21 мая – День памяти святого Арсения Великого


Арсений родился в Риме в 354 году

В 354 году в Риме родился будущий преподобный Арсений. Семья принадлежала к знатному роду и Арсений получил хорошее образование и христианское воспитание. Изучив греческий и латинский языки, перечитав труды греческих философов, он оставил мирскую жизнь и решил посвятить себя Богу.


Преподобный Арсений великий

Преподобный Арсений великий

Еще юношей он вступил в число клириков. Будучи уже диаконом святой Арсений прославился целомудренностью, ведя благочестивую и добродетельную жизнь.

В чем помогает молитва Арсению Великому?

Молятся преподобному Арсению Великому в поиске душевных сил, для укрепления веры. Святой дарует всем просящим покой, указывает верный путь и дает силы на преодоление трудностей и преград на этом пути.

Через молитву Арсения Великого просят о прощении и благословении. Он не только наставляет, но и оберегает, отгоняя греховные мысли и ограждая от недругов. Заблудшие, отчаявшиеся, сломленные и уставшие находят в молитве спасение от напастей, поддержку в делах. Нередко читают молитву преподобному Арсению те, кто встал на праведный путь и ищет в себе силы для служения Господу, как делал это Арсений.

Арсений обучает сыновей императора Феодосия

Молва о его благочестии и образованности достигла Константинополя. Управлявший в то время восточной частью Римской империи Феодосий (379 — 395 г., а с 383 по 395 и западной частью), узнав о незаурядном уме и добродетели, император решил поручить Арсению воспитание сыновей — Аркадия и Гонория.

29 лет

в этом возрасте преподобный Арсений уехал из Рима чтобы воспитывать детей императора

В 29 лет по настоянию римского папы Дамаса преподобный Арсений был вынужден уехать из Рима. В Константинополе Арсения встретили со всеми почестями и Феодосий, поручая ему детей, сказал:

«Теперь ты будешь им более отцом нежели я, потому что труднее воспитать их, чем родить. Я поручаю их тебе и твоему благоразумию; воспитай их так, как я прошу тебя; приучи их к добродетели и обучи их премудрости; как отец их духовный, позаботься о том, чтобы они избегали разных юношеских соблазнов. …

Все это я говорю тебе при сыновьях моих, дабы они все это сами слышали и видели. Не взирай на то, что они царские сыновья; воспитывай их в послушании и повиновении себе, потому что я хочу, чтобы они повиновались тебе во всем, как своему отцу и учителю, и слушались бы тебя, как твои чада и ученики».

Возле дворца Феодосий построил училище, чтобы он мог приходить наблюдать за обучением сыновей.

Арсений стал хорошим наставником и учителем: помогал детям освоить книги, объяснял священное Писание.

Также поучал детей тому, как надобно вести себя, если им доведется управлять государством. Внушал, что даже сидящего на троне украшают добрые дела, если хотят оставить добрую память о себе, надобно быть добродетельными, благородными правителями, соблюдающими христианские заповеди.

При этом, почитал Арсений воспитанников, как детей царских. Увидев однажды, что сыновья сидят, а учитель стоит перед ними, император возмутился:

«Не сказал ли я тебе, чтобы ты считал сыновей моих учениками и чадами своими, и не обращал бы внимания на то, что они царские дети?»

Феодосий считал, что сыновья должны вырасти достойными людьми – почитать Бога, следовать его заповедям и проживать добродетельную жизнь. А если такого не случится, то лучше им и вовсе не царствовать.

«Я молю Бога о том, чтобы Он лучше взял их из сей жизни в их юношеские годы, чем позволил бы им вырасти во зле, на погибель как своей собственной души, так и прочих душ человеческих».

Арсений в душе одобрил слова императора и с тех пор поучал Аркадия и Гонория сидя, а сыновья стояли перед наставником.

Арсений тяготится почестями и сбегает в скитскую пустыню


Преподобный Арсений. Икона
Мечтая о монашеской жизни, преподобный Арсений тяготился жизнью в достатке и почестях, горячо молился Господу, чтобы тот указал ему путь к спасению, к иноческой жизни. И однажды во время молитвы он услышал голос с небес:

«Арсений, бегай от людей — и спасешься!».

Сняв дорогие одежды, Арсений облачился в одежду странника, тайно покинув дворец, отплыл в Александрию.

Прибыв на берег, он отправился в скитскую пустыню, где сразу попросил принять его в монашество. Пресвитеры, видя что перед ними не «убогий странник», коим представился Арсений, а человек непростой, решили проверить смирение пришельца и отвели к Иоанну Колову. Тем временем иноки собрались на трапезу, но Иоанн не пригласил к столу Арсения.

Тот стоял поотдаль.

Иоанн бросил ему, как собаке, сухарь со стола. Преподобный Арсений подполз к сухарю, и съел его.

Старец Иоанн, видя такое смирение, сказал пресвитерам, что Арсений станет великим подвижником. Вскоре Арсения постригли в монахи, Иоанн же дал новому иноку келью неподалеку от своей. Продолжая совершенствоваться духовно, проводя время в молитве и посте, преподобный Арсений превзошел в подвижничестве многих старцев.

Чудеса и почитание преподобного Арсения Новгородского

Арсений был весьма почитаем среди новгородцев. Первое из чудес, описанных в Житии ранней редакции, рассказывает о спасении жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением ее затянуло под плот, в отчаянии женщина взмолилась Арсению Новгородскому, пообещав ежегодно совершать ему молебны, и неведомо как оказалась на другом плоту.

В 1732 году Арсениев монастырь пришел в упадок и был приписан к Юрьеву монастырю. В 1785 (1786 или 1787?) году мощи Арсения Новгородского были обретены и перенесены в новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского монастырь и положены на южной стороне Кирилловской церкви. В 1792 году над мощами святого был сооружен придел в его честь, в 1812 году была устроена бронзовая позолоченная рака. Во имя преподобного Арсения был также освящен придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери во Ржеве. В 1830 году на месте упраздненного Арсениева монастыря купцом Кузнецовым была выстроена церковь в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, в которой находилась гробница, где ранее почивали мощи Арсения Новгородского.

В записке новгородского протопопа Максима о новгородских святынях, написанной для царицы Евдокии Лукьяновны в 1634 году, сказано: «На Торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен, а празднество ему еще не установлено». В Кайдаловских святцах память Арсения отмечена под 14 июля. Имя Арсения Новгородского включено в «Описание о российских святых». В Минеях под 12 июля помещен текст службы Арсению Новгородскому.

Арсений слышит голос Господа «Бегай от людей и пребывай в безмоловии»

Однажды во время молитвы святой вновь услышал голос Господа:

«Арсений, бегай людей и пребывай в безмолвии — это корень безгрешия».

С тех пор святой Арсений поселился в пустыне, построив себе маленькую келью.

Там он пребывал всегда один, стараясь соблюдать полное молчание, лишь по воскресеньям и праздникам приходя в церковь. Но и тогда он стремился уйти сразу после службы, ни с кем не вступая в разговор. Иноки, обитавшие в скитской пустыне, весьма дивились такой жизни.

На вопрос иноков почему он скрывается ото всех святой ответил:

«Бог видит, что я люблю всех, но не могу быть одновременно с Богом и людьми. Силы Небесные все имеют одну волю и единодушно славят Бога, на земле же каждый человек имеет свою волю и мысли людей различны. Не могу, оставив Бога, жить с людьми».

После смерти Феодосия царствовать стал Аркадий, а в западной половине Римской империи – Гонорий. Узнав об образе жизни наставника, Аркадий отправил святому Арсению послание, в котором смиренно просил прощения за все его грехи юности, просил помолиться за них.

В этом же послании Аркадий предлагал Арсению пользоваться данью с Египта по его усмотрению, раздавать монастырям и нуждающимся. Преподобный Арсений простил грехи братьев, благословил на мудрое царствие, отправив посланника со словами, что он давно умер для мира и в дарах не нуждается.

Слава о великом Арсении распространилась далеко. Многие хотели увидеть его, получить наставления, благословение, тем самым нарушая душевный покой и уединение преподобного. Арсению приходилось уходить в иные безмолвные, уединенные места, отстраняясь от бесед с приходящими.

Однако те, кто жаждал получить его благословение и наставление, находили святого. Так, спросив его о том, что же полезно для души, получили ответ:

«Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу».

Еще преподобный сказал:

«Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его; и если мы удержим Его чистою жизнию близ себя, то Он пребудет с нами.»

Часто любил повторять:

«Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда».

Более 40 лет Арсений пребывал в одиночестве, наедине с Богом, лишь изредка выходя из кельи, мужественно отвергая мирские соблазны.

Как и остальные пустынники, святой Арсений довольствовался малым: вода, корзина хлеба в год да немного фруктов, если год был урожайным. Дни проводил в молитвах, чтении псалмов и плетении корзин из пальмовых веток.

Однажды случилось нашествие варваров на страну. Все иноки ушли из скита в города и селения, остался только святой Арсений, размышляя так

«Если Господь не сохранит меня, то мне незачем и жить на земле».

И Господь скрыл его от варваров. Cкит разграбили, преподобного Арсения не нашли.

Он не стал этим кичиться и решил тоже уйти из скита тем же путем, что и остальные подвижники. После ухода варваров из скита, иноки вновь вернулись туда. Восстановили скит и стали жить дальше. Вернулся и Арсений в свою келью.

Святой не всегда жил на одном месте, иногда он переселялся в более уединенные места, уходя вглубь пустыни. Так он старался отдалиться от людей, приходящих к нему для беседы. Был одно время около Вавилона, в Канопе, близ Александрии, других пустынных местах, и снова возвращался в скит.

Когда приблизилось время кончины святого Арсения, он сказал ученикам своим:

«Когда я умру, то не делайте поминок по мне, не собирайте братию на обед, но только позаботьтесь о том, чтобы приносилась Божественная Жертва за мою грешную душу.»

95 лет

В этом возрасте умер святой Арсений

В иноческих трудах и подвигах безмолвник провел более 50 лет, получив от современников название Великого. Умер святой глубоким старцем в возрасте 95 лет.

Труды святого Арсения не пропали даром – наставления о монашестве были записаны его учениками. Цитаты использованы в книге святителя Дмитрия Ростовского «Жития святых» («Житие Арсения Великого», житие 401), в «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в APOPHTHEGMATA PATRUM («Изречения египетских отцов», «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»).

В сборнике содержатся изречения, афоризмы и истории отцов-пустынников, касающиеся монашеской жизни, духовности, принципов этики. Тексты этих изречений, сохранившиеся на латинском и греческом языках, переведены на другие языки христианского Востока. Так же великому Арсению принадлежит одно из толкований на Евангелие от Луки.

АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ

Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г.

Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. (ок. 354-449, Троя Вавилонская (совр. Тура)), прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля), егип. подвижник. Основные сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum. А. В. принадлежал к сенаторскому сословию и был воспитателем наследников престола Аркадия и Гонория, сыновей визант. имп. Феодосия I Великого. Ок. 394 г. он покинул мир и стал монахом в Скиту. Св. Феодор Студит упоминает о том, что в начале своей подвижнической жизни А. В. был учеником прп. Иоанна Колова (PG. 90. Col. 853-854). Когда в 434 г. кочевники опустошили Скит, А. В. перебрался в Трою Вавилонскую, где оставался до 444 г., а затем переселился (опять в связи с набегами кочевников) в окрестности Александрии. Авва Даниил, ученик А. В., писал о своем учителе, что тот «никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. Даже и письма редко писывал. Когда же приходил по временам в церковь, то становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и чтобы самому также не смотреть на других. Вид у него был ангельский, как у Иакова; весь был сед, телом строен, впрочем, сух; бороду имел длинную, простирающуюся ниже груди; ресницы выпали у него от слез; ростом он был высок, но от старости стал горбат» (Достопамятные сказания. С. 27). Среди современников А. В. прославился своей святостью, а в памяти позднейших поколений запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста).

Сохранились изречения А. В. в составе Apophthegmata Patrum (44 из них опубликованы в Патрологии Миня (PG. 34), нек-рые переданы от лица аввы Даниила) и его послание в переводе на груз. язык (в 2 рукописях Х-XI вв.). Согласно учению А. В., монашеская жизнь в идеале своем является равноангельской (один из основных постулатов святоотеческой аскетики), ибо иноки, подобно ангелам, должны всегда со страхом Божиим и смиренномудрием прославлять Господа. Это невозможно без стяжания исихии, т. е. внутреннего покоя и внешнего удаления от мира («Если ты не удалишься от людей, ты не сможешь стать монахом»). В тесной связи с исихией находится пост, «возделывающий землю сердца» для произрастания в нем благодатных семян Св. Духа; постоянное бдение и непрестанная молитва являются главным оружием монаха в духовной брани и позволяют избегать плотских наслаждений и др. грехов. А. В. постоянно подчеркивал необходимость стяжания добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без к-рых невозможно достижение духовного совершенства. Наконец, согласно А. В., достижение совершенства немыслимо и без непрестанного размышления над Свящ. Писанием, благодаря к-рому обретается душевное сокрушение или умиление.

Ист.: PG. 65. Сol. 87-108 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 18-28); ActaSS. Iul. T. 4. P. 617-631; ЖСв. Май. С. 244-268; Garitte G. Une «lettre de saint Arsène» en géorgien // Muséon. Louvain, 1955. N 68. P. 259-278; Lettres des Pères du désert: Ammonas, Macaire, Arsène, Serapion de Thmuis. Begrolle-en-Mauges, 1985. Р. 85-113; Les Apophthegmes des Pères: Collection systématique. Т. 1 / Éd. par J.-Cl. Guy. P., 1993. P. 74-77. (SC; N 387).

Лит.: CPG, N 5545-5554; Guy J.-Cl. Le centre monastique de Scéte au IVe et au début du Ve siècle: Prosopographie et histoire. R., 1963. P. 154-158; idem. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1963. P. 20. (SH; N 36).

А. И. Сидоров

Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г.

Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Спаса на Ильине в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г.

На основе древней повести, возможно рим. происхождения, о деятельности А. В. в качестве воспитателя Аркадия и Гонория (текст сохранился в рукописи Хроники Георгия Монаха — Paris. Coisl. 305. Fol. 249об.- 251об., XI в.), а также Apophthegmata Patrum и Скитского патерика были составлены греч. пространные жития А. В. (2 анонимных и приписываемое Симеону Метафрасту), а также похвала А. В. прп. Феодора Студита. Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 441-444) и в Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 665-666). Хотя А. В. завещал после смерти не предавать его тело земле и не воздавать никаких почестей, по сообщению «Анонима Меркати» (лат. паломничество XII в.), мощи преподобного находились в к-польской ц. Богородицы Триаконтафиллос (Перивлепты), построенной имп. Романом III Аргиром в 1034 г. (Описание святынь К-поля. С. 452). Где ранее находились мощи А. В., неизвестно. О первоначальном незначительном почитании А. В. в К-поле свидетельствует отсутствие его памяти во всех списках Типикона Великой ц. IX-X вв. Начиная со 2-й пол. XI в. его память отмечается 8 мая в большинстве визант. календарей.

О почитании на Руси свидетельствуют упоминания А. В. в рукописях XI в.: память его отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 161об.), служба с каноном Иоанна монаха включена в Путятину Минею XI в. (РНБ. Соф. № 202. Л. 29об.- 37об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. В., включенный в нестишной Пролог, к-рый дополнен по сравнению с житием, находящимся в Минологии Василия II, отрывком из Apophthegmata Patrum (завещание подвижника, описание его внешности, хронология жизни) (древнейший список: РГАДА. Син. тип. № 174. Л. 60-60об., 1-я пол. XIV в.).

Пространное житие (BHG, N 167z) находится в составе Волоколамской Четьи-Минеи XV в. (РГБ. Вол. 597), предположительно восходящей к оригиналу XII в. В ВМЧ включены данное житие и похвала прп. Феодора Студита (BHG, N 169) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 150-151, 153 (2-я паг.)).

Др. пространное житие, переписанное рукой прп. Нила Сорского, помещено в его агиографическом сборнике (РГБ. Волок. № 630. Л. 264-271об., кон. XV — нач. XVI в.), что свидетельствует об авторитетности духовного примера А. В. для старца Нила, к-рый в своем завещании также запретил воздавать почести его мощам (Боровкова-Майкова. C. 10). Список жития А. В., находящийся в рукописи кон. XV — нач. XVI в. (РГБ. МДА. № 207. Л. 67-75об.), является точной копией жития-автографа Нила Сорского. Кроме жития в этих рукописях приводятся отрывки «От Патерика о авве Арсении».

Ист.: BHG, N 167y — 169z; Церетели Г. Ф. Житие иже во святых отца нашего Арсения Великого по рукописям Московской Синодальной библиотеки. СПб., 1899; Боровкова-Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912. (ПДПИ; T. 179); Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.: Пер. с лат. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463.

О. В. Лосева, Е. В. Романенко

Прп. Арсений Великий. Икона-таблетка. XV в. (НГОМЗ). Фрагмент

Прп. Арсений Великий. Икона-таблетка. XV в. (НГОМЗ). Фрагмент

Гимнография. Различные редакции Студийского устава — Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 343), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452-453), Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 150-151) — указывают соединение последований А. В. и ап. Иоанна Богослова. Среди памятников Иерусалимского устава память преподобного содержится уже в ранних его редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 622), как и памятники Студийского устава, предписывает совершение службы А. В. и ап. Иоанна Богослова, следует отметить, что это единственное указание о соединении последований бденного (см. Знаки праздников месяцеслова) и малого святых в месяцесловной части Типикона.

Последование А. В., известное по описанию, данному в Евергетидском Типиконе, и состоящее из канона Иоанна монаха 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, седальна и стихир, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. № 166. Л. 33об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 61) и вошло в совр. печатные греч. и рус. Минеи. По греч. рукописям известен еще один канон А. В., Феофана, с акростихом «Τὸν ανάρστον ν ἀσκηταῖς ακάρν υδανω» (греч.- Всенаилучшего в подвижниках блаженного почитаю), не вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεῖον. Ν 600. Σ. 198).

О. В. Венцель

Иконография. В визант. и древнерус. искусстве А. В. изображается благообразным старцем с седыми кудрявыми волосами и длинной бородой, разделенной на витые пряди, в монашеском одеянии (рясе и мантии, под к-рой обычно виден аналав), с куколем на плечах, в руке держит крест или свиток. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описан как «старец кудрявый, с длинною и широкою бородою, говорит: братие, для чего вы вышли (из мира), за то и подвизайтесь, и о спасении вашем не нерадите» (Ч. 3. § 13. № 4); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., об А. В. сказано: «Сед, брада Сергиева подоле и шире, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в руце свиток: Арсение, бегай человек, умолкни, престани, безмолвствуй и спасешися» (С. 96).


Прп. Арсений Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46 об.). Фрагмент

Прп. Арсений Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46 об.). Фрагмент

Ранние изображения А. В. сохранились, напр., в церквах Каппадокии: св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере, между 913-920 гг.; «на цистерне» в Авчиларе, 1-я пол. XI в.; Тимиос-Ставрос в Мустафапаша, X в.; Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. Х в.; св. Евстафия (№ 11) в Гёреме, 1148-1149 гг.; Айвалы-килисе в Гёреме, между 913-920 гг.; также в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в нартексе ц. Неа-Мони на о-ве Хиос (Греция), 1042-1056 гг.; в Минологии XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 286v (280r)) — с кодексом, в медальоне (coxpанился только предварительный рисунок); в ц. мон-ря Бачково, кон. XI — нач. XII в.; в ц. Асину Панагии (Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/06 г.; в Минологии XII в. из мон-ря Преображения Господня в Метеорах (Cod. 552. Fol. 2v) — перед житием А. В.; в Житиях святых по Метафрасту, XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 1r) — с развернутым свитком; в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия), 1180-1190 гг.; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г.; в ц. Вознесения Господня в Милешево, после 1236 г.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315 г.; на юж. стене в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Благовещения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Сербия), ок. 1320 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г.,- с благословляющей десницей и со свитком в левой руке; в ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция), 2-я четв. XV в.; в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 46об., 113).

Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции, напр. в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

Миниатюры с сюжетами жития А. В., напр. «Преподобный обучает сыновей имп. Феодосия Великого Аркадия и Гонория» в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 9. Fol. 1r), «Преставление святого» (4 монаха полагают тело А. В. во гроб) — в Минологии XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 21r).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Евсеева. Афонская книга. С. 198, 301; Mujовuž . Менолог. С. 299.

Н. В. Герасименко, В. Е. Сусленков

Икона святого Арсения


Арсений великий (рукописная икона)
8 мая

именины Арсения в православии, 19 июля – в католицизме

Именины Арсения — 8 мая в православии, 19 июля — в католицизме.

На православной иконе Арсения изображают благообразным седовласым и седобородым старцем с милосердным, добрым взглядом. В левой руке Арсений держит Евангелие (на некоторых иконах – свиток), правая поднята в благословляющем жесте.

К святому обращаются те христиане, кто хочет обуздать в себе гордость, зависть и ненависть, болтливость и пустословие.

внешняя ссылка

В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Арсений Великий
Порталы
Доступ к связанным темам
  • Портал святых
  • Биографический портал
  • Портал христианства
  • Египетский портал
Авторитетный контроль
  • BNF: cb13517929j (данные)
  • GND: 100981038
  • ISNI: 0000 0003 8333 7196
  • NTA: 073604887
  • RERO: 02-A011437838
  • СУДОК: 168837412
  • VIAF: 268273846
  • WorldCat Identities: viaf-268273846

Цитаты преподобного Арсения

Однажды блаженный Феофил архиепископ с каким-то начальником пришел к Арсению и спросил старца, желая слышать от него слово. Старец, немного помолчав, говорит им в ответ: исполните ли, что скажу вам? Они обещались исполнить. Тогда старец сказал им: если где услышите об Арсении, не ходите к нему.

Однажды преподобный Арсений пришел на одно место, где росло очень много тростника. Он нашел здесь иноков, сидевших около тростника. Так как тростник шумел от ветра, то преподобный спросил иноков:

— Откуда происходит этот шум?

Иноки же отвечали ему:

— Это тростник шумит от ветра.

Тогда преподобный сказал им:

— Для чего же вы сидите здесь и слушаете шум тростника? Тот, кто действительно любит молчание, не должен слушать даже и пения птиц, которое может нарушить мир душевный; тем более может смутить сердце инока шум тростника.

— Я хорошо знаю светскую науку греков и римлян; но я не знаю даже азбуки того, что знает простец, касательно жизни добродетельной. Есть много таких людей, которые всячески стараются соблюдать чистоту телесную и для этого умерщвляют тело свое постом, бдением и многими трудами; но мало таких, которые ревниво оберегают душу свою от греха тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, братоненавидения, гнева, памятозлобия, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна; они подобны гробам, снаружи разукрашенным, изнутри же полным костей смердящих. Блажен тот, кто старается сохранить от скверны как тело, так и душу свою; истинно-блаженны чистые сердцем (а не телом только), потому что они Бога узрят.

Видео: Житие преподобного отца нашего Арсения Великого.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Тропарь и кондак преподобному Арсению Новгородскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Арсение, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Арсение, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]