Речь пойдёт о том, кем являлись апологеты и об их роли в истории церкви


Значение термина и его синонимы

Первые попытки дать обоснование христианскому мировоззрению рассудительно и последовательно принадлежат апологетам.

Апологет, в переводе с греческого, означает защитник, человек, который выступает с защитительной речью чего- или кого-либо. Также можно перевести это слово как заступник, покровитель, сторонник, приверженец, борец, восхвалитель, поклонник, превозноситель, ревнитель.

Полезные материалы

Апологеты – это раннехристианские писатели, преемники апостолов, отстаивавшие христианство перед языческими философами. Их считают первопроходцами в христианском богословии, а апологетику — первым жанром патристической (отеческой) литературы, разделом христианского богословия, посвящённым подтверждению истины вероучения с помощью рациональных средств.

Интересный факт

В первый раз этот термин применился в отношении раннехристианских литераторов во II и III вв.

АПОЛОГЕТЫ

(от греч. ảπολογία – защита, оправдание) – в узком смысле слова – отцы Церкви 2 в., отстаивавшие
христианство
перед императорской властью и опровергавшие предрассудки образованного языческого общества; в более широком смысле – христианские авторы также и 3–5 вв., боровшиеся в своих сочинениях против язычества. Апологеты являются первыми богословами христианского мира, а апологетика может считаться первым жанром патристической литературы, специфичность которого в том, что он имеет точно фиксируемое начало и не имеет определенного завершения.

В задачу апологетов входило: отвести обвинения от христиан; добиться терпимого отношения к христианской религии со стороны государства; в сопоставлении греческой философии с христианской мыслью доказать истинность и преимущество последней. Началом литературной деятельности апологетов был момент, когда христианство решилось выйти из замкнутости и представить себя как высшее осуществление культурных стремлений общества. В этом смысле апологетика не «эллинизация христианства», а полноценный диалог с языческой философией, в котором христианство осваивало ее понятийный язык и трансформировало его в религиозно-богословском ключе. Кроме того, апологетика предлагала осмыслить всю предшествовавшую мудрость как ступень на пути к истине, которая была открыта Христом и которую воплотило христианство.

Апологеты обращались не только к членам Церкви как мужи апостольские, но и к нехристианам. Апология писалась в форме речи или диалога, составленного по всем правилам классической риторики, и была изначально рассчитана на широкое распространение. Образцом для апологетов служила защита Сократа перед афинским судом; они стремились не только отвести враждебные обвинения в инцесте, детоубийстве и каннибализме, порождаемые слухами о тайных евхаристических собраниях, но и доказать нелепость и безнравственность языческих мифов, противопоставляя их истинному учению о монотеизме

и воскресении. Аргументы в пользу истинности христианства были таковы: 1) высокая нравственность христиан (заповедь любви к ближнему); 2) предсказания пророков о Христе; 3) внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом: христианство древнее язычества, так как Моисей древнее греческих поэтов и философов; 4) чудеса Христа, противоположны чудесам магов, действовавших с помощью силы демонов. Помимо антиязыческого направления апологетики (Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Минуций Феликс, Тертуллиан) выделяют направление антииудейской критики, основанное на библейской экзегезе (Аристон, Юстин), а также антигностическое направление (Юстин, Феофил Антиохийский, Тертуллиан), связанное уже с внутрицерковными догматическими разграничениями.

В теоретическом плане у апологетов центральное место занимает проблема соотношения трансцендентного Бога и ипостасей

. Заимствуя свое понятие Бога из
платонизма
, апологеты сближали его с библейским Богом. Их определения первоначала, как правило, апофатичны: непостижимость, несказанность, запредельность мира. Опираясь на пролог к Евангелию от Иоанна, апологеты разработали свою
христологию
, стержнем которой явилась идея
Логоса
, носящая в большей степени космологический, чем теологический характер. Логос (Ум,
София
), вторая ипостась, как извечно присутствующая в первоначале потенция, становится энергией и являет себя только в акте творения мира. Согласно этому взгляду, обнаруживающему влияние Аристотеля, Логос оказывается субстанциально подчиненным Отцу (субординационизм), который производит Его из Себя в качестве посредника между Собой и миром. Перенося это отношение в антропологическую сферу, апологеты пытались прояснить его посредством стоического разделения «внутреннего» и «произнесенного слова». Апологеты учили также о «семенном Логосе» (еще один стоический термин) – разумном принципе, который присутствует во всех вещах и образует внутренний закон вселенной. В
сотериологии
апологетов как самое совершенное проявление Логоса рассматривается его воплощение в человеке, открывающее возможность
спасения
.

В целом, греческие апологеты 2 в. определили развитие христианской догматики (христология и триадология), однако, начиная уже с Иринея Лионского, отцы Церкви искали пути преодоления тенденций рационализма и субординационизма, свойственных ранней апологетике. Corpus apologeticum открывается апологиями Кодрата и Аристида, адресованными императору Адриану в 125. Следующими в ряду стоят произведения Аристона Пелльского (несохранившийся «Диалог Иассона и Паписка», ок. 140), который устами иудео-христианина Иассона доказывал божественность Христа на основании Ветхого Завета, и Юстина Философа и Мученика, одного из самых значительных апологетов. Последний в двух своих «Апологиях», большой и малой, адресованных Антонину Пию (150/155) и Марку Аврелию (ок. 161), опровергает обвинения против христиан, излагает содержание христианской религии и доказывает на основании ветхозаветных пророчеств божественность Христа. Не противопоставляя веру и знание, Юстин считает лучших греческих философов учениками Моисея и предшественниками христиан (традиция, идущая от Филона Александрийского до Климента Александрийского). В «Диалоге с Трифоном Иудеем» Юстин показывает, что еврейский закон имеет лишь временное значение и что почитание Христа не противоречит вере в единого Бога. Татиан в «Речи против эллинов» (до 161) занимает резко отрицательную позицию в отношении всей греческой культуры; в богословии он находится под сильным влиянием Юстина. Афинагор Афинянин, один из самых глубоких апологетов, автор «Прошения за христиан» (ок. 177) и трактата «О воскресении мертвых», в котором приводит рациональные доводы в пользу монотеизма и воскресения; избегает субординационизма, утверждая сущностное единство ипостасей. Феофил Антиохский в трех книгах «К Автолику» (после 180) говорит о познании Бога, о Троице, о Логосе (Слове внутреннем и слове произнесенном), о грехопадении и спасении, суеверии язычников и мудрости пророков. Мелитон Сардийский, написавший апологию «Слово о вере» (ок. 172), известен своим трактатом «О Пасхе», представившим малоазийскую традицию празднования Пасхи. В трактате поднимаются проблемы соотношения двух Заветов, христологии и сотериологии. Автор анонимного «Послания к Диогнету» с морально-практических позиций разъясняет язычнику основные положения христианства, отвечая на вопросы об отличии его от других культов, о смысле любви к ближнему, о возрасте своей религии. Написанное хорошим стилем и с большой тщательностью «Послание» принадлежит к числу лучших памятников раннехристианской литературы. Этот ряд замыкают менее значительные апологеты, писавшие в самом конце 2 в.: Ермий («Осмеяние внешних философов», ок. 200), Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский. Африканская апологетика, являющаяся одновременно началом латинской патристики

, представлена именами Минуция Феликса и Тертуллиана. Диалог Минуция Феликса «Октавий» – это собрание обычных апологетических аргументов, однако его выделяют как образец риторического искусства. Тертуллиан написал несколько апологетических сочинений: две книги «Против язычников» (197), содержащие морально-религиозные возражения, «Апологетик» (кон. 197), рассматривающий исключительно политические обвинения против христиан, а также «О свидетельстве души», «К Скапуле» и «Против иудеев», в котором говорится о том, что даже язычники причастны милости Божьей и что Ветхий Завет возмездия должен уступить место Новому Завету любви.

На Востоке критическую линию апологетов в 3 в. продолжают Климент Александрийский и Ориген («Против Цельса»), в 4 в. – Евсевий Кесарийский, который дополняет ранних апологетов множеством фактов, заимствованных из античной литературы и истории, и Афанасий Александрийский («Против язычников»); в 5 в. ее завершает «Исцеление языческих болезней» Феодорита Кирского. На Западе продолжателями этой линии выступили в 4 в. Лактанций («Божественные наставления») и в 5 в. – Августин («О Граде Божием»).

Источники:

1. Иустин Философ, св.

Соч. М., 1892;

2. Афиногор Афинянин.

Предстательство за христиан. – «Вестник Древней Истории», 1993, Приложение, с. 237–279;

3. Тертуллиан.

Избр. соч. М., 1994;

4. Ориген.

Против Цельса, пер. с греч. Л.Писарева. Б. м., 1996;

5. Ранние отцы церкви: Антология. Брюссель, 1988;

6. Отцы и учителя церкви III в. Антология, т. 1–2. М., 1996;

7. Theophili episcopi Antiochensis, Libri tres ad Autolycum. A Diognète. – «Sources chrétiennes» (P.), 1971, № 172;

8. Hermias.

Satire des philosophes païens, 1993. – Ibidem, № 398.

Литература:

1. Реверсов И.П.

Защитники христианства (Апологеты). СПб., 1898;

2. Спасский А.

Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1914;

3. Неретина С.С.

Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

4. Сидоров А.И.

Курс патрологии. М., 1996, разд. 2: Греческие апологеты 2 в.;

5. Chadwick H.

Early christian thought and the classical tradition. Oxf., 1966;

6. Harnack A.

Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. I. Tüb., 1905;

7. Pepin J.

De la philosophie ancienne à la théologie patristique. L., 1986.

A.M.Михайловский

Главная задача христианской апологетики

С началом распространения христианства появилась необходимость глубокого обоснования христианского вероучения перед лицом языческого мира, а также в защите от нападок и обвинений со стороны иудеев. Особенно актуально это было в первые века, вплоть до 325 г., когда массовые гонения на христиан были довольно частыми. Христианина обвиняли в злодеянии против религии, если он отказывался участвовать в служении идолам. Его религию называли недозволенной, а общины «незаконными собраниями». Одним из самых невероятных обвинений было обвинение христиан в каннибализме: якобы те питаются человеческим телом и «хлебом, пропитанным кровью».

Христиане вынуждены были защищаться, ограждать себя от упреков властей и язычников-интеллектуалов. Они взывали к верхам, в надежде на беспристрастное разбирательство. Одновременно они пытались доказать — то, что говорят о них языческие умы несправедливо и нелепо. Выполнение роли заступника и брали на себя христианские литераторы, апологеты.

Основные задачи апологетов состояли в том, чтобы:

  • развенчать все обвинения язычников и иудеев;
  • показать римскому правительству свою лояльность, возвышенность и непорочность нравственного воспитания христиан, их добродетельность и честность;
  • с помощью интеллектуальных, моральных, культурных и других общепризнанных норм и критериев дать обоснование христианского мировоззрения, т.е. рациональное и философское доказательство.

В Новом Завете

Начатки христианских апологий можно увидеть в Евангелиях, в апостольских Деяниях и Посланиях.

Проповедь апостола Павла. Мозаика

Особенно часто апология встречается в трудах апостола Павла. Проповедуя народам, которые верили в идолов, апостол Павел естественно должен был приступить к апологетическому рассуждению. Апологией является его речь из Семнадцатой главы Книги Деяний в греческом ареопаге. В Листре своей проповедью он разоблачает идолопоклонство, объясняет простыми словами и примерами, что есть подлинный Бог – Творец (Деяния 14:6-20). В Послании к Филиппийцам 1:7 апостол Павел говорит, что его предназначении «защищать и утверждать благовествование». Проповедь невозможно отделить от защиты.

В первом послании к Коринфянам Павел представил свидетельство христианской веры – подтверждения свидетелей о Воскресении Христа:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Коринфянам 15:3-8).

В Послании к Титу 1:9 говорится о том, как важно уметь доказывать подлинность христианской веры руководителю церкви. Священник должен быть «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

В Послании Иуды в третьем стихе повествуется:

«Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым».

Он учил людей, которые подверглись нападкам от лжеучителей; защищать их веру, явленную во Христе.

Очень ярко мысль о необходимости уметь понимать и защищать свою веру выразил Апостол Петр в своем Первом послании 3:15:

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

Поздняя апологетика

В раннее время апологетика выступала против язычества, в Средние века — против иудаизма и мусульманства, сейчас — против атеизма.

В первые века существования христианства верующих обвиняли в том, что они хотят разрушить государство, пропагандируют разврат, детоубийство. Сама мысль о монотеизме считалась богохульством. Первые христиане подвергались страшным пытками: их сжигали заживо, отдавали на съедение диким зверям, закапывали в землю живьем. Их считали представителями сект, а Христа — обманщиком. Благодаря первым апологетам христианство устояло и дало миру величайшую культуру.

После того как христианство официально приобрело статус религии, борьба с язычниками перестала быть главной целью апологетики, так как они стали практически бессильными. После этого активность писателей-защитников стала угасать. Место первых апологетов заняли борцы с ересью и инакомыслием.


Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики

Сейчас для христиан наступило тяжелое время — с одной стороны безбожие, популяризация атеизма, с другой — обилие тоталитарных сект, ведь новых группировок с каждым годом становится все больше. Это требует активизации апологетов Православия.

Иногда говорят, что апологетика не нужна, так как принятие какой-либо веры — это добровольный акт. Кто захочет — тот придет к вере несмотря на трудности. Задача апологетики в современном мире — доказать, что Священное Писание не противоречит научным данным и поддержать колеблющиеся умы.

Первые христианские мыслители-апологеты

С начала II в. впервые возникает клевета на христиан со стороны язычников-философов. Но тогда же и в христианство начали обращаться ученые, интеллигентные люди, они и стали первыми литературными борцами с языческим миром.

Интересный факт

Большинство раннехристианских апологетов были обращены из язычества.

Обратившись в христианство, они применяли свои приобретенные знания и опыт интеллектуальных сражений, ораторское искусство и владение литературной обработкой речи. Стали появляться литературные сочинения, написанные с целью ограждения верующих от нападок и отстаивания веры. Эти апологетические произведения впервые были направлены на языческого, стороннего слушателя, который в интеллектуальной сфере превосходил христианского.

Восточные

Наиболее ранние грекоязычные апологии были выпущены в свет около середины II в. Марцианом Аристидом и Кодратом. Их принято считать первыми восточными апологетами, хотя сведений о них сохранилось очень немного. Не сохранились и их произведения. До нас дошел лишь отрывок из «Апологии» Кодрата к императору Адриану:

«Дела нашего Спасителя всегда были очевидны, ибо были истинными: людей, которых Он исцелил, которых воскресил из мертвых, видели не только в минуту их исцеления или воскрешения — они все время были на глазах не только когда Спаситель пребывал на земле, но и жили достаточно долго и после Его Воскресения, а некоторые дожили и до наших дней».

Иустин Философ

Святой мученик Иустин Философ

Наиболее выдающимся деятелем в развитии письменности древних христиан и самым весомым среди апологетов Греции II в. был мученик Иустин Философ. Некоторые исследователи считает именно его родоначальником апологетики. Родился, воспитывался и получил прекрасное образование, многие философы были его учителями. Сам он некоторое время преподавал риторику. Но все это не давало ему мыслительного и нравственного удовлетворения.

После длительных попыток найти правду, святой Иустин обратился в христианство, крестился и, не снимая «философского плаща» всю свою оставшуюся жизнь посвятил миссионерству. В Рим он перебирается, когда императором был Антонин Пий, и пишет там свои знаменитые апологические произведения. В первой апологии он обращается к правителю Антонину Пию, как к благочестивому философу. В ней он опровергает все нелепые обвинения язычников, в адрес христиан, в безнравственности, в бытовых преступлениях.

Объяснил, что наказывать христиан за одно только имя глупо и несправедливо, что христиане ведут чистый и непорочный образ жизни. Повествует о христианском вероучении и взывает сделать справедливый вывод о вере Христовой. В первую апологию вошли толкование учения Христа и описание таинств Крещения и Причастия:

«Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос».

Вторая Апология обращена к римскому Сенату и считается продолжением или дополнением первой. Она намного короче и выглядит незаконченной. К написанию второй апологии побудил произвол язычников, от которого страдали христиане.

Ещё одно творение Иустина Философа — «Диалог с Трифоном иудеем». По содержанию он самый большой, отличается от других сочинений характером и жанром — написан в форме беседы христианина с иудеями.

Татиан

Татиан

Ученик мученика Иустина Татиан (ок. 120–185). Он также, как и его учитель, долго пытался найти истину, пока ему в руки не попалось Евангелие. Он увидел духовную жизнь христиан, и его поразила готовность умереть за свою веру. Он обратился в христианство и, подражая своему учителю, стал проповедовать и защищать христианство. В своей «Речи против эллинов» он очень эмоционально защищает веру в Иисуса Христа:

«Мы не безумствуем, эллины, и не вздор говорим, когда проповедуем, что Бог родился в образе человека».

Феофил

Феофил (II в.), епископ Антиохийский также пришел в христианство из язычников. Под влиянием пророческих книг принял христианство и сделался его ярым защитником и исповедником. К сожалению, его апологические произведения не сохранились, кроме одного — «Послание к Автолику», состоящее из трех частей.

Интересный факт

Именно в сочинении Феофила мы впервые встречаем употребление понятия Троицы: «… три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».

Западные

Раннехристианские латиноязычные апологеты, появляются значительно позже своих греческих соратников — в конце II в. Более всех потрудились Минуций Феликс, Ириней Лионский и Тертуллиан.

Марк Минуций Феликс

Марк Минуций Феликс, как и многие, родился в семье язычников, получил всестороннее образование и стал адвокатом. В христианство пришел во взрослом возрасте, поразившись непоколебимости в вере христиан при таком натиске язычников. Единственное сочинение дошедшее до наших дней – апология «Октавий», написанная в форме диалога, в котором участвую три лица – язычник, христианин и сам Минуций Феликс, в качестве третейского судьи.

Ириней Лионский

Сщмч. Ириней Лионский

Ириней Лионский, в отличие от многих своих единомышленников, родился в христианской семье. Он получил блестящее образование, был воспитанником священномученика Поликарпа Смирнского, отлично изучил как Священное Писание, так и сочинения языческих авторов. Самое известное его произведение называется «Против ересей». В нем он вступает в спор с гностицизмом.

«И опять Давид о смерти и воскресении Христа говорит так: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня» (Пс. 3:6). Давид сказал это не о себе, так как он не восстал, после того, как умер; но это — Дух Христа, Который и через других пророков, а в настоящем случае через Давида говорит о Нем: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня. Под сном он разумеет смерть, ибо Он воскрес».

Тертуллиан

Тертуллиан (160-220 гг.) был одним из самых ярких западных апологетов. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан также вышел из язычников, учился в самых лучших учебных заведениях, стал юристом. В возрасте 35 лет принял святое Крещение и полностью отдался защите христианства. Тертуллиан отрицал философию, считал ее вредным учением и источником всех ересей. По его мнению Евангелие нужно воспринимать буквально, не пытаясь найти в нем некий скрытый смысл.

«Апологетик» является его наиболее существенным апологетическим трудом. В нем он заявляет, что вера в Бога неотъемлемая часть человеческого бытия, потому как человеческая душа «по природе христианка». Также он написал множество сборников: О молитве, О терпении, О зрелищах, О женском убранстве, О крещении.

«Ибо закон крещения был дан и форма его была предписана. Идите, — говорит Христос, — учите язычников, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28,19). С этим законом согласуется следующее определение: Если кто не был возрожден от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Иоан. 3,5); оно связывает веру с необходимостью крещения. Таким образом, с тех пор все верующие стали креститься».

После того, как Римское государство при Константине I заключает союз с христианством (Миланский эдикт 313 г., I Вселенский собор 325 г.), цель деятельности апологетов оказывается достигнутой, защита христианства от язычества перестала быть необходимостью, апологетический жанр сочинений со временем вытесняется полемической литературой против ересей.

Значение слова апологет

Противостоящие им апологеты (апологет — тот, кто выступает с защитой какой-либо идеи) нынешних гигантских электростанций тоже любят этот лозунг, как пример очевидной некомпетентности и недальновидности «зеленых»: «Посидят, дескать, в темноте -запоют иначе» [2].

Ей создали театр Пальерон и Сарду, ей создали поэзию апологет мелких чувств и будничной жизни Коппе и его товарищ, грубый материалист и скептик Ришпен, для нее стал писать свои романы Онэ, и много ей помог укрепиться на почве детерминизма, краеугольного камня ее миросозерцания, сводящего личную волю к нулю и ставящего все в зависимость от сцепления причин, ярый проповедник детерминизма и строгий материалист Золя.

Целиком принадлежащий елизаветинской эпохе видный теолог апологет англиканской церкви Ричард Хукер (ок.

В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки.

Василий Ключевский, вовсе не апологет Павла, считавший его «нравственно ненормальным царем», тем не менее находил положительные моменты в царствовании этого императора.

Он, всевидящий прозорливец, апостол и апологет безупречной логики, Шерлок Холмс дедукции, терялся перед тем, что называлось абстракцией и метафорой.

Да, «Брехт _был коммунистом_», — с мужеством отчаяния признает его английский апологет, но только для того, чтобы буквально через запятую с торжеством сообщить: а между тем «многие его произведения оказались неприемлемыми для партии в качестве коммунистической пропаганды» {Martin Esslin, Brecht: the Man and his Work, p.

Не давая себе труда постичь поэзию Ломоносова в целом, не пожелав найти в ней самой скрытой пружины пресловутого «парения», эти люди (во главе которых в 1750-е годы стоял не кто иной, как недавний апологет «российского Пиндара» — Сумароков), сами того не подозревая, воевали не с Ломоносовым, а со своим ограниченным представлением о Ломоносове.

Когда неизданные переводы его статей и книг стали ходить по рукам — а началось это в 1961 году, — читатели, знавшие понаслышке, что он проповедник и апологет, нередко удивлялись его непозволительной легкости.

Во-первых, Амвросий требовал, чтобы он отвечал и на те аргументы Цельса, которые самому Оригену казались не стоящими внимания (II, 20); во-вторых, апологет считал необходимым ради убедительности «не оставить без исследования ни одного из его высказываний, особенно в тех случаях, когда его обвинения могли бы показаться кое-кому из нас или из иудеев разумными» (V, 1); в-третьих, он хотел показать, что он вполне объективен и дорожит только истиной (III,16); наконец, он боится, чтобы его не заподозрили в замалчивании чего-либо, и готов поэтому даже повторяться, поскольку повторяется Цельс (II, 46).

Вклад в развитие богословия

Раннехристианские апологеты своей деятельностью сделали первые шаги к зарождению христианского богословия и терминологии. К примеру, Феофил Антиохийский и Тертуллиан применили понятие «Троицы». Невзирая на то, что их труды мало помогли прекратить гонения на христиан, в целом, их сочинения носили высокую ценность в формировании самосознания Церкви Христовой. Так называемые вселенские учителя — Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и многие другие — находились под сильным воздействием первых апологетов, многое заимствовали у них.

Цели апологетики

Апологетика всегда соответствует течениям времени, своими проблемами выбирает то, что наиболее актуально на данный момент:

  • призвана разоблачать псевдонаучные нападки на христианство;
  • ищет способы защиты христианского общества;
  • стремится к более глубокому пониманию Священного Писания.

Это интересно! В раннехристианской апологетике было две направленности — на иудеев и язычников. После апологетика была направлена на то, чтобы искоренить искажение веры внутри самого христианства, на сохранение чистоты убеждений и нравственности верующих.

Отношение к языческой культуре и философии

Культура и философия язычников нашла у апологетов двойственное отношение. В столкновениях с язычеством такие апологеты как Тертуллиан и Татиан позволяли себе оскорбительные, предвзятые высказывания по отношению к языческой философии и цивилизации в целом. Они считали, что христианское вероучение не имеет ничего общего с мудрствованием, что изучение этой науки не нужно и даже губительно для веры. «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7). Все философские школы Тертуллиан считал чуждыми христианству.

Напротив же, Иустин Философ и другие его единомышленники считали, что христианство и философия имеют общее начало. В некоторых философских воззрениях встречаются христианские взгляды. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). У них не было намерения усиливать вражду между язычеством и христианством, а наоборот, найти между ними общее и облегчить язычникам понимание христианства.

Деятельность ранних христианских апологетов

Первые апологеты были выходцами из элиты общества. Они защищали догматы веры от критики иудейских философов и сторонников язычества.

Главным оппонентом первых христиан считают Фронтона — наставника императора. Он считал убеждения верующих абсурдными, основанными на предрассудках и фанатизме. Такие взгляды могли разрушить привычный античный мир, поэтому противники христианства старались доказать, что новая религия враждебна. Апологеты же стремились донести обществу истинность и приемлемость своего вероисповедания.

Читайте также: Как сшить блузку своими руками (71 фото)

Важно! Деятельность защитников смогла ослабить гонения власти и подготовить общество к восприятию новой религии.

Употребление термина в наши дни

В наше время слово «апологет» может использоваться в любой сфере – в литературе, экономике, политике. Апологетом может быть любой человек, не только христианин, последователь какого-либо учения, защищающий какую-то идею, теорию..

Заключение

Труды апологетов остаются нужными и полезными для современного читателя. Каждый христианин должен хорошо знать свою веру и уметь дать ответ о своем «уповании». Для этого очень полезно познакомиться с мыслями авторов, живших во II-III веках по Р.Х., выступавших в защиту Христа пред лицом иудейского и языческого мира.

Автор: Ольга Тимашова

Как именно апо­ло­геты защи­щали хри­сти­ан­скую веру?

Апо­ло­геты ста­ра­лись опро­верг­нуть воз­во­ди­мую на хри­стиан кле­вету и дать ответ тем, кто обви­нял Цер­ковь в том, что она явля­ется угро­зой госу­дар­ству. Под­чер­ки­вая высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства хри­стиан, апо­ло­геты дока­зы­вали, что их вера спо­соб­ствует спо­кой­ствию и бла­го­по­лу­чию как импе­ра­тора и госу­дар­ства, так и обще­ства в целом. Апо­ло­геты также опро­вер­гали обви­не­ния в чудо­вищ­ных пре­ступ­ле­ниях (атеизм, кан­ни­ба­лизм, эди­повы кро­во­сме­ше­ния и т. д.), воз­во­ди­мых на хри­стиан, дока­зы­вая их невоз­мож­ность и абсурд­ность. В‑третьих, апо­ло­геты рас­кры­вали абсурд­ность и без­нрав­ствен­ность язы­че­ства, его мифо­ло­гии и божеств и утвер­ждали, что хри­сти­ан­ство обла­дает един­ственно верным уче­нием о Боге и мире. Они не просто опро­вер­гали аргу­менты фило­со­фов, но пока­зы­вали, что сама их фило­со­фия, имея един­ствен­ным обос­но­ва­нием чело­ве­че­ский разум, не может достичь истины в той мере, в кото­рой она дости­жима в хри­сти­ан­стве. В то же время, отме­чая парал­лели между язы­че­ской фило­со­фией и хри­сти­ан­ской мыслью, многие ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты пред­став­ляли фило­со­фию как пред­ше­ствен­ницу хри­сти­ан­ства, а хри­сти­ан­ство – как откро­ве­ние того, что фило­со­фия лишь пред­чув­ство­вала. При этом апо­ло­геты активно исполь­зо­вали поня­тий­ный аппа­рат и неко­то­рые идеи антич­ных рели­гии и фило­со­фии, исполь­зуя их (напри­мер, учение сто­и­ков о Логосе) для обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом своих язы­че­ских совре­мен­ни­ков. И, нако­нец, апо­ло­геты рас­кры­вали перед язы­че­ским миром хри­сти­ан­ское пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, при этом отме­же­вы­ва­ясь от «вет­хого Изра­иля» – иудей­ства.

Литература

  • Апология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Апологеты и апология // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
: неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
  • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]