Что такое скрижали Моисея и их значение в православии


Библейские сказания не первый век занимают умы ученых. Изучаются священные тексты, а при раскопках на Ближнем Востоке находятся очередные артефакты, которые часто задают больше вопросов, нежели находят ответы. Каменные скрижали и начертанные на них заповеди — одна из таких загадок.

Что такое скрижали Завета

Данный образ пришел к нам из Библии и прочно закрепился в культуре и искусстве. Здесь стоит выделить смысловой, исторический, религиозный и лингвистический аспекты.

Происхождение слова

Это слово, как и многие другие религиозные термины, берет свои корни из старославянского языка и обозначает рассеченные доски — не обязательно каменные. На иврите это наименование звучит как «лухот ха-брит», то есть «доски завета». На языке Библии последнее слово также может означать «союз» или «договор». То есть смысловой акцент ставится на соглашении, которое, согласно Писанию, Бог заключил с еврейским народом.

Значение понятия

Термин чаще всего используется в библейском контексте для описания каменных плит с начертанными на них заповедями, которые Бог дал пророку Моисею. Но в более широком смысле значение слова — это плита или доска с текстом, то есть речь идет о материале для письма как таковом. А им в древности могли также выступать дерево и особенно глина, если речь идет о ближневосточном регионе с его знаменитой клинописью.

Медный змий

Следующий сюжет про Моисея в Сикстинской капелле связан с Медным змием. Это ещё одно испытание которому подвергся богоизбранный народ при путешествии через пустыню. Когда они в очередной раз начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из прекрасной страны Египта, бог наслал на них змей.

И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. Числа 21:6-9


Медный змий изображен Микеланджело на угловой фреске потолка Сикстинской капеллы. Змея — часто используется в качестве символа в искусстве. Её значение однако более широкое. Кроме греха, змея является символом мудрости (знания) а также медицины. Если дальше следовать книге Чисел, то следующим значимым эпизодом является Валаамова ослица. Для этого нам придется вернуться в Париж.

Библейское сказание

Святыня впервые упоминается в книге Исход — второй части Пятикнижия Моисея, или Торы, согласно традиции иудаизма.

История появления

Тора, или Пятикнижие Моисея, повествует, что заповеди были переданы пророку свыше на горе Синай. Тем самым был заключен завет, или договор, между единым Богом и евреями.

Однако окружающие народы продолжали оставаться язычниками, поклоняться идолам и сохранять многобожие. Похожая культура и родственные семитские наречия упрощали проникновение чужих культов в еврейскую среду – данное явление хорошо описано в Ветхом Завете. Как и то, что Моисей в гневе разбил не только золотого тельца, но и каменные плиты с заповедями.

Однако Бог даровал их повторно — и теперь они бережно сохранялись в Ковчеге Завета. Этот специальный саркофаг был переносным и сопровождал евреев-кочевников во время странствий и военных походов, а после хранился в Святая Святых Первого храма, построенном царем Соломоном в Иерусалиме.

Суть и содержание надписей

Согласно Писанию, на камне были высечены 10 заповедей — краткое изложение божественного закона и правил жизни, которым должен следовать избранный народ. Однако всего заповедей 613 — они перечислены в Торе.

Цель и значение реликвии

Таблицы с заповедями, высеченные божественным знамением в камне, стали свидетельством союза, заключенного Богом с людьми. Эти предписания обрели силу закона для евреев, ставших с этого момента избранным Богом народом. Ковчег Завета выполнял роль святыни и бережно охранялся.

После завоевания Ханаана и перехода к оседлой жизни реликвия нашла место в храме Соломона. Она стала свидетельством веры в единого Бога в условиях продолжавшейся экспансии языческих культов и фактического двоеверия, когда позиции иудаизма на Земле Обетованной были еще недостаточно крепки.

Моисей получил скрижали на горе Синай

Для общения с Богом Моисей поднялся на гору. В этом нет ничего нового для традиций Аравийских народов. Ещё предки Авраама, жившие в Месопотамии, общались с богами именно на возвышенностях.

Гора — это место условного соединения неба и земли, а небо — это самое отдалённое от нашего мира места, которое ассоциируется с обителью божьей.

В Месопотамии не было гор. Но там строили зиккураты. Та самая Вавилонская башня — это искусственная гора для общения с Богом. Стоит ли напоминать, как много раз в Библии люди восходят именно на гору?

Гора — традиционное место общения Бога и человека.

  1. Иисус произносит нагорную проповедь на горе
  2. Иерусалимский храм возводят на горе
  3. Авраам чуть не приносит в жертву сына на горе
  4. Преображение Господне происходит во время молитвы на горе
  5. Ноев ковчег находит пристанище на горе, там Ной общается с Богом
  6. Даже Иисуса Христа в итоге казнят на Голгофе, и это место становится культовым для христиан

Вот и Моисей действует в рамках своей же традиции — общается с Богом на горе Синай. Где именно она расположена? Мы не имеем ни малейшего понятия.

Еврейская традиция не сберегла её местоположения. Есть две популярные версии:

Джабал-Муса — это место почитается как Синай с IV века. Разумеется, христиане IV века знали о местонахождении Синая не больше нашего. Почти 20 веков отделяло их от даты исхода!

Джабаль-эль-Лауз — одна из современных версий местонахождения Синая. Если традиционный вариант — это Синайский полуостров, то в этом случае Синай перемешён на Аравийский полуостров.

20

столько веков прошло с тех пор, как нашли гору, которая могла быть Синаем

Энтузиасты приводят и другие версии.

О самих обстоятельствах вручения Скрижалей Завета Библия рассказывает так:

«И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения.

И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.

И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака.

Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь. Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей».

(Исх. 24:12–18)

Наконец, Моисей создал Скрижали:

«В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.

И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих.

И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.

И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь».

(Втор. 10:1–5)

Толкование

Десять заповедей также известны как Декалог. В зависимости от того или иного библейского перевода формулировки могут отличаться в деталях, но суть одинакова:

Я есть твой Бог и да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Предписывается почитание единого Бога. Также налицо прямой запрет поклоняться Творцу и иным божествам одновременно — что в тех условиях было весьма актуально.

Не сотвори себе кумира, не служи ему и не поклоняйся.

Здесь налицо логическое продолжение первой заповеди — и недопустимость чужеродным культов в материальном выражении. Идолопоклонство категорически запрещается. В наши дни это воплотилось в пословицу, которая порицает чрезмерное увлечение чем-либо и превращение в предмет поклонения.

Не поминай имя Бога всуе.

Трактовка данного запрета различается. Иудаизм понимает его буквально — имя Бога табуировано, вместо него используются разные эпитеты. На иврите также очень часто применяется термин «Ашем» (буквально «Имя»). Другое понимание заповеди — человек не должен беспокоить Творца без лишней надобности и стремиться переносить на него ответственность за свои действия.

Почитай день субботний.

В еврейском календаре суббота, или шаббат, является седьмым днем недели. Считается, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой лишь созерцал свое творение. Так и верующему предписывается отдыхать в этот день и посвящать его молитве.

Почитай отца и мать свою.

Традиционное для всех культур уважение и забота о родителях будет вознаграждено долголетием — так гласит этот закон.

Не убивай.

Библейская притча о Каине и Авеле повествует, как впервые в мир людей вошла смерть, — и это было братоубийство, совершенное по неведению. Здесь утверждается ценность жизни ближнего.

Не прелюбодействуй.

Осуждается супружеская измена. Муж и жена должны хранить друг другу верность, а ее нарушение в ветхозаветное время сурово наказывается — вплоть до смертной казни. Однако ограниченная полигамия допускалась – согласно библейским текстам, у многих еврейских патриархов были наложницы.

Не кради.

После ухода из египетского рабства евреи кочевали по пустыне в условиях скудости и ограниченности ресурсов. Воровство в этих условиях справедливо признавалось тяжким грехом.

Не лжесвидетельствуй.

Ветхий Завет особо отмечает важность исполнения клятв и верности данному слову. До появления первых царей Израиля длительное время роль правителей исполняли судьи. Поэтому в данных условиях честность свидетеля была крайне важна как элемент правосудия и общественных отношений в целом.

Не возжелай жены ближнего и никакого его имущества.

Заповедь иногда трактуется как общее осмысление запрета на воровство и прелюбодеяние. Но обычно ее понимают проще — не завидуй ближнему и тому, что он имеет.

Библия, изложенная для семейного чтения Моисей законодатель

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. Исх. 24:12

Подготавливая и воспитывая народ Свой для его назначения, Господь благоволил внушать ему понятия и об обязанностях его жизни в обществе.

До того, как Моисей сделался руководителем и вождем сынов израилевых, племена и семьи их управлялись властью старшего в роде, или патриарха. Теперь Моисею, в силу его Богом определенного призвания, приходилось сосредотачивать всю власть в своем лице. Он был в одно и то же время и пророком

(в значении праведника, который посвятил себя на служение Богу и Его домостроительству[1]), и
учителем
, и
вождем
войска, и
законодателем
, и
судьею
над исполнением уставов Божиих.

И когда прибыл к Моисею на пути тесть его Иофор, сопровождая жену и детей его, то он был поражен количеством и разнообразием дел своего зятя. «Ты измучишь и себя, и народ сей, который с тобою, — сказал Иофор Моисею, — ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри себе из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя.

И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил ему».

(Исх. 18, 18–22, 24)

Таким образом, хотя высшая власть и сохранилась за Моисеем, но она исходила от Самого Бога, а Моисей был только посредником между Богом и народом. Израильтяне же учились постепенно подчиняться высшей власти и приучались к полному послушанию, которое требовалось для восприятия в будущем богооткровенного синайского законодательства.

В пустыне у подошвы горы Синай расположились станом евреи в третий месяц по исходе их из Египта. «Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.

И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним и будем послушны. И донес Моисей слова народа Господу.

И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И сказал Господь Моисею: пойди к народу объяви, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьму дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти.

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы».

«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом…» и подтвердил, чтобы народ не порывался восходить к Господу, чтобы Господь не поразил его.

«И сошел Моисей к народу, и пересказал ему».

(Исх. 19, 3–5, 7–12, 16–19, 21, 25)

«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».

(Исх. 20, 1–17)

Этими заповедями Господь начертал основания нравственного закона, который должен был с тех пор управлять человечеством, сначала в лице избранного народа Его, и служить ему приготовлением к восприятию окончательного высшего нравственного закона, который должен был быть принесен в мир Откровением Самого воплотившегося Бога.

Слыша звук трубный, видя громы и пламя и гору дымящуюся, «народ отступил и стал вдали».

«И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял весь народ вдали…

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот, Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.

И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».

(Исх. 20, 18–21; 24, 12–18)

В это время сообщил Господь боговидцу Своему Моисею дополнение к законодательству, которым он должен был руководствоваться для управления народом израилевым.

В этом законодательстве заключались необходимейшие правила веры, законы нравственности, внешние обряды богопочитания, а также те учреждения политические и гражданские, которые должны были обособить народ израильский от всех остальных народов тогдашнего мира.

Моисей получал Откровение от Бога отчасти в продолжение сорока дней, которые он пребывал на горе, отчасти несколько позже. И законы, преподанные в этом Откровении, хотя и не возвышались до Откровения евангельского Нового Завета, приспособляясь к тогдашнему невысокому разумению «жестоковыйных» евреев, тем не менее они как небо от земли отстояли и превосходили все учреждения самых просвещенных народов в древности.

Основанием им служило управление людьми Самим Богом и то, что всякая власть земная должна была быть в полном подчинении Его высшей власти во всех отношениях. Таким образом должно было продолжаться неразрывное общение Бога с человеком, Бога Духа, Бога Единого, Бога Владыки над всеми созданиями Его. По благому произволению Своему Господь сделал израильтян избранным Своим между другими народом. Но это избрание не нарушает Его правосудия: по заслугам Он награждает или карает каждого человека — в силу свободы выбора между добром и злом, которой Он одарил человека.

Богопочитание, по закону Моисееву, сопряжено с внешними проявлениями его. Главнее же всего, оно должно быть внутренним, выражающимся молитвой, примером чего служил сам Моисей. Но так как человек состоит из духа и плоти, то богопочитание должно иметь и свое внешнее выражение, а именно: изучение Закона Божия, обучение ему детей своих, постоянное сообразование с ним во всех делах, участие в общественном богослужении.

Патриархи воздвигали жертвенники, а Моисей, по повелению Божию, устроил храм, где должны были совершаться жертвоприношения и молитвы. Храм этот был в виде палатки (первоначально передвижной) и назывался скинией свидения или собрания. Он разделялся завесою на святилище и святое святых. В святом святых находился ковчег завета, или ящик со скрижалями. Должны были быть и лица, посвятившие себя служению Богу: Аарон и левиты (из колена Левия) были избраны в это звание.

Новое законодательство совершает учреждение праздников. Некоторые дни должны быть посвящены молитве и воспоминаниям о торжественных событиях в жизни народа, а именно: праздник Пасхи

— воспоминание об исходе из Египта; праздник
Пятидесятницы
— память синайского законодательства; в
день очищения
первосвященник исповедывал грехи всего народа и с кровью козла, принесенного в жертву входил в святое святых и кропил ею на очистилище, очищая этим грехи народа.

Кроме этих праздников евреи праздновали каждую субботу, начало каждого месяца и года, седьмой, или субботний год, когда они должны были отпускать на волю рабов, прощать долги друг другу и оставлять урожай бедным, и пятидесятый или юбилейный год, когда они должны были возвращать прежним владельцам заложенные или проданные ими имения.

При этом душевное настроение должно было находиться в полном соответствии с внешними обрядами богопочитания, так как и внешнее богопочитание должно иметь своим источником сердце человеческое.

Предписывая «любить ближнего, как самого себя», Моисей указывает на обязанности человека к ближнему.

Закон Моисеев высоко ставит свободу души человека, и хотя он не уничтожает рабства, укоренившегося в обычаях людей того времени, но значительно облегчает и смягчает его и делает непохожим на то, чем оно было у язычников и даже у самых просвещенных позднейших народов. Например, право жизни и смерти господина над рабом своим закон Моисеев ограничивает и определяет так, что «кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21, 12). Тот же, кто ударит раба своего в глаз (или в зуб) и повредит его, пусть отпустит его на волю за глаз (или за зуб) (см. Исх. 21, 26–27).

Некоторые другие обычаи, отмена которых была бы преждевременна и неприменима при тогдашней невысокой степени их душевного развития, Моисей все же значительно смягчил. Людям, совершившим иные преступления, за которые они подлежали отмщению со стороны родственников пострадавшего, были открыты «города убежища», где они были ограждены от мстителей.

Отдых субботний учрежден для всех без различия, как для свободных, так и для рабов и пришельцев. «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской», — напоминает Господь через Моисея (Исх. 22, 21).

Что касается идолопоклонства, которое в тех странах доходило до вопиющих проявлений и было не только оскорблением Бога, но и изменой миссии Израиля и даже отрицанием самого духа нации, то оно наказывалось смертью, как и всякие гадания и волхвования.

Моисей настаивал в особенности на ограждении законов, утверждающих брачный союз как основу семьи и общества, хотя он и допускал в некоторых случаях развод — вопреки неразрывности брака. Собственность каждого Моисей ограждает строгими и справедливыми законами.

Налог с земли (десятая часть дохода) определен им в пользу священнослужителей, лишенных права владения землей. Семье, лишившейся по задолженности отца ее права на доход с земли, право это в субботний год возвращается, так что дети ограждены от полного разорения их своими отцами.

Не имел также отец, как это было впоследствии у римлян, права жизни и смерти над детьми своими. Бедным оказано обязательное покровительство милостыней в их пользу. Доброе обращение предписывается даже и в отношении к животным.

Все эти законы Моисеевы хотя и не служат высшим выражением нравственности, при сопоставлении их с законом Христа, Который завещал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 38—44), но имеют целью исправление народа и приготовление его к восприятию истины в высшем, окончательном ее значении и вместе с тем освящают древний союз Израиля с Богом своим.

Таким образом, евреи, вышедшие из Египта, где они долго были под вредным влиянием идолопоклонников, были в состоянии теперь исправляться и возвышаться духовно, руководимые Самим Богом, — в присутствии бесчисленных чудес, проявляемых Моисеем, посредником между ними и Богом. Между тем все еще они были не тверды и способны к падениям во время испытаний и в минуты малодушного страха.

Так, в то время, когда Моисей, уединившись на вершине Синая, молился, прислушивался к внушениям Божиим — «беседовал с Богом», легкомысленный и грубый народ приходил в нетерпение от его отсутствия. Он забыл о всех великих благодеяниях Божиих, над ним бывших; забыл и свои собственные обязательства и, собравшись толпой, окружил Аарона и требовал от него, чтобы он встал и сделал им бога, который бы шел перед ними, ибо, говорили они, «с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось».

Чувствуя себя бессильным перед буйной толпой, Аарон, чтобы не уступить ее безумным требованиям, попробовал затруднить исполнение их и сказал народу: «Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне», чтобы сделать из них тельца литого. Но евреи не отступили и перед таким пожертвованием и принесли все требованное Аароном. Тогда он соорудил им золотого тельца в подражание египетскому богу — быку Апису, и народ преклонился перед ним, восклицая: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» И на другой день в честь его «принесли всесожжения и привели жертвы мирные» и стали совершать пиршество. «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».

«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения (каменные), на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

Когда же он (Моисей) приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым».

(Исх. 32, 1, 4, 7–12, 14–16, 19–20)

Когда Аарон на упреки, высказанные ему Моисеем за малодушную уступчивость народу, возразил, что не имел силы противодействовать взбунтовавшемуся всему народу, то «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его».

«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи! народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди (сойди), веди народ сей, куда Я сказал тебе. И пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.

Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем.

И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».

(Исх. 32, 25–28, 30–34; 33, 2–4, 7, 9–11)

И дерзал тогда Моисей просить Господа показать ему Свое благоволение и славу Его. «И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

«И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе.

И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил.

И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу.

И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал Моисей на скрижалях слова завета, десятословие.

Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало».

(Исх. 33, 19–23; 34, 1–4, 5–8, 28–33)

Когда Моисей передал народу дальнейшие установления, принятые им от Бога на горе Синай, то он приступил к приведению их в исполнение. Прежде всего позаботился он об устроении передвижного храма, в котором с этих пор должно было совершаться общественное богослужение.

И тогда стали приходить к нему «все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для всех священных одежд».

«И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, из колена Данова. И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь.

Как повелел Господь, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. И увидел Моисей всю их работу. И благословил их Моисей. И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне.

И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. В первый месяц второго года по исходе их из Египта, в первый день месяца поставлена скиния. И поставил (Моисей) двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».

(Исх. 35, 21, 30–31, 34; 36, 1; 39, 42–43; 40, 1–3, 13, 16–17, 33–38)

Местоположение

Первоначально Ковчег Завета с реликвией хранился в Скинии собрания — специальном шатре, своего рода походном храме, который сооружался на время стоянок. Позднее Ковчег находился в Первом храме. Но где сейчас хранятся скрижали Моисея — неизвестно. После разрушения Храма история святыни обрывается. Есть мнение, что завоеватели увезли ее в Вавилон. Другая версия гласит, что израильский царь Иосия спрятал святыню, дабы спасти от поругания чужеземцами.

Распространено мнение, что каменные таблички с заповедями — лишь легенда и метафорическое отображение первых нравственных законов в истории человечества. Но многие историки и археологи не теряют надежды обнаружить ветхозаветный артефакт и верят в его реальность. На Святой Земле активно ведутся раскопки.

Наказание Корея, Дафана и Авирона. Фреска Боттичелли.

Ещё одну картину посвященную истории Моисея можно видеть на стене Сикстинской капеллы. Это очень редкий для живописи сюжет, связанный с восстанием против пророка. Этот эпизод также рассказывается в книге «Числа».

Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан, и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Числа 16:1-3


Тогда Моисей предложил принести приношения Господу и посмотреть чье приношение будет наиболее угодным Богу.

И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицом Господа, ты, они и Аарон; и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лицо Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.Числа 16:16-17

Но Бог предупредил Моисея отойти от Корея и его последователей и от их шатров подальше.

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество;

Мораль сей притчи очевидна — поднимать восстание против первосвященника, то же что и против Бога, и за это последует наказание. Считается, что Боттичелли написал эту картину по просьбе папы. Она является как бы предупреждением всем желающим воспротивится воле Святого престола.

Образ реликвии в наши дни

Святыня и ее образ нашли свое место в христианской культуре и цивилизации, как и многое другое из Ветхого Завета.

В культуре

В массовом сознании прочно закрепился образ каменных табличек с округлым верхом либо имеющих форму страниц открытой книги. Заповеди при этом написаны симметрично — слева и справа.

В искусстве

Такой способ изображения был заложен итальянскими художниками эпохи Ренессанса. Моисей, получающий заповеди от Бога или несущий их народу, — популярный сюжет в живописи того времени.

Интересные факты

Вот некоторые из них:

  1. Число заповедей равно количеству пальцев на двух руках. Есть мнение, что это совпадение не случайно.
  2. Термин «заповедь» в еврейском и греческом оригинале также значит «слово» или «речение».
  3. Согласно преданию, в Ковчеге Завета вместе со вторым экземпляром надписей хранились и разбитые части первого.
  4. Другая легенда называет драгоценный камень гранат, взятый на Храмовой горе, в качестве материала для изготовления артефакта.
  5. В произведения искусства заповеди часто записаны буквами современного иврита. Однако древнееврейский язык того времени использовал финикийский алфавит. Поэтому текст на табличках в реальности выглядел бы совсем иначе (см. картинку ниже).

Другие похожие артефакты

Впрочем, термин применяется и для схожих по назначению реликвий со священными текстами у других народов и в иных религиях.

Золотые

Были обнаружены при раскопках в Италии в местности, где проживали этруски — доримское население этих мест. Надпись двуязычная — на собственно этрусском и пуническом (диалект финикийского). Она посвящена жертвоприношению от имени правителя.

Изумрудные

Реальность данного артефакта ставится под сомнение. Он не обнаружен, до наших дней дошел лишь текст на латинском языке, датированный 1541 г. и посвященный магии и алхимии в духе позднеантичной философии герметизма.

Откуда возникли такие таблички

Моисей (великий иудейский вождь) после побега из Египта долго жил в отчуждении. Он пас немногочисленные стада своего тестя в бесплодной Синайской пустыне. В один прекрасный и священный момент к нему обратился Бог. Случилось это возле горы Хорев. Из неопалимого куста Бог окликнул Моисея и сказал спасти многострадальный, изнывающий от гнета иудейский народ и увести его из Египта в землю Ханаанскую.

После благополучного исхода они вместе скитаются по пустыне, но без еды и воды. Наконец, одержав победу над воинственными амаликитянами, израильтяне подошли к горе Синай. Там, после 40 проведенных дней и ночей, Моисей награждается законами Завета, которые должны служить единым сводом заповедей для иудейского народа. Взяв каменные скрижали, вождь и пророк спускается к своим собратьям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]