Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может. Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку. Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.
Зачем нужна жертва на храм
Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.
На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.
И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства. Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но все же этого часто бывает мало.
Зачем помогать храмам?
Ваша душа просит добра. Помочь людям. Сделать жизнь лучше.
Сколько сегодня одиноких, унывающих, не находящих места в жизни? Если хочешь помочь голодному, подари ему не рыбу, а удочку. Если хочешь сделать жизнь светлее – помоги людям найти веру. Поэтому Вы помогаете строительству и восстановлению храмов. Для Вас важны не стены и не золото на куполах. Значимы подростки, которые найдут смысл бытия в Боге, а не в наркотиках. Дети, которые родятся, а не будут убиты абортами. Старики, о которых позаботятся братья по вере. Зрелые люди, обретшие гармонию своей жизни. Узнавшие, что зарабатывать деньги стоит не ради них самих, а ради возможности творить добро.
Храмы не строит государство, не реконструирует Патриархия. Государство может выделить землю. Патриархия – благословить и призвать к строительству или реставрации. Но средства жертвуют простые люди. Почему разрушенные церкви не может отремонтировать Патриарх? – У него физически нет возможности помогать 40 000 храмов, расположенных на просторах нашей Родины. Речи о сверхдоходах епископата и духовенства, как правило, представляют собой нечистоплотные слухи.
Куда на самом деле идут деньги с тарелки
В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.
В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.
Как на храм пожертвовали хлам — и как отреагировал священник
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Один мой друг-священник, у которого уже внуки в храме деду-настоятелю в алтаре помогают, рассказал мне историю. В прошлом профессиональный строитель, в своей епархии он возвел больше пятнадцати храмов. И вот как-то раз достраивал он очередную церковь. Там уже шла внутренняя отделка и нужно было купить три новых уличных двери, и вдруг, как это нередко бывает, все деньги у батюшки закончились.
Он помолился Богородице и поехал к одному знакомому бизнесмену, у которого была фирма, торгующая дверями. Тот сказал, что строить храм – это дело Божье, и он обязательно поможет. На всякий случай опытный в таких делах батюшка уточнил, что двери нужны не какие-нибудь, а уличные, потому как зимой у них морозы не шуточные.
Через какое-то время двери действительно привезли прямо на стройплощадку возле храма. Но когда коробки распечатали, оказалось, что они были самого отвратительного качества, как сказал батюшка, «буквально из бумаги, пальцем проткнуть можно!» Когда одна случайно упала на землю, то от удара помялась. Естественно, никуда их ставить не стали, купили другие.
Я слушал, качал головой, негодовал, спрашиваю: «Надеюсь, вы вернули их этому человеку, который живет по принципу «бери Боже, что мне негоже»? Священник рассмеялся.
«Я, — говорит, — так и хотел поначалу поступить. А потом вспомнил историю из патерика про скупого богача, который шел по рынку, нагруженный покупками. За ним увязался нищий и стал громко просить, чтобы тот что-нибудь ему дал, но богач делал вид, что не слышит. А когда ему стало невмоготу слушать попрошайку, богач развернулся и кинул в него хлебом. Он не собирался его кормить, у него просто были заняты руки, и вместо камня богач кинул в нищего хлеб. Спустя какое-то время богач заболел и в беспамятстве увидел, как демон и ангел судились за его душу. Брошенный в нищего хлеб оказался единственным добрым делом, которое он совершил. Но когда ангел положил этот хлеб на весы, он перевесил все злые дела богача. Когда тот пришел в себя, увиденное так его поразило, что после этого он переменился, стал помогать бедным и умер в мире с Богом и людьми.
И я подумал: «Кто я такой, чтобы этого человека судить? Может, эти худые двери, пожертвованные на храм, для него – самое доброе, что он в своей жизни сделал? Бог ему судья!
Я ему позвонил и поблагодарил, хотя он прекрасно понимал, что подсунул нам хлам. А спустя какое-то время он пришел к нам в храм, чтобы крестить своего внука. Сейчас их семья ходят к нам на все праздники, молятся, случается, и людям помогают». Такая вот история.
Фото Chris Alban Hansen
Что такое пожертвование в 2021 году
Исходя из информации, содержащейся в 582 статье Гражданского кодекса Российской Федерации – пожертвованием считается всякое безвозмездное дарение имущества или имущественных прав, совершаемого одной стороной в пользу другой в общеполезных целях.
При этом, благотворитель имеет право самостоятельно выбрать не только объект/предмет договора пожертвования религиозной организации, но и форму данного соглашения. Таким образом, в 2021 году — он может осуществить дарение одним из следующих способов:
- Пополнить ящик-копилку наличными;
- оформить соответствующий письменный договор;
- перечислить деньги, отправив на короткий номер организации СМС-сообщение;
- перечислить денежные средства на расчётный счёт религиозной организации.
Стоит отметить, что вне зависимости от выбранного варианта пожертвования – храм или церковь должны вести налоговый и внутренний бухгалтерский учёт таких пожертвований.
Оказывает ли Церковь платные услуги?
Церковь не оказывает никаких услуг — ни платных, ни бесплатных. Храм Божий вообще не имеет отношения к сфере услуг; это место служения Богу и друг другу, место, где человек встречается с Господом и освящается Божией благодатью. Благодать — «благой дар» — спасительное воздействие Бога на человека, которое невозможно ни продать, ни купить, ни вообще оценить по каким бы то ни было человеческим меркам. Как пишет апостол Павел: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф 2:8).
Поэтому никакой «таксы» за то, что совершается в Церкви, нет и быть не может. Сам Христос раз и навсегда запретил Своим ученикам — а значит, и их преемникам, епископам и священникам — что-либо требовать от людей за раздачу тех благодатных даров, которые самим ученикам достались в таинстве Священства через возложение рук и молитву епископа. Даром получили, даром давайте (Мф 10:8) — только так и никак иначе. И когда волхв Симон предложил апостолам Петру и Иоанну денег за то, чтобы те возложили руки и на него, то услышал от Петра гневную отповедь: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян 8:20). С тех пор симония — продажа священных должностей за деньги — считается в Церкви одним из самых серьезных грехов.
Апостол Петр и Симон Волхв, Аванцино Нуччи, 1620 г.
Говорить об оказании в Церкви каких-либо услуг вообще весьма опасно: это прямой путь к духовной катастрофе, опасная подмена духовной жизни и веры чисто человеческими отношениями, построенными по принципу «ты — мне, я — тебе». Что бы ни делал священник — совершал богослужение, крестил, проповедовал, отпевал усопшего, освящал квартиру, — всё это так или иначе связано с раздачей людям тех благодатных даров, которые он получил от Духа Святого. А эти дары никак не могут быть предметом торговли.
Основания и порядок отмены договора пожертвования храму или церкви
Отмена пожертвования возможна лишь по основаниям, установленным в п. 5 ст. 582 ГК, т. е. в случае нарушения религиозной организацией целевого назначения переданного жертвователем имущества или самовольное изменение такого назначения в нарушение порядка, определенного п. 4 ст. 582 ГК. Основания для отмены дарения, установленные ст. 578 ГК, к пожертвованию неприменимы, что продиктовано общеполезностью сделки, так как она учитывает интересы не только одаряемого, а в большей степени и массы других субъектов, при условии использования его по назначению.
Важно
Правом отмены пожертвования наделен не только сам жертвователь, но и его наследники, и правопреемники, в случае его смерти или ликвидации юр. лица. Для отмены пожертвования они должны иметь четкие доказательства использования пожертвованного имущества и денежных средств не по ранее установленному назначению.
Отмена пожертвования возможна исключительно в судебном порядке. Так, обнаружив доказательства нецелевого использования религиозной организацией пожертвования, жертвователь для отмены сделки должен подать иск в суд по месту нахождения религиозной организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ). При этом он должен убедить суд в том, что такое нецелевое использование было совершено храмом или церковью умышленно.
Обязанность доказывания нецелевого использования лежит исключительно на жертвователе, так как именно он требует отмены и ссылается на наличие оснований для нее. Отметим также, что в качестве нецелевого использования может быть признан любой способ отчуждения церковью или храмом пожертвованного ему имущества или денежных или его фактическое неиспользование на протяжении установленного договором или адекватного периода времени.
В случае отмены пожертвования применению подлежит п. 5 ст. 578 ГК. Согласно ему, церковь или храм должны вернуть жертвователю все сохранившееся имущество. Несохранившаяся часть подлежит возмещению на основании ст. 1105 ГК, как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК).
Юридическое значение пожертвования в церкви в 2022 году
После заключения в пользу церкви договора пожертвования – события могут развиваться по одному из нижеописанных путей:
- если пожертвование принято без заключения соглашения (например, путём помещения денег в ящик-копилку или перечислением средств с мобильного счёта) – жертвователь не может требовать предоставлять ему отчётность по использованию пожертвования;
- если же между жертвователем и религиозным учреждением заключается договор пожертвования в простой письменной форме – благополучатель обязан предоставить жертвователю отчёт об использовании дара, оформив его по требованию благотворителя.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Все «за» и «против» договора дарения с обременением
Как видите, письменное соглашение, хоть и не является обязательной частью пожертвования, но выступает в качестве гаранта использования пожертвования по назначению. А в случае ненадлежащего использования денег, вещей, недвижимости или прав – благотворителю ничто не помешает расторгнуть договор пожертвования и вернуть в свою собственность дар.
Проще говоря, договор пожертвования составленный в простой письменной форме – выступает ограничивающим фактором для благополучателя, ограничивая его действия по использованию принятого им пожертвования.
Пожертвование или плата за услугу — какая разница, если смысл один?
Нет, смысл разный. Если вы придете в магазин за телевизором и скажете, что у вас нет денег, вам его не продадут. Может быть, вы его и заберете домой, но только вместе с кредитом, который потом придется возвращать в двойном размере.
Если вы привезете машину в мастерскую, но у вас не окажется нужной для ремонта суммы, механик не станет с вами даже разговаривать.
А в Церкви вам не откажут в любом случае. Да, здесь принято жертвовать на храм, но если у человека нет денег, он всегда получит то, ради чего пришел, даром. На то оно и пожертвование, что всегда — добровольное и не одномоментное.
Люди жертвуют Церкви не только деньги. Кто-то приносит продукты к общему чаепитию после службы. Кто-то — лампадное масло. Кто-то бесплатно занимается с детьми в воскресной школе. Кто-то убирает снег вокруг храма…
Но пожертвовать можно и деньги. Во-первых, это проще, чем пойти и самому купить то, что требуется приходу (к примеру, оклады для новых икон или уголь для разжигания кадила). Во-вторых, приход и сам нуждается в деньгах, чтобы приобретать свечи, просфоры, платить за электричество, обеспечивать жизнь священников и их семей, оплачивать труд различных приходских работников.
В Древней Церкви все, что требовалось для совершения богослужения — хлеб, вино, масло, свечи, — приносили с собой в храм сами христиане, в ту пору весьма немногочисленные. Таким образом они участвовали в службе и обеспечении жизни общины непосредственно. Не случайно главное богослужение христиан называется литургия, по-гречески — «общее дело» (λειτουργία).
Сегодня, когда прихожан в храмах часто десятки и даже сотни, людям приходится это делать иначе. Миряне жертвуют деньги — а служители храма сами приобретут и приготовят все необходимое для совершения службы (и не только). Изменилась форма пожертвования, но не сама суть.
Общепринятые правила пожертвования храму в 2021 году
Как многие из Вас заметили, в последние годы в Российской Федерации организовывается всё больше благотворительных фондов, основной целью которых является восстановление храмов, церквей и монастырей, а также поддержание их нормальной работы.
Как мы уже упоминали выше – договор пожертвования, в этом случае, может быть заключён как в простой письменной, так и в устной форме. Однако, есть случаи, когда соглашение составляется только письменно. В 2022 году к таким случаям относятся:
- благотворитель передаёт пожертвование не сразу, а обещает это сделать в установленный срок или определённую дату;
- в роли жертвователя выступает юридическая организация, в то время как стоимость передаваемого ею пожертвования превышает 3 000 российских рублей.
Осуществлять дарение в общеполезных целях в пользу религиозной организации сегодня может любое юридическое или физическое лицо. Отметим, что в момент оформления соглашения пожертвования – у каждой из сторон формируются собственные обязанности и права.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВАМ СТАТЬЯ:
Госпошлина за договор дарения — сколько платить в 2022 году
При этом, главной обязанностью благотворителя – является, собственно, обязанность осуществить передачу определённого договором пожертвования. К основным правам данного лица юристы относят:
- контроль использования пожертвованного имущества, средств или прав, согласно назначению, указанного в договоре пожертвования (как правило, контроль осуществляется путём изучения предоставленных одаряемым соответствующего отчёта);
- изменение назначение прямого назначения пожертвования;
- отмена и/или расторжение соглашения в случае, если будет установлено, что пожертвование используется не по назначению, которое установлено в договоре.
В свою очередь, одаряемая сторона – имеет намного больше обязанностей. В их перечень в 2022 году входит:
- ведение внутреннего бухгалтерского учёта всех операция, который каким-либо образом связаны с пожертвованным имуществом, средствами или правами;
- использование пожертвования строго по назначению, указанному благотворителем;
- оформление и предоставление соответствующего отчёта о прямом использовании пожертвования в срок, установленный в договоре, либо в любой из дней (по требованию второй стороны);
- получение соглашение на использование пожертвования в целях, отличающихся от назначения, которое указано в соглашении.
Значит, Церковь вообще должна обходиться без денег?
Нет, это неверный вывод. Уже у собранной Господом Иисусом Христом апостольской общины имелись средства — это видно из Евангелия.
Господь никогда не брал с людей никакой платы — ни за беседы, ни за исцеления, ни за хлеб, который Он чудесным образом умножал и раздавал Своим голодным слушателям, оказавшимся вдали от дома (см. Мф 14:13–21, Мф 15:32–39 и др.). Все Он делал абсолютно бескорыстно и ученикам заповедовал поступать так же.
Одновременно, посылая учеников проповедовать Евангелие по городам и деревням, Иисус Христос учил их останавливаться там, куда их пригласят, и пользоваться гостеприимством хозяев, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф 10:10).
О том, на какие деньги жили Спаситель и Его ученики, пишет апостол Иоанн Богослов, когда упоминает, что предатель Иуда, пока находился среди апостолов, имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). Это был ящик для пожертвований, в который люди, приходившие послушать Христа или попросить Его о помощи, могли потом бросить монету. На эти деньги апостолы покупали хлеб, этими деньгами сами делились с нищими. Не просто так ведь у Иуды, увидевшего, как женщина возливает на ноги Христа драгоценное мироМиро — драгоценное благовоние, которым было принято умащать тела усопших, вырвалось восклицание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим! (Ин 12:5).
Среди людей, обращавшихся ко Христу или просивших Его о помощи, были как бедные, так и состоятельные люди. Можно вспомнить и начальников Иудейских Иосифа Аримафейского и Никодима, приходивших побеседовать со Христом, а после Его Распятия снявших Его тело с Креста и положивших в пещере (Ин 3:1–21; Ин 7:50–52; Ин 19:38–42). И фарисея Симона, пригласившего Христа с учениками к себе в дом на трапезу (Лк 7:36–50). И Закхея, начальника мытарей в городе Иерихон (Лк 19:1–10). И начальника синагоги Иаира, чью дочь воскресил Спаситель (Мк 5:22–24, 35–43). И тех женщин, что ходили за Христом и Его учениками, служа Ему имением своим (Лк 8:1–3). Это были богатые иудейки, которые жертвовали часть своих сбережений на нужды апостольской общины, объяснял блаженный Феофилакт БолгарскийИзвестный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века.
Эти и многие другие люди желали внести свою лепту в дело спасительного благовествования миру, хотели оградить Господа и Его учеников от забот, связанных с поиском средств. Упомянутая выше формула — трудящийся достоин пропитания — стала своего рода экономической основой существования первоначальной апостольской общины.
Так же и в Церкви, выросшей из апостольской общины, нет ни «. А есть — личная жертва христианина.
Бухгалтерский учёт пожертвований в церкви в 2022 году
Так как любая религиозная община, в первую очередь, является юридическим лицом – она обязана вести обособленный учёт, принимаемых ею пожертвований, без разницы, что именно выступает в качестве предмета дарения.
Как показывает практика, большая часть пожертвований в 2022 году поступает церкви через ящики-копилки, которые расположены в самом храме или на его территории. При этом, учитывая специфику такого дарения – определить благотворителей не представляется возможным.
Мнение эксперта
Олег Устинов
Практикующий юрист, автор сайта «Юридическая скорая помощь», один из соучредителей фонда «Наше будущее».
Напоминаем, что в качестве официального документа, который является подтверждением пожертвования – выступает акт приёма пожертвования или же акт вскрытия ящика-копилки для приёма пожертвований, которые составляются членами специально сформированной комиссии.
Давайте теперь рассмотрим пункты, являющиеся обязательными при оформлении акта вскрытия ящика-копилки. Итак, в данный перечень входит:
- информация о лицах, участвующих в составлении акта;
- дата, а также место вскрытия копилки;
- дата и фактический номер приходного ордера;
- точная сумма денежных средств и соотношение валют, обнаруженных при вскрытии ящика;
- дата принятия решения, а также номер решения, на основании которого на территории храма была установлена копилка;
- подпись каждого из членов комиссии.
Таким образом, извлекая пожертвованные средства – необходимо не только оформить приходной кассовый ордер, но и зафиксировать данную операцию в специально заведённой для подобных операций кассовой книге.
Если же пожертвование церкви или храму поступает от конкретного благотворителя (то есть – не анонимно), в кассе данного учреждения нужно составить приходный кассовый ордер с точным указанием данных благотворителя (ФИО жертвователя, а также адрес регистрации и все важные паспортные данные), записав эту операцию в кассовую книгу.