Священнослужитель отец Никон Воробьев — монах, духовный писатель, с 1956 года — игумен православной церкви, автор многочисленных писем к своим духовным детям, православный философ, трактователь жизнеописания и послания Святых Отцов.
Русская православная церковь богата людьми, которые оставляют яркий свет в ее истории. Таким ярким «светочем» церкви был отец Никон (Николай Николаевич Воробьев). Его проповеди, наставления и рассуждения о многих житейских проблемах, без сомнения, необходимо послушать и почитать всем православным людям.
Детство Воробьева
Николай (мирское имя Никона Воробьева) родился в многодетной крестьянской семье 4 мая 1894 года в селе Микшино Тверской губернии.
Происхождение и рождение
Поначалу биография Николая Воробьева была самой заурядной, он рос, как все мальчишки, его отец и мать были простыми крестьянами, очень верующими и набожными людьми. К сожалению, в архивах не сохранилось фотографий или описаний самого Николая в детстве, его родителей. Но можно предположить, что жизнь крестьянского ребенка в ту пору была трудной с самого начала.
Семья
Семья, в которой родился Николай, была многочисленной, в ней все умели и любили трудиться. У Коли было еще 6 младших братьев. Мальчик был очень любознательным и подвижным, он ничем не выделялся среди других детей. Единственное отличие — был очень жалостливым и добрым. Еще в Николае с детства сильно было желание докопаться «до сути вещей», в его характере была особая честность и порядочность. Коля очень хорошо учился и с отличием окончил сельскую школу.
Позже игумен Никон вспоминал, что монашество ему было предсказано еще в детстве. В их деревне жил юродивый Ванька, который однажды подошел к маленькому Коле и стал тыкать в него пальцем, повторяя: «Монах, монах».
Образование Николая
Когда Коля подрос, отец отдал его в реальное училище в город Вышний Волочек. Талантливый мальчик с усердием принялся за учебу.
Благодаря врожденной усидчивости и ответственности ему давались даже самые сложные дисциплины:
- черчение;
- рисование;
- математика;
- пение;
- танцы;
- игра на альте.
Все его таланты не прошли незамеченными среди преподавательского состава: за годы учебы в реальном училище Коля удостоился нескольких похвальных листов и грамот.
Родители по мере сил помогали сыну деньгами, однако, когда младшие братья подросли, родительская помощь сократилась: надо было поднимать остальных детей. Николай не отчаивался, учебу он продолжал с прежним рвением. Средства же на оплату жилья и пропитание он добывал тем, что помогал своим отстающим в учебе богатым товарищам.
Вскоре в это же реальное училище поступил его младший брат Михаил, и Коля взял на себя заботу о его содержании. И хотя ему приходилось очень трудно, он не отступал от поставленной цели: закончить учебу и помочь младшему брату.
Николай Воробьев происходил из верующей православной семьи, однако, как это часто бывает, вера эта была «поверхностной», без глубокого понимания и проникновения в душу. Когда Николай с головой окунулся в изучение наук в училище, он подумал, что в этом и есть настоящая истина, он стал атеистом.
Как всякий подрастающий молодой человек, он хотел докопаться до смысла жизни, решил, что найдет его в философии. Стал с увлечением изучать философские труды, на последние деньги мог купить интересную книжку, предпочитая ее ужину. Со временем Николай достиг больших успехов в философии, с ним советовались даже преподаватели училища. Однако, вскоре Николай понял, что нет в этой науке ответов на мучающие его жизненные вопросы.
Опыт батюшки
Письма игумена Никона Воробьева к духовным чадам заслуживают серьезного внимания. В основе не только теоретический опыт богословских рассуждений о пути духовной жизни, но и самый тяжелый горький опыт под названием собственный.
Отец Никон в одном из таких писем писал, что успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения. Почему так часто происходят срывы в духовном деянии? Потому что эти самые деяния основаны на собственной гордости и самомнении. И как Господу подступить к такому человеку? Как помочь ему? Пока человек не увидит своей немощи, не начнет молиться со смирением, не может Спаситель приступить к нему.
Юношеские годы и молодость
В 1914 году Николай Воробьев блестяще оканчивает реальное училище. Перед ним встает выбор дальнейшего пути. К этому времени Николай уже полностью разочаровался в философии, как науке, способной дать ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни и месте человека в ней.
Поступление в университет
Юноша решает продолжить свое образование в Петроградском психоневрологическом институте и изучать физиологию человека, он успешно сдает вступительные экзамены и с головой окунается в новую для него науку. Но уже через год учебы его ждет еще большее разочарование. И здесь он не находит ответов на свои вопросы, которые беспокоили его почти с самого детства.
Николай впадает в тяжелейшую депрессию, испытывает сильнейшее психологическое потрясение. Он оставляет учебу в институте. Его душевный надлом был так велик, что он начал задумываться о суициде.
Знакомство с религией
Летом 1915 года Николай Воробьев находится на грани самоубийства. Вспомнив о Боге, Николай от всей глубины своей, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?»
И Бог ответил Воробьеву на мольбу. Позже игумен Никон вспоминал, что это было неким Откровением, после которого в его душе произошел какой-то нравственный перелом.
Он не мог точно сказать, что с ним случилось, но с этого времени Николай Воробьев уверовал в Бога окончательно и бесповоротно, увидел свой путь и предназначение. Его более не интересовала мирская жизнь и мирские увлечения. Он предался изучению и произнесению молитв, чтению Евангелия и Откровений Святых Отцов.
Из воспоминаний:
«И только у святых отцов и в Евангелии я нашел действительно ценное. Когда человек начнет бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему святые отцы сделаются необходимыми и своими родными. Святой отец — уже родной учитель, который говорит душе твоей, и она воспринимает это с радостью, утешается. Как тоску, уныние, рвоту вызывали эти философии и всякие сектантские гадости, так, наоборот, как к родной матери, приходил к отцам. Они меня утешали, вразумляли, питали.»
В 1917 году Воробьев поступил в Московскую духовную академию, где очень ревностно начал изучать основы Богословия, однако, революционные события в Петрограде и в столице прервали его обучение. Вслед за революцией, начались и политические изменения в стране. Воробьев уезжает в деревню Сосновицы (под Вышним Волочком) и какое-то время работает в местной школе преподавателем математики.
Из воспоминаний:
«И там [в Сосновицах] жил по-подвижнически: ел кусок хлеба, тарелку пустых щей. Картошки тогда не было почти. И при этой, так сказать, настоящей подвижнической жизни (теперь можно все сказать) я весь день находился в молитве — в молитве находился и в посте. И вот тут-то я понял духовную жизнь, внутреннее состояние: Господь открыл действие в сердце молитвы.»
Затем, волею Судьбы, он снова оказывается в Москве и трудится псаломщиком (чтецом) при Борисоглебском храме.
Монашеский постриг
Воробьев все более проникается христианским учением, и к 1931 году твердо решает для себя избрать монашеский путь. В Вербное воскресенье 1931 года 5 апреля (23 марта по старому стилю) на Козыревском кладбище при церкви святителя Николая Чудотворца в Минске он был пострижен в монахи епископом Феофаном (Семеняко). Ради этого события оба приехали в Минск из Москвы. При постриге Николаю дано было имя Никон.
Почитание
Духовные дети старца говорили, что на его погребении чувствовали вместе скорби некую духовную радость, сродни пасхальной – точно в Царстве Небесном появился новый святой. Вопрос о прославлении игумена Никона поднимается уже много лет: например, с 2005 г. документы для него начали готовить в Белоруссии, где служил батюшка. Однако, пока вопрос прославления не решен. Но многотысячными тиражами выходят его письма духовным детям, проповеди, дающие нашим современникам ответы на духовные вопросы.
Зрелый возраст
Монах Никон осознанно принял постриг, будучи уже в зрелом возрасте. Вся его жизнь до этого шага — череда сомнений и исканий. Зачем человек пришел в этот мир, если жизнь его коротка, а деяния пусты? Что есть высшая истина? Ответы на свои вопросы он нашел в служении Богу и отречению от мирских дел.
Годы священнослужения
7 апреля 1931 года Никон был рукоположен в сан иеродьякона, а к 1933 году — в сан иеромонаха. Он все более проникается идеями христианства. Люди, знакомые ему, вспоминали, что большую часть времени, свободного от богослужений, он посвящал усиленным молитвам и кроткому смирению.
Допросы и аресты
Ревностное служение Богу и непримиримое отношение к новой власти, которая объявила церковь врагом государства, привлекли к монаху Никону пристальное внимание карательных органов.
В том же 1933 году отец Никон был арестован за антиреволюционную деятельность и агитацию, осужден и отправлен в сибирские лагеря на пять лет. Его неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что он не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных документов видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не давал ложных показаний. Освободился отец Никон только в 1937 году. Он снова осел в Вышнем Волочке и устроился работать в качестве прислуги в доме местного врача.
Здесь вера Никона снова подверглась испытанию, так как жена врача и ее родная сестра были ярыми атеистками, они часто позволяли себе нелицеприятные высказывания в адрес верующих, Никону приходилось с этим кротко смиряться. Своим примером кротости и праведной жизни батюшка Никон сподвиг сестер пересмотреть свои религиозные убеждения и принять веру в Христа. Сестра жены врача, у которого служил Никон, Елена Ефимовна, сама врач по профессии, постриглась в монахини с новым именем Серафима.
В 1941 году в стране началась Великая Отечественная война. Руководством страны было принято решение об открытии для верующих церквей и храмов, дабы они возносили молитвы о победе над врагом и о здоровье воинов. Батюшка Никон сразу же приступает к священнослужению.
В 1944 году архиепископом Калининским и Смоленским Василием он был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, там батюшка прослужил до 1948 года. Все это время Никон снимал комнату у местных монахинь, много проповедовал и вел очень аскетический образ жизни. Позднее он рассказывал своему духовному сыну, видному богослову и апологету наших дней А. И. Осипову, что в те времена ему хватало пяти картофелин и чашки воды в день.
Из Козельска Никон был переведен в Белев, затем, в Ефремов (оба городка находятся в Тульской области). После этого он служил в Смоленске. Оттуда отец Никон был назначен возглавить приход в Гжатске. Приход находился в крайне запущенном и бедном состоянии, сам Никон рассматривал это назначение, как ссылку.
Никон потратил много душевных и физических сил, чтобы вывести приход из запустения. Он проявлял, когда это было необходимо, строгость к другим и был бесконечно требователен к самому себе. Он очень поздно ложился спать и очень рано утром вставал, чтобы к началу службы в приходе быть « во всеоружии», читал утренние молитвы, готовился к богослужению с особым рвением.
Несмотря на слабое здоровье, связанное с лагерным прошлым, Никон много физически трудился в приходском саду, у него были парники, он сам выращивал различные овощи. Так как в жизни своей он многому учился, урожаи у него получались отменные, землю он любил и умел на ней работать. Очень много читал в свободное время. В духовном отношении, по словам батюшки, «гжатский период жизни» многое ему дал. А главное, он понял, пережил здесь состояние начального, как он сам говорил, смирения. В 1956 году батюшка Никон был удостоен сана игумена.
Последние годы жизни
В 1962 году здоровье игумена сильно пошатнулось, сказались сибирские лагеря. Он все больше и больше слабел, стал очень быстро уставать. Ел очень мало: немного белого хлеба, ягоды и молоко. Однако, никогда не жаловался на свое здоровье, всегда сохранял ясность мыслей и спокойствие духа.
За несколько дней до своей кончины он слег в постель, силы окончательно покинули его. Перед праздником Успения Богородицы он в последний раз исповедал своих ближних и духовных чад, провел с ними душеспасительные беседы, завещал хранить веру всемерным исполнением заповедей и покаянием, всячески держаться святителя Игнатия (Брянчанинова), избегать особенно суеты, совершенно опустошающей душу и уводящей ее от Бога. Сам он уже не мог ходить в храм и несколько раз принимал причащение Святых Таинств у себя дома.
«Меня нечего жалеть. Надо благодарить Бога, что я уже окончил земной путь. Никогда мне не хотелось жить, не видел я ничего интересного в этой жизни и всегда удивлялся, как это другие находят что-то в ней и цепляются за нее из последних сил. Хотя я ничего не сделал за свою жизнь доброго, но искренне всегда стремился к Богу. Поэтому надеюсь всей душой на милость Божию. Не может Господь отринуть человека, который всегда всеми силами стремился к Нему. Мне вас жалко. Что-то вас еще ожидает? Живые будут завидовать мертвым».
Скончался Никон 7 сентября 1963 года, днем, в 12 часов 25 минут.
Из воспоминаний ученика и духовного чада игумена Никона А. И. Осипова:
«Следует особенно отметить ту атмосферу внутренней радости, которая царила в церкви за литургией у молящихся и во время отпевания батюшки. Полное впечатление какого-то необычного торжества, великого праздника. Непостижимый дух радости растворял всеобщую искреннюю скорбь. Объяснить это можно блаженным посмертным состоянием и молитвами батюшки. Преставление его казалось для родных, духовно близких и всей паствы как бы сокрытым в утреннем предсолнечном тумане. Храм был переполнен в этот день, как на Пасху, и очень многие потом говорили об ощущении особого, непонятного праздничного торжества во время богослужения».
Строгость во всем
Отец Никон отличался строгостью в богослужении. Не любил артистизма. Считал, что служить надо просто, без вычурности. И этого же требовал от других. Был случай, когда на Шестопсалмии чтец увлекся этим самым артистизмом. И иеромонах Никон прервал его, заменив другим чтецом.
Не любил, когда псаломщицы практиковали быстрое чтение.
Особое внимание уделял исповеди. Смотрел, чтобы таинство покаяния оставалось таинством, а не превратилось в формальный обряд «разрешения от грехов».
Священник был строг не только к своим чтецам и псаломщикам. Самому себе он не давал спуска. Ранние подъемы, поздние отбои, физический труд в перерывах между молитвами, чтение — все это он исполнял, несмотря на слабое здоровье.
В 1956 году отцу Никону присвоили сан игумена.
Литературное наследие
Батюшка Никон оставил огромное наследие нашим современникам. Его наставления, книги, проповеди и личный богатый жизненный опыт и для взрослого населения, и для подрастающего поколения — ключ к познанию самого себя и к ответам на многие жизненные вопросы, которые волнуют каждого из нас.
Особенности стиля автора
Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, ученика и духовного чада святого старца.
Сама манера, с которой батюшка Никон ведет беседу со своими последователями в книгах, говорит о высокой духовности и образованности этого человека. Он обладал великолепным ораторским искусством, был мастером слова. Батюшка не навязывает своего мнения, но советует и приводит примеры из жизнеописаний Святых Отцов, а окончательный выбор всегда оставляет за самим читателем.
Письма о духовной жизни
Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем, в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову Божию, по-христиански.
Это не просто изложение Закона Божьего, жизнеописания святых отцов. В своих трудах Никон делится с читателями своим опытом постижения Бога и смысла духовной жизни, помогает верующим применять духовные знания в современной жизни.
Как жить сегодня
В книге «Как жить сегодня» игумен Никон Воробьев перекладывает учения святых отцов на современный, понятный для нас язык. Известно, что Никон был большим почитателем трудов и рассуждений святителя Игнатия (Брянчанинова), и рекомендует его к прочтению каждым православным верующим. Он пишет, что не только никогда нельзя унывать и нужно бороться, но необходимо обращаться каждый раз к Господу. Просить у Бога защиты и помощи, и всегда надо анализировать свой прошлый опыт, стараясь избегать повторения уже свершенных ошибок.
Нам оставлено покаяние
Послания Никона к духовным чадам неоднократно переиздавались под названием «Нам оставлено покаяние». Это книга, которая содержит более 300 писем Наставника о духовной жизни, в них он дает ответы на самые важные вопросы и наставляет своих чад на путь истинного христианства.
Старец призывает нас оставить лень, трудиться, нести тяготы не только свои, но и чужие. За это Бог и любит нас, и прощает нам. Людские грехи разрушают душу, отворачивают человека от Бога. Спасение человека рождается от его покаяния, от чувства жалости, но не к себе, а к своим близким, которое способно пробудить человеческую душу ото сна, разбудить в сердце человека кротость и смирение.
Другие произведения
Среди других лучших произведений батюшки Никона можно назвать:
- «Господи, откройся мне».
- «О началах жизни» (есть аудио на двух CD). Книга в двух частях, первая — о самолюбии и самооправдании, вторая — письма о духовной жизни, Феофан Затворник.
- «Внимай себе». Сборник содержит наставления, основанные на святоотеческом наследии и подкрепленные собственным опытом духовного делания.
- «Будь милостив к себе. Письма к пьющему брату». Письма адресованы человеку, подверженному губительному пороку пьянства.
- «Чистое сердце».
- «О непрестанной молитве».
- «Письма к духовным детям» игумена Никона Воробьева.
Фото
Батюшку не раз запечатлевали на фотографиях – от того времени сохранились только черно-белые снимки. На многих из них он – за хозяйственными трудами, с духовными детьми. А вот фото в белом подряснике – руки монаха сложена на груди, глава опущена. Молится ли, задумался о чем-то? Вокруг – шумит мир, а инок молится, уйдя в себя – или душой пребывая уже с Богом…
Учеба в духовной академии
Через два года юноша поступает в Московскую духовную академию. Молодой человек с невероятным увлечением посвятил себя изучению основ богословия. Но, по стечению обстоятельств, закончить это заведение ему было не суждено. Через несколько лет академия, как и многие богословские учреждения, была закрыта.
Никон переехал в село Вышний Волочек, где стал преподавать математику в местной школе. Еще через некоторое время, Воробьев перебрался в Минск, где принял монашеский постриг, а затем и священнический чин.
Однако посвятить себя церковной службе тогда ему не удалось. Отца Никона вместе с некоторыми другими церковными деятелями арестовали по обвинению в антисоветской деятельности.