю и стремление всегда поступать по заповедям, которые даровал нам Спаситель. Образование он получил от ученика святителя Мефодия, пресвитера Павла.

В 920 году отец Вячеслава – Вратислав погибает, и 18-летним юношей страстотерпец вступает на княжеский престол. Его жизнь омрачалась тем, что родная мать Драгомира испытывала ненависть к христианству, именно она стала виновницей смерти бабушки Вячеслава святой Людмилы. За это он изгнал Драгомиру навсегда из своей жизни.

В 935 году святой был убит своим родным братом и его стражниками прямо на пороге храма. В дальнейшем жестоким пыткам и мучениям подверглись все, кто следовал за князем Вячеславом Чешским, кто также, как и он, вел благочестивый образ жизни. О судьбе его сына Збраслава ничего неизвестно.

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Первые годы правления

Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он жил в годы становления и укрепления сербской государственности и был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы, архиепископа Сербского, и внуком родоначальника династии сербских правителей Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.


Стефан Владислав, Стефан Радослав и Стефан Первовенчанный Неманичи После блаженной кончины Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем, достойным всякой похвалы, но, по словам церковного писателя Феодосия, постепенно подпал под сильное влияние своей жены, от красоты которой повредился умом. Сербская знать была недовольна поведением правителя, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав. Между братьями началась вражда. Родной дядя – архиепископ Савва – увещевал их жить в мире, но был не в силах скоро примирить их. Лишившийся власти Радослав искал убежища в городе Драче, но и там красота супруги послужила ему источником бед. В скором времени он был лишен злонравной и лукавой жены, которая стала для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине на Радослава обрушилась ненависть местного правителя Драча, и он едва спасся от смерти. Желая окончательно прекратить вражду между братьями, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения смуты и распрей архиепископ венчал Владислава королевским венцом. А вскоре по благословению дяди Владислав породнился с могущественным болгарским царем Иоанном II Асенем, взяв в супруги его дочь Белославу.

Ближайшие именины Владислава

Как правильно определить духовного покровителя и день именин Владислава по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:

Именины Владислава в октябре

Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.

День Ангела Владислава

– это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.

А Именины имени Владислава

– это день почитания одного из святого с именем Владислав.

Мощи святителя Саввы

Спустя год после кончины Саввы его достойный наследник архиепископ Арсений обратился к Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы останки святителя были перенесены на родину.


Церковь святых Сорока мучеников Севастийских. Велико-Трново
«Нехорошо и недостойно пред Богом и перед людьми, – говорил святитель Арсений, – чтобы мы оставили нашего равноапостольного отца – дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами и всеми установлениями и законами Православия, чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле.


Святитель Арсений, архиепископ Сербский

Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойных людей к своему тестю Асеню с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава и выслушав посланных, болгарский царь весьма огорчился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но так как оно покоится в церкви Божией и ему воздаются не меньшие почести, чем это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав беспокоит святого. С этими словами царь отправил сербских посланцев домой. Не удовлетворившись полученным ответом, Владислав вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!» Царь Асень пребывал в недоумении, как поступить, думая, что, лишаясь святого, он лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом. Все единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава: это вызвало бы негодование болгарских вельмож и народа. Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив: «Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь… сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и знать, и весь город противятся мне в этом». И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу. Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам лично отправиться в Трново, и, взяв с собой довольно благородных людей, епископов и игуменов, он послал перед собой гонцов с подарками для патриарха и царских советников, извещая Асеня о своем скором прибытии. Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился к могиле святителя Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божиему достойное поклонение. Поклонившись гробу святителя, Владислав из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, не оставить своего отечества, за которое он понес бесчисленные подвиги и труды. Усердно помолившись святому, Владислав вышел из храма и отправился на торжественный прием, приготовленный болгарским царем.


Болгарский царь Иван Асень II

В ту же ночь Ангел Божий в образе святого во сне повелел царю отдать святые мощи для переноса в Сербию. Испугавшись такого явления, царь призвал патриарха и советников и поведал об увиденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было по молитве святого, и единодушно просили Асеня отдать великую святыню королю Владиславу, чтобы не навлечь на болгарское царство и народ гнев Божий. Асень позвал к себе зятя вместе с сербскими епископами и вельможами, чтобы сообщить, что готов удовлетворить их заветное желание. Опечаленный, он обратился к Владиславу с такими словами: «Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святую могилу его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет забран от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, как своего сына, отпустить опечаленным. Итак, прими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему». От столь неожиданной радости король Владислав с епископами и своими благородными людьми пал на землю и поклонился царю.

Священномученик Вячеслав Луканин, дата памяти 8 февраля (Новомуч.), 16 августа

Почти через десять столетий, в Российском государстве в городе Пермь родится мальчик, которого родители также назовут Вячеславом. Он рос очень слабеньким и болезненным, учеба давалась ему с большим трудом.

Несмотря на это, Вячеслав Луканин стремился поступить в духовное училище, служить Господу было его единственным желанием, которое со временем исполнилось. Господь одарил его прекрасным голосом. Этот талант не остался незамеченным преподавателями училища. Очень часто юноша служил на клиросе в местном храме, его даже стали называть «старшим по хору», настолько хорошо у него получалось. Науки другие постигал с большим трудом, постоянно пересдавал экзамены, а все свое свободно время уделял церковному пению. В 1889 году после окончания училища, он поступает в Пермскую семинарию. Но получить диплом помешало состояние здоровья.

Накануне светлого праздника Преображения Господня мученик Вячеслав и некоторые верующие этого городка собрались, чтобы обсудить, как лучше провести праздничную Литургию. Встреча проводилась вечером в одном из домов, они зажгли свечи, и маленький лучик стал заметен из-за штор со стороны улицы, где в это время шел комендантский час и каратели патрулировали улицы. Изверги ворвались в дом и арестовали всех, кто там находился. Утром верующих отвели к храму и приказали рыть себе могилы.

Отец Вячеслав попросил напоследок лишь помолиться в храме, начиная читать заупокойную молитву, он медленно пошел в сторону храма, в этот момент «красноорловец» выстрелил ему в спину.

Диакон Вячеслав Луканин был причислен к лику святых в 2002 году.

Любовь к дяде Первосвятителю

Известно, что благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде и архиепископу, пребывал с ним в мире и согласии. Когда святитель Савва задумал оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил дядю изменить свое решение, но не смог удержать его. В 1233 году святитель Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа ближайших учеников себе наследника – блаженного Арсения, мужа, во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди.


Святитель Савва, Архиепископ Сербский. Монастырь Милешева Владислав и вельможи также присутствовали на соборе, где святитель преподал им наставления, заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи милостыни в святых местах. Им уже не суждено было встретиться в этой земной жизни. Посетив святые места и проделав немалое путешествие, святитель Савва отошел ко Господу на обратной дороге, не доехав совсем немного до родной Сербии. Это произошло 14/27 января 1236 года, когда он гостил после долгого паломничества у болгарского царя Асеня. После отпевания, совершенного Болгарским патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.

Поздравления

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]