Борисоглебский Аносино ставропигиальный женский монастырь | |
Страна | Россия |
Город | Московская область, Аносино |
Год основания | 1823 |
Сайт | https://anosin.cerkov.ru |
Настоятель | игуменья Мария (Солодовникова) |
Церковь Анастасии Узорешительницы основала настоятельница Евгения и назвала в честь своей дочери
В Истринском районе Московской области находится село Аносино, в котором располагается женский Аносинский монастырь. Вдоль южной стены монастыря протянулся больничный корпус с церковью святой Анастасии Узорешительницы, основанной в честь дочери первой настоятельницы Борисоглебской обители игуменьи Евгении, Анастасии Озеровой.
Храм Анастасии Узорешительницы, выстроенный в честь дочери первой настоятельницы Борисоглебского монастыря
В больничном здании ранее располагались шесть больничных коек, кельи монахинь и послушниц. Здесь находилась и келья настоятельницы. Жилой корпус соединяется с храмом внутренним переходом. В 1928 году, когда советской властью монастырь был закрыт, в Анастасиинской церкви поместили колхозный клуб, разобрав купольную часть здания.
Нынешний облик церкви восстановлен и освящен в 2013 году.
АНОСИН БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ставропигиальный (с 29 дек. 1999), в дер. Аносино Истринского р-на Московской обл., учрежден в июне 1823 г. Основательница и первая настоятельница — игум. Евгения (Мещерская Евдокия Николаевна, кнг., урожд. Тютчева; 18.02.1774 — 3.02.1837).
Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г.
В 1799 г. в Звенигородском у. кнг. Мещерская приобрела в собственность c. Аносино, в мае 1810 г. по благословению митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) на средства кнг. Мещерской там был заложен каменный храм во имя Св. Троицы с 2 приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых князей Бориса (небесного покровителя покойного супруга княгини) и Глеба. Когда основные работы по возведению и росписи храма были завершены, Аносино в 1812 г. было разграблено франц. войсками, поэтому освящение храма состоялось лишь 4 мая 1822 г. В 1820 г. кнг. Мещерская устроила при храме жен. богадельню на 11 чел., в 1822 г. богадельне был придан статус жен. общежития во имя святых князей Бориса и Глеба. В тот же день по благословению свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, кнг. Мещерская была утверждена попечительницей общежития. 4 июня 1822 г. иером. московского Покрова Пресв. Богородицы мон-ря Иона совершил первый в общине постриг 5 сестер в рясофор. «Правила о составе, зависимости и устройстве высочайше утвержденного Борисоглебского общежития» были составлены свт. Филаретом. Целью организации общежития являлось «доставление пристанища и приличного содержания… отягченным бедностью» женщинам. Все, что производилось сестрами, передавалось в «общую пользу общежития».
25 июня 1823 г. указом Святейшего Синода Борисоглебское общежитие было преобразовано в А. Б. м., кнг. Мещерская пострижена в монашество с именем Евгения, возведена в сан игумении и 18 сент. вступила в управление мон-рем. В нояб. 1823 г. игум. Евгения докладывала свт. Филарету, что «при монастыре вновь устрояются св. врата и возле них удобно было бы соорудить малую церковь во имя св. Димитрия Ростовского для отправления в ней разных треб для мирских прихожан». 12 сент. 1824 г. храм был освящен свт. Филаретом, реконструирован в 1881 г. В 1828-1829 гг. в юж. части мон-ря был сооружен небольшой больничный корпус с приютом и деревянной (с 1854 каменной) ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, покровительницы дочери кнг. Мещерской Анастасии Озеровой. В 20-х — нач. 30-х гг. XIX в. выстроены кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, прачечная и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыты 2 пруда для разведения рыбы. Почти все первые насельницы А. Б. м. (12 чел.) происходили из крестьянских семей и из дворовых людей. С окт. 1832 по 1863 г. обитель вопреки желанию аносинских игумений была местом для покаяния и исправления женщин, осужденных за пьянство и прелюбодеяние, присылались в мон-рь и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию».
При игум. Анастасии (Комаровой; 1837-1854) указом Московской консистории на 20 лет возобновилась аренда монастырских земель, в 1842 г. мон-рь был наделен лесными угодьями. Заботами игум. Евгении (Озеровой; 1854-1875), внучки основательницы мон-ря, в 1855 г. были построены каменный келейный корпус, настоятельские кельи, деревянные гостиничный корпус и дома для священнослужителей. Благодаря пожертвованиям купца П. Г. Цурикова сооружен странноприимный дом, а также реконструирован Троицкий храм, Тихвинский придел к-рого 23 июля 1867 г. был переосвящен в честь Успения Божией Матери.
Согласно описи 1876 г., при игум. Рафаиле (Ровинской; 1875-1879) в А. Б. м. проживало 180 насельниц. Доходы обители во 2-й пол. XIX в. составляли 5-6 тыс. р. серебром в год и складывались из пожертвований, денежных вкладов, рукоделия сестер и доходов от хозяйственных угодий. К 1900 г., при игум. Иоанне (Макаровой; 1879-1918 (1919?)), обитель владела 307 дес. земли, в т. ч. пахотной — 33 дес., луговой — 6, лесной — 260, неудобной земли — 8 дес. От казны обитель получала ежегодный оклад — 337 р. 43 к. По штатам 1906 г. кроме игумении и казначеи в мон-ре должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9).
Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г.
Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г.
В нач. XX в. А. Б. м. называли «женской Оптиной» и «Аносиной пустынью». Многие насельницы обители оставили воспоминания, стихи, письма и др. свидетельства о жизни мон-ря: «Беседы с моей дочерью» игум. Евгении (Мещерской), «Памятные записки» — дневник и воспоминания игум. Евгении (Озеровой), воспоминания схимон. Леонтии (Левицкой) и др. Хотя число насельниц в обители было небольшим, 11 из них впосл. стали игумениями др. жен. мон-рей: прп. Олимпиада — игум. коломенского Брусенского мон-ря, Евгения — игум. московского в честь Вознесения Господня мон-ря и др.
После кончины игум. Иоанны (Макаровой) в 1918 (1919?) г. настоятельницей А. Б. м. была назначена игум. Алипия (Таишева). Несмотря на тяжелые налоги и притеснения со стороны властей, мон-рь не закрывался до 1928 г., став крупнейшим духовным центром Подмосковья. Обитель посещали сщмч. Петр (Полянский), архиеп. Гурий (Степанов), еп. Варфоломей (Ремов), сщмч. Серафим (Звездинский), схиигум. Фамарь (Марджанова), прп. Алексий (Соловьёв), схиигум. Герман (Гомзин) и др. подвижники XX в. В А. Б. м. переходили многие насельницы разоренных обителей, в сер. 20-х гг. в мон-ре жили ок. 130 сестер.
Весной 1928 г. А. Б. м. получил статус трудовой артели, в июле того же года был закрыт. На основе монастырского хозяйства, считавшегося образцовым, был создан колхоз «Россия». Все имущество, архив и б-ку обители вывезли в музей Новоиерусалимского мон-ря, бóльшую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. 7 июля 1928 г. игум. Алипия вместе с 2 священниками и неск. насельницами была арестована и увезена в Москву, затем отправлена в ссылку; остальным сестрам приказали в течение 3 дней покинуть обитель. После возвращения из ссылки игум. Алипия нек-рое время жила в Москве, затем переехала на дачу давних благотворителей мон-ря Лобовых близ Кубинки под Москвой, скончалась 18 марта 1942 г., приняв схиму с именем Евгения. После Великой Отечественной войны оставшиеся в живых насельницы А. Б. м. духовно окормлялись у прот. Сергия Орлова (впосл. иером. Серафим), настоятеля Покровского храма в с. Акулове Можайского р-на Московской обл. К нач. 90-х гг. XX в. территорию А. Б. м. занимала Истринская машинно-тракторная станция, в храме свт. Димитрия Ростовского находился цементный склад, в больничном корпусе — колхозный клуб.
В 1992 г. по просьбе бывш. послушницы А. Б. м. схим. Анны (Тепляковой) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил восстановление А. Б. м. Из рижского Сергиева жен. мон-ря были направлены 4 монахини. На Рождество Христово 1993 г. были совершены первое всенощное бдение и литургия в восстановленном и освященном храме свт. Димитрия Ростовского, ведутся реставрационные работы в Троицком храме и в др. сохранившихся постройках. С 1993 г. обитель имела статус Патриаршего подворья, определением Свящ. Синода от 29 дек. 1999 г. Патриаршее подворье в дер. Аносино преобразовано в ставропигиальный жен. мон-рь. В 2001 г. в А. Б. м. жили 20 сестер, настоятельница — мон. Варахиила (Бучельникова).
Лит.: Зверинский. T. 1. С. 101. № 80; Денисов. С. 518-519. № 512; «Женская Оптина»: Материалы к летописи Борисоглебского женского монастыря. М., 1997.
Е . Б . Емченко
Первой в обители построили церковь святого Дмитрия Ростовского
При входе в обитель, по левую руку находится церковь святого Дмитрия Ростовского. Она стала первой монастырской постройкой. Церковь у самых ворот была очень удобна для прихожан, потому что на территорию монастыря мирских пропускали только на время Литургии.
В 1884 году храм был утеплен, и получил золоченый крест.
После закрытия и разорения обители в здании был расположен магазин, а позднее склад.
В стену бывшей церкви вмонтировали табличку с надписью «Геоконтора Моссовета» и номером. Сооружение находилось в аварийном состоянии, однако, после возрождения и открытия монастыря, здесь проходили первые Богослужения.
После восстановления Троицкого собора церковь закрыли на капитальный ремонт.
Первая монастырская постройка, Храм святого Дмитрия Ростовского
4 октября 2012 года, в день памяти пресвятого Дмитрия Ростовского, в отремонтированном одноименном храме впервые состоялась праздничная Литургия. Накануне открытия, в 2011 году, церкви была подарена икона святого Дмитрия и частица его мощей, почитаемые святыни в стенах Борисоглебской обители.
30 марта 2013 года помещение церкви освятил архиепископ Сергиево — Посадский Феогност.
Днем храм открыт для прихожан, а ночью возглашаются Литургии для сестер.
Сестры обители много работают, молятся, занимаются благотворительностью
На сегодняшний день храм полностью восстановлен, службы возглашаются на всех трех приделах. Освятил храм святой Живоначальной троицы Патриарх Московский Кирилл в 2015 году.
Аносина пустынь насчитывает сто восемьдесят монахинь и послушниц. На территории монастыря работает воскресная школа, проводятся концерты и новогодние елки для детей.
Сестры посещают детские приюты, проводят духовную работу с осужденными, принимают паломников, помогают ветеранам Великой Отечественной войны. Готовится к открытию музей истории Борисоглебского ставропигиального монастыря.
Тихвинская икона Божией Матери, одна из святынь, которая покровительствует Борисоглебской обители
Борисоглебский Аносин монастырь
расположен на Троицкой улице села Аносино. Улица эта тянется в виде длинного живописного шоссе между рекой Истра и Новорижским шоссе, параллельно им, от ЦКАД и до Павловской слободы.
Всего в 16 км от монастыря расположен Звенигород с прекрасным Саввино-Сторожевским монастырем над Москвой-рекой и примерно столько же, но в другую, северную сторону расположен город Истра со знаменитым Новоиерусалимским монастырем.
Совсем недалеко от Аносина монастыря, ближе к речке Истре находится современный кампус Университета Сбербанка.
История монастыря началась с 1810 года, в котором княгиня Евдокия Николаевна Мещерская
, родная тетка поэта Ф.И. Тютчева, заказала строительство Троицкой церкви. Затем при выстроенной на средства княгини церкви была создана православная община из числа её крепостных. В 1820 году Е.Н. Мещерская открыла при этом храме богадельню. 17 апреля 1823 года богадельня была реорганизована в
Борисо-Глебское женское общежитие
. Перед этим Евдокия Николаевна подала императору прошение об обращении общежития в монастырь с приложением планов существующих на его территории зданий и указав те, которые собиралась дополнительно выстроить за свой счёт.
Создание монастыря было делом непростым, поскольку при императрице Екатерине II во второй половине ХVIII века провели секуляризацию или другими словами — отчуждение церковных вотчин в состав государственных земель. Последствием этой государственной реформы было сильное сокращение числа монастырей и монашествующих людей. К 1801 году в Российской империи число монастырей сократилось с 1072 до 452. Борисоглебский Аносин монастырь был первым, основанным в Московской епархии после той реформы 1783 года.
Борисоглебский Аносин монастырь создавался, как уже сказано выше, начиная с 1823 года по прошению княгини Мещерской, при покровительстве и участии митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздов). Он составил «Правила для Борисоглебского женского общежития», положенные в основание монастырского устава.
Мирским людям вход в монастырь был строго настрого запрещен, исключение не делали даже ближайшим родственникам монахинь. Среди первых насельниц и монахинь Борисоглебского монастыря были крепостные княгини Е.Н. Мещерской, которая сама приняла здесь монашество. Она стала инокиней Евгенией, а также первой настоятельницей обители и оставалась ею 14 лет до своей смерти в 1837 года, ее похоронили в соборном храме монастыря. Жила в монастыре и дочь основательницы этой женской обители – Анастасия, которая рано умерла. В память о ней в обители был построен (1827–1829 годах) храм святой Анастасии Узорешительницы.
Годы спустя настоятельницей этого монастыря стала еще одна Евгения (Озерова – внучка основательницы монастыря Е.Н. Мещерской), которая управляла обителью в 1854–1875 годах.
Пятая игуменья матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1919 года) и преставилась в возрасте 90 лет после революции. Пришла она в обитель еще 18 летней девушкой.
Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила.
Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окормление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно.
В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменьей. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».
Такова на первый взгляд простая история создания Борисоглебского монастыря. На самом деле все было гораздо сложнее, порой трагично.
Создание этого монастыря княгиней Е.Н. Мещерской и прелюдия к этому являются своего рода памятником и прославлением мужества, величия духа, неисчерпаемой доброты и редкой созидательной силы русских женщин. Судьба Е.Н. Мещерской является ярким подтверждением этого.
В 1796 году Евдокия Тютчева, которой было тогда 22 года, по большой любви вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Тот вскоре простудился на охоте и через два месяца умер от туберкулеза, так и не увидев дочь, которую Евдокия родила через несколько месяцев.
Княгиня воспитывала дочь самостоятельно. В 1799 году она купила для летнего отдыха небольшое село Аносино. Построила усадебный дом и каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых Бориса и Глеба (в память об умершем супруге)!
После 1812 года усадьбу и церковь пришлось восстанавливать, они были полностью разорены наполеоновскими войсками. Это удалось сделать в полной мере, а еще и создать Борисоглебский Аносин женский монастырь, который стал процветать. Несмотря на то, что само село Аносино
оставалось небольшим (по данным 10 ревизии 1858 года в селе Борисоглебское-Аносино Павловской волости Звенигородского уезда находилось всего 26 крестьянских дворов), расположенный в нём Борисоглебский Аносин женский монастырь был столь знаменит своим укладом и духовными подвигами, что современники называли его
«женской Оптиной пустынью»
.
Основание Борисоглебского монастыря стало своего рода моделью и примером для устройства монастырей в новых исторических условиях ХIХ века. Во второй половине ХIХ века по примеру Борисоглебского монастыря богатые женщины стали также создавать богадельни, которые затем преобразовывали в общежития – женские общины, а еще позже они становились монастырями. При этом нужно отметить, что вновь созданные монастыри часто возглавляли именно монахини – воспитанницы Борисоглебского Аносина монастыря.
Авторитет монастыря год от года рос, в него приезжали паломники, в том числе высокопоставленные особы и представители высшего священства.
Большой общероссийский авторитет Борисоглебского Аносина монастыря довольно долго помогал спасать его от закрытия после октябрьских событий 1917 года. Именно в этот монастырь приезжали из ссылки православные митрополиты. В 1925–1926 годах здесь жил архиепископ Дмитровский Серафим. В 1923 году удалось отметить 100 летие основания монастыря, тогда в него приехали многочисленные гости.
В 1928 году Борисоглебский Аносин монастырь закрыли. Игуменью и последних шесть монахинь арестовали, отвезли в Москву, в ГПУ, затем их выслали из столицы.
Вскоре в монастыре расположилась сельхозкоммуна, в церкви во имя святителя Димитрия Ростовского устроили сельский магазин. Вплоть до 90-х годов на территории монастыря действовали авторемонтные мастерские.
В 1992 году обитель начали восстанавливать. Здесь открылось патриаршее подворье, которое в 1999 году было преобразовано в монастырь.
Сейчас при Борисоглебском Аносине женском монастыре создано деревообрабатывающее производство, работает молочная ферма. Монастырь обрабатывает 100 га сельскохозяйственных угодий, большого внимания и сил требуют 5 га огорода. В 2000 году в монастыре жили 30 сестер и с тех пор число их росло.
Былая строгость правил монастыря, к слову сказать, унаследована и в его новой жизни, уже в наши времена. По крайней мере, на территории обители запрещены фото и видео съемка. Когда мы подъехали к воротам монастыря и с сожалением увидели, что он закрыт для посещения из-за эпидемии Covid-19, то не сразу обратили внимания на знаки, запрещающие фотосъемку. К счастью, успели сделать несколько кадров красивых храмов внутри обители. Тут же получили строгое замечание и вынуждены были извиниться за нашу невнимательность. В свое оправдание сказали, что не собирались делать ничего дурного, лишь хотели запечатлеть местную архитектурную красоту.
В монастыре хранятся Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.
Еще несколько интересных фактов о монастыре
- В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
- В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. 12 марта 2002 года ее канонизировали.
- Летом 2005 года при Борисоглебском Аносином монастыре поселился Владимир Григорьевич Волков — поэт, композитор, автор и исполнитель песен. Его творчество — это военная, патриотическая и религиозная лирика. С 1990 по 2003 год Волков провел сотни концертов в воинских частях, училищах и больницах, выступал на благотворительных творческих вечерах, участвовал в военно-патриотических акциях. В том же 2003-м он был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени. В Борисоглебском Аносином монастыре Волков провел свои последние месяцы: исполнял послушание, ухаживая за садом, написал несколько новых произведений.
Вот о чем поэт писал в своих стихах про эти места:
Мне бы только уйти в эту ширь — В ту, что зорко от нас стерегут. Глядь, и встретится тот монастырь, В коем сжалятся и постригут… *** Возле храма погост, там и место мое. Позабыв все свои дарованья, Избегу суеты — да по тропочке в храм, Чтоб успеть к своему отпеванью…
В ноябре 2005 года Владимир Волков скончался и был похоронен на небольшом сельском кладбище недалеко от монастыря.
Монахини Аносино ежегодно посещают Иринарховский крестный ход
По одной из традиций, 22 — 26 июня, сестры Аносинского монастыря принимают участие в Иринарховском крестном ходе.
Началом шествия служит Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области.
Крестоходцы движутся до святого источника и колодца преподобного Иринарха Затворника в селе Кондаково. Крестный ход длится пять дней. Паломники проходят по 18-20 километров ежедневно, от храма к храму. У каждого храма останавливаются на молебен и панихиду.
Во главе крестного хода движется ковчег с мощами пресвятых угодников Божиих. Духовенство и люди идут с иконами преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. По очереди несут тяжелые вериги преподобного Иринарха.
Традиционный Иринарховский крестный ход в честь Сергия Радонежского и святого Иринарха Затворника, в котором принимают участие и сестры Аносиной пустыни
Создательницу монастыря в Аносино, Евдокию Мещерскую святитель Филарет благословляет на игуменство
В 1821 году, при церкви Живоначальной троицы, тетушкой русского поэта Ф. Тютчева, княгиней Евдокией Мещерской, был основан Аносино Борисоглебский монастырь.
Настоятельница Евгения, тогда еще Евдокия Тютчева, обвенчалась с князем Мещерским, когда ей исполнилось 22 года. Через три месяца после женитьбы, князь скоропостижно скончался, оставив молодую беременную жену в одиночестве.
Вторично выходить замуж княгиня Евдокия не пожелала, а посвятила себя воспитанию дочери Анастасии и благотворительным делам.
На фото картина художника Спажинского, на которой изображены княгиня Мещерская с дочерью и воспитанницей. Картина до сих пор хранится в усадьбе Мураново и носит следы от ударов сабли.
В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на берегу Истры, где впоследствии выстроила церковь в честь Живоначальной троицы, с приделами иконы Божией Матери Тихвинской и святых Бориса и Глеба, в память об умершем супруге.
При церкви, в 1821 году, была открыта богадельня, впоследствии преобразованная в женский монастырь. Устав для монастыря составил лично святитель Филарет.
История
Борисоглебская женская обитель, расположенная в деревне Аносово Истринского района, имеет интересную историю, в которой были и радостные, и печальные страницы. Все они укрепляли Веру и Дух инокинь.
Основание
История Борисоглебской обители началась в 1799 году, когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская (урождённая Тютчева) купила деревню Аносово, расположенную в красивой местности на берегу Истры. В 1810 г. вдова князя Бориса Мещерского получила благословение митрополита Московского Платона на строительство в своих владениях храма во имя Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге северный придел церкви был освящён в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
В 1820 г. при Троицком храме была организована богадельня, в которой проживали 11 женщин. Через 2 года богадельню преобразовали в женское общежитие в честь святых Бориса и Глеба. По благословению святителя Филарета её попечительницей стала княгиня Мещерская. Через год монашеская община получила статус монастыря, а её попечительница была пострижена в монахини под именем Евгения и возведена в сан игуменьи, организованной ею обители.
Её духовным наставником был святитель Филарет, который составил общины строгий ионический устав, характерный для пустыни.
Были установлены следующие правила:
- на территорию обители не имели права передвигаться посторонние люди;
- монахиням запрещалось выходить из монастыря, навещать родственников;
- сбор милостыни был запрещён;
- насельницы должны проводить время в труде и молитве, которые начинались ночью;
- монахини обладали минимальным набором необходимых вещей, не имея права принимать что-либо из мира.
Игуменья Евгения управляла созданной обителью до 1937 года. В феврале этого года её земной путь завершился. Основательницу монастыря похоронили у северного придела Троицкого храма. За время её управления сложился основной архитектурный облик монастырской территории. Были возведены следующие здания:
- монастырская ограда со святыми воротами и часовней святого Дмитрия Ростовского;
- больничный корпус;
- церковь во имя Анастасии Узорешительницы;
- каменные кельи;
- трапезное помещение;
- амбар для хранения хлеба;
- мастерской корпус.
Помимо постройки жилых и хозяйственных сооружений, на территории монастыря был устроен сад и 2 пруда для разведения рыбы.
Интересно: при игумении Евгении в Аносинскую монашескую общину начали отправлять для покаяния и исправления женщин, злоупотребляющих алкоголем, прелюбодеек, а также старообрядцев женского пола. Эта практика проводилась вопреки желанию настоятельниц.
Период расцвета
Наибольшего расцвета монастырь достиг во второй половине XIX в. При внучке основательницы монашеской общины, также получившей при постриге имя Евгения, продолжалась постройка новых и реконструкция существующих зданий. Расположенный на небольшой территории монастырь являлся образцом общежительной пустыни, насельницы которой прославились по всей стране своими духовными подвигами. Они становились настоятельницами женских обителей по всей стране.
Троицкий собор Аносина Борисоглебского монастыря
Множество богомольцев приезжало в московское подворье Борисоглебского Аносина монастыря. В саму подмосковную пустынь часто приезжали высшие чины Московской епархии, для проживания которых построили специальное здание.
Помимо духовных подвигов, монахини славился своей хозяйственной деятельностью. Успешный опыт в земледелии, животноводстве и ремесленном деле перенимали миряне и монахи со всей империи.
Уже после захвата власти большевиками обитель торжественно отпраздновала свой вековой юбилей.
Упадок и разрушение
Борисоглебский Аносин монастырь официально существовал до 1928 г. Жизнь его насельниц в это время значительно изменилась. Монахиням, обложенным высокими налогами, пришлось расширять своё хозяйство и производить продукцию для продажи. Тяжёлые условия жизни укрепляли смирение и силу духа сестёр. На момент закрытия в обители проживали 130 насельниц.
Летом 1928 г. игуменью Алипию и несколько монахинь арестовали, а после выслали в трудовые лагеря. Остальных насельниц выгнали из обители. Они разошлись в разные районы страны, но продолжали поддерживать связь и помогать друг другу. На территории монастыря организовали сельскохозяйственную коммуну, которая просуществовала до окончания монастырских продуктовых запасов.
Материальные ценности и святыни, собранные в храме, подверглись разорению. Ценную утварь ещё в 1922 г. изъяли под предлогом помощи голодающим. Святые образы в драгоценных окладах погружали в кислоту, отделяя золото. Монастырские колокола переплавили для хозяйственных нужд.
Больница с церковью Анастасии Аносина Борисоглебского монастыря
В церкви святой Анастасии организовали клуб, который позже переделали в жилой барак. В Дмитровском храме разместили сельский магазин. Часть Троицкого собора была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В уцелевшей части до 90-х гг. прошлого века функционировала ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники.
Возрождение
К 1992 г. из бывших насельниц в живых находилась только схимонахиня Анна. Она обратилась к Святейшему патриарху с просьбой способствовать восстановлению обители. До 1999 г. монастырская территория носила статус патриаршего подворья. В последние дни XX столетия подворью в Аносино был присвоен статус ставропигиального монастыря.
Первыми насельницами возрождённой обители стали насельницы Троицкого монастыря, основанного в Риге монахиней Сергией (Мансуровой), являющейся духовной дочерью аносинской игуменьи Евгении (Озеровой). В 2005 г. игуменьей стала монахиня Мария (Солодовникова).
Аносинский Борисоглебский монастырь имел жесткий устав, приучающий сестер к смирению и иночеству
Пожелав принять монашество, Евдокия Мещерская ходатайствовала о вступлении общежитие. По наставлению же святителя Филарета, она приняла игуменство. Так, в 1823 году, Аносинский монастырь обрел первую настоятельницу, игуменью Евгению.
В возрасте 63 лет матушка Евгения скончалась и была захоронена в монастырском Троицком храме, у придела святых князей Бориса и Глеба.
Монахинь матушка Евгения держала в строгости.
По уставу они не имели права выхода за пределы монастыря ни для сбора пожертвований, ни чтобы навестить родных.
Все работы для жизнеобеспечения монастыря вели сами, от пошива обуви до рубки дров и приготовления пищи к трапезе.
Чтобы ничего не отвлекало сестер, в кельях у них находилось только самое необходимое. В помещении отсутствовало всякое освещение, кроме маленькой лампадки у икон.
Устав приучал насельниц к смирению и иночеству. Не исключением была и матушка, по много часов молясь как в храме, так и в кельи.
Патриаршее служение в канун среды Страстной седмицы возглашает Митрополит Московский и всея Руси Кирилл в стенах Аносино ставропигиального монастыря.
Женский монастырь и княгиня-игуменья
Церковь в память о супруге в Аносино была построена, но заветным желанием вдовы князя Бориса Мещерского было основание монастыря. Выдав дочь Анастасию замуж, Евдокия Мещерская в 1820 году основала при церкви общежитие. Это был еще не монастырь, а богадельня, в которой жили 12 женщин. Спустя три года женское общежитие получило статус монастыря, а сама княгиня Мещерская постриглась в монашество с новым именем Евгения. По решению иерархов, основательница монастыря у реки Истры стала первой игуменьей.
После учреждения монастыря в Аносино княгиня-игуменья построила еще две небольшие церкви. Это был храм святителя Дмитрия Ростовского и церковь при монастырской больнице великомученицы Анастасии Узорешительницы. Монастырские постройки относятся к стилю ампир. Он распространился в русской архитектуре после победного завершения войны с Наполеоном. Троицкая церковь имеет некоторые черты стиля барокко. Например, купол главного Троицкого храма украшают люкарны. Это окошки, выступающие вперед из купола. Подобный вид купола с люкарнами можно увидеть также у Никольского храма в Заяицком в Москве.
Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба.