Книгу «Земная жизнь пресвятой Богородицы» написала Снессорева Софья Ивановна.
Это интересная, хоть и не слишком известная фигура в православном мире. На то, что о ней говорят сравнительно мало, повлиял и образ жизни писательницы. Она много работала, но труды свои предпочитала издавать анонимно.
И всё же последняя книга Софьи Ивановны принесла ей известность. Сегодня этот труд выдержал уже не одно переиздание, его читают по телевидению и исследуют лингвисты. Поговорим немного о писательнице и её труде.
Пресвятая Богородица
Богородица, Богоматерь, Царица Небесная, Дева Мария. Таков далеко не полный перечень имен земной матери Господа Иисуса Христа. Она является величайшей из всех святых и почитается даже выше ангелов. Пресвятая Богородица была простой девушкой из города Назарет. Будучи обручённой с благочестивым плотником Иосифом, Она оставалась преданной Богу девственницей. Дева явила в себе вместилище особого проявления Его благодати. Посредством Святого Духа Мария чудесно зачала и родила Сына Божьего – Иисуса Христа (Лк. 1:35).
«Дева, силою Пребывающего в Ней, родила естественно, но ничего не потерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением» («Творения святого преподобного Ефрема Сирина». Том 1).
Пресвятая Богородица
Мать Спасителя мира
Христос совместил в себе два естества: не переставая быть Богом, Он являлся Совершенным человеком. Его называют Спасителем, поскольку своей смертью и Воскресением Господь искупил грехи человечества. А своим Вознесением Он открыл нам путь на Небо. Когда в Таинстве Крещения христиане сочетаются со Христом, они духовно связываются и с Его Матерью.
«Она – источник, потому что живая Вода истекла из нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина. Том 3).
Божья Матерь неоднократно упоминается в пророчествах Ветхого Завета. Наиболее известным является произнесённое пророком Исайей:
«Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
Еммануил – это одно из неличных имён Христа, означающее «с нами Бог». Оно указывает на приход Спасителя в наш мир. Также в Ветхом Завете присутствуют различные прообразы Божьей Матери. Например, лестница Иакова (Быт. 28:12-17) символизирует соединение неба и земли через рождение Христа, а Неопалимая купина (Исх. 3:2-5) – непорочное зачатие.
Пресвятая Богородица почиталась ещё первыми христианами. Её изображения были найдены в римских катакомбах. Здесь ранние христиане скрывались от гонений и совершали богослужения. Догмат почитания Марии как Божьей Матери было закреплено Церковью на Третьем Вселенском Соборе (431). Из 12 главных церковных праздников (двунадесятых) Богородице посвящены 4: Её Рождеству, Введению во Храм, Благовещению и Успению.
Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера — склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.
Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять — бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: «Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву». И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: «Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана.»
Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования».
Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.
9 декабря (Здесь и далее в жизнеописании даты приведены по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября — рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки — ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.
В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.
После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.
Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить Свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?
Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: «Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства».
Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: «Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы». Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.
Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.
Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.
Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате,извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.
Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона «Благовещение» (празднование 25 марта) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок — лилию и произносит бесценные слова; «Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!» Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.
Современный человек может породить в своем разуме сомнение. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Но самое удивительное, что услышанная Благая Весть перво-наперво усомнила Саму Марию. «Как это будет со мной, когда Я мужа не знаю?» — были первые ее слова.
Факт действительно может показаться сомнительным, если постигать его холодным разумом. Но его надо принять не разумом, а душой. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы — есть соединение небесного и земного, духовного и материального. То был момент перерождения мирского человека в Святость, которой поклоняются люди вот уже два тысячелетия.
Проникновенно и возвышенно говорит об этом явлении московский митрополит святитель Филарет (1782-1867 гг.): «Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле… Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все — все помыслы, чувства, стремления — отданы невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие…»
Так подтвердились слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим».
Материалисты не могут постичь этого чуда. Одни принимают только физику, другие делают шаг более смелый — в метафизику. Но как естественно и закономерно признать Божественное начало! Хотя понятие «начало» применимо к конкретному явлению, а Бог — это Вечность, у которой не может быть начала и конца. Бог это сила, утверждающая гармонию во Вселенной.
Икона «Благовещение» помогает смертному человеку принять эту духовную суть и соединяет нас с Божественным миром. В Назарете, где архангел Гавриил благовестил Деве Марии, в IV веке был воздвигнут храм в память о Благовещении. В алтаре горят неугасимые лампады, бросая свет на слова, в коих заключена суть величайшего таинства: «Yic Verbum caro fuit» («Здесь слово плоть бысть»). Над престолом — образ Благовещения и рядом вазы с белыми лилиями. Цветок, который был в руках архангела Гавриила, символизирует чистоту.
Согласно преданию и писаниям святых отцов церкви Благая весть произвела на Пресвятую Деву неизгладимое впечатление. Этой Божественной новостью Она захотела поделиться с ближайшей по духу родственницей Елисаветой, у которой прогостила три месяца. Елисавета первой из простых смертных поверила в непорочное зачатие Девы Марии и воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего». В иконописи и религиозной живописи этот Божественный факт отражен многократно, как и вся последующая жизнь Святого семейства. А складывалась она далеко не без страданий.
Надо представлять состояние Девы Марии, которая должна объяснить своему мужу причину уже видимого плодоношения. Возвышенное и греховное стояли на одних весах в ее воображении. В душе земного человека назревала тяжелейшая драма. А каково было состояние Иосифа, который благоговел пред Марией, но видел изменения в Ее фигуре и страдал от терзавших его вопросов?! Конечно, Дева Мария могла рассказать Иосифу все как было… Но поверит ли он, что во чреве Ее сокрыт Божественный плод? И как сказать о Себе, как о Святости? Всем подобным предполагаемым объяснениям, вопросам и ответам Дева Мария предпочла молчаливое страдание. Ведь Она осознавала факт вознесения смертного человека на недосягаемую высоту.
Праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, проявил необыкновенное добросердечие. После долгих терзаний, разных предположений и колебаний, он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот поступок: «Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее». Он очень хотел сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона, тем самым удовлетворить требование своей совести. И только он решился свой план с письмом осуществить, как явился к нему во сне ангел Господень. Разрешились вмиг все противоречия и недомолвки Господним откровением.
Наиболее полно и многообразно представлены в духовной литературе, в иконописи Рождество Христово и вся дальнейшая Его земная жизнь. О ней за два тысячелетия написано такое количество книг, которое не поддается исчислению привычными тиражами. Не было на Земле другой подобной жизни, которая бы притягивала к себе с такой непоколебимейшей силой людские души. На протяжении гигантского отрезка времени (в привычном человеческом понимании) в честь Иисуса Христа на Земле не прекращалось горение лампад и свечей. Если черные силы взрывали храм Божий, то свеча горела в какой-нибудь хижине. Если она гасла в одной части света, то неизменно сияла пламенем пред чистым образом — в другой. Во все времена великий духовный подвиг Христа, о котором обязаны знать все люди на свете, оставался высшим идеалом служения Богу-Отцу и служения Бога-Сына — человечеству. Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего.
Несоблюдение этих заповедей человечеством ведет его к погибели. Жизнь убеждала в этом неоднократно. Зло как бы мигрирует по планете во времени. История фиксирует: мракобесия язычников разных мастей, свирепость династии Иродов, жестокость Нерона, изуверства иезуитов, пагубные последствия доктрин философов типа Ницше, обман лжепророков и погибельные соблазны новых «царей» и так называемой демократии. Где не соблюдаются заповеди Господни, туда вторгается зло, там процветает ложь, а вера в Бога становится фальшивой; где не соблюдаются заповеди Христа-Спасителя, там постоянны кровопролития, а любовь к ближнему проявляется только на словах; где не соблюдаются заповеди Всевышнего, там власть роскошествует, а народ бедствует. Такое общество обречено на погибель.
Если представить, что на землю не пришел бы Иисус Христос, то в противовес злу не было бы вообще никакой силы, и человечество давно бы закончило свое существование. Спаситель явился на землю в период правления царя Ирода. Что связывают люди с этим именем, ясно. Во все времена и по сей день иродами называют самых гнусных правителей. Кто выступает против них, тот следует заветам Христа.
На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать — Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме («Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7». Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние — повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский — Спаситель. 14000 невинных детей — мальчиков — пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!
Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса…
После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.
Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение… О нем позже. Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте. Иосиф тоже скромно и благородно исполнил свой жизненный подвиг. Именно подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение каждому человеку. Как исполнить? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни — предпосланная Богом, хранимая человеком. Своим бытием, материальными и духовными стараниями учила жить людей Богородица, пробуждая в человеке Совесть — голос Бога. Матери Бога — Богородице, стоя перед иконой — Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом. И Богоматерь соединяет частицу этого Божественного начала в человеке с Всевышним.
Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр.
Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря, и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону света, словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленными островами и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность буквально кишела идольскими капищами с громадным храмом Аполлона в центре, где свершались разные гадания и языческие волхования.
Но вот Богоматерь сошла с корабля на землю, и отовсюду к Ней стал стекаться народ с вопросами: кто такой Христос и что принес Он на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.
Она открыла людям суть учения Иисуса Христа — о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему — как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.
После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: «Эго место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и ходатаицей о нем пред Богом Моим».
Дальнейшая история Афона до сего дня подтверждает, что над тем местом во все века ощущается и материализуется Божественное покровительство.
Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. О них рассказ впереди. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.
Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовить Свои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.
Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти — самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.
В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.
Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему…»
Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.
Митрополит московский святитель Филарет в письмах о почитании Пресвятой Богородицы (М. 1844 г.) так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни.»
На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг — подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.
Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец — Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.
В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Конечно, в том понимании, как это случается с обычным человеком, когда тело предается земле, а душа — Богу. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Успение означает то, что Дева Мария после тяжкого многолетнего бодрствования опочила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни, став Матерью Жизни, избавляя молитвами Своими от мук и смерти души смертных, вселяя в них Своим Успением живое предощущение вечной жизни.
Апостол Фома, как гласит предание, прибыл в Гефсиманию лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Много скорбел и плакал по этому поводу и очень жалел, что не был удостоен Ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но… тела Девы Марии там не оказалось. Апостолы стали молить Господа о том, чтобы Он открыл им Свою тайну.
К вечеру святые апостолы сели за трапезу. Как было принято между ними, они оставили одно место не занятым, а пред ним положили кусок хлеба, чтобы после трапезы, творя благодарение Господу, прославляя имя Святой Троицы, этот кусок хлеба вкусить всем, как дар благословенный с молитвою: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» Все думали и говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа… Устремив вверх глаза, готовясь к молитве, все увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!».
Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым — двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году — двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.
Но в то же время сами иконы Пресвятой Богородицы имеют особую жизнь, особую историю, они хранят чудеса и до сих пор благодатно воздействуют на человека.
Перед толкованием икон Пресвятой Богородицы интересно и полезно будет представить Ее земной облик по описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах. Но главную черту Пресвятой Девы, определяющую все Ее духовное содержание, святой Григорий Неокесарийский так определил: «У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный». Безупречные духовные качества Богородицы все Ее современники без исключения ставят на первый план.
Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.».
Святой Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «Когда я введен был пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух — не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы».
Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим».
Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные».
Во все времена святые отцы церкви выражали свой неподдельный восторг пред образом Пречистой Богородицы нашей Приснодевы Марии. Например, великий богослов православной церкви святой Иоанн Дамаскин (VII в.) говорит: «Ее столько возлюбил Бог — высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств».
Именно эти свойства, конкретно определенные и названные почтенными летописцами церкви, святыми отцами и современниками Девы Марии, присутствуют в каждой иконе Богоматери, соответствующей тому или иному событию в Ее жизни, тому или иному празднику Богородицы, тому или иному явлению, связанному с Ней.
Наипервейшим иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: «Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!». Ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными — дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.
История первой иконы уникальна. Она долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Далее святой образ перемещается в Иерусалим, а потом попадает в Константинополь к святой царице Пульхерии (в середине первого тысячелетия). Вместе со своим супругом императором Маркианом они возводят в Константинополе в честь Богородицы три великолепных храма — Халкопратейский, Оди-гитрии и Влахернский. В храме Одигитрии помещают икону, писанную святым евангелистом Лукою.
Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми — особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний — не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница — Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что «умом Россию не понять», он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную «структуру» — божественную сущность русские доверили Богородице.
Более прославленного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются главные кафедральные храмы. Византийские мастера воздвигают по повелению Самой Божией Матери в Киево-Печерской лавре Успенский собор. Воз-желание Богоматери пребывать на Руси засвидетельствовано в Киево-Печерском патерике. И с тех пор люди на Руси стали считать свое Отечество — Домом Пресвятой Богородицы.
Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.
Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре — Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы — Казанская; при утверждении правящей династии Романовых — Феодоровская; в Полтавской битве — Каплуновская. В 1917 году, в день отречения царя-мученика Николая II от престола, как бы Сама Божия Матерь, явившись неожиданно в образе Державной, взяла на Себя преемство власти Державы Российской. Но многие люди не сохранили этот святой образ, не сохранили и самих себя.
Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.
__
Православный интернет курс дистанционного обучения (бесплатный)
Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!
Первое Православное радио в ФМ диапозоне!
Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.
Пресвятая Богородица: земная жизнь до Благовещения
В Новом Завете Божья Матерь именуется только Марией и упоминается эпизодично. Житие Пресвятой Богородицы основано в большей степени на Церковном Предании, а именно на раннехристианских апокрифах.
Мария родилась в семье святых праведных Иоакима и Анны. Они были благочестивыми людьми, но до самой старости не имели детей. Бездетность порицалась в ветхозаветном обществе и считалась наказанием свыше. Супруги горячо молились Богу о даровании ребёнка. Они пообещали, что посвятят его жизнь служению Всевышнему. Молитвы Иоакима и Анны были услышаны – у них родилась дочь. Они назвали её Марией, что значит «госпожа» или «надежда».
Когда девочке исполнилось три года, над Ней необходимо было провести традиционный обряд посвящения Богу. Марию привели ко храму. И Она самостоятельно, не оборачиваясь, взбежала по его крутым ступеням, чем изумила всех окружающих. Навстречу к Ней вышел будущий отец Иоанна Крестителя первосвященник Захария. По Божьему внушению он ввёл Марию в Святая Святых – главное место в храме. Сюда был категорически запрещён вход посторонним и даже первосвященник мог заходить лишь единожды в году. После этого родители Богородицы оставили дочь при храме. Здесь она училась и трудилась с другими девочками.
В 12 лет Марии надлежало оставить храм и выйти замуж. Но Она рассказала священникам, что дала Богу обет девства. Взрослые уважительно отнеслись к её выбору. Родители Марии к тому времени умерли. Поэтому было решено, чтобы её опекал и защищал пожилой плотник Иосиф. На него священникам чудесным образом указал сам Бог. Будущая Пресвятая Богородица жила у Иосифа в Назарете и проводила время в рукоделии и молитве. Иосиф был для Марии лишь нареченным, формальным мужем.В обычные супружеские отношения они не вступали.
Софья Ивановна, автор книги, получила отличное образование
Софья Ивановна родилась в 1815 году в Воронеже. В её семье было по шесть сестёр и братьев. Некоторые — приёмные.
На правах старшего сына в доме проживал семинарист-богослов, который очень повлиял на Софью Ивановну. Он учил сестёр и братьев разным наукам: алгебре, геометрии, латыни.
Снессорева Софья — автор книги «Земная жизнь пресвятой Богородицы»
В дальнейшем с образованием у Софьи Ивановны тоже сложилось благополучно. Её отдали в Благородный пансион госпожи Днепр. Это место дало будущей писательнице те знания, которые помогали ей всю последующую жизнь.
Нельзя сказать, что учёба давалась без сложностей. Но именно суровая требовательность преподавателей позволила Софье Ивановне закалить дух и приготовиться к тем испытаниям, что дали впереди.
В 1832 году умер отец. Без кормильца мать чувствовала себя очень тяжело с девятью детьми на руках. И только через четыре года Софья Ивановна нашла достойного мужа, чей ум её восхитил. С ним переселилась в Петербург.
Впоследствии она отмечала, что одного ума мало, чтобы найти своё место среди жёсткой конкуренции, и от обоих потребовалась сила духа, чтобы пережить лишения.
Рождение Христа
Однажды Марии явился архангел Гавриил. Он возвестил, что Она без физической близости с мужчиной, Духом Святым, родит Сына Божьего (Лк. 1:26-28), Спасителя, которого человечество ждёт ещё с грехопадения. Мария смиренно согласилась с волей Бога. Это событие называется Благовещением. Преподобный Нил Синайский в «Письме диакону Прискиллиану» указывает на то, что
«зачатие Спасителя во плоти Девы было совершенно нелюбосластно, непорочно, нескверно, неукоризненно, чисто и нерастленно».
Спустя некоторое время Иосиф заметил, что девушка беременна, и был смущён этим. Но ангел во сне открыл ему великое предназначение Марии. Иосиф покорился Божьему промыслу и продолжил оберегать будущую Богоматерь (Мф. 1:18-25).
На заре христианства Иудея была частью Римской империи. Незадолго до родов Марии император начал проводить в тех землях перепись населения. Для участия иудеям нужно было вернуться в те города, откуда происходил их род. Для Иосифа и Марии (потомков Давида) это был Вифлеем. Прибыв в город, они не смогли найти свободной гостиницы. Иосиф и Мария вынужденно остановились в загоне для скота, которым служила пещера. Именно здесь родился Иисус Христос. В эту пещеру пришли волхвы и пастухи, чтобы поклониться Богомладенцу.
Имя Иисусу дали на восьмой день после рождения во время обряда обрезания. Через 40 дней младенец был принесён в храм для принесения очистительной жертвы. Это событие именуется Сретением Господним. Правитель Иудеи Ирод знал про ветхозаветные пророчества о Сыне Божьем. Таким образом, Ирод видел во Христе личную угрозу. Он решил убить Богомладенца. Предупреждённые ангелом, Мария и Иосиф были вынуждены бежать с сыном в Египет (Мф. 2:13). Они вернулись на родину лишь после смерти Ирода.
Жизнь со Христом
Святое Семейство поселилось и жило в Назарете. Мария продолжала заниматься рукоделием и молитвой. Иисус учился ремеслу отца и после его смерти плотничеством кормил Себя и Матерь. Через десять лет после совершеннолетия Христос начал своё служение и стал проповедовать. Пресвятая Богородица вместе с апостолами последовала за ним.
После сорокадневного поста в пустыне Христос пришёл с Матерью на свадебный пир в Кане Галилейской. Именно здесь, по просьбе Богородицы, Спаситель впервые явил людям свою Божественную силу. Христос превратил воду в вино, в котором пирующие испытывали недостаток (Ин.2:1-11). Вскоре после этого Мария переселилась в Капернаум.
Когда Христа распинали на кресте, Богоматерь разделяла Его страдания. Она находилась недалеко от места казни вместе с апостолом Иоанном, любимым учеником Спасителя. По указанию умирающего на кресте Христа Иоанн с того дня заботился о Марии (Ин 19:26-27). Господь явился Матери сразу после своего Воскресения. Перед этим Ей и Марии Магдалине о восстании Христа из мертвых сообщил ангел. Богоматерь присутствовала и при Вознесении Господнем.
Работу в Петербурге было сложно найти, вдобавок пришлось покинуть город из-за чахотки
В Петербурге Софья Ивановна пробует применить для заработка те знания, которые получила дома. Она берётся за переводы.
Условия работы жёсткие: три ошибки — и за страницу не платят.
Первая её работа — участие в русском издании «Энциклопедического словаря Плюшара».
Но Софья Ивановна не сдавалась и продолжала трудиться. Со временем её замечают и заказывают её новые переводы. Вроде бы дела идут на поправку, но из-за чахотки переводчица оказалась не в силах продолжать работу.
По настоянию врача семья бросила всё переехала в более тёплый климат — в Астрахань. Предстояли эмоциональные четыре года: смерть детей и мужа.
Пресвятая Богородица после Вознесения Христа
Пресвятая Богородица и ученики Христа после Вознесения пребывали в Иерусалиме. Там с ними случилось чудо сошествия Святого Духа. Он почил на Богородице и Христовых учениках в виде языков пламени (Деян. 2:1-4). Так апостолы и Мария получили дар проповеди и чудотворения, которые прославили их по всему миру.
Матерь Божья была для апостолов живой памятью об их Учителе. Вскоре на последователей Христа начались гонения. Богородица и апостолы оставили Иерусалим и с помощью жребия выбирали себе места для проповеди. Согласно Преданию, Марии выпала Иверия (Грузия). Однако ангел сказал Богоматери, чтобы та оставалась в Иерусалиме и позднее отправилась просвещать другие земли. Богородица часто посещала Гроб Господень и молилась там, каждый раз чудом избегая преследований.
Вскоре Мария отправилась в морское путешествие на Кипр к епископу Лазарю, когда-то воскрешённому Христом. Но шторм принёс Её корабль к горе Афон. Это была та земля, где Ей надлежало проповедовать. Богоматерь обратила в христианство местные языческие племена и благословила Афон. Далее Она посетила Кипр и Ефес. И в итоге вернулась в Иерусалим, где архангел Гавриил сообщил Ей о близкой кончине.
Успение Пресвятой Богородицы
Земная жизнь Богородицы завершилась в середине первого века нашей эры. Богоматерь почила в преклонном возрасте в окружении апостолов. Их Господь чудом перенёс к Её смертному одру с разных уголков мира.
Почему кончину Богородицы называют Успением? Под этим словом подразумевается не просто физическая смерть Девы Марии. Это окончание Её земного служения и таинственный переход к небесному служению в Вечность, к своему Сыну. Это не печальное, а радостное и торжественное событие. Поэтому для христиан Успение Пресвятой Богородицы – великий праздник.
Фома был единственным из апостолов, который не присутствовал на Успении Божьей Матери. Он присоединился к другим ученикам Христа лишь на третий день после кончины Девы Марии. Фома очень сожалел, что не успел с Ней проститься. Апостол попросил отвалить камень погребальной пещеры, чтобы попрощаться с телом усопшей. Но тела в пещере не было. Там лежали лишь благоухающие одежды Богородицы. Церковь верит, что Дева Мария была воскрешена и вознесена на небо.
Святитель Игнатий Брянчанинов в своём труде «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери» писал:
«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве».
Преподобный Никодим Святогрец призывает:
«Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, <�вскормила> и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам».
Софья Ивановна стала постоянной переводчицей у редактора О.И.Сенковского
Никогда Софья Ивановна не теряла веры. И вот наступили улучшения со здоровьем. Она стала давать уроки. Приходилось много мотаться по городу и за его пределы к ученикам, для чего больная женщина вставала в пять утра.
В 1848 Софью Ивановну взял переводчицей талантливый редактор О. И. Сенковский. Он был профессионалом своего дела.
Софье Ивановне приходилось вставать в пять утра, чтобы добраться к ученикам.
Работать при нём при нём не составляло труда. А вот тексты попадались такие, которые Софьи Ивановне не нравились. Но она довольствовалась тем, что имела, — французскими статьями. Переводы печатали в журнале.
После смерти Сенковского Софья Ивановна работала во многих других издательствах, переводила мелкие статьи. Случалось, и романы.
Возник спрос на переводчиков с немецкого языка. И Софья Ивановна быстро сменила «профиль» — быстро выучила немецкий и взялась за крупный роман Герстекера «В Америку». Через 8 месяцев 800-страничное произведение уже вышло на русском.
Молитвы Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.
Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Достойно есть
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Перевод: Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
Царице моя Преблагая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.
Кондак Пресвятой Богородице
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,// Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся.
Перевод: Не имеем иной помощи, / не имеем иной надежды, / кроме Тебя, Владычица. / Ты нам помоги: / на Тебя надеемся / и Тобою хвалимся, / ибо мы Твои рабы, / да не постыдимся.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: житие Богородицы, житие Пресвятой Богородицы, земная жизнь Пресвятой Богородицы, Пресвятая Богородица, свята Богородица