Илья пророк в черкизове расписание богослужений. Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове


Мiръ

Россия Москва Храм Илии пророка в Черкизове (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.8002800000000007685230229981243610382080078125,»lon»:37.73416999999999887904778006486594676971435546875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u043b\u0438\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u043b\u0438\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u043b\u0438\u0438 \u041f\u0440\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430»’ (\u0412\u043e\u0437\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u041a\u0440\u0435\u0441\u0442\u0430 \u0413\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u043d\u044f) \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044f \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0425\u0440\u0430\u043c \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u0432 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0435 \u041f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435, \u0412\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043a\u0440\u0443\u0433\u0430 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0418\u043b\u0438\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.8002800000000007685230229981243610382080078125,»lon»:37.73416999999999887904778006486594676971435546875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.800246; 37.734353

Россия, Москва, Большая Черкизовская улица, 17

Москва

Россия

Телефон:

(499) 161-81-82 (храм), (499) 161-20-25 (казначей).

Телефон дежурного священника

: +7 926 4120340.

Храм Илии Пророка

(Воздвижения Креста Господня) в Черкизове — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы.

История[править]

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия. Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В 1689—1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) — архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Расписание богослужений

Расписание богослужений в храме Илий Пророка Черкизова такое же как и в прочих обителях. Единственное отличие заключается в том, что там есть свои праздники, во время которых могут проводится прочие молебни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм на Преображенской площади Преображения Господня

Ежедневно в 8 утра проходит Литургия, вечерня и утреня (кроме понедельника и вторника) в 17.00. В воскресенья и праздники все Литургии проходят в 7.00 и 10.00. накануне проводят всенощное бдение в 18.00, а в зимнее время в 17.00.

Для того, чтобы точно знать, расписание в храме в Черкизово, можно позвонить в храм и уточнить эту информацию или зайти на официальный сайт и посмотреть перечень на месяц текущий.

Престольные праздники[править]

Воздвижение Животворящего Креста Господня

— 27 сентября

Илия Фесвитянин, пророк

— 2 августа

Алексий Московский, святитель, чудотворец

— 25 февраля

Икона Пресвятой Богородицы «Иверская»

— 26 октября, 25 февраля, 6 мая

Современное состояние

Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением кованой ограды вокруг храмового комплекса. В 2006 году вновь запели колокола, заново отлитые и подаренные древней святыне.

Настоятелем церкви святого пророка Ильи в Черкизове в 2011 году стал Архимандрит Савва, под его руководством протоиерей Чвилев, пять священников, протодиакон и диакон.

Храмовый комплекс включает престолы:

  • Воздвижения креста Господня;
  • Святителя Алексия, митрополита:
  • Пророка святого Ильи.

2 августа храмовое подворье полностью заполнено прихожанами, пришедшими на богослужение по поводу престольного праздника в честь Ильи пророка Божьего.

Село было отдано по духовному завещанию

Где-то в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту. Среди них упоминается Черкизовское, отданное, в свою очередь, по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году. Таким образом, село становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге Пётр Синицын.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище — самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название «Черкизовское» кладбище получило от села Черкизово , рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал» . На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша ( -) — знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович ( -) — профессор
  • Замятин Николай Михайлович ( -) — генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич ( -) — священник
  • Соколов Алексей Павлович ( -) — протоийрей
  • Ильин Николай Ильич ( -) — настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич ( -) — настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна ( -) — ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович ( -) — военный летчик

Отрывок, характеризующий Храм Ильи Пророка в Черкизове

– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать. – Князь хочет. – Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае. «Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде. 7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее: «Милостивый государь граф Алексей Андреевич. (Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.) Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну… Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву… Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах… Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»
В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна. С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром. В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург. В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот. Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям. Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю. – Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.

Что есть что в церкви

Крещенный татарин, Илья Озаков был приближенным митрополита Алексия, поэтому завещал Черкизово Чудову монастырю. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов.

Каменную церковь построили в 1689-1690 годах и дважды перестраивали: в 1821-1825 храм стал пятиглавым, а в конце 1890-х его перестроили по проекту Егорова и дополнили колокольней.

Ильинская церковь окружена самым древним в Москве кладбищем. Этот некрополь сохранился даже в советское время.

В 1861 году здесь похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Корейшу. Его почитали как святого и даже запечатлели на страницах книг «Маленькая ошибка» Н.С. Лескова и «Бесы» Ф.М. Достоевского.

В годы Великой Отечественной войны верующие и духовенство храма Ильи Пророка в Черкизово собрали 1 миллион рублей на сооружение самолетов и отправили их Сталину. Он ответил благодарственной телеграммой. Возможно, поэтому храм не закрыли, хотя под ним планировали вести линию метро. Метростроевцы признавались, что тоннель уже прокладывали, но пришел приказ «свыше», и ветку пришлось повернуть в сторону. Поэтому поезда метро резко тормозят на середине пути от станции «Преображенская площадь» к «Черкизовской».

А в середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из разбираемых церквей.

Массовое возведение православных храмов всегда говорит о том, что религия действительно необходимое духовное «лекарство» для народа. Данное утверждение нельзя опровергнуть, ведь на самом деле это так и есть. В религии можно найти некое спокойствие и умиротворение, также человек может получить объяснения на то, что было недоступно в других сферах.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Новое время

Первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Как добраться

Храм Пророка Илии находится по адресу: г. Москва, улица Большая Черкизовская, дом 17. От станций метро «Черкизовская» или «Преображенская площадь» нужно пройти вдоль улицы до детского парка, где и находится один из входов на территорию Черкизовского кладбища и Ильинской церкви.

Также рядом с входом есть остановка наземного транспорта «Дом творчества».

Советуем к прочтению: Древнерусские храмы Крещение Руси князем Владимиром История Христианства

Внутреннее убранство и Святыни храма

Внутреннее убранство церкви выполнено по всем канонам православия. В храме три придела — Центральный Крестовоздвиженский, Алексеевский, освященный в честь Святителя Алексия, Ильинский — в честь Пророка Илии. Богато украшенное пространство собора сохранило облик 16 века и производит необыкновенное впечатление. Старинные иконы и росписи на стенах были восстановлены во время ремонта в конце 20 века. Позднее был отреставрирован иконостас Крестовоздвиженского придела образца второй половины XIX века.

Не только древняя история привлекает прихожан и паломников в Ильинский храм. Люди идут поклониться святыням, хранящимся в обители. Среди них особо чтимые иконы Божией Матери: «Иерусалимская», «Живоносный источник», «Успение», «Всех скорбящих радость», «Иверская». Также в церкви хранятся икона «Семь отроков Эфесских» с частицами мощей и старинный образ пророка Илии.

У редкой на Руси древней иконы «Исцеление святителем Алексием ханши Тайдулы» верующие молятся об исцелении болезней глаз. По легенде святитель Алексий во время поездки в Золотую Орду своими молитвами помог прозреть матери хана царице Тайдуле. Свершившееся чудо поразило хана, что спасло русские земли от его нашествия и разорения.

Рядом с обителью находится старейшее в Москве Черкизовское кладбище, где похоронен знаменитый юродивый Иван Яковлевич Корейша. Личность его неоднозначна — обыватели считали божьего человека прорицателем и ясновидящим, а церковь не принимала его духовные и подвижнические заслуги. К могиле известного блаженного поныне приходят верующие и просят об утешении, исцелении физических и духовных недугов.

Видео: Богослужение в храме Илии Пророка

Социальная и просветительская деятельность

Приходская жизнь не ограничивается религиозными обрядами и церковными службами. В храме ведется активная социальная работа. Священники и прихожане оказывают помощь нуждающимся семьям и одиночкам одеждой, обувью, деньгами, продуктами. Ежегодно проводятся сборы новогодних подарков для многодетных семей и пожилых людей, приходящих в храм. В подшефных детских социальных учреждениях работают волонтеры — помогают в каждодневном уходе и устраивают праздники с подарками.

Молодежная программа «Илиинский светоч» включает в себя несколько направлений: хоровая деятельность, участие в социально-значимых мероприятиях церкви, помощь священникам в храме, паломнические поездки, занятия иконописью.

В воскресной школе занимаются как дети, так и взрослые. Преподаватели школы рассказывают об основах и истории православия, о церковных правилах и обрядах. В программу школы также входят основы церковного пения, изучение Священного писания и Церковнославянского языка.

Основная цель просветительской деятельности церкви — приобщение к духовным ценностям, укрепление веры, сохранение православных традиций.

Перестройки проводили с особой осторожностью

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года.

Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

Счастливый храм

У храма Илии пророка есть одна особенность. Историки, журналисты, верующие в своих отзывах нередко употребляют эпитет – счастливый. Так и говорят- счастливый храм. Со счастливой историей. Со счастливой атмосферой. Со счастливыми прихожанами. Да будет так!

Публикации по теме:

Храм Рождества Христова в Измайлове

Храм Воскресения Христова в Сокольниках возведён в начале ХХ века

Елена Ячменцева

Фото: открытые источники

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]