Уния — это… Люблинская, Брестская, Кревская унии

Уния

(церк.; лат. unio — соединение), слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (filioque), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.

В середине в. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.

Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.

Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.

Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.

Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:

  1. Лионская уния (1274)
  2. Флорентийская уния (1439)
  3. Брестская уния (1596)

Классификация соглашений

Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечет за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Личная уния – это соглашение, которое заключается случайно, если один человек становится монархом в нескольких государствах в результате его родственных связей с двумя или тремя правителями или в случае необходимости. В странах-участниках не меняется и не унифицируется процедура престолонаследования. Такая уния обречена на распад. Рано или поздно претендент на трон воцарится в одном государстве, а в другом это может быть невозможно из-за особенностей законодательства.

Церковная уния – тип соглашения, который заключается между конфессиями. Цели и причины союза зависят от исторических обстоятельств.

Уния и конфедерация: в чем разница?

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным.

Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом ее главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договоренности. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, ее члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть. После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз.

Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации – наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение. А уния – это сообщество, которое может быть заключено без договора.

Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель – единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

Борьба униатов и православных

На протяжении почти 40 лет после подписания Брестской унии шла ожесточенная борьба между ее сторонниками и противниками.

У православной церкви отбирались земли, храмы, церковные сооружения. На их защиту становились братства во главе с активными мирянами и клиром. Особенно сильно сопротивлялось Виленское братство, располагавшееся в Свято-Духовском храме. После 1609 года это был единственный православный храм Вильны (сейчас это столица Литвы город Вильнюс).

Противостояние было настолько ожесточенным, что дело доходило до кровавых столкновений. В 1618 году началось мощное восстание в Могилеве, направленное против политики насаждения униатства. А в 1623 году жители Витебска буквально растерзали приехавшего к ним в город униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, который активно преследовал православных.

Несмотря на жестокое подавление восстаний, сопротивление не прекращалось. Католическая церковь была вынуждена пойти на уступки. В 1633 году король Владислав IV издал привилей, разрешающий православным строить храмы и исповедовать свою веру.

Политическое единение и династические соглашения

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определенные изменения в устройство обеих стран-участниц.

Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Еще до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были.

Сторонники и противники унии

Еще до момента подписания соглашения об объединении четко обозначились 3 позиции:

  • Ярые лоббисты союза с католической церковью.
  • Сторонники подписания соглашения на условиях, обозначенных епископами летом 1595.
  • Категорические противники союза.

После того как Рим отверг все предложения иерархов западнорусской церкви, количество противников унии увеличилось.

Одним из главных лоббистов объединения церквей был епископ Владимирский и Берестейский Ипатий Потей. В 1599 году он был назначен главой униатской церкви.

Еще одним активным сторонником унии был епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий. В 1595 году вместе с Ипатием Потеем он ездил в Рим, где присягал на верность папе.

Глава Киевской митрополии Михаил Рогоза занимал более сдержанную позицию. Но он был вынужден подчиниться воле польского короля Сигизмунда III. В 1596 Рогоза подписал акт Брестской унии и стал первым главой униатской церкви. Этот пост он занимал до своей смерти в 1599.

Сопротивление унии возглавил литовский магнат, киевский воевода Константин Острожский. От перехода в униатство отказались также два православных епископа. Это были глава Львовской епархии Гидеон и перемышльский епископ Михаил. Основу протестной базы униатству составили простые священники и миряне.

Суть договора в Крево

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши. Это налагало на него ряд обязательств:

  • Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу.
  • Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу.
  • В Литве необходимо было ввести католицизм.
  • Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси и наращивать территории королевства. Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных.

Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

Исторические предпосылки Люблинской унии

Многие годы после подписания договора в Крево велись споры между литовцами и польской шляхтой за права и уровень влияния в стране. В процессе нарастания землевладения менялась и структура привилегированного сословия в обеих странах. Для двух государств существовали различные особенности развития класса феодалов: польская шляхта была однородной, все ее представители были наделены равными правами, а все различия были ликвидированы; литовские магнаты – поляризированное сословие. Под «полюсами» подразумеваются два вида знати:

  • Крупные землевладельцы (магнаты), которые обладали практически неограниченными правами и привилегиями. Они не подлежали местным судам – только суду Великого Князя. Кроме того, они могли занимать важнейшие должности в государстве. Кроме огромного количества земель, в их власти были значительные резервы рабочей силы.
  • Мелкие и средние землевладельцы. У них не было таких политических и экономических рычагов влияния, как у первой группы (меньше земель, рабочей силы, возможностей). Кроме того, они часто становились жертвами жадности крупных магнатов, поскольку зависели от них.

По причинам жажды справедливости (или большей власти и влияния), представители второй группы добивались равенства, какое должно было быть среди шляхты.

Но проблема заключалась не только в борьбе магнатов – представители Польши и Литвы не всегда могли договориться об общих военных походах, что делало оба государства уязвимыми. Польская верхушка боялась потерять земли Литвы, поскольку правящий в то время Сигизмунд-Август был последним представителем Ягеллонов – смена монаршего рода могла вызвать отделение некоторых территорий.

Уния в Австро-Венгрии

Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они — почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.

До 1772, т.е. до первого раздела Польши, в австрийской части совсем не было униатов, а были они только в Венгрии, так что история греко-католической церкви (как она официально называется), поскольку она касается русинов, связана главным образом с историей Галиции — территории, густо заселенной униатами. Население Галиции перешло в унию во второй половине XVII и начале XIII вв.; в 1772 православным оставался лишь один монастырь василиан (базилиан) в Маняве.

Международный трактат 1772 выделил из Польши епархии перемышльскую, львовскую (без части Подолии) и значительную часть холмской и луцкой. Все они принадлежали к киевской митрополии, представитель которой остался в Польше, как и епископы двух последних епархий.

После окончательного раздела Польши и урегулирования границ между Австрией и Россией в Австрии было отменено отдельное существование холмской и луцкой епархий, остатки их присоединены к перемышльской и львовской, а от последней был отделен округ Каменец-Подольска, хотя львовские архиепископы и удержали титул епископа каменецкого.

Кроме политических мотивов на эти перемены имела влияние и судьба униатской церкви в России. Когда в России в 1795 была уничтожена униатская митрополия, австрийское правительство восстановило прежний сан галицкого митрополита и дало его львовскому архиепископу (1808).

Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.

Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину (1777).

Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного (1782) фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.

Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (1784). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В 1774 Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии.

Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.

В 1784 при Львовском университете была учреждена такая же генеральная семинария для греко-католиков из Галиции и Венгрии и вместе с тем были закрыты прежние епископские семинарии во Львове и Перемышле. И здесь преподавание шло в духе реформ Иосифа II, и языком преподавания был главным образом украинский. Эта семинария просуществовала до закрытия Львовского университета в 1806. В 1817 ее восстановили, но только для галичан.

Австрийское правительство выступило и в роли судьи между белым и черным духовенством в Галиции. Еще в польские времена между ними происходила борьба из-за преобладания. Базилиане (монахи ордена св. Василия) овладели управлением епархий. Львовский епископ Лев Шептицкий, с целью избавиться от их преобладания, задумал восстановить прежние «крилошанские соборы» в форме латинских капитулов. Против этого восстали не только базилиане, но и латинское духовенство. Правительство стало на сторону белого духовенства и учредило капитулы во Львове (1786, 1813) и Перемышле (1787, 1816). В 1779 было дозволено выбирать в епископы священников, не бывших монахами.

Дальнейшим шагом в этой противомонашеской политике было закрытие в 1783 более 40 униатских базилианских монастырей и последнего православного в Маняве; имущество их было отдано в религиозный фонд. Этим надолго было сломлено значение базилиан.

Тот же реформационный дух правительства выразился в закрытии всех братств (1782); знаменитое львовское ставропигийское братство должно было изменить название и организацию и превратиться в общество под именем «Львовского ставропигиального института».

Все эти реформы значительно подняли материальный и духовный уровень греко-католического украинского духовенства, а назначение особого галицийского митрополита возвысило и престиж униатской церкви.

В XIX в. судьба последней в России заставила римскую курию также позаботиться о галицийских греко-католиках. Митрополиту Михаилу Левицкому был дан титул кардинала (1856); подтверждено было запрещение перехода униатов в латинский обряд (1863). Эта зашита греко-католического обряда не давала ему, однако, равноправия с латинским; латинское духовенство не переставало смотреть на русинов как на полуневерных схизматиков и продолжало свою пропаганду между ними в пользу латинства.

Все это обостряло вероисповедный антагонизм. При всем том вследствие недостатка между русинами первой половины XIX в. национального самосознания высшее образование приводило их духовенство к ополячению. В 1772 бедное и невежественное белое духовенство имело еще национальный украинский характер, но высшее образованное духовенство из базилиан было почти целиком денационализировано. Позже та же участь постигла почти все духовенство.

Реакция против такой аномалии началась среди духовенства перемышльской епархии, находившейся под управлением епископа Ивана Снигурского (1818-1847), самого знаменитого деятеля в среде греко-католического духовенства за все австрийское время. Его деятельность не ограничилась одним развитием национального самосознания среда духовенства, но распространилась на все сельское население.

Литературное возрождение русинов имело первых своих представителей только в среде духовенства (М. Шапшевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич, М. Устянович и др.). В 1848 русины в первый раз ясно заявили свои национально-политические требования (Гр. Яхимович, Мих. Куземский и др.). С подавлением революции началась в Австрии политическая и религиозная реакция. Благодаря конкордату австрийского правительства с Римом католическое духовенство приобрело небывалые со времен Иосифа II привилегии в областях политики и народного образования (1855-1867).

И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине.

В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в 1854). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар (1882) побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.

Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (1882). Митрополит Иосиф Сембратович, бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче, получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.

Собор галицкого духовенства 1894 возвратился к постановлению Замойского собора, по которому ставиться в епископы должны прежде всего монахи и неженатые. Из монахов вышел митрополит граф Андрей (Шептицкий) (с 1900).

Однако требование Рима касательно общего безбрачия духовенства упомянутый собор решительно отверг. В 1893 был закрыт «Барбареум», вместо которого была учреждена в Риме коллегия св. Афанасия. Антагонизм между обоими обрядами еще более обострился. Правительство и курия по-прежнему смотрели на унию как на нечто низшее сравнительно с латинством.

В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в 1649 и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.

«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве, но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.

В 1821 ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До 1873 некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (1867), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.

Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны, преимущественно в Трансильвании. Половина венгерских румын приняла унию с Римом в 1699. Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).

Как договаривались литовцы и поляки?

Люблинская уния – первое соглашение между Польшей и Литвой, которое было тщательно спланировано в качестве конституционного акта. Главной идеей была инкорпорация Литвы в состав Польши. Длительное время велись переговоры, которые должны были урегулировать все неточности.

Объединительная уния 1569 года должна была быть подписана в ходе зимнего польско-литовского сейма. Переговоры были тяжелыми, единства достичь не удалось. Причиной кризиса стали требования литовской стороны: коронация должна была состояться в Вильно, правителя нужно было выбирать только на общем сейме, а в Литве государственные чины должны были занимать только местные уроженцы. Польша не могла принять такие требования. Кроме того, литовцы, недовольные происходящим, покинули сейм.

Но им пришлось в скором времени вернуться и продолжить переговоры. Существовало множество причин, которые толкали Литву искать поддержку в лице Польши:

  • Страна многое потеряла в ходе Ливонской войны.
  • В государстве нарастало недовольство землевладельцев.
  • Литва вела войну с Московским царством, в которой не была сильнейшей стороной.

Чтобы быстрее «уговорить» литовцев, польский король аннексировал Волынь и Подлясское воеводство и пригрозил отобрать привилегии у отступников. Все снова собрались в Польше. Литовская сторона присягнула на верность Сигизмунду-Августу. Снова начала готовиться к подписанию уния. Польша возлагала большие надежды на это соглашение.

Время и место подписания

Термин «уния» имеет латинское происхождение. Дословно это обозначает «единение», «союз».

Акт, провозгласивший присоединение православной Киевской митрополии к Римско-католической церкви был подписан 23 декабря 1595. Это состоялось в Риме в присутствии православных иерархов, поддержавших унию.

В октябре 1596 в белорусском городе Бресте проходил церковный собор. На него своих представителей отправил король Сигизмунд III, заинтересованный в скорейшем объединении. Поскольку текст соглашения вызывал ожесточенные споры, делегацию короля сопровождала усиленная военная охрана.

Собор проходил в старинном храме, построенном в честь Николая Чудотворца. До наших дней это сооружение не дошло, поскольку оно было разрушено властями в XIX веке при строительстве Брестской крепости.

Окончательно акт был утвержден 9 октября 1596 по старому стилю. Это соответствует 19 октября по григорианскому календарю.

Подписание соглашения

Сейм возобновил работу в июне 1569-го, а в первый день июля участники заключили союз. Люблинская уния провозглашала образование единого государства Речи Посполитой. Послы Литвы и Польши в торжественной обстановке подписали договор. Через 3 дня соглашение дополнительно подтвердил король.

Однако принятие союза не решило всех проблем, и сейм продолжился. Отдельные вопросы урегулировались в течение месяца после официальной процедуры подписания и ратификации. Была решена задача распределения полномочий, создан сейм, состоящий из двух палат. Уния закрепила то, что было начато Кревским соглашением.

Главные идеи союза в Люблине:

  • В государстве должен быть единый правитель – король, которого выбирал сейм.
  • Денежная система, сенат и сейм были общими для польской и литовской территорий.
  • Уравнивались в правах польские и литовские шляхтичи.
  • Литва сохранила часть символов своей государственности – печать, герб, армию, администрацию.

Итоги Люблинского соглашения

Литовцам удалось сохранить язык, законодательную систему и ряд признаков государственности. Польша усилила влияние и увеличила размер территорий. Речь Посполитая несколько веков была сильным противником на мировой арене. Кроме того, удалось распространить католицизм и создать культурную польскую общность.

Негативными моментами оказались разрастание бюрократического аппарата и увеличение коррупции. Выборность короля порождала активную борьбу внутри сейма, что за несколько веков привело Речь Посполитую к краху.

Отрицательные черты полнее всего проявились в вопросах религии. У населения Литвы не было возможности выбирать веру – католицизм насаждался практически насильно. Православие запрещалось. Противники католицизма были «вне закона» — их лишали всех прав, подвергали гонениям. На украинских территориях, которые находились под властью Речи Посполитой, начали возникать братские школы.

И в то же время уравнивалась в правах шляхта, были проведены реформы в политической, законодательной, экономической сферах. Так что последствия Люблинской унии нельзя оценивать однозначно.

Итоги собора

Ферраро-Флорентийский собор и подписанная по его итогам уния между православными христианами и католиками оказали большое влияние на политическую и церковную жизнь средневековой Европы и Руси. Но цели, которые ставили перед собой его инициаторы и участники так и не были достигнуты.

Отношение европейского общества

В странах Западной Европы подписание унии не вызвало бурной реакции, так как продолжалось противостояние Римского Папы и Базельского собора. В Польше и Литовском княжестве, где часть населения исповедовала православие и через которые возвращался на Русь митрополит Исидор, получивший за заслуги при подписании унии сан кардинала, отношение к провозглашенному объединению христианского мира было более лояльным.

Простое население доброжелательно встретило Исидора, но правители этих государств не оказали ему поддержки, так как поддерживали Базельский собор и избранного на нём Папу Феликса V.

Политическая борьба внутри католической церкви, которая велась при участии европейских светских правителей, ослабила эффект от подписания унии. При этом Западная католическая церковь по сегодняшний день считает этот документ действующим и часто ссылается на его текст в дискуссиях с православными христианами.

Византия

На родине членов византийской делегации, подписавших унию, соотечественники обвинили в предательстве. Недовольные Флорентийский событиями священнослужители объединились вокруг Марка Эфесского. Ортодоксальные священники отказывались вести службы совместно с униатами. На церковных соборах 1443 и 1450 годов униатов отлучили от церкви.

Это привело к массовому отказу греческих священников, участвовавших во флорентийских событиях, от своего согласия, которое, по их словам, было дано под давлением.

Следует отметить, что византийские правители вплоть до завоевания османами Константинополя в 1453 г. оставались сторонниками унии. В 1452 г. император и патриарх Афанасий подтвердили приверженность Флорентийский договоренностям, и в декабре провели в главном храме столицы первую униатскую службу.

Интересно! Евгений IV в соответствии с договором послал войска для защиты Византии от турок. В 1448 г. крестоносцы потерпели поражение от мощной османской армии, и судьба Византии была практически предрешена. «Второй Рим» пал 29 мая 1453 г.

События в России

О роли митрополита Исидора в подписании унии с католиками в Москве знали ещё до его прибытия. Глава митрополии вернулся в Москву в марте 1441 г. Въехал он в русскую столицу под католических крестом, и первая служба была проведена им по униатскому канону. Великого князя и высших русских архиереев привела в замешательство активная деятельность Исидора.

Церковные соглашения

История христианства знает немало попыток вернуть целостность религии. Напомним, что в результате раскола 1054 года образовались католицизм и православие. Они стали отдельными ветвями христианства. Практически тогда же были предприняты первые попытки унии – объединения.

Католицизм и православие имеют разные традиции, обряды. Согласия достичь не смогли. Главная причина – отказ православных подчиниться Папе Римскому. Католики не могли принять условий, выдвигаемых оппонентами: православные требовали отказа Папы Римского от верховенства в церковной иерархии.

С годами православие ослабело, и понадобилась поддержка католицизма в борьбе с различными угрозами. В 1274 году было подписано Лионское соглашение, направленное на общую борьбу против татаро-монгол, а в 1439 году – Флорентийская уния. На этот раз союз был направлен против турков. Эти соглашения были непродолжительными, но «движение за унию» приобретало все больше и больше поклонников.

Наш корреспондент беседует со специалистом в области сравнительного богословия, автором учебных пособий о богословских разногласиях между Православной и Римо-католической церквями, преподавателем Московской Духовной Академии протоиереем Максимом Козловым.
Смотри также:
Римский Папа приглашения не дождался

— Отец Максим, этим летом много говорилось о встрече Святейшего Патриарха Алексия и Папы Иоанна-Павла II, однако встреча так и не состоялась. Как бы вы прокомментировали это?
Надо отметить, что не состоялась встреча и несколько лет назад, во время экуменического конгресса в Австрии в Грацце, когда в последний момент ватиканская администрация стала настаивать на изменении в повестке дня этой встречи. А именно: на исключении наиболее актуальной для православной стороны униатской тематики. Собственно, проблема униатства и есть главнейшая проблема, как неоднократно указывал Святейший Патриарх, препятствующая на настоящий момент самой возможности этой встрече.

— А не могли бы вы подробнее рассказать об униатстве?

Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части православной церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 г., Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 г. и, относящийся непосредственно к канонической территории нашей церкви, Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния 1599 года.

Смотри также:
Экспансия католицизма в России

На этих соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части поместных церквей, или целые поместные церкви. Оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику. Прежде всего, догмата о главенстве папы во Вселенской Церкви, а в новейшей церкви и догмата о папской непогрешимости. В истории всегда эти унианальные попытки сопровождались ложью или насилием. Со стороны восточных участников переговоров причины, заставлявшие их пойти на заключение этих соглашений, были отнюдь не церковного характера. При заключении Лионской унии 1274 года император Михаил Палеолог, прежде всего, думал о получении передышки для воссоздания Византийской империи, после более 60 лет Латинского владычества на Балканском полуострове, после захвата Константинополя 1204 году в результате IV крестового похода. При заключении Ферраро-Флорентийской унии высшая Византийская администрация заботилась о получении военной помощи со стороны Западной Европы против неотвратимо надвигавшихся турецких полчищ. В 1599 при заключении Брест-Литовской унии бывшие православные епископы, пошедшие на нее, руководствовались прежде всего меркантильными или малодушными соображениями. И, по сути дела, показали себя отступниками от православной веры. Никогда эти унии не поддерживал церковный народ.

Смотри также:
Апостол Карпатской Руси

Всегда они были лишь результатом административно-политической игры. В новейшее время, признавая трагический путь западно-украинских униатов в XX столетии, которые, действительно не мало претерпели от советской власти после присоединения Западной Украины, хотя, заметим, претерпели неизмеримо меньше, чем их православные собратья. Тем не менее, никак нельзя оправдать практику религиозного насилия, опирающегося на националистические настроения в Западной Украине, которая имеет место с конца 70-х гг. Именно силой, а не в результате добровольного межконфессионального решения вопроса, были разгромлены целые епархии Православной церкви. С одной стороны высшая ватиканская администрация, проводя переговоры, именует Православную церковь Церковью-сестрой, т.е. признаются полнота благодатных даров во всех ее таинствах, законность ее иерархии, а, с другой стороны, как указывает Святейший Патриарх, от этой Церкви-сестры отторгают часть за частью, а Ватикан ничего не предпринимает для того, чтобы это пресечь. Это очевидное лицемерие и делает невозможным такого рода встречи.
— Кто из предыдущих Пап относился наиболее лояльно к Русской Православной Церкви?

Не углубляясь слишком далеко в историю, в начале XX столетии можно наименовать достойного архипастыря католической церкви, борца с богословским модернизмом и с иными в целом антихристианскими движениями, папу Пия X. Можно вспомнить кардинала Бельгийского Мерсье, с помощью которого множество русских эмигрантов нашли прибежище у бельгийского короля Бедуэна после трагедии 1917 года, при этом, в отличие от множества других католических стран, без условия перехода в католическую веру. А во второй половине XX столетия можно назвать папу Иоанна XXIII и Павла VI, которые при иных своих специальных богословских подходах, с которыми мы не можем согласиться, отступили от прежней жесткой католической позиции, которая не признавала благодатности таинств и благодатности иерархии вне видимой ограды католической церкви. Это было декларировано при Иоанне XXVI и Павле VI, но в жизнь, в практику католической церкви в значительной мере при нынешнем Папе оно не вошло.

— Можно предположить, что время правления и личность Иоанна Павла II будет вызывать немалый интерес у людей, занимающихся историей католической Церкви. А как бы Вы могли прокомментировать общую политику действующего предстоятеля католической Церкви с точки зрения православного человека?

Папа Иоанн-Павел II — личность, которая войдет с противоречивыми характеристиками в историю католицизма. С одной стороны, это папа-консерватор, которого не любят и порицают многие современные католические либералы. Папа, который не соглашается пойти на уступки миру сему по целому ряду позиций, по которым нельзя отступить, если придерживаться самой простой евангельской этики и общецерковной догматики.

Смотри также:
Папа Римский у Стены Плача

Это вопросы женского священства, святости семьи, абортов и многие другие. И здесь нужно отметить твердую позицию нынешнего первосвященника. Но, с другой стороны, при том же самом Папе распространилась и глубоко утвердилась теория, что иудаизм и христианство является ветвью одного и того же древа. Когда, конечно же, для православного человека эта теория абсолютно не приемлема.
— Вы — настоятель домового храма Московского Государственного Университета. Насколько целесообразно существование именно домового храма?

В проповеди на освящении храма святой мученицы Татианы при Московском Императорском Университете святитель Филарет произнес: «Религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества». В этом и заключается главное предназначение домовой церкви университета.
— Как появилась идея о создании университетской домовой церкви?
Поиски храма начались почти сразу после открытия самого университета. Уже в 1757 году директор университета обратился с соответствующей просьбой к Святейшему Синоду. Изначально предполагалось приписать ему какую-либо из близлежащих церквей. (В те времена весь университет помещался в одном здании нынешнего Исторического музея на Красной площади). Очень долго велись поиски храма. Пока, наконец, церковь не была устроена во флигеле нового, специально выстроенного для университета здания на Моховой улице. В пожаре 1812 года здание университета сгорело. Какое-то время домовым храмом университета стала располагавшаяся по соседству церковь св. Георгия на Красной Горке. Были планы полностью передать этот храм Московскому Университету, однако позже было решено строить собственную домовую церковь. В 1826 году Московский университет приобрел усадьбу Пашкова, главный дом которой и был реконструирован в так называемый Аудиторный корпус (теперь здание факультета журналистики). Левый флигель был отведен под библиотеку, а правый — под церковь. Приказ об основании университета был подписан 12 января по старому, или 25 января по новому стилю — в день памяти св. мц. Татианы. Поэтому как первый, так и второй университетский храм был освящен в честь мц. Татианы.

— Насколько тесно была связана жизнь храма с жизнью университета? Может быть существование храма было только данью тогдашней государственной политике?

Храм составлял неотъемлемую часть жизни университета, я бы и сказал, что и в общей московской жизни он всегда занимал видное место. Духовенство храма преподавало в университете, участвовало в торжественных церемониях, принимало активное участие в практических делах университета. В храме пели университетские студенты и гимназисты. После бегства из Москвы остатков армии Наполеона именно настоятель университетской церкви — иеромонах Иона — первый отслужил благодарственный молебен. Стены нашего храма помнят многих выдающихся личностей. В Татьянинской церкви отпевали Н.В. Гоголя. Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, А.А. Фета, В.О. Ключевского. Есть косвенные свидетельства, что здесь крестили Марину и Анастасию Цветаевых. Через несколько лет в этом же храме Марина первый раз причастилась.
— Татьянинский храм был закрыт одним из первых.
Да, мученическая судьба нашего храма во многом перекликается с судьбой его небесной покровительницы св. Татианы. В 1918 году церковь была закрыта, но оставалась нетронута. Правление университета обращалось с просьбой сохранить ее хотя бы как музей. Однако обращение было проигнорировано. Весной 1919 года ректор М. Новиков попал под суд за медлительность и неисполнение декрета о ликвидации домовых церквей. На Моховую был отправлен специальный отряд для ликвидации наружной символики — надписи «Свет Христов просвещает всех», креста и большой иконы св. мц. Татианы. Вскоре был издан приказ о ликвидации интерьеров. Но иконы и церковное имущество были признаны художественной ценностью. Их сложили в алтаре.

Дальнейшая судьба пока не известна. Возможно, что все погибло. В помещении храма был устроен читальный зал, затем клуб. В 1958 году в здании храма был торжественно открыт студенческий театр. Только в 1995 году после длительного противостояния в Татианинской церкви вновь зазвучали слова молитвы.
— А чем храм живет сейчас?

Смотри также:
«ТАТЬЯНИН ДЕНЬ» — Студенческая православная журнал-газета МГУ

Наш храм издает молодежную газету «Татьянин день», регулярно проводятся разнообразные встречи, концерты, лекции, устраиваются пешеходные экскурсии по Москве, совместные паломнические. Летом большая часть нашего прихода ездила в Алупку, недавно мы были в Санкт-Петербурге. Теперь вот собираемся посетить Новгород Великий. С 1995 года при храме действует воскресная школа. Сейчас на ее базе открылась Школа Духовного Пения. В ШДП мы постарались сохранить все лучшие традиции искусства хорового пения, которым славилась Россия до 1917г. За основу взяты основные принципы хора Синодального училища.
В школе учатся дети с 6 до 15 лет. Учащиеся получают серьезную вокальную и музыкально-теоретическую подготовку. В программу входят хор, вокал (со старшими ребятами проводятся индивидуальные занятия), сольфеджио, гармония, общее фортепьяно, литургика, музыкальная литература, история искусств, Закон Божий, основы христианской жизни. Весь процесс обучения состоит из 4-х ступеней. По окончанию выпускник получает соответствующий диплом. Дети вместе поют за Божественной Литургией, участвуют в постановках спектаклей, ездят в паломнические поездки. Одним словом, ведут разнообразную интересную жизнь. Детям очень сложно быть непохожими на других: соблюдать пост, когда кругом все едят мороженное, идти на службу, когда все бегут играть в футбол или на дискотеку. Мы прикладываем все усилия, чтобы помочь ребятам.

С протоиереем Максимом Козловым беседовала Мария Баринова

Предпосылки Брестского союза

Брестская уния – соглашение, которое породило новую конфессию и многие века вызывает споры.

В XVI веке православную церковь нельзя было назвать образцом морали и духовности – она переживала серьезный кризис. Появление традиции патроната, когда храм был фактически собственностью магната-покровителя, привнес в религию многие светские черты. В дела церкви вмешивались даже мещане. Имеются в виду братства – городские организации, которые имели право контролировать даже епископов. Церковь утратила влияние и репутацию защитника прав верующих.

Униатское движение возобновилось из-за активизации иезуитов в Польше. Появляются полемические тексты о пользе унии. Их авторами были проповедники и философы – Венедикт Гербест, Петр Скарга и многие другие.

Активизировались униаты после «календарной реформы» Григория XIII – в результате религиозные праздники православных и католиков разошлись во времени. Это ущемляло права православного населения, проживавшего на территории Речи Посполитой.

В результате комплексного влияния этих причин была подписана Брестская уния.

Суть соглашения

В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский.

Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращаись. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую – униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания. Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.

Условия:

  • Униаты признавали подчинение Папе Римскому.
  • Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами.
  • Догматы веры – католические, обряды – православные.

Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера. Теперь униатство навязывали силой – православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения.

Напоследок добавим: уния – это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.

Содержание унии

Подписанию союза предшествовал конфликт между верхушкой западнорусской церкви и православными братствами.

Православные братства – это добровольные объединения верующих мирян и клира, создававшиеся с целью защиты православия. При них действовали школы, благотворительные учреждения, просветительские общества.

Представители православных братств упрекали иерархов в неправедном образе жизни, злоупотреблениях, отступлении от основ христианства. Те в ответ обратились за покровительством к римскому папе и выступили инициаторами унии с католической церковью.

Летом 1595 года епископы Киевской митрополии разработали свои условия соглашения об объединении.

Предложения православных иерархов:

  • прямое подчинение западнорусской православной церкви римскому папе;
  • неприкосновенность существующих в православии обрядов и догматов;
  • сохранность церковных землевладений;
  • предоставление высшему духовенству мест в Сенате;
  • охрана епископов от притязаний, как со стороны польского духовенства и шляхты, так и православных братств.

Все эти предложения были категорически отвергнуты. Папа Климент VIII в одностороннем порядке утвердил свою конституцию будущего союза.

Содержание унии 1596 года:

  • Православные Киевской митрополии должны были подчиниться католическому вероучению.
  • Если существующие обряды не противоречили основам католицизма, то их разрешалось оставить.
  • Сохранялись все бывшие православные епархии, но они переходили под власть римского папы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]