Юношеские годы и молодость
Когда детство закончилось, наступили не менее суровые времена. Томислав серьезно заболел, никто не мог дать точных прогнозов о его будущем состоянии и вообще жизни. Именно тогда будущий инок принял решение о полном посвящении себя Богу.
Отец не разделял желание сына принять постриг. Мужчина был твердо уверен в том, что сын должен остаться в миру. Тогда отец своей волей направил сына в ремесленно-торговое училище. Томислав получил хорошее образование, которое позволило бы ему потом зарабатывать себе на хлеб.
Однако позже он убедился, что его предназначение заключается абсолютно в другом. Томиславу тогда только исполнилось 18 лет. Молодой человек заразился страшной болезнью. Врачи сказали о необходимости прохождения сложного курса лечения. Туберкулез все сильнее влиял на здоровье будущего старца. Врачи вынесли вердикт, что без продолжения особой терапии Томислав не проживет более пяти лет.
Это интересно! Терапия туберкулеза в те времена включала в себя не только принятие лекарственных препаратов, но и накачивание легких сжатым воздухом. Последняя процедура была достаточно неприятной и длительна по времени.
Монашеская жизнь
В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.
Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.
Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.
После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.
Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.
Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.
От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.
После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.
В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.
Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.
В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.
Писательские труды Витовницкого
После изучения трудов самых разных святых отцов, после познания Священного Писания, старец Фаддей и сам взял в руки перо. Из-под его руки вышло ни одно произведение. Самым известным считается «Мир и радость в Духе Святом».
«Мир и радость в духе святом»
Это произведение стало результатом духовной возвышенности и любви монаха к людям. Всю книгу можно поделить на следующие части:
- «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
- «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
- «Витовницкий стослов».
Книга старца Фаддея Витовницкого
Каковы наши мысли, такова наша жизнь
Еще с детства отец Фаддей стал собирать и записывать мысли о жизни. Его цитаты часто используются другими священниками. Самые знаменитые это:
- «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
- «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».
Какие у нас мысли, такова и наша жизнь
6 / 19 октября 1914 года родился известный сербский духовник, один из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви XX века архимандрит Фаддей (Штрбулович), стяжавший дары непрестанной молитвы, смирения, любви, прозорливости и духовного рассуждения.
Публикуем отрывки из книги «Архимандрит Фаддей Витовницкий», выпущенной издательством Сретенского монастыря.
***
Архимандрит Фаддей Витовницкий / Cост. О.Л. Рожнёва. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 128 с.
Старец вспоминал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».
***
«С ранней своей молодости отправился я послужить Господу. У меня было слабое здоровье, и я думал, что остаток своей жизни проведу так, как того требует Господь».
***
Старец Фаддей всю свою жизнь старался совершать подвиг ежедневного служения литургии, даже в дни тяжелой болезни. Он любил повторять слова святого праведного Иоанна Кронштадтского как свои собственные: «Когда я не служу литургию, я не живу!»
«Когда я не служу литургию, я не живу!»
***
С 1981 года и почти до конца жизни отец Фаддей подвизался в Витовницком монастыре. Слава о духовном рассуждении, мудрости и прозорливости старца широко расходилась среди верующих. Сам смиренный старец на вопрос о своей прозорливости шутливо отвечал: «Ну да, вот заберусь на подоконник и далеко-о вижу…»
***
«Люди приходят ко мне с невысказанными вопросами, но Бог знает, что им нужно. Не я. Они думают, что я отвечаю на мысли их. Господь отвечает, а не я, не я…»
***
Отец Фаддей зачастую принимал круглыми сутками и годами страдал от нервного истощения из-за тяжелой духовной ноши, которую он нес. Он иногда говорил: «Когда мы молимся за других, то принимаем на себя часть их страданий». Отец Фаддей подвизался и сугубым подвигом — он никогда не ложился в постель.
***
Архимандрит Йован (Радосавлевич) говорил о старце: «Народ всего Витовницкого края, да всей страны, почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик седого одухотворенного старца словно озарен светом и радостью. Такие духовники — благодатный дар Божий в наше суровое время».
***
Старец Фаддей Витовницкий оставил нам в назидание духовные советы и наставления. Эти советы и наставления просты, но полны евангельской мудрости и Божественной благодати. Его поучения передавались из уст в уста.
***
Фото: ibelieveorthodoxy.com
«Какие у нас мысли, такова и наша жизнь».
***
«Наши мысли действуют не только на нас, но и на окружающий животный и растительный мир, более того, они влияют на вечность, не только разрушая землю, но и умножая зло во Вселенной».
***
«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами».
«Гораздо лучше учить жизнью, чем словами»
***
«Почему Господь наказывает нам любить неприятелей наших? Это не ради них, но ради нас. До тех пор, пока мы сохраняем в себе мысль об обиде, которую нам нанесли недруги, друзья, родные, близкие, мы не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии. Необходимо освободиться от этого зла, выбросить его, как будто ничего и не было, простить все».
***
«Не следует много думать о себе, потому что, думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало».
***
«Строгость в отношении к ближним опасна. Строгие возрастают лишь до определенной степени и остаются на телесном подвиге. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».
«Строгость в отношении к ближним опасна. В обхождении с людьми нужно быть благим, кротким, снисходительным».
***
«К ближним нужно одинаково относиться. Мы не смеем делить людей: этот мне симпатичен, этот антипатичен. Ибо тогда вы объявили войну этой другой особе. И она будет к вам нетерпима. И хотя внешне вы не дали повода, ни словом, ни движением, внутри себя, своими мыслями, вы это вызвали».
***
«Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних “неприятелей”».
***
«Люди переменчивы как ветер. Сегодня они — за тебя, завтра — против. Кто может остановить ветер? Кто может угодить всему свету? Если стараешься угодить каждому, обязательно попадешь в беду. Евангелие говорит: премудрость — прóстым. Будем перед всем миром ничем, чтобы перед Богом стать чем-то».
***
«Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо это есть великая радость — дружить с единомышленниками».
***
«Ключевая черта характера — основа при переходе в вечность. Если мы мирны и тихи — идем в ряд святых и ангелов».
***
«Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр».
***
У старца спросили: «Как нужно молиться Богу?» Старец ответил: «Молиться нужно так, как молился отец Иоанн Кронштадтский. Он внимательно читал молитвы, на каком-нибудь слове чувствовал, что его сердце согрелось, а в душе разлились мир и радость, и затем уже молился с чувством. Слова молитвы нужно произносить с верой в то, что Господь смотрит на вас и слушает вас. А когда во время молитвы в сердце что-то зарождается, “схватите” это, задержитесь на этом — “стойте” в этом».
***
«Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла».
***
«Господь будет смирять нас с помощью окружающих людей. Кто-то вызывает наше раздражение, гнев — и так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем оставаться спокойными, пока не усвоим этот урок».
***
Фото: predanie.ru
«Бог, Который весь Любовь, знал, что все созданные разумные существа не смогут сохранить свое положение, и дал время от сотворения мира до Страшного Суда, чтобы разумные существа пришли в себя, чтобы вернулись в объятия своего Родителя. Чтобы соединились с Абсолютным Добром, с Абсолютной Любовью… Но вот, людям стало милее зло, нежели добро. Падшая природа! Легче подумать худо, нежели хорошо. Но когда человек подумает дурно, ему нет ни мира, ни покоя от таких мыслей. Как велико наше падение!.. Страшно. Мы не можем прийти в себя. И ничего не можем сделать сами».
***
Старец Фаддей говорил: «Всю жизнь меня мучила мысль о цели этой жизни, я задавал себе вопрос, для чего нужна эта жизнь. То, что человек трудится, чтобы достигнуть материального богатства, чтобы есть и пить, — неужели это все, что необходимо человеку? Слава Богу, в житии святого Серафима Саровского говорится, что цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».
Не гневаться на детей за их активность
Фото: Flickr.com
Небесные духи по-разному воздействуют на детей. Ребенок не может быть все время неподвижным и спокойным. Он в своем развитии должен непрерывно двигаться, стремиться куда-то, при этом, порой, забывая о родительских наставлениях.
Но он делает что-то не так не со зла, а от непонимания. А когда родители сердятся, впадают в гнев, ругают его, набрасываются с упреками, а то и побоями, ребенок не понимает, в чем его вина.
Родителям нужно в таких случаях сначала самим успокоиться, а потом мирно, с любовью объяснить ребенку, в чем его ошибка. Если это делать постоянно, день ото дня, направляя мысли от своего сердца, к сердцу ребенка, то он поймет. Если же приступать к воспитанию в гневе, на эмоциях, то возникает мысленная вражда и тогда все наставления родителей проходят мимо разума их чада.