Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться


Мiръ

Россия Московская область посёлок Дубровицы Церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Дубровицы) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.44129720000000105528670246712863445281982421875,»lon»:37.494408300000003464447217993438243865966796875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%22%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%22_(%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u0026quot;\u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435\u0026quot; (\u0414\u0443\u0431\u0440\u043e\u0432\u0438\u0446\u044b)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \»\u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435\» (\u0414\u0443\u0431\u0440\u043e\u0432\u0438\u0446\u044b)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b»\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039;\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039; \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u0443\u0441\u0430\u0434\u044c\u0431\u0435 \u0414\u0443\u0431\u0440\u043e\u0432\u0438\u0446\u044b, \u043d\u0435\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u043b\u0435\u0436\u0430\u0432\u0448\u0435\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c \u0441\u0442\u0430\u0440\u0438\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0441\u0435\u043c\u0435\u0439 \u041c\u043e\u0440\u043e\u0437\u043e\u0432\u044b\u0445, \u0413\u043e\u043b\u0438\u0446\u044b\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0414\u043c\u0438\u0442\u0440\u0438\u0435\u0432\u044b\u0445-\u041c\u0430\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432\u044b\u0445. \u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u2013 \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XVII\u2013 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 XVIII \u0432., \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u0432\u043e\u0448\u0435\u0434\u0448\u0438\u0439 \u0432 \u0441\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0438\u0449\u043d\u0438\u0446\u0443 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0421\u0442\u043e\u043b\u043f\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435 \u0431\u0435\u043b\u043e\u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435 \u0431\u0430\u0440\u043e\u043a\u043a\u043e.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E»’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b»’ \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u0443\u0441\u0430\u0434\u044c\u0431\u0435 \u0414\u0443\u0431\u0440\u043e\u0432\u0438\u0446\u044b, \u043d\u0435\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u043b\u0435\u0436\u0430\u0432\u0448\u0435\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c \u0441\u0442\u0430\u0440\u0438\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0432\u043e\u0440\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0441\u0435\u043c\u0435\u0439 \u041c\u043e\u0440\u043e\u0437\u043e\u0432\u044b\u0445, \u0413\u043e\u043b\u0438\u0446\u044b\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0414\u043c\u0438\u0442\u0440\u0438\u0435\u0432\u044b\u0445-\u041c\u0430\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432\u044b\u0445. \u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u2013 \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XVII\u2013 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 XVIII \u0432., \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u0432\u043e\u0448\u0435\u0434\u0448\u0438\u0439 \u0432 \u0441\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0438\u0449\u043d\u0438\u0446\u0443 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0421\u0442\u043e\u043b\u043f\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435 \u0431\u0435\u043b\u043e\u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435 \u0431\u0430\u0440\u043e\u043a\u043a\u043e.\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435 \u0431\u0430\u0440\u043e\u043a\u043a\u043e.»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \»\u0417\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435\» (\u0414\u0443\u0431\u0440\u043e\u0432\u0438\u0446\u044b)»,»link»:»»,»lat»:55.44129720000000105528670246712863445281982421875,»lon»:37.494408300000003464447217993438243865966796875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.441341; 37.494557

Россия, Московская область, городской округ Подольск, посёлок Дубровицы, 45

посёлок Дубровицы,Московская область

Россия

Телефон:

+7(4967) 65-16-44; Галина Олеговна (начальник паломнической службы).

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

расположена в усадьбе Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Знамения в Дубровицах стоит на мысе, который возник в месте слияния рек Десны и Пахры. Имя архитектора храма не известно. Историки сходятся только в том, что над созданием церкви Знамения трудились русские и итальянские мастера. В строительстве принимало участие примерно 100 человек.

Основным материалом для постройки послужил известняк, большие запасы которого имелись в каменоломнях на берегах реки Пахра. С одной стороны, известняк было не трудно обрабатывать, а с другой — он был прочным для того, чтобы украсить стены церкви резьбой.

Силуэт храма похож на четырехконечный крест с закругленными концами. Его высота — 42,3 м.

Первый этаж церкви построен на высоком фундаменте. Здание «опоясывает» узкая галерея, поднимающаяся на 10 ступеней над поверхностью земли. Она огорожена парапетом, который имеет четыре лестницы. Наружные стены выложены в стиле рустики — рельефной кладки из плотно пригнанных друг к другу камней.

Цоколь и парапет церкви украшены орнаментом из белого камня — крупным внизу и мелким наверху. Наиболее богато покрыта орнаментом в стиле барокко башня храма. Вокруг нее стоят скульптуры апостолов.

По изначальному замыслу архитектора, над самой землей, в углах цоколя, должны были стоять скульптуры четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Однако во времена Советского Союза фигуры трех евангелистов лишились голов. Уцелела только скульптура евангелиста Матфея.

Основание башни с восемью гранями украшают статуи апостолов, а фасад — изображения ангелов. Венчает церковь позолоченная ажурная «корона». На ней присутствуют шипы. Подобное архитектурное решение было не характерно для традиции церковного строительства XVII-XVIII вв. — как правило, храмы венчали шатры, шлемы или маковки.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы входит в состав архитектурного ансамбля Дубровиц. В прошлом в западном направлении от церкви была создана состоящая из трех ярусов колокольня. Она имела 9 колоколов. Ее построили в середине XVIII в. К началу XX века там разместился музей-кладовая. Колокольню взорвали в 1931 г.

К юго-западу от церкви находится усадьба Дубровицы. Там построен большой дом из камня, в прошлом принадлежавший хозяевам имения. В нем три этажа, присутствуют балконы, есть террасы и крытые галереи, выходящие на запад и восток.

Около углов дворцовой площади, которая в прошлом была ограничена кованой решеткой, стоят два одноэтажных флигеля. Кроме них, в наши дни сохранился еще один флигель, построенный к северу от барского дома. В этих домиках жили священнослужители, управляющие и слуги. В западной части усадьбы находится парк, где, по легенде, растут липы, посаженные Петром I.

Скульптурные композиции

Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.

В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.

Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.

История строительства

Во времена строительства Знаменского храма усадьба принадлежала Борису Алексеевичу Голицыну — воспитателю Петра I. Когда молодой царь стал конфликтовать с царевной Софьей из-за вступления на престол, Борис Алексеевич встал на сторону Петра I. Он последовал за ним в Троице-Сергиев монастырь и стал его советником и распорядителем.

Но в 1689 г. дядьку-воспитателя оклеветали перед Петром I и тот приказал Голицыну отправиться из Троицы в Дубровицы. Однако уже в 1690 г., после низложения Софьи Алексеевны, царь вызвал Голицына в Москву, где тот стал боярином.

Согласно преданию, Борис Алексеевич приказал построить новый храм из белого камня в знак благодарности Богу за примирение с царем.

До строительства каменной церкви на том месте стояла церковь из дерева — во имя Ильи-пророка. Ее возвели в 1662 г., а к началу строительства Знаменского храма перенесли в деревню Лемешево, которая располагалась рядом с Дубровицами. В 1699 г. строительство Знаменской церкви подошло к концу. Но освятили ее только через 5 лет.

Во-первых, Голицын был обязан получить благословение на освящение церкви у Патриарха Андриана. Тот отказался давать благословение. Во-вторых, во время строительства мастерам понадобилось дополнительное время для возведения каменной галереи. В-третьих, Борис Алексеевич хотел пригласить на первую службу в новом храме Петра I. Однако до 1704 г. царь практически не бывал в Москве.

После того как Патриарх Андриан умер, на смену ему пришел митрополит Стефан (Яворский). 11 февраля 1704 года (по старому стилю) митрополит Стефан освятил Знаменский храм. На службу в тот день пришел сам Петр I вместе царевичем Алексеем.

Храм Знамения в Дубровицах внутри украшен горельефами на евангельскую тему. Выпуклые изображения святых выполнены в реалистическом стиле, что напоминает нам о европейских храмах. Своды церкви украшены клубящимися облаками, горельефами небесных сил.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Крокус Сити Холл в Москве — схема зала с местами, фото, вместимость, адрес, как добраться, доехать на метро.

История[править]

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.

В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

Внутреннее убранство

Храм Знамения в Дубровицах внутри украшен горельефами на евангельскую тему. Выпуклые изображения святых выполнены в реалистическом стиле, что напоминает нам о европейских храмах. Своды церкви украшены клубящимися облаками, горельефами небесных сил.

Над иконостасом изображено распятие Христа, над хорами — возложение на Него тернового венца, а далее над южной аркой сцена положения Спасителя во гроб. Иконы сочетаются с горельефной частью иконостаса. Над ними работали мастера Оружейной палаты.


Храм Знамения в Дубровицах, Подольск выглядит помпезно не только снаружи, но и изнутри.

Невооруженным взглядом видно, что на оформление церкви оказала влияние католическая традиция изображения сцен Евангелия. К примеру, над распятием Христа высечен сюжет «Воскресение Христово». Скульпторы показали, как Спаситель восстает из гроба с крестом в руке. Это противоречит православным канонам изображения Воскресения Христа.

Левее от Распятия находится икона святого Трифона, которая выполнена в нетипичных для русской иконописи тонах — к примеру, сокол в руке святого изумрудного цвета. Персонажи сцен горельефов носят турецкие и испанские одежды, а также римские доспехи.

На арках, которые служат основанием трехъярусного столпа храма, расположены барельефные медальоны. На них изображен князь Борис Голицын с семьей. Внутри церкви встречаются позолоченные надписи, выполненные на латыни.

Знаменская церковь (Дубровицы): архитектор

Ученые уже довольно долго ведут споры о человеке, гений которого нарисовал образ удивительного религиозного сооружения. Доподлинно известно, что прямое участие в строительстве принимали зодчие из Италии, Польши и Германии. Однако несколько версий об архитекторе этого архитектурного чуда все же существует.

Одни историки приписывают авторство проекта итальянцу Алемано. Он прибыл в Москву именно перед самым строительством церкви и пробыл в России несколько лет. Архитекторы даже находят во внешнем облике храма нечто общее с его другими творениями.

Другие специалисты поддерживают версию о Конраде Оснера, который приехал в нашу страну из Германии. Вместе с собой он принес особый, ни с чем не сравнимый архитектурный стиль южной части Германии. Его элементы и характерные черты легко угадываются в убранстве церкви.

Интересно, что сам князь Голицын принимал непосредственное участие в строительстве нового храма. Известно, что он разрабатывал общую концепцию и лично подбирал библейские сюжеты, которые должны были в каменном исполнении стать украшением его детища. Судя по записям того времени, мастера активно работали только в летний период. В холода они проводили все свое время, создавая причудливые каменные узоры, разместившиеся по всему периметру храма.

В итоге получилась уникальная в своем роде православная церковь, напоминающая католические шедевры Италии и Германии.

Святыни, мощи храма

Главной святыней храма считается икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Такое название она получила после чуда, которое произошло в 1170 г. в Новгороде. По преданию, во времена междоусобиц войска русских князей объединились, чтобы подчинить себе Новгород. Жители города усердно молились о том, чтобы Новгород остался целым и невредимым.

Во время молитвы перед иконой Спасителя архиепископ Новгородский Иоанн услышал повеление взять икону Богоматери и выйти с ней на городскую стену. Полки врага начали осаду Новгорода, осыпав стену стрелами. Одна из стрел вонзилась в лик Божией матери. В тот момент из глаз Богородицы хлынули слезы, ставшие святым знамением для защитников города.

После этого вражеские войска обратились в бегство. В начале XVI в. образ получил название «Знамение». Он представляет собой поясное изображение Пречистой Девы, воздевшей руки в молитве. На груди Богородицы медальон с образом Спасителя.

Чудотворная икона

Историки считают, что икона Божией Матери «Знамение» неспроста использовалась при освящении нового храма. Ведь она всегда была очень почитаема на Руси и считалась чудотворной.

Создание иконы датируется двенадцатым веком, причем она является двусторонней. В шестнадцатом веке ее попытались обновить, что стало причиной практически полного исчезновения первоначального образа Богородицы.

Иконе приписывается спасение Новгорода от завоевателей в двенадцатом веке. Считается, что только благодаря ей жители не сдались и войска отступили от стен города.

Духовенство, наставники

Перечень:

  1. Настоятель — протоиерей Андрей (Гришыцин). В миру — Гришыцын Андрей Евгеньевич. Родился в 1970 г. Рукоположен во священники 19 ноября 1995 г. архиепископом Можайским Григорием. Окончил Московскую духовную семинарию в 2003 г. В 2007 г. получил сан протоиерея.
  2. Священник — иерей Алексий (Втулов). В миру — Алексей Юрьевич Втулов. Родился в 1971 г. Окончил Коломенскую духовную семинарию в 2013 г. Рукоположен во священники в 2013 г. Рукоположен во священники митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Новодевичьем монастыре.
  3. Диакон — Константин Сергеевич Трегубов. Родился в 1981 г. Рукоположен в дьяконы 25 декабря 2016 г епископом Серпуховским Романом в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря. Окончил Николо-Угрешскую семинарию в 2016 г.

Отзыв о посещении церкви Знамения в Дубровицах

Наше путешествие началось на Курском вокзале. Билет до Подольска стоил 102 рубля. Время в пути – один час. Расписание автобуса 65 лучше смотреть заранее в интернете. На самой остановке его почему-то нет. Но нам повезло, ждать долго не пришлось. Заплатив за билеты по 43 рубля и проведя в пути около 20-ти минут, мы оказались на месте. Ошибиться остановкой трудно, ведь, поскольку многоэтажных зданий вокруг нет, главная местная достопримечательность — церковь Знамения Пресвятой Богородицы – хорошо видна при подъезде к усадьбе, что делает её прекрасным ориентиром.

Приход

Советская власть разрушила приход Знаменского храма. В 1930 г. тогдашнего священника Михаила Порецкого, отправили в ссылку, где он умер. С 1989 по 1990 г. набожные люди боролись за передачу Знаменского храма в церковное ведение. 14 октября 1990 г. была проведена первая Литургия.

На территории храма функционирует воскресная школа. Действует приходской совет. Организуется помощь пожилым и больным людям.

Храм в XX веке

Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.

В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII — начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса.

Воскресная школа

Занятия в детской воскресной школе готовят прихожане, у которых есть педагогическая и богословская подготовка. В уроках активно участвуют родители.

Дети учатся в воскресной школе 5 лет. За это время они проходят курсы:

  • закона Божия;
  • церковнославянского языка;
  • истории Церкви;
  • церковного пения.

Ребята готовят творческие поделки и праздничные спектакли. Для них организуют прогулки к ближайшим храмам Подольска, переправы на лодках к источнику святой Параскевы и паломничества в известные монастыри. Духовник воскресной школы — протоиерей Андрей Грицышин.

Архитектурные особенности

Ещё одно отличие сооружения от других подобных сооружений того времени – наличие каменной скульптуры. Две из них находятся по бокам главного входа.

Это скульптура Григория Богослова и скульптура Иоанна Богослова. Третья скульптура расположилась над входом. В камне вырезана фигура Василия Великого.

Кроме этих скульптур храм украшают фигуры четырех евангелистов, восьми апостолов и множество фигурок ангелов.

Интересный факт: этот русский храм венчает не шлем, не шатер, не маковка, а корона.

Впечатляет внутреннее убранство, где очень много скульптуры и скульптурных композиций. Все они отображают тот или иной сюжет из Библии.

Самыми знаковыми являются:

  • «Распятие»;
  • «Страсти Господни».

Каждую скульптурную группу дополнял барельеф с надписью на латыни. Но при реставрационных работах середины XIX века латынь заменили старославянскими церковными текстами (на этом настоял тогдашний патриарх Филарет). Но надписи на латыни не пропали, их сумели восстановить реставраторы, работавшие в 2004 г.

Расписание служб, режим работы

Храм открыт для посещений каждый день, с 9 утра до 5 вечера. В дни, когда совершается вечерняя служба, церковь закрывается в 20:00. Каждый месяц в расписание служб вносятся изменения, в зависимости от наступления православных праздников.

Примерное расписание представлено в таблице:

День неделиНазвание службыВремя
ВторникМолебен перед иконой «Знамение»17:00
СубботаЛитургия8:30
Всенощное бдение17:45
ВоскресеньеЛитургия8:30

Советский период и наши дни

После революции бывшая усадьба Голицыных превратилась в памятник быта и постепенно начала приходить в упадок. Изначально на ее содержание выделялись средства, но спустя десять лет было принято решение закрыть ее и церковь для доступа людей. В тридцатые годы под снос попала колокольня усадьбы, на сегодняшний день от нее осталась только часть скульптуры, размещавшейся в подвале. За долгие годы фасад храма подвергся разрушительным действиям вандалов. Многие уникальные скульптуры лишились важных частей, некоторые были практически полностью уничтожены.

В шестидесятые годы прошлого века было решено провести реконструкцию храма, а спустя тридцать лет его торжественно вернули Церкви. Однако иконы, хранившиеся в разных музеях страны, когда-то вывезенные из Знаменского храма, удалось возвратить только в двухтысячных годах.

Сейчас церковь считается действующей, в нее можно попасть с девяти часов утра до пяти часов вечера. Здесь ведутся воскресные и праздничные богослужения, также можно приехать и на вечернюю службу.

Информация для паломников

Храм Знамения в Дубровицах имеет паломническую службу. Для паломников есть возможность заказать обзорную экскурсию по храму Знамения и усадьбе Дубровицы. Организуется проезд на службы иногородних паломников.

Телефон сотрудников паломнической службы: +7 (916) 134-80-32.

Интересные факты

В Знаменской церкви до сих пор сохранились хоры в виде мостиков. Известно доподлинно, что именно здесь стоял император Петр при освящении храма.

См. также: Церковь Вознесения: первый каменный шатровый храм в России

Современные специалисты пришли к выводу, что часть иконостаса изготовляли мастера Оружейной палаты Московского кремля, но не вполне самостоятельно, а в компании иностранцев, о чем свидетельствует европейская каллиграфия на иконах.

На территории усадьбы есть смотровая площадка в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. На ней вплоть до 1930 года служили панихиды по погибшим в войну 1812 года.

Есть ещё один интересный факт из истории имения и церкви. Род Голицыных лишился этого прекрасного места после того, как князь Сергей Голицын проиграл его в карты, да не просто какому-то офицеру, а всесильному Григорию Потемкину. Потемкин же показал его императрице Екатерине II, которая решила купить имение, но не для себя, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова.

Так имению ушло от Голицыных и стало частью владений другой, не менее славной семьи. Кстати, Александр Матвеевич единственный из всех екатерининских фаворитов, кто не вмешивался в политические дела. Ему было достаточно просто состоять в литературном кружке при императрице (наверное, именно поэтому на него и сыпались всяческие милости; он не только получал звания, награды и имения, но и стал графом Священной Римской империи – высший титул в государстве).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов

Александр Мамонов полностью перестроил усадьбу в Дубровицах, разбил прекрасный липовый парк. Известно, что сама усадьба, красивый дворец и церковь пострадали во время войны 1812 года. В Дубровицах стоял отряд Мюрата, который грабил и мародерствовал.

В 1864 году имение снова перешло в руки представителей рода Голицыных. Сергей Михайлович Голицын основал здесь большой музей на основе богатейшей коллекции своего отца. После этого имение стало культурным центром Подмосковья.

Возьмите на заметку: в Москве тоже есть церковь «Знамение», расположенная у метро Рижская. Выстроенный в XVIII веке храм никогда не закрывался и продолжает действовать.

Церковь Знамения – это самый необычный шедевр церковного зодчества начала XVIII веков. Это один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите познавательное видео об этой церкви:

Где находится, что в окрестностях, как добраться

К северу-западу от Знаменской церкви располагается источник с целебной водой, освященный во имя великомученицы Параскевы. Он находится среди леса, на крутом берегу реки Десны. По легенде, в давние времена в Покровском храме, который был в селе Ерино, находился образ великомученицы Параскевы.

Но однажды он исчез. Его долго искали и обнаружили среди леса. Он висел на дереве, попав туда неведомым образом. Поначалу образ вернули обратно в Покровский храм, но ночью священнику приснилась святая Параскева. Великомученица повелела отнести икону обратно в лес. Когда повеление выполнили, под деревом забил источник с целебной водой.

Об источнике говорится в исторических сводках начала XIX века. До революции крестьяне почитали источник и служили там молебны. Позже власти постарались засыпать источник землей. Однако верующие не прекращали его посещать, называя святым колодцем.

В 2000 г. начались работы по восстановлению источника. Там были построены часовня, место для погружения, облагорожена прилегающая территория. Храм располагается в Подольском районе Московской области, в поселке Дубровицы. Доехать до него можно на машине, электричке или автобусе.

Вид транспортаСпособ добраться
МашинаПо Варшавскому шоссе, до указателя «Усадьба Дубровицы». Повернуть в правую сторону. Дорога выведет к поселку.
МетрополитенОт станции «Южная» до Дубровиц курсирует 417-й автобус
ЭлектричкаЕхать до станции Подольск от Курского вокзала. Далее на автобусе №65

В 2022 году Храм иконы «Знамение» Пречистой Девы в Дубровицах отметил 315 лет со дня освящения. В настоящее время его активно реставрируют.

Автор: Kukuruzova

Оформление статьи: Лозинский Олег

Знаменский храм до советских времен

До начала двадцатого века церковь была дважды реставрирована. Каждый раз финансы на этот сложный и затратный процесс находились с трудом. В последний раз деньги собирали всем миром, чтобы сохранить уникальное наследие для потомков. Стоит заметить, что тогда это удалось.

Недалеко от церкви была выстроена колокольня, ученые датируют ее создание серединой восемнадцатого века. Она выполнена в более традиционном для российской архитектуры стиле. На звоннице были размещены девять колоколов, а в подвале создан небольшой музей с установленной скульптурой. Предположительно это был один из почитаемых в то время святых. Восстановить практически разрушенную скульптуру современным мастерам не удалось.

На базе церкви к началу прошлого века действовала школа, а также богадельня. Находиться в ней одновременно могли девять человек. С семнадцатого года двадцатого века в усадьбу пришли запустение и разруха, что пагубно сказалось на состоянии церкви.

Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы

Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.

элемент декора в ресторане

Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей. Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]