Митрополит Филиппопольский Нифон: Жизнь в России для меня — постоянная школа


Митрополит Нифонт (Солодуха)

Нифонт (Солодуха)
(1948 — 2017), митрополит б. Волынский и Луцкий, настоятель Луцкого Покровского кафедрального собора В миру Солодуха Василий Андреевич, родился 5 октября 1948 года в селе Галина Воля Старовыжевского района Волынской области Украины в крестьянской семье.

В два года остался круглым сиротой.

В 1963 году окончил местную восьмилетнюю школу.

С 1963 по 1967 год работал в колхозе.

В 1967-1969 годах служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста.

В 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1971-1974 годах был иподиаконом патриарха Московского и всея Руси Пимена.

20 марта 1974 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Нифонт.

15 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове города Москвы патриархом Московским и всея Руси Пименом.

В 1974 году окончил Московскую духовную семинарию и в том же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.

26 февраля 1977 года рукоположен в сан иеромонаха в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) и направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма села Рудка Козинская Рожищенского района Волынской области.

В 1985 году возведён в сан игумена.

В 1988 году возведён в сан архимандрита архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко).

В 1989 году назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

20 марта 1990 года определено быть епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. 30 марта был наречён, а 31 марта — хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского во Владимирском кафедральном соборе города Киева.

25 августа 1992 года переведён на Волынскую кафедру в связи со сложной межконфессиональной ситуацией в городе Луцке.

28 июля 1993 года возведён в сан архиепископа.

11 апреля 2001 года возведён в сан митрополита.

С 13 июля 2006 по 26 февраля 2010 года был исполняющим обязанности ректора Волынской духовной семинариии [1].

С 20 июля 2012 года титуловался Волынским и Луцким [2].

18 октября 2016 года был освобождён от управления епархией по состоянию здоровья с определением пребывания в городе Луцке и назначением настоятелем Луцкого Покровского кафедрального собора [3].

Скончался в четыре часа утра 22 марта 2022 года, на 69-м году жизни.

Награды

Церковные:

  • орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских II ст. (1998, УПЦ)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского II ст. (1998)
  • орден равноап. кн. Владимира III ст. (1999, УПЦ)
  • орден «Рождество Христово — 2000» I ст. (2000, УПЦ)
  • медаль «Харьковский Собор — 10 лет» I степени (2002, УПЦ)
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст. (2003)
  • орден равноап. кн. Владимира I-II ст., с присвоением титула «Старшина Ордена Св. Князя Владимира» (2003, УПЦ)
  • орден св. ап. Иоанна Богослова II ст. (2005, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии)
  • орден прп. Нестора Летописца II ст. (2006, УПЦ)
  • орден св. равноап. Марии Магдалины II ст. (2008, Польская Православная Церковь)
  • орден свв. Кирилла и Мефодия I ст. (2008, Православная Церковь Чешских земель и Словакии)
  • орден свт. Алексия Московского III ст. (2008)
  • орден св. ап. Иоанна Богослова I ст. (2008)
  • медаль им. свв. Кирилла и Мефодия I ст. (2008, Ужгородская Богословская Академия)
  • научная степень «Почётный доктор богословия» Ужгородской Украинской богословской академии имени святых Мефодия и Кирилла (20 февраля 2008, за значительные заслуги перед УПЦ и за весомый вклад в развитие духовного образования [4])
  • орден свт. Димитрия Ростовского (2010)
  • отличие Предстоятеля УПЦ (2011)
  • орден прпп. Антония и Феодосия Печерских I ст. (2012)
  • орден прп. Серафима Саровского II ст. (2013, в связи с с 65-летием со дня рождения) [5]
  • право служения с двумя панагиями (2014) [6]

Светские:

  • медаль «За гуманизм» (1997, )
  • дипломант в номинации «Благотворитель года» в программе » Человек года’98 » г. Луцк (1998)
  • почетная грамота Волынского областного совета народных депутатов (1998, за подвижнический труд в духовном возрождении Волыни, активное участие в организации и проведении мероприятий по благотворительности и милосердия)
  • признан благодетелем года в программе «Человек года Волынского края ‘ 99» (1999)
  • орден «За заслуги» III ст. (1999, Украина)
  • памятная медаль Президента Украины к 10-летию независимости Украины (2001)
  • диплом лауреата областного меценатства и спонсорства (2001, Волынская облгосадминистрация)
  • памятный знак Детского Фонда Украины «Сердце отдаю детям» (дважды: 2003 (первым на Волыни), 2004)
  • орден «За заслуги» II ст. (2003, Украина)
  • нагрудный знак «Отличный пограничник» I ст. (2003, командование Волынского пограничного отряда)
  • орден «Казацкая слава» I ст. (2003, МОО «Казачество Запорожское»)
  • медаль «За заслуги» III ст. (2005, Союз ветеранов Афганистана)
  • золотая медаль «Казацкая слава» и медаль 10- летия МОО «Казачество Запорожское» (2006)
  • отличие МВД Украины «За содействие органам внутренних дел Украины» (2007)
  • орден «Покрова» I ст. (2007, верховный атаманом Украины и диаспоры)
  • орден «За заслуги» I ст. (2008, Украина)
  • почетный знак отличия Управления МВД Украины в Волынской области (2008)
  • орден «Гетман Байда — Вишневецкий» I ст. (2008, МОО «Казачество Запорожское»)

Примечания

  1. 1234567891011
    Епископы Хмельницкие и Каменец-Подольские Варлаам (Борисевич) (1955—1956) • Иларион (Кочергин) (1956—1961) • Игнатий (Демченко) (1961—1962) • Феодосий (Дикун) (1990) • Нифонт (Солодуха) (1990—1992) • Питирим (Старинский) (1992—1993)
    Епископы Каменец-Подольские и Проскуровские Панкратий (Кашперук) (1946—1948) • Варлаам (Борисевич) (1948—1951) • Анатолий (Бусел) (1951—1953) • Андрей (Сухенко) (1953—1955, в/у)
    Епископы Проскуровские Валериан (Рудич) (1921—1923) • Димитрий (Галицкий) (1927—1932)
    Правящие Августин (Маркевич) · Агапит (Бевцик) · Агафангел (Саввин) · Алексий (Гроха) · Алексий (Шпаков) · Алипий (Козолий) · Амвросий (Поликопа) · Анатолий (Гладкий) · Антоний (Паканич) · Антоний (Фиалко) · Боголеп (Гончаренко) · Варфоломей (Ващук) · Виссарион (Стретович) · Владимир (Мельник) · Владимир (Орачёв) · Евлогий (Гутченко) · Евсевий (Дудка) · Елисей (Иванов) · Ефрем (Кицай) · Ефрем (Яринко) · Иларион (Шукало) · Иоанн (Сиопко) · Иоасаф (Губень) · Ионафан (Елецких) · Иосиф (Масленников) · Ириней (Семко) · Ириней (Середний) · Лазарь (Швец) · Лука (Коваленко) · Марк (Петровцы) · Мелетий (Егоренко) · Митрофан (Никитин) · Митрофан (Юрчук) · Нафанаил (Крикота) · Никодим (Барановский) · Никодим (Горенко) · Николай (Капустин) · Онуфрий (Лёгкий) · Пантелеимон (Луговой) · Пантелеимон (Поворознюк) · Питирим (Старинский) · Платон (Удовенко) · Роман (Кимович) · Сергий (Генсицкий) · Симеон (Шостацкий) · Софроний (Дмитрук) · Тихон (Чижевский) · Феодор (Гаюн) · Феодор (Мамасуев) · Филарет (Зверев) · Филарет (Кучеров) · Филипп (Осадченко)
    Викарные Александр (Драбинко) · Александр (Нестерчук) · Алипий (Погребняк) · Антоний (Боровик) · Антоний (Крипак) · Аркадий (Таранов) · Арсений (Яковенко) · Варнава (Филатов) · Варсонофий (Винниченко) · Варсонофий (Столяр) · Вениамин (Погребной) · Виктор (Быков) · Владимир (Мороз) · Дамиан (Давыдов) · Диодор (Васильчук) · Евлогий (Пацан) · Иларий (Шишковский) · Иоанн (Вахнюк) · Иона (Черепанов) · Кассиан (Шостак)· Климент (Вечеря) · Лонгин (Жар) · Николай (Грох) · Николай (Почтовый) · Павел (Лебедь) · Пантелеимон (Бащук) · Серафим (Демьянив) · Сергий (Зализницкий) · Сергий (Михайленко) · Феодосий (Снигирёв)
    На покое Василий (Златолинский) · Гурий (Кузьменко) · Дионисий (Константинов) · Иннокентий (Шестопаль) · Иоанникий (Кобзев) · Ипполит (Хилько) · Нифонт (Солодуха) · Пантелеимон (Романовский)
    Бывшие архиереи
    *
    Переведённые Антоний (Москаленко) · Глеб (Савин) · Иов (Смакоуз) · Иов (Тывонюк) · Нектарий (Фролов)
    Извергнутые из сана Филарет (Денисенко) · Андрей (Горак) · Иаков (Панчук)
    Покойные Антоний (Вакарик) · Василий (Васильцев) · Владимир (Сабодан) · Евфимий (Шутак) · Кронид (Мищенко) · Леонтий (Гудимов) · Макарий (Свистун) · Мефодий (Петровцы) · Никанор (Юхимюк) · Никодим (Руснак) · Савва (Бабинец) · Севастиан (Пилипчук) · Тихон (Жиляков) · Феодосий (Дикун)
    • Со времени превращения Украинского экзархата Московского патриархата в Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в октябре 1990 года.

Отрывок, характеризующий Нифонт (Солодуха)

«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать! 24 орудия гвардейской артиллерии, 30 орудий дивизии Компана и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе, Всего – 62 орудия. Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий. Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления. В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию. Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением. По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля. Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла. Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии. Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве. В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года». Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено. В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед. Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции. Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон. Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками. Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта. Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено. Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно. Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное. Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение. В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей. Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu’il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо. Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l’Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l’Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l’Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.

сочинения

интервью

  • С верой в Россию (Интервью с Представителем Антиохийского Патриархата при Московском Патриархате)
  • «НГ-РЕЛИГИИ»: Посланник древней Антиохии. Религия должна служить человеку, а не наоборот, считает епископ Нифон
  • Епископ Нифон: «Мне приятно служить русскому народу»
  • Епископ Филиппопольский НИФОН: НАМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ КАК ВСЕ! // Журнал «Фома», № 7 (51) июль 2007
  • Хлеб, соль и любовь, или полвека в России архиепископа Нифона (+ Видео + фото)
  • Архиепископ Филиппопольский Нифон: Все эти годы я старался объединить восточную красоту с русской духовностью
  • Нифон, архиепископ Филиппопольский (Сайкали)

Сноски

  1. Notes on Arab Orthodoxy: Archbishop Niphon (Seikaly) and the Antiochian Representation in Moscow
  2. Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье — Благочиние
  3. Настоятель Антиохийского подворья в Москве возведен в сан архиепископа / Новости / Патриархия.ru.
  4. https://www.antiochpatriarchate.org/en/page/statement-issued-by-the-secretariat-of-the-holy-synod-of-antioch/637/
Дата хиротонии: 13 ноября 1988 г.

события

  • Экуменическая молитва 1980 (22 января 1980)
  • Экуменическая молитва 1981 (26 января 1981)
  • Экуменическая молитва 1983 (16 марта 1983)
  • Экуменическая молитва 1984 (8 февраля 1984)
  • Экуменическая молитва 1986 (23 января 1986)
  • Тысячелетие Крещения Руси (конференция) (21 июля 1986)
  • Экуменическая молитва 1987 (30 января 1987)
  • Экуменическая молитва 1988 (26 января 1988)
  • Экуменическая молитва 1989 (27 января 1989)
  • Экуменическая молитва о мире (1 сентября 1989)
  • Всемирный саммит религиозных лидеров (3 июля 2006)
  • Экуменическая молитва 2022 (23 января 2019)

иерархия

В 1959 году рукоположен в диаконский сан. В 1964 году в Храме святого Николая в Захле был рукоположен в сан священника с возведением в сан архимандрита.

9 мая 1977 года назначен настоятелем подворья Антиохийской Церкви в России и представителем Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском.

В 1988 года в Дамаске (Сирия) принял епископскую хиротонию во епископа Филиппопольского (Шахбского) при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

8 октября 2009 года решением Священного Синода Антиохийского Патриархата возведен в сан архиепископа. 4 июля 2014 года возведен в сан митрополита.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]