Церковь вспоминает святого Иринарха Затворника предсказавшего Смуту


Преподобный Ирина́рх Ростовский, затворник

Пре­по­доб­ный Ири­нарх, за­твор­ник Ро­стов­ский, ро­дил­ся в кре­стьян­ской се­мье в се­ле Конда­ко­во Ро­стов­ско­го уез­да. В Кре­ще­нии он по­лу­чил имя Илия. На 30-м го­ду жиз­ни свя­той при­нял по­стриг в мо­на­ше­ство в Ро­стов­ском Бо­ри­со­глеб­ском мо­на­сты­ре[1]. Там он стал усерд­но тру­дить­ся в ино­че­ских по­дви­гах, по­се­щал цер­ков­ные служ­бы, но­ча­ми мо­лил­ся и спал на зем­ле. Од­на­жды, сжа­лив­шись над стран­ни­ком, ко­то­рый не имел обу­ви, свя­той Ири­нарх от­дал ему свои са­по­ги и с тех пор стал хо­дить бо­сой по мо­ро­зу. Игу­ме­ну не по­нра­ви­лось та­кое по­ве­де­ние по­движ­ни­ка, и он на­чал сми­рять его, за­став­ляя ча­са по два сто­ять на мо­ро­зе про­тив сво­ей кел­лии или по­дол­гу зво­нить на ко­ло­кольне. Свя­той всё пе­ре­но­сил с тер­пе­ни­ем и не из­ме­нил сво­е­го по­ве­де­ния. Игу­мен про­дол­жал же­сто­ко­серд­ство­вать, и пре­по­доб­ный был вы­нуж­ден пе­рей­ти в Ав­ра­ми­ев Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь, где был при­нят в чис­ло бра­тии и вско­ре был на­зна­чен ке­ла­рем. Пре­по­доб­ный с усер­ди­ем ис­пол­нял свое по­слу­ша­ние, скор­бя о том, что бра­тия мо­на­сты­ря и слу­жи­те­ли не бе­ре­гут до­сто­я­ние оби­те­ли, рас­то­чая его без ме­ры. Од­на­жды во сне он уви­дел пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия Ро­стов­ско­го (па­мять 29 ок­тяб­ря), ко­то­рый уте­шил его и бла­го­сло­вил раз­да­вать всем по­треб­ное без сму­ще­ния. Как-то во вре­мя пе­ния Хе­ру­вим­ской пре­по­доб­ный Ири­нарх гром­ко за­ры­дал. На во­прос ар­хи­манд­ри­та он от­ве­тил: «Мать моя пре­ста­ви­лась!» Оста­вив Ав­ра­ами­ев мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Ири­нарх пе­ре­шел в Ро­стов­ский мо­на­стырь свя­то­го Ла­за­ря, по­се­лил­ся в уеди­нен­ной кел­лии и про­жил в ней три го­да в тес­но­те и го­ло­де. Здесь его на­ве­щал бла­жен­ный Иоанн юро­ди­вый по про­зва­нию Боль­шой Кол­пак. Свя­тые под­креп­ля­ли друг дру­га ду­хов­ной бе­се­дой. Ста­рец, од­на­ко, имел же­ла­ние воз­вра­тить­ся в свою пер­во­на­чаль­ную оби­тель – Бо­ри­со­глеб­ский мо­на­стырь. Он был при­нят об­рат­но с лю­бо­вью стро­и­те­лем Вар­ла­а­мом и стал еще бо­лее су­ро­во под­ви­зать­ся в оби­те­ли. Уеди­нив­шись в за­тво­ре, по­движ­ник же­лез­ной це­пью при­ко­вал се­бя к де­ре­вян­но­му сту­лу, на­ло­жил на се­бя тя­же­лые це­пи и кре­сты. За это он пе­ре­но­сил озлоб­ле­ние и на­смеш­ки от мо­на­стыр­ской бра­тии. В то вре­мя его на­ве­стил дав­ний друг, бла­жен­ный Иоанн юро­ди­вый, пред­ска­зав­ший на­ше­ствие Лит­вы на Моск­ву. 25 лет про­вел пре­по­доб­ный Ири­нарх за­ко­ван­ным це­пя­ми и ве­ри­га­ми в тя­же­лых тру­дах. По­дви­ги его об­ли­ча­ли нера­ди­во жив­ших в оби­те­ли, и они со­лга­ли игу­ме­ну, что ста­рец учит не хо­дить на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты, а под­ви­зать­ся по­доб­но ему. Игу­мен по­ве­рил кле­ве­те и из­гнал свя­то­го стар­ца из оби­те­ли. Сми­рен­но по­ко­рив­шись, пре­по­доб­ный Ири­нарх опять ушел в Ро­стов и про­жил в мо­на­сты­ре свя­то­го Ла­за­ря один год. Меж­ду тем Бо­ри­со­глеб­ский игу­мен рас­ка­ял­ся в сво­ем по­ступ­ке и по­слал ино­ков за пре­по­доб­ным Ири­нар­хом. Он воз­вра­тил­ся, уко­ряя се­бя, что жи­вет не так, как бра­тия, ко­то­рая несет пра­вед­ные тру­ды, ко­то­рых он ли­шен. Пре­по­доб­ный про­дол­жал но­сить свои тяж­кие вери­ги и, тру­дясь, из­го­тов­лял ни­щим одеж­ду, вя­зал во­ло­ся­ные свит­ки и кло­бу­ки. Он спал но­чью лишь один час или два, осталь­ное же вре­мя мо­лил­ся и бил свое те­ло же­лез­ной пал­кой.

Свя­то­му Ири­нар­ху бы­ло ви­де­ние о том, что Моск­ву за­хва­тит Лит­ва, а церк­ви по ме­стам бу­дут ра­зо­ре­ны. Он стал горь­ко пла­кать о пред­сто­я­щем бед­ствии, и игу­мен по­ве­лел ему ехать в Моск­ву и пре­ду­пре­дить ца­ря Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча Шуй­ско­го (1606–1610) о гро­зя­щей бе­де. Пре­по­доб­ный Ири­нарх вы­пол­нил по­слу­ша­ние. Он от­ка­зал­ся от пред­ло­жен­ных ему да­ров и, вер­нув­шись, стал усерд­но мо­лить­ся, чтобы Гос­подь по­ми­ло­вал Рус­скую зем­лю.

Вра­ги яви­лись на Русь, ста­ли за­во­е­вы­вать го­ро­да, из­би­ва­ли жи­те­лей, гра­би­ли мо­на­сты­ри и церк­ви. Лже­ди­мит­рий и вто­рой са­мо­зва­нец стре­ми­лись по­ко­рить Русь поль­ско­му ко­ро­лю. Бо­ри­со­глеб­ский мо­на­стырь так­же был за­хва­чен вра­га­ми, ко­то­рые во­шли к свя­то­му за­твор­ни­ку и уди­ви­лись пря­мым и сме­лым ре­чам стар­ца, пред­ска­зав­ше­го им ги­бель.

Са­пе­га, оста­но­вив­ший­ся в Бо­ри­со­глеб­ском мо­на­сты­ре, по­же­лал ви­деть стар­ца, си­дя­ще­го в це­пях, и уди­вил­ся та­ко­му по­дви­гу. Ко­гда па­ны, при­шед­шие с Са­пе­гой, ска­за­ли ему, что ста­рец мо­лит­ся за Шуй­ско­го, пре­по­доб­ный сме­ло ска­зал: «Я в Рос­сии рож­ден и кре­щен, за рус­ско­го ца­ря и Бо­га мо­лю». Са­пе­га от­ве­чал: «Прав­да в бать­ке ве­ли­ка – в ко­то­рой зем­ле жить, той зем­ле и слу­жить». По­сле это­го пре­по­доб­ный Ири­нарх стал убеж­дать Са­пе­гу уй­ти из Рос­сии, пред­ска­зы­вая ему в про­тив­ном слу­чае смерть.

Пре­по­доб­ный Ири­нарх сле­дил за хо­дом вой­ны и по­слал кня­зю Ди­мит­рию По­жар­ско­му свое бла­го­сло­ве­ние и просфо­ру. Он ве­лел ему ид­ти под Моск­ву, пред­ска­зав: «Уви­ди­те сла­ву Бо­жию». В по­мощь По­жар­ско­му и Ми­ни­ну пре­по­доб­ный пе­ре­дал свой крест. С по­мо­щью Бо­жи­ей рус­ские одо­ле­ли Лит­ву, князь По­жар­ский овла­дел Крем­лем, и в Рус­ской зем­ле по­сте­пен­но на­чал во­дво­рять­ся мир. Ста­рец Ири­нарх по-преж­не­му непре­стан­но мо­лил Бо­га со сле­за­ми об из­бав­ле­нии Ру­си от вра­гов и, об­ла­дая си­лой тво­рить чу­де­са, ис­це­лял боль­ных и бес­но­ва­тых. Ему был от­крыт день кон­чи­ны, и он, при­звав сво­их уче­ни­ков, Алек­сандра и Кор­ни­лия, стал да­вать им на­став­ле­ния и, про­стив­шись со все­ми, ти­хо ото­шел ко Гос­по­ду в веч­ный по­кой († 13 ян­ва­ря 1616 го­да). По­сле свя­то­го стар­ца оста­лось 142 мед­ных кре­ста, семь на­плеч­ных ве­риг, цепь в 20 са­жен, ко­то­рую он но­сил на шее, же­лез­ные нож­ные пу­ты, во­сем­на­дцать руч­ных оков, «связ­ни», ко­то­рые он но­сил на по­я­се, ве­сом в пуд, и же­лез­ная пал­ка, ко­то­рой он из­би­вал свое те­ло и про­го­нял бе­сов. В этих тру­дах, как на­зы­вал их ста­рец, он про­жил 38 лет, в ми­ру про­жил 30 лет, скон­чал­ся же 68-ми лет от ро­ду. По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Ири­нар­ха со­вер­ша­лось мно­го чу­дес при его гро­бе, осо­бен­но же ис­це­ле­ний боль­ных и бес­но­ва­тых при воз­ло­же­нии на них кре­стов и це­пей свя­то­го по­движ­ни­ка.

См. так­же:

  • Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ири­нар­ха, за­твор­ни­ка Ро­стов­ско­го Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря, что на устье свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
  • Преподобный Иринарх Ростовский свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)

ИРИНАРХ

Прп. Иринарх. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 318 об.)

Прп. Иринарх. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 318 об.) В иконописном подлиннике XVIII в. под 27 нояб. сказано, что И. «подобием надсед гораздо; брада аки Пафнутия Боровскаго; ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40; см. также ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 92; Большаков. Подлинник иконописный. С. 52), а у прп. Пафнутия Боровского «брада поменши Богословли, разсохата…» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 192). В рукописном подлиннике 1850 г., составленном диак. Василием Поникаровским, согласно «Предуведомлению», с древнего подлинника 1658 г. дается такое описание облика И.: «Сей образом светло рус изкрасна, брада средняя, в схиме голубой, ризы монашеские, правая рука у сердца, в левой лествица» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 7 об.).

Согласно пособию для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. под 13 янв., И. «типом русский, старец 68 лет; телосложением крепкий, но очень худ от поста, с большою проседью, с более, чем средней величины бородой, волосы просты; на шее носил очень длинную, по полу влачащуюся цепь, большой медный крест и до 140 малых крестов; на руках и ногах путы, в убогой ряске и мантии, босой. В руке можно писать хартию с его изречением: Господи, Иисусе Христе, не поставь им в грех сие: не ведят, что творят рабы Твои, Владыко. Или: Я в России рожден и крещен, за русскаго царя и Бога молю. Или: Я отхожду от вас телом, а духом буду с вами неразлучно. Или: Пребудьте в посте и молитве, в трудах, бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете Христову заповедь о блаженствах» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 151).

Иконография И. представлена в иконописи, монументальных росписях, произведениях лицевого шитья, на окладах Евангелий, нательных иконах, в скульптуре, на раке преподобного. Во 2-й пол. XIX в. архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будучи благочинным 6 ростовских мон-рей и 19 сельских церквей, расположенных вблизи Борисоглебского мон-ря, отмечал, что изображения И. встречались в храмах на иконах, хоругвях, в настенной живописи (Жизнь прп. Иринарха. 1874. С. 57-58). Об иконах И. в Борисоглебском мон-ре сообщается в описи 1752 г.: «…у той же соборной церкви в паперти придел каменный, в том приделе гроб преподобного отца нашего Иринарха, около того гроба рака медная, кованая, чеканная, золоченая с серебром, в круге же той раки решетка железная… На гробе образ преподобного Иринарха писан в красках, в возглавии Спасов образ, у Спасова образа и у преподобного венцы и цата серебряные, резные, позолочены. Свет и поля басменные серебряные же позолочены…»; «оные же образы преподобного имеются вне монастыря в часовне…» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417).

Наиболее ранние известные иконописные изображения И. датируются 2-й пол. XVII в. В деисусном чине, написанном в верхней части иконы «Блаженный Иоанн Власатый Милостивый, с клеймами чудес от его гроба» (3-я четв. XVII в., ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), завершающие ряд слева и справа святые связаны с историей Борисоглебского мон-ря. И. представлен в левой части, последним, за св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, с др. стороны — преподобные Феодор и Павел, основатели Борисоглебской обители. У И. небольшая окладистая борода, тронутая сединой, он облачен в одежду схимника, на голове куколь, правая рука в молении протянута вперед, в левой — свиток.

На запрестольном кресте из Борисоглебского мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 330-333. Кат. 99), выполненном из дерева и украшенном окладом из серебряных гравированных пластин, живописные изображения кон. XVII в. составляют развернутую иконографическую программу, связанную с историей обители и ее святынь. На обороте средней горизонтальной перекладины написан полуфигурный Деисус с образами блгв. князей Бориса и Глеба; на вертикальной части креста — фигуры основателей, преподобных Феодора и Павла. В центре нижнего перекрестия в круге — поясное изображение И. с небольшой окладистой бородой с проседью, персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой — свиток.

Единоличных икон И. сохранилось сравнительно немного. В местном ряду иконостаса собора Борисоглебского монастыря находится прямоличный ростовой образ И. кон. XIX в. (120×82 см), выполненный масляными красками на доске в светотеневой манере. Преподобный представлен в мантии и схиме, с короткой русой бородой, обеими руками держит развернутый свиток (надпись: «Внемлите, братия, себе имети чистоту душевную и телесную»); вверху ангелы с Толгской иконой Божией Матери. В нач. XX в. в собрании Ростовского музея церковных древностей хранилась икона с образом И., предстоящего в молении изображенному слева в облаках Спасителю, а также образ И. на холсте, где позади коленопреклоненного святого, с молитвенно воздетыми к Распятию руками, стоял арх. Михаил (Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов, 1909. С. 75, 97).

В собрании ГМЗРК имеются 2 большие иконы И., с к-рыми, очевидно, совершали Иринарховский крестный ход в XIX — нач. XX в. На иконе нач. XIX в. (135×77,5 см) И. представлен стоящим прямолично, правая рука раскрыта ладонью возле груди, в левой — развернутый свиток. Икона имеет сплошной металлический оклад, изготовленный позднее, открыты только лик и руки, написанные масляными красками c использованием приемов светотеневой живописи и закрытые сверху слюдой (от дождя во время крестного хода). На др. иконе (сер. XIX в., оклад 1876 г.; 127×70 см) И. стоит прямо, в схиме, правая рука прижата к груди, в левой — свиток и четки, борода короткая. Справа у ног И.- келья, слева — дерево. Этот образ тоже закрыт металлическим окладом с серебряным накладным венцом, на к-ром имеются клеймо Москвы и клеймо пробирного мастера В. Савинкова с датой 1876 г. Обе иконы вставлены в деревянные рамы, с тыльной стороны обшиты парчовой тканью, на обороте одной из них сохранилась скоба для несения иконы.

Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX – нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)

Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX – нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)

Согласно монастырской описи 1752 г., в соборе во имя блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба находилось 2 житийные иконы И.: «…в приделе образ преподобного в житии…», «…у придела над дверьми в стене в киоте образ Иринарха в житии писан на красках…» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417). Одна из них сохранилась, датируется кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 360-365. Кат. 110). Святой представлен в рост в повороте влево, в молитвенном обращении к Иисусу Христу в облачном сегменте, пальцы десницы сложены для крестного знамения, в левой руке — четки. И. в схиме, на голове куколь, борода волнистая темно-русая, средней величины, почти без проседи; в надписи именуется затворником. Фигура преподобного сильно укрупнена по сравнению с др. изображениями. В нижней части средника свободно размещены 5 житийных композиций: 1. Рождение И. (Илии); 2. И. (отрок Илия) беседует со свящ. Василием; 3. И. отдает свои сапоги нищему; 4. И. в затворе; 5. Преставление И.

Избранные иконописцем сюжеты основаны на тексте Жития И., составленного его учеником прп. Александром. Повествование на иконе, как и в Житии, начинается с рождения И.; эта сцена написана в левом нижнем углу средника. Над ней — сюжет, посвященный 2 предсказаниям святого в детстве о своем буд. монашеском подвиге. Рядом с композицией рождения святого расположен 3-й сюжет: желая приступить к подвигу умерщвления плоти, И. возымел намерение ходить босым и отдал сапоги нищему (данная иконография позднее будет использована в графических иллюстрациях Жития И.). Справа вверху 4-е клеймо посвящено главному подвигу И.- затворничеству; он представлен молящимся в келье перед иконой Спасителя, на столе лежат «труды» его, железные вериги; в надписи приводятся слова, услышанные И. в храме у образа Иисуса Христа. Завершается цикл в правом нижнем углу сценой погребения святого. В расположении сюжетов очевидны композиционная продуманность, соотнесение композиций левой и правой стороны. Художественный строй иконы позволяет предположить, что она написана ростовским или скорее борисоглебским монастырским иконописцем.

Со 2-й пол. XVII в. были распространены иконы избранных святых, преимущественно Ростовских, молящихся перед местной святыней — чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, находившейся в Успенском соборе Ростова. На иконе «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Богоматери» 2-й пол. XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК; см.: Там же. С. 354-355. Кат. 107) И. представлен последним в верхней левой группе, оплечно, вполоборота вправо к чудотворному образу, в островерхом куколе. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. Кат. 145. С. 230) святые также предстоят Владимирскому образу Божией Матери; И.- в левой части композиции в повороте вправо, в схиме и округлом куколе, с небольшой темно-русой бородой, в левой руке — свиток. Подобные изводы иконографии с образом И. известны и в гравюре, напр. на раскрашенном листе 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. № 1616А).

В XIX в. на иконах подобного типа И. иногда писали с непокрытой головой, особенности его иконографии варьировались. Так, на иконе «Избранные святые в молении перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери» 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 416-417. Кат. 124) И. изображен во 2-м ряду левой группы, волосы с проседью, борода заужена, слегка раздвоена внизу, одежда схимника, куколь лежит на плечах. На иконе подобной иконографии 1838 г. (дата на нижнем поле иконы) из ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери И.- в правой части композиции, в 3-м ряду, вполоборота влево, в схимнической одежде, правая рука лежит на груди. У него сужающаяся книзу русая борода, короткие, немного вьющиеся волосы с небольшой проседью, высокий лоб. Владимирская икона Божией Матери с избранными святыми на полях была исполнена иконописцем А. Ф. Крыловым по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины ратников гос. ополчения, участвовавшей в Крымской войне; впосл. находилась в Успенском соборе Ростова (1855, ГМЗРК; см.: Она же. 1998. С. 105-106). И. представлен справа на нижнем поле в овальном медальоне, в ряду поясных изображений др. рус. чудотворцев, гл. обр. Ростовских.

Изображения И. практически неизвестны на иконах Богородицы с Младенцем «в молении Ростовских чудотворцев», за исключением прориси с иконы XVII в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 446-447. № 223; предположительно И. присутствует также на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. из музея «Дом иконы на Спиридоновке» в Москве; см.: Русская икона XV-XX вв.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144. Кат. 109). В верхней части иконы «Воскресение Христово — Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 100) Св. Троице Новозаветной предстоят в молении избранные святые, в т. ч. Ростовские; образ И. помещен в правой группе, крайним во 2-м ряду, за блж. Исидором.

Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII – нач. XIX в. (МИИРК)

Прп. Иринарх. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII – нач. XIX в. (МИИРК)

На аналойной иконе кон. XIX в. из Борисоглебского монастыря показаны в рост прямолично св. князья Борис и Глеб, в центре — И. с седоватой бородой средней величины, правая рука перед грудью в жесте моления, в левой — свиток; надпись: «Пр. Иринархъ Затворникъ ростовский Борисоглеб. Мнст.». На иконе «Собор Ростовских чудотворцев» кон. XIX — нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове (Она же. 2003. С. 214-223), где есть изображения и местночтимых святых, И. написан в верхней части правой группы, в островерхом куколе, руки крестообразно сложены на груди, сужающаяся и раздвоенная на конце русая борода с проседью чуть длиннее средней. На иконе Ростовских чудотворцев нач. XX в. (Минея (МП). Янв. Прил.) И.- крайний справа во 2-м ряду, старец в куколе округлой формы.

В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами-старообрядцами Выговской пуст., И. представлен старцем, в куколе, с разделенной на пряди бородой, в 4-м ряду левой группы. Так он изображен, в частности, на иконах кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК; на нимбе надпись: «прп(д) Иринархъ Росто(в)скiи») и 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes: Les saint / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Средовеком с непокрытой головой святой предстает на поморской иконе того же извода мастера П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (1814, ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) И.- 2-й справа в предпоследнем верхнем ряду, в островерхом куколе.

В рукописном сб. «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775)), принадлежавшем в XVIII в. ростовскому купцу И. С. Рахманову, собраны Жития Ростовских, Ярославских, Угличских и Пошехонских чудотворцев; перед каждым текстом на рисунке изображен святой, к-рому посвящено Житие. На миниатюре (Л. 318 об.) И. изображен в правой части композиции, стоящим на берегу водоема, в молении образу Пресв. Богородицы, пальцы правой руки сложены троеперстно, в левой — четки. У И. впалые щеки, короткая борода; одет в желтоватую рясу, темную мантию, синюю схиму и куколь. Образ Богоматери в облаках необычен: Она стоит на коленях, красный плащ скреплен на груди, на голове венец, на левой руке восседает обнаженный Младенец; подпись: « () # () « h # h h h # ». В рукописи службы И. («Служба Преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье»), написанной в июне 1881 г. послушником Борисоглебского монастыря Семеном Ивановичем Горским (Архив ГМЗРК. Р-535), имеется миниатюра (Л. 3) с поясным изображением И. на голубом фоне в круге с красной 8-конечной звездой. И. представлен прямолично, в темно-коричневой мантии, в голубом куколе, в правой руке — свиток. У И. короткая борода, желтый нимб с киноварной точечной обводкой, имя написано киноварью по сторонам нимба («Иринархъ»).


Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)

Прп. Иринарх. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)

«Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)

«Божественное откровение прп. Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве». Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)

Под влиянием композиций сохранившейся житийной иконы И. были созданы графические произведения, картины, др. иконы. Для 1-го издания Жития И., к-рое было осуществлено архим. Амфилохием (Жизнь прп. Иринарха. 1865), иконописец И. И. Самойлов (крестьянин Борисоглебских слобод имения гр. В. Н. Панина, ученик иконописцев Сапожниковых) в 1855 г. выполнил с клейм житийной иконы рисунки, в 1862 г. их перерисовал З. Фон-Берг. Литографии Д. Гаврилова с рисунков Самойлова были напечатаны в 1-м и во 2-м издании Жития И. (Жизнь прп. Иринарха. 1874). Архим. Амфилохий сообщил, что «изображение князя Дмитрия Михайловича Пожарского, принимающего от преп. Иринарха крест вместе с нижегородским гражданином Козмою Мининым… придумал нарисовать, соображаясь с житием, сам иконописец Самойлов» (Там же. 1874. С. 57).

В Житии есть и др. литографии, рисунки к-рых, очевидно, тоже были выполнены Самойловым. На фронтисписе — И. в молитвенном предстоянии благословляющему Спасителю в облаках. Художественное решение сюжета «Божественное откровение преподобному Иринарху от образа Иисуса Распятого о затворничестве» не соответствует иконографии житийной иконы. У Самойлова И. показан коленопреклоненным (точнее, припадающим на одно колено), с сомкнутыми перед грудью в молении руками (с четками), перед скульптурно выполненным распятием. В отличие от общего стилистического строя иллюстраций, ориентированных на древнерус. иконопись, источник иконографии этой композиции восходит к западноевроп. традиции. Однако подобный иконографический вариант был широко распространен. Из Борисоглебской обители по всей России распространялись небольшие иконы, литографии этого извода, печатные изображения на металле. В 70-х гг. XX в. в закрытом Борисоглебском соборе находилась большая пачка печатных изображений на металле, к-рые, очевидно, были выполнены по заказу мон-ря к юбилею преставления И. в 1916 г. (в обители металлические листы крепились на деревянную основу).

В XIX в. в почитании и в иконографии преподобного особо выделялось его духовное участие в освобождении России от польско-литовской интервенции. В собрании Борисоглебского филиала ГМЗРК хранятся 2 картины (158×157,5 см), происходящие из Борисоглебской обители. На лицевой стороне внизу выделена полоса, где написаны названия сюжетов: «Преподобный Иринарх беседует с польским паном Сапегою и советует ему возвратиться на свою землю», «Преподобный Иринарх дает крест Дмитрию Михайловичу Пожарскому с Мининым на одоление поляков в Москве». Авторской подписи и года создания на полотнах нет. Известно, что в мон-ре были также картины «Преподобный Иринарх снимает обувь с ног своих» и «Исцеление бесноватого отрока» (местонахождение неизв.). Не исключено, что живописные произведения тоже выполнены Самойловым в 1-й пол. XIX в. (Лапшина С. А. Борисоглебские крестьяне художники Сапожниковы: Ист. справка // Архив Борисоглебского фил. ГМЗРК).

Житие И., напечатанное в 1872 г. в «Ярославских ЕВ», в 1873 г. издано отдельной книгой, иллюстрированной 4 гравюрами (металлография) мастера И. Полякова (его подпись или монограмма «ИП» справа внизу; см.: Корсунский. 1873. Фронт; ил. на вкл.). На фронтисписе изображен И., стоящий в повороте вправо, в молении, в левой руке — четки. В правой части композиции в облаках — Всевидящее Око Божие в сиянии, внизу — келья И., около к-рой растет 3 дерева. Иллюстрация «Преподобный Иринарх отдает свои сапоги нищему» повторяет литографию по рис. Самойлова из Жития, опубликованного в 1865 г., но на иллюстрации на заднем плане изображен храм. «Сретенская церковь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на реке Устье» — наименование 3-й композиции, где большая часть листа отведена изображению монастырского Сретенского храма. Перед мон-рем — маленькая фигурка коленопреклоненного монаха с молитвенно протянутыми к храму руками; наличие длинных цепей и посоха позволяют отождествить его с И. Здесь иллюстрируется текст Жития о возвращении И. из Лазаревского мон-ря в Ростове: «Подошед к монастырским воротам, он помолился иконам, что над воротами…». На 4-й гравюре подпись: «Преподобный Иринарх вручает князю Димитрию Михайловичу Пожарскому свой крест на одоление врагов Отечества». Рисунок близок по композиции к литографии по оригиналу Самойлова: в центре — коленопреклоненный кн. Д. М. Пожарский, позади него стоит К. Минин. Затворник в правой части композиции около своей кельи, босой, правая рука с крестом, левой опирается на палку. Большой железный крест на его груди сверху и снизу поддерживается цепями, И. прикован к деревянному бревну, стоящему в келье. На всех иллюстрациях у святого впалые щеки, окладистая борода средней величины, одет в схиму. Три гравюры из 4 соответствуют литографиям Жития И., изданного архим. Амфилохием, и их первоисточникам. Иллюстрация «Сретенская церковь Борисоглебского монастыря» по художественным качествам отличается от других, очевидно выполнена по рисунку др. мастера, предположительно гравера Полякова.

В XVIII-XIX вв. образ И. часто вводился в монументальные живописные программы украшения храмов Ярославской обл. Его иконография, в частности длина бороды, не имеет устойчивых признаков. В росписи собора Богоявленского Авраамиева мон-ря в Ростове (после 1730) И. представлен в рост на левой стороне проема двери в сев. стене. Стенопись ц. апостолов Петра и Павла в пос. Поречье Рыбное Ростовского р-на выполнена в 1782-1785 гг. ярославскими иконописцами под рук. А. Шустова. Очевидно, И. изображен в арочном проеме зап. стены сев. апсиды, в рост, вполоборота вправо, борода его «разсохата» — разделена на пряди. Роспись с образом И. в Троицкой ц. с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на) была создана в 1792 г. артелью московских художников Сапожниковых, в трапезной части — в 1824 г. Самойловым (поновлялась в 1876, В. П. Шманаевым — в 1907; не сохр.). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (стенопись кон. XVIII в. ярославских мастеров) ростовой образ И. в молении, с короткой седой бородой находится на оконном откосе сев. стены четверика (Алитова, Никитина. 2008. С. 45, 168, 312, 538-539).

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери существующая стенопись датируется 1-й пол. XIX в. (поновлялась). Поясной образ И. с русой окладистой бородой заключен в медальон на своде придела св. Иоанна Предтечи. На крыльце собора Борисоглебского мон-ря в 1837 г. были изображены святые, в т. ч. И. В росписи Благовещенского храма обители (1892, мстёрский иконописец В. В. Лопаков) благословляющий И. написан по пояс в медальоне в верхней части вост. стены. Полуфигура преподобного, вписанная в круг, имеется также над входом в часовню 70-х гг. XIX в. при южных воротах Борисоглебского монастыря (руки И. скрещены на груди, в правой — четки). Точной датировки росписи нет, фигура И. близка по рисунку к его изображению на миниатюре в службе святому 1881 г. из собрания ГМЗРК. В Преображенском храме с. Спас-Подгорья Борисоглебского р-на настенная живопись 2-й четв. XIX в. включает изображение И. в рост на сев. стене. В росписи сер. XIX в. (поновлялась в 1873 худож. Юровым, в 1954 и 1994-1997) ц. Тихвинской иконы Божией Матери в с. Павлове Борисоглебского р-на ростовой образ И. (борода короткая русая, в правой руке — лествица) помещен в нижней части сев. стены храма. В нижней ц. Преображенского храма с. Спас-Смердина Ростовского р-на (расписана на рубеже XIX и XX вв.) И., как и др. Ростовские чудотворцы, написан в рост на откосе окна сев. стены, пальцы правой руки у левого плеча, седая борода средней длины слегка сужается книзу (Там же. С. 94, 120, 129, 286, 386, 388, 390, 393).

В столичной монументальной живописи академического направления образ И. встречается в росписи нижнего яруса придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81). Он введен также в одну из групп подвижников XVII в. в стенописи работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х — 70-е гг. XIX в.; поновления 70-х гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре.

Прп. Иринарх Ростовский. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Л. Фролов (ГМЗРК)

Прп. Иринарх Ростовский. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Л. Фролов (ГМЗРК)

На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия московского мастера Я. Фролова (1776, происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 медальонах размещены чеканные поколенные изображения святых (преобладают Ростовские чудотворцы), в . Медальон с образом И.- в центре нижнего ряда; святой представлен в небольшом повороте влево, в мантии и куколе, кисть правой руки перед грудью, левая развернута ладонью. В XIX в. в Борисоглебском мон-ре хранилось Евангелие с серебряным чеканным окладом 1759 г., на нижней крышке к-рого находился образ И. (Жизнь прп. Иринарха. 1874. С. 57).

В многочисленных произведениях ростовской финифти «Собор Ростовских святых» присутствует и образ И., как правило в верхней части левой группы. Такие иконы развозились паломниками по всей России. Напр., на эмалевой иконе «Образ всех Ростовских чудотворцев» (1863, ГМЗРК) И.- в числе 11 святых, с короткой седой бородой, в руке — четки. Подобным образом И. написан на иконе кон. XIX в. (ГМЗРК). На финифти 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) И.- в зеленой схиме, окладистая борода с проседью внизу раздвоена. В совр. росписи по эмали в Соборе Ростовских святых и в др. изводах И. пишется в традиц. иконографии.

Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК)

Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК)

В XIX — нач. XX в. были распространены нательные овальные меднолитые иконки с образом И. На одной из них (кон. XIX в., ГМЗРК) он представлен в рост, в схиме, с четками в левой руке, в молении Спасителю (справа в облаках). У ног святого — келья с 2-скатной крышей и рядом стоящим деревом. По овалу образка надпись: «Преподоб. Иринархъ. Затворник Ростовск. Борисоглебск. Монаст.». На др. иконке (нач. XX в., ГМЗРК) И. изображен прямостоящим, в правой руке перед грудью держит четки, в опущенной левой — развернутый свиток, окладистая борода внизу слегка раздвоена. Позади святого — стена, угловые башни, 5-главый храм Борисоглебского мон-ря. Вверху по краю надпись: «Св. пр. Иринарх — ростовск. Чудотв.».

В XX в. образ И. встречается в группе ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой): 1934 г. (ТСЛ; келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) — и на их повторениях кон. XX — нач. XXI в. (1997, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве и др.).

В совр. иконописи сохраняются традиц. изводы иконографии И. У раки И. находится его житийный образ (2008, московский иконописец А. Ф. Дворников) — список иконы кон. XVII — нач. XVIII в. из ГМЗРК. На аналойной иконе (1997, иконописец С. Бурлаков) из собора мон-ря фигура И. представлена вполоборота влево, в молитвенном предстоянии на фоне кельи; в облачном сегменте — благословляющая десница Господня. На иконе 1999 г. (иконописец Е. В. Драшусова из пос. Борисоглебского), которую на деревянных носилках несут впереди ежегодного Иринарховского крестного хода, И. изображен стоящим в молении благословляющему Спасителю (слева в облаках). В иконостасе Благовещенского храма Борисоглебского мон-ря образ И.- в схиме, борода средней длины, с проседью — написан в правой части ростового деисусного чина (2007, сергиево-посадский иконописец Н. Маловичко, под рук. Е. Лавриненко). На полях иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1999, иконописец Драшусова) И. представлен на правом поле внизу, среди избранных святых, в молении, с окладистой седоватой бородой.

Особенностью совр. иконографии И. является стремление к разработке новых композиций с его изображением. На иконе «Собор Ростовских чудотворцев» (1993, иконописец З. И. Боровских, ц. свт. Иакова Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре) святые представлены прямолично в 3 ряда на фоне Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря. И.- в левой части композиции, во 2-м ряду, в монашеском одеянии, у него седые волосы и длинная, узкая, с волнистыми прядями борода. В нижней части иконы св. князей Бориса и Глеба (1996, московский худож. А. В. Стекольщиков, собор Борисоглебского мон-ря) изображена Борисоглебская обитель с припадающими святыми, слева — основатели мон-ря преподобные Феодор и Павел, справа — И. и блж. Алексий Стефанович. И. написан коленопреклоненным, босым, руки в молении протянуты вперед, на нем цепи, большой крест на груди и многочисленные металлические кресты.

Прп. Иринарх Ростовский благословляет кн. Д. М. Пожарского и К. Минина. Икона. 2006 г. Иконописец К. Н. Назаров (Ильинский придел собора Борисоглебского мон-ря)

Прп. Иринарх Ростовский благословляет кн. Д. М. Пожарского и К. Минина. Икона. 2006 г. Иконописец К. Н. Назаров (Ильинский придел собора Борисоглебского мон-ря)

В Ильинском приделе собора Борисоглебского мон-ря находится икона, к-рая является списком правой части триптиха ратной иконы «Спасители Отечества», созданной к 60-летию победы в Великой Отечественной войне (2005, иконография разработана В. И. Максимовым, иконописец К. Н. Назаров; триптих принадлежит Военно-патриотическому движению «Россия молодая», Москва). Список подарен обители как ратная икона (2006, Назаров). На нижнем поле образа надпись: «Благословение преподобным Иринархом затворником Борисоглебским — православного русского воинства, народных героев — вождей и спасителей Отечества — Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году». На верхнем поле — 8-конечный крест и надпись: « h ». Справа представлен благословляющий И. с крестом в левой руке, на груди — вериги (большой крест, многочисленные кресты, железный пояс, цепи), борода длинная и седая. Перед И. преклонил колени кн. Пожарский, за ним стоит Минин со шлемом в руке, позади него — М. В. Скопин-Шуйский (обобщенно-условный образ — воин в латах и шлеме, с поднятым мечом), к-рого И. среди первых благословил на защиту Отечества. Вверху — красное знамя с образом Господа Вседержителя и вид Московского Кремля; над И.- Казанский образ Божией Матери, иконы арх. Михаила и блгв. князей Бориса и Глеба.

На иконе «Прп. Иринарх затворник, с сюжетами жития» (2007, иконописцы М. Поляков, Л. Малышева из иконописной мастерской «София» в Ярославле; см.: «София»: 20 лет. Ярославль, [2010]. С. 235. Ил.) представлена сложная композиция с изображением в центре Борисоглебского мон-ря и стоящего в келье И., облаченного в схиму, с веригами. К его ногам припадают кн. Пожарский и Минин, слева стоит блж. Иоанн Большой Колпак. В углах композиции изображены 4 сюжета из Жития И.: слева вверху И. копает св. «колодчик»; справа вверху на фоне Московского Кремля — царь и И.; слева внизу — крестный ход; справа — поляки с опущенными знаменами; в верхней части иконы — Казанский образ Божией Матери.

Над захоронением И. установлена рака, юж. и сев. стороны к-рой украшены сюжетами из Жития преподобного, исполненными в технике резьбы по дереву с позолотой (2003, мастер А. Г. Быстров из пос. Борисоглебского). На восточной стороне раки вырезаны тексты тропаря и кондака святому, на западной стороне — молитва к И. Каждая житийная композиция сопровождается надписью, порядок клейм начинается с северной стороны: 1. Пострижение И.; 2. Начало подвига И. (снятие сапог); 3. Откровение о затворе; 4. Беседа И. с блж. Иоанном; 5. Бдения и подвиги. На юж. стороне раки: 6. Изгнание беса; 7. И. благословляет кн. Димитрия Пожарского; 8. Кончина И.; 9. Погребение И.; 10. Изгнание беса. В иконографии 1-3-го и 7-9-го клейм использованы рисунки Самойлова, композиции остальных разработаны впервые в традициях древнерус. резьбы по дереву. На шитом надгробном покрове (2003, московский мастер Е. Ф. Филатова) у И. окладистая с проседью борода, правая рука перед грудью, в левой — свиток.

В 2006 г. в пос. Борисоглебском вблизи мон-ря был поставлен бронзовый памятник И. на гранитном постаменте (дар З. К. Церетели). Святой одет в мантию и схиму, на груди — большой крест, пальцы правой руки сложены в благословении.

Ист.: ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417 [Описная книга Борисоглебского мон-ря за 1752 г.]; РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 318 об.- 366 [Житие И. 1762 г.]; Архив ГМЗРК. Р-535 [С. И. Горский. Служба преподобному отцу нашему Иринарху Затворнику ростовскому Борисоглебскому чудотворцу, что на реке Устье. 1881 г.]; Р-58 [Полный месяцеслов всего лета Всех празднуемых православною Греко-восточною Церковию святых и Господских и Богородичных праздников, с приобщением подлинника, каковым подобием святии изображаются, и полного Алфавита имен святых. Сост. Ярославской епархии г. Ростова Лазарево-Воскрешенской церкви диак. Василием Поникаровским. 1850 г.].

Лит.: Корсунский Н. Н. Прп. Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского мон-ря, что на р. Устье. Ярославль, 1873. Фронт.; ил. на вкл.; Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского мон-ря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов / Сост.: архим. Амфилохий (Сергиевский). М., 1865, 18742. Фронт.; ил. на вкл.; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Никодим (Кононов), архим. Русские святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии: Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский // Ярославские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. № 5. С. 100-102; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея // СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100; она же. Икона «Преподобный Иринарх затворник Борисоглебский в житии» // IV науч. чт. пам. И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2000. С. 141-151; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062. С. 330-333, 354-355, 360-365, 416-417. Кат. 99, 107, 110, 124; Иконография ростовских святых: Кат. выст. / Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 446-447, 452-453. № 223, 226; Т. 2. С. 134-135; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII — нач. XX в.: Кат. М., 2008; Русское серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК / Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74.

В. И. Вахрина

О чем молятся святому

Иринарх Ростовский помогал бедным и страдающим людям в мирской жизни и продолжал творить чудеса после своей смерти. Чудотворными свойствами обладают мощи святителя, которые сегодня находятся в соборе его родного Борисоглебского монастыря, а также оставшиеся цепи, кресты, цепи, оковы и другие предметы.

Молятся преподобному Иринарху о подарке:

  • выздоровление от изнуряющих болезней;
  • защита от плохих и негативных воздействий;
  • освобождение от демонических цепей;
  • защита от врагов и порывистых людей;
  • безмятежность и сила тела.

Молитвы ростовскому затворнику Иринарха помогают верующим обрести внутренние силы, восстановить сон, укрепить веру, направить близких на божественный путь, обрести смирение и покаяние.

На иконах Святого Иринарх изображают старцем, иногда облачённым в оковы

Самая яркая черта жизни святого, его подвижничество, часто отражена в иконографии. Его пишут в цепях и с медными крестами. Но на некоторых иконах этот момент опускают.


На иконах Иринарх Затворник часто молится Иисусу Христу

Преподобного Иринарха всегда изображают старцем. У него всегда длинная седая борода, капюшон монаха.

Старец Иринарх на иконах обращается в молитвах к Господу, который часто присутствует с ним на изображении.

Акафист святому преподобному Иринарху, Ростовскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче Иринарше, дивно на земли в чине ангельстем пожил еси и ныне, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, буди теплый о нас пред Богом заступник, да с любовию зовем ти: Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая: Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение. Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый. Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый. Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый. Радуйся, воине Христов добропобедный. Радуйся, силою свыше облеченный.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче. Радуйся, о всех чтущих тя усердный молитвенниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 2

Видевше рождшии тя и знаемии, яко Благодать Божия почи на тебе, блаженне, радостию Святою радовахуся, и Христа о сем славляху, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественна исполнився, познал еси, преподобне, яко благо есть мужу, иже возмет ярем Господень на ся от юности своея, и сего ради во след Христа со усердием потекл еси. Темже зовем ти: Радуйся, иго Господне на себе вселюбезно приявый.Радуйся, в терпении спасения души своея искавый. Радуйся, во смирении твоем Сыну Божию, смирившемуся до рабия образа, подражавый. Радуйся, Бога и ближняго твоего паче себе возлюбивый. Радуйся, слезами на земли сеявый. Радуйся, притекающих к заступлению твоему послушателю скорый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 3

Сила Вышняго от юности даровася ти, блаженне: далече бо сый, кончину отца твоего умныма очима узревый, и братиям своим по плоти о сем возвестивый, сим удивил еси тыя и научил еси звати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имый всеусердное о спасении души твоея попечение, во обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба притекл еси, и тамо, пред игуменом пад, о вчинении себе в лик иноков всеусердно молил еси, еже и улучил еси приемый постриг главы твоея во отвержение мира и сует его. Мы же сия зряще, таковая поем ти: Радуйся, мирская возненавидевый, да Христов раб будеши. Радуйся, постниче терпеливейший, хлебом живота вечнаго душу твою питавый. Радуйся, во плоти небесный жителю. Радуйся, наставниче великий к путем спасения. Радуйся, трудолюбием твоим во обители Борисоглебстей просиявый. Радуйся, страстотерпче Христов долготерпеливе. Радуйся, постников похвало и славо. Радуйся, воздержания подвижников чистейшее зерцало. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 4

Бурю велию напастей воздвиже на тя ненавидяй добра диавол, обаче не поколеба доблести души твоея, посреди пещи искушений немолчно Богови зовущаго: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав Господа в Евангелии своем глаголюща, яко многими скорбьми подобает нам в Царствие Небесное внити, уготовал еси плещи твоя на раны и ланите на заушения, всякое озлобление ради Христа претерпети готовый. Мы же, сицевую высоту духовныя жизни твоея зряще, ублажаем тя похвалы таковыми: Радуйся, всего себе в волю Господню предавый. Радуйся, Христа Распятаго паче всего возлюбивый. Радуйся, терпением злостраданий Иову себе уподобивый. Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле твоем носивый. Радуйся, узы Христовы на ся возложивый. Радуйся, ужема железныма коварства вражия связавый. Радуйся, величием подвигов своих ангелы возвеселивый. Радуйся, жестоким твоим житием человеки удививый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде подобяся, протекл еси земное поприще твое, Иринарше, всемогущею Благодатию Божиею покрываем, и небесных видений сподобляем, в нощех и во днех поя Владыце: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя иноцы обители, в ней же подвизался еси, земная презирающа, и в рубех и необувенныма ногама ходяща,вознегодоваша и двакраты из ограды своея извергоша. Ты же, незлобив сый, во град Ростов текл еси, о изгнавших тя молитвы возсылая. Сего ради приими от нас сицевая: Радуйся, терпением скорбей всяческих просиявый. Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый. Радуйся, всяцем образом Владыце всех угодивый. Радуйся, равноангельное житие на земли поживый. Радуйся, веры светлый светильниче. Радуйся, ко грядущему граду верный наставниче. Радуйся, вся земная во уметы вменивый. Радуйся, незлобием твоим ризы души своея убеливый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 6

Проповедницы воли Божественныя о тебе явишася самобратия Святая Роман с Давидом, и в видении тебе представше, во обитель свою, из неяже изгнан был еси, паки тя глашаху. Ты же от видения воспрянув, и радости исполнься, Богови воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявша благодатна светильника, яви тя Господь, егда не ведомыми судьбами своими из ограды обители святых мучеников во град Ростов тя изведе, да и во обителех Авраамиевой и Лазаревой прославится о тебе имя Его. Мы же таковому о тебе Божию смотрению удивльшеся, глаголем ти таковая: Радуйся, орудием воли Божия бывый. Радуйся, во смиренномудрии поживый. Радуйся, страсти в души твоей искоренивый. Радуйся, явлением ти преподобнаго Авраамия почтенный. Радуйся, союзом любве со блаженным Иоанном себе связавый. Радуйся, прозорливым глаголом уст его внимавый. Радуйся, стогны ростовския подвиги твоими освятивый Радуйся, о всех притекающих к тебе усердный молитвенниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 7

Хотяй всем спастися Владыка Господь чудным гласом воспяти тя от намерения твоего оставити пределы ростовския и к северу уклонитися. Ты же, послушлив сый, всего себе воли Его предав, воззвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новый воистинну Даниил явился еси, преподобне, в дивнем видении твоем узревый грядущия судьбы Царства Российскаго, и повеление от Бога прием, потекл еси ко граду Москве, идеже царю Василию небоязненно рекл еси о всех, хотящих быти. Мы же, тайнозрению твоему дивящеся, сицевая тебе приносим: Радуйся, провидче дивный, будущая яко настоящая, узревый. Радуйся, духом твоим о сих вельми возскорбевый. Радуйся, веления Божия послушниче усердный. Радуйся, небоязненно повеленная ти цареви явивый. Радуйся, словесы твоими сего укрепивый. Радуйся, беззаконий сынов ея твердейший обличителю. Радуйся, о спасении Царства Российскаго богоугодный молитвенниче. Радуйся, о мире Державы Российския пред Господем предстателю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 8

Странен и дивен путь спасения протекл еси, блаженне, егда от иконы Распятия Христова повеление восприим, в затвор вшел еси, в нем же тело твое ужема железныма связав и множество железных крестов на ся возложив, во дни и нощи Владыце твоему звал еси: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси умом и сердцем в горнем, аще и в хижине малей заключився, преподобне. Тем же и ныне водворяяся на небеси, заступаеши всех, верою и любовию вопиющих ти таковая: Радуйся, в терпении и злострадании житие твое препроводивый. Радуйся, волю свою заповедем Господним покоривый. Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, источниче чудес богодарованный. Радуйся, исцелений независтный подателю. Радуйся, немудрых богомудрый наказателю. Радуйся, правды Божия нелицеприемный возвестителю. Радуйся, обидимых многомощный защитителю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 9

Во всяких напастех и скорбех всем был еси утешитель благодатный, тугу сердечную страждущих словесы и молитвами твоими прогоняя, и во уповании на помощь Вышняго тех укрепляя, и научая пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многословесныя по достоянию восхвалити не возмогут мужества души твоея, богомудре отче наш Иринарше: варваром бо на обитель твою находящим и иноком ю оставльшим, ты един пребыти зде не убоялся ecи, Богу себе вручая. Темже любовию восхваляем тя сице: Радуйся, убивающих тело, души же убити не могущих, не устрашивыйся. Радуйся, воине Христов непоколебимый. Радуйся, жизнь будущаго века паче временнаго жития возлюбивый. Радуйся, силою словес твоих, благодати исполненных, врагов обличивый. Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый. Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти Царю своему исповедавый.

Радуйся, хищений их небоязненный обличителю. Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 10

Спастися хотящим человеком, добр вождь явился еси, преподобне, от египта страстей в земли обетованней тех путеводствуя и ученьми своими наказуя, во еже пети Творцу всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стену необоримую и ограждение нерушимое не точию обители твоей и стране ростовстей, но и всей Державе Российстей дарова тя Господь, всеблаженне, ибо благоприятными твоими молитвами оныя ограждаеши и от нахождения иноплеменных свобождаеши. За сия убо приими от нас похвалы сицевыя: Радуйся, российстей земли Богом дарованный защитителю. Радуйся, святыя обители твоея неусыпный хранителю. Радуйся, любовь твою ко отечествию земному в житии своем явивый. Радуйся, туюжде любовь к нему и по смерти сохранивый. Радуйся, князя Димитрия Крестом Христовым благословивый.

Радуйся, небоязненно тещи на освобождение царствующаго града Москвы глаголы своими того утвердивый. Радуйся, свобождению царскаго града предивный помощниче. Радуйся, светом небесным, приходящия к тебе озаряяй. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 11

Пение непрестанное во всем житии твоем Богови приносил, еси, преподобне отче наш Иринарше. Ныне же от нас воспеваемый и по достоянию ублажаемый на земли, тамо, на небеси, купно со ангелы прославльшему тя дивно Господеви зовеши: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарна светильника яви тя, блаженне, Христос Бог, егоже сиянием людие просвещаются, и тебе, яко спасения их виновнику, приносят таковая: Радуйся, доблий подвижниче, враги спасения победивый. Радуйся, изгнания благодушно приявый. Радуйся, изриновение из затвора твоего и биения злых человек претерпевый. Радуйся, душу твою дарованьми небесными украсивый. Радуйся, в воздаяние трудов твоих и болезней силу прозрения и чудодействия получивый. Радуйся, мучительства злых бесов человеки свобождаяй. Радуйся, даровании Божиих всем подателю.

Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный наставниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 12

Благодатию, данною ти от Бога, отче, преведи ны безбедно по бурному морю житейскому, и в тихое пристанище Небеснаго Царствия сподоби достигнути, да тамо, вкупе с Тобою, в безконечныя веки Владыце нашему поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поем дивное твое житие, блажим великия и преславныя твоя подвиги, почитаем честную и достохвальную кончину твою, величаем небесную славу твою и от избытка сердец наших похвальная зовем ти сице: Радуйся, в чертозе небеснем лику святых сопричтенный. Радуйся, христианом скорый помощниче. Радуйся, нищету совершенную до конца сохранивый. Радуйся, тягчайшия вериги твоя, яко утварь драгую, на плещех своих носивый. Радуйся, врачеваний безмездных всемилостивый подателю. Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.

Радуйся, исправления грешников поручителю. Радуйся, обители твоея и страны ростовския славо. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 13

О всехвальный угодниче Христов и чудотворче предивный, преподобне и преблаженне отче наш Иринарше, с верою и любовию вопием тебе всеусердно: приими ныне малое моление сие наше, и умоли Милостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, и будущия свободит муки, вопиющих Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим:

ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси угодниче Христов у Всемогущаго Бога:

страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш.

Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни.

Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечеыя веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]