История строительства
У Елоховской церкви долгая, непростая, полная драматических моментов, судьба.
Основополагающий период строительства
В 1698 году жители села Елоха возвели небольшую молельное помещение из дерева, несколько позже, при правлении царя Петра I на этом месте возвели каменное строение (1717 – 1722). В 30-х годах в честь Благовещения Богородицы к ней пристроили придел. К концу XVIII столетия появились другие пристройки – колокольня и трапезная. Но Москва в это время интенсивно растет, во время службы становится тесно, люди, приходящие из близлежащих и отдаленных районов города, не могут попасть внутрь.
Решили начать строительство нового большого храмового сооружения. Подготовить проект было поручено архитектору Е. Тюрину. Средств не хватало, поэтому строительство продолжалось очень долго, но службы проводились и во время строительных или отделочных работ.
Последующие реставрации
К 1845 году закончили возведение основной части строения, которую венчали пять куполов. С помощью прихожан, главным образом благодаря пожертвованиям купца Щапова, церковь была достроена. В 1853 году освящена Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.
Через несколько лет соорудили верхние ярусы колокольни, в XIX столетии возвели купол на трапезной, а на боковых фасадах – аттики. Высота от фундамента до креста и колокольни – 56 м, площадь – 1164 кв. м, одновременно может принять 3000 человек.
Современное обустройство
Самая значительная реставрация проводилась в конце 60-х годов двадцатого столетия, которая продолжались 20 лет. Была проделана громадная кропотливая работа. Пол заменили на мраморный, обновили покрытие из сусального золота, обустроили кафедру, оградив оградкой из бронзы. Реставрировали иконостас, почистили и укрепили настенную живопись. Приподняли пол под алтарем и солеями (возвышение). Переоборудовали балконы, добавив центральный, выделили помещение для певчих. Оборудовали лифты и провели трансляцию, чтобы верующие лучше слышали службу.
Отремонтировали фасад и кровлю. Благоустроили территорию и реконструировали корпуса для проживания, обеденные помещения, организовали место для освящения воды. Реставрация проводилась под руководством выбранного старосты – Н.С Капчука.
История собора
Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.
Елоховский собор в Москве
Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.
В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.
По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.
И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.
А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.
Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.
О других храмах столицы:
- Храм Воздвижения Креста Господня
- Храм апостолов Петра и Павла
- Храм святого Александра Невского
У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.
Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.
Елоховский собор, вид с южной стороны
То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.
Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.
Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны.
История названия
По московскому преданию еще в XIV столетии был густой ольховый лес и протекали речка Ольховка и Ольховец Ручей (сейчас заключенный в трубы). Как сказано в словаре Даля, название ольха и елох имеют один корень. Очевидно, это и дало название селу Елох, расположившемуся невдалеке от леса, известное еще со времени правления Димитрия Донского.
Знаменито тем, что здесь в 1469 году родился и прожил долгие 83 года Василий Блаженный, человек, который не боялся обличать даже Ивана Грозного, указывая на жестокость правителя. Проводили в последний путь святого с почестями, похоронили у Троицкой церкви на Красной площади, которую с тех пор получило имя Василия Блаженного.
Крещается раб Божий Александр…
Архитектурно безупречное здание Елоховского собора ярко выделяется в плотной и разномастной московской застройке. Мимо этого удивительно красивого храма нельзя пройти, не заметив. И первое, что узнаешь, когда собираешься открыть массивную дверь и войти в собор: здесь был крещен Александр Сергеевич Пушкин. Об этом свидетельствует мемориальная доска. Именно благодаря метрической книге Богоявленского собора было установлено место рождения русского поэта. Долгое время им считался дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Но на самом деле Пушкин появился на свет в доме № 4 на Малой Почтовой улице, откуда восьми дней от роду был принесен в Богоявленскую церковь. Тогда Елоховский собор еще не имел своего величественного вида и статуса: он приобрел его уже после смерти поэта.
Первые документальные свидетельства существования храма Богоявления в Елохове датируются 1694 годом. В 1712–1731 годах он был перестроен в камне. Село Елохово граничило с Немецкой слободой, и по преданию кирпич на его строительство жертвовал лично Петр I. В числе благотворителей значатся известные деятели петровской эпохи, в том числе великая княжна Прасковия Ивановна, дочь царя Ивана Алексеевича и сестра императрицы Анны Иоанновны.
Торжественное освящение каменной церкви Богоявления в Елохове 4 июля 1731 года совершил архиепископ Сарский и Подонский Леонид. В 1789–1790 годах проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 году был освящен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1793-м — придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1805-м завершилось возведение колокольни.
Но даже с появлением новых приделов Богоявленский храм не вмещал всех прихожан, поэтому был разобран, и в 1837 году, согласно клировой ведомости, началось строительство нового здания. Для его возведения был приглашен московский зодчий Е. Д. Тюрин. При проведении строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. В 1845 году возведение грандиозного главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка, которая затянулась на восемь лет.
Одним из главных храмоздателей и благотворителей новопостроенной Елоховской церкви стал московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Иванович Щапов. Великое освящение собора 18 октября (по старому стилю) 1853 года совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).
В дореволюционные годы в Богоявленском соборе совершали богослужения выдающиеся московские церковные иерархи, митрополиты Московские и Коломенские: святитель Иннокентий (Вениаминов) и святитель Владимир (Богоявленский). На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, молилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна.
Архитектура
Выстроено здание в стиле ампир. Основная часть имеет форму куба, с пятью куполами, установленными в верхней части. Купола имеют форму ротонд, в которых установлены оконные проемы. Ротонда в центре украшена искусной росписью. С севера и юга сооружение декорировано пилястрами и порталами. Сверху находятся широкие полукруглые окна, покоящиеся на двух колоннах. Строение, благодаря многочисленным элементам, имеет легкий и воздушный вид.
Арки, проходящие сквозь колокольню, делают строение изящным и грациозным. На углах верхних ярусов расположены круглые колонны. Верхний ярус не декорирован, наверху установлены маковка, покрытая сусальным золотом, а также крест. Внутренние помещения соединяется с трапезной небольшим проходом. Фасад сбоку декорирован аттиками, во внутреннем дворике построена крестильня, в котором пройти обряд крещения могут взрослые и дети.
Основание и строительство Богоявленского храма
В 1731 году при посредничестве прихожанина полковника Воронцова кирпич на строительство каменного храма пожаловал лично Петр I. На щедрые пожертвования царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы императора, Богоявленский собор достроили, и Елохово украсило каменное сооружение.
В конце XVIII века прихожанами петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. В 1799 году здесь крестили Александра Пушкина, о чем сегодня свидетельствует мемориальная доска на стене храма.
Петровский собор простоял до середины XIX века, но и этому сооружению потребовалась реконструкция. Старую церковь разобрали, чтобы возвести новую, величественную и монументальную. Работу поручили известному архитектору Евграфу Дмитриевичу Тюрину.
По проекту зодчего на строительство новой церкви в стиле ампир требовалось 200 тысяч рублей. Третью часть баснословной по тем временам суммы пожертвовал из личных средств купец второй гильдии Щапов. 18 октября 1853 года красивый и изящный, грандиозный пятикупольный собор, строящийся 26 лет, освятил архимандрит Филарет.
Сияющие лазурью и золотом купола и византийская роскошь Елоховской церкви олицетворяли величие Руси и мечту о высоких судьбах Родины.
Внутреннее убранство
В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.
Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.
Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.
Интерьеры и святыни
Благодаря 12 арочным окнам и двойным рядам проемов в стенах, в Елоховском соборе светло, а его интерьеры выглядят очень празднично. Купол украшают росписи на тему Новозаветной Троицы, а своды – лики четырех евангелистов и сцены из Евангелия. Красивыми фресками на библейские темы оформлена западная стена храма. В большом алтаре находятся росписи, которые выполнил Афанасий Куликов. Масляную живопись можно увидеть и на сводах трапезной.
В храме хранится почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери XVII века и рака из металлического сплава, в которой лежат мощи Митрополита московского святителя Алексия. В одном из приделов находится беломраморное надгробие, изготовленное по проекту академика Алексея Викторовича Щусева, над могилой Патриарха Сергия. С южной и северной стороны красуются необычные хоругвии, которые Елоховский храм заказал в 1896 году в честь коронации российского императора Николая II.
Гордость и главное украшение собора – уникальный шестиярусный иконостас высотой 18 м, выполненный в неовизантийском стиле в середине XIX столетия.
Затейливая деревянная резьба покрыта позолотой и смотрится очень эффектно. Роскошный иконостас вмещает 65 икон. Самые старые из них были написаны в XVII-XVIII веках. Собор славится богатой ризницей, где хранятся серебряные напрестольные кресты, Евангелия со старинными гравюрами, старые церковные книги и драгоценные богослужебные облачения.
Собор в наши дни
Церковная жизнь здесь всегда была активной, даже в тяжелые времена гонений и притеснений. В 1925 году на Сретение Господне по разрешению советских руководителей патриарх Тихон провел праздничную литургию. Здание в 1926 году получило статус “памятник церковного зодчества” I категории. Возможно, поэтому его не разрушили и не устроили кинотеатр или склад.
Новое правительство не закрыло центр московсковского православия ни в начале своего правления, ни в последующие годы, но над служителями и верующими всегда висела эта угроза. Первое постановление о закрытии утвердили весной 1930 года. 5 тысяч прихожан подписали письмо властям с просьбой об отмене подобного решения, и просьба, как ни странно, была удовлетворена.
В 1935 году здание решили переоборудовать и устроить кинотеатр, но этот план также не осуществился. Последний раз закрытие было запланировано на 22 июня 1941 года. В этот день, как известно, началась война с фашистской Германией, которая помешала претворить в жизнь решение властей. Митрополит Сергий сразу после объявления войны обратился к прихожанам с призывом идти на защиту Отечества от захватчиков.
По инициативе церковных служителей был организован сбор средств для обороны страны. Подал пример митрополит – отдал богато украшенные драгоценными камнями крест с клобука и наперсный, пожертвовав их на нужды государства в тяжелое военное время. Несмотря на попытки властей закрыть культовое строение, постоянные притеснения и гонения, церковные служители на протяжении четырех лет войны помогали своей стране, собрав более 835000 рублей на оборону и приобретя более чем на 500000 рублей подарки бойцам Красной Армии.
Весной 1942 года с разрешения властей была проведена служба на Святую Пасху, посетили его более 6500 верующих. С 1943 года в сан патриарха Московского и всея Руси был возведен митрополит Сергий. В 1945 году кафедра перешла к Алексию I, который указом присвоил Богоявленской церкви статус Патриаршего (сохранялся до 1991 года). Во время Патриаршества проводили важные для РПЦ мероприятия – интронизацию митрополитов, перенесение из Успенского собора в 1947 году мощей святителя Алексия и другие.
С божественной литургии, совершенной в храме в 1988 году, начались праздничные мероприятия по празднованию тысячелетия крещения Руси. Для поклонения часто выставлялись православные святыни – мощи Серафима Саровского, глава Пантелеймона-целителя, “Владимирская” икона Божьей Матери. В 1991 году храму присвоен статус кафедрального, в 1992 – установлена памятная доска поэту А.С. Пушкину, которого крестили здесь.
В 1990 году провели значительную реставрацию, благоустроили внутреннюю территорию, в ближайших домах (после расселения жителей) разместили различные хозяйственные службы. Здесь покоится прах Патриарха Алексия II, похороненный здесь в 2008 году. Сегодня в соборе совершаются ежедневные службы, воскресные и праздничные богослужения, работает воскресная школа, класс церковного пения.
Главные святыни собора
Многое пережил храм, но святыни свои он сберег и приумножил благодаря своим прихожанам и поддержке высоких сановников Церкви.
Список иконы Богоматери «Казанская»
История иконы очень поучительная и интересная. Согласно преданиям, у стрельца Онучина была девятилетняя дочь, во сне к которой приходила Матерь Божья. Она просила сообщить архиепископу и градоначальникам, что ее икону необходимо достать из пепелища казанского Кремля. И даже место точное указывала. Девочка боялась идти к начальникам города, ведь она понимала, что верить ребенку в таких делах никто не собирался, ведь родители не верили. Явилась Богоматерь и во второй раз, и в третий. В тот раз Матерь Божья рассерженно пригрозила малышке, если она не послушается, то просить Она будет уже другого, а девочка умрет. Испуганная мама повела расстроенную дочку к находящимся в городе воеводам и занимающему в то время пост архиепископа Иеремии. Как и думала девочка, ее словам никто не поверил.
8 июля мать ребенка нашла помощников и, взяв с собой дочку, направилась к пепелищу: раз градоправители не хотят исполнить волю Богородицы, то это сделают они. Так, слушаясь указания девочки, они пытались раскопать священный образ, но все попытки были тщетны, пока девочка сама не взялась за лопату. Прямо у печи она и откопала завернутый в суконный рукав образ Пресвятой Богородицы, оказавшийся ясным, чистым и ярким, при этом без следов пожарища на нем.
Когда архиепископ и градоначальники узнали о чуде, они совершили крестный ход к месту обретения лика и забрали его в церковь Николы Тульского, а потом в Благовещенский собор.
Списков иконы Богоматери «Казанская» существует множество. Однако наиболее почитаемые находятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Именно этот почитаемый список и располагается по левую сторону от алтаря в соборе Богоявления в Елохове.
Данный список является чудотворным, поэтому помогает многим. С ним ходил в поход против поляков Пожарский в 1611 году. Кроме того, Богородица стала считаться покровительницей дома Романовых.
Кутузов (после разгрома французов) из собранного серебра приказал изготовить серебряный иконостас, который должен был стать подарком Божьей Матери.
Исцеления и милости от Богородицы для обращающихся к ней просто неисчислимы. Обычно к ней подходят с просьбой о благословении молодых на счастливую семейную жизнь.
Чтимый список многие годы провел в Ватикане. Необходимо было вернуть ее, и Папа Римский тоже желал этого. Препятствием этому были условия, поставленные Католической Церковью, включающими в себя личную встречу патриархов, однако сама передача не считалась достаточным поводом для этого.
Лишь в 2004 году решением католической церкви стало снятие всех условий. В конце августа чтимый список был передан в Успенский собор во время Божественной литургии делегацией католиков, возглавляемой кардиналом Вальтером Каспером.
Икона Богоматери «Взыскание погибших»
Эта икона относится к древнему наследию христианства. Она прославилась еще в 6-м веке, поскольку стала причиной спасения от смерти инока Феофила в Адане, городе, расположенном в Малой Азии. Позже этот муж занял место среди преподобных, достигших высшего духовного совершенства.
Уже в 18-м веке эта икона прославилась и в России. С ее помощью был спасен от смерти на морозе крестьянин Феодот Обухов. Он, замерзая в снежной вьюге, молился к Богородице, представляя ее лик, увиденный в Георгиевской церкви, расположенной в Болхове. Его друга позвал женский голос, и он вышел наружу, где увидел сани и запряженную в них лошадь. На тех санях лежал промерзший Феодот. Потом спасенный заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.
Много раз икона спасала людей, даря им чудо. Не раз и не дважды, во время холеры, ее выносили и крестным ходом шли в соседние села. С приходом власти советов лик был утерян.
Список, представленный ныне в храме Богоявления в Елохове, тоже можно отнести к чудотворным. К нему обычно обращаются, когда кому-то угрожает потеря жизни. Так, благодаря ее чудесам, спасается немало человеческих жизней.
Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»
Считается, что первое чудо иконы состоялось в 1688 году. В то время патриарх Иоаким проводил молебен за здравие своей тяжело больной сестры Евфимии. 6 ноября произошло чудо исцеления. После этого за помощью потянулись многие христиане. Не обошли вниманием, почитанием и венценосные особы. Список с нее стал одной из основных святынь Петербурга, куда увезла его Наталья Алексеевна, родная сестра Петра I.
Сейчас эта икона находится в соборе Богоявления в Елохово, поэтому каждый может обратиться к Богу и прикоснуться к святыне.
Икона Серафима Саровского
В главном приделе, слева от кафедры, расположились частицы мощей, икона Серафима Саровского в полный рост и облачения святого пустынника.
Считается, что святому при жизни были открыты и будущее, и прошлое любого человека. Он видел мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи. К этой святыни обращаются в таких случаях:
- когда необходимо помочь побороть искушения и набраться душевных сил, необходимых для решения проблем;
- когда надо найти баланс между внутренним и внешним миром;
- когда необходимо исцеление души и тела;
- при необходимости найти свою половинку или укрепления имеющихся отношений в семье;
- при возникновении нужды в помощи в делах бизнеса.
Особенно часто к нему обращаются для избавления от алкоголизма и наркомании. Чудеса исцеления нередки. Главное – подходить к образу с чистым сердцем и открытой душой.
Мощи святого Алексия Московского
Протоиерей Алексей Мечёв жил сравнительно недавно. 9\22 июня 1923 года он покинул бренный мир. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Москвы. Потом его останки перенесли на «Введенские горы».
Могилу отца Алексия посещали многие христиане. Сотни и сотни их приходили сюда, чтобы избавиться от горестей и достичь просвещения. Уходили все очищенными и наполненными поистине божьим покоем.
Канонизировали Алексия через 70 лет после его успения. Первое его прославление в лике святых произошло 20 августа 2000 года.
После того, как мощи нового святого были доставлены в храм, к раке тянутся нескончаемые очереди страждущих, желающих найти утешение и успокоения души. Изливая горести, прихожане очищают свою душу и обретают настоящее утешение.
Святыни и иконы
Свет из больших окон падает на образы святых, расположенных по кругу – великого князя Владимира и великую княжну Ольгу, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителей Михаила, Петра, блаженного Василия и многих других. Особо почитается Казанская икона Божьей матери, которая раньше находилась в Казанском соборе. В главном приделе находятся иконы:
- “Млекопитательница”, которая была прислана в дар со святого Афона в 1894 году;
- Божьей Матери “Взыскание Погибших”
- “Избавление от бед страждующих” – очень редкая и древняя
- в Никольском приделе можно увидеть уникальный образ Николая Чудотворца
- “Воскресение Христово”
- В главном приделе – преподобного Серафима Саровского
Мощи святителя Алексия, доставлены в 1947 году и встречены патриархом Алексием I. В 1944 году в северном приделе был похоронен Патриарх Сергий.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
Духовенство
Духовенство Богоявленского собора неоднократно менялось, всегда защищая интересы паствы.
В XX – XXI веках настоятели собора:
- протопресвитер Николай Колчицкий – с1924 по 1961
- протопресвитер Виталий Боровой – с1973 по 1978
- протопресвитер Матфей Стаднюк – с 1978 по 2013, почетный настоятель с марта 2013 года
- протоиерей Александр Агейкин – 24 марта 2013
Архидиаконами, служившими здесь, были: Георгий Антоненко (1943-1958); Владимир Прокимнов (1963-1990); Стефан Гавшев – (1975-1990); Андрей Мазур – с 1990 года. Эти люди, служа Богу, отстаивали интересы Церкви в тяжелые для нее времена, когда на нее шло давление со стороны властей. Во многом благодаря их деятельности храм удалось отстоять от закрытия.
Дореволюционная жизнь собора
У москвичей Богоявленский собор всегда имел репутацию «народного», ведь его основными прихожанами были рабочие, крестьяне, мелкие торговцы и купцы, а также мещане. Однако самым известным прихожанином Елоховского храма был поэт Александр Сергеевич Пушкин. Так, 8 июня 1799 года за №73 в метрической книге прихода была сделана запись о его крещении. Спустя сто лет, в 1899 году, в храме торжественно отмечался юбилей со дня рождения поэта. Уже в наше время, в 1992 году, у входа в здание собора была размещена памятная доска с датой крещения Пушкина.
Богоявленский собор в 1882 году
Елоховский храм относительно благополучно пережил наполеоновское нашествие 1812 года. И хотя его ризница была разграблена французскими солдатами, само здание серьезно не пострадало, а убранство сохранилось от огня. Ближе к концу XIX века при соборе была развернута широкая благотворительная деятельность. Так, по инициативе прихожан Матвеева и Камынина, при храме было основано братство для оказания помощи беднейшим прихожанам, а также богадельня на 10 женщин и приют для 15 мальчиков. В ноябре 1875 года открылась школа братства на 35 мальчиков. Значительную роль в благотворительной деятельности храма играл род купцов Щаповых. Например, Василий Иванович Щапов, будучи старостой храма, завещал ему капитал в размере 26 тысяч рублей, что по тем временам было немалой суммой.
Где находится и как добраться
Собор расположен на улице Спартаковской, дом 15, в Басманном районе ЦАО города Москвы, Россия.
Доехать можно на метро:
- До станции “Красносельская”, затем пройти пешком по улице Нижняя Красносельская. Или воспользоваться трамваем, маршруты NoNo 37, 45, 50 до остановки “Бауманская”.
- До метро “Бауманская”, далее пешком по \улице Бауманской и Спартаковской.
- Доехать до станции метро “Комсомольская”, далее от остановки “Фабрика Большевичка” автобусом No 88 или троллейбусом No 22 ехать до остановки “Елоховская площадь”.
Богоявленский храм – один из немногих в России, которому удалось избежать закрытия и осквернения, в нем всегда проходили службы. Верующие всегда найдут здесь поддержку и понимание в радости и горе.
В Москве мы рекомендуем следующие отели:
Любимый собор москвичей
Елоховский собор в Москве не только знаменит, он и очень любим москвичами, его часто называют «собор моего детства». Это происходит еще и потому, что он никогда не закрывался. Беды темных лет гонения церкви обошли его стороной, поэтому многих маленьких жителей столицы их бабушки возили сюда издалека, и для них собор стал родным.
Необходимо отметить, что всего за годы войны Богоявленский Елоховский собор в Москве перечислил на оборону 835,9 тысяч рублей, а на подарки солдатам — 535,1. Сколько ему довелось перенести! Хотели снести с целью расширения Елохинской площади, сделать Домом редкой книги или кинотеатром. Но во времена любых напастей, даже в дни революций и войн, не закрывал двери Елоховский собор в Москве. Крещение Господне или праздник Богоявления – день, когда храм в Елохове был освящен. Празднуется он 18 января и является для собора престольным.
Богоявленский Елоховский собор в Москве на карте
- Горнолыжные курорты Грузии
- Отель Marina Bay Sands в Сингапуре
- Лайнер Anthem of the seas – цены на круизы
- 9 самых романтичных мест Европы
- Круизы по Средиземному морю на 6 ночей от 330€ в апреле – Costa Cruises и MSC Cruises
- Отдых в Испании с детьми
- Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции
- Где отдохнуть в Турции на море в июне
- Виза в Индию самостоятельно
- Достопримечательности Дублина – 7 самых интересных мест
- 25 лучших парков Крыма
- Достопримечательности Праги
Последующие реставрации
Строительные работы продолжались и дальше – в 1889 году купол и аттик (декоративная стенка, располагающаяся над карнизом) были сооружены над трапезной. По проекту Зыкова, от собора должны были остаться только она и первый ярус колокольни. После реконструкции собор стал одним из самых монументальных культовых сооружений Москвы. Следующее обновление интерьеров произошло в 1912 году – собор был заново раскрашен. Позолоченный иконостас дожил до наших дней. У Большого театра выкупили колокол и заменили им треснувший.
Современное обустройство
Очень серьезная реставрация собора началась в 1969 году, после избрания старостой Капчука Н. С., который возглавил ремонтные и восстановительные работы, затянувшиеся на 20 лет. В результате сделано очень много: полностью заменено сусальное золото и поставлены бронзовые ограды на кафедре и солее. Все полы заменены мраморными.
А под алтарем и солеями (в христианских храмах — возвышение пола перед иконостасом или алтарной преградой) пол поднят. Промыта настенная живопись, написаны новые витражи, построены реставрационные мастерские. Всего не перечислить. Собор прекрасен и достойно вписывается в обновленный центр Москвы. Но мнения о проведенной реставрации самые разные – от восторженных похвал до оценки «самоварщина». Елоховский собор в Москве (фото в полной мере передает необыкновенную красоту и пропорциональность одного из центральных культовых сооружений столицы) является национальным памятником архитектуры.
ПЯТЬ МОНАСТЫРЕЙ И ХРАМОВ, ГДЕ ПОКОЯТСЯ МОЩИ МОСКОВСКИХ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЕЙ
В день соборного почитания первосвятителей московских предлагаем нашим читателям кратко вспомнить их великие деяния и мысленным взором посетить места упокоения их честных мощей. Все они находятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре, которая неотделима от бед и горестей, радостей и побед нашего Стольного града.
18 октября Святая Церковь вспоминает собор московских святителей, всех прославленных в лике святых иерархов, бывших на Московской кафедре, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.
Успенский Патриарший кафедральный собор Московского Кремля
Успенский собор был усыпальницей Московских митрополитов на протяжение трех веков от начала его строительства и до Синодального периода в истории Русской Церкви. В Успенском соборе покоятся мощи шести первоиерархов, прославленных в лике святых.
Святитель Петр, первый митрополит Московский (II пол. XIII в. – 1326)
Святитель Петр, первый митрополит Московский (II пол. XIII в. – 1326). В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
Святитель Иона Московский (1390-е – 1461)
Святитель Иона Московский (1390-е – 1461). 15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, носившим титул митрополита Киевского. В 1459 г. соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482 – 1563). В 1547 и 1549 гг. созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, в связи с чем под руководством митрополита составлены жития святых – Великие четьи-минеи. При нем, в 1551 г., состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507–1568). Открыто обличал царя Иоанна Грозного за учреждение опричнины и казни невинных людей, за что был неправедно судим, сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где и убит Малютой Скуратовым.
Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси (ок. 1525 – 1607)
Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси (ок. 1525 – 1607). В 1586 г. избран митрополитом Московским, а в 1589 г. провозглашен находившимся в Москве Константинопольским патриархом Иеремией II первым патриархом на Руси. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. отказался признать законность власти Лжедмитрия, оклеветан и изгнан из Москвы. Святитель Иов вернулся в престольный град 14 февраля, был встречен с почетом и 20 февраля в Успенском соборе простил и благословил свою бывшую паству. Таким образом состоялось примирение патриарха с народом, который всего полтора года тому назад в той же самой церкви попустил клевретам самозванца низвергнуть и оскорбить пастыря.
Вскоре после этого события, 19 июня 1607 г., патриарх Иов скончался, окруженный попечениями своего почитателя, архимандрита Старицкого Успенского монастыря Дионисия, того самого, который в смутное время правил Троице-Сергиевой лаврой.
Святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси (1530–1612).
Святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси (1530–1612). Был ярым противником Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Умер в заточении от голода, не дожив до освобождения Москвы.
В.О. Моргун. Поляки ведут св. Гермогена в темницу. Дипломная работа. 2008. Мастерская истор.-религ. живописи. Руководитель И.И. Глазунов
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Вплоть до 1920-х годов мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи на телеге в Успенский собор Кремля.
14 октября 1947 г. в 5 часов 40 минут утра мощи святителя Алексия, Московского чудотворца были доставлены протоиереем Николаем Колчицким в Елоховский собор и встречены патриархом Алексием I.
Рака с мощами святителя Алексия в Елоховском соборе. Сооружена в 1948 г.
Святитель Алексий, митрополит Московский (между 1292/1305 – 1378). Ради исторической правды следует отметить, что святитель Алексий еще носил титул митрополита Киевского и всея Руси, однако во всех церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, святитель Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях. В 1366 г. он начал строительство каменного Кремля. Митрополит пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Святителем Алексием в Москве был основан в честь Нерукотворного Образа Спасителя Андроников монастырь, начато возведение каменного храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и при нем Чудова монастыря.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 г, освящен в 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 г. Заново отстроен и освящен в 1994–2000 гг. Фасады храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом Московским.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя
9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов 1782–1867).
Митрополит Филарет был одним из образованнейших людей своего времени. Неслучайно ему пришлось стать главным участником великих исторических событий в жизни не только Церкви, но и всей Российской Империи. Так митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Еще в июле 1823 г. по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 г. манифест был утвержден и, спустя 11 дней, получен святителем в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». При подготовке крестьянской реформы в России и освобождения крестьян от крепостной зависимости император Александр II настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана митрополитом Филаретом.
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Василий Михайлович Дроздов 1782–1867)
Еще в Санкт-Петербургской Духовной академии святитель положил начало труду всей своей жизни – переводу на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако только в 1856 г. Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.
Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении было основано девять новых монастырей и четыре скита, в том числе и единоверческие. Святитель прилагал немалые заботы об обращении старообрядцев из раскола к Православию. С благословения святителя Филарета в Московской епархии открыты три православных монастыря в местах расселения старообрядцев, было утверждено чинопоследование по «старым обрядам» с поминанием действующей Церковной иерархии – единоверие, что по мысли святителя, должно было убрать препятствия для желающих достигнуть церковного единства староверов.
Троице-Сергиева лавра
10–14 октября 1994 г. были произведены раскопки к югу от храма Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 гг. В результате раскопок были обретены честные мощи святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия. Мощи святителя Иннокентия ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1880–1881 гг. подвальная часть Успенского собора была перестроена в крипт, где освящен храм в честь всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь покоятся многие иерархи, в их числе и Святитель Макарий Московский (Невский). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9.00 и 12.00) и раздается освященное масло.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири (Иван Евсевиевич Попов, затем Вениаминов, 1797–1879)
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири (Иван Евсевиевич Попов, затем Вениаминов, 1797–1879)
В 1868 г. после блаженной кончины Святителя Филарета Московского Святейший Синод определил управлять столичной кафедрой епископу с противоположного конца империи, буквально с обратной стороны земного шара, уроженцу Сибири, миссионеру, епископу Камчатскому Иннокентию. Нелегко было взойти на Московскую кафедру после столь блистательного архиерея, каким был святитель Филарет (Дроздов). Кротость и смирение нового московского митрополита расположила сердца москвичей, которые искренне полюбили своего пастыря.
Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.
Святитель Иннокентий отошел ко Господу в Великую Субботу, 31 марта 1879 г. и похоронен в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий 1835–1926) миссионер, «апостол Алтая». Святитель Макарий – последний Московский митрополит – находился на Московской кафедре с 1912 по 1917 гг. до Поместного собора, на котором был избран патриарх Московский и всея России святитель Тихон. Последний год жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких в 1926 г. Похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий 1835–1926) миссионер, «апостол Алтая».
Как и Святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский) прославлен в лике святых за апостольские труды по просвещению народов России и за ее пределами.
Донской Монастырь
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Ныне святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
Святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925), первый после восстановления патриаршества в России.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925)
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
Погребение святителя Тихона. Фреска на левой стене Святых врат Донского монастыря
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий; патриарший местоблюститель с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в конце 1936 г. (Петр Федорович Полянский 1862–1937).
Отдельно необходимо сказать о священномученике митрополите Петре. Место его захоронения неизвестно. Он был расстрелян 10 октября 1937 г. под Магнитогорском Челябинской области и погребен в одной из безымянных братских могил, где покоятся другие расстрелянные НКВД заключенные. Митрополит Петр принял управление Церковью в самый ураган гонений от безбожной власти, даже известие о его кончине было ложным.