Описание и история иконы Сошествие Христа во ад, тексты молитв


Сюжет и значение

Таинство Пасхи священно и непостижимо, поэтому непосредственно Вознесение Господа иконописцы не изображают. Пасхальная иконография косвенно указывает на главное событие праздника с помощью предшествующих сюжетов из Евангелия. Одним из пасхальных образов является икона «Сошествие во ад». Образ символизирует пророчество об обретении праведными душами бессмертия, неоднократно упоминаемое в Старом Завете.

В основе сюжета лежат апокрифические, святоотеческие и богослужебные произведения:

  • «Евангелие Никодима» II века;
  • «Слово якорное», составленное святителем Епифанием Кипрским в VI веке;
  • проповеди Евсевия, епископа Александрийского, датированные V-VI веками.

Икона XII века изображает выход из Преисподней Иисуса и Адама. Христос спускается во Тьму, держа в руке крест, и выводит прародителя.

Позднее авторы развили сюжет. На псковской иконе XV века у разбитых врат преисподней стоит Христос, справа от него — Адам. За спиной прародителя изображены фигуры царей Соломона, Давида, других правителей и пророков, упоминаемых в Ветхом Завете. Слева изображена Ева. Прародительница в раскаянии преклонила колени перед Спасителем. За ней следуют ветхозаветные жены. Вверху изображен Иоанн Предтеча.

Редко на иконах о сошествии Христа в ад встречаются три праведные жены, стоящие вокруг Евы. Одна из праведниц протягивает к Спасителю руку. Он тянет руку в ответ, призывая выйти из сумрака преисподней.

На православных иконах XVI века появляются ангелы в красных одеяниях, поверженный ими Сатана и праведники в белом, восстающие из гробов. Художники VII века усложнили икону «Сошествие во ад» сериями клейм, соответствующих главным поминальным дням и праздникам. В центре помещали сложное изображение схождения.

Пример развернутой иконографии — Муромская икона. Кроме ключевых фигур Иисуса, Адама, Евы и Иоанна Предтечи, на среднике присутствуют изображение рая, шествующие к нему праведники, благоразумный разбойник, беседующий с праотцом Енохом и пророком Илией. Вверху витают два ангела со свитками в руках.

Древние иконы с усложненным сюжетом и большим количеством фигур служат образцами для написания храмовых образов и церковных росписей.

Икона "Воскресение Христово (Сошествие во ад)" — Московская школа/Дионисий

Описание иконы.

Икона «Воскресение Христово» из местного ряда Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря имеет размер 136,5 x 99 см. Она написана известным московским живописцем Дионисием вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром в самом начале XVI века. Икона выполнена в полном соответствии с византийским иконографическим каноном праздника, но обладает своеобразием, отразившем сложившийся в русских монастырях обычай изображать олицетворения добродетелей и пороков, обозначая их особыми надписями. Подобная иконография «Сошествия во ад» сложилась под влиянием назидательных сочинений восточных аскетов, прежде всего преподобного Иоанна Лествичника. Искусствоведы предполагают, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, сформировались к XIV веку под влиянием широко распространенного на Руси «Жития Василия Нового», где подробно описаны видения Рая, Страшного Суда и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а человеческим порокам противопоставлены добродетели. Предполагают, что внимание к такому пониманию события Сошествие Христа во ад возникло из-за сильных эсхатологических настроений.

В центральной части иконы Дионисия мы видим, как Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, вокруг Него расположены фигуры восстающих из гробов праведников. Это происходит на фоне драматической баталии сил добра (ангелов) с силами зла (демонами), чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Символическое значение образов бесплотных сил поясняется соответствующими надписями.

Легкие золотистые горки обрамляют представление основного события Воскресения Христа. Над черным провалом ада, на перекрестье поверженных адских врат, торжественно стоит Иисус Христос – подлинный Царь Славы в образе человека. Фигура Спасителя нарисована легкой и невесомой, это передано светлыми одеждами, пронизанными золотистым свечением соответственно словам «одеющагося светом, яко ризою». Он изображен на фоне Славы — голубой мандорлы, света, который Он принес во тьму ада.

Спаситель широко раскинул руки, одной из них Он выводит из гроба Адама, а другой – Еву. За Адамом следуют величественные старцы – библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков. За ними виден юноша в шкуре – Авель, сын Адама и Евы, а также увенчанные коронами Давид, Соломон и пророк Даниил в особом головном уборе. Вслед за Евой подымаются из гробов праматери, простирая ко Христу свои руки. Следом за ними стоит Иоанн Предтеча, который показывает на Христа, объясняя Его приход. Рядом с ним взирает на Спасителя старец с ковчегом в руках – праведный Ной, спасший каждой твари.

За этими персонажами Священной Истории по обе стороны от Христа идут те, чьи фигуры не так хорошо узнаваемы. Они показывают возглавляемое Адамом и Евой бесконечное, уходящее за мандорлу шествие выходящих из ада праведников. Лики идущих за Христом чисты, их разноцветные одежды пронизаны светом, они противостоят мраку и тьме ада. Черноту подчеркивает и белизна одежд, только подымающихся из гробов. В этой тьме выделяются ангел и архангел, сковывающие сатану, чем утверждающие окончательное торжество света.

Икона показывает не только полноту победы, но и путь к ней. Над сияющим во славе Христом два ангела высоко возносят крест – средство смерти и страдания, явившееся орудием победы над злом. Голубая мандорла заполнена легкими, почти не различимыми двенадцатью ангельскими фигурами. В небольших белых сферах, которые они держат в руках, видны надписи, означающие различные добродетели – милость, девство, пост, смирение, любовь, мир, кротость, радость. Длинными копьями с острыми трехзубыми завершениями они точно поражают серых демонов, над которыми видны надписи – блуд, ярость, мздоимство, жадность. Только добродетелями побеждаются людские пороки и этим обретается полнота дарованного Христом спасения. Этот образ Воскресения Христова прямо связан со словами псалма «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его …; Яко исчезает дым, да исчезнут…».

Эта икона, которая вероятно является одной из последних работ Дионисия, написана на составной доске и, не смотря на свой возраст, имеет достаточно хорошую сохранность. Искусствоведы отмечают незначительную потерю золота на фоне и на полях, а также потертости красочного слоя на «Славе» вокруг Христа.

Икона находилась в Богородично-Рождественском монастыре в Вологодском селе Ферапонтово до его закрытия в 1924 году. После этого она была перенесена в расположенный неподалеку Кирилло-Белозерский монастырь, где был сформирован музей. В этом музее она находилась до 1962 года, когда ее взяли в Ленинград на реставрацию в мастерские Государственного Русского музея. Во время реставрации было проведено раскрытие красочного слоя от потемневшей олифы, в результате чего краски Дионисия засияли во всей красе. С 1963 года икона находится в коллекции Санкт-Петербургского Государственного Русского музея.

История образа.

Воскресение из мертвых – основное событие евангельской истории. Снятый с креста, и погребенный во гробе Иисус Христос воскрес на третий день, поправ своей смертью смерть, утвердив своим Воскресением возможность спасения человечества. В Евангелии нет повествования о самом моменте Воскресения Спасителя, хотя все евангелисты описывают события, произошедшие после него, добавляя каждый свои подробности.

С первыми лучами солнца ко гробу пришли жёны-мироносицы – те, что шли за Иисусом из Галилеи, были при Распятии и присутствовали при положении во гроб. Они собирались завершить обряд погребения и умастить Спасителя благовониями, но увидели только «мужа в блистающих одеждах», сидящего на гробовом камне, который возвестил им о Воскресении Распятого. Мироносицы рассказали об этом ученикам, пришедшие ко гробу Петр и Иоанн обнаружили там лишь погребальные пелены. Евангелисты рассказывают о том, как до самого Своего Вознесения Господь являлся ученикам, показывал Свои раны и даже вкушал пищу.

Во II веке распространился апокриф, известный как «Евангелие от Никодима» – тайного ученика Иисуса Христа. Он передает рассказ сыновей Симеона Богоприимца, умерших незадолго до Распятия Спасителя, а затем неожиданно вновь появившихся в Аримафее. По просьбе Никодима и Иосифа они записали историю своего воскресения на свитке, рассказав, как во ад сошел Иисус Христос и вывел оттуда всех праведников. Этот апокриф в наглядной форме раскрыл смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и спасения от адской бездны и тлена всех уверовавших в него. На основании этого апокрифа сложилась иконографическая традиция, изображения Сошествия Христа во ад, которая распространилась и на Руси.

Особенности иконописной школы.

Хотя икона была написана для Вологодского монастыря, однако ее автор Дионисий относится к московской иконописной школе. Иконописцы сформировали определенное направление в живописи в то время, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству. Так как Москва провозглашала себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции. Кроме этого, характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых — святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

В это время для московской живописи характерны большой размер, отчетливость и некоторая плоскостность образов, декоративная яркость палитры. О монументальных росписях московских храмов середины XIV века известно только из летописных источников. Во второй половине столетия в Москву приезжает константинопольский мастер Феофан Грек. Идеи освобождения от татарского ига и объединения русских земель, находят идеальное выражение в творчестве ученика Феофана — Андрея Рублева. Продолжателем традиций Рублева в конце XV века станет еще один выдающийся мастер иконописи — Дионисий. Отличие его манеры состоит в усилившейся праздничности, тонкости и даже хрупкости образов, увеличенной каноничности, проявляющейся в повторениях поз и живописных приемов.

В дальнейшем, решения Стоглавого собора требовали от иконописцев строгого следования утвержденной иконографии, непререкаемым образцом провозглашались иконы Андрея Рублева. В целом, сила московской иконы направлена не на мгновенное восприятие образа, но на вдумчивую созерцательность. Плавные и едва заметные блики создают особую мягкость. В колористическом строе преобладают светлые, прозрачные цвета и оттенки голубого, светло-зеленого, золотистой охры, вишнево-коричневого.

Биография.

Дионисий ведущий московский иконописец и мастер фресок родился около 1440 года, его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).

В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывала Успенскую церковь в Москве, предполагают, что это Успенский собор в Московском Кремле. Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец, да Коня».

Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель.

Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению.

Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад» (ок. 1502), «Преподобный Кирилл Белозерский».

Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов», таким образом, точное время смерти мастера не известно.

Автор текста: Царан Серафима.

Православные изображения спуска Христа в ад

С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.

Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:

  • Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
  • правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
  • в левой руке Христа изображен крест.

Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.

В правой части фрагмента росписи изображены библейские цари Давид и Соломон, восстающие из саркофага. Они предсказывали приход Христа, и повторили предсказание во время пребывания в преисподней. Рядом с царями изображен Иоанн Предтеча. Он указывает на Иисуса в знак подтверждения своего предсказания о явлении Спасителя в аду.

Иконография софийской фрески близка к сюжету иконы XII века из Эрмитажа. Роспись преисполнена торжественности, особенно подчеркнутой в написании Иисуса Христа.

Прохор с Городца

Икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля и относится к концу XIV века. Автора считают учителем прославленного московского иконописца Андрея Рублева.

О жизни Прохора известно мало. Историки предполагают, что он был родом из волжского города Городец. Характерные особенности его иконописи — резкие переходы от тени к свету. В целом, художник придерживался стилей византийской и греческой иконописных школ.

Прохор участвовал в росписи стен Благовещенского собора и, предположительно, написал иконы для первого иконостаса. Изображения были утрачены из-за перестройки собора и пожара 1547 года. Иконы, которые стоят сейчас на иконостасе, выполнены в технике Прохора с Городца, поэтому его называют автором.

Русский мастер лаконично изобразил схождение:

  • под ногами Иисуса — разлом адских врат и черная бездна;
  • слева на коленях стоит Адам;
  • Спаситель и прародитель тянут друг к другу руки;
  • справа преклонила колени и тоже тянет руки Ева в красном одеянии;
  • на заднем плане выстроились библейские пророки и цари.

Иисус сделал шаг и чуть склонился к Адаму. Облик Спасителя выражает милосердие и прощение. Адам преисполнен раскаяния и благоговения.

Андрей Рублев

Икона из Троице-Сергиевой лавры напоминает работу учителя московского иконописца, Прохора из Городца.

Особенности «Сошествия во ад» Андрея Рублева:

  • Христос протягивает руки к Адаму и Еве, стоящим в правой части иконы;
  • Ева изображена стоя, а Адам — коленопреклоненным.

Андрей Рублев немного изменил композицию. На иконе Прохора фигура Адама расположена традиционно справа от Христа, в левой части изображения. Также традиционным считается фронтальное изображение спасителя.

На иконе Андрея Рублева Иисус Христос обращен в левую сторону, спиной к царю Соломону. Библейский царь указывает на Спасителя Давиду. Соломон торжествует — его пророчество сбылось.

Дионисий

Последователь иконописной традиции Андрея Рублева изобразил сошествие Христа в ад в цикле росписей на стенах храма Рождества Богородицы Феропонтова монастыря. Полный цикл иллюстрирует акафист Пресвятой Богородицы.

Фреска соответствует 12 кондаку и дословно передает его смысл: Спаситель пришел к праведным душам в преисподнюю и разорвал рукописание, желая дать Благодать Божию.

В исполнении Дионисия Иисус стоит на перекрещенных обломках врат преисподней. По обе стороны от Спасителя преклонили колени Адам и Ева. Христос держит их за руки. Позади прародителей стоят пророки и цари. Внизу под вратами изображены во тьме два ангела и поверженный ими Сатана, а также праведники в белых одеждах.

5-й дневник о Русском музее.

Отражения окон и люстр — блики — в Михайловском дворце не позволяли мне заснять интересное так, как хотелось бы. Древние иконы в стекле, конечно, сохраняются в нужном им режиме, но даже рассмотреть их не так просто. А режим обязательно нужен, и охрана, и осмотры. Многим из нас, конечно, хотелось бы, чтобы иконы были в храмах, но время и условия содержания могут безжалостно ответить на подобный эгоизм. Сохранить сокровища для потомков — это и для верующих важно, и советские атеисты этим тоже жили. Что Богу не помеха — любят или не любят его люди, так и иконе без разницы, где пребывать — от этого её святость нисколько не уменьшается.

Помню, долго стоял я в московской «Третьяковке» перед иконой Рублёва «Сошествие во ад». А как иначе? Это же САМ Рублёв! И вот передо мной другая икона с тем же названием. Что-то есть общее, а есть и различия. Запомнилось что стиль Рублёва — как бы рубленный, что ли. Строгий. Чёткий. Лаконичный. А икона из мастерской Дионисия (из Ферапонтиева монастыря), которого считают продолжателем Рублёва и даже учеником называют — она мягче, линии не такие острые, и деталей, как мне показалось (могу ошибиться), больше. Мастерская Дионисия — это примерно 1500 год. Это — сам Дионисий и два его сына. Иконы и фрески — их «амплуа».

Сцена пребывания Христа в аду не описана ни в одном из четырёх Евангелий. Это вполне объяснимо. Марк, Матфей, Лука и Иоанн писали только то, о чём они знали. Описывали то, что видели. Записывали воспоминания свидетелей. Откуда было им знать о том, что Иисус побывал в аду и вывел оттуда праведников и уверовавших? Да, потом они ещё увидят Христа, но встреча эта будет недолгой, не достаточной для того, чтобы Он им рассказал подробности. Поэтому лишь Пётр в послании мельком говорит про то, что Спаситель был в аду. Этого свидетельства апостола Петра достаточно для того, чтобы увидеть и убедиться, что сбылись многие ветхозаветные пророчества.

Однако тема сошествия во ад широко распространена в православном учении. На что же она опирается? На рекомендацию Церкви знать апокрифическое «Евангелие от Никодима». Кстати, от фарисея.)

На иконе Иисус в золотом облачении выводит с собой наших прародителей — Адама и Еву. Множество народа пойдут следом — цари и нищие, пророки и предвестники… На иконе они уже выше ада, но пока ещё в очереди. Присмотритесь на тех что слева и справа от Иисуса. Посмотрите и на тех, кто мается в чёрной бездне. Ведь не все вышли оттуда, далеко не все. Многим томиться там до Второго Пришествия, тогда и выйдут все.

Ангел и архангел связали сатану. Связали, но не победили. Враг человеческий жив пока ещё, хоть и меньше стала его сила. Придёт время, и будет окончательная над дьяволом победа. Будет, но надо подождать. Будет, потому что мы в это верим. А верим мы потому, что через Иоанна Господь так сказал. Словам Божьим как можно не верить?

Много страстей ведут в ад. Иконописец перечисляет их: смерть, горесть, отчаяние, ненависть, спадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь. Это далеко не весь перечень, в иных источниках больше. Кстати, не нашёл я восьми из православной аскетики: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Похожи по смыслу страсти, да не совершенно.

У католиков несколько иной перечень, но тоже интересно: гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, обжорство, лень или уныние

Широка дорога и велики ворота в ад.

Но побеждают эти страсти ангелы в голубых одеждах (их много вокруг Христа) красными копьями. У ангелов в руках державы с перечислением добродетелей: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, живот, чистота.

Спорный перечень? А чего вы хотите? 1500-й год всё же. Как знали, так и говорили. Католики вот тоже перечисляют добродетели:

  • Благоразумие (лат. Prudentia)
  • Мужество (лат. Fortitudo)
  • Справедливость (лат. Justitia)
  • Умеренность (лат. Temperantia)
  • Усердие (лат. Industria)
  • Терпение (лат. Patientia)
  • Доброта (лат. Humanitas)
  • Смирение (лат. Humilitas)
  • Вера (лат. Fides)
  • Надежда (лат. Spes)
  • Любовь (лат. Caritas)

Мне такая последовательность-очерёдность показалась странной. А вам? Ну вот как вера, надежда и любовь могут завершать список? Как?! У православных нет других благодетелей, кроме ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Все остальные — всего лишь составляют эти три главные. Однако у католиков, например, та же справедливость вполне может быть без отдельно выделенных веры, надежды, любви. Разве такое возможно? Скорее, что я не понимаю этого.

Об этом же чётко и конкретно сказано в Новом Завете, в Первом послании к Коринфянам: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Я чётко и наверняка знаю, что Вера, Надежда и Любовь — эти три вполне могут заменить весь перечень, нанесённый кистью Дионисия на эту икону. Однако же…

Однако я понял, что повод ещё раз сходить в Русский музей у меня есть. Хочу внимательнее посмотреть, какая из добродетелей (по мнению иконописца) какую страсть пронзает. Жаль, что не додумался до такого сразу, а репродукция иконы для ответа на мой вопрос не слишком достаточно качества.

Скачать икону: ссылка

Буду рад, если кто из авешников напишет предположения, какая добродетель с иконы какой из пороков пронзает копьём.

Православные молитвы

Праздник схождения Иисуса в ад отмечают в Великую Субботу. В церквях проходят праздничные службы. Накануне Пасхального Воскресения вспоминают песнопения, возвещающие о схождении Христа в преисподнюю. Священнослужители читают стихиры Иоанна Дамаскина и пророчество Ионы, сгинувшего в чреве кита и вновь вышедшего наружу.

Для келейного прославления Воскресения Спасителя предназначены молитва и тропарь.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Клин православный

Автор: протоиерей Борис Балашов

«Сошествие во ад», Дионисий (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Иисус Христос – Сын Божий, принявший во утробе Пречистой Девы Марии человеческое естество, – соединил в Своей Богочеловеческой Личности две природы: Божественную и человеческую. Он принес на землю Радостную Весть (Евангелие) о том, что люди, исказившие себя грехом, любимы Богом. И Бог хочет и ждет от каждого человека искреннего ответа на Свою любовь, чтобы он вернулся в дом Отчий к светлой и радостной вечной жизни. Этот путь начинается с ответной благодарности Творцу и стремления идти по жизни тем путем, который не ведет человека в топкое болото греха и смерти. Если любите Меня

, – говорит Христос, –
соблюдите Мои заповеди
(Ин. 14, 15).

Евангелие – это путь спасения от греха и вечной погибели, оно обращено ко всем разумным жителям земли.

Враги Христа – и люди, и темные духи – считали Его идеалистом и пустым мечтателем. Но Он мешал им существовать, как они хотели и считали нужным. Поэтому и эгоистичные люди, и все силы ада были едины в желании стереть с лица земли этого Человека, Который расстраивал все их планы.

Люди, противящиеся Богу, считали себя хозяевами земли. Адские силы, смеясь над этим, поддерживали такие иллюзии в тех, кого с презрением считали своей «рабочей скотиной» в грешном мире. И вот настал час их торжества.

Этот опасный для них на земле Иисус из Назарета наконец-то арестован; пусть хоть и ложно, но осужден как государственный преступник на мучительную и позорную казнь через рапятие на кресте.

Настала Великая Пятница накануне еврейского праздника пасхи, который в тот год пришелся на субботу. Иисус, Сын Девы Марии, прибит коваными гвоздями к деревянному кресту. Мучительное умирание растянулось на несколько часов. Около трех часов дня по нашему исчислению наступила смерть. Казалось, всё кончено. Христос мертв. Бездыханное тело Спасителя друзья выпросили у Пилата и похоронили в новой гробовой каменной пещере.

Апостол Петр в своем послании пишет: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

(1 Пет. 3, 18–19).

Умерщвлен по плоти

– т.е. принял насильственную телесную смерть.

Ожив духом

– дух Господа, который Он во время крестной смерти предал Своему Отцу (см. Лк. 23, 46), оставался жив и животворен, так что по Своей тесной связи с Божеством мог воскресить и Свое тело. И апостол Павел говорит, что дух Господа воскресил Иисуса из мертвых, так как дух Господень никогда не отлучался от человеческого естества Иисуса Христа и всегда был с Ним. Приняв смерть, Спаситель телом находился в гробовой пещере, а Его живая богочеловеческая душа сошла в ад – туда, где находились души всех умерших. Эту мысль Церковь выражает в песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог».

Спасительный подвиг Христа обращен и к тем, кто до Него жил на земле, – находящимся в темнице духам

, то есть душам скончавшихся людей.

Греческое слово «филаки», переведенное как «темница», означает место, охраняемое стражей. Под этим словом имеется в виду царство мертвых – «адис», то есть ад, по-еврейски «шеол», где находились души всех людей, как праведных, так и грешных, умерших до Крестной смерти Спасителя.

Православная Церковь на основании Священного Писания верует, что Сын Божий сходил в ад для того, чтобы поразить диавола и разрушить до основания его царство, освободить из него всех пленников, принявших там Его Евангельскую весть.

Сойдя во ад, Христос обратился со Своей проповедью ко всем, кто там находился. В словах апостола Петра содержится мысль, что эта проповедь предложена была духам (т.е. душам) людей, даже самых непокорных, самых упорных противников воли Божией, каковыми были, например, неверующие современники Ноя. Если же им была предложена эта проповедь, то, конечно, и всем другим, менее упорным и непокорным.

По словам апостола Петра, для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они… жили по Богу духом

(1 Пет. 4, 6), «то есть будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад, спасти мертвых» (прп. Максим Исповедник).

В Синаксаре «Во Святой и Великий день Пасхи» сказано: «И ныне, исторгнув из адовых глубин все человеческое естество, возвел его на небеса и утвердил в первоначальном достоинстве нетления» (Синаксарь).

Священномученик Ириней Лионский говорит, что «Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиверия кесаря уверовали в Него… но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога, и праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним, и желали видеть Христа и слышать Его голос».

В согласии с Божественным Откровением святые отцы с древнейших времен учили о сошествии Иисуса Христа во ад и рассматривали это событие как победу Спасителя над царством диавола. Святитель Григорий Богослов говорил, что Господь «отразил… жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». В знаменитом «Слове на святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста говорится: Христос, «сошедший во ад, пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его».

Такое понимание Сошествия во ад нашло свое отражение и в богослужебной жизни Православной Церкви. В одной из стихир Великой Субботы говорится: «Сегодня ад со стоном громко взывает:

“Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал”…» (русский перевод).

До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, во мраке, в аде, в преисподней (евр: шеол) (см. Быт. 37, 35). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: Во гробе кто будет славить Тебя?

(Пс. 6, 6). Адское состояние человеческих душ – это уныние, тоска, безнадежность, бессмысленость существования, парализация воли и всех добрых стремлений.

Воскресение душ в аду от евангельской проповеди Спасителя – это выход из этого состояния гнилой, болотной трясины, покаяние, пробуждение всего доброго и светлого и обретение подлинной радости вечной жизни.

«Однако Христос, сойдя во ад, не всех воскресил, но избравших уверовать в Него; освободил Он и души святых, что от века насильно удерживались в аду, и всем на небеса восхождение даровал» (Синаксарь).

И в аду Господь не совершает насилие над человеческой свободой. Если человеческая душа не захотела идти к Спасителю, она вместе с нечистыми духами спряталась в глубинах адских от света Христова Воскресения.

«Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника (сего) Единого Бога отцов, благословенного и прославленного… Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного дня Воскресения, в которую Вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба» (тропари 7-й песни Пасхального канона в русском переводе).

Великая Суббота – это предпраздненство Пасхи – Светлого Христова Воскресения, когда невидимо для мира совершается духовная победа Христа и радостно пробуждаются от греховной спячки человеческие души, которые уже ничего светлого не ожидают, пребывая в состоянии раздавленности, уныния и отчаяния. Но вот перед ними появляется, как яркое солнце, сияющий пасхальным светом Христос, и в этом свете благодати, как природа весной, оживает внутренний мир человеческой души. Так произошло две тысячи лет назад, так происходит и теперь.

Мне часто вспоминается один эпизод из фильма «Храм», который показывали по телевизору вскоре после празднования Тысячелетия Крещения Руси. У одной молодой женщины спрашивают: «Вот вы уверовали. Вы теперь счастливы?» – «Нет, не то чтобы счастлива, но то я существовала, а теперь живу!»

Такое оживание предшествует победе Христа в человеческой жизни – Светлому Воскресению, радостной жизнепобеждающей и все преображающей Пасхе. Это Церковь переживает в богослужении Великой Субботы, так происходит и по сей день в человеческих душах! Лишь бы душа хотела выйти из своего адского состояния и искала своего Спасителя…

Сошествие во ад Автор: митрополит Сурожский Антоний В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения…

Великая Суббота — день поражения ада Автор: Протоиерей Борис Балашов И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб — каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]