Молитва Оптинских старцев на начало дня
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Молитва Оптинских старцев
Пробуждение – начало подвижничества, или почему христианину важен режим
Бесценное время жизни, дар от Бога, скоротечно и его нужно тратить с умом. Мы задумались о духовном смысле режима дня и тайм-менеджмента для верующего человека и разыскали в интернете мнение опытного пастыря.
На телеканале «Союз» в рамках цикла передач «Беседы с батюшкой» ведущие и гости студии постоянно обсуждают вопросы из повседневной жизни православного христианина.
На этот раз настоятель Оптинского подворья в Москве, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) размышляет, как правильно организовать режим дня, чтобы этот день имел для нас духовную и житейскую пользу.
– Есть ли некий алгоритм обыкновенного дня христианина, и если да, то как следует начинать день?
– Всё начинается с начала. День начинается с пробуждения. Об этом времени однажды прекрасно сказал Анатолий Оптинский:
«Если человек с вечера не решится встать, и не будет иметь внутреннего настроения, устроения, настроя, то поставь над своей головой вместо будильника хоть оптинскую колокольню, все равно не встанешь». То есть, чтобы утром вовремя встать, нужна решимость.
День начинается с того, чтобы элементарно встать вовремя. Передача началась секунда в секунду, в храм приходим – ранняя литургия в 7 утра, поздняя в 10, вечерняя – где в 5 часов, а где в 6, и всё в храме идёт по расписанию.
Церковная жизнь – по расписанию, на телеканале – по расписанию, поезда ходят по расписанию, трамваи – тоже самое, поликлиники тоже так работают.
Есть какой-то порядок. Само наше мироздание названо космосом – κόσμος, «космос» переводится как «порядок».
И поэтому я людям говорю: «Когда я бываю у вас в доме, ваша квартира на храм не похожа. Вы в храме видели, чтобы что-то где-то валялось, не так лежало? Видите, в храме порядок и гармония, вот так должно быть и в доме». Говорят: «Ну, в принципе, да». А если должно быть в доме, то так должно быть и в душе.
Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда». Гармония – это нормальное состояние христианина. Потому у нас тоже должен быть порядок в нашей повседневности.
Так, у святых отцов принято в одно время ложиться, в одно время вставать.
– Всегда в одно время?
– Так полагается – назначенное время потом становится привычкой, тебе самому легче, когда всё подчинено порядку, а не просто какому-то веянию или настроению. Мы же службу начинаем не по настроению, а по расписанию, также передачу начали.
Кстати, однажды ехал в такси, меня подвозил мусульманин, и я у него спросил: «Я знаю о ваших определённых правилах жизни, скажи мне: пять раз в день вы молитесь или по расписанию?» Он говорит: «Слушай, самолёты как летают? По расписанию. А что – Бог меня будет ждать, когда я сам захочу?
Нет, у нас тоже все по времени: на восходе, в 9.00 часов, в 12.00, в 15.00 и на закате, когда солнце садится». То есть тоже все подчинено какому-то порядку. А почему у нас утренние и вечерние правила, когда хотим? В течение дня – тоже по настроению, а так, чтобы в определённый час, – такого в принципе нет. Но хотя бы начало должно быть более-менее фиксировано.
Начало должно быть постоянным, если это от тебя зависит. Это правильно – приводить всё это в порядок, потом возникает привычка, расписание, ты к этому привыкаешь. Феофан Затворник Вышенский говорил: «Вы не надейтесь на себя, если задумали встать».
Некоторые говорят: «А я встаю по наитию: когда себе скажу, тогда и встаю». Но это редкие таланты, я вот так, например, не могу. У меня два будильника, и у многих других тоже. Поэтому обязательно должен быть будильник.
Многие святые отцы дают советы, даже отец отцов Иоанн Лествичник говорит: «С чего начинается подвижничество? Чтобы после пробуждения тотчас вставать».
Казалось бы: а при чем здесь эти несколько секунд? А если не тотчас? А вот если не тотчас, что здесь наступает? В этом тоже есть определённый секрет.
Действительно, надо вставать тотчас. Почему? Потому что как только мы просыпаемся, на наш ум, сознание, мысли начинают действовать тёмные силы. Каким образом? «Полежи пять минут», «болит голова»…
Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?» Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди, умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, ещё немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «ещё немножко полежу».
– А почему утреннее время самое драгоценное?
– Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, хоть и полчаса, но они твои.
А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали. Надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы мгновенно вставать.
Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно.
У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие.
А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы её не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты встаешь».
Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?» Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница.
Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь даёт меньше сна и больше бодрствования. Что только ни подумаешь, о чем только ни вспомнишь – и о хорошем, и о плохом.
Если о плохом, то покаешься, а о хорошем – поблагодаришь, вспомнишь о добрых людях, которые тебе встретились в жизни (врачи, учителя, родственники), о ком-то помолишься, о ком-то поплачешь, о ком-то посетуешь, что так получилось, попросишь прощения – хотя бы мысленно.
Бессонница – это время некоторого итога, взгляда на свою жизнь. Потому очень важно иметь настрой и решимость.
Тяжело вставать? Тяжело. Но впереди должна идти мысль (я всегда заставлял себя вставать с одной мыслью, ведь вставать было всегда тяжело, и сейчас тяжело): «Царствие Божие нудится; и нуждницы восхищают е».
То есть легко никогда не будет. Когда я говорю слова, что Царствие Божие нудится, это подвигает к тому, чтобы сразу встать. И ещё: «Кому много дано, с того больше взыщется».
Ты знаешь, что это утреннее время проспать нельзя? Знаешь. Кому много дано, с того больше взыщется: первые будут последними, и последние первыми, и тот раб, который знал волю господина своего и не сотворил, бит будет больше, чем тот, который не знал и не сотворил.
У меня мгновенно проносились в голове эти мысли, и я заставлял себя через эти мысли вставать: как только мы просыпаемся, через доли секунды в голове появляется та или другая мысль. Однажды у нас была воскресная беседа в храме с прихожанами, как кому помочь с ранним вставанием.
…Зимой я выходил на службу – не было почти ни одного светящегося окна, то есть люди отсыпались, заходил в храм – храм полный. Людям что – неохота спать? Охота. Они сделаны из других клеток, молекул? Нет, такие же.
Что их вело? Вела впереди всего мысль, душа, забота о своём внутреннем состоянии. А тяжело было вставать? Конечно, тяжело. Если бы это было привычно, тогда бы все окна горели. Значит, любое раннее вставание – это все-таки определённый труд и понуждение.
Спрашивал совета у прихожан: «Как вам удаётся рано встать и себя из кровати вытащить?» Одна бабушка сказала: «Вы знаете, когда просыпаюсь, я из-под одеяла ногу ставлю на ковёр, становится холодно, и тут понимаю, что надо вставать
Поэтому, конечно, важен подвиг понуждения, но он должен быть с конкретной мыслью: начинается день, начинается молитва, на работу попозже пойдёшь, а день христианина начинается с благодарного вставания, умывания – и сразу, прежде всех завтраков и прочего, конечно же, утренние молитвы.
Вопрос телезрительницы:
– Я работаю в детском саду. Когда мы с детками садимся кушать (и я ем вместе с ними, и едят мои коллеги), меня как-то смущает, что я нехотя перекрещу тарелку, хотя они знают, конечно, что я верующий человек.
Но я не знаю, как мне в этот момент быть, или действительно уже креститься как положено и прочитать молитву… Но когда столько глаз смотрит на тебя, то не знаешь, что делать; или вообще не есть тогда?..
– Смущаться не надо. Надо перед тем, как сесть за стол, про себя прочесть «Отче наш», а когда уже сели, ложкой в тарелке сделать крестное знамение. А нарочито креститься не стоит: потом из-за этого может быть какое-то искушение.
Когда вы в кругу родных и близких – это одно, а когда вы на работе, тем более на светской, – другое, там это обычно не принято. Молитву читайте про себя всегда и перед едой, и после еды, а тарелку крестите ложкой или делайте незаметные движения крестного знамения.
Или, как тоже делают, потянулись сначала за хлебом (вперед), потом за вилкой (назад), потом переставили стаканчик (справа) и потянулись к другой тарелке (слева), – у вас получилось широкое крестное знамение на весь стол.
Но если даже этого не получится, просто перекрестите ложкой свою тарелку. Это уже будет для вас осенение крестом, и еда будет благословленной, и молитва, которую вы прочитали, тоже пойдёт в благословение вам и тем людям, которые с вами.
Кстати, еда после молитвы (мысленной или гласной) уже не еда, это лекарство, благословлённое на пользу души и тела.
Итак, возвращаемся к утренним молитвам, с которых должен начинаться день христианина. Часто задают вопрос: «Эти молитвы для всех одинаковы или нет?» Дело в том, что у нас в молитвослове есть утренние молитвы, и они могут быть разными (по состоянию души человека).
Например, начинающий человек должен обсудить со своим духовником, какое правило должно у него быть. Об этом епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому, нет цены».
Поэтому, если люди начинающие, оно должно быть чуть короче. Постепенно добавляется: через неделю одно добавил, ещё через неделю – другое, через месяц – третье, и в конце концов надо выйти на полные утренние молитвы, которые составляют начало нашего дня.
Епископ Феофан Затворник советует: после того как помолились по молитвослову, своими словами попросить у Бога благословения на наступающий день и, мысленно представив дела в течение дня, испросить помощи Божией, вразумления, вдохновения, научения или предостережения, если знаете, что день будет тяжёлый.
Ещё важный момент. У всех нас есть крест: у священников иерейский, у монахов ещё и монашеский параманный крест, но всякий христианин носит крестик. Я вспоминаю наставление одного из старцев, который говорил: как только просыпаешься, сразу перекрестись и поцелуй свой нательный крестик.
То есть все эти малюсенькие, чисто физические (не только умственные) движения будут помогать преодолеть самый тяжёлый момент, о котором почему-то Лествичник говорит: «Подвижничество начинается с мгновенного вставания».
Некоторые скажут: «Да я очень легко просыпаюсь». Ну, тогда вы счастливый человек, если легко просыпаетесь, большинство из нас все-таки любят поспать и через это просыпают половину своей жизни.
Вспоминается мудрый совет. Учитель все время «тащил» юношу, чтобы он пораньше вставал и не опаздывал на учёбу, а тот все время просыпал. Тогда он однажды подошел к нему, постучал по плечу и говорит: «Знаешь, сынок, те, кто много спит, видят только одни сны, а мы с тобой должны видеть ещё и жизнь».
Кто много спит, видит только одни сны, а потом – такие сны, когда приходится за чрезмерный сон читать молитву Василия Великого (читающий или смотрящий да разумеет, о чем я говорю).
– Каков должен быть духовный результат утреннего правила, и почему его так важно читать до начала всех дел?
– Это благословение Божие, мы с Господом поздоровались, помолились: поблагодарили (первые молитвы – благодарственные), поисповедовались и попросили.
Василий Великий учит нас этому алгоритму: вся наша молитва приблизительно должна состоять из следующего – из благодарности, исповедания и прошения.
Результат этих молитв – настрой алгоритма: как будильник завели, или, если на машине едем, дорогу (навигатор) проложили. Так вот, утренние молитвы – это и есть навигатор на целый день.
Поскольку мы люди верующие, то понимаем, что это благословение Божие на начало всякого дня – тот, кто начал день с Богом, с Богом его и проведёт. А когда начал впопыхах, таким и день будет. Поэтому утренние молитвы – фундамент всего дня.
Мы сейчас говорили про утренние молитвы, которые составляют начало дня, и многие святые отцы советуют нам, чтобы это духовное время утром было как можно большим, – но начинать надо постепенно.
Кстати, относительно меры сна многие святые отцы и подвижники благочестия, наши Оптинские святые говорили, что для здорового человека достаточно 6 часов сна, для болящего или немощного – 7, а что сверх этого, то с покаянием.
Это они говорили в XIX веке, теперь можно ещё час прибавить из-за нервотрёпок, плохой экологической среды.
Но в Оптиной пустыни – духовный оазис, там лес, огороды, источник Пафнутия Боровского. Вот сейчас нас смотрят люди из Оптиной, мои друзья. Там другая экология, на свежем воздухе и при нормальном питании там можно и поменьше спать, но в среднем получается так: 7–8 часов.
Если в среднем человек ложится в 10–11, то при подъеме в 6.00 утра получается 7 часов сна – спокойно можно вставать. А если на работу к 9.00, в 8.00 надо выезжать, то получается целых два свободных часа, если человек не спит до упора.
Поэтому надо начинать постепенно. Например, в 8.00 человек должен начать завтракать, одеваться и выходить на работу, но пусть день начинается сперва за полчаса, потом за 40 минут, за 50 минут, за час до этого времени.
То есть надо постепенно приучаться вставать пораньше, чтобы времени до начала рабочего дня было как можно больше: к утренним молитвам ты можешь тогда добавить и Священное Писание, что тоже является фундаментом нашей духовной жизни.
Старец Амвросий Оптинский давал такой совет: «Обязательно читайте Священное Писание с утра, чтобы потом те мысли, которыми вы напитались, питали вас в течение всего дня.
Смотрите, корова сначала наестся травы, а потом жуёт жвачку, которой напиталась с самого утра. Так и ты, христианин, послушай слово Божие, потому что, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог беседует с нами».
Мы же хотим, например, во время передачи что-то светлое, доброе, назидательное, полезное услышать от нас, простых людей. А здесь Сам Господь говорит через строки Священного Писания.
Мало того, сколько раз я замечал: когда не знаешь, как поступить в течение дня, что сказать, что сделать, как ответить, начинаешь хоть что-то вспоминать из прочитанного утром Евангелия, и обязательно находится ответ из прочитанного, потому что это Сам Господь тебе утром хотел что-то сказать через конкретные строчки.
Со временем Священное Писание должно стать нашим повседневным «завтраком» для души. Мы же не бежим на работу без завтрака.
Если кто-то не сидит на диете, то завтракает. Почему? Это питание для тела, но ведь должно быть и питание для души: утренние молитвы и хоть одну главу из Евангелия, которая, кстати, читается за 5 минут, если это короткая глава, и 7 минут читается длинная глава.
То есть это всего 5 минут, но это завтрак и питание для души, потому что мы всё должны питать – и душу, и тело…
Беседа состоялась на телеканале «Союз»
Соб. инф.
Другие молитвы Оптинских старцев
Молитвы преподобного Антония Оптинского
О начале всякого дела
Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.
О семье
В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.
За врагов
Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.
Молитва преподобного Макария Оптинского
При плотской брани
О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.
Молитва преподобного Иосифа Оптинского
При нашествии помыслов
Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.
Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника
При скорби
Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.
Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)
От антихриста
Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.
Молитва преподобного Нектария Оптинского
От антихриста
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.
защита от зла, врагов и порчи
Большая молитва, но очень сильная. При любой неприятности от людей советую читать.
Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса сына Навина, задерживал целый день движение Солнца и Луны, пока народ израильский мстил врагам своим. Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их и вновь исцелил их.
Ты некогда вещал пророку Исайи: вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось Солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды. И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву.
И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы вокруг стоящих меня о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и сейчас разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих меня. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на меня и на врагов моих.
Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла. Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой. Поэтому да не умолкнут уста Мои для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся все благие начинания наши и желания. К вам, праведники и молитвенники Божии, наши дерзновенные предстатели, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествие иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвою моей, с моим прошением.
И Ты, преподобный великий Еллий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в котором я живу, в круге молитв Твоих и сохрани его от огненного запаления, воровского нападения и всякого зла и страха.
И Ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью; ныне окрест келии моей и дома моего сего удержи за оградою его вся сопротивные силы и всех хулящих имя Божие и презирающих меня.
И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей той деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнать меня из города этого и погубить меня: не допускай им приближаться к дому этому, останови их силою молитвы своей: «Господи, Судья Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва эта, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их».
И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение перед Господом предстательствовать о страждущих от козней дьявольских. Моли Бога о мне, да оградит Он меня от козней сатанинских.
И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы — запрещения над нападающими на меня и отгони все козни дьявольские от меня.
И Вы, все Святые земли Российской, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все дьявольские замыслы и козни — досадить мне и погубить меня и достояние мое.
И Ты, великий и грозный страж, Архистратиг Михаил, огненным мечем посечи все хотения врага рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубить меня. Стой нерушимо на страже дома этого, всех живущих в нем и всего достояния его.
И Ты, Владычице, не напрасно называемая «Нерушимой стеной», будь для всех враждующих против меня и замышляющих пакости делать мне, воистину некой преградой и нерушимой стеной, ограждающей меня от всякого зла и тяжких обстояний.
Господи благослови!
______________________________________________________________________________________
Моя молитва «Моя история прошения»
«Когда заболел брат, весь наш большой род пришел на помощь. У него обнаружили рак, причем сказали, что уже одна из последних стадий. Мы думали, что скоро будет конец, просили врача не сообщать так резко, дать время, чтобы подготовить брата, иначе он бы не пережил, мог и убить себя. Он парень красивый, но семьи нет, хоть и возраст уже – за 40 лет.
Лариса, 38 лет, г. Санкт-Петербург:
Вскоре снится мне сон, что он умирает. А я с детства знаю, что значение в этом случае противоположное. Мы стали искать врачей, но на это ушло бы много времени, а нужно спасать брата прямо вот сейчас или даже вчера. Когда встретила священника из храма, он и посоветовал обратиться с прошением через молитву. Можно – к Оптинским старцам. Я тогда всем нашим родным раздала указания, что читать. Мы днем, ночью и утром посменно молились, наша мать – сильнее всех. Причем лень ни разу не проявилась – хотелось вытащить брата.
Мы тогда около недели усердно читали молитву на каждый день Оптинских старцев, а еще утреннюю и вечернюю. Возможно, повлияло массовое обращение (нас было больше 20 человек родных), прослушивание песен церковного хора или произнесение молитвы каждым по отдельности – не знаю. Но однажды утром мы услышали новость – у брата наметилась ремиссия».