Великое славословие
Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние
. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя, вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́.Го́споди Царю́ Небе́сный, Бо́же Отче Вседержи́телю, Го́споди, Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй
1
грех ми́ра, поми́луй нас; взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу; седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко Ты еси́ един Свят, Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам.Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки. Ами́нь.Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м (трижды).Го́споди, Прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́.Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой; яко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви
2
ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (трижды).Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.
Перевод: Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мира, помилуй нас. Подъемлющий грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
* * *
На будничных (неславословных) и великопостных праздничных утренях, а также на повечериях Великое славословие заменяется чтением вседневного славословия.
Словарные варианты
В словарях, как правило, представлено два оттенка толкования изучаемого лингвистического объекта.
- Первый из них говорит, что его суть заключается в прославлении какого-нибудь объекта, в том числе и человека.
- Второй снабжен пометкой «разговорное» и говорит о неумеренном восхвалении кого-нибудь или чего-нибудь.
Вам будет интересно:Газырь — это… Значение, история, применение
Чтобы лучше усвоить, что это – «славословие», следует привести несколько примеров предложений с этой лексической единицей.
Вседневное славословие
Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Го́споди, Царю́ Небе́сный, Боже, О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, А́гнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас. Взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Я́ко Ты еси́ Еди́н Свят; Ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка.Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.
Перевод: Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже, Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мира, помилуй нас. Подъемлющий грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякую ночь благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё вовеки, и в век века. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя.
1
Вземляй – подъемлющий. Возможно двоякое понимание фрагмента с этим словом: — «Возвещаем на земле мир в тех людях, которых Бог возлюбил (людях благоволения)!». — «Благодаря приходу Христа на всех людей изливается благая воля Божия».
2
Пробави – простри.
Для первого случая
Как видно из приведенной выше формулировки, первый вариант значения больше касается восхваления действительно достойного предмета. Это видно из следующих примеров:
- Когда люди встречали героиню, под ноги ей летели огромные букеты цветов, а также беспрестанно слышались славословия в адрес покорителей космоса.
- Деяния мужей апостольских достойны вечного славословия.
- Описание праздника или напоминание о заслугах того или иного святого находится в начале тропаря. Тогда как в конце содержится славословие или же просьба к святым о молитве.
- Прежде трудно было вообразить, что ангельское славословие может раздаваться под землей.
- Между другими видами сочинений ему удавалось сочинять также и изящные славословия.
Происхождение
Краткое славословие, по мнению М. Н. Скабаллановича, могло возникнуть из заключительных славословий литургийных молитв.[4] Следы таких славословий встречаются уже книгах Нового Завета (апостольские послания, Апокалипсис). Первый пример славословия с перечислением всех лиц Святой Троицы содержится в предсмертной молитве священномученика Поликарпа (ум. в 156 году).[5] Подобные славословия есть в мученических актах и других святых II века (например, Игнатий Богоносец и др.).
Ариане для выражения своих идей придали славословию следующую форму: «Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе
». Это заставило христианскую церковь (вероятно на Первом Вселенском соборе[4]) окончательно закрепить формулу славословия как «
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
» то есть в форме наиболее выражающей единосущие Святой Троицы.
Примечания
- Объяснение церковных и домашних молитв (неопр.)
. Православие.Ru. Дата обращения: 10 февраля 2016. - Catholic Encyclopedia, Doxology
- Dominica prima adventus domini // Missale Mixtum secundum regulam beati Isidori dictum mozarabes: Praefatione, notis et appendice ab A. Lesleo S. J. sacerdote ornatum. Pars prima et pars secunda / A. Lesley, ed.. — Roma, 1755. — P. XCVI, 640.
- ↑ 12
Скабалланович М. Н. Толковый типикон Архивная копия от 18 апреля 2010 на Wayback Machine - Мученичество Св. Поликарпа, епископа Смирнского
- Шестопсалмие (неопр.)
. «Новгород.ру». Дата обращения: 10 февраля 2016. - Малое славословие (неопр.)
. iКлирос. Дата обращения: 10 февраля 2016.
Для второго варианта
Вам будет интересно:Жертвенность — это… Определение, виды, качества личности
Судя по приведенным ниже примерам, второй оттенок значения, скорее, подчеркивает незаслуженность, похвалу, ее чрезмерность:
- С самых первых секунд общения этот человек обрушивал на собеседника такой поток славословия, что последнему было очень трудно сохранить критичность, не поддавшись ему.
- Несмотря на то что при Хрущеве культ личности был беспощадно осужден, славословие партийных боссов никуда не делось.
- Когда Андрей обсуждал свои дела с этой умнейшей женщиной, он чувствовал облегчение и огромный прилив сил. Она обладала, можно сказать, мужским умом, ей удавалось подбодрить визави без всяких славословий.
- Анатолий сам не ожидал от себя, что имеет такие способности к лести, хвалебным речам и славословию.
- Нужно высказывать критику в лицо, а не увлекаться праздным славословием, это постепенно может опять войти в норму и превратиться в культ личности. Тем более что история наглядно подтверждает это.
Для понимания того, что это – «славословие», нелишним будет ознакомиться со словами, близкими по смыслу к изучаемому.
Об ангельском славословии
Святитель Иоанн Златоуст именует Рождество Христово «началом всех праздников».
«Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Современные церковные ученые полагают, что Рождество Христово – один из древнейших христианских праздников, вместе с Благовещением и Пасхой. Оно празднуется ровно через 9 месяцев после Благовещения, 25 декабря по «старому стилю». Первоначально оно соединялось с появившимся в III веке праздником Богоявления, и этот общий праздник назывался — Праздник светов.В древнем римском календаре, датируемом 354 годом, под 25 декабря (или 8 календой января) написано: «День Рождения Христа в Вифлееме».
Переживая событие Рождества Христова в храме на праздничном богослужении, всегда по-особенному воспринимается ангельское славословие «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк.2, 14).
Опираясь на исследования заслуженного профессора Московской духовной академии Константина Ефимовича Скурата, постараемся вникнуть в богословский смысл этих удивительных слов.
Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение…
Так воспели Ангелы в ту спасительную ночь, когда на землю сошел Бог во плоти.
Эта песнь и обрадовала и удивила пастырей. Она же огласила всю вселенную – и одних людей она воздвигла к торжеству, других подвигла к размышлению.
От той великой ночи отделяет нас почти двадцать (более двадцати) веков. С того времени в жизни человечества многое изменилось: ушли в прошлое великие, считавшиеся вечными и нерушимыми, империи, изменились культуры, стали новыми социальные условия жизни, облик земли стал неузнаваем. И лишь одно осталось неизменным – свидетельство Ангелов, обращающих наш взор ко граду Вифлеему.
Небесные Вои радуются, что с вочеловечением Сына Божия на земле воцарится мир Божий, милость и благоволение. На землю сходит не Бог отмщения, а Бог милосердия, не судия, а отец, сходит не наказывать за грех, а разрешить грех и помиловать грешника. «Глубиною мудрости человеколюбив вся строяй и полезная всем подаваяй»,
премудрый и всеблагой Бог Сам идет к человеку, чтобы открыть ему путь к вечной жизни, дать ему верные истинные средства спасения. Верными свидетелями этому явятся лики многочисленных апостолов и миссионеров, мучеников и исповедников, святителей и пустынников.
По определению Святителя Русской Православной Церкви прошлого столетия (позапрошлого) (митрополита Платона (Левшина)), «Ангелы в краткой песни своей возгласили три важные догмата»
.
Первый догмат
–
это «слава Богу», второй – «на земле мир» и третий «во человецех благоволение».
Во-первых святые ангелы возносят сегодня Богу славу в вышних, величают Его, прославляют за Его бесконечную любовь к людям, отдающую Сына Своего единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 15). Они в славословии свидетельствуют о тех великих страданиях, которые понесет за нас Сам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы не страдали вечно, а получили нескончаемое вечное счастье. Закон правды требовал наказать преступника. И если бы действовала только Правда Божия, то мы бы погибли духовно. Никто, даже самые великие праведники, не могли взять на себя грехи всего человечества. Это совершил, и совершил добровольно, по Своей безграничной любви, Сын Божий Спаситель.
Об ангельском славословии
Во-вторых ангелы воспели также: «…и на земле мир».
Понятие мира многообразно. Есть мир внешний. Это мир между родителями и детьми, мужем и женой, между соседями и целыми странами, – короче: всякое согласие между людьми, братство, мирное сожительство.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам»,
– говорил Господь Своим ученикам накануне страдания (Ин. 14, 27).
Есть и другой мир, также оставленный Спасителем (Ин. 20, 19). Это мир внутренний, мир с Богом и со своей совестью, очищенной от всякой греховной скверны. Раскрывая это понятие мира, митрополит Московский Платон говорит, что в рождественскую ночь Ангелы воспели как бы так: «Слушай, вся земля! Вонми, вся поднебесная! Весь человеческий род! Благовествуем всем вам мир. Вы были враги Богу: своими без числа преступлениями… беззакониями… пороками… Но ныне… разделяющая вас от Бога преграда разрушилась; ныне небеса отверсты, и пламенное оружие, двери райские стерегущее, далеко бежит; …ныне с вами Бог примиряется. Воззрите на лице Его: уже оно к вам сияет отеческой любовью; Он Сам идет (в тексте: «бежит» — К.С.) к вам на сретение и подъемлет руки на объятия вас… готовит славный пир, и понеже хотел ознаменовать, сколько любит вас, то не изобрел лучшей для вас пищи, как угощать вас даже Телом Своим, напоевать даже Кровью Своею. Таково состояние не есть мир, мир незаслуженный, мир пречудный, мир бесценный, когда толико непостижимого величества Бог снисходит к человеку, к персти, брению и ничтожеству? Это видя, – глаголют Ангелы, – мы… не могли удержаться, чтобы не воспеть мир на земле и этим пением огласить небо и землю, воздвигнуть весь человеческий род».
Мир Христов там, где живет Сам Христос Господь, где действуют Его святые заповеди. Нет мира в душе, семье, обществе – значит владычествует не Христос, а грех, значит живут не по духу Христову, а по влечению страстей. Мир Христов должен восприниматься и усваиваться и верой во всесильную помощь Божию, соединенной с молитвой, и верой деятельной, соединенной с любовью, трудом, подвигом.
Так воспринимала мир, возвещенный Ангелами, древняя Церковь, так она понимает его и в наше время.
В-третьих «Во человецех благоволение», – такими словами заканчивается ангельская песнь.
Небожители прославляют Господа за то, что Он Своим пришествием во плоти проявляет высочайшее благоволение к людям: насадит среди них благую волю, возродит их в религиозном отношении, вдохнет в них самоотверженную братскую любовь. «Нет больше той любви,
– скажет Он Своим ученикам, –как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Христос Спаситель возвестит людям самые чистые и возвышенные законы нравственности. Вместе с этими законами Он дает и средства, силы к их выполнению (I Петр 1, 3), при помощи которых всякий верующий в Него может очиститься от грехов и переродиться, победить всякую страсть и совершить всякое добро. И когда благая воля Божия распространится среди людей и утвердится, когда сердца людей будут направлены на дела любви, когда люди поймут, что истинное богатство и ценность их жизни состоит в постоянном совершении добра, тогда они и вступят в мир подлинного, настоящего счастья, которое станет преддверием вечного счастья и жизни вечной.
Роман Баранников
Новости Московского подворья.