Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры – вокруг, внутри и около

Внутри Троице-Сергиева монастыря кое-где еще стоят леса, около них, словно пчелы, туда-сюда снуют рабочие в аккуратных темно-синих спецовках с надписью “Балтстрой”, Троицкий собор, укутанный сетками, пока еще не открыт в полной своей красе взглядам паломников и экскурсантов. Пришедших сюда впервые, удивляет, как много людей толпится у его входа, бывалые хорошо знают – это очередь к мощам святого Сергия. Иногда людской хвост так удлиняется, что достигает Духовской церкви…

Как же трудно рассказывать о Свято-Троицкой Сергиевой лавре! Лавра многолика, объемные тома диссертаций и научных трудов изданы о ней и ее ипостасях. А уж сколько написано личных впечатлений от посещения! Но и у меня впечатлений столько, что неудержимо хочется добавить и свои скромные штрихи к портрету этого места. Места, издавна почитаемого русскими людьми и любимого. Места, теперь вновь усердно посещаемого тысячами наших соотечественников.

Ну что, пойдем дальше вместе?

У шедевра древнерусского зодчества

По фактурной, чем-то необыкновенной, интересной брусчатке мы идем, мы спешим по зеленой аллее к Троицкому собору – самому древнему на территории Троице-Сергиевой лавры. Белокаменный храм – второй, стоящий на этом месте. Первый, срубленный руками самого Сергия Радонежского, сожгли татары при набеге хана Едигея в начале 15 века.

Помните, хрестоматийные картины Нестерова: неброская северная природа, непроходимые леса, гора Маковец, преподобный, из рук кормящий хлебом огромного медведя, Идет 1337 год от рождества Христова… Тяжелым трудом, своими руками возводит Сергий маленькую деревянную церковку…

Церковку освятили в честь Святой Троицы. Вот так и я. Услышала и пропустила мимо ушей. Друзья, а вы, задумались ли вы, а почему церковь назвали именно в честь Троицы? Просто так?

Оказывается, здесь все – совсем не просто.

Троице-Сергиева Лавра – духовная обитель русской церкви

Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, находится крупнейший на территории России православный монастырь. Его церковное название — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Созданный почти семь веков тому назад сегодня он является просветительско-образовательным центром Русской Православной Церкви. В одном из его соборов хранятся мощи основателя Лавры, духовного подвижника всея Руси – Сергия Радонежского.

Символика троицы

Тысячу лет назад случилось непоправимое: здание христианства, казавшееся незыблемым, раскололось. А на его обломках проросли две первые ветви – православие и католичество. И пути восточной и западной церквей разошлись навсегда.

Но осталось между ними и общее – вера в единого Бога, который сотворил мир и человека, живущего в нем. А еще все христианские конфессии твердо знают, что единый Бог в тоже время есть единосущная Троица, представленная в ипостасях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Словно солнце, состоящее из солнечного круга, света и тепла. Для любого христианина это – символ любви и единства.

Время жизни преподобного – тяжелое время, когда бесконечные междоусобицы разрушали страну, только общая вера объединяла людей.

Если в католичестве царит единоначалие, то душа православия – соборность. А она существует по образу и подобию единства Святой Троицы.

Великий Сергий, собирая воедино русских людей в те далекие времена, учил совместной жизни, объединению перед лицом общих трудностей и проблем, совместной защите своего отечества. Он заложил в глубинные основы нашего национального характера соборное начало. А это то, с чем можно преодолеть любой нравственный раскол в обществе и начать путь национального возрождения.

Вот почему праведник и пророк Сергий посвятил свой храм Троице – “дабы воззрением на нее побеждать ненавистную рознь”.

Троица, единосущная и нераздельная, отразившись в бесчисленных храмах и иконах, стала для древней Руси символом единства страны, духовной общности народа, взаимной любви, готовности к самопожертвованию.

Униженная, обескровленная, стенающая под чужеземным игом, страна понемногу начала подниматься с колен, впереди у нее был долгий и нелегкий путь, с блистательными победами и горькими поражениями.

Колокольня, высотная доминанта обители

Севернее монумента о собственной героической истории Троице Сергиева Лавра осенена самым высоким своим строением. Первоначально звонница предполагалась трехъярусной, такой ее видели придворные зодчие Шумахер и Мичурин. Выполнять собственный проект доверили Дмитрию Ухтомскому, учившемуся у Мичурина и унаследовавшего должность главного архитектора Москвы. Высоту сооружения он увеличил почти до 88 метров, превзойдя на 6 метров колокольню Ивана Великого. Украшения заставили упростить против предлагаемых.

Тем не менее колокольню Троице Сергиева Лавра обрела замечательную во всех отношениях. Не даром прошло три десятилетия от решения о постройке и менялись исполнители. Солидный четверик, зрительно облегченный пилястрами, венчают четыре менее габаритных яруса. Они декорированы парными колоннами с малыми портиками, украшенными по углам вазами. Открытые проемы и сужение контуров создают впечатление воздушной легкости. Красочно смотрится необычное завершение колокольни, и не только за счет позолоты.

Ближайшее соседство – усыпальница Годуновых

Меньше двадцати метров отделяют от колокольни усыпальницу Годуновых, где упокоились останки трагического царя с семьей. Не совсем обычного облика строение возведено в 1782 году, намного позднее скоропостижной смерти Бориса Федоровича. Естественность его кончины ставилась под сомнение, но злого умысла не доказано. Точно так же Годунова подозревали в устранении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Появление двойников погибшего наследника престола было предопределено, разразилось Смутное время.

Как проявила себя в этот период Троице Сергиева Лавра, уже в обзоре отмечалось и увековечено монументом. При этом причины захоронения именно здесь семейства Годуновых не вполне понятны. Однако 13 лет регентства плюс 7 лет правления после законного избрания (хотя были сомневающиеся) для России немало. Но не будем бередить исторические загадки, ответы на которые дать не можем. Усыпальница стоит у главного входа в крупнейший храм на территории старейшей обители, никому не мешает.

Живая река русской истории

Сегодняшний златоглавый и белокаменный собор отстроил ученик Сергия, Преподобный Никон, в 1422 году.

Каменно-надежный, он, одновременно, устремлен вверх и воздушен. Величественно красив, но при этом очень скромно украшен – его обвивает только поясок из трех лент резного орнамента.

При строительстве Троицкого собора монахи чудесным образом обрели нетленные мощи святого Сергия Радонежского, ставшие основной святыней этого храма, главной святыней всей Троице-Сергиевой лавры, одной значимых святынь всего православия.

За столетия, то прошли со дня смерти Сергия, изменился мир, исчезли почти все материальные свидетельства той эпохи, но остались неизменными чувства, к которыми верующие приходят к гробу преподобного – боль, радость, надежда, благодарность за помощь.

Каждое утро, полшестого, вот уже много веков, в черных длинных одеждах и клобуках сюда собираются монахи на акафист преподобному, поют величественно и строго. Тогда исчезает время, а тебя подхватывает живой поток русской истории.

Колокольня Лавры

Колокольня Лавры, годы строительства – с 1741 по 1768. Высота Троице-Сергиевой звонницы – 88 метров, строилась она по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Пятиярусная колокольня считается самой красивой на территории России. Здесь находится самый крупнейший, весом больше 70 тонн, Царь-колокол. Реставрация звонницы была осуществлена лишь к 2014 году, в преддверии празднования 700-летия Преподобного Сергия.

Более нигде в мире

В своих отзывах люди, побывавших на литургии под сводами Троицкого собора, восторженно пишут о полученном неповторимом и возвышенном настрое, он создается у присутствующих древними духовными мелодиями, исполняемыми в особой певческой традиции Троице-Сергиева монастыря.

Особенный собор, где хранятся мощи Преподобного Сергия, требует особенного церковного песнопения. Монахи и послушники возродили утерянную традицию “знаменного распева” в богослужении, как наиболее соответствующую древней святыне.

Внутри древнего Троицкого собора Сергиевой лавры – полумрак. Свет из узких окон барабана купола, не достигая пола, мягко рассеивается в вышине. Тишина… На стенах – фрески. Но, увы, это уже не росписи 15 века, от них сохранился совсем маленький фрагмент в алтаре. Остальное – за ветхостью – сбили еще в 17 веке.

Внизу, под серебряной сенью на четырех столбах, чеканная, тоже серебряная рака, в ней хранится святая святых собора.

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

У кого пятерка по истории?

Конечно, для тех, у кого история была любимым предметом, я не скажу ничего нового. Хотя всегда полезно покопаться в своей памяти и освежить знания.

Великий князь московский и первый русский царь – Иван Грозный – безусловно, личность в отечественной истории известная. Говорят, личность сложная и противоречивая. Настолько противоречивая, что ее, этой личности, и в природе не было.

А было человек пять разных царей, которые, мол, отличались друг от друга столь незначительно, что впоследствии слились в единый образ не существовавшего человека. Да! И татаро-монгольского ига тоже не было! Ну как у Булгакова – что же это такое, чего ни хватишься, ничего нет.

Но, хотя имеются господа, старательно расшатывающие основы науки исторической, но стоит она пока нерушимо.

А значит, пока не доказано противного, был на свете Иван Васильевич – старший сын Василия III и красавицы Елены Глинской, внук Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Это она, Софья, привезла с собой богатейшую библиотеку с древнейшими манускриптами. Однако легендарная книжная сокровищница однажды неведомо куда пропала, ее до сих пор ищут энтузиасты.

Папа будущего Ивана IV, великий князь Василий III больше чем двадцать лет состоял в счастливом браке с Соломонией Сабуровой. Полной гармонии мешало только отсутствие наследников. Как ни молили супруги бога, сколько ни ездили по монастырям, ходили по богомольям, какие ни делали щедрые пожертвования – не помогало.

Немолодой великий князь тогда делает решительный шаг. Несчастную Соломонию, несмотря на ее сопротивление, постригают в монахини. А на освободившееся место великой княгини садится ослепительно красивая шестнадцатилетняя княжна Елена Васильевна Глинская.

Однако наследника молодожен дождался только через четыре долгих года. Родился сын. Ликование было – на всю страну: палили пушки, в церквях молотили во все колокола, в толпу щедро в бросали серебро…

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря стал местом торжественного крещения десятидневного царского наследника. После обряда ребенка положили в раку Сергия Радонежского, словно бы возложили младенца на руки святому. И преподобный опекал и оберегал Ивана Грозного во всей его земной жизни, даже зримо являлся ему в трудные моменты.

И царь всю свою жизнь благоволил к Троице-Сергиеву монастырю, часто приезжал помолиться в его Троицком соборе, заботился об обители и щедро ее одаривал.

Монумент о значении Лавры и его окружение

Небольшая площадь между Троицким и Успенским соборами украшена монументом, который знаменует, чем Троице Сергиева Лавра вошла в историю. Воздвигнут он при уже упомянутом московском митрополите Платоне (Левшине) в 1792 году. На гранях стелы помещены медные доски с текстами о героических периодах существования обители. Это благословление войск князя Дмитрия, осада Смутного времени, ополчение Минина и Пожарского, укрывание Петра I при стрелецких бунтах. Последовательность чтения – начиная с юга, против часовой стрелки.

Впрочем, изготовители чеканок пронумеровали их римскими цифрами. Тексты написаны старым шрифтом, но читаются с интересом. Второй приметой обелиска стали солнечные часы, установленные на гранях, кроме северной, увенчана стела золоченым шаром. Невелик монумент и не очень бросок, именно сдержанностью своей и привлекателен. Отсюда можно осмотреть западные фасады Успенского собора и Духовой церкви, есть и еще два небольших, но весьма заметных строения.

Успенский колодец и его использование

Розовое здание на заднем плане – Надкладезная часовня 1700 года, установленная над открывшимся источником чудотворной воды. Обнаружился он несколько раньше постройки часовни, при ремонте фундаментов Успенского собора, по его имени и называется. Оформлена часовня как необычной формы терем, она красочна, но немного аляповата среди строгих храмов. Однако Троице Сергиева Лавра от такого строения хуже не стала, она привлекает внимание посетителей. Вода оттуда перетекает в соседнюю, еще более яркую беседку.

Это строение вообще смахивает на парковый павильон с фонтаном, некоторыми посетителями так и воспринимается. Центральный крест изливает водные излишки в бассейн для совершения водосвятия. Куда Троице Сергиева Лавра их использует в остальное время – неизвестно. Правильно называть это сооружение сенью над крестом, подсказали осведомленные источники. По их данным, постройка выполнена в 1872 году, но авторство не установлено. Оформление сени еще менее соответствует обители монахов, хотя они не прочь общаться с мирянками.

Иконы Троицкого собора

Около серебряной раки святого – высокий, пятиярусный иконостас, с него на нас смотрят лики святых. Сорок икон, древнейших в России, за одно лето были написал Андрей Рублев со своими учениками для этого иконостаса. Среди них икона Троицы – великое творение, самое известное в мире произведение русской иконописи.

Что такое православная икона? Это оконце в удивительный мир Бога, мир святости и красоты. Это реальная связь между земной и небесной жизнью.

Перегородка, на которой установлены в определенном порядке иконы – иконостас. Он в православном храме олицетворяет участие в богослужении представителей церкви Небесной – пророков, апостолов, мучеников, которые молятся и с нами, и за нас. Небожители из мира Божественно лицом к лицу стоят к верующим из мира земного.

Игумен Никон, после возведения Троицкого собора, пригласил расписать стены храма и написать его главную икону величайшего художника, причисленного ныне к лику святых, – преподобного Андрея Рублева. Основой послужила библейская притча, как однажды, в полуденный зной, к старцу Аврааму, явились три ангела, в лицах которых воплотился Бог. По рассказу, праведник, вместе с своей женой Сарой, усадив гостей под зелень дубравы Мамврийской, закалывает тельца и угощает странников.

На этот сюжет не раз писались иконы, но на этот раз из-под кисти художника вышло творение совершенно особенное.

На этой исчезли традиционные Авраам и Сара, нет сцены заклания тельца, отсутствует момент самой трапезы. Обозначены только ее атрибуты – чаша и престол, вокруг которых, тихо и задумчиво, сидят ангелы и ведут безгласный разговор. Нежные гармоничные цвета, исходящая от изображения аура спокойствия и умиротворения.

Грациозно склоненные к друг другу головы ангелов, их жесты, сдержанные и плавные, предполагают возвышенный характер беседы… Да, да! Они говорят о спасении мира, ибо он погряз во зле…

Но, вот уже сотню лет разные исследователи и искусствоведы по разному интерпретируют смыслы и символы, заложенные в икону автором, бьются над загадкой ее многогранного содержания.

В Троицком соборе Сергиевой лавры сейчас хранится копия этой иконы, выполненная замечательным художником-реставратором Барановым, а ее подлинник – в Третьяковской галерее.

Интересные факты о Троицком соборе

  • Строил собор с 1828 по 1835 гг. тот самый архитектор, занимавшийся окончательными работами Смольного собора, – В. Стасов.
  • Полное название храма – Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, потому что предназначался он для вояк этого древнего русского полка.
  • Здесь в 1867 г. венчался классик литературы Ф. Достоевский.
  • Как и Казанский собор, Троицкий собор «собирал» военные реликвии, но другой войны, русско-турецкой.
  • Купола собора имеют синий цвет – цвет мундиров Измайловского полка.
  • Самый большой купол Троицкого собора – деревянный и по размеру № 2 в Европе (кстати, это второй купол, первый был медным и пострадал от бури). На восстановление купола после пожара 2006 г. деньги выделил сам Папа Римский.
  • Часовня рядом с храмом повторяет его стиль и служит памятником спасения членов императорской семьи в XIX в. Ее восстановили в 1999 г. после 70 лет запустения.
  • Собор охраняется ЮНЕСКО.

День Святой Троицы

В православном календаре значится двадцать наиболее важных праздников. В их числе – День Святой Троицы. Праздник, прославляющий Бога в трех его ипостасях. В этот день Дух Святой, посланный Богом, сошел на апостолов. Дата праздника из года переходит, но всегда соответствует пятидесятому дню после Пасхи.

Наши люди этот праздник знают и любят. Даже огородники берут его в расчет, они точно знают, все посадки надо провести до Троицы.

На Троицу украшают храмы свежими зелеными ветвями, травой, цветами. Это в честь тех самых дубов Мамврийских, под которыми патриарх Авраам усадил подкрепиться трех пришельцев.

В лавре отмечают этот праздник особенно торжественно. Сюда съезжаются тысячи христиан, архиереи, бывают заграничные гости – патриархи Поместных Православных Церквей. В этот день во всех храмах Сергиевой лавры проходят службы, а в Троицком соборе, по традиции, совершает торжественное богослужение сам Святейший Патриарх.

Церковь Соловецких чудотворцев

Церковь Соловецких чудотворцев. Время строительства – 1635-1637 гг. Это единственный в Лавре шатровый храм, в котором хранится святыня – древняя икона «Знамение», с изображением Зосимы и Савватия Соловецких, представших перед обликом Богородицы. Храм входит в комплекс сооружений, созданных в разные исторические периоды, в зданиях которого располагается монастырская библиотека, покои наместника Лавры и Соборная палата.

Духов день и Духовской храм

День следующий после прославления Пресвятой Троицы – тоже праздничный, он называется Духовым днем в память Святого Духа.

Рядом с Троицким храмом стоит посвященный этому событию Духовской храм, по древности он второй в Сергиевой лавре.

Мы любовались им, после реставрации он стал похож изящную резную фигурку из слоновой кости, только цвет ближе к сливочному. Очень красивый, не могли оторваться, щелкая детали его декора.

Он соединяет в одном колокольню и собственно храм, поэтому именуется как-то особенно красиво – “церковь иже под колоколы”. Служила церковь и дозорной вышкой, с нее наблюдали за окрестностями. Это на ее звоннице висел “всполошной” – особый – колокол, который возвещал об опасности во время осады монастыря в 1608-1610гг.

Во время серьезной реставрации церкви в 60-х годах прошлого века, искали в толще стен лестницу, по которой поднимались в старину к колоколам, искали, но – не нашли. Скорее всего звонари прямо с земли раскачивали балку с колоколами приделанным к ней специальным шестом.

Кто-то сравнил эту церковь с русской девицей-красавицей, юной, стройной станом, в традиционном сарафане и с венком на голове. Как вы, думаете, похоже?

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиева лавра, расположенная на подступах к Москве, стала важной крепостью, призванной защитить столицу.

История новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Около Троицкого и других соборов Троице-Сергиевой лавры

За то время, что мы ходили по территории Лавры, слышали, как европейские языки, так и азиатские. Очень много зарубежных гостей из стран Востока.

Нам как-то не очень понравилось, когда пожилая пара, по виду японцы или корейцы, стала топтаться на ухоженном зеленом газоне, фотографируя друг друга на фоне собора. Сразу и резко почувствовалось, что для нас – это место святое, а для них – всего лишь только достопримечательность.

Возрождение страны

Южная грань обелиска посвящена эпохе основателя монастыря. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322—1392) избегал почестей и больших должностей, он даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия. Но поразительным образом именно преподобный Сергий, проводивший жизнь в молитве и общении с учениками, сыграл ключевую роль в истории своего времени.

В середине XIV века Русь терзали непрекращающиеся междоусобные войны. Князья выводили полки друг против друга, а иногда собственные руки обагряли кровью таких же, как они сами, князей Рюрикова рода. Народ пребывал во тьме духовной. Ордынские набеги обрушивались на древние города, главные культурные центры Руси. Не хватало ни книг, ни грамотных людей. Даже искусных ремесленников оставалось ничтожно мало. Оскудела и монашеская традиция…

Ко времени возмужания Сергия Орда правила Русью около ста лет. Она то усиливалась, то ослабевала. Порой русским князьям удавалось наносить ордынским отрядам поражения, порой русские города восставали и гнет ордынский несколько ослабевал. Но для решающего столкновения время пока не наступило: Руси не хватало сил. Ханы продолжали требовать дань, совершали карательные походы в случае неповиновения, а русские князья стремились не столько избавиться от власти Орды, сколько использовать ордынцев в политических играх, устраняя своих соперников их руками.

В то время монастырь преподобного Сергия едва ли не полностью помещался там, где сегодня расположена его центральная площадь. Небольшая деревянная церковь, скромные монашеские кельи, несколько хозяйственных построек — вот, пожалуй, и все… Вокруг же стояли глухие радонежские леса, в которых не было ни души, а условия жизни были столь тяжелы, что старший брат преподобного Сергия, Стефан, не выдержал испытаний и ушел жить в московскую Богоявленскую обитель. Но постепенно вокруг отшельника Сергия начали собираться другие монахи, у него появились ученики, а слава о святом начала распространяться по всей Руси и за ее пределы.

В монастыре при преподобном Сергии не принимали пожертвований — на жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ежедневно ходил за два километра с ведрами, дабы с утра принести воды своим братьям-монахам. Не брезговал он, когда требовалось, и тяжелой плотницкой работой, хотя был сыном знатного человека — ростовского боярина.

Преподобный считал, что монаху, а тем более священнику, не подобает быть безграмотным неучем. В его скромном монастыре средства шли в первую очередь на приобретение книг. Здесь также покровительствовали иконописцам.

Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всей страны. За советом приходили и князья, которых преподобный Сергий стремился отвратить от междоусобных войн. Ради установления мира он даже отказывался на время от своего уединения в лесной чащобе. С миротворческими миссиями он посещал Нижний Новгород (1365) и Рязань (1385), как миротворец же участвовал в княжеском съезде в Переславле-Залесском (1374).

Святой Сергий учил людей в первую очередь любви и прощению. Он и сам подавал пример смирения в самых сложных ситуациях. Например, когда среди монахов началась борьба за право первенства, он тайно покинул обитель, дабы не быть источником раздражения и интриг. Братии пришлось потратить немало сил, чтобы вернуть игумена обратно…

Однако все это не означало абсолютного непротивления злу всегда и во всем.

В то время московскому князю Дмитрию Ивановичу предстояло сделать непростой выбор: вновь покориться ханам, ожидая еще более незавидной участи для Русской земли, либо рискнуть и дать им отпор. За советом князь Дмитрий поехал к преподобному Сергию, и тот не стал отговаривать правителя от сражения. Напротив, благословил князя и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Князь победил большое ордынское войско на реке Воже в 1378 году. Однако главное столкновение назрело к 1380 году.

Дмитрий Иванович перешел Дон и дал бой ордынцам на Куликовом поле. Победа в ней стала первым шагом к освобождению русских земель, а сам князь получил прозвище Димитрия Донского…

Об этом эпизоде из жизни преподобного Сергия знают сегодня многие. Гораздо менее известен и осмыслен другой его вклад в будущее страны: после кончины Сергия его ученики разошлись по всей Руси, проникли далеко на Север, который тогда еще был слабо заселен. Создавая новые монастыри, они возрождали ослабевшую было традицию русского монашества. Сам их духовный пример влиял на общество едва ли не больше, чем славная победа на Куликовом поле, ведь многие ученики оказались вполне достойны учителя и заслужили не меньшее уважение среди людей.

70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных ими. Многие земли на севере были освоены в первую очередь монахами, выходцами из Троице-Сергиевой обители.

Информация для паломников

Чтобы поездка в лавру не оказалась напрасной, стоит ознакомиться со следующей информацией:


  1. Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад;

  2. Телефон: (496) 540−53−34 (проходная, звонить можно круглосуточно), (496) 540−59−42 (канцелярия);
  3. Сайт: www.stsl.ru;
  4. Время работы: с 5:00 до 21:00. В праздничные дни и дни памяти преподобного Сергия (18 июля и 8 октября) лавра открыта круглосуточно;
  5. Телефон для заказа экскурсий: (496) 540−57−21, 8−910−471−01−70;
  6. Время проведения экскурсий: с 9:00 до 18:00 летом и с 9:00 до 17:00 зимой (с 11 ноября по 30 апреля).

Также нужно знать, где находится Троице-Сергиева лавра и как до нее доехать. Добраться от Москвы до Троицкого храма можно несколькими способами:

  1. На автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8). Оно будет переходить в Старое Ярославское шоссе, затем в Московское и в конце — в проспект Красной Армии, который пройдет до самой лавры;
  2. На автобусе: от метро «ВДНХ» на автобусе № 388 до автовокзала Сергиева Посада. Оттуда до обители можно дойти примерно за 10−15 минут. Время в пути составит не меньше часа и зависит от загруженности дороги;
  3. На электричке: от Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Ж/Д станция расположена неподалеку от автовокзала, дойти до места назначения также можно за несколько минут. Время в пути составит примерно 1,5 часа.

Среди всех русских православных монастырей Троице-Сергиева лавра занимает особое место. Это не просто крупнейшая и одна из самых знаменитых обителей, но и место, основанное преподобным Сергием Радонежским. Сюда ежедневно приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого в главном Свято-Троицком соборе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]