Троицкая обитель: монастырь святого Луки Крымского в Симферополе 


Место расположения этой обители – исторический центр города. Здесь тихие старинные дома, узкие улочки, так что приезжающие на авто часто сокрушаются о неудобствах парковки. Но раз за разом паломники возвращаются сюда – к благодатному месту, где некогда служил святитель Лука Крымский, а ныне творятся чудеса его молитвами.

Свято-Троицкий собор, Симферополь.

Историческая справка

Некогда улица Одесская, где сейчас находится обитель, именовалась Греческой, ведь это был район, где проживали представители этой национальной общины. Именно они когда-то принесли христианство на землю Крыма, позже не раз пережили гонения от турецких властей, под чьим протекторатом был полуостров до 1783 г. А уже в XX в. грекам суждено было отстоять от закрытия этот Троицкий храм, позже давший начало обители.

Приходская церковь

Именно таков был первоначальный статус храма, ныне главного для Троицкой обители. По присоединении Крыма к Российской империи местные греки обратились к вновь назначенному епископу, прося разрешить постройку церкви для греков, со службой на национальном языке. Предполагалось, что она будет возведена «собственным коштом», то есть на деньги прихожан. Так 7 мая 1796 г. была заложена церковь Святой Троицы.

Первоначальная история храма прямо связана с симферопольскими греками.

  • Наибольший вклад на строительство внес греческий купец, Константин Яни Барако. С юности он более 20 лет находился на русской военной службе, участвовал в русско-турецкой войне 1768-74 гг., даже знаменитом Чесменском сражении. Получив отставку, открыл свое дело, много занимался церковной благотворительностью. Впоследствии Барако завещал храму немалое количество дорогой недвижимости. Приносимый ею доход был таков, что позволял существовать приходу и всему причту следующие 100 лет, да еще содержать школу.
  • История сохранила имена греческих иереев, Николая Паксимаде, а также его сына Иоанна, позже сменившего отца на должности настоятеля храма. О. Иоанн отличился во время Крымской войны (1853-56 гг.), когда он был военным священником. Именно при настоятельстве о. Иоанна началось строительство каменного здания.

Архитектура

27

Сентября

1868 года

Было совершено освящение вновь построенного каменного храма в честь Пресвятой Троицы.

Автор проекта – Иван Федорович Колодин, ученик известного архитектора А.Н.Воронихина, создателя Казанского собора Петербурга. Предполагается, что последние годы жизни И.Ф.Колодин жил на Крымской земле, здесь и появился проект храма.

Его архитектурные особенности напоминают о Греции: по идущей от Византии традиции здание построено в форме так называемого «греческого креста», фасад украшен лепниной так называемого «коринфского ордера», предполагающего яркость, нарядность.

Полезные материалы

Гонения

С началом массового закрытия церквей богоборческими властями Троицкая несколько раз была ограблена под видом «изъятия церковных ценностей» для голодающих, однако удалось сохранить приход, продолжить службы. Когда с 1930 г. закрыли главный храм Симферополя, Троицкая какое-то время была соборной. Но уже с 1933 г. принято решение передать здание интернату, службы прекратить. Греки – прихожане церкви, однако, не опустили руки, через греческих дипломатов им удалось отстоять храм от закрытия. Но не избежали арестов его служители и прихожане.

Храм святого Луки в исчезнувшем селе Лаки

Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки — деревни удивительной и героической истории.

Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья.

Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. Сколько лет этим сооружениям — сто, триста, шестьсот?… Считается, что название «Лаки», или «Лака», в переводе с греческого и означает «бассейн». Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки.

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы — небольшой крестово-купольной церкви XIII — начала XIV вв., представляющей по форме куб с равными ветвями креста, тремя апсидами и четырьмя стоящими восьмигранными колоннами, а недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.

Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века. Над входом в храм начертана дата строительства церкви и слова Христа на новогреческом языке «Придите все труждающиеся и обремененные и я упокою». А на нижней арке надпись: «Храм святого евангелиста Луки».

Церковь Св. Луки — типичное крестовокупольное однонефное строение, ориентированное абсидой на восток. Купол сооружен на световом барабане, который посредством парусов и подпружных арок опирается на четыре встроенных в стены пилона, образующих подкупольный квадрат в средокрестье. Орнаментальная роспись пилонов утрачена. Главный западный вход в храм оформлен порталом.

Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом изображен евангелист Матвей, львом символизируется евангелист Марк, евангелисты Лука и Иоанн изображением орла и тельца.

Остатки росписи храма св. Луки в селе Лаки. Лето 2010 года

Святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, но в особенности греками, которым он, тоже грек по национальности, хотя и уроженец Сирии, был особенно близок. Тем не менее, странно, что лакский храм был единственным храмом во имя св. Луки в Крыму. Апостол Павел называл св. Луку врачом. Кроме этого св. Лука знал искусство живописи.

Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни.

Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

Лаки. Деревня, которой теперь нет

Не найти ее на картах и в путеводителях. Нет ее и на земле, под нависшими над садами скалами. «К сожалению, нет уже с нами тех людей, кто помнил запах этой земли, вид этих гор в любое время года, цветение табака, аккуратные домики с палисадниками, маленький магазинчик, у которого судачили женщины и дымили трубками старики, церковь, улочки, на которых стояли кувшины с бекмесом — яблочно-грушевым напитком. Это — для всех. Подходи любой, пей, пожалуйста!»

Но не только бекмесом угощали здесь друг друга и гостей. Добрые люди жили в Лаках: стол — полная чаша, и хозяева всегда радовались гостям. Не только знойно-синее небо, крутые, словно специально обтесанные скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Жили в ней вольнолюбивые, свободные люди. Много замечательных людей выросло на лакской земле.

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит.

Лакская долина

Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже более 60 лет.

В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова. Здесь всегда был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» («Новая жизнь») Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Крымская Хатынь называлась Лаки

Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.

…«Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли». Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского.

«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

Еще одним свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь.

После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.

12 августа 1944 года вышло постановление Госкомитета обороны «О переселении колхозников в Крым», переселенцы из Орловской и Брянской областей направлялись в Бахчисарайский район, включая опустевшие Лаки. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.

Церковь Луки Евангелиста. Деревня Горянка (бывшее Лаки). 1975 год. Автор фото Олег Гусаров

В последние годы ведутся работы по восстановлению села Лаки и церкви св. Луки.

В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики.

В 2005 году открыт мужской православный монастырь.

Как добраться

Если добираться общественным транспортом, наиболее удобный вариант – из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая с. Машино (за с. Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано «Лаки 8 км». Выходите из автобуса и идете по этому указателю.

До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (посмотреть на карте). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.

При подготовке статьи были использованы материалы с сайтов:

https://palom.info

https://www.palomnik.crimea.ua

https://www.krymology.info

Новомученики и исповедники

До 1937 г. здесь совершал службы епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич). Известно, что он бесстрашно проповедовал о начавшихся гонениях, активно помогал арестованным пастырям. Сохранились воспоминания о том, что на богослужения архиерей ходил пешком, а сами его службы были незабываемы для верующих по глубокому молитвенному настрою, духовному подъему. В 1936 г. владыку арестовали, позже – сослали в Казахстан, где последовал новый арест. 2 декабря 1937 г. епископ Порфирий расстрелян.

Мужественным исповедником запомнился современникам священник Николай Мезенцев. С установлением советской власти он пережил личное горе, расстрел сына, но продолжал служить Христу. Именно усилиями о. Николая прихожанам удалось спасти церковь в 1934 г. Разумеется, власти не простили священнику его позиции: в 1937 г. о. Николая расстреляли. Та же судьба постигла активного прихожанина, Димитрия Спиридонова, историка, археолога, этнографа, одновременно – члена так называемой «церковной двадцатки», во всем помогавшего о. Николаю. Сохранив верность Господу, мученик расстрелян в 1938 г.

С конца 1930-х церковь была закрыта. Службы возобновились с 1940-х по разрешению оккупационных немецких властей.

Святитель Лука
(Войно-Ясенецкий)

Фотография архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Это особая страница истории церкви. Он прибыл на Крымскую кафедру в 1946 г., пережив не один арест, заключение, ссылки. К этому времени совершенно изменился состав прихожан, так как из Крыма было депортировано почти все греческое население. Но церковь продолжала сохранять статус кафедральной. Именно здесь святителем произнесена большая часть из сохранившихся проповедей, записанных прихожанами.

Вся деятельность святителя на Крымской кафедре была посвящена борьбе против закрытия храмов, особенно с началом новой волны гонений 1960-х, духовному возрождению пострадавшей от репрессий паствы. Среди этих трудов свт. Лука почил 11 июня 1961 г.

Святыни

Рака с мощами свт. Луки Крымского

Многочисленные паломники, приезжающие сюда, особенно стремятся посетить святыни молодой, но уже прославленной обители.

  • Чудотворные останки свт. Луки. Они обретены в 1996 г. С этого времени они пребывают в храме. Из Греции, где особо чтят свт. Луку, в 2001 г. для честных мощей прислана серебряная рака. Перед мощами ежедневно совершается пение акафиста (в постное время – читается канон). До начала пандемии раку открывали по пятницам, после молебна верующие имели возможность приложиться к честным останкам любимого святого. Сейчас рака не открывается.
  • Икона Пречистой Богородицы «Скорбящая», новая святыня, известная с 1998 г. Она подарена церкви Феодосией Денисенко. Образ был темным, изображение – еле заметным. Но на праздник Успения Богородицы все заметили чудесное обновление святыни. Позже его засвидетельствовала специальная комиссия. Ныне икона, написанная с художественной точки зрения достаточно просто, одна из главных святынь Крыма, объехала множество городов. От нее известны чудеса истечения благоухающего мира.

Многие приезжающие оставляют отзывы об этом особом месте на Крымской земле. Вот несколько из них:

Пишет Инна Самойлова:

«Замечательное место. Всем православным надо побывать у мощей св. Луки. Он спас от смерти моего папу, молитвы слышит. Священники очень добрые, постоянно служат молебны за болящих».

А вот рассказ Станислава:

«Место притяжения православных всего мира!!! Мощи Святого Луки Крымского. Его музей….хотите верьте хотите нет, ныло колено, а в музее разрешили присесть на его стул, мгновенно прошло!».

Расписание богослужений

По будним дням литургия начинается с 7.30 ч. утра, вечерняя служба – с 17 ч. Каждый день в полдень поется молебен свт. Луке.

Адрес, как добраться паломникам

Свято-Троицкий собор, Симферополь

Адрес обители – улица Одесская, 12.

Паломникам советуют добираться из аэропорта на маршрутном автобусе, который ходит регулярно. Остановка, на которой нужно выйти, называется «Площадь Ленина». Интернет-страница обители, помогая паломникам сориентироваться, дает следующую рекомендацию по поводу дальнейшего пути: «Вам нужно перейти по подземному переходу на другую сторону к универмагу «Ассорти». Обойдя универмаг с левой стороны и, пройдя автостоянку, вы увидите купола Свято-Троицкого собора».

От автовокзала можно доехать на автобусе №63 до остановки Площадь Ленина, или на маршрутных такси №15, 41, 54 и др. Можно доехать и на троллейбусах №15 и №4.

Современное состояние монастыря

В нынешнее время монастырь действующий, его двери ежедневно открыты для посетителей с утра до вечера. Территория хоть и небольшая, но очень ухоженная и красивая, на ней находится три купели для желающих окунуться. Активно ведется общественная деятельность:

  • в обители открыта Воскресная школа;
  • действует Архиерейский хор, который стал лауреатом премии » Лучший церковный хор» на Всеукраинском фестивале Рождественских песен;
  • также для посещения открыт музей святителя Луки, где можно узнать подробнее о жизненном пути к Богу святого и посмотреть на его личные вещи. Музей открыт ежедневно с 9:00 до 17:00;
  • при монастыре открыта пекарня и рукодельные мастерские.

Для сведения! Игуменья монастыря Евсевия возглавляет православное общество «Милосердие».
Оно заботится о том, чтобы больные дети и взрослые, заключенные, старики в домах престарелых и богадельнях имели доступ к православной литературе и иконам. Общество «Милосердие» оказывает материальную помощь больницам и приютам. Любой желающий может помочь через монастырь нуждающимся мирянам.


Свято-Троицкий женский монастырь: фрагмент иконостаса

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]