«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Храм Казанской Божьей Матери в Коломенском является достоянием древней русской архитектуры. Церковь украшает Коломенское три с половиной века. Это шедевр русского зодчества и историческое культурное наследие.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском сегодня
Удивительный по красоте храм, посвященный Иоанну Крестителю (ближайшему предшественнику Иисуса Христа, крестившему Спасителя в водах реки Иордан) был построен в селе Дьяково (поэтому его правильнее называть храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково) и по мнению многих исследователей считается более старым, чем знаменитая Вознесенская церковь села Коломенского.
Уникальным можно считать не только храм, но и место его расположения. Первые упоминания о Коломенском восходят к 1339 г. В духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты есть упоминание о Коломенском, но нет ни слова о соседнем селе Дьяково, поэтому распространено мнение, что Дьяково возникло позже.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском
Однако археологические находки говорят о противоположном. На территории Дьяково находится холм, при раскопках которого были обнаружены следы поселения древнего человека, датируемые примерно V в. до н. э.
Когда в середине XIX в. начались серьезные научные исследования этой местности, названной Дьяково городище, то был открыт целый культурный пласт, который сейчас в мировой исторической науке существует как отдельное понятие «Дьяковская культура».
Именно это место было выбрано для строительства храма, который изначально был предназначен для царских особ. Исторические документы рассказывают о неоднократном присутствии представителей царской семьи в храме на богослужении.
После революции храм был закрыт для прихожан. Его передали в ведомство музейного отдела Главнауки. В 1923 г. Коломенское (включая храм в Дьяково) было переведено в статус музея по инициативе известного архитектора Петра Барановского, который и стал его реставратором и первым директором.
Далее история храма развивалась так:
- В декабре 1991 г. после долгих лет бездействия он был передан русской православной церкви.
- В 1992 г. был снят с юридической регистрации, а здание передано приходу.
- Вновь официально храм открылся 11 сентября 1992 г. С этого времени началась полноценная приходская жизнь.
- Начатая после передачи реставрация здания была закончена в 2009 г.
- В год празднования 850-летия Москвы (1997 г.) святейший патриарх Алексий II объезжал старинные храмы Москвы и служил в них. В этом списке был и храм села Дьяково.
- В сентябре 2010 г. (в День города) храм посетили Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а также Юрий Лужков (тогдашний мэр Москвы).
Исторические особенности
Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.
Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.
Вещий сон Евдокии Адриановой
Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.
Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.
Икона «Державная»
Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.
Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.
В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.
Другие святыни храма
Помимо иконы «Державной», в храме находятся:
Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов. Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе. Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.
В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.
История строительства
Точная дата строительства храма и причина, по которой он воздвигнут именно в честь этого церковного праздника, достоверно неизвестна. На этот счет существует несколько мнений.
Многие ученые считают, что строительство церкви было приурочено к венчанию Ивана IV на царство. И воздвигалась она в честь святого, которого Иван IV считал своим покровителем. Эта версия является наиболее распространенной.
По другой версии, храм был построен Василием III в 30-х годах XVI в. в честь рождения наследника Ивана Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. Придание гласит, что Василий III, будучи в этих местах на отдыхе, получил известие о рождении сына, которое принес гонец 29 августа (по старому стилю), в праздник памяти усекновения главы Иоанна Предтечи.
В связи с данным событием Василий III дает распоряжение заложить в здешних местах церковь в честь этого праздника, а новорожденного наследника назвать Иваном.
Третья версия перекликается со второй. По мнению ученых, храм был построен Василием III с молением о даровании ему наследника. К тому же некоторые исследователи считают, что первоначально храм был посвящен не усекновению головы, а зачатию Иоанна Предтечи.
Такое предположение основано на том факте, что у Василия III в браке с первой женой Соломонией Юрьевной Сабуровой не было детей. Наследник был рожден только во втором союзе с Еленой Глинской.
Косвенным подтверждением этого можно считать такие факты:
- боковой придел посвящен святой Анне – матери Богородицы;
- еще один придел посвящен покровителю рода Калиты митрополиту Петру и может выражать желание царской четы ниспослания такого чуда, как зачатие и рождение наследника;
- в храме также есть придел, посвященный святым царю Константину и его матери Елене, что может указывать на обращение Елены Глинской к своей небесной покровительнице с просьбами о зачатии.
Есть и 4 версия, озвученная в советские времена Вольфгангом Вольфганговичем Кавельмахером – классиком архитектурной реставрации. Он считал, что церковь была перенесена в Дьяково из старого Ваганькова (сейчас там стоит Пашков дом).
Дело в том, что сразу же после венчания Ивана IV на царство деревянная ваганьковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи сгорела во время сильного пожара. Поэтому государю предстояло ее восстановить. Местом для строительства был выбран холм на высоком правом берегу Москва-реки, где находилась любимая подмосковная резиденция московских царей.
Так или иначе, но прямых указаний на дату строительства нет.
Поэтому существует несколько предполагаемых датировок:
- 1529 г. – эта дата связана с версией моления о наследнике;
- 1547 г. – венчание Ивана IV на царство;
- 1554 г. – рождение цесаревича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного.
Годом окончания строительства считается 1570 г.
История
Парк Коломенское был бывшей резиденцией царственных особ Российской державы. Идея строительства церкви пришла царю Михаила Федоровича после освобождения от шведско-польского нашествия. Но возведен собор во времена его сына Алексея Михайловича, когда на свет появился наследник престола. В Коломенском в 1667 году строится новый деревянный дворец, который с возведенным храмом, составил единый комплекс.
Некоторые исторические данные свидетельствуют, что церковь возвели в честь столетия взятия Казани, другие, что заложил Михаил Федорович, а освещение произошло при сыне.
Возвели строение на месте Казанской церкви, где в свое время скрывался Лжедмитрий второй. Именно это побудило царя сделать памятник событиям прошлых лет, убрать прежнее строение и построить новое.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке
Изменения не коснулись церковного шатрового строения, и оно представляет в настоящее времени первоначальный вид. Под крестом имеется начертание, что храм построен на месте деревянной церкви как дань победы над Казанским княжеством сто лет назад. Исторические данные соответствует. Казань была завоевана в 1552 году, а в 1669 году царь Михаила Федоровича издал указ о почитании Пресвятой Богородицы. Строительство было закончено через четыре года.
После смерти Алексея Михайловича значение собора угасает. В семнадцатом столетии Коломенское перестало быть государственной резиденцией. Во второй половине девятнадцатого столетия стали убирать летние дворцы, и храм стал приходским.
В двадцатые годы прошлого столетия собор был закрыт и открыт музей.
В настоящее время церковь открыта ежедневно с 07:30 до 20:00. На входе указано расписание служб в Казанском храме в Коломенском.
Имеется купель для крещения взрослых, церковная воскресная школа и библиотека.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Столь необычный храм с оригинальной архитектурной стилистикой можно считать единственным в России. При этом имена зодчих, построивших это чудо, остаются загадкой.
Зодчие храма
Есть мнение, что храм строили два мастера – Барма и Постник, которые потом и возвели храм Василия Блаженного на Красной площади.
Памятник зодчим Барме и Постнику в Казани
Необычная для русской архитектуры композиция позволила историкам выдвинуть версию о том, собор Усечения главы Иоанна Предтечи был предшественником собора Василия Блаженного: храм в Дьяково намного меньше Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что в Москве, и похож на его миниатюрную копию.
Связь между этими храмами провели искусствоведы и историки архитектуры. Письменных подтверждений преемственности соборов нет. Однако есть сходство по необычному архитектурному решению, по форме, по использованным приемам и материалам. К тому же оба храма – единственные сохранившиеся многостолпные, созданные в середине 16 в.
Некоторые исследователи считают, что храм в Дьяково – творение итальянских зодчих. Эта версия подкрепляется существованием нескольких набросков Леонардо да Винчи, на которых изображен именно такой центрический храм с 4 предельными барабанами и куполами. Он практически точно повторяет архитектурные особенности дьяковского собора.
Архитектура
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском по типу является столпообразным строением. Центром композиции выступает 8-гранный столп, высота которого достигает 34 м 50 см. К нему примыкают 4 8-гранных придела высотой по 17 м, которые соединяет обходная крытая галерея. Западная галерея двухъярусная с открытой звонницей по центру.
Все здание выглядит как монолит, однако, в отличие от восточных приделов, западные отделены от основного объема узкими проходами.
В центральном объеме, спроектированном с полукруглой апсидой, находится главный храм. Приделы не имеют выраженных апсид, однако храм смотрится как трехапсидный благодаря выносу к восточной стороне храма призм боковых столпов.
До наших дней роспись собора не сохранилась. В связи с тем, что внутреннего пространства недостаточно для восточно-христианской иконографии, специалисты считают, что храм не был расписан в традиционной манере (возможно, она была фрагментарной или носила орнаментальный характер).
Однако в XIX в. здание все-таки было расписано как внутри, так и снаружи. Но со временем роспись удалили, придав беленый интерьер, что, возможно, соответствовало изначальному виду.
Художественный образ здания не имеет аналогов, но специалисты относят его к явному «русско-европейскому» варианту, ряд особенностей которого присущ ренессансной архитектуре.
Кладбище на территории храма
К зданию храма плотно прилегало большое кладбище, которое простиралось на сотни метров далеко за храмовую ограду. На нем было более 200 захоронений с красивыми белокаменными надгробиями. Однако в конце 70-х гг. перед самой Олимпиадой музей получил статус заповедника, а кладбище (после проведения перезахоронения останков) было разгромлено.
Сейчас на нем можно увидеть до 80 бывших здесь раннее и перенесенных из разных мест в качестве музейных экспонатов исторических надгробий, древнейшее из которых датируется XIV в.
В 2014 г. на территории кладбища установлен поклонный крест с надписью: «В память всех священнослужителей и мирян, погребенных на Дьяковском кладбище».
Казанская церковь в Москве
Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение, которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.
В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.
Один из самых важных храмов столицы
Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы. В более ранних источниках, сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится. Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.
В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия. В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам. Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.
Дальнейшая история собора
История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.
После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.
Варварство французских солдат
В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.
Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской , в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь. Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову. В июле 1918 года главная святыня Казанского собора — список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.
Казанский собор в ХХ веке
В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид. Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы. Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.
Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён. Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.
Воссоздание храма
Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского — О. И. Журин . После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.
В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения. Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00. Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.
Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:
- в Измайлове;
- в Узком;
- в Орлове;
- в Лосиноостровской.
Внутреннее убранство
Внутренние стены практически не расписаны. Росписи есть только на порталах боковых галерей.
Слева от входа в основной храм находится ниша, где, судя по фотографиям XIX в., была фреска большого размера «Глава Предтечи на блюде». В данный момент в нише находятся иконы с изображениями новомучеников Русской церкви.
В храме 6 приделов. Каждый купол – это отдельный алтарь. На первом этаже основного храма находится главный алтарь в память усекновения главы Иоанна Предтечи. В меньших объемах расположены приделы 12-и Апостолов и Зачатия Святой Анны с одной стороны, Зачатия Иоанна Предтечи и Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы – с другой.
На втором этаже также есть придел, установленный в честь святых Равноапостольных Константина и Елены.
В эпоху гонений
В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.
Интерьер Казанской церкви в Коломенском
Прославлены как новомученики и двое клириков:
священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.
Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.
Святыни храма
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском имеет свои святыни.
Это иконы:
- Честной главы Иоанна Предтечи на блюде;
- Казанская икона Богородицы;
- Священномученика Сергия Дьяковского.
Икона священномученика Сергия Дьяковского (Сергея Воскресенского)
Священномученик Сергий Дьяковский (Сергей Воскресенский) с 1920 г. до закрытия (до 1923 г.) являлся последним настоятелем собора. Он был арестован, сослан на север, где принял мученическую смерть. К лику святых был причислен 26 декабря 2001 г. С его жития была написана икона, которая считается одной из святынь храма.
Стиль строения
Это бесстолпный пяти купольный храм с круговой галереей, арочными соединениями и лестничными сходами. Многие конструкции выполняли декоративную роль. Стены храма были оформлены богатой живописью, их драпировали дорогими коврами, материалом, иконы обрамляли полотенцами. Напольное покрытие собора было войлочное.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Александра Невского при МГИМО
Храму иконы Божией Матери в Коломенском была отведена роль семейной церкви при дворцовых палатах. Собор соединялся галереей с дворцом Алексея Михайловича, и это было удобно. Длина переходов к дворцу составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Когда царский дворец перенесли в другое место, собор стал церковной обителью Коломенского.
Достоинство строения заключается не в оригинальности архитектуры, а в совершенстве стиля русского православного зодчества.
Святыни:
- чудотворный образ Богородицы «Державная»,
- список образа Казанской иконы Божией Матери,
- святые мощи Сергея Воскресенского и Леонтия Строцюк,
- древняя скульптура Христа в темнице — как бы нетипичный атрибут для русских храмов.
Социальная работа, повседневная жизнь
В будни и по субботам в храме совершаются божественные литургии, служатся молебны и панихиды, проходят крестины и венчания.
Община опекает психиатрическую больницу №15, что расположена на Каширском шоссе. В одном из ее корпусов есть прекрасный больничный храм в честь царевича Алексея, во имя которого по пятницам проводятся богослужения. 8.00 – начало богослужений.
После реставрации храму возвращено его удивительное звучание, которое считается одним из лучших в Москве. Поэтому в церкви постоянно проходят концерты духовной музыки.
Прекрасная акустика связана с наличием в здании голосников – глиняных кувшинов, заложенных в стены. Они располагаются в 3 ряда в верхней части храма, по ряду в 8 голосников в боковых башнях, а также в поясе кокошников снаружи здания.
История[править]
Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.
Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.
Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. – «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.
После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.
С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.
Освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная» 27 июля 2012.
Расписание служб, режим работы
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском можно посетить с 12.00 до 17.00 в субботу, воскресенье, во все гражданские выходные. Во время богослужений храм также открыт для посещения.
Служение в храме проводится на церковнославянском языке. Утренние богослужения проходят в 8 ч. (примерно до 11.30) по субботам, Великим и Престольным праздникам, а также в дни памяти особо почитаемых святых и икон Богородицы.
Вечерние богослужения проходят по субботним дням и в дни Великих праздников. Начинаются в 18 ч. и длятся приблизительно до 21 ч.
Часы работы
Часы работы храма:
- Понедельник — с 8 до 12 часов.
- Вторник, среда, четверг — с 8 до 16.
- Пятница, суббота — с 8 до 19.
- Воскресенье — с 7 до 19 (в летнее время — с 8−30).
Время богослужений:
- В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
- По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.
Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.
Что в окрестностях, как добраться?
Обычные посетители (но не прихожане) считают эту действующую церковь труднодоступной в связи с тем, что находится она в глубине заповедника и вдалеке от транспортных остановок.
Добраться можно на метро, автобусе, троллейбусе:
Транспорт | Название остановки |
Метро | «Коломенская» или «Каширская» |
Троллейбус №67 | «Музей Коломенское» |
Автобусы № 287, 291 |
От станций метро до храма следует добираться пешком в среднем около 20 мин.
Автобусная остановка «Музей Коломенское»
К храму через лес ведет деревянная лестница, которая упирается в заборчик. Чтобы попасть на храмовую территорию, следует пройти вдоль ограды до главных ворот, переступив которые посетители оказываются на старинном кладбище, расположенном практически под стенами собора.
Интересные факты про храм, легенды
В Коломенском храм усекновения главы Иоанна Предтечи– один из самых загадочных в России.
Точных сведений о нем мало, зато интересных фактов, загадок и легенд предостаточно:
- К примеру, храм огибает незамерзающий ручей. Его температура в любую погоду равна 4 °С. Такое удивительное природное явление объясняется тем, что вблизи Москва-реки бьют ключи, образовавшиеся во времена Юрского периода. Они пробиваются с большой глубины, поэтому не замерзают даже тогда, когда реку сковывает лед.
- Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском располагается вблизи Голосового оврага, где происходят различные аномалии. Это тоже можно объяснить с научной точки зрения: в данном районе образовался геологический разлом, вследствие чего наблюдается мощное магнитное поле.
- Существует легенда, что под Москвой-рекой находится широкий тоннель, по которому даже на колеснице можно добраться из Дьяково до Николо-Перервинского монастыря, расположенного на другом берегу реки.
Храм усекновения главы Иоанна Предтечи уникальный и загадочный. По мнению многих специалистов, он может стать разгадкой еще большей тайны. Холм в Коломенском, на котором распложено храмовое здание, испещрен пустотами. Возможно, там будет найдена библиотека Ивана Грозного, разыскиваемая уже не одно десятилетие.
Автор: Ирина Журавка
Храм в Коломенском — начало
История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова. Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси — иконы Казанской Богоматери. Один придел — в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй — во славу Дмитрия Солунского, великомученика.
В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма. В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского. В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.
Соединение церкви с царским дворцом
Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.
Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину — 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.
В следующей статье Вы ознакомитесь с описанием храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково.
Образец русского зодчества
Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.
Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.
Верхний ярус и троны для молитв
Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.
Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры. Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв. Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.