Последствия крещения Руси — кратко об итогах, причинах и предпосылках


Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

Постоянно подвергаясь набегам кочевников, государство нуждалось в сплочении племен. Поспособствовать этому процессу могла только мощная сила веры во что-то единое. Поэтому Владимир Красное Солнышко выбрал религиозный «рычаг воздействия» для укрепления взаимосвязей племен и усиления собственной власти. Во времена язычества князь был всего лишь военачальником, которого можно было свергнуть или убить.

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Предпосылки к возникновению новой веры на русских землях

Князь Владимир понимал, что с разрозненными языческими племенами славян, сильную державу не построить. Источником консолидации он выбрал единую религию, которая должна была общей идеей скрепить союз восточных славян. Он долго сомневался, какое вероисповедание выбрать. В летописях сказано, что к русскому князю приходили представители самых сильных на то время религий, чтобы склонить его к своей вере.

В Киев прибыли посольства от мусульман из Волжской Булгарии, от хазарских иудеев, представители Римской церкви и посланцы из Византии. Князь также отправлял своих послов, чтобы те увидели обряды религий воочию и посмотрели, как каждое вероисповедание отражается на жизни местного населения. После возвращения своих послов и после длительно совета бояр, было решено принять христианство византийского обряда.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.

Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Негативное влияние принятия христианства

Важно заметить, что основные минусы проявились далеко не сразу. Итак, вот они:

  • Прежде всего, основополагающим минусом явилась дистанционирование от латыни. И если первые несколько веков это не создавало критичных сложностей, то к моменту бурного развития науки в Европе, незнание языка католической церкви повлекло за собой довольно серьезно отставание в научной сфере.
  • Само по себе становление христианства на территории Руси проходило в довольно кровавом ключе. Причин тому было несколько, основные приведены ниже: Изначально крестились представители аристократии, которая, в сущности, являла собой воинское сословие в раннефеодальной Руси. Как следствие, с несогласными на добровольное крещение, поступали так, как было привычнее — огнем и мечом насаждая свое мнение.
  • Несмотря на обращение в новую веру, старые порядки и взгляды никуда не делись. Фактически, в условиях языческой Руси христианство прошло через вивисекцию народного осознания и отдалилось от своего изначального состояния очень значительно.
  • Постепенное укрепление церковного влияния на власть и население с целью получения прибыли в виде десятин, земельных наделов. На Руси это проявлялось не столь сильно, как в Европе, но тем не менее воздействовало на материальное состояние мещан и крестьян в значительной степени.
  • Ход крещения Руси

    В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

    По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

    Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

    Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

    Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

    Методы проведения религиозной реформы и сопротивление ей

    Как уже было сказано, никакого особого стремления стать христианами русское население не испытывало. Поэтому князю пришлось реализовывать свой замысел силой.

    В летописи (несмотря даже на ее христианский характер) указано, что киевлян для крещения загоняли силой в Днепр, и немало народу при этом утонуло. Владимир начал процесс с крупных городов, но, к примеру, Новгород оказал отчаянное сопротивление экспансии новой религии. В письменных источниках есть упоминания о том, как Добрыня (дядя князя по материнской линии и его воспитатель) «крестил Русь огнем» – княжеские дружинники сжигали капища вместе с обороняющими их волхвами и прочими сторонниками веры предков.

    Крупные восстания против насильственной христианизации отмечались и после смерти Владимира. Они происходили в Муроме, Ярославле, Ростове уже даже во времена наследников Ярослава Мудрого. Последнее крупное языческое восстание в Новгороде произошло в 1070 году, а Ростов был окончательно крещен в 1078 году. Во многом эти восстания выявляли скорей общее недовольство киевским диктатом, чем стремление непременно защитить языческую веру, хотя и этот фактор имел место – как реакция на массовый вандализм христианизаторов, осквернявших капища и убивавших волхвов.

    Уже Владимир начал создавать на Руси христианскую инфраструктуру – строить церкви, заводить церковное управление, готовить собственных священников (до того ими были византийцы) и христианскую литературу. Однако полностью структура русской церкви сформировалась уже при Ярославе Мудром. Тогда же произошло и превращение церкви как структуры в крупного феодального землевладельца и орган власти.

    Последствия христианства

    Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

    1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
    2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
    3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
    4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
    5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
    6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
    7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
    8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

    Каково же отрицательное воздействие христианства? В XV веке произошло падение Византии, и Киевское государство оказалось в «религиозной изоляции», которая продолжалась до XVIII века.

    Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

    Христианство в XI-XII вв.

    Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

    Как проходил обряд крещения

    До того, как ввести православие на Руси, Владимир Святославич сам принял крещение в Херонесе. Здесь князю было дано имя Василий. Став христианином, он женился на Анне Византийской, сестре константинопольского императора. После этого правитель Древней Руси полностью отказался от языческого образа жизни. Владимир углубился в изучение Священного писания, повелел строить храмы и монастыри по православному образцу, а старых идолов предавать огню.

    Датой, когда князь приступил к крещению Руси, стало лето 988 г. Первыми приняли христианство все жители Киева. Историческое событие произошло в одном из притоков Днепра (Почайне) при участии константинопольских священников. Затем православие распространилось и на другие территории. Процесс христианизации проходил достаточно успешно, однако в некоторых случаях язычники оказывали яростное сопротивление. Наиболее упорно отказывались от православной веры жители Новгорода. В ходе вооруженных столкновений все восстания были подавлены княжескими войсками, которыми руководил Добрыня Никитич. Таким образом постепенно крестили по византийскому обряду весь народ, и христианство прочно закрепилось на русской земле.

    Крещение князя Владимира и киевлян

    Из греческих владений вместе с князем в столицу прибыли и православные священники. Миссионеры несли свет христианства, проповедуя по улицам Киева. Их деятельность сопровождалась активными действиями со стороны правительства. Первым делом Владимир отказался от своего языческого прошлого, отпустив наложниц. Теперь он был обвенчан перед Богом вместе с Анной. Детей своих князь крестил перед всеми, а затем занялся искоренением следов языческой реформации в престольном граде. Большое Владимирово капище было разрушено, деревянных идолов сжигали или волокли к Днепру, сбрасывая в воду.

    Примечательно, что в исторических кругах до сих пор идут споры, какой год считать датой крещения Владимира: 987 или 988. В «Повести временных лет» склоняются ко второму варианту, но есть свидетельства, что князь пришел к христианству парой годов ранее. Интересно еще то, что в греческой литературе того времени никто не уделяет пристальное внимание Просвещению Руси. Византийцы, направившие своих послов в Киев еще в середине девятого века, считали датой крещения 860 год. Реформы Владимира для них всего лишь закономерное развитие событий столетней давности.

    Когда Киев был очищен от следов языческой религии, князь лично объехал весь город. Он призвал каждого киевлянина (раба или хозяина, богатого или нищего) прийти на Днепр. Те, кто посмеет ослушаться, были заочно провозглашены врагами Владимира. Высокий авторитет правителя среди киевлян способствовал неукоснительному исполнению княжьего указа. Никто не посмел остаться дома. Точный день, когда было совершено крещение вод Днепра, в летописях не указывается, но традиционно считается, что произошло это в конце июля.

    Термин и понятие

    В историческом смысле Крещение было в первую очередь политическим событием. Традиционно под этим термином понимают процесс установления единой государственной религии на всей территории подвластных Владимиру земель. Он объединял княжества и уделы в единую Русь. Монотеистический уклад верований помогал Владимиру собрать всю власть в свои руки под эгидой того, что, где один Бог – там и один князь.

    Впервые привычное для нас понятие было упомянуто в знаменитой «Повести временных лет». Там известные события 988-го года назывались «крещением земли Русской». Позднее наряду с этим термином историки времен Российской империи оперировали понятием «крещение России», «крещение славян». Именно такой вариант предложил в своих работах Николай Карамзин – первый, кто сумел объединить информацию из разобщенных источников в единый монументальный труд по истории русских земель.

    Кроме того, сегодня в исторических текстах можно встретить следующие понятия: «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира Великого». Все они являются взаимозаменяемыми. Но только «Крещение Руси» получило такое распространение в обычной речи, ведь нет более емкого и понятного обозначения свершившихся процессов.

    Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 6

    Параграф 6. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

    • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
    • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
    • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс

    ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ

    Задание 1. Соотнесите высказывание с именем князя, которому оно принадлежит.

    КнязьВысказывание
    1) Олег 2) Игорь 3) Святослав 4) ВладимирA) Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей. Б) Будет Киев матерью городам русским. B) Я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша… Г) Идите с данью домой, а я возвращусь.

    Ответ:

    1. Олег — Б)
    2. Игорь — Г)
    3. Святослав — А)
    4. Владимир — В)

    Задание 2. Изучите иллюстрации учебника (с. 52— 53) и соотнесите их с текстом учебника. Вы заметили, что иллюстрации содержат дополнительную информацию, которая не отражена в тексте. Укажите такую информацию для каждой иллюстрации. Всегда ли, на ваш взгляд информация, представленная на иллюстрациях, соответствует исторической действительности? Ответ обоснуйте.

    Судя по историческим документам, горожане не одобряли свержение языческих идолов, они были в ужасе, поскольку боялись гнева богов за такое обращение с идолами. А на картине показано, что горожане сами свергают идола Перуна и это делают чуть ли не дети, чего на самом деле быть не могло.

    Киевляне снимали обувь и входили в реку, а не раздевались совсем, как показано на картине. Тех, кто мешкал, того загоняли в воду дружинники, а их на картине вообще не видно, как и князя Владимира с княгиней Анной, которые стояли на ковре и смотрели на обряд крещения.

    Задание 3. Заполните пропуски в схеме «Причины принятия Русью христианства».

    Задание 4. Заполните таблицу «Значение принятия христианства для Руси».

    Значение принятия христианства для Руси

    ПолитическоеУкрепило власть князя и сплотило славянские племена.
    МеждународноеРусь встала в один ряд с крупнейшими государственными образованиями того времени и приобрела сильного союзника в лице единоверцев в Византии.
    НравственноеИзменило быт и нрав жителей Руси. Устранило жестокие варварские обычаи. Содействовало развитию культуры, развитию просвещения.
    ДуховноеУкрепило брачные узы. Оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени.

    Задание 5. Подсчитайте, сколько лет прошло от принятия христианства княгиней Ольгой до Крещения Руси.

    Со времени принятия христианства княгиней Ольгой до Крещения Руси прошло 33 года.

    Задание 6. Прочитайте отрывок из работы русского историка С.М.Соловьёва и ответьте на вопрос.

    Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары. Владимир, наоборот, стоял всегда настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам…

    Согласны ли вы с оценкой С.М.Соловьёва военной деятельности князя Владимира? Своё мнение обоснуйте.

    Да, я согласен с оценкой С.М.Соловьёва военной деятельности. Создание нескольких линий укреплений и крепостей на южной границе и привлечение лучших воинов для охраны рубежей Руси, наверное, можно считать главным военным достижением князя Владимира.

    • ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Артасов. 6 класс
    • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
    • ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
    • ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 6 класс
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]