Представить себе без этого предмета пастуха, паломника или патриарха просто невозможно. Да и правители прошлого не обходились без него, хотя их потребность в нём была символическая. Речь идёт о посохе — символе власти, веры и магии.
Знаменитый царь Эдип, будучи простым юношей, шёл к воротам города Фивы, но путь ему преградил Сфинкс и задал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, вечером на трёх?». Того, кто не знал ответа, Сфинкс раздирал когтями. Но Эдип был находчив: «Это человек: младенцем он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а стариком опирается на посох».
Заметки о символике и истории церковной утвари. Архиерейский посох
Навершие посоха свт. Петра Митрополита Московского
Богослужебный обиход Православной Церкви формировался тысячелетиями, вбирая в себя смыслы, символы и образы из разных эпох и культур. В не имеющем себе равных на земле букете духовных ароматов соединились простота и героика первых веков Христианства, изысканная торжественность Византии, строгая молитвенная радость Древней Руси.
Какой бы предмет богослужебной утвари мы ни стали рассматривать – он поведает нам не одну историю. Многие из этих предметов несут в себе образы, являющиеся архетипическими, общими для весьма далеких друг от друга культур. Венец – знак торжества, победы. Чаша – символ единства и одновременно – судьбы. Посох – атрибут силы и власти.
Архиерейский жезл – это и посох пастуха, и якорь, и орудие управления, и оружие защиты. Это бремя обязанности и опора в пути, мерило, не позволяющее сбиться с дороги, и знак духовной мудрости. В этом образе заключена мысль о власти как способности крепко стоять на ногах, идти верным путем и вести за собой последователей, отгонять и побеждать противников.
На древних изображениях Христа – Доброго Пастыря мы видим в руках Спасителя пастуший жезл с закругленной рукоятью. Скорее всего, с посохами в руках совершали свои проповеднические путешествия и апостолы. И, вероятно, уже тогда возникала символическая параллель этих посохов с жезлом ветхозаветного первосвященника.
«Яблоко» — утолщение на посохе
В наши дни в Русской Православной Церкви сложилась традиционная форма архиерейского посоха, имеющая несколько основных вариаций. У архиерейского жезла, используемого за богослужением, верхняя часть непременно бывает увенчана крестом, установленным на шарообразном «яблоке». Это «яблоко» с крестом отличает атрибут архиерейского сана от жезла, употребляемого настоятелями монастырей. Древко жезла, как правило, также украшается округлыми утолщениями – «яблоками» или плоскими перемычками — «обоймицами». Во внебогослужебное время архиерей использует жезл простой формы, ручка которого не имеет поперечины. Как правило, жезлы изготавливают из дерева, чаще всего, темного. Богослужебные (а иногда и обиходные) архиерейские жезлы украшают рукоятями и накладками из металла, чаще всего – из серебра.
Сегодня употребляется три основных формы богослужебного архиерейского жезла. Наиболее древние из них – с Т-образной рукоятью и с рукоятью, концы которой немного закруглены опущены вниз. Эти формы, вероятно, пришли на Русь из Византии. Наиболее впечатляющая форма – жезл, окончания рукояти которого разрастаются в изображения поднявших головы змей. В России она появилась в XVII веке.
Во время интронизации Святейшего Патриарха Московского ему торжественно вручается посох святителя Петра, Митрополита Московского – в знак преемственности духовной власти. Святитель Петр сыграл ключевую роль в становлении Московского княжества: это он предсказал Великому князю Иоанну Калите возвышение Москвы, благословил построить в Кремле каменный Успенский собор и перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру. Посох святителя является значимой реликвией Православной Церкви. Этот восьмигранный жезл, вырезанный из темного дерева, украшен обложенной позолоченным серебром рукоятью с немного закругленными книзу концами. Отметим, что посох святителя Петра, изготовленный в XIV столетии, не имеет венчающего его креста. Зато с его рукояти на древко спускаются пластины с вырезанным по серебру Голгофским Крестом и орудиями Страстей Христовых. Данный образ красноречиво говорит о значении архиерейского служения как крестоношения и в то же время – напоминает о том, что архиерей совершает свое служение по данной ему Христом благодати. Закругленные концы рукояти знаменуют собой якорь – один из ключевых образов христианской символики, знак твердости в вере и духовной рассудительности.
Посох свт. Стефана Великопермского
Подобную посоху святителя Петра форму имеет и архиерейский жезл святителя Стефана Пермского, который, так же как и святитель Петр, жил в XIV столетии. Святой Стефан – миссионер, обративший в православную веру полудиких пермяков-зырян – ходил с простым посохом, который собственноручно изготовил из светлой лиственницы. Посох этот по молитвам святого стал чудотворным: его прикосновением святитель Стефан разрушил идольское капище. В этом житийном повествовании мы видим еще одно символическое значение архиерейского жезла – как духовного оружия, орудия, через которое действует Божественная благодать. Как здесь не вспомнить древнего пророка Моисея, по воле Божией изводившего из камня воду и разделявшего надвое толщу морской воды прикосновением посоха. В том, что действия эти производятся не просто рукой, а именно жезлом, заключен духовный смысл: посланники Божии действуют не от себя, но силой, которая была дарована им свыше вместе с призванием на служение.
После кончины святителя Стефана его жезл стоял возле гробницы своего владельца, погребенного в Москве, в храме Спаса на Бору. В знак благоговения к святому посох украсили тонко выполненной из рога лося накладной резьбой на сюжеты его жития. В 1612 году реликвию унесли поляки, оккупировавшие Русскую землю. Но Господь хранил святыню и более двухсот лет спустя – в 1849 году – она была случайно обнаружена в одном из храмов Литвы, опознана по церковнославянской надписи и возвратилась в Отечество. Посох передали в Пермь, где его поставили в кафедральном соборе. Там он и пользовался народным почитанием вплоть до 1918 года, когда святыню реквизировала советская власть. В наши дни посох находится в Пермском краеведческом музее, откуда его иногда выносят для поклонения верующих.
Посох свт. Димитрия Ростовского
Пастух человеческого стада
Необходимость преодолевать значительные расстояния на открытой местности заставила человека пользоваться длинной палкой. Она не только служила опорой при ходьбе, но и помогала отбиться от врага или дикого зверя. Логично, что посох стал неотъемлемым спутником всех странников. Когда же человек приручил домашних животных, посох взяли на вооружение и пастухи. Им он служил не только как средство опоры при ходьбе, но и помогал подгонять и сбивать в стадо овец. А чтобы вычленить из стада нужную особь, пастухи сгибали верхний конец посоха, придавая ему крючковатую форму. Концепция «пастух-стадо», подразумевавшая пастыря и паству, стала основополагающей не только для многих религий, но и для правителей. Впервые эта метафора появилась задолго до христианства. В Шумерском царстве, возникшем в IV тысячелетии до нашей эры, одной из регалий царя являлся посох пастуха, начисто лишённый драгоценных украшений. Шумерские правители полагали, что сделанный из священного дерева, посох наделял владельца такой же силой над остальными, которой обладает пастух над овцами. В Древнем Египте посох являлся одним из символов солнца. Египтяне полагали, что при сокращении световых дней солнце не может подняться высоко, а потому ему надо помочь опорой — посохом. День осеннего солнцестояния здесь считался днём рождения Солнца-Посоха. Так же как и шумерские правители, фараоны считали посох своей регалией. Знаменитый уас — длинный посох с раздвоенным концом и навершием в виде головы животного бога Сета наводил ужас на подданных. Уас символизировал борьбу с тёмными силами, властителем которых считался бог Сет. Египтяне верили, что уас помогает усопшим в загробном мире, и его часто изображали на стенах гробниц. Кроме того, жрецы учили, что небосвод опирается на четыре столба, схожих с посохом уас. Не менее значимым посох был и в жизни древних греков. Так, у бога морей Посейдона посох был в виде трезубца. А «бог всех богов» — Зевс — своим посохом выбивал гром и молнии. Не менее интересна легенда о посохе античного бога медицины Асклепия. Однажды у царя Крита Миноса умер любимый сын. Опечаленный царь позвал Асклепия оживить юношу. По пути посох целителя обвила змея, но Асклепий убил её. Тут же из кустов выползла вторая змея с травой во рту и воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью оживил царского сына. С тех пор посох, обвитый змеёй, стал символом медицины.
Жезл спасения, жезл правоты
Юлия Валерьевна Маслова
По сообщению ТАСС от 22 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил наместникам и настоятелям монастырей иметь дорогие жезлы и призвал заказать взамен простые деревянные посохи. На Собрании игуменов и игумений, проходившем в Москве в честь 1000–летия русского присутствия на Святой горе Афон, патриарх сказал: «Каждому игумену выдается жезл как символ духовной власти. Я был инициатором того, чтобы игумены и игуменьи получили жезлы, но мне в голову не пришло даже, что игумены и игуменьи наши эти жезлы превратят в патриаршие жезлы: богато украсят, крест поставят. Я не благословляю такие жезлы». Обращаясь к наместникам и настоятелями монастырей, собравшимся в храме Христа Спасителя, патриарх сказал: «У вас должен быть простой игуменский жезл без всяких украшений, без всяких ювелирных побрякушек и без креста — это символ архиерейского служения». «Поэтому, когда вы приедете сейчас к себе домой, первое что вы сделаете, это закажете себе простые деревянные посохи» (см.: https://tass.ru/obschestvo/3643672).
Что тут скажешь? Патриарх возмутился не только драгоценным убранством жезлов, но и тем, что они превращаются в «патриаршие жезлы».
Иными словами, только патриарху можно иметь дорогой и украшенный? А ведь он знает не понаслышке о том, что посох святого митрополита Петра московского был довольно прост. Ведь в 2009 году одним из моментов чина интронизации патриарха Кирилла было вручение ему посоха святителя Петра. Напомним, что посох этот изготовлен русскими мастерами в начале XIV века из черного дерева. Древко посоха — восьмигранной формы, рукоять оправлена золоченым серебром, кольца, перехватывающие древко по всей длине, имеют скромный декор. С двух сторон на древко с рукоятки спускаются золоченые пластины с резными изображениями Голгофы. В навершии посоха надпись: «Смиренный Петр митрополитъ всея Руси». Вот, собственно, и все «украшения».
№5 (518) / 1 февраля ‘09
Первосвятитель
В этой теме:
Первосвятитель
Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира к новоизбранному Патриарху по избрании его Поместным Собором и приятии сего избрания
Первосвятитель
1 февраля 2009 года в Москве состоялась интронизация 16-го Всероссийского Патриарха
Музеи московского Кремля передадут Русской Православной Церкви посох митрополита Московского Петра на интронизацию новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщил 28 января РИА «Новости» глава пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский.
«Этот вопрос вчера уже решен. Согласие от музеев Кремля получено», – сказал отец Владимир.
Митрополит Петр, благословивший князя Ивана Калиту возвести первый белокаменный собор (Успенский), стал первым прославленным московским святым. Посох митрополита Петра – одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей. Деревянный посох XIV века, который митрополит Петра получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия, хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды этот раритет передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II – в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения.
Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности
Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей – посох митрополита Петра. Деревянный посох (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эту святыню из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II – в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (с февраля 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости», заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции – передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году.
– Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен?
– Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат.
– Как он хранится?
– Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату.
– В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты?
– Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции.
– Значит, все было не просто?
– Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (с февраля 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.
Когда стала готовиться церемония интронизации, то поступило официальное обращение от Патриарха Московского и всея Руси в министерство культуры СССР: выдать посох митрополита Петра Патриарху, на церемонию интронизации, чтобы он провел церемонию с посохом в руках.
– Как вы расценили такую необычную просьбу?
– Это символизировало и высоту церемонии, и преемственность. Фактом является то, что такое обращение от Патриарха поступило и на рассмотрение было передано мне как человеку в министерстве отвечающему за музей. Я сразу понимал, что это вопрос непростой. Вопрос о взаимоотношении Церкви и музеев еще только вступал в свою горячую пору и вопрос о передаче церковных ценностей из музеев Церкви горячо обсуждался, но это был первый период — восстановление отношений. Тогда было и горячее желание Церкви вернуть себе целый ряд реликвий, равно как и устойчивое нежелание музеев отдавать это. Объяснялось это тем, что речь идет о художественных ценностях, общенародных, а в музее они имеют достойный уровень хранения.
– Каким же образом вы разрешили противоречие?
– Я понимал, что мне предстоит принять сложное решение, что оно не будет однозначно воспринято моими коллегами-искусствоведами, это мое предположение подтвердилось. Я хотел пойти навстречу просьбе Патриарха, и как должностное лицо я считал, что это было бы правильно. Я был знаком с патриархом еще как с митрополитом Ленинградским и Новгородским. У меня был счастливый случай не один раз общаться с ним в этом качестве. В то время Алексий был народным депутатом СССР, и в целом ряде каких-то общественных мероприятий, общественно-политических, в которых он участвовал, участвовал и я.
Он был большим почитателем искусства — мы с ним друг другу экзаменов не устраивали, но ощущение подлинности в искусстве и ощущение подлинности в культурном процессе ему было безусловно свойственно.
– Как отреагировал музей на такую просьбу?
– Реакция музеев Кремля была сугубо отрицательная. Нет, нельзя, не можем, не положено и т.д. Так что первый тур переговоров прошел безрезультатно. Но тем не менее надо было принимать решение, и я принял это решение и нашел для него такую определенную форму. Я пригласил к себе Ирину Александровну Родимцеву (в то время – директор музея-заповедника «Московский Кремль» – прим. ред.) в министерский кабинет и рассказал, что понимаю сложность этого вопроса, но предложил посмотреть на это по-другому – давайте скажем так, что данный экспонат музея будет демонстрироваться на публике в день интронизации патриарха, и демонстрировать его будет не сотрудник ваш, а сам патриарх.
– Неужели все так и решилось?
– Решение было принято, эта формулировка не была ею отвергнута, и посох был передан с условием, что он будет возвращен, Патриарх дал подтверждение. Первоначально шла речь, что на один день – на день интронизации.
– А вы были на интронизации? Расскажите ваши впечатления!
– Я был приглашен на интронизацию и на последующий прием в Даниловом монастыре. Среди почетных гостей я стоял едва ли не в алтаре и все очень близко наблюдал. Также мне посчастливилось — я поздравлял Патриарха с интронизацией вторым из лиц государства. После чего мое волнение за посох, за экспонат было велико. Тем более, что в прессе уже все стало известно, естественно было подумать о том, не похитят ли его, не случится ли с ним чего.
Я помню, как один из митрополитов, который состоял в сослужении, так залюбовался этим посохом и сказал: «Боже, какой же он простой!»
Он действительно простой, там никаких особых украшений, деревянный, из мягкого дерева.
Затем последовала просьба Патриарха о том, чтобы утреннюю службу можно было бы провести тоже с этим посохом. Это не входило в нашу первоначальную договоренность, но я с ходу сам принял решение.
– С интронизации посох оставался у Патриарха? До следующего дня?
– Да, до следующего дня посох был у Патриарха. Но здесь была своя история.
– Какая же? Расскажите!
– Давайте сейчас по фактам. Службу он тоже провел с ним, и затем посох был возвращен в музей. Фактом является то, что на просьбу новоизбранного Патриарха министерство культуры СССР пошло навстречу и удовлетворило его просьбу, а конкретную реализацию этой просьбы осуществлял я. Затем посох оставался у Патриарха до утра, и утреннюю службу он провел с ним, после чего посох был возвращен в музей.
– Разве было дано разрешение на хранение посоха вне музея?
– Когда Патриарх вышел из храма, направляясь в Данилов монастырь, он передал посох одному из служителей. Меня охватило беспокойство, когда я увидел церковного служителя, уносящего музейный экспонат. Я последовал за молодым человеком. Он вышел в притвор – я за ним, он стал подниматься по лестнице – я за ним. Так мы поднялись на верхний этаж, в ризницу, где служитель подошел к шкафу, на котором висел амбарный замок, открыл его и поставил туда посох. Когда я увидел, что музейный экспонат был поставлен среди облачений, другой церковной утвари, вот так, под амбарный замок, – а в музее он хранился при определенной температуре! – я заволновался.
– Ситуация интересная, как же Вы вышли из положения?
– Как я уже говорил, я был приглашен на торжественное празднование в Даниловом монастыре. Там, когда это стало возможным, я подошел к Его Святейшеству и тихонечко попросил перенести посох в свой сейф. Патриарх Алексий все понял. Через 20 минут посох был у него, он положил его в сейф, где до утра он и оставался.
Надо сказать, что Патриарх об этом помнил. И при наших последующих встречах, а они имели место, он меня узнавал и очень тепло приветствовал, о чем-то спрашивал. Этот факт, который он со мной ассоциировал, не был им забыт.
То, что он сделал для Церкви, для людей в целом — это трудное воссоединение с Русской Зарубежной Церковью, он сумел и церковную жизнь возвысить, он сумел сделать церковную жизнь как бы знамением современной жизни русского общества.
Сегодня себе уже нельзя представить государство Россию без понимания того, что Церковь влияет на атмосферу жизни общества — это был великий деятель не только Русской Православной Церкви, но и великий деятель России.
РИА «Новости», Патриархия.ru
Справка
Архиерейский жезл — знак архипастырской власти епископа над церковным народом, подобной той, которую имеет пастух над стадом овец. В жезле (посохе) олицетворяются странничество, проповедничество, пастырство как символ мудрого руководства.
Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь. Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.
Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.
Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от внешнего холода.
Есть мнение, что благоговение пред святостью этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании богодарованной властью над ней.
Сегодня жезл без сулка — исключительная привилегия Патриарха. Также особенностью Патриаршего богослужения является право Патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских врат.
Одна из главных святынь Русской Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох митрополита Петра (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Он является непременным атрибутом интронизаций Предстоятелей РПЦ.
© При использовании информации ссылка на СМИ «Информационное агентство Екатеринбургской Епархии» (свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В других номерах:
Посох (монашеский)
По́сох
(монашеский),
жезл
— знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются
богослужебные
— торжественные и богато украшенные посохи, и
внебогослужебные
— более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов:
- древняя форма, восходящая к VI веку в виде перевернутого якоря;
- форма, распространившаяся в XVI-XVII веках — в виде двух змей, извивающихся кверху.
Отличительной особенностью русских посохов является сулок — двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Католицизм[ | ]
В католицизме посох (другие названия — пастырский жезл
,
пасторал
) используется епископом или аббатом монастыря. Епископ использует посох как символ ординарной власти в ходе любого богослужения на своей канонической территории[2]. Жезл вместе с митрой подаётся епископу и принимается от него министрантом в определённые моменты богослужения.
Наиболее древние формы в Западной церкви заканчивались навершием в виде шара или креста в виде буквы «Т». Позднее в повсеместную практику вошли епископские жезлы с навершием в виде спирали, окружающей определённое изображение на евангельскую тематику[2].
Папа римский использует в качестве пастырского жезла особый Папский крест (ферулу) с тремя перпендикулярными поперечинами.
Ссылки[ | ]
- Медиафайлы на Викискладе
- Посох // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Архиерейский жезл или посох
Словари и энциклопедии |
|
В библиографических каталогах |
|