Из века в век передается учение о христианской вере великими посланниками Господа, святителями, богословами, которые все реже встречаются в современном мире. Святитель Николай Сербский — епископ Никола, славный сын Православной Церкви Сербии, причисленный к лику святых Сербской и Русской православными церквями.
Обладающий уникальными талантами и Божьими дарами, которые можно сравнить только с помазанием царя и пророка Давида, оставил в наследие будущим поколениям не только духовные книги, молитвенник, но и вдохновляющие беседы для распространения движения богомольцев, молитвенников, ходатаев перед Богом.
Биография святителя
Подробности о жизни и деятельности сербского святого Николая Сербского можно узнать, посетив музей в монастыре, освященном его именем в Шабацкой епархии.
Происхождение и детские годы
Святитель родился в Западной Сербии, в крестьянской семье 5 января 1881 года. Село Лелич, где жили Велимировичи, находится рядом с монастырской обителью Челие. Драгомир, отец Николая, привел сына в церковно-приходскую школу при монастыре. Он рассчитывал, что мальчик, усвоив азы грамоты, станет посредником между селянами и властями. Неграмотным крестьянам был необходим человек, умеющий читать и писать.
Николай показал такое усердие в учебе, что учитель посоветовал ему продолжить образование в гимназии в близлежащем Валево. Для оплаты учебы Николе (серб.) пришлось подрабатывать уроками на дому в семьях зажиточных горожан. После завершения гимназического курса Николай сделал попытку подать документы на военную специальность, но не прошел медкомиссию из-за худобы и малорослости.
Житие и служение Богу
Вместо военной карьеры юноша определил свое будущее назначение, поступив в столичную семинарию. В духовном заведении Николай стал лучшим из учеников. Тяга к знаниям у него не ограничивалась богословскими предметами. За 3 года семинарист перечитал произведения великих русских, немецких, английских писателей.
Любимым писателем был Петр Негоша, выдающийся черногорский епископ и поэт середины XIX века. Николай впитал его взгляды и мысли, которые стали его идеологией, и впоследствии озвучивал в своих проповедях.
Чтение развило в нем ясность мысли, умение донести суть вопроса до слушателей. По окончании семинарии Николай работал некоторое время сельским учителем. Просветительское поприще на этом уровне его не удовлетворило. Выхлопотав стипендию, Никола отправился для продолжения богословского образования в Бернский университет (Швейцария), где поступил на Старокатолический факультет.
В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по богословию на тему основного догмата Апостольской Церкви. После Берна Николай год проучился в Оксфордском университете, где углубленно изучал философию. Докторскую диссертацию по философии он защитил в Женеве.
В 29 лет молодой человек возвращается в Сербию и получает должность в Белградской семинарии. В это время он начинает свою писательскую деятельность, печатая статьи по вопросам веры в газетах и журналах, издаваемых сербским патриархатом. У Николая ставят диагноз туберкулез, что заставляет его прервать работу.
Святитель дал зарок Господу, что если излечится, то примет монашество. Молитвы Николая были услышаны Спасителем, патологический процесс в легких остановился. Выполняя обещание, данное Богу, Николай постригся в монахи в Раковицкой обители в пригороде Белграда под именем Николай.
В чине иеромонаха на следующий год Николай отправляется в Петербургскую духовную академию для обучения, не поставив руководство академии в известность об имеющихся докторских степенях. Митрополит С-Петербургский и Ладожский, пораженный эрудицией сербского священнослужителя, выхлопотал ему стипендию и разрешение посетить православные русские центры.
Возвращение святого в Сербию совпало с началом Первого мирового «пожара». Святитель считал своим долгом быть на передовой, благословляя и причащая военнослужащих. По окончании войны Николай становится настоятелем Орхидской обители.
Древний монастырь был передан во владение Сербской поместной церкви в 1914 году. На протяжении 14 лет владыко Николай прилагал усилия для восстановления зданий, привлечения насельников, распространения православного учения. Владыко активно занимался делами епархии: посещал отдаленные приходы, проповедовал, писал богословские сочинения, открывал сиротские приюты.
В 1934 году Николая переводят на службу в Жичский монастырь, самую прославленную духовную обитель Сербии. Энергичный и разумный владыко превратил обитель в центр сербского православия, достигшего в этот период времени наивысшего расцвета. Желая отвлечь сербов от ереси, епископ организовал религиозное движение, названное «Богомольцы».
Один из его стихов стал гимном этого движения:
«Помоги нам, Всевышний,
Без Тебя ничего не сумеем,
Ни пахать, ни петь,
Ни правду отстоять».
Начало Второй мировой войны изменило судьбу епископа Николая. Главарь фашисткой Германии после оккупации Сербии издал формуляр, предписывающий истребить сербскую образованную элиту, включая духовную. Лица, подлежащие уничтожению, были перечислены поименно. Религиозные деятели, попавшие под репрессии – глава Сербской Православной церкви Дожич, митрополит Зимонич и епископ Жичский Никола Велиморович.
С 1942 по 1944 год они содержались под строгим надзором в обители рядом с городом Панчево. В сентябре 1944 патриарха Дожича и епископа Николая перевели в «трудовой лагерь по перевоспитанию инакомыслящих» Дахау, где они пробыли до окончания войны. В мае 1945 заключенных Дахау освободила американская армия.
В Сербии к власти пришли коммунисты, обвинившие епископа Жичского в национализме и антисемитизме. Дорога на родину ему была закрыта. Святитель сначала приехал в Англию, а затем, через год, эмигрировал в Соединенные Штаты Америки.
В Америке святой Николай посвятил последние годы жизни написанию богословских произведений и книги о концентрационном лагере. Иногда его приглашали выступить с лекциями в Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, в семинариях Джорданвилла в Пенсильвании.
Кончина
Скончался святитель Николай 18 марта в возрасте 75 лет во время утреннего обращения к Господу во время пребывания в Пенсильвании. Сюда Никола Сербский приехал, чтобы отслужить литургию в русской православной обители. Похоронен спустя 9 дней в храме сербского монастыря в штате Иллинойс.
Епископское служение
В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.
Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.
В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.
В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.
В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.
Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.
Творческое наследие
Николай Сербский оставил многочисленное литературное наследие, в котором преобладают вопросы догмата веры. Исключение составляет книга «Земля недостижимая», в которой на основе пережитого повествуется об испытаниях узников Дахау.
Святой написал книгу, чтобы опровергнуть собственные взгляды конца 40-х годов, когда одобрительно отзывался о деятельности Гитлера в Германии. Вместе с тем, он до конца жизни остался убежденным антисемитом, считая евреев пособниками дьявола.
В своих трудах святитель коснулся:
- нравственных аспектов веры;
- догматов христианства;
- основ православия.
Его взгляды стали идеологической платформой сербского фашистского движения. Все вместе послужило основанием признать в Сербии епископа в послевоенное время пособником фашистов, несмотря на преследование и заключение в концентрационный лагерь. Гитлеровцы не тронули высшее духовенство оккупированных европейских стран, кроме Сербии.
Рождение миссионера и писательский путь
Переполненный впечатлениями по местам русских святынь, Никола Велимирович начинает миссионерскую деятельность в Сербии, неся в массы учение Христа.
Преподавая в Белградской семинарии, ученый богословия и философии собирает целые залы семинаристов на читаемые ним предметы:
- логика;
- психология;
- философия;
- языки.
На его проповеди собираются Белградские крестьяне и представители интеллигенции, постепенно имя Николая Велимировича знает вся Сербия. Его книги по Нагорной проповеди, о грехе и смерти, «Религия Негоша» приобретают особого признание.
Книга святителя Николая Сербского
Первая проповедь в Боснии, которая на то время была политической ареной, где Австро-венгерская власть приступила к формированию «нового боснийского народа», стала боевым крещением для уже известного миссионера. Никола Велимирович поддержал православных верующих в Сербии, чем вызвал недовольство новой власти, пытающей разобщить народ. Вердикт — запрет на въезд в Боснию.
Почитание
Николу Велимировича в 1987 году причислили к местночтимым святым епархии, где он родился. Весной 1991 года останки были доставлены из США в родное село святителя и перезахоронены на местном кладбище. Епископ Сербский был признан святым 19 марта 2003 года Сербской поместной церковью. Дни памяти – 18 марта (смерти) и 3 мая (перезахоронение).
В начале мая 2004 года в Шабацкой епархии (где покоятся останки святого), освятили монастырь в честь святителя Николая. В обители открылся музей имени владыки.
Детство Николая
Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в маленьком горном селе Лелич недалеко от городка Валево. Он был старшим сыном у глубоко набожных Драгомира и Катарины Велимировичей.
Происхождение и рождение
Семья была большая, родители-крестьяне пользовались уважением у соседей. Мальчика крестили в монастыре Челие, дали ему имя Никола. Все дети воспитывались в любви и послушании Богу, мать часто водила детей в монастырь на службы.
Семья
С раннего детства дети были приучены к крестьянскому труду, каждая пара рук была необходима в большом хозяйстве. Детей в семье не баловали, крестьянская жизнь была тяжелой, труд был изнурительный. Восемь младших братьев и сестер Николы умерли в детстве и отрочестве. У старшего тоже были проблемы со здоровьем.
Школьные годы
Отец сам отвел старшего сына в монастырскую школу. Необходимо было научить его грамоте, чтобы хоть кто-то в семье умел читать повестки от властей и мог на них отвечать. Учеба давалась Николе очень легко, усердие и старание никогда не оставляли его, эти качества сделали его лучшим учеником в школе.
Учитель Михаил Ступаревич часто беседует с родителями Николы и убеждает их, что мальчик должен учиться дальше. Родители дали на это согласие, невзирая на то, что хозяйство нуждалось в его рабочих руках. Мечталось, что старший сын станет учителем или инженером.
Православные тексты
В молитвенных обращениях православные верующие прославляют святительскую деятельность епископа Николая Сербского.
Тропарь
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.