Тверской Воскресенский собор |
Тверская и Кашинская епархия
Тверской митрополии Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 170006, г. Тверь, ул. Советская, 10
- Тел./факс, 32-12-08
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: Бологовский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Осташковский, Селижаровский, Старицкий, Торжокский и Фировский районы Тверской области
- Кафедральные соборы: Воскресенский в г. Твери, Вознесенский в г. Кашине
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Тверская земля издавна «принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии учрежденной в Полоцке…
» [1]. Самостоятельная кафедра была учреждена между 1250 и 1271 годами [2], будучи выделена из Полоцкой епархии. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар.
Архиепископия была установлена 26 января 1589 года. Соборы XVI-XVII неоднократно постановляли выделить из Тверской кафедры епископии Ржевскую и Кашинскую, но на деле это не выполнялось. В 1681 году, с назначением на нее митрополита Варсонофия (Еропкина), предполагалось возвести кафедру в степень митрополии, но это решение было отменено.
Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской. С принятием духовных штатов в 1764 году епархия была определена двенадцатой, а с 1800 года и до упразднения епархиальных штатов — была одиннадцатой, следуя за Рязанской кафедрой.
29 февраля 1836 года в епархии было учреждено Старицкое викариатство. Местное почитание Собора Тверских святых известно с начала века.
В годы безбожных гонений епархия разделила повсеместную участь Церкви в СССР. Шло изъятие и уничтожение храмов, и в 1920-х годах епархия утратила свой вековой кафедральный Спасо-Преображенский собор. В 1920-1930-х годах существовали викариатства епархии Кашинское, Осташковское, Бежецкое, Кимрское, Ржевское, но все они пресеклись к 1937 году.
В 1920-30-е годы существовала одноименная обновленческая кафедра.
В 1940-1990-х годах кафедральным стал Троицкий собор («Белая Троица») Твери.
Епархия объединяла приходы и монастыри на территории Тверской области.
28 декабря 2011 года из состава Тверской епархии были выделены самостоятельные Бежецкая и Ржевская епархии, которые вместе с Тверской епархией были включены в новообразованную Тверскую митрополию.
Исторические названия
- Тверская (с 1271)
- Тверская и Кашинская (1289 — 1589) [3]
- Тверская и Старицкая (1589) [4]
- Тверская и Кашинская (1589 — упом. 1917)
- Калининская и Старицкая (с 1931)
- Калининская и Великолукская (с 29 января 1935) [5]
- Калининская и Смоленская (1943 — 1944)
- Калининская и Великолукская (1944 — кон. 1946/1947)
- Калининская и Кашинская (кон. 1946/1947 — 19 июля 1990)
- Тверская и Кашинская (c 19 июля 1990)
Статистика
- 1 января 1958 — 91 зарегистрированный храм/молитвенный дом [6] .
- ок. 2004 — 197 приходов; 252 священнослужителя (231 священник, 21 диакон) [7].
- 31 декабря 2006 — 214 приходов (из них 45 городских, 27 поселковых, 135 сельских, 7 подворий), 13 монастырей, 149 часовен (из них 13 домовых), 48 поклонных крестов; 260 священников (из них 34 монашествующие), 34 диакона (из них 8 монашествующих) [8].
- ок. декабря 2011 — священнослужителей (не считая насельников монастырей в священном сане) — 302 [9].
- нач. декабря 2011 — 14 монастырей (из них 10 женских); 315 приходов, 78 приписных храмов, 149 часовен (из них домовых — 13); 298 штатных священников, 48 штатных диаконов, 3 клирика др. епархий [10].
Архиереи
- свт. Симеон I Полоцкий (упом. 1272 — 3 февраля 1289)
- Андрей (Герденев) (1289 — 28 марта 1316)
- Варсонофий I (1316 — 1328)
- Феодор I (1330 — 1342)
- Феодор II (1342 — 1360)
- Василий (1361 — 1372)
- Евфимий I Вислень (9 марта 1374 — июль 1390)
- свт. Арсений (24 июля 1390 — 2 марта 1409)
- Антоний (2 февраля 1411 — 1434)
- Илия (1435 — 30 декабря 1456)
- Моисей (28 января 1458 — 1461)
- Геннадий (Кожин) (25 марта 1461 — апрель 1477)
- Вассиан (Стригин-Оболенский) (6 декабря 1477 — 23 мая 1508)
- Нил Грек (24 августа 1509 — 3 апреля 1521)
- свт. Акакий (30 марта 1522 — 14 января 1567)
- свт. Варсонофий II (1567 — 1570)
- Савва (1570 — 1573)
- Феодорит (1573 — 1578)
- Захария (осень 1578 — 1602)
- сщмч. Феоктист (15 января 1603 — 1609)
- свт. Арсений Элассонский (1613 — 1615)
- Пафнутий (17 февраля 1620 — 1628)
- Евфимий II (26 октября 1628 — 1642)
- Иона (24 декабря 1642 — 26 июля 1654)
- Лаврентий (16 апреля 1654 — 26 июля 1657)
- Иоасаф (август 1657 — 1676)
- Симеон II (16 апреля 1676 — июль 1681)
- Варсонофий III (Еропкин) (6 сентября — декабрь 1681)
- Сергий (Велтахов) (5 февраля 1682 — 1702)
- Каллист (Поборский) (21 февраля 1703 — 23 июня 1711)
- Алексий (Титов) (9 ноября 1712 — 21 января 1714)
- Варлаам (Косовский) (21 января 1714 — 3 марта 1720)
- Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 марта 1720 — 3 февраля 1723)
- Феофилакт (Лопатинский) (1723 — 13 декабря 1738)
- Митрофан (Слотвинский) (начало 1739 — 7 декабря 1752)
- Вениамин (Пуцек-Григорович) (28 февраля 1753 — 2 апреля 1758)
- Афанасий (Волховский) (23 апреля 1758 — 26 мая 1763)
- Иннокентий (Нечаев) (28 мая — 4 октября 1763)
- Гавриил (Петров) (6 декабря 1763 — 22 сентября 1770)
- Платон (Левшин) (10 октября 1770 — 25 января 1775)
- Арсений (Верещагин) (1 апреля 1775 — 22 сентября 1783)
- Иоасаф (Заболотский) (22 сентября 1783 — 13 февраля 1788)
- Тихон (Малинин) (6 мая 1788 — 18 мая 1792)
- Ириней (Клементьевский) (6 июня 1792 — 17 октября 1798)
- Павел (Пономарёв) (26 октября 1798 — 26 декабря 1799)
- Павел (Зернов) (15 января 1800 — 18 декабря 1803)
- Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1803 — 30 августа 1814)
- Серафим (Глаголевский) (30 августа 1814 — 15 марта 1819)
- свт. Филарет (Дроздов) (15 марта 1819 — 26 сентября 1820)
- Симеон (Крылов-Платонов) (26 сентября 1820 — 3 июля 1821)
- Иона (Павинский) (21 июля 1821 — 6 ноября 1826)
- Амвросий (Протасов) (6 ноября 1826 — 1 июля 1831)
- Григорий (Постников) (25 июля 1831 — 1 марта 1848)
- Гавриил (Розанов) (1 марта 1848 — 15 февраля 1857)
- Филофей (Успенский) (15 февраля 1857 – 5 мая 1876)
- Алексий (Ржаницын) (9 сентября 1876 — 9 июня 1877)
- Евсевий (Ильинский) (8 декабря 1877 — 12 марта 1879)
- Савва (Тихомиров) (23 апреля 1879 — 18 сентября 1896)
- Димитрий (Самбикин) (2 ноября 1896 — 26 марта 1905)
- Николай (Зиоров) (26 марта — 8 апреля 1905)
- Николай (Налимов) (8 апреля — 1 июля 1905)
- Алексий (Опоцкий) (1 июля 1905 — 29 января 1910)
- Антоний (Каржавин) (30 января 1910 — 16 марта 1914)
- сщмч. Серафим (Чичагов) (23 марта 1914 — кон. 1917)
- Арсений (Смоленец) (1917 — 7 сентября 1917) в/у, еп. Старицкий
- сщмч. Петр (Зверев) (1921 — 1922) в/у, еп. Старицкий
- Павел (Павловский) (1926) в/у
- Макарий (Даев) (1958) в/у, архиеп. Можайский
- Алексий (Коноплёв) (март — ноябрь 1960) в/у, еп. Лужский
- Филарет (Вахромеев) (6 сентября 1971 — август 1972) в/у, еп. Дмитровский
Спорт и служение
Митрополит Амвросий, как уже было сказано выше, любил прокатиться на велосипеде по улицам Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, он занимался на тренажёрах и довольно активно.
— Сейчас я очень сильно обленился, — сетует владыка, — за что себя ругаю. Движение помогает человеку чувствовать себя лучше. И помогает более полноценно выполнять свои обязанности. Это никак не противоречит аскетическому образу жизни, даже наоборот. В моём понимании, то, что приходится заставлять себя делать, можно считать хоть и маленьким, но аскетическим подвигом, — смеётся он.
В целом же РПЦ не ограничивает священнослужителей в выборе вида спорта, будь то плавание или прыжки в длину – что угодно. Более того, среди священников достаточно профессиональных спортсменов, которым занятия необходимы, чтобы сохранять здоровье. Разве что, церковь не готова увидеть своего представителя на профессиональном ринге, а в качестве тренера по борьбе или даже боксу – пожалуйста.
География благочиний
- I-е Тверское, II-е Тверское:
- г. Тверь
- г. Бологое
- г. Вышний Волочек
- с. Васильевское
- г. Кашин
- г. Кимры
- г. Конаково , с. Завидово , д. Карачарово , д. Свердлово , с. Селихово , д. Тешилово
- г. Осташков , п. Селижарово
- г. Торжок , г. Старица
- Храмы в ведении правящего архиерея
- Благочиние монастырей, архиерейских и монастырских подворий
Новый год на Афоне
Исключая последние два года, несколько лет подряд дни новогоднего праздника владыка проводил на Афоне. Как он говорит: «Из года в год переходил естественно, никак этого не отмечая, в круге богослужений и послушаний». В Москве новогоднюю ночь он проводил на богослужении, а затем шёл спать. Хотя однажды это было похоже на праздник. Будучи ректором академии, после службы он пригласил к себе духовенство и студентов: вместе поговорили и выпили немного шампанского. А вот обращения президента в последние годы митрополит не видел, потому что как раз в это время идёт богослужение.
Монастыри
- Волговерховский Ольгинский (женский)
- Вышневолоцкий Казанский (женский)
- Желтиков (недейств.)
- Житенный Смоленский (женский, ранее был мужским)
- Калязинский Троицкий (закрыт в 1920-м, разобран и затоплен)
- Кашинский Клобуков (женский)
- Николо-Малицкий (мужской)
- Нило-Столобенская пустынь (мужская)
- Новоторжский Борисоглебский (мужской)
- Оршин Вознесенский (женский)
- Осташковский Знаменский (упразднён в 1920-е)
- Отрочь Успенский (недейств.)
- Саввин Сретенский (упразднен в 1764)
- Селижаровский Троицкий (недейств.)
- Старицкий Успенский (мужской)
- Тверской Екатерининский (женский)
- Тверской Рождественский (женский)
- Тверской Трёхсвятительский (недейств.)
- Тверской Феодоровский (упразднён в XVIII веке)
Любовь к животным
— Как-то мне подарили лабрадора, ему на тот момент было полгода. Ещё полгода я его воспитывал, это время мы друг друга испытывали на характер. Он был очень породистый, родился в одном из питомников Ирландии. Мне было жаль животное, которому я не могу уделить время. Иногда я даже приводил его с собой в кабинет ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Он садился рядом и, если кто-то подходил ко мне, начинал задирать лапой. Когда я ему говорил: «Подожди», — он уходил в угол, смотрел на меня жалостливыми глазами и вздыхал, как человек. Он вызывал у меня такие эмоции, что я понял: надо выбирать – тратить время и силы на него или на студентов и своё основное послушание.
Тогда хозяин принял решение, и пришлось с лабрадором расстаться. Пёс прожил несколько лет в замечательной семье, которая его любила. Рассказывая эту историю, митрополит смотрит в угол, как будто взглядом отыскивает там собаку, и продолжает.
— Некоторые наши священнослужители почему-то говорят, что грех иметь собаку в доме, вот, мол, можно кошку и то не всегда, а собака – нечистое животное. Я сейчас обращаюсь к таким священнослужителям: посмотрите фильм «Где ты, Адам?». В монастырь на Афоне собирают всех увечных собак, и кошек там несметное количество, они ловят змей и крыс. Игумен Григорий говорит: «Надо уметь любить творение». Это касается не только собак, но и цветов, деревьев, даже воды, всего. Надо уметь любить природу, созданную Богом. И животные нас этому очень хорошо учат: и любви, и терпению.
Учебные заведения
- епархиальная общеобразовательная школа им. свт. Тихона Задонского(c 1993)
- культурно-образовательный при Ильинском храме г. Конаково
- кафедра православного богословия Тверского ГУ (c 1997)
- школа хорового пения при Вознесенском соборе Твери
- православная гимназия, с. Городня-на-Волге
- Вышневолоцкая православная общеобразовательная средняя школа им. прп. Сергия Радонежского
- культурно-образовательный центр при Вознесенском соборе г. Твери
- духовно-просветительский центр г. Удомля
- Тверская православная общеобразовательная средняя школа им. свт. Тихона Задонского
- общеобразовательное учреждение-комплекс начального и дошкольного образования «Русская школа» (с 1998)
- Тверская духовная семинария (недейств.)
- Кашинская духовная семинария (недейств.)
- Вышневолоцкое духовное училище (недейств.)
- Кашинское духовное училище (недейств.)
- Новоторжское духовное училище (недейств.)
- Осташковское духовное училище (недейств.)
- Старицкое духовное училище (недейств.)
- Тверское духовное училище (недейств.)
- Тверское епархиальное училище (недейств.)
Храмы
- Кафедральный собор Воскресения Словущего (Воскресенский кафедральный собор). Адрес: Тверь, улица Баррикадная, д. 1. Телефон: +7 (4822) 42-25-21;
- Храм Троицы Живоначальной (Собор Белая Троица). Адрес: Тверь, улица Троицкая, дом 38. Телефон: +7 (4822) 34-53-12;
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Адрес: Тверская обл., Калязинский р-н, село Апухтино. Телефоны: +7 (916) 955-19-52
- Собор Вознесения Господня в Ржеве. Адрес: Тверская обл., г. Ржев, Красноармейская сторона.
- Вознесенский собор в Твери. Адрес: Тверь, улица Советская, 26. Телефон;
- Собор Корсунской иконы Божией Матери. Адрес: Торопец, улица Комсомольская, д. 6.
- Храм великомученика Димитрия Солунского. Адрес: Тверская обл., дер. Березино, улица Садовая, д. 69. Телефон: +7 (960) 701-28-20;
- Лаптево-Покровская церковь.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: Тверь, набережная реки Тьмаки, д. 1А. Телефоны: +7 (4822) 32-06-92
- Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Кашин).
- Скорбященская церковь в Твери (иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость). Адрес: Тверь, улица Андрея Дементьева, д. 1. Телефон;
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь в Тургиново). Адрес: Тверская обл., село Тургиново, Торговая площадь, д. 3. Телефоны +7 (915) 716-50-65:
- Церковь Воскресения Христова (Трёх Исповедников). Адрес: Тверь, набережная Афанасия Никитина, д. 38. Телефон
- Графская церковь в Чертолино (Храм Святой Троицы). Адрес: Тверская обл., Ржевский р-н, усадьба Чертолино.
- Храм Святителя Николая (Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы) в Апухтино. Не действующий. Адрес: Тверская обл., Калязинский р-н, с. Апухтино. Телефоны: +7 (919) 729-48-91;
- Церковь Великомученика Никиты. Не действующий. Адрес: Тверь, улица Шишкова, 6.
Литература
- Энциклопедия Тверская область
, 1994. - Покровский, В. И., Историко-статистическое описание Тверской губернии
, т. 1-2, Тверь, 1879-1880. - Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г.
, Тверь, 1914, 554 с. разд. паг. - Первухин, Г. П., О тверских иерархах
, Тверь, 1901, 175 с. - Ротермель, Б. Н., Тверь и тверские правители 1773-2003 гг.
, Тверь, 2006. - Сысоев, В. И., Тверской губернатор Александр Павлович Бакунин
, Тверь, 2004. - «Синодик Тверских иерархов», Тверские Епархиальные ведомости
, № 1, 2003 [11] - «Православные храмы Тверской земли»
«Где ты, Адам?» и «Молодой папа»
Для кинематографа в жизни митрополита Амвросия места совсем мало, а для телевидения нет совсем. Тем не менее, буквально накануне интервью он был в кинотеатре «Звезда» на премьерном показе документального фильма «Где ты, Адам?». Съемки фильма проходили на Афоне, занимался этим, по словам митрополита, его знакомый протодьякон из Киева. В фильме запечатлена повседневная жизнь монахов, с богослужениями, рыбной ловлей, спорами и выходом из споров.
— Начинается фильм со слов игумена, где он благодарит Бога за всё, что было в его жизни, а больше всего — за несправедливость, поношения, которые он испытал за свою жизнь. Потому что именно в них он находил себя и чувствовал, что значит в его жизни смирение, — сам фильм, как говорит владыка, очень немногословен, но при этом сообщает очень многое о жизни в монастыре.
Сериал «Молодой папа», несмотря на занятость, митрополит посмотрел, как и многие священнослужители. Потому что он наделал шуму в религиозных кругах, когда вышел в 2016 году. Красавец Джуд Лоу в роли папы римского плавает в бассейне, развешивает на верёвку белоснежные носки, курит, одевается в папские облачения, занимается на тренажёрах и молится так, что его слышит Бог. Сериал вызвал споры – можно ли так откровенно показывать персону с таким статусом.
— Я считаю – это гениальное творение режиссёра, и гениальность выражается ещё и в том, что открывается пространство для очень многих мыслей. Что удивительно и очень правильно, католическая церковь не стала выступать против этого фильма, а наоборот — обратила себе на пользу.
Митрополит поясняет, что образ папы, прописанный в сериале, – собирательный. Люди, близкие к Ватикану, сразу узнали в нём разных реальных пап. И фильм сыграл хорошую службу католической церкви, несмотря на споры. Но у нас другой менталитет, нам такая открытость не подходит.
— К сожалению, мы, действительно, ещё имеем шаблоны и комплексы, которые не позволяют нам правильно относиться друг к другу. Я много раз был на Балканах и в Греции и видел, как там священнослужители общаются со своей паствой. Они могут зайти в ресторанчик вместе, что-то обсудить, выпить вместе кофе, поужинать. И это не считается чем-то предосудительным. Тем более что там священнослужители никогда не ходят в гражданской одежде, в Греции это запрещено на уровне Конституции, там церковь не отделена от государства. Помимо того, что паства потом его не будет воспринимать, священника в мирской одежде может оштрафовать полиция. Поэтому они не стесняются ходить в подряснике на базар, в магазин, ресторан, общаться с молодёжью. У нас, к сожалению, если священник придёт в такое место, его будут фотографировать, а потом по-своему это интерпретировать. Наша ментальность пока не позволяет нам такие обычные человеческие вещи правильно понимать. Не всё, что наши люди считают грехом, – им является. Не грех прийти и пообщаться с каким-то человеком, грех – одобрять какой-то плохой поступок или участвовать в нём. Но общаться, даже публично, не просто не грех – добродетель.
Тверская епархия — древнейшая епархия в Русской Православной Церкви
Тверь, носившая с 1931 по 1990 гг. имя Калинин, — древнейший город России. Основан в 1135 году.
Город стал столицей Тверского княжества в середине XIII века. Формальным центром Древней Руси она стала в 1264 г., когда Тверской князь Ярослав Ярославич получает ярлык на великое княжение Владимирское.
Начало расцвета Твери относится к концу XIII — началу XIV в., ко времени княжения Михаила Ярославича.
В.П. Верещагин. «Великий Князь Ярослав Ярославич. 1263—1272 г.» 1896 год. Тверская кафедра была учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче. Фото: upload.wikimedia.org
Кафедра Тверской епархии — одна из старейших в Русской Православной Церкви. Она учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче не позднее 1271 года, путём выделения из Полоцкой епархии.
Как гласят летописи: Тверская земля издавна «принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии, учрежденной в Полоцке…».
Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар. 26 января 1589 года на территории епархии была установлена архиепископия.
Кафедра Тверской епархии — старейшая в РПЦ.
Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской; по существовавшему с 1764 по 1868 гг. делению епархий на классы, Тверская епархия числилась в 1764 году двенадцатой, в 1800 и 1869 гг. одиннадцатой и следовала непосредственно после Рязанской.
Московскими соборами 1589, 1667, 1681 и 1682 гг. установлена была епископия во Ржеве и предположена была к установлению в 1589 и 1681 гг. епископия в Кашине. Однако на практике она не существовала.
Полоцк, конец XVIII века. Исторически Тверская епархия завела в церковных делах от полоцкой иерархии (ныне Полоцк находится на территории Белоруссии). Фото: upload.wikimedia.org
29 февраля 1836 года было учреждено Старицкое викариатство, но 1 октября 1840 года оно было закрыто и восстановлено только 9 ноября 1866 года. Старицкое викариатство просуществовало до 1926 года.
С 1920 по 1924 год существовало Кашинское викариатство;
с 1920 по 1937 год существовало Осташковское викариатство;
с 1928 по 1937 год существовало Бежецкое викариатство;
с 1929 по 1936 год существовало Кимрское викариатство;
с 1930 по 1936 год существовало Ржевское викариатство.
Священник и роскошь
Предметы роскоши у священнослужителя, будь то аксессуары, автомобиль или одежда, как правило, вызывают волну негодования в обществе. По мнению митрополита Амвросия, если священник выглядит слишком богатым на фоне прихожан, это подрывает доверие, даже если предметы роскоши получил в подарок. Он может принимать подарки, почему бы и нет? Если при этом не ставит перед собой задачу — выглядеть особенным, успешным. Но и другая крайность, тоже не к добру.
— Священнику нужно ориентироваться на среднего прихожанина. Он не должен, естественно, выглядеть слишком богатым, но и нарочито бедным и убогим — тоже. Самое главное, чтобы священнослужители были аккуратными и опрятными. И чтобы то, что они делают, не становилось причиной для гордыни или выражением глупости. Выставляя себя на посмешище, священник выставляет на посмешище церковь.