Вселенские соборы: истории создания, названия с описаниями и фото


Вселенские Соборы — что это

Изначальное значение слова «собор» – «собрание, съезд». Сегодня в этом значении слово употребляется лишь в церковном лексиконе. Вселенские соборы – собрания иерархов православной Церкви в её вселенской полноте с целью обсуждения общецерковных догматических, канонических и дисциплинарных вопросов.


Первый Вселенский Собор (православная икона)

Участники собора в большинстве своём являются епископами, представляющими отдельные Поместные Церкви. Архиереи – преемники апостолов, носители особой благодати. Поэтому их собрание принимает решения не от себя, а под водительством Святого Духа. В связи с этим положения Вселенских Соборов признаются истинными и обязательными для всех автокефальных Церквей. Таким образом, Вселенский Собор – это орган высшей церковной власти.

Чтобы Собор получил статус Вселенского, он должен пройти проверку временем. Необходимо, чтобы все Поместные Церкви признали его постановления соответствующими Божьему Закону и нормам церковного управления. Некоторые собрания под давлением императоров или влиятельных архиереев принимали противоречащие православному вероучению решения. Впоследствии такие Соборы отвергались Церковью. Они оценивались как нелегитимные, а их постановления не принимались мировым христианством. Эти соборы принято называть «разбойничьими».

Четвёртое святое собрание

Четвёртый Вселенский собор, проводимый в Халкидоне, был созван специально для того, чтобы устранить все монофизитские споры, которые стали распространяться вокруг церкви. Святое собрание, состоящее из 650 епископов, определило единственное истинное учение церкви и отвергло все существующие лжеучения. Отцы постановили, что Господь Христос — это истинный, незыблемый Бог и истинный человек. По своему божеству он вечно возрождается от отца, по человечеству он был явлен на свет от Девы Марии, во всём подобии человеку, кроме греха. При воплощении человеческое и божественное соединилось в теле Христовом неизменно, неразлучно и нераздельно.

Стоит отметить, что ересь монофизитов принесла церкви много зла. Лжеучение не было искоренено до конца соборным осуждением, и ещё долгое время развивались споры между еретиками-последователями Евтихия и Нестория. Основной причиной споров послужили сочинения трёх последователей церкви – Федора Мопсуетского, Ивы Эдесского, Феодорита Кирского. Упомянутые епископы были осуждены императором Юстинианом, но его указ не был признан Вселенской Церковью. Поэтому возник спор о трёх главах.

Вселенские Соборы Православной Церкви

Сколько было Вселенских соборов? В Православии таковых семь. Первый проходил в 325 году в Никее, при императоре Константине Великом. Собор признал еретическим арианское учение о тварности Христа, отрицавшее Его единосущие Богу-Отцу. Были провозглашены соответствующие догматы, приняты 7 тезисов Символа веры. На съезде также утвердили время празднования Пасхи.

Местом проведения Второго Вселенского Собора стал Константинополь. Это произошло в 381 году (при Феодосии Великом). Осуждению подверглась ересь, не признававшая Божественность Святого Духа. Соответственно, были приняты догматы об этом Лице Святой Троицы и окончательно сформулирован Символ веры.

Третий Собор прошёл в 431 году, во время правления Феодосия Малого. Местом проведения стал Эфес. Церковь тогда разоблачила ересь несторианства. Она учила, что Христос – человек, который имел особую благодатную связь с Богом. Соответственно, Дева Мария не признавалась еретиками как Богоматерь. Собор принял догматы о двух природах (Бога и человека) Господа, а также о том, что Мария была Богородицей.

Четвёртый Собор состоялся в 451 году в городе Халкидон. Тогда правил император Маркиан. Церковные иерархи осудили ересь монофизитства, отрицавшую человеческое естество Христа. Был провозглашён догмат о неразрывном и неслиянном соединении во Спасителе природы Божества и человека.

5-й и 6-й Вселенские Соборы Православной Церкви вновь были проведены в столице Византии. Это произошло в 553 (Юстиниан I) и 680 (Константин Погонат) гг. Церковь тогда подтвердила решения предыдущих Соборов, а также осудила несколько ложных вероучений. В их числе арианство, которое не принимало догмат о единосущии Христа и Бога-Отца. А также монофелитство, которое отрицали наличие у Христа человеческой воли. Было принято учение о том, что Спаситель обладал и Божественной, и человеческой волями, которые находились в согласии друг с другом.


Протоиерей Владислав Цыпин

(Из книги: Курс Церковного права. Клин, 2002. СС.261–270)

Кафоличность Церкви

Церковь Христова – Божественное учреждение, в котором совершается спасение и обожение человека. Одно из свойств Церкви, отраженных в 9-м Символе веры, – кафоличность, соборность. Кафоличность Церкви проявляется не только в том, что она не ограничена пространством и объемлет весь мир, но и в том, что каждая ее живая часть, обладающая полнотой даров Святого Духа, мистически тождественная всей Церкви, есть Церковь. Общество верных, возглавляемых епископом, который находится в общении с другими епископами, – это Церковь, и в ней нет неполноты. Тем более самодостаточна в мистическом и экклезиологическом отношении поместная Церковь, возглавляемая сонмом епископов и поэтому не имеющая нужды обращаться к помощи других Церквей для поддержания апостольского преемства епископской власти.

Вместе с тем кафоличность Церкви проявляется и в том, что в поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквами, выпадающей из вселенского церковного Тела, повреждается ее богозданный строй, и она в конце концов лишается благодатных даров Святого Духа, ибо дары эти ниспосланы апостольскому сонму, соединенному любовью и оттого причастному Троической Божественной жизни: «Да будет все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

В церковно-канонической науке XIX века и в современной евхаристической экклезиологии проявилась тенденция подчеркивать поместный характер Церкви за счет ее вселенскости. В старых руководствах по церковному праву, даже в лучших из них, характеристика управления в поместной Церкви оттесняет на задний план описание иерархической структуры Вселенской Церкви. Например, у профессора А. С. Павлова Вселенские Соборы рассматриваются лишь как один из способов общения автокефальных Церквей. Такой крен в церковно-каноническом сознании связан, вероятно, с ослаблением интенсивности переживания вселенского единства Христовой Церкви, характерным для нового времени, которое совпадает с синодальным периодом нашей церковной истории.

Воззрения современной евхаристической экклезиологии особенно резко выражены протоиереем Н. Афанасьевым. В книге «Церковь Духа Святого» он утверждает, что Священное Писание знает только поместную Церковь, а мысль о Вселенской Церкви впервые была высказана святым Киприаном Карфагенским. Между тем разве о поместной Церкви Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Глубокое понимание соотношения вселенского и поместного начала в Кафолической Церкви мы находим у архиепископа Василия (Кривошеина). «Поместная Церковь, – писал он, – не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественною с Вселенскою Кафолическою Церковью, которая существует только в ее поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от нее. Троическая аналогия может помочь нам несколько проникнуть в этот экклезиологический парадокс. И мы можем пользоваться такими аналогиями, поскольку жизнь Церкви является отражением Троической Божественной Жизни, но мы должны это делать с осторожностью, помня то важное различие, что Божественная Жизнь троична, в то время как поместных Церквей не три, но много. Мы можем сказать таким образом, что как Божественные Лица – Отец, Сын и Дух Святой – не являются частями Пресвятой Троицы, но в каждом из Них все Божество полностью выявлено, так что каждое Божественное Лицо является истинным Богом, мы не можем однако сказать, что каждое лицо есть Пресвятая Троица или тождественна Ей. Подобным образом полнота Кафолической Церкви выявлена в каждой поместной Церкви, которые не являются «частями» Вселенской, но не могут однако, быть просто отождествлены с ней.»

Высшая власть в Церкви

Единственное и внутренне единое Тело Кафолической Церкви имеет и единую Главу – Иисуса Христа (Еф. 5:23; Кол. 1:18). Православное учение не знает иного, чем Господь, Главу Церкви; это не значит, однако, что земная Вселенская Церковь не имеет власти, осуществляемой человеческой инстанцией, что высшая власть в Церкви лежит за пределами, доступными каноническим характеристикам. Сама история Церкви, равно как и православная экклезиология, неопровержимо свидетельствуют: носителем такой власти является вселенский епископат – преемник апостольского сонма. Возглавляя церковные общины, епископы находятся в постоянном каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между поместными Церквами, хранящими единство православной веры и жизни по вере.

Формы этого общения могут быть разными. Помимо молитвенного общения, которое никогда не прерывается, в эпоху гонений оно осуществлялось чрез посещения епископами Церквей своих собратий, обмен посланиями, соборы архиереев отдельных провинций Римской империи. После Миланского эдикта соборы стали созываться регулярно.

Вселенские Соборы

В 325 году в Никее был созван собор, на котором был представлен епископат из всех концов государства, – Первый Вселенский Собор. История знает семь Вселенских Соборов, каждый из которых созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений.

В канонах нет определений, касающихся Вселенских Соборов: их состава, полномочий, условий созыва, инстанций, правомочных их созывать. И это не случайно. В отличие от римско-католической экклезиологии и каноники, ставящих Вселенские Соборы в подчиненное положение по отношению к Римскому епископу, православная экклезиология видит во Вселенском Соборе высшую инстанцию земной Церкви, которая находится под прямым водительством Святого Духа, а потому не может подлежать жесткой регламентации.

Прообразом Вселенских Соборов является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в «Деяниях Святых Апостолов.» Святой Кирилл Александрийский так писал об Отцах Первого Вселенского Собора: «Не они говорили, но сам Дух Бога и Отца.» Его слова ставят этот Собор в один ряд с Апостольским Собором.

Поскольку канонических определений Вселенского Собора нет, основные черты рассматриваемого нами чрезвычайного, харизматического института в жизни и структуре Церкви можно выявить лишь на основании исторических данных, обобщая обстоятельства, при которых созывались и происходили Соборы.

Что касается инстанции, их созывающей, то все семь Соборов были созваны императорами. Это бесспорный исторический факт, который бессильны опровергнуть позднейшие римско-католические фикции о том, что императоры, созывая Соборы, якобы исполняли поручение пап. Но констатация данного факта не дает никаких разумных оснований отрицать возможность созыва Собора по почину иных, собственно церковных инстанций. Такое отрицание было бы недопустимо смелым вторжением в сферу действий Святого Духа.

По своему составу Вселенские Соборы являлись, преимущественно, епископскими корпорациями. Это видно уже из традиционного названия Соборов по числу участвовавших в них епископов: Никейский Собор вошел в историю как Собор 318 Отцов. Пресвитеры или диаконы присутствовали на Соборах в качестве полноправных членов лишь в тех случаях, когда они представляли своих епископов, чаще всего папу и Патриархов, Пресвитеры и диаконы участвовали в соборных деяниях также и в качестве советников в свите своих архиереев. Голос их мог быть выслушан на Соборе. Известно, сколь большое дело совершил на Никейском Соборе святой Афанасий Великий, прибывший в Никею со своим епископом – святым Александром Александрийским. Из числа мирян на Соборах присутствовали императоры и высшие сановники государства. Но соборные определения – оросы – подписывались только епископами или их заместителями. При этом епископы являлись на Соборе представителями своей поместной Церкви и выражали не собственные мнения, а свидетельствовали о вере своей Церкви. Что же касается подписей императоров под актами Вселенских Соборов, то они всего лишь сообщали оросам и канонам Соборов авторитет государственных законов.

Вопрос о составе Соборов обсуждался в русской церковной печати начала XX века, в связи с подготовкой к созыву Поместного Собора. Хотя Вселенский и Поместный Соборы – это инстанции разного уровня, тем не менее, до известной степени, аналогия между составом того и другого органа правомочна. В печати высказывались различные точки зрения. Одни авторы, главным образом из петербургской «группы 32-х священников,» требовали совершенного равноправия на предстоящем Соборе клириков и мирян с епископами, другие писали, особенно резко епископ Волынский Антоний, о том, что каноничен исключительно епископский состав Собора, а призывать к участию в нем клириков и мирян недопустимо.

С глубоким анализом этого вопроса выступил в печати архиепископ Финляндский Сергий (впоследствии Патриарх). Он писал: «Можно ли, стоя на строго канонической точке зрения, утверждать, что клирики и миряне имеют право, наравне с епископами, участвовать с решающим голосом в областных соборах? Ответ может быть только отрицательный. Что клир и миряне обязательно присутствовали на Соборах и что некоторые из них принимали в рассуждениях Собора самое замечательное участие, это правда… Но сказать, чтобы таков был закон церковный, обязательный для всех, чтобы этого требовали правила св. Вселенских и 9 Поместных Соборов, невозможно. «Книга правил» не содержит никаких узаконений для участия клира и мирян в областных соборах, и напротив, …всюду, где говорит о соборах, …говорит только об епископах и никогда о пресвитерах, клириках или мирянах» (IV Всел. 19, Трулл. 8, VII Всел. 6, Карф. 14, 27, 87, 141, 142. Лаод. 40 и др).Однако ради единства и мира церковного архиепископ Сергий считает приемлемой мерой призвать для участия в Соборе клириков и мирян, но «поставить это участие так, чтобы оно не разрушало… основного принципа канонического строя.» Для этого всякое постановление общего Собора должно быть передано на рассмотрение архиерейского Совещания, если оно будет опротестовано хотя бы четвертью всех присутствующих на Соборе, а для пересмотра догматико-канонического решения должно быть достаточно и одного протестующего голоса. Архимандрит (ныне архиепископ) Петр (Л’Юилье) писал: «Теория, согласно которой Вселенские Соборы представляют собой своего рода «всесословные собрания» Церкви, в которых по праву должны быть представлены различные категории членов Церкви, совершенно чужда христианской мысли этого времени. Здесь снова мы видим понятие, свойственное западной средневековой корпоративной системе.»

Поместные Церкви представлены были на Вселенских Соборах с разной полнотой. В них участвовали лишь немногие лица, представлявшие Западный Патриархат, хотя авторитет этих лиц всегда был высок. На VII Вселенском Соборе крайне малочисленным, почти символическим, было представительство Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. Во всяком случае, признание вселенскости Собора никогда не обусловливалось пропорциональным представительством всех поместных Церквей.

Компетенция Вселенских Соборов заключалась прежде всего в разрешении спорных догматических вопросов. Это преимущественное и почти исключительное право именно Вселенских, а не Поместных Соборов. Опираясь на Священное Писание и общецерковное Предание, Отцы Соборов изложили догматы веры, данные Спасителем в Откровении. Догматические определения семи Вселенских Соборов, содержащиеся в их оросах, обладают тематическим единством: в них раскрывается целостное тринитарное и христологическое учение. Изложение догматов в соборных символах и оросах непогрешимо; именно, в них и выявлена исповедуемая нами непогрешимость Церкви.

О догматах сказано в ответе Восточных Патриархов: «В Божественных догматах никогда нет места икономии или снисхождению, так как они непоколебимы и хранятся со всяким благочестием всеми православными как нерушимые; и тот, кто преступит малейший из этих догматов, осуждается и анафематствуется как раскольник и еретик, и все считают его отлученным.» В связи с этим Соборам принадлежит право окончательного, не подлежащего отмене суждения о всяком учении, возникающем в Церкви, на тот предмет, соответствует ли оно Преданию или противоречит ему, а также право анафематствовать лжеучителей и их приверженцев.

Чрезвычайно велико значение Вселенских Соборов в дисциплинарной области. Соборы издавали каноны, в которых фиксировалось обычное право Церкви или придавался более высокий, общецерковный авторитет постановлениям Поместных Соборов. Вселенские Соборы утверждали правила Поместных Соборов и Отцов. Они изменяли и уточняли прежде состоявшиеся дисциплинарные определения.

Наконец, Соборы чинили суд над предстоятелями автокефальных Церквей и другими иерархами не только по обвинению их в ереси, но и в связи с нарушениями дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. Вселенским Соборам принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах поместных Церквей.

Чрезвычайно труден вопрос о церковном приятии, о рецепции постановлений Соборов, и в связи с этим о критериях вселенскости Собора. Из истории хорошо известно, что некоторые из Соборов, не признаваемые Вселенскими или даже прямо осужденные как разбойничьи, по числу представленных на них поместных Церквей не уступали Соборам, признанным Вселенскими, во всяком случае, самому малочисленному из них – I Константинопольскому.

Русский мыслитель А. С. Хомяков связывал авторитет Соборов с приятием его постановлений христианским народом: «Почему же отвергнуты эти соборы, – писал он о разбойничьих сборищах, – не представляющие никаких наружных отличий от Соборов Вселенских? Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом.» Но точка зрения А. С. Хомякова в экклезиологическом отношении сбивчива, а если сказанное им понимать буквально, – то просто неверна. Не раз в истории Церкви на стороне истины было меньшинство, а большинство христианское отвергало ее. В действительности внешних критериев для однозначного определения вселенскости Соборов, конечно, нет, ибо нет внешних критериев абсолютной Истины.

Как писал св. Максим Исповедник, «благочестивое правило считает, что святы и признаны те соборы, которые подтверждены правильностью догматов.» Преподобный Максим отвергал и цезаре-папистскую тенденцию ставить вселенский авторитет Соборов в зависимость от ратификации их постановлений императорами: «Если прежние Соборы утверждаются приказаниями императоров, а не православной верой, – говорил Святой Отец, – то пусть принимаются и те соборы, которые высказывались против единства [Божественной) сущности, поскольку они собирались по приказу императора… Все они, действительно, собирались по приказу императоров, и тем не менее все осуждены из-за святотатственности кощунственных учений, которые были на них утверждены.» Несостоятельны и притязания римско-католической экклезиологии и каноники, ставящих признание соборных деяний в зависимость от ратификации их Римским епископом.

По резонному замечанию архиепископа Петра (Л’Юилье), «Отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными.» Исторически окончательное признание Собора вселенским принадлежало последующему Собору, а VII Собор признан Вселенским на поместном Константинопольском Соборе 879 г.

История Церкви знает семь Вселенских Соборов. В церковном народе бытует мнение, согласно которому Соборов не может быть более семи, а значит, с одной стороны, нельзя впредь признать вселенским еще один из прежде состоявшихся Соборов, с другой – в будущем невозможен созыв нового Вселенского Собора. Великий князь Московский Василий Темный заявил митрополиту Исидору, изменившему Православию на Флорентийском Соборе, что все уже было сказано на семи Вселенских Соборах и мысль о восьмом Соборе нечестива.

Профессор А, С. Павлов в конце XIX века на эту тему рассуждал иначе: «В настоящее время, когда отдельные части Вселенской Церкви находятся в различных государствах, иногда враждебно друг к другу относящихся, Вселенский Собор представляется почти невозможным по политическим обстоятельствам.»

В православной богословской литературе нашего времени почти невозможно встретить точку зрения, догматизирующую седмеричное число Вселенских Соборов. Архиепископ Василий (Кривошеин) утверждает, что Константинопольский Собор 879 г. «как по своему составу, так и по характеру своих постановлений… носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 Отца, то есть это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах и великим, и Вселенским Собором. И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его VIII Вселенским Собором, например, знаменитый канонист XII века Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникийский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникийский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.)… По характеру своей деятельности Собор 879-880 годов также имеет черты Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера. Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет.»

Как известно, ныне Вселенская Православная Церковь ведет подготовку Всеправославного Собора, не предрешая заранее вопроса о его статусе, но оставляя открытой и возможность признания его вселенским.

Есть основания считать, что догматизирование седмеричного числа Соборов является одним из примеров экклезиологической аберрации, подобной распространенному в Византии учению о пентархии.

История Церкви, помимо Вселенских и Поместных Соборов в собственном смысле слова, знает еще и такие церковные соборы, которые, хотя по традиции причисляются к поместным, но или по важности своих постановлений либо по своему составу имели большее значение, чем обычные Поместные Соборы. К ним относятся Поместные Соборы, правила которых вошли в канонический свод, Константинопольские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в Константинополе 1341, 1347 и 1351 гг., а также те, определения которых имеют догматический характер. Примером Собора, который по своему составу имел общеправославное значение, может служить Большой Московский Собор, осудивший Патриарха Никона (1667 г.).

Уже более тысячи лет Православная Церковь живет без Вселенских Соборов, хотя вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым. Постоянно пребывающим носителем земной власти в Церкви является Богоучрежденный вселенский епископат, возглавляемый Первоиерархами автокефальных Церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение.

Митрополит Сергий (впоследствии Патриарх) писал в послании митрополиту Агафангелу: «Собрание епископов в одно место, называемое Собором, не есть единственная форма, не единственный способ для осуществления епископским сословием своих общеепископских правительственных полномочий. Епископский Собор только наиболее удобный способ для епископского сословия, чтобы рассуждать о церковных делах общим рассуждением и для постановления общих епископских решений… Но совершенно такую же силу и обязательность имеет общее решение епископов и тогда, когда они, оставаясь на своих местах, обсудят дело и постановят общее решение, беседуя друг с другом, например, по междугородному телефону… или сносясь между собою письменно или через особого посланца, как это было у апостола Павла и коринфских предстоятелей.»

Суждение митрополита Сергия непосредственно касалось русских церковных дел, однако оно носит принципиальный канонический характер, и значение его выходит за рамки одной поместной Церкви.

Седьмой Вселенский собор

В 8 веке Церковь в Византии страдала от ереси иконоборчества, которой были подвержены даже некоторые императоры. Так, Лев Исаврянин издавал указы о массовом уничтожении святых образов и жестоком преследовании их почитателей. Народ в большинстве своём продолжал поклоняться изображениям Господа и святых, что порой приводило к восстаниям. Против ереси выступали святой Иоанн Дамаскин и другие выдающиеся богословы.

Преемник Льва Константин Копроним продолжил иконоборческую политику. Он стремился, главным образом, воздействовать на епископов и прочих монашествующих. Ведь многие из них всё ещё отстаивали почитание святых образов. Император прибегал к казням иноков и закрытию монастырей. А в 754 году с епископами-еретиками он организовал церковный Собор, который осудил иконопочитание. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает:

«Немало пришлось услышать проклятий от лица этого Собора всем тогдашним ревнителям православия. Немало было возведено на них ложных обвинений. В основу своих ложных иконоборческих мудрствований Собор положил вымышленные сказания и подложные изречения Отцов Церкви».

Гонения несколько ослабли при следующем правителе – Льве IV. После его смерти трон заняла супруга императора Ирина. Она была благочестивой иконопочитательницей, за что долгое время пребывала в опале. Став единоличной правительницей, Ирина прекратила репрессии. Однако для торжества Истины этого было мало.

По наставлению новоизбранного патриарха Тарасия, Ирина созвала 7 Вселенский Собор, который разоблачил предыдущее иконоборческое собрание и утвердил догмат о почитании святых образов. Всё это было подкреплено многочисленными аргументами, которые опирались на Священные Писание и Предание, а также на многочисленные свидетельства о чудесах от икон. Собор постановил:

«Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения честного и животворящего Креста… Взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним… Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется личности, изображённого на ней».

Собор также принял 22 канонических правила. Он завершил эпоху Вселенских Соборов и процесс формирования православного вероучения.

Шестое святое собрание

История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина. На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества – божественное и человеческое, и, соответственно, две воли – божественную и человеческую. После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.

Вселенские соборы в Православии и католицизме

В Восточном и Западном христианстве сложились различные взгляды на Вселенские Соборы и их количество. Все 7 признаваемых Православием Соборов проводились в течение 9 веков после Рождества Христова. То есть они проходили до разделения единой Церкви на православную и католическую. Соответственно, все эти Соборы признаются и на Западе.

Однако впоследствии католики созывали ещё множество других Соборов, которые не признаются Православием. Так, согласно Западному христианству, общее количество Вселенских соборов – 21. Причём последний из них проводился в 60-х годах прошлого столетия (II Ватиканский).

Отдельно стоит упомянуть о Соборе, который католики считают Вселенским, именуя Четвёртым Константинопольским. Он был созван в 869 году силами византийского императора Василия I и папы римского Адриана II. С одной стороны, это собрание проходило до официального разделения Церквей, в столице православной Византии. Более того, местом собрания был главный православный храм империи (Собор Святой Софии).

С другой же стороны, съезд проводился императором в целях угождения Римскому престолу. Его результатами стали недопустимые уступки Западу. Например, низложение патриарха Фотия и признание первенства Папы Римского в ключевых церковных вопросах. Однако вскоре церковная политика Василия I изменилась и деяния Собора были подвергнуты забвению. Таким образом, он не был принят в Православии.

Разделение христианской Церкви на Восточную и Западную является одной из причин настороженного отношения в Православии к потенциальному проведению Восьмого Вселенского Собора. Догматических запретов на это нет. Ведь Соборы являются одной из форм самоуправления и самоорганизации Церкви. Они созываются, когда возникает необходимость принятия важных общецерковных решений.

Правила истинной веры

Святые отцы оставили после себя каноны или, иначе говоря, правила Вселенских соборов, которыми должны руководствоваться вся церковная иерархия и сами верующие в своей церковной и личной жизни.

Основные правила первого святого собрания:

  • В клир не принимаются лица, сами себя оскопившие.
  • В священные степени не могут производиться новообращенные верующие.
  • Священнослужитель не может иметь в доме женщину, которая не его близкая родственница.
  • Епископы должны быть избраны епископами и утверждены митрополитом.
  • Епископ не должен принимать в общение лиц, которые отлучены другим епископом. Правило повелевает созывать епископские сборы дважды в год.
  • Подтверждается высшая власть некоторых сановных лиц над другими. Запрещается поставлять епископа без общего собрания и позволения митрополита.
  • Иерусалимский епископ по степени подобен митрополиту.
  • В одном городе не могут быть два епископа.
  • Порочные лица не могут быть допущены к священнослужению.
  • Падшие извергаются из священного чина.
  • Постановляются способы покаяния отступивших от веры.
  • Каждый умирающий должен напутствоваться святыми тайнами.
  • Епископы и клирики не могут самовольно переходить из града в град.
  • Клирики не могут заниматься ростовщичеством.
  • Запрещается преклонять колена в дни пятидесятницы и в воскресенье.

Основные правила второго святого собрания:

  • Всякая ересь должна быть подвергнута анафеме.
  • Епископы не должны простирать свою власть вне пределов своей области.
  • Постанавливаются каноны принятия кающихся еретиков.
  • Все обвинения на правителей церкви должны быть исследованы.
  • Церковь принимает исповедующих единого Бога.

Основное правило третьего святого собрания: главный канон запрещает слагать новый символ веры.

Основные правила четвёртого святого собрания:

  • Все верующие должны соблюдать все, что было постановлено на предыдущих соборах.
  • Постановление в церковную степень за деньги карается строго.
  • Епископы, клирики и монахи не должны заниматься мирскими делами ради прибытка.
  • Монахи не должны вести бесчинное жительство.
  • Монахи и клирики не должны вступать в воинскую службу или мирской чин.
  • Клирики не должны судиться в светский судилищах.
  • Епископы не должны в церковных делах прибегать к помощи гражданских властей.
  • Певцы и чтецы не должны вступать в брак с иноверными женами.
  • Монашествующие и девы не должны вступать в брак.
  • В монастыри не должны обращаться мирские жилища.

В общей сложности семь Вселенских соборов вывели целый свод правил, которые сегодня доступны всем верующим в специальной духовной литературе.

Молитвы Святым Отцам Вселенских Соборов

Тропарь Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Кондак Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше Богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Перевод:

Проповедь Апостолов и отцов догматы веру единую для Церкви утвердили; и она, нося одежду истины, сотканную из небесного Богословия правильно преподает и славит благочестия великое таинство.

Тропарь Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод:

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Значение святых собраний

Семь Вселенских соборов представляют первостепенное значение в развитии основных догматов христианского вероучения, на чём основана вся современная вера.

  • Первый – утвердил божественность Христа, его равенство отцу Богу.
  • Второй — осудил ересь Македония, отвергающего божественную сущность Святого духа.
  • Третий — устранил ересь Нестория, который проповедовал о раздвоении лиц богочеловека.
  • Четвертый — нанёс окончательный удар по лжеучению монофизитства.
  • Пятый — завершил поражение ереси и утвердил исповедание в Иисусе двух естеств – человеческого и божественного.
  • Шестой — осудил монофелитов и постановил исповедовать в Христе две воли.
  • Седьмой — низверг иконоборческую ересь.

Годы Вселенских соборов позволили внести определённость и полноту в ортодоксальное христианское учение.

Документы и литература

  • Материалы Архива ОВЦС МП. Переводы материалов предварительных совещаний:
  • Протоколы Подготовительной комиссии Святых Православных Церквей, собравшейся в Священной Великой Ватопедской обители на Святой Горе 8-23 июня 1930 г.: Пер. с греч.
    , Константинополь, 1930 (маш.).
  • Проекты результативных документов Комиссии при Священном Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора
    , М., 1968 (маш.).
  • На путях к Великому Собору: Доклад Межправославной подготовительной комиссии на 6 тем 1-го этапа
    , Шамбези, 1971.
  • Межправославная подготовительная комиссия Святого и Великого Собора 16-28 июля 1971 г.
    , Шамбези, 1973.
  • 1-е Всеправославное предсоборное совещание. Шамбези, 21-28 ноября 1976 г.: Протоколы-тексты
    , 1976.
  • Очерк Святой Болгарской Православной Церкви: «Православное монашество»
    , Шамбези, 1982.
  • 2-е Всеправославное предсоборное совещание
    , Шамбези, 1985.
  • Межправославная подготовительная комиссия 15-23 февраля 1986 г.
    , Шамбези.
  • 3-е Всеправославное предсоборное совещание: Протоколы и тексты
    , Шамбези, 28 октября-6 ноября 1986.
  • Межправославная подготовительная комиссия Святого и Великого Собора 10-17 ноября 1990 г.
    , Шамбези, 1991.
  • Межправославная подготовительная комиссия Святого и Великого Собора, 7-13 ноября 1993 г.
    , Шамбези, 1994.
  • «Всеправославное совещание на о. Родосе: [Подборка материалов]», Журнал Московской Патриархии
    , 1961, № 11, с. 5-29.
  • «3-е Всеправославное совещание (Родос, 1-15 нояб. 1964 г.)», Журнал Московской Патриархии
    , 1964, № 12, с. 1-5.
  • «Заявление главы делегации РПЦ на Всеправославном совещании в Женеве», Журнал Московской Патриархии
    , 1968, № 7, с. 7-8.
  • «Комиссия по подготовке Всеправославного Собора продолжает свою работу», ИБ ОВЦС МП
    , 1999, № 3, с. 29-30.
  • Скобей Г. Н., «Межправославное сотрудничество в подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви», Церковь и время
    , 2002, № 2 (19), с 54-199.
  • Несколько слов из истории

    В ранние века (от Рождества Христова) собором называли любое церковное собрание. Немного позже (в III столетии нашей эры) таким термином стали обозначать встречи епископов для решения важных вопросов религиозного характера.

    После провозглашения императором Константином толерантности к христианам, высшие духовные лица смогли периодически собираться в общем соборе. А церковь в масштабе всей империи начала проводить Вселенские соборы.

    В таких встречах принимали участие представители духовенства всех поместных храмов. Главой этих соборов, как правило, назначался Ромейский император, который придавал всем важным решениям, принимаемым в ходе данных встреч, уровень государственных законов.

    Также император был уполномочен:

    • созывать соборы;
    • делать денежные взносы на осуществление некоторых затрат, связанных с проведением каждой встречи;
    • назначать место проведения;
    • наблюдать за порядком через назначение своих чиновников и так далее.

    Описание

    Православные Вселенские соборы изначально являлись важными событиями для христианского мира. Каждый раз рассматривались вопросы, которые впоследствии оказывали влияние на ход всей церковной истории.

    Потребность в подобных мероприятиях для католической веры менее велика, поскольку многие аспекты церкви регулирует центральный религиозный лидер – папа Римский.

    Восточная же церковь — православная — имеет более глубокую потребность в таких объединяющих собраниях, имеющих масштабный характер. Поскольку вопросов также накапливается достаточно много и все они требуют решения на авторитетном духовном уровне.

    Католики за всю историю существования христианства признают на сегодняшний день 21 состоявшийся Вселенский собор, православные – только 7 (официально признанных), которые были проведены еще в I тысячелетии от Рождества Христова.

    Каждое такое мероприятие обязательно рассматривает несколько важных тем религиозного плана, предоставляются вниманию участников разные мнения авторитетных духовных лиц, принимаются единогласно важнейшие решения, которые затем оказывают влияние на весь христианский мир.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]