Московская церковь Владимирской иконы Божией Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери — православный храм, который имеет удивительную историю и необычный архитектурный стиль. Церковь представляет собой памятник русской готики и считается одним из лучших образцов русской архитектуры и садово-паркового искусства конца XVIII века.

© Ludvig14

Владимирская церковь в Быково состоит из двух храмов: верхнего (в честь Владимирской иконы Божией Матери) и нижнего (Христорождественского). Фасады постройки украшены круглыми барельефными медальонами, на которых можно увидеть семью Измайловых. Сам храм с двумя симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками облицован белым камнем. К главному входу ведет двусторонняя лестница, которая так же является аркой для входа в нижнюю часть церкви.

В церкви Владимирской иконы Божией Матери проходят таинства крещения и венчания. Беседы перед таинствами проходят по субботам в 15:00.

На базе Владимирской церкви в Быково работает Воскресная школа в память Воскресения Господня, где воспитывают детей духовно. В школе проходят чтения Святого Писания — Библии и изучение Закона Божьего, Истории Церкви, православного вероучения, церковного пения, православного этикета. Она поможет наполнить детские души познанием Иисуса, отвлечет их от улицы и гаджетов. Занятия проходят по воскресеньям с 11:30 до 14:00 по трем возрастным группам: дошкольная (4–6 лет), начальная (7–10 лет), основная (11–14 лет). Также в Воскресной школе проводят занятия по рукоделию, по работе с деревом и авиамоделирование, организовывают спектакли и праздники, экскурсии, паломнические поездки по святым местам.

© Сергей Василец

Экскурсия

В церковь Владимирской иконы Божией Матери регулярно приезжают туристы. Умиротворенная атмосфера привлекает сюда большое количество посетителей, которые могут посетить храм, сходить на богослужения и насладиться местной атмосферой.

В церковь регулярно приезжают на таинства крещения и венчания, так как здесь очень красиво и уединенно.

Посетить Владимирскую церковь в Быково можно ежедневно с 08:00 до 17:00.

© Shish_ka

Современное состояние[править]

Внутреннее убранство
Окружающая храм территория занята кладбищем.

Деятельность прихода:

При храме действуют школа для детей и взрослых, библиотека, певческий кружок, оказывается благотворительная помощь.

Телефоны:

Адм. Владимирская»

— 8 сентября, 6 июля, 3 июня

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель

— 22 мая, 19 декабря

Сергий Радонежский, преподобный

— Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

История Владимирской церкви в Быково

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в конце 80-х годов XVIII века в псевдоготическом стиле на территории усадьбы Быково/Марьино по решению хозяина этих земель, Михаила Измайлова. В начале XVII века на этом месте стояла деревянная церковь, но в 1707 году здесь возвели каменный храм, который через время стал двухэтажной церковью.

В 1830-х годах рядом с церковью была построена отдельно стоящая колокольня, выполненная в том же стиле, что и церковь. В 1930-х годах церковь была разграблена и закрыта, а на ее территории разместили швейную фабрику, затем — склад. В 1989 году церковь была возвращена Русской православной церкви.

С западной стороны стоят колонны, две башни с колоколами: одна предназначена для звона, другая — для часов. На фасаде церкви видны барельефы с изображением Михаила Михайловича и Марии Александровны.

В конце 80-х годов XX века церковь была передана общине верующих, в тот момент и началась реставрация постройки. Храм вновь стал действующим.

На сегодняшний день белокаменная церковь не имеет похожих аналогов во всем Подмосковье, она пользуется большой популярностью для посещения.

© Shish_ka

Возникновение церкви

История собора началась в XVIII веке. После основания Санкт-Петербурга за рекой Фонтанкой поселилась прислуга и мастеровые люди Императорского двора. Место их поселения назвали Дворцовой слободой.

В 1746 году в доме служащего Дворцовой канцелярии Фёдора Якимова устроили молельный храм с полотняным походным иконостасом, куда приходили живущие в округе горожане. Вскоре на Торговой площади построили небольшую деревянную церквушку, которая быстро обветшала.

Тогда жители обратились с просьбой к императрице Елизавете Петровне о постройке нового здания. Сбором средств на новую церковь с прихожан и меценатов руководил настоятель Иоанн Кириков.

В 1761 году в Дворцовой слободе началось долгожданное строительство по проекту архитектора Пьетро Трезини. Нижнюю церковь открыли в 1769 году, верхнюю – в 1783. К освящению каменного храма императрица Екатерина II пожаловала приходу напрестольное Евангелие, напечатанное в 1744 году.

Усадьба

Недалеко от храма расположена усадьба Быково, которая представляет собой усадебный комплекс — образец русской архитектуры и Садово-Паркового искусства эпохи императора Николая I. Комплекс общей площадью 30 га располагает парком с прудами, барским домом, беседкой-ротондой XVIII века. Сама усадьба хоть и обветшала за такой период времени, но по-прежнему имеет свое былое величие.

Посмотреть территорию усадебного комплекса можно бесплатно, но во дворец вход воспрещен.

Усадьба Быково имеет богатое прошлое. Бывший хозяин усадьбы М. М. Измайлов построил шикарную усадьбу, но впоследствии усадьба перешла Воронцовым-Дашковым, а после -Николаю Ильину. После революции храм Владимирской Иконы Божией Матери закрыли и обосновали здесь цеха швейной фабрики. Затем усадьбу Быково национализировали, а после разместили колонию для несовершеннолетних, а во время войны заработала школа разведчиков-диверсантов. После войны на территории усадьбы открыли туберкулезный санаторий. На сегодняшний день посмотреть на усадьбу и храм приезжают многочисленные туристы со всех уголков России.

Усадебный комплекс Быково, © Shish_ka

Как добраться[править]

Адрес:

Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная.

Телефон:

(49646) 2-41-26.

Проезд на общественном транспорте:

с Казанского вокзала до станции «Удельная», далее автобусы № 23, 39 до остановки «Храм» («Клуб»).

Далее пройти по узкому проходу между заборами, по которому нужно выйти на параллельную улицу, затем свернуть направо, немного пройти и повернуть налево. Всего идти около 400 м.

Проезд к Владимирской церкви на автомобиле:

от Москвы по Рязанскому шоссе до поворота на Быково (через Жилино) — 8 км, там свернуть налево. Далее — проезд не к аэропорту, а к г. Быково и Жуковскому. Проехать через Быково насквозь, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо на ул. Шоссейная, и проехать по ней до Владимирской церкви.

Расписание

Церковь Владимирской иконы Божией Матери открыта ежедневно. Богослужения проходят по средам, субботам, воскресеньям и церковным праздникам.

  • Начало утренних богослужений — 08:00.
  • Начало вечерних богослужений — 16:00.

В будние дни храм открыт для молитвенного посещения с 08:30 до 16:30.

Расписание богослужений во Владимирской церкви в Быково Март 2022

© Оф. страница Воскресенской церкви на Facebook

Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней

Внутреннее архитектурное оформление дошло до наших дней. Сохранились два иконостаса — первоначальный (деревянный золоченый резной), изготовленный для Владимирской церкви (сейчас повернут лицевой часть к алтарю) и переданный в храм трехярусный иконостас церкви Воскресения Словущего Аничкова дворца, выполненный по рисунку Ф. Растрелли. Иконостас Растрелли насчитывал на 30 икон, сейчас их осталось 24. Не сохранился запрестольный образ «Пресвятой Троицы», живописной работы в огромной ризе, считавшийся наиболее ценным.

Нижняя церковь св. Иоанна Дамаскина поражала множеством старинных икон в серебряных и золотых окладах. Уже при постройке здесь были установлены печи, и богослужение велось круглый год. Лестница в верхний храм первоначально находилась в трапезной.

Верхняя церковь богаче по архитектурной отделке. Центральный барабан — световой. Боковые барабаны изначально тоже были световыми, но 1900-х гг. перекрыты фальшивыми сводами. В 1911 г. лепные украшения были раскрашены. В настоящее время интерьеры отреставрированы и лепные украшения расчищены.

Помещение притвора сооружено А. Мельниковым в 1830-1831 гг.

После революций и национализации церковных ценностей охрану древнойстей взял на себя музейный отдел при Главнауке. Более 60 церковных предметов были взяты на учет как особо ценные в историческом и художественном отношении, но, чтобы не нарушать целостность ансамбля, многие были оставлены в храме. Часть икон (образ Спасителя, Тихвинская и Владимирская иконы Божией матери) были выкуплены прихожанами, но вскоре многие ценности были изъяты. После закрытия церкви значительная часть икон и риз поступила в Эрмитаж и Русский музей.

С петровских времен, после указа 1724 г. церкви имели штат причта, и причетники получали жалование из казны. Только в елизаветинские времена стали появляться церкви с причтом, существовавшим за счет прихода. Среди первых таких церквей была и Владимирская церковь.

Владимирская церковь владела большим участком земли в Кузнечном пер., между Ямской (Достоевского) и Большой Московской ул.

Еще в 1739 г. указом имп. Анны Иоанновны в районе торговый площади церви было отдано 6 мест под строение церковных дворов. Поднее был докуплен участок на углу Большой Московской ул. и Кузнечного пер. В 1863 г. был построен каменный дом причта. До этого причетники строили себе деревянные дома на церковной земле на свои средства. После переселения в каменный дом деревянные дома были снесены, а освободившееся место стали сдавать частным лицам под склады дров. Первый каменный дом причта находился на Б. Московской, 4 (четырехэтажный), к дому примыкали два 4-этажных флигеля. В подвальном этаже находились мелочная и табачная лавки, гладильня. Позднее квартиры в доме стали сдаваться внаем.

В 1878 г. на углу Большой Московской и Кузнечного пер. (здание Метрополитена) был выстроен каменный четырехэтажный дом, во дворе двухэтажный каменный флигель и одноэтажная каменная служба. Дом предназначался для проживания церковного духовенства, в первом этаже находилась аптека. Во флигеле часть квартир сдавалась внаем, а часть занимали «свои сироты».

В 1905 г. во дворе дома 4 по Б. Московской был построен новый пятиэтажный доходный дом и при нем 4-этажная прачеченая. Оставшееся место на Кузнечном пер. продолжали сдавать под дровяные склады. Позднее здесь были устроены торговые ряды, а затем вырос рынок.

На церковном участке со времен отца Иоанна находился деревянный дом для причта, пруд и колодец. В 1891 г. здесь выстроен двухэтажный флигель, в котором жили церковные сторожа, и находилась просфорня.

В 1888 г. к часовням были сделаны небольшие жилые пристройки.

Манифест 19 февраля 1861 г., освободивший крестьян от крепостной зависимости, и последовавшие за ним реформы, вызвали широкий рост церковно-приходской благотворительности. В 1865 г. при Владимирской церкви было создано благотворительное общество, учредителями которого стали настоятель А. Соколов, священники П. Никитский, И. Гратинский, Н. Вирославский и церковный староста С. Кудрявцев. В 1868 г. обществом был открыт приют для пожилых женщин, в старом причтовом доме. В 1880-е гг. общество выстроило свой дом на Ямской ул., 1 (Достоевского, 1), в который был переведен приют на 30-40 человек. В 1873 г. был открыт дневной приют для детей на 30 человек.

В территории прихода Владимирской церкви жили:

В 1823 г. на Грязной ул. в доме Комаровой (участок дома 16-18) (не сохран.) жил барон Модест Андреевич Корф, воспитанник первого выпуска Царскосельского лицея.

В Свечном пер. в доме Касторского (дом 5, перестроен) жили родители А. С. Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна. Сестра Пушкина — Ольга Сергеевна Павлищева жила на Грязной ул. в доме М. Мордатовой (Марата, 25). В марте 1828 г. сюда из Михайловского приехала няня поэта Арина Родионовна, здесь же она скончалась, отпевали ее во Владимирской церкви.

В 1826 г. в дом Кувшинникова (участок Загородный пр., 9) перехал Антон Антонович Дельвиг. Квартира Дельвига стала одним из литературных центров Петербурга.

В 1826 г. Анна Петровна Керн жила сначала в квартире родителей Пушкина, затем в квартире Дельвига, а позже в небольшой квартире в том же доме.

В 1829 г. Дельвиг переехал в дом купца Тычинкина (Загородный пр., 1). В этой же квартире находилась и редакция Литературной газеты, издаваемой им с Вяземским. Дельвиг скончался здесь же в 1831 г. Отпевали во Владимирской церкви.

В 1840-е гг. в доме Фредерикса на углу Владимирского пр. (дом 13) и Графского пер. жил проф. русской словестности А. В. Никитенко.

На Грязной ул. в доме Тухолки (ные ул. Марата, 23) жил зодчий В. П. Стасов.

В 1850-1854 в доме Трубникова на углу Колокольной и Поварского пер. жил Н. А. Некрасов.

На углу Владимирского пр., 11 и Графского пер. в 1842-1846 гг. жил Ф. М. Достоевский. В 1878-1881 жил в доме на Кузнечном пер., где и скончался 28 января.

В 1887-1888 в доме на Поварском пер., 5 жил писатель В. М. Гаршин.

В 1883-1889 в доме Викторовой угол Владимирского пр. и Колокольной (18/2) жил композитор Н. А. Римский-Корсаков.

В 1885-1889 сначала на Ивановской ул (Социалистическая), затем на Б. Московской, напротив Свечного пер. прошло детство А. Блока.

В 1902-1907 на Разъезжей ул. жил писатель А. И. Куприн.

После выхода декрета Об отделении церкви от государства 1918 г., все последующие законы в Петрограде проводились в жизнь медленнее, чем в других городах. Так 4 ноября 1918 г. на заседании исполкома Совета 1-го городского района был утвержден устав приходской общины Владимирской церкви.

В 1917 г. настоятелем был избран протоиерей Павел Кедринский. Права общины были официально оформлены в 1919 г. Прихожане получили в пользование все храмы, находящиеся на территории прихода. Приход лишился своего основного капитала лишь в 1920 г. Национализация недвижимого имущества церкви растянулась также до осени 1920 г. В 1920 г. была окончательно запрещена и всякая благотворительная деятельность. С 1921 до лета 1922 г. сущестовали богословские курсы.

(по книге — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский, Собор на Владимирской

и храмы придворной слободы, СПб, Паритет, 2004, добавил Mary)

«В 1932 г. … по тогдашнему адресу проспект Нахимсона, 20, было передано ГПБ. Несмотря на то, что в первоначальном прошении о выделении именно этого здания дирекция библиотеки подчеркивала, что оно требует минимальных вложений для приспособления к библиотечным нуждам, работы по перестройке и перемещению фондов продолжались два года, и для читателей филиал открылся только в 1934 г. Однако в апреле 1941 г. наши фонды в срочном порядке были выселены в Костел Св. Екатерины… На этот раз Владимирская церковь была практически обречена, на ее месте должен был возникнуть наземный вестибюль станции метро «Проспект Нахимсона». Однако вмешалась война, наземный вестибюль станции метро «Владимирская» был построен позже, и буквально на месте соседнего здания.»

(Исакова Е. В. Собор на Владимирской и храмы Придворной слободы / Е.В. Исакова, М.В. Шкаровский. — СПб : Паритет, 2004. весовщик)

1965.: Фабрика механизированного счета «Ленмашучет» ЛГИК — Владимирский пр., 20 ([108]. С. 194)

Приведены в т.ч. телефоны уч-ка цеха № 1 и цехов №№ 2 и 3.

1973: Фабрика механического счета «Ленмашучет»(объед. «Ленсистемотехника») — Владимирский пр., 20 ([211]. С.212)

Чудотворная Владимирская икона Божьей Матери

Собор назван именем чудотворной иконы Божьей Матери, которую привезли в Петербург в 1763 году.

Интересно! По церковному преданию, Владимирскую икону написал святой апостол Лука.

Евангелист запечатлел картину, увиденную за обеденным столом, за которым маленький Иисус Христос со своею Пречистой Матерью и праведным Иосифом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимают сына, который с нежностью прижимается к ней. На лице Марии – скорбь.

На доске из стола Лука изобразил увиденное. Когда художник принёс икону Богородице, Мария изрекла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Родившегося от Мене и Моя с сей иконой да будет».

Икона побывала в Иерусалиме, Константинополе. В начале VII века икону доставили из Константинополя в Киев в подарок великому князю Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверга.

Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, поехал с юга России в Ростовскую область и взял чудотворный образ с собой. Во время молитвы перед иконой, он получил указание от Богородицы оставить образ во Владимире. С тех пор икона носит имя – Владимирская. В городе заложили для неё храм Успения.

Затем промыслом Божиим святой образ перевезли в Москву, которая нуждалась в покровительстве Божьей Матери. Со временем появления чудотворной иконы произошло немало удивительных событий, связанных с ней:

  • В конце XIV века Богородица защитила Русь от хана Тамерлана;
  • В середине XV века икона спасла столицу от нападения татар;
  • В конце XV века не состоялся бой с монголо-татарами: русские воины вышли навстречу врагу, неся в первом ряду икону Спасительницы, и враг сразу отступил.

Престолы собора

Собор включает в себя нижнюю – холодную церковь и верхнюю – тёплую. В соборе шесть престолов. Нижняя церковь освящена в честь настоятеля Валаамской обители Иоанна Дамаскина, верхняя церковь посвящена Владимирской иконе Божьей Матери.

Остальные престолы освящены в честь пророка Илии, святого мученика Харлампия, иконы «Всех скорбящих радость», святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Церковный сад

За оградой собора был церковный сад, который устроители использовали для религиозного назидания. В саду – четырёхколонные беседки, на каждой – золочёный купол с фигурой евангелиста.

Беседка украшена так, что отражает основные этапы земной жизни Спасителя: Распятие, Снятие с креста, явление воскресшего Спасителя Марии Магдалине, путешествие в Эммаус.

Беседки объединяет бронзовый золочёный купол. Между беседками воздвигнута пещера, в куполе которой храм, окружённый облаками и золотыми лучами.

Жизнь церкви после революции

После революции владимирский храм закрыли для верующих. Добротное здание осталось целым. Чтобы золотые купола не бросались в глаза, их закрасили чёрной краской. Внутри храма устроили антирелигиозный отдел Публичной библиотеки.

Интресно! В 1933 году колокола сбросили и разбили. Иконостас и росписи первого этажа разрушили.

В 1941 году храм планировали снести. Из пострадавшего во время войны здания вывезли библиотеку и устроили трикотажную фабрику, завезли станки. С 1950-1990 годы в церкви работала городская станция «Скорая помощь». На месте церковного сада была стоянка для машин.

В год 1000-летия Крещения Руси церковь вернули верующим. Постепенно с помощью прихожан храму вернули былое благолепие.

Интерьер

Во внутреннем убранстве господствует строгость и простота. На сводах главного купола – скульптуры четырёх евангелистов. Стены украшают пилястры и копии картин на библейские сюжеты Рафаэля и Паоло Веронезе, фресок в храме нет.

В начале XIX века в храм был пожертвован ковчег с частицами мощей 150 святых угодников. Старинное паникадило позолоченной бронзы с хрустальными «слёзками» – подарок Елизаветы Петровны.

Иконостас

Трехъярусный вызолоченный иконостас с богатой резьбой создали русские мастера по рисункам Бартоломео Растрелли. Образец школы барокко, он с обеих сторон – приходской и алтарной – украшен

Ярусы с 24 иконами разделены карнизами, которые поддерживаются колоннами. Над Царскими вратами – иконы «Воскресение Господне» и «Коронование Божьей Матери». В Праздничном Ряду – «Сретенье Господне», «Моление о чаше», « Поклонение волхвов», «Восшествие Святого Духа на апостолов».

Образы в иконостасе размещены неслучайно. Здесь иконы небесных покровителей семьи Елизаветы Петровны, в царствование которой началось устроение храма.

Украшение Владимирской иконы Божьей Матери

В соборе Санкт-Петербурга – копия чудотворной иконы Божьей Матери Владимирская, которую почитают не менее оригинала. В память о чудесных заступничествах Божьей Матери церковь установила дни празднества 21 мая, 23 июня и 26 августа.

Икона украшена серебряною вызолоченною ризою, унизанною жемчугом и драгоценными камнями. Венец – из восточного хрусталя, корона на венце – из разноцветных камней, между ними сияют алмазы, яхонты, изумруды, сапфиры и топаз. В середине короны – небольшой образ Божьей Матери на финифти (украшение эмалью).

На полях образа – на финифти – 4 овальных изображения: Рождество Богоматери, Введение в храм, Благовещение и Успение. Сверху и снизу – изображение памятных событий, относящихся к иконе. С боков изображены святители: Пётр, Иона, Алексий и святой блаженный князь Александр Невский. Изображения покрыты серебром чеканной работы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]