Римско-католическая церковь Воздвижения Святого Креста


Храм Воздвижения Креста Господня на вражке до революции был одним из самых богатых в Москве. Здесь служили патриарх Тихон и митрополит Серафим (Чичагов). А среди прихожан было немало выдающихся личностей.

В стенах Крестовоздвиженского храма служили такие знаменитые владыки, как митрополит Филарет (Дроздов), митрополит Серафим (Чичагов), немало сделавший для прославления Серафима Саровского, Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Еще до революции церковь на Чистом Вражке была одной из богатейших в Москве. После революции ополчившаяся на Церковь новая власть начала изъятие ценностей из храмов. Известно, что в 1918 году из Воздвиженской церкви на вражке было вынесено более четырехсот пудов (!) серебряной утвари. Через три года из храма изъяли еще «8 золотников золота и 16 пудов 3 фунта серебра». Правда, саму церковь тогда не закрыли. Патриарх Тихон в июле 1921 года служил здесь Божественную литургию, а в январе 1924 года совершил всенощное бдение и литургию на утро следующего дня.

Освящение храма

Церемония освящения прошла в Казани в один из последних дней августа 2008 года. В ней принимали участие мэр города И. Р. Метшин, председатель Госсовета Татарстана Ф. Х. Мухаметшин. На торжественной мессе присутствовали также глава Коллегии кардиналов Анджело Содано, приглашенные лица из Польши, Португалии, Соединенных Штатов. Кардинал подчеркнул в своей проповеди, что новый храм будет напоминанием о прославлении Креста Господня. В настоящий момент настоятелем костела является отец Диогенес Уркизе.

Епископ Клеменс Пиккель отметил важность появления в городе католического храма и назвал это событие великим для епархии. Он пожелал храму избежать печальной участи предшественника и выразил надежду на то, что он всегда будет служить прославлению Христа. Ординарий пожелал верующим, которые будут молиться в стенах церкви, радости и мужества, ощущения своей близости к Богу.

Выступивший на церемонии председатель Госсовета РТ Мухаметшин дал высокую оценку факту появления в столице Татарстана католического храма. Он назвал это событие восстановлением справедливости по отношению не только к казанской общине, но и к католикам всего Поволжья. Мэр Казани И. Р. Метшин напомнил о возвращении в 2005 году Папой Иоанном Павлом II иконы Казанской Божией Матери. После этого жизнь в регионе изменилась в лучшую сторону, а в летопись города и Республики было вписано немало славных страниц.

У ПОДНОЖИЯ

Высоко-Петровский монастырь для меня, пожалуй, самое родное место в Москве. Уже не один десяток лет езжу на Рождественские чтения – и здесь, в Отделе религиозного образования и катехизации, радушно встречают, выдают аккредитацию, затем здесь же проходят некоторые секции и круглые столы. В общем, на Петровке я как дома, и часто заезжал сюда просто так, не только на Чтениях. Выйдешь на станции метро «Тверская», прогуляешься по Страстному бульвару, посидишь на скамеечке, любуясь будто всплывающими в воздух из-за крепостных монастырских стен куполами таких русских церквей – Боголюбской иконы Божией Матери, Святителя Петра Московского, Преподобного Сергия Радонежского… В одном из них обязательно служба. То, что чуть дальше – за углом крепостной стены, – есть ещё один храм Преподобного Сергия, я знал, но почему-то ни разу туда не заходил. Может, отпугивало его второе именование – «в Крапивниках»? Или скорее такая была полнота, что куда уж больше святости? Но, как оказалось, именно там для меня, северянина и беломорчанина, и было наироднейшее место. Потому что в маленьком этом храме хранится самый большой в Восточной и Западной Церквях реликварий, который три столетия освящал побережье Белого моря и весь Русский Север.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм окружён с трёх сторон старинными зданиями, стены которого украшены каким-то восточным, магометанским орнаментом. Словно Константинополь, осаждаемый турками. Вхожу под церковные своды. Сразу у входа встречает высоченный Крест, который поначалу принял за Голгофский. Нет, он самый и есть – Кийский, с острова, что в Белом море.


«Сразу у входа встречает высоченный Крест – Кийский, с острова, что в Белом море»

Как повествуется, в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон, будущий Патриарх Московский, плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасён и прибит волнами к острову пред Онежским устьем. Вступив на гранитную твердь, он спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Но поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой», то и названия даже не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий».

В память о спасении Никон водрузил на острове Крест и спустя время попросил царя Алексея Михайловича пожаловать ему грамоту, которая бы дозволила «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Так появился на Белом море Крестный монастырь. В благодарность за разрешение открыть его Никон решил соорудить и подарить царю и всей царственной семье кипарисовый крест, который «украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней». Формально это был подарок царю, но великая святыня в Москве не осталась – вскорости Никон перевёз её в Онежский Крестный монастырь, на Кий-остров. Там, на Белом море, она и пребывала до 1930 года.

Прикладываюсь к подножию Креста. Пытаюсь разобрать церковнославянскую вязь на металлической табличке, составленную Никоном: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя… от честнаго древа кипариса… Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день». На Кресте множество металлических иконок святых, чьи мощи сюда вложены. Крещусь…


Икона «Кийский крест с предстоящими», написанная в 1667 г. Богданом Салтановым. Слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон. Справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична

В ожидании приезда настоятеля обхожу весь храм. Молящиеся стоят напротив двух старинных икон – Феодоровской Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, с частицей его мощей. Преподобный благословляет двуперстием – видно, образ старообрядческого письма. Появляется настоятель. Люди выстраиваются в очередь, чтобы решить свои вопросы. Затем протоиерей Александр Абрамов идёт в придел, откуда раздаётся стук молотка – ведутся работы над новым иконостасом. Освободившись, приглашает в трапезную, под которую приходу выделены помещения в одном из «магометанских» зданий.

Из истории католической общины Казани

История общины ведет свою летопись с XVIII века, когда в городе появились католики из числа немцев и прибалтийских дворян. После присоединения Польши к России численность населения католического вероисповедания выросла. Официально приход был зарегистрирован в 1835 г., но своего помещения для служб он не имел. Мессы проводились в различных зданиях, чаще всего, не приспособленных для этих целей.

В середине 50-х годов XIX в. священник Галимский обратился к властям за разрешением на строительство церкви. Просьбу удовлетворили, но поставили условием, что архитектура здания и наружная отделка должны быть простыми, без выраженных черт, характерных для каталицизма. В те времена в Российской империи подобные требования предъявлялись к любым неправославным религиозным сооружениям. Таким образом, первоначальный проект здания в готическом стиле не пригодился; храм построили в духе классицизма. И только высокие окна с полукруглым завершением несколько отличали здание от соседних построек. Костел освятили в 1858 г., а годом позже из Рима прибыл ковчег с частичкой Животворящего Креста.

В период 1905-1908 гг. храм перестроили, площадь увеличили. После прихода большевиков службы продолжались до 1927 г., затем храм закрыли. Церковные помещения много лет использовались не по назначению, в них размещались университетские аудитории. В 1995 г. католический приход продолжил существование, но здание церкви ему не вернули, а выделили площадку под строительство.

Расписание богослужений

Службы не проходят по понедельникам. В остальные дни можно ориентироваться на следующий график:

  • Вторник — четверг: 18:30, служба на русском языке.
  • Пятница: 18:30, на латинском языке.
  • Суббота: 17:00, на русском языке. В 18:00 совершается поклонение Святым Дарам.
  • Воскресенье: 09:00 — на английском (кроме летнего сезона), 11:00 и 18:00 — на русском.

Храм можно посетить каждый день, с 10:00 до 19:00 часов, перерыв с 13:00 до 15:00 (за исключением воскресенья). Следить за изменениями в расписании богослужений можно на официальном сайте Римско-католической церкви Казани или в официальной группе Католического прихода Казани ВКонтакте.

© Nomad

Как выглядит храм сегодня

В 2008 г. прихожане отмечали полуторавековой юбилей даты освящения первого католического храма в Казани. Новое здание начали строить в 2005 г. внешний вид его практически идентичен облику церкви, национализированной в первые годы советской власти. Архитектор максимально придерживался старого проекта. В итоге церковь имеет крестообразную форму, общая площадь ее составляет свыше 1800 кв. м. На главном фасаде располагается портик с четырьмя колоннами, по бокам – две колокольни.

Внутри помещения церкви отделаны белым гранитом, из этого же камня выполнены алтарь и амвон. Между нефом и алтарем находится крест из дерева, высотой более четырех метров, по обе стороны от которого располагаются статуи святых. В храме установлен орган, изготовленный итальянскими мастерами. Помимо храмовой части, в здании имеются помещения администрации. Службы и мессы проводятся на трех языках. Приход становится местом высокой духовности и культуры для людей католического вероисповедания.

Сайт: kazan.dscs.ru

Адрес: улица Островского 73, Казань, Республика Татарстан, Россия.

Карта расположения:

← Ротонда на Петербургской улицеДворец игровых видов спорта «Баскет-холл» →

Вне утрат

– Между тем дело было сделано, и теперь каждый москвич и гость столицы может поклониться в нашем храме великой святыне, – продолжает рассказ отец Александр. – Кийский крест – это ведь самый значительный реликварий из существующих как в Восточной, так и в Западной Церквях. В него вложены частицы всех мощей, что хранились в Патриаршем дворце, в Теремной палате – в общем, находились в распоряжении русского Патриарха.

Примечательно, что частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах. Они залиты воскомастикой – это смесь воска с разными благовониями, аналогичная той, что используют при освящении престолов. Наверное, вы видели на фотографиях – в виде раскалённой массы её льют на углы престола. И вот в такую расплавленную воскомастику частицы положили, она их обволокла, а затем их просто вставили в выемки в Кресте, укрепив рядом иконки, по которым понятно, чьи это мощи. Известно, что Никон заказал иконки придворному художнику царя Алексея Михайловича и главному мастеру Оружейной палаты Богдану Салтанову, чьё настоящее имя Аствацатур, то есть «Богом данный». Это был армянин, родом из Персии. Но видно, что не только он занимался образками для Креста – они выполнены разными мастерами и в разных иконографических традициях. Например, мученик Христофор изображён в более ранней, средневековой, традиции – с головой собаки.


Частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах

– По-моему, на Кресте иконок меньше, чем триста.

– Часть мощей была вложена без образков. Кроме того, при большевиках Крест получил утраты золота, который покрывал обратную сторону – и там, возможно, тоже находились частицы мощей.

– А в целом много утрачено?

– В Кресте осталось сто частиц святых мощей, а пропало около двухсот. Утрачено и то, что находилось в перекрестии. Туда были вмонтированы свойственные семнадцатому веку святыни – молоко Божьей Матери, кожа апостола Павла и так далее.

– Обычно такие реликвии имелись у католиков. При Никоне, наверное, европейское влияние было значительным?

– Несомненно, в ту пору западные веяния какие-то были, но что касается частиц мощей – это то, что пришло в Русскую Церковь из Византии, со Святой Земли с самых первых времён её существования, то есть задолго до семнадцатого века.

Надо отметить, что Крест терпел утраты не только в советское время. Во время Крымской войны его пришлось эвакуировать с Кий-острова на Соловки. После войны, как писали в Архангельских епархиальных ведомостях, комиссия обследовала Соловецкий монастырь и описывала урон, нанесённый бомбардировкой с английских кораблей. И при осмотре иконостаса главного храма, в который был вставлен Крест, нашла в нём утраты. Может, что-то выпало при сотрясении обстреливаемого здания, может, это при перевозке произошло – подробности не сообщались.

– Лишившись двух третей заложенных в него частиц мощей, Кийский крест перестал быть самым крупным реликварием?

– Он и сейчас, по идее, самый большой у нас. А тогда просто ничего и рядом не стояло. И дело тут не только в количестве частиц мощей. У нас сейчас очень редко бывают бессистемные такие ящички с реликвиями. Всё, что есть у настоятеля или архиерея, обычно собирается в отдельные раки. Причём то, что как бы случайно оказалось под рукой. А здесь был замысел, своя иконографическая программа, которую мы до сих пор не можем понять. Не просто собранные вместе мощи, а настоящий реликварий.

– Вы говорите об очерёдности расположения частиц?

– Да, об их порядке. Расположение частиц не идёт по алфавитному порядку, не идёт по чинам тех или иных видов святости, то есть не сгруппированы отдельно преподобные, святители и так далее. Но там, несомненно, есть какой-то замысел. Многие исследователи работают над тем, чтобы его установить.

Святыни Кийского креста

Звезды
восьмиконечные
• I

Камень Гроба Господня •
III
Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней •
VI
Камень от пещеры, где родился Христос •
VIII
Камень Гроба Пресвятой Богородицы •
IX
Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча •
XIV
Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода •
XV
Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу» •
XVI
Камень, часть жезла Моисеева, «им же пресече Чермное море» •
II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII
Камни не надписаны

Иконы и мощи святых

  1. Великомученик Георгий Победоносец
  2. Мученик Христофор
  3. Мученик Трифон Апамейский, Никейский
  4. Великомученик Прокопий Кесарийский (Палестинский)
  5. Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
  6. Великомученик Никита Готфский, Константинопольский
  7. Великомученик Меркурий Кесарийский (Каппадокийский)
  8. Великомученик и целитель Пантелеимон
  9. Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский
  10. Пророк Даниил
  11. Равноапостольный царь Константин
  12. Апостол и евангелист Матфей, именуемый Левием
  13. Апостол Андрей Первозванный
  14. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
  15. Апостол Павел
  16. Икона утрачена
  17. Великомученик Иаков Персянин
  18. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский
  19. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
  20. Священномученик Еферий, епископ Херсонесский
  21. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский
  22. Преподобный Алексий, человек Божий
  23. Святитель Московский Петр, митрополит Киевский
  24. Священномученик Феоген (Фиоген), епископ Парийский
  25. Святитель Нектарий, патриарх Константинопольский
  26. Священномученик Климент, епископ Анкирский
  27. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский
  28. Святитель Григорий, епископ Нисский
  29. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
  30. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
  31. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
  32. Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский
  33. Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
  34. Апостол от 70-ти Варнава (Иосия), епископ Медиоланский
  35. Апостол Фома Дидим (Близнец)
  36. Апостол от 70-ти и евангелист Марк
  37. Праведный Иаков, брат Господень по плоти
  38. Апостол от 70-ти и евангелист Лука
  39. Апостол от 70-ти Тимофей, епископ Ефесский
  40. Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Критский
  41. Апостол Иаков Зеведеев
  42. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
  43. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
  44. Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский
  45. Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
  46. Святитель Епифаний, епископ Кипрский
  47. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский
  48. Священномученик Ермолай, пресвитер Никомидийский
  49. Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский)
  50. Святитель Андрей, архиепископ Критский
  51. Священномученик Афиноген, епископ Пидахфойский (Севастийский)
  52. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси
  53. Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
  54. Святитель Гурий, архиепископ Казанский
  55. Великомученик Феодор Тирон
  56. Мученик Евстратий Севастийский, военачальник
  57. Икона утрачена
  58. Мученик Каллиник Кесарийский (Вифинский)
  59. Мученик Кирик Тарсийский
  60. Мученик Каллистрат Византийский
  61. Мученик Мамант Кесарийский (Каппадокийский)
  62. Мученик и бессребреник Косма Римский
  63. Священномученик Авив, диакон Едесский
  64. Священномученик Евпл, архидиакон Катанский (Сицилийский)
  65. Мученик Лукиан Диррахийский
  66. Мученик Неофит Никейский
  67. Мученик и бессребреник Дамиан Римский
  68. Мученик Авксентий Севастийский, Аравийский
  69. Великомученица Варвара Илиопольская
  70. Преподобный Антоний Великий, Египетский
  71. Преподобный Евфимий Великий
  72. Великомученица Евфимия Всехвальная, Халкидонская
  73. Преподобный Иоанн Дамаскин
  74. Преподобный Ефрем Сирин, Едесский
  75. Преподобномученик и исповедник Стефан Новый
  76. Преподобный Григорий Декаполит
  77. Преподобный Пимен Великий
  78. Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский
  79. Мученик и бессребреник Кир Александрийский
  80. Преподобный Георгий Хозевит
  81. Преподобный Михаил Малеин
  82. Преподобный Никита, исповедник Константинопольский
  83. Мученик и бессребреник Косма Аравийский, Киликийский
  84. Преподобный Сергий Радонежский
  85. Святитель Иона, архиепископ Новгородский
  86. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский
  87. Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
  88. Преподобный Савва Сторожевский, игумен Звенигородский
  89. Преподобный Евфимий Суздальский
  90. Благоверный князь Александр Невский
  91. Благоверный князь Роман Угличский
  92. Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
  93. Мученица Ирина Аквилейская
  94. Преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
  95. Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский
  96. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский
  97. Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская
  98. Преподобномученица Евдокия (Ия) Римская, Персидская
  99. Преподобномученица Феодосия дева, Константинопольская
  100. Икона утрачена
  101. Икона утрачена
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]