Католическая церковь Римская: история, описание, глава и святые

РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (РКЦ; лат. Ecclesia Catholica Romana), круп­ней­шая по чис­лу ве­рую­щих хри­сти­ан­ская Цер­ковь, объ­е­ди­няю­щая по­сле­до­ва­те­лей ка­то­ли­циз­ма. Со­глас­но сво­ему на­зва­нию, Все­об­щая (ка­то­ли­че­ская, греч. ϰαθολιϰή) цер­ковь с цен­тром в Ри­ме. Её гла­вой (пред­стоя­те­лем) яв­ля­ет­ся па­па Рим­ский. С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии до сер. 11 в. Рим. цер­ковь, в юрис­дик­ции ко­то­рой на­хо­ди­лись хри­стиа­не Зап. Ев­ро­пы, пред­став­ля­ла со­бой од­ну из по­ме­ст­ных церквей­ и яв­ля­лась ча­стью Все­лен­ской церк­ви; в ре­зуль­та­те Ве­ли­кой схиз­мы 1054 (см. Раз­де­ле­ние церк­вей) Рим. цер­ковь от­па­ла от Все­лен­ско­го пра­во­сла­вия, с это­го вре­ме­ни её при­ня­то име­но­вать Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

Происхождение

История Римской католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, – и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения – православие и католицизм.

В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.

Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части – Восточную и Западную.

Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.

История

Гробница апостола Петра. Ватикан.

Рим. хри­сти­ан­ская об­щи­на бы­ла ос­но­ва­на ап. Пет­ром, ко­то­рый, по пре­да­нию, воз­глав­лял её до сво­ей му­че­нич. кон­чи­ны. В те­че­ние 2 в. хри­сти­ан­ст­во, не­смот­ря на пе­рио­дич. го­не­ния, рас­про­стра­ни­лось по тер­ри­то­рии всей Рим. им­пе­рии и, со­глас­но Ми­лан­ско­му эдик­ту (313), по­лу­чи­ло офиц. при­зна­ние вла­стей. Сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ст­ва при­ве­ло к рас­цве­ту бо­го­сло­вия, на­шед­ше­го вы­ра­же­ние в тру­дах от­цов и учи­те­лей Церк­ви, в ре­ше­ни­ях ве­ро­учит. во­про­сов на Все­лен­ских со­бо­рах. РКЦ при­зна­ёт в ка­че­ст­ве Все­лен­ских 8 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся в 1-м тыс. (Все­лен­ское пра­во­сла­вие при­зна­ёт 7 пер­вых из них), и ещё 13 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся во 2-м тыс. В сер. 1-го тыс. в Рим. церк­ви поя­ви­лось мо­на­ше­ст­во. По­сле ли­к­ви­да­ции в 476 Зап. Рим. им­пе­рии 2-я пол. 1-го тыс. про­шла для Рим. церк­ви в тру­дах по еван­ге­ли­за­ции на­ро­дов но­вых го­су­дарств, воз­ни­кав­ших в Зап., Центр. и Сев. Ев­ро­пе. В сер. 8 в. бла­го­да­ря под­держ­ке франк­ско­го ко­ро­ля Пи­пи­на Ко­рот­ко­го воз­ник­ло су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во – Пап­ская об­ласть, обес­пе­чи­вав­шее не­за­ви­си­мое от свет­ских вла­стей слу­же­ние па­пы.

По­сте­пен­но в хри­сти­ан­ст­ве на лат. за­па­де и греч. вос­то­ке Рим. им­пе­рии к раз­ли­чи­ям язы­ков и куль­тур при­бав­ля­лись на­ка­п­ли­вав­шие­ся осо­бен­но­сти в бо­го­сло­вии, бо­го­слу­же­нии, ка­но­ни­ке, цер­ков­ном строе, ко­то­рые при­ве­ли в 1054 к раз­ры­ву Рим. церк­ви с вост. хри­сти­ан­ст­вом. 11 в. оз­на­ме­но­вал­ся для Рим. церк­ви на­ча­лом Гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы, свя­зан­ной с дея­тель­но­стью па­пы Гри­го­рия VII и на­прав­лен­ной на ук­ре­п­ле­ние дис­ци­п­ли­ны в Церк­ви в ви­де борь­бы с си­мо­ни­ей, окон­чат. ус­та­нов­ле­ни­ем це­ли­ба­та лат. ду­хо­вен­ст­ва и борь­бой за ин­ве­сти­ту­ру. В 11–13 вв. РКЦ вдох­нов­ля­ла кре­сто­вые по­хо­ды для воз­враще­ния за­воё­ван­ных ара­ба­ми зе­мель Ближ­не­го Вос­то­ка с их мно­го­числ. хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми. 13 в. стал вре­ме­нем рас­цве­та схо­ла­сти­ки (св. Аль­берт Ве­ли­кий, св. Бо­на­вен­ту­ра, св. Фо­ма Ак­вин­ский и др.), го­тич. ар­хи­тек­ту­ры (см. Го­ти­ка), воз­ник­но­ве­ния но­вых ор­де­нов мо­на­ше­ских (фран­ци­скан­цы, до­ми­ни­кан­цы и др.) и тер­циа­ри­ев, гар­мо­нии в от­но­ше­ни­ях свет­ских и ду­хов­ных вла­стей (франц. ко­роль Лю­до­вик IX Свя­той и др.). Од­на­ко с нач. 14 в. на­ча­лось оче­ред­ное про­ти­во­стоя­ние пап­ст­ва и свет­ской вла­сти, за­вер­шив­шее­ся сна­ча­ла Авинь­он­ским пле­не­ни­ем пап (1309–1377), а за­тем Ве­ли­кой схиз­мой (1378–1417), ко­гда су­ще­ст­во­ва­ли од­но­вре­мен­но неск. пап. Пре­одо­лён­ная на Кон­станц­ском со­бо­ре (1414–18) схиз­ма ещё не­ко­то­рое вре­мя да­ва­ла о се­бе знать в ви­де Со­бор­но­го дви­же­ния – уче­ния о пре­вос­ход­ст­ве Все­лен­ско­го со­бо­ра над па­пой.

Рас­цвет куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния в кон. 15 – нач. 16 вв. дал РКЦ не толь­ко ве­ли­ких мас­те­ров, соз­дав­ших ше­дев­ры ка­то­лич. иск-ва (Ра­фа­эль, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло), но и спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию тен­ден­ций об­мир­ще­ния цер­ков­ной жиз­ни, при­вед­ших к про­те­ст­ной ре­ак­ции в ви­де Ре­фор­ма­ции и по­яв­ле­нию про­тес­тан­тиз­ма. Ре­ак­ци­ей на этот рас­кол ста­ла ка­то­лич. Контр­ре­фор­ма­ция, оп­ре­де­лён­ная Три­дент­ским со­бо­ром (1545–63), уточ­нив­шим зна­чит. чис­ло по­ло­же­ний ка­то­лич. ве­ро­уче­ния и на­ме­тив­шим жё­ст­кие ме­ры дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра. Пло­да­ми Контр­ре­фор­ма­ции для РКЦ в кон. 16 – 17 вв. ста­ли как внутр. ук­ре­п­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, так и зна­чит. ус­пе­хи в мис­сио­нер­ских уст­рем­ле­ни­ях, на­прав­лен­ных на об­ра­ще­ние на­ро­дов Амер. кон­ти­нен­та и при­сое­ди­не­ние че­рез по­ли­ти­ку унии (см. Уни­ат­ст­во) вост. хри­сти­ан (напр., Бре­ст­ская уния 1596).

Соз­да­ние аб­со­лют­ных мо­нар­хий в Зап. Ев­ро­пе при­ве­ло в кон. 17 – 18 вв. к но­во­му рос­ту на­пря­жён­но­сти ме­ж­ду Пап­ским пре­сто­лом и свет­ски­ми вла­стя­ми (гал­ли­кан­ст­во, ио­си­физм), а на­чав­шая­ся эпо­ха Про­све­ще­ния ещё бо­лее усу­гу­би­ла по­ло­же­ние РКЦ. Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 18 в. при­ве­ла к мас­со­вым ре­прес­си­ям про­тив РКЦ, со­пос­та­ви­мым с го­не­ния­ми в Рим. им­пе­рии. В ре­зуль­та­те на­по­ле­о­нов­ских войн Пап­ское гос-во бы­ло уп­разд­не­но. Его воз­ро­ж­де­ние по­сле по­бе­ды над На­по­ле­о­ном I ока­за­лось не­про­дол­жи­тель­ным, и в 1870 оно бы­ло окон­ча­тель­но ли­к­ви­ди­ро­ва­но в хо­де Ри­сорд­жи­мен­то (в ре­зуль­та­те Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929 соз­да­но гос-во Ва­ти­кан; см. так­же «Рим­ский во­прос»).

В кон. 19 – нач. 20 вв. РКЦ вы­ну­ж­де­на бы­ла про­ти­во­сто­ять не толь­ко внеш­ним про­бле­мам со свет­ски­ми вла­стя­ми (напр., от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ст­ва во Фран­ции), но и дать от­вет на по­пыт­ки по­ста­вить под со­мне­ние прин­цип пап­ской вла­сти, тра­диц. ос­но­вы ве­ро­уче­ния и пра­во Церк­ви пре­тен­до­вать на роль на­став­ни­цы ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Эти от­ве­ты за­клю­ча­лись в при­ня­тии дог­ма­та о пап­ской без­оши­боч­но­сти на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре в 1870, в раз­ра­бот­ке па­пой Львом XIII хри­сти­ан­ско­го со­ци­аль­но­го уче­ния (эн­цик­ли­ка «Rerum novarum», 1891) и в ан­ти­модер­ни­ст­ских до­ку­мен­тах пап Пия IX («Syllabus», 1864) и Пия Х (дек­рет «La­men­tabili», 1907; эн­цик­ли­ка «Pascendi Dominici gregis», 1907).

В ре­зуль­та­те Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра (1962–65) в РКЦ бы­ло про­ве­де­но ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние всех сто­рон цер­ков­ной жиз­ни, за­тро­нув­шее са­кра­мен­таль­ную и док­три­наль­ную со­став­ляю­щие, что вы­зва­ло со­про­тив­ле­ние кон­сер­ва­тив­ных кру­гов РКЦ (ле­фев­ри­сты, се­де­ва­кан­ти­сты).

Современное распространение католицизма

На сегодняшний день католицизм – это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).

На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте – на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).

Православие и Католицизм

Разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая – по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).

В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.

Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.

Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его – самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света – от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм – здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны. Почитают их и католики, и православные.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру как Иерусалимские свечи. Необходимо хранить их бережно, как святыню. Зажигать Иерусалимские свечи можно перед любой иконой во время любой молитвы. Однако так зажечь можно и простую церковную свечу, между тем Иерусалимские свечи ставят

  • В дни празднования Пасхи (в течение 40 дней до отдания Пасхи);
  • Во время трудностей, тяжелых болезней, в печали, когда требуется особая молитва.

Внутреннее управленческое устройство церкви

Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. Папа Римской католической церкви – это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.

Далее в структуре церкви имеются следующие должности:

  • Епископ, священник, диакон – степени священства.
  • Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. – церковные степени и должности (их гораздо больше).

Территориальные единицы в католицизме следующие:

  • Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
  • Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
  • Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
  • Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
  • Приходы – это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.

Существующие обряды церкви

Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:

  • латинский;
  • лионский;
  • амвросианский;
  • мосарабский и т.д.

Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.

Монашеские ордена в составе церкви

Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:

  • Августинцы. Его история начинается приблизительно с V века с написания устава блаженным Августином. Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
  • Бенедиктинцы. Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
  • Госпитальеры. Рыцарский орден, начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
  • Доминиканцы. Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания – борьба с еретическими учениями.
  • Иезуиты. Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
  • Капуцины. Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же – борьба с Реформацией.
  • Картезианцы. Первый монастырь ордена был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
  • Тамплиеры. Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
  • Тевтонцы. Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
  • Францисканцы. Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.

Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты – те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:

  • армяно-католиков;
  • редемптористов;
  • белорусскую греко-католическую церковь;
  • румынскую греко-католическую церковь;
  • российскую православную католическую церковь;
  • украинскую греко-католическую церковь.

Отличие католической церкви от православной

Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:

  • Для православных единство церкви – это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
  • Для православных Вселенская церковь – это каждая поместная церковь, которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
  • У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков – и от Отца, и от Сына.
  • В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
  • В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
  • Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
  • Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.

Чем отличается церковь от храма: краткое сравнение

Церковь – это Божий дом. Дом для избранных людей, для отобранных. Следовательно, церковь – это не здание, а группа людей, которые веруют в Бога. Храм – это тоже церковь. Самая основная часть храма – алтарь. На алтаре располагается трапеза с престолом (помещение, в котором находится молящийся). На престоле осуществляются таинства причастия, бескровное жертвоприношение.


Отличие церкви от храма

Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью:

  • Термин «церковь» — это широкое понятие, которое обозначает архитектурное строение, плюс совокупность нескольких людей.
  • Термин «храм» — это специальное место, где проводится богослужение.
  • Христианский храм состоит из алтаря и жертвенника.
  • Любая церковь – это христианский храм.
  • Главная городская церковь называется собором.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]