Святая Земля. Часть 5. Нагорная страна. Горненский монастырь

Мiръ

Израиль Иерусалимский округ Иерусалим Горненский монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:31.763722000000001344233169220387935638427734375,»lon»:35.1576390000000031932358979247510433197021484375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0413\u043e\u0440\u043d\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0413\u043e\u0440\u043d\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0414\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u041c\u0438\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0432 \u0418\u0435\u0440\u0443\u0441\u0430\u043b\u0438\u043c\u0435",»title»:»\u0413\u043e\u0440\u043d\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:31.763722000000001344233169220387935638427734375,»lon»:35.1576390000000031932358979247510433197021484375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

31.76764; 35.162558

Израиль, Иерусалим, Эйн Карем

Иерусалим,Иерусалимский округ

Израиль

Го́рний

или
Го́рненский Казанский монастырь
— православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, в 7 км на юго-запад от Старого города Иерусалима.

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр.

История[[править]h2>

Архимандрит Антоний (Капустин)
В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км. к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39-56). Владелец участка бывший драгоман французского консульства в Иерусалиме Ханна Джельяд запросил за него 4000 наполеондоров (80 тыс. франков или около 25 тыс. рублей серебром). Для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет.

Сразу после закупки участка в 1871 году на нём поселились отдельные монахини и паломники. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесенная святыня — камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима, недалеко от так называемой «пустыни» св. Иоанна Предтечи, рядом с современным поселком Эвен-Сапир.

Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего Синода в 1898 году, а в 1903 году в обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счёт которых монастырь сам себя кормил.

В 1910 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

К 1914 году в монастыре находилось около 200 монахинь, которым по требованию оттоманских властей пришлось покинуть обитель и переехать в Александрию, откуда вернулись в 1918 году в основательно повреждённый монастырь. Однако усилиями сестер он был восстановлен.

Из-за невозможности связи с Московским Патриархатом монастырь, как и вся Русская духовная миссия, с 1920 года перешли в подчинение Русской Православной Церкви заграницей. В 1924 году Горненская община снова получила канонический статус монастыря.

Многие насельницы, пришедшие в обитель в эти годы, были русскими монахинями-эмигрантками, бежавшими в Бессарабию, оттуда в Сербию, а затем во Святую Землю. Лишь несколько послушниц были из арабок.

В 1945 году, после визита в Святую землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер монастыря возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая часть сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение этим сестрам греческий храм в Эйн-Кареме.

Во время арабо-израильской войны, когда в июле 1948 года начались бомбежки Эйн- Карема, сёстры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины.

После образования Государства Израиль в 1948 году, монастырь (как и здания Русской Духовной Миссии) был передан израильскими властями Московской Патриархату. Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, перебрались в Англию, где основали Благовещенский монастырь в Лондоне. Пять монахинь переехали в Чили, где в 1958 году архиепископом Леонтием был основан Успенский монастырь.

С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей РПЦ в течение всей последующей истории СССР, являясь единственным женским монастырём Московского патриархата за пределами советских границ.

В 1987 году был освящен пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1997 году было возобновлено строительство собора в честь Святой Троицы и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Святая Земля. Часть 5. Нагорная страна. Горненский монастырь

Горненский монастырь расположен на окраине Иерусалима, близ селения Эйн-Карем. Участок был приобретен хорошо известным любому паломнику архимандритом Антонином Капустиным, начальником РДМ, в конце XIX века.

Местность эта действительно гористая, что дало название и монастырю, и «нагорной стране», куда пришла к Елисавете ее родственница, Пресвятая Дева Мария, сразу после Благовещения, из далекого Назарета.


«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми». (Лук.1:5-25)

Монастырь святого Иоанна Крестителя на месте дома свв. Захарии и

Елисаветы построен в XVII веке франсисканцами.

Внутри храма находится пещера, почитаемая как место рождения Иоанна Предтечи.

Храм возведен на остатках более ранней византийской базилики.

Игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1104-1107 гг., пишет: «В этом же доме родился Иоанн Предтеча. Ныне на этом месте построена церковь. При входе в церковь на левой стороне, под малым алтарем, находится небольшая пещерка, в этой пещерке и родился Иоанн Предтеча. Место это ограждено каменной стеной».

План церкви Рождества Иоанна Крестителя (с сайта «Франсисканцы на Святой Земле») соответствует описанию игумена Даниила.

По соседству с русским Горненским монастырем есть еще один католический монастырь, называемый «Монастырь Посещения», расположенный на месте летнего дома родителей Иоанна Предтечи. Именно сюда пришла к своей родственнице Пречистая Дева сразу после Благовещения.

Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии — католическая церковь, расположенная по соседству с Горненским монастырем, принадлежит Кустодии Святой Земли ордена францисканцев.

Вот как об этом посещении рассказывается в Евангелии: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына». (Лук.1:39-57)

Еще находясь во чреве матери своей, Иоанн Предтеча уже был пророком, и возвестил ей о приближении Матери Божией. Недаром Иисус Хрисос говорил о нем: «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28)

Официально место рождения Иоанна Крестителя называется Эйн-Карем, и находится на окраине Иерусалима. По «нагорной стране» в русских источниках деревня называлась Горняя, что и дало название русскому Горненскому женскому монастырю.

Архимандрит Антонин Капустин

Основание в Горней русского монастыря связано с именем архимандрита Антонина (Капустина), который почти 30 лет (1865-1894) руководил Русской Духовной Миссией (РДМ) в Иерусалиме. Об истории этого приобретения рассказывает архимандрит Киприан (Керн) в книге «Архимандрит Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», изданной в Белграде в 1934 году:

«Самое большое наше владение, в 9 километрах от Иерусалима у арабской деревушки Эйн-Карем, где теперь красуется другая русская женская монашеская община, досталось о. Антонину не без некоторого соревнования и борьбы с латинскими миссионерами.

Среди довольно высоких холмов, по склонам засаженных маслинами, смоковницами и стройными, высокими кипарисами, теперь раскинулось несколько монашеских общин: наша русская и три латинских. Не без затруднений удалось нам стать тут твердой ногой. Дело в том, что Ейн-Карем выбрал себе как опорный пункт для своей деятельности столь известный на Востоке латинский миссионер, крещеный еврей Ратисбонн, основатель конгрегации Сионских сестер. Тогда населенная одними арабами Ейн-каремская долина впервые увидела у себя римских пришельцев. Благодаря организации и материальным средствам, католические миссионеры быстро скупают участки земли от арабских насельников, строят свою часовню, школу для детей, монастырь в честь Рождества Предтечи, обносят каменной оградой, засаживают, украшают. Впервые также холмы Ейн-Карема огласились новым для них и чуждым именем «Magnificat». Взоры Ратисбонна направлены были на холм с восточной стороны долины, чтобы и его присоединить к католическим владениям. Но тут-то вот зоркий глаз и энергия русского миссионера полагают неожиданно предел вожделениям латинян. Ратисбонн торговал на том холме, принадлежавший быв. драгоману французского консульства арабу-католику К… дом для нужд своих Сионских сестер. Но араб запросил совершенно неожиданно за весь участок, а не только за один дом сумму в 200 000 франков. Ратисбонн отступил, и тогда-то араб, будучи зол на него, предложил Русской Миссии купить его владение всего лишь за… 70 000 фр. Переговоры велись, разумеется, тайно, и сделка совершилась в величайшем секрете. Наконец, необходимый владенный акт был в руках о. Антонина. Ейн-Каремский холм, место встречи Божией Матери с праведной Елисаветой, одно из драгоценнейших, по воспоминаниям евангельским, мест стало русским, окрестилось милым русскому слуху именем «Горняя» , но на следующий день араб-драгоман был найден в своем доме отравленным. Народная молва упорно обвиняет тут католический фанатизм.

К этому владению о. архимандрит постепенно прикупил ряд соседних участков и таким образом закруглил его в одно большое и ценное имение общей площадью в 228 776,90 квадр. метров.

Участок был огромным. Современная клиника «Хадасса» находится на территории, когда-то купленной о. Антонином, и переданной Израилю во времена Хрущева.

Еще в 1870 году это был пустырь с одинокими домиками. Через 10 лет на нем зачинается новое русское просветительное дело. Теперь это женский монастырь с прекрасным укладом, хозяйством и совершенно отличный по самому строю своему и стилю от обычных монастырей. «Горняя» — детище о. Антонина, любимое им особой любовью, и о нем стоит подольше порассказать. Мысль о ней выносил он в сердце своем уже издавна.

При создании и оборудовании Горней о. Антонин, желая избежать скученности, вполне использовал обширность своего нового владения в Ейн-Кареме. Основным принципом было расселить будущих насельниц по всей горе, нарезав каждой ее участок для постройки на нем келий и необходимого при ней садика. Эти участки отдавались насельницам в пожизненное пользование, с правом даже строительницам передать их в пожизненное же пользование еще одному лицу, после чего домик и вся усадьба переходили в полную собственность Миссии. Вкус и желание отшельниц касательно постройки и украшения своей келий не ограничивались и не стеснялись никакими предписаниями, могущими придать трафаретный облик всей общине. Индивидуальность не убивалась, и это-то и дало Горней тот исключительно привлекательный, дышащий простотой и жизнерадостностью колорит. По всему холму разбросаны эти чистые, маленькие домики, как ульи на пасеке, тонущие в зелени кипарисов, смоковниц и миндальных деревьев, цветах и миниатюрных огородиках.

На территории Горненского монастыря

До самой смерти о. Антонина его дух и заветы, данные Горней, не угасали и были живы. Община была непосредственно подчинена Начальнику Миссии, не было ни игумений, ни каких бы то ни было официальных начальствующих лиц, насельницы доживали свой век в своих домиках, объединяясь лишь в церкви и общей трапезной. Потом условия существенно изменились: стали стремиться к расширению обители, домики и еще пустые участки стали продаваться с меньшим разбором, открылся благодаря этому доступ случайным элементам, из самой продажи или пожизненной аренды образовалась для Миссии доходная статья, захотели во что бы то ни стало обратить Горнюю в «настоящий» монастырь, перед войной особенно стремились к этому. Синод утвердил тогда и Елеонский монастырь, ввели и там, и в Горней «старших сестер», пожаловали им наперсные кресты, в 1924 году у патриарха Дамиана выпросили право назвать их «игумениями», что все вместе было, впрочем, весьма в духе общего нашего поведения в Палестине в последние годы перед войной. Нам непременно хотелось, вопреки всем канонам, иметь свою там параллельную с греческой иерархию, свое маленькое епархиальное управление.

Домики насельниц Горненского монастыря

Теперь в Горней кроме церкви, колокольни и часовни имеется свыше 50 маленьких сестринских домиков, утопающих в зелени холма и необычно радующих глаз своей живописностью. Горняя — поистине огромный сад, сколь вещественный, столько и духовный, и в этом она вполне сохранила мысль своего основателя. В этой обители теперь до 120 сестер, духовно окормляемых матушкой игуменией Тавифой.

О. архимандрит не уставал заботиться о своем детище, постоянно проявлял свою к нему отеческую любовь и частенько на своем сивом ослике приезжал в любимую Горнюю. С немалым трудом ему удалось добиться разрешения патриарха на освящение храма в Горней — это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец-то митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Затем о. Антонин просил Синод установить особый праздник «Целования», обычно совершаемый 30 марта, если Благовещение не падает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы).

Икона «Целование» в Казанском храме Горненского монастыря

Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, к которой выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Миссию в Иерусалим. Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднества Благовещения. Синодом этот праздник был установлен и празднуется с нарочитым умилением из года в год, привлекая огромное количество народа, как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. Наконец, 19 января 1886 года о. Антонином даны и особые правила Горненской общине, которые должны были регулировать жизнь этого полумонашеского скита.

Но все же несмотря на внесенную в Горнюю организацию форму и желание постоянно увеличивать число монахинь, она сохранила дух своего основателя. Вложенное им с самого первого дня жизни этого русского уголка настроение простоты и искреннего религиозного чувства живо и, хочется верить, не умрет, а может быть, Бог даст, когда-нибудь поможет воссоздать заново и развить то, что хотел видеть в ней о. Антонин. О нем помнит Горняя и вещает потомству его память».

Памятник о. Антонину Капустину в Горненском монастыре

Первый храм, построенный Антонином Капустиным в Горненском монастыре, был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Долгое время он оставался единственным храмом обители.

Из паломнических впечатлений 2016 года: «Казанский храм небольшой, уютный, намоленный. В нем мы прочитали отрывок из Евангелия от Луки, приложились к иконам и мощам святых».

У входа в Казанский храм вмонтирован камень


На этом камне, по преданию, пророк Иоанн Предтеча сказал народу первую проповедь

Отец Антонин испросил у Синода разрешения на установление особого праздника Целования в память о встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Синодом этот праздник был установлен и с тех отмечается каждый год, обычно через пять дней после Благовещения. В этот день из Миссии в Иерусалиме идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу из Горней выходит свой крестный ход с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней до 24 июня по старому стилю – дня Рождества Иоанна Крестителя, когда она снова возвращается в Миссию на Русском Подворье в Иерусалиме. В эти три месяца Сама Царица Небесная управляет обителью; икона размещается в храме на месте игуменьи монастыря; игумения вручает ей свой жезл; сестры, приходя на богослужение, сначала подходят к иконе, а уже потом к игуменье под благословение.

Храм святой Троицы. 2009 год

В 1910 г. в монастыре был заложен более вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся I Мировой войны, и простоял недостроенным почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Храм святой Троицы. 2016 год

Горненский монастырь — самый большой русский монастырь на Святой Земле. Участок, приобретенный архимантритом Антонином Капустиным в 1871 году, был очень большим, но значительную его часть Хрущев продал Израилю за очень незначительную сумму. На этом участке был построен сверхсовременный онкологический ), куда приезжают на лечение пациенты со всего света.

Из впечатлений о паломничестве 2009 года: «Русские группы встречают в Горненском монастыре, как родных. Мы постоянно ощущали тепло и заботу. Насельница монастыря, матушка Силуана, с любовью рассказывала жизни монастыря, его традициях и укладе.

На монастырском кладбище она показала нам могилу сестер Вероники и Варвары, родных матери и дочери, жестоко убитых маньяком в 1983 году в собственных кельях».

За благословением к схимнице

Сестры Горненского монастыря, сменяя друг друга, несут послушания на многих участках РДМ на Святой Земле.

Из паломнических впечатлений 2016 года: «Нашим гидом была монахиня Лариса из Горненского монастыря. Это было нечто совершенно иное, нежели поездка со светским гидом, пусть прекрасным историком, но невоцерковленным человеком. Мать Лариса рассказывала о святых местах и событиях не столько с исторической и фактической, сколько с духовной точки зрения, а ведь именно это и нужно паломникам в первую очередь!»

Неподалеку от Горненского монастыря, в долине, находится источник, из которого Пресвятая Дева носила воду на протяжении трех месяцев, проведенных Ею в доме Елисаветы.

Сестры Горненского монастыря берут из него воду; паломники тоже с радостью пьют ее, умываются. Многие из нас набрали по дороге плодов рожкового дерева, тех самых, которыми мечтал насытиться блудный сын, и омыв в источнике, решились попробовать. Стручки оказались сладкими на вкус, а косточки-семена твердыми, как камень.

Рожковое дерево с плодами

Напомню фрагмент из притчи о Блудном сыне: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». (Лук.15:13-19)

Из паломнических впечатлений 2009 года: «От матушки Силуаны мы услышали еще один интересный рассказ — о преподобном Давиде Гареджийском, жившем в VI веке, одном из основателей грузинского монашества. Преподобный Давид вместе со своим учеником Лукианом пешком отправился на Святую Землю. В те времена такое путешествие было очень опасным делом: дорогу преграждали разбойники и дикие звери, нападавшие на путников в безлюдных местах, злодеи и убийцы, прятавшиеся в лесах и пещерах, еретики и язычники ненавидевшие православных, как своих врагов. Паломники обычно шли, собираясь большими караванами, сопровождаемые воинами. Но монахи шли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Они шли опустив глаза, не оглядываясь по сторонам, закрыв монашеским куколем лица. Весь путь был для них духовными ступенями, лестницей, по которой в древние времена паломники с пением псалмов поднимались в Иерусалимский храм. Преподобные взошли на гору. Внизу расстилался Иерусалим, город, который предназначен был стать духовной столицей мира. Здесь был распят Христос, как Сын человеческий, здесь он воскрес как Сын Божий.

Преподобный Давид Гареджийский изображен на иконе у стен Иерусалима с камнем руке

Преподобный Давид отпустил Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам так и не вошел в Святой Город, считая себя недостойным. Вернувшись, преподобный Лукиан застал своего учителя стоящим на том же месте, погружённым в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный поднял с земли три камня и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия увидел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Этот камень по сей день хранится в монастыре; в Грузии существует предание, что три посещения Гареджийской пустыни равны паломничеству в Иерусалим».

Иерусалим находится к востоку (по фото — правее).

На горе, где молился преподобный Давид, находится гробница пророка Самуила; вершина этой горы хорошо видна с участка Горненского монастыря. Эту гору называют также горой Радости, отсюда паломник может бросить прощальный взгляд на Иерусалим. Игумен Даниил называет ее горой Армафем: «Вблизи Иерусалима, на правой стороне по пути от Яфы, гора высокая, которую называют Армафем. На этой горе находится гроб пророка Самуила, и его отца Елкана, и Марии Египетской, тут было село и дом святых. Это место огорожено и зовется городом Армафем».

На горизонте — «Гора радости»

Читать дальше »»

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Храмы[[править]h2>
  • Собор Всех святых в земле Российской просиявших
  • Церковь Казанской иконы Божьей Матери
  • Церковь Иоанна Предтечи
  • Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших
    . В 1910 г. в монастыре был заложен вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся в 1914 г. I Мировой войны, когда сотрудники РДМ был вынуждены покинуть Иерусалим и уехать в Каир. В недостроенном виде собор простоял почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. К настоящему времени строительные работы практически завершены. Храм был освящен во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери
    построена между 1880 и 1881.
  • Пещерная церковь Иоанна Предтечи
    построена не позже 1987.

Матушка Георгия

Покои матушки Георгии (до пострига Валентины Щукиной) находится в самом сердце монастыря. С ее террасы открывается живописный вид на иерусалимские горы с раскиданными по склонам монастырями. Матушка Георгия была назначена настоятельницей монастыря по благославению Патриарха Алексия II и Священного Синода с напутствием «восстанавливать Горний» в 1991-м году. Как сказал тогда Патриарх: «За святое послушание, матушка, Господь поможет! Побудете три-четыре года, восстановите монастырь, станете принимать паломников».

Тогда, более 20 лет назад, большинство зданий в монастыре были полуразрушены, не было ни воды, ни электричества, ни канализации. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, пила Пресвятая Богородица. Но, милостью Божьей, это святое место удалось восстановить из праха забвения и разрухи.

В детстве матушка Георгия пережила блокаду Ленинграда: «Когда нас эвакуировали, на станции Орехово-Зуево мама сдала меня и младшую сестру Ниночку, как умерших, в морг. Ниночка так и осталась там, а я выжила, пролежала больше месяца в больнице. За день до выписки, по воле Божьей, пришел главврач с запросом от моей мамы, которую эвакуировали в Краснодарский край, жива ли я? Так мы и воссоединились. Потом станицу, где мы жили, взяли немцы. Мы прятались от них в погребе. Бог сохранил, не нашли. В Ленинград вернулась в 1944, а в 1949-ом я ушла в монастырь в Эстонии, где прожила почти 40 лет».

Восстановление обители началось с 1992-го года, когда в монастырь прислали 20 студентов-семинаристов из Московской Духовной Академии. С ними работа пошла быстрее. Они восстановили древнее двухэтажное здание при входе в монастырь, в котором была богадельня. Теперь в нём гостиница. Еще через несколько лет в монастырь прибыло около 20 послушниц, и с ними работа закипела. Иногда сестры болеют, справляться со всеми делами бывает трудно. Но матушка не унывает: помогать монастырю часто приезжают «трудники».

«Трудники» — люди, которым хочется посвятить определенный период жизни служению Богу. Они приезжают на срок до трех месяцев, насколько позволяет туристическая виза, живут в монастыре и помогают в его быте. Каждому из них определяются задачи по умениям.

Трудники не обременены монастырским уставом, у них свой распорядок дня: в 7:00 — завтрак, после завтрака – работы, на которые их назначает благочинная (сестра, выполняющая административные обязанности), потом обед, час отдыха и опять работа до вечера. После ужина в 18:00 — свободное время. Иногда бывает вечерняя служба, которую все посещают в праздники и воскресные дни.

Также монастырь посещает много паломников. Так, однажды приехала группа батюшек из России и в течение визита их предупредили: мол, иногда на территории монастыря можно встретить скорпионов и в случае укуса нужно обязательно выпить аракий. На что батюшки отшутились: зачем же ждать укуса скорпиона? :)

Престольные праздники[[править]h2>

Особый праздник монастыря

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Священный синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов»

, совершаемый обычно 12 апреля (30 марта по ст. ст.). Это связано с тем, что монастырь находиться в нескольких десятках метров от места, где, по преданию, произошла Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой (на том месте в настоящее время находится францисканская церковь Посещения).

С тех пор накануне праздника Целования икону Благовещения Пресвятой Богородицы перевозят из Свято-Троицкого собора в Иерусалиме в Горненский монастырь, где остается в течение трех месяцев до праздника Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по ст. ст.), т.к. Богородица была здесь у Елизаветы 3 месяца. Эту икону ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, ставя рядом с ней игуменский жезл. В течение этих трех месяцев сама Пресвятая Богородица является игуменей монастыря.

В общецерковном календаре Русской Православной церкви такое празднование отсутствует.

Настоятельницы

Старшие сестры

  • Рахиль (1898)
  • Валентина (1898 — 1918)
  • Тавифа (Минина) (1918 — 1924)

Настоятельницы-игумении

  • Тавифа (Минина) (1924 — 1945)
  • Елисавета (Анненкова) (1945 — ?)
  • Антонина (Гришко) (1945 — ?)
  • Афанасия (Лысенкова) (1950 — 1955)
  • Михаила (Корчагина) (1956 — 1960)
  • Тавифа (Дмитрук) (1960 — 19 апреля 1967)
  • Софрония (Ребрий) (19 апреля 1967 — 28 декабря 1982)
  • Феодора (Пилипчук) (23 ноября 1983 — 1986)
  • Екатерина (Сорокина), и/о, благочинная
  • Елена (Лошкарёва), и/о, благочинная
  • Гавриила (Глухова) (1989 — 1990), и/о, благочинная
  • Георгия (Щукина) (30 января 1991 — 11 марта 2020)
  • Екатерина (Чернышева) (с 11 марта 2020)
  • Где остановиться[[править]h2>

    Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

    В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

    Адрес:

    Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

    Проезд:

    Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

    Как посетить?

    Для посещения необходимо совершить паломническую поездку в Иерусалим.

    Документы для поездки:

    1. 1. заграничный паспорт со сроком не менее полугода с даты поездки;
    2. 2. для желающих трудиться в монастыре необходимо оформление визы, для простых паломников и туристов не требуется;
    3. 3. Билеты в оба конца с «закрытыми» датами;
    4. 4. Медицинскую страховку на срок пребывания в стране;
    5. 5. Бронь гостиницы или приглашение;
    6. 6. Подтверждение платежеспособности.

    Поездка в Иерусалим, посещение святых для каждого христианина мест требует особой подготовки. И это не подготовка документов, бронирование гостиниц или подбор авиарейсов. Перед паломничеством на Святую землю желательно отрешиться от земных хлопот, исповедоваться, настроиться на восприятие величайших святынь христианского мира.

    Чтобы паломническая поездка стала для вас истинным событием духа, такие несомненно важные, но земные вопросы, как организация трансфера, размещения, питания, экскурсионной программы возьмет на себя служба Товия. По благословению храма Рождества Пресвятой Богородицы наш паломнический центр помогает совершать православные туры к самым важным святыням России и мира. Православные экскурсоводы помогут проникнуться духом и смыслом истинного христианского паломничества, а наш опыт в организации поездок сделает каждый тур безопасным и комфортным.

    На главную

    Голод и чума поразили обитель, но Казанская Божия Матерь спасла сестёр

    Ещё до революции, в 1910 году, одного храма стало недостаточно, чтобы вместить верующих. Поэтому начали постройку собора Живоначальной Троицы. На сей раз уже имелось достаточно территории, так что можно было выбрать самое подобающее место.

    И таковое нашлось. Собор стали возводить на возвышенности, дабы с разных точек города его можно было бы увидеть.

    Но подобная инициатива оказалась монастырю не по финансам. Очень быстро денежные запасы исчерпались. Повлияло на это также и то, что количество насельниц возрастало. Пришлось монахиням подрабатывать, чтобы хоть как-то обеспечить себе пропитание.

    12 акафистов

    иконе Казанской Божией Матери читают сёстры в престольный праздник

    Но проблемы не закончились. В монастыре разразилась эпидемия чумы, от которой погибло восемь монахинь. Выжившие решили обратиться за помощью к высшим силам. Принялись читать акафист Казанской Божьей Матери.

    Внезапно икона сошла со стены и принялась обходить храм. Раздался голос. Он заверил, что отныне все бедствия прекратятся, и об эпидемии можно не беспокоиться.

    Так и вышло. А в монастыре появилась новая традиция — двенадцать раз читать акафист Казанской иконе Божьей материл в престольный праздник.

    Участок получил статус монастыря и перешёл в собственность Святейшего Всероссийского Синода

    Статус обители этому участку присвоили в 1898 году, а в 1903 году в монастыре открыли две мастерских:

    • золотошвейную;
    • иконописную.

    Это позволило монастырю начать обеспечивать свои нужды, поскольку до этого он находился на финансировании Православного Палестинского общества и на пожертвованиях верующих.


    Церковь иконы Казанской Божьей Матери

    Собственником этих участков до самой смерти оставался отец Антонин. Он завещал Палестинское имущество Святейшему Всероссийскому Синоду.

    Исключение составил лишь один домик, который он передал своей питомице Софии Константиновне, с тем условием, что, в конце концов, после смерти её и ещё одной любой наследницы, эта недвижимость тоже перейдёт к Святейшему Всероссийскому Синоду.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]