У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.
кафедральный собор | |
Преображенский собор | |
50°35′54″ с. ш. 36°35′18″ в. д.HGЯOL | |
Страна | Россия |
Местоположение | Белгород, ул.Преображенская 63-В |
Конфессия | Русская Православная Церковь |
Епархия | Белгородская и Старооскольская |
Благочиние | I Белгородское |
Архитектурный стиль | Русский классицизм |
Автор проекта | Евгений Алексеевич Васильев |
Строительство | 1807—1813 годы |
Статус | ОКН № 3100023000№ 3100023000 |
Сайт | belfavor.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
Преображе́нский собо́р
— кафедральный собор Белгородской епархии, расположенный в Белгороде.
Деревянная Преображенская церковь
Предшественницей нынешнего Преображенского собора в Белгороде была деревянная церковь, освящённая в честь великого церковного праздника, ─ Преображения Господня. По мнению исследователей, она находилась на территории Старого города, именуемой Ногайской стороной, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах, ранняя из которых датируется 1626 годом.
Из того же источника известно, что её причт владел весьма обширными земельными угодьями, раскинувшимися на противоположном берегу Северского Донца. Ему принадлежали не только пахотные наделы, но и богатые рыболовные угодья. Сохранилась эта церковь и после того, как в 1646 году, ввиду строительства новых оборонительных сооружений, город был перенесён на правый берег Северского Донца.
Московский Патриархат Белгородская митрополия
По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского
Театр «Лествица» представил новую работу «Мамин крестик» к 75-летию Великой Победы
Театр «Лествица» показал новую работу – спектакль «Мамин крестик» о фронтовой судьбе жительницы Белгорода.
В праздник Преображения Господня объединились в молитве сотни белгородцев
В день престольного праздника Преображения Господня Божественную литургию совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. По окончании Литургии состоялся Крестный ход с мощами святителя Иоасафа Белгородского.
Свидетельства об окончании трехгодичных богословских курсов получили студенты отделения сестер милосердия Медицинского колледжа НИУ «БелГУ».
15 студентов закончили 3-х годичные богословские курсы и получили начальное богословское образование.
«Легенды Вардзии» — состоялась премьера спеклакля о царице Тамаре
Театр «Лествица» порадовал зрителей премьерой «Легенды Вардзии», повествующей о жизни святой благоверной грузинской царицы Тамары
Клирики собора удостоены к празднику Пасхи богослужебно-иерархических наград
Протоиерей Анатолий Тригер удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы. » включительно. Права ношения креста с украшениями удостоен протоиерей Георгий Власенко
Благое начинание
Неподалёку от неё имелась ещё одна, также деревянная Ильинская церковь. Когда к началу XIX века обе они весьма обветшали и подлежали сносу, по инициативе местного городничего И. П. Леонтьева было решено вместо двух деревянных церквей возвести одну каменную. Он же выбрал для будущей постройки подходящее место на Базарной площади, недалеко от Курской улицы, носящей сегодня имя Попова. Так зародилась идея создания в Белгороде Преображенского собора.
Любое доброе начинание, а особенно такое грандиозное, как постройка Божьего храма, требует материальной базы. В связи с этим был объявлен сбор средств, в котором приняли участие все жители округи. Как издревле повелось на Руси, наряду с представителями обеспеченных слоёв населения ─ дворянства и купечества, пожертвования на богоугодное дело вносили даже те, кому для этого приходилось жертвовать последними копейками.
Ближайшие храмы, церкви и монастыри в в Белгороде
Расстояние указано от [name] по адресу Белгородская область, Белгород, Преображенская улица, 46.
Расстояние | Адрес |
448 м. | Белгород, Белгородский проспект, 50 |
548 м. | Россия, Белгородская область, г. Белгород, Свято-Троицкий Бульвар, 24 |
566 м. | Белгород, Гражданский проспект, 50 |
Храм-памятник
Когда, наконец, необходимая сумма была собрана, озаботились созданием проекта будущего собора, работу над которым поручили харьковскому архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву. Это был хоть и молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя зодчий. Достаточно сказать, что в своё время секреты мастерства будущий создатель Преображенского собора в Белгороде постигал в мастерской, руководимой лучшим петербургским педагогом Д. Кварнеги ─ автором многих нашумевших тогда проектов.
Поскольку работы по возведению и отделке Преображенского собора (адрес: Белгород, ул. Преображенская, 63-В) завершились в 1813 году, было решено посвятить его победе России над наполеоновской армией. Традиция возведения храмов-памятников имеет в нашей стране давнюю историю, и поэтому столь патриотическая идея была встречена всеобщим одобрением.
В течение всего XIX и начала XX века Преображенский собор хоть и не являлся кафедральным, но по числу прихожан был одним из первых в городе. При нём постоянно действовала двухлетняя церковно-приходская школа, а также несколько учебных мастерских, в которых дети из беднейших семей могли получить навыки некоторых ремёсел. Характерно, что, согласно документам, сохранившимся в городском архиве, соборный причт не получал от епархиальных властей жалованья, а для своего содержания имел некоторые отхожие промыслы, в том числе и торговые лавки, сдававшиеся в аренду.
Храмы Белгородской области Город Белгород
Преображенский кафедральный собор
Адрес:
308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 63-В. Телефон: , 32-44-06, 33-68-25. Настоятель: протоиерей Олег Николаевич Кобец. Духовенство храма: протоиерей Николай Герасимович Кобец, протоиерей Борис Владимирович Лаврушин, протоиерей Виктор Иванович Кравец, протоиерей Виктор Александрович Толстиков, иерей Алексий Сергеевич Куренков, иерей Димитрий Владимирович Карпенко, иерей Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер, протодиакон Игорь Евгеньевич Панкратов, диакон Владимир Олегович Тимофеев, диакон Алексий Александрович Махонин.
Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.
В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.
В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.
Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.
Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.
С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.
Смотрите так же: Боровской собор
Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.
Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.
История собора
К концу XIX века в моду вошел архитектурный стиль, подражающий русским постройкам. Зодчество XVII века, прерванное реформами Петра I, было очень популярным и считалось вершиной проявления национальных талантов и духовности. В работах старых мастеров архитекторы усматривали основной источник для творческого вдохновения и постоянно стремились воспроизвести в своих проектах отдельные элементы древнерусских построек, старинные инженерные решения и богатую отделку. Явное возрождение допетровской архитектуры в конце XIX века происходило не только в крупных городах, но и в российской провинции.
Преображенский собор с высоты птичьего полёта
Новую Преображенскую церковь начали строить в конце августа 1889 года. Ктитором дорогостоящего строительства стал богатый ивановский фабрикант Мефодий Никонович Гарелин — владелец большой текстильной мануфактуры.
А проект храма подготовил известный архитектор Александр Степанович Каминский. В
Москве
он был признанным мастером стиля «поздняя эклектика» и прославился также созданием первого здания Третьяковской галереи и главного храма в Николо-Угрешском монастыре.
Новую каменную церковь возводили четыре года и освятили в конце августа 1993 г. В ней создали три придела. В главном установили величественный трехъярусный иконостас, а в боковых, посвященных Иверской иконе Богоматери и преподобномученику Никону, — иконостасы поменьше, в два яруса. Рисунки, по которым мастера-резчики делали эти иконостасы, были также подготовлены архитектором А.С. Каминским. А иконы для церкви написал известный мастер из Москвы Я.И. Ручкин. Помимо этого, семья Гарелиных передала в дар храму старинные иконы, которые хранились в их фамильной молельне. Стены внутри здания поручили расписать художнику-иконописцу И.В. Белоусову. Позже ктитор и его супруга были с почетом погребены во дворе храма, напротив церковного алтаря.
Общий вид Преображенского собора с улицы Колотилова
Новый храм предназначался для жителей деревни Рылиха, находившейся на окраине города Иваново-Вознесенска и известной по писцовым книгам с XVII века. Когда церковь построили, деревня получила статус села и была переименована в Преображенское. В состав Иваново это поселение вошло в феврале 1917 года.
В начале 30-х годов прошлого века вокруг храма было много конфликтов, вызванных тем, что пользоваться этой церковью власти разрешили сразу двум приходским общинам – традиционной и общине обновленцев. Чтобы ситуация не усугублялась, в 1940 году местная власть закрыла храм для верующих и уничтожила его внутреннее убранство. После этого в областном центре не осталось ни одной действующей церкви. Так продолжалось почти пять лет.
Святые ворота
В 1944 году горожане обратились к государству с просьбой открыть храм, и церковные службы в нем возобновились. Однако, сделано это было не сразу, а только в январе 1945 года, так как помещения церкви находились в крайне запущенном состоянии.
В 1946 году, когда образовали местную епархию, Преображенский храм получил статус кафедрального собора, и его боковые приделы переосвятили в честь иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца. Следующие 45 лет Белая церковь была единственным действующим православным храмом в областном центре. Конечно, одной относительно небольшой церкви для Иваново было недостаточно, ведь в городе проживало около 480 тысяч человек.
Реставрационно-восстановительные работы в храме начали проводить, когда закончилась Великая Отечественная война. Постепенно подновили роспись на его стенах и приобрели необходимую богослужебную утварь. В 1956 году сюда перевезли красивый трехярусный позолоченный иконостас, вырезанный в стиле барокко. До этого иконостас находился в храме Казанской иконы Божией Матери села Сараево, расположенного в Приволжском районе области. Интересно, что в прежние времена этим селом владел великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
В конце XX века церковная жизнь в епархии активно возрождалась. И Преображенский храм с трудом выполнял функции кафедрального, так как не имел достаточных размеров и приспособленной инфраструктуры. Поэтому с 2014 года роль кафедрального храма стал играть Успенский собор.
Вид на северный фасад церкви
Лихие времена
Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.
В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.
История[править]
Закладка храма состоялась 27 августа 1889 г. Строилась церковь в течение четырёх лет на средства фабриканта М.Н.Гарелина и была торжественно освящена 24 августа 1893 года.
Проект церкви разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Фасады основного объёма храма завершены кокошниками, а углы — шатровыми башенками. Венчается храм восьмериком с пятью главами на высоких гранёных барабанах. Пышные наличники и карнизы, двухъярусные кокошники и другие архитектурные детали придают зданию нарядный облик. С западной стороны к храму примыкает высокая шатровая колокольня, где первоначально размещались 12 колоколов. Три входа в храм выделены шатровыми крыльцами.
Многие детали отделки церкви заимствованы из зодчества конца ХVII века. Неподалёку от главного входа в храм выстроили двухэтажный кирпичный дом причта. В центральной части храма был установлен трёхъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери — двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам Александра Степановича Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И.Ручкин. Кроме того, из домашней молельни Гарелиных в храм перенесли несколько старинных, богато украшенных икон. Настенную живопись в храме выполнил художник И.В.Белоусов. Впоследствии М.Н.Гарелин и его жена были похоронены во дворе церкви против алтаря.
Первоначально Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек — жителей деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века. После постройки храма она стала называться селом Преображенским и вошла в состав города после Февральской революции 1917 года.
С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами — традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам.
Решением облисполкома 19 мая 1940 года церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили. Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины и с 17 ноября 1944 года в церкви возобновились богослужения.
После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором.
Собор, превращённый в музей
Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.
Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.
Как доехать
Собор расположен на ул. Колотилова, 44.
На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская, Бубнова и Арсения. Затем повернуть налево на ул. Колотилова, на которой и находится собор. Он стоит неподалеку от пересечения улиц Колотилова и Пролетарской.
Интерьер Преображенского собора
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до собора можно подъехать на автобусах № 12, 13, 32, 115, 116, 121, 150, троллейбусе № 1 и маршрутных автобусах № 24, 150 (остановка «Преображенский собор»).
Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг 4.00 [5 Голоса (ов)]
← ИВАНОВО | ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Возрождение святыни
Когда же в конце 80-х годов в стране повеяли ветры перестройки и отношение государства к церкви изменилось, то перемены коснулись и Преображенского кафедрального собора в Белгороде. В 1990 году он был возвращён верующим, после чего начались восстановительные и реставрационные работы, средства на которые, как и в прежние времена, собирались всем миром.
Тогда же было совершено его освящение. В сентябре следующего года произошло весьма знаменательное событие: при стечении нескольких тысяч верующих в него крестным ходом были перенесены мощи святителя Иосафата Белгородского, второе обретение которых произошло незадолго до этого.
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде
Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.
- архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
- сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.
- Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.
- 19 августа — Преображение Господне;
- 17 сентября, 23 декабря — день памяти святителя Иосафа Белгородского.
- проведение бесед на религиозные темы со взрослыми.
- подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
- Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
- Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
- создание библиотечного фонда, содержащего как общедоступные, так и специализированные религиозные издания;
Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.
Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.
В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.
Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.
Смотрите так же: Собор копия василия блаженного
Расписание богослужений
Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:
В общецерковные и престольные праздники возможны изменения в работе храма, информацию о которых следует уточнять в информационной службе прихода. С особой пышностью отмечают следующие праздники:
Сегодня храм Преображения Господня, считающийся памятником архитектуры, является одним из центров духовной и общественной жизни Белгорода. На его базе проводится активная просветительская и образовательная деятельность.
Город на белой меловой горе, возвышающейся над рекой Северский Донец, — один из центров русского православия. За многовековую историю на белгородской земле возвели множество величественных и красивых храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Одной из самых интересных и драматичных является судьба Преображенского собора.
История постройки
Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.
В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:
В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.
В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.
Возрождение
Архитектура
Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.
Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.
Престольные праздники
Помимо богослужений, священнослужители Преображенского храма проводят активную образовательную и просветительскую работу с детьми и взрослыми людьми города Белгород. При приходе существует образовательно-методический , на базе которого организована работа по следующим направлениям:
Советское время
Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.
Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:
- по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
- с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
- в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.
- 2 августа — день Ильи Пророка;
- 10 декабря — икона Богоматери «Знамение»;
- занятия с детьми от 6 до 16 лет в Воскресной школе;
- организация выступлений детского театра «Лествица», в репертуар которого входят постановки религиозного характера;
Преображенский кафедральный собор — величественный архитектурный памятник, являющийся центром духовной жизни Белгорода. Даже во времена советской богоборческой власти он своим величественным видом вселял в души людей благоговение перед Домом Господним.
Спасский храм на Преображенской площади
Царское село
Спасский храм на Преображенской площади |
Село Преображенское появилось по меркам Москвы довольно поздно – в XVII веке. О нем нет упоминания ни в летописях, ни в завещаниях московских великих князей и их родичей. Достоверно известно, что в первой половине XV столетия земли на этой территории подле дороги Стромынки принадлежали боярину Дмитрию Руно, отцу известного воеводы. Впоследствии они, возможно, перешли во владение боярского рода Собакиных, отчего местность какое-то время называлась Собакиной пустошью. Впрочем, есть еще два объяснения происхождения этого названия. Одни считают, что местность была так прозвана за ее неплодородные земли. Другие – что название произошло от своры собак, с которыми государь любил охотиться в этих местах. Царь Алексей Михайлович действительно любил наезжать в окраины Сокольников и тешиться охотой. Земли будущего Преображенского, граничившие с Сокольничьей рощей, в середине XVII века уже принадлежали Алексеевскому монастырю, стоявшему когда-то на том самом месте, где позже вознесся храм Христа Спасителя.
В 1657 году Алексей Михайлович купил земли по обоим берегам Яузы под свою загородную охотничью резиденцию и построил летний потешный (в то время это слово означало «охотничий») Преображенский дворец. Он стоял на высоком правом берегу Яузы, отчего назывался также Нагорным дворцом. Рядом был колодец с чистой водой, обладавшей целительными свойствами, который оставил имя местным Колодезной улице и переулку. Считается, что именно из-за этого колодца было выбрано место для царского дворца. Колодезную воду продолжали подавать на государев стол даже в XVIII веке, когда императоры и императрицы посещали Москву.
Первое упоминание села Преображенского относится к 1661 году. Вероятно, здесь уже стояла и церковь, ведь царский дворец не мог существовать без своего домового храма. Ученые установили, что первая Преображенская церковь в этой охотничьей резиденции была не деревянной, а полотняной, то есть размещалась в особом шатре-палатке, как в военных походах, поскольку дворец был летним. Эта церковь была сугубо домовая, и первые сведения о ней относятся к 1667 году.
Алексей Михайлович очень любил Преображенское. После свадьбы с Натальей Нарышкиной он жил в этом дворце с мая до осени, завел здесь «новизну небывалую», и все это время полотняная Преображенская церковь оставалась его домовым храмом, в котором царь по своему обыкновению часто молился. Некоторые дореволюционные исследователи считали, что именно в эпоху Алексея Михайловича, а не его сына Петра, Преображенское переживало свой истинный расцвет, при Петре же оно клонилось к упадку. Против такого мнения ревностно возражал Иван Забелин. Кстати, великий историк Москвы сам провел детские годы в Преображенском.
При Алексее Михайловиче, действительно, закладывалось великое будущее Преображенского. Царь, удаляясь сюда, оставлял Москву на боярское попечение, а здесь только утверждал указы. Здесь продолжались его хозяйственные эксперименты, начатые в Измайлове. На пиру, заданном в день появления на свет царевича Петра Алексеевича 30 мая 1672 года, царю пришла мысль устроить в честь рождения сына придворный театр. Тем же летом в Преображенском была возведена «комедийная хоромина» – первое в Москве здание для театра. В октябре 1672 года здесь состоялся и первый спектакль – «Артаксерксово действо», длившийся 10 часов подряд. А ровно через год – в октябре 1673 года – маленького царевича Петра впервые привезут в Преображенское.
«Столица достославных преобразований»
Село Преображенское. Вид с западной стороны |
С кончиной Алексея Михайловича, а потом и царя Федора, благоволившего к младшему брату, кончилось и семейное благополучие. При царевне Софье Преображенское стало местом ссылки вдовствующей Нарышкиной и ее маленького сына. Однако годы в Преображенском были отрадой для юного Петра, несмотря на всю горечь гонений. Здесь мальчик вырвался из душной придворной атмосферы и впервые был предоставлен самому себе. У него были «потешные тетрадки» – книжки с картинками, выданные ему из дворцовой библиотеки по повелению матери. Смышленый ребенок часами разглядывал нарисованные красочные корабли, сцены баталий, изображения солдат и воинов. Рядом была тогда еще полноводная Яуза. В старом отцовском дворце осталось множество прислуги – конюхи, егеря, стряпчие и прочие дворовые, которые стали ядром потешных полков – детской забавы Петра. Набор в них начался в 1683 году, когда после стрелецкого бунта маленькому Петру пришлось осесть в Преображенском. Как известно, первым на царский призыв откликнулся старший конюх Сергей Бухвостов, ставший «первым российским солдатом», как его нарек сам Петр. Потешный воин потом принимал участие в настоящих сражениях Северной войны, где он, по мнению ученых, исполнял при Петре должность лейбшица
, то есть личного телохранителя и адъютанта. После победного Ништадтского мира Бухвостов удостоился прижизненного бронзового бюста, отлитого скульптором Бартоломео Карло Растрелли по приказу самого императора.
Здесь же, в Преображенском, Петр познакомился и с сыном придворного конюха А.Д. Меншиковым, ставшим его денщиком, а затем и князем. Позднее царь пожаловал Меншикову прекрасный дворец в этих местах. Впоследствии свои подмосковные владения в Люберцах светлейший князь переименовал в Ново-Преображенское.
История потешных полков хорошо известна. Царевна Софья явно проглядела будущее, презрительно называя потешных солдат «озорниками» и «преображенскими конюхами». Историки отмечают и такой важный момент: потешные войска Петр собирал в том числе и для защиты от коварной царственной сестры. Уже в 1685 году потешные войска с барабанным боем прошли через Москву на Воробьево. А в 1687 году первый потешный полк стал называться Преображенским – по месту своего создания и квартирования. Петровское Преображенское располагалось рядом с селом Семеновским, названным, кстати, по имени одного из сыновей Алексея Михайловича – царевича Симеона. Когда число потешных преображенцев сильно возросло, Петр переселил в Семеновское часть своих воинов и образовал Семеновский полк.
В августе 1689 года в Преображенское явились два верных Петру гонца и предупредили его, что царевна Софья хочет двинуть сюда стрельцов, замышляя «недоброе». Отсюда Петр ускакал в Троице-Сергиев монастырь, но после свержения Софьи Преображенское не оставил. В 1692 году по его приказу выстроили новый, хотя и очень скромный деревянный Преображенский дворец уже на левом берегу Яузы. Новый Преображенский дворец стал своего рода «прототипом» для первого дома Петра в Петербурге. Более того, Преображенское можно считать предтечей Петербурга. Регулярная планировка с прямыми параллельными улицами и переулками, наподобие военного лагеря, дома, строго обращенные фасадами на улицу, – все это впервые появилось именно здесь.
В Преображенском иногда проходили и заседания Боярской думы, в том числе то историческое заседание 1696 года, на котором приняли решение: «Морским судам быть». 11 ноября 1699 года здесь был заключен союзный договор между Россией и Саксонией, ставший началом основания Северного союза.
В своем дворце царь принимал и первого ступившего на московскую землю японца Татэкава Дэнбей: его торговый парусник прибило к побережью Камчатки еще в 1695 году, и в январе 1702 года японец предстал перед царскими очами. Петр I решил обучить его русскому языку, а затем основать школу переводчиков для налаживания торговых связей с Японией. Известно, что в 1710 году Дэнбэй был крещен и получил имя Гавриил Богданов.
Преображенское оставалось не только правительственной, но и личной резиденцией царя. Здесь жили его дети, а в 1703 году в Преображенском поселилась Марта Скавронская, ставшая позднее императрицей Екатериной. Здесь жил и царевич Алексей, еще до отцовской опалы, но после пострижения царицы Евдокии Лопухиной. Сюда же его доставили в январе 1718 года, и первое следствие с «расспросными речами» по его делу велось именно здесь, в знаменитом Преображенском приказе под началом князя Ф.И. Ромодановского. Преображенский приказ образовался из Преображенской потешной избы, ведавшей управлением потешными полками. После стрелецкого бунта 1698 года караул в Москве стали нести верные Преображенский и Семеновский полки, и более надежного, преданного Петру места, чем Преображенское, не было. Там и устроили Преображенский приказ, занимавшийся политическим сыском и предшествовавший Тайной канцелярии.
А что же было с храмом? Ведь после построения нового Преображенского дворца летний дворец Алексея Михайловича явно утратил свое значение, хотя и побыл какое-то время путевым. Следы первого дворцового Спасо-Преображенского храма потерялись в истории, но от него осталось имя царского села, которое в свою очередь дало имя Преображенскому полку. Его воины не могли оставаться без приходского храма. И тогда для военных людей поставили временный, опять полотняный храм на полковом дворе Преображенского полка и освятили по государевым именинам – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм стоял на месте нынешней Преображенской площади. По преданию, сам Петр пожаловал ему образ Божией Матери «Знамение». Известно, что еще при жизни патриарха Адриана на Богоявление государь слушал в Преображенском службу, причем прямо в храме принял доклад посла Емельяна Украинцева и тут же утвердил ответ шведскому королю. Может быть, это и был Петропавловский храм.
После окончания Северной войны Петр не забыл Преображенское. В 1722 году вместо полотняной здесь появилась деревянная Петропавловская церковь. В том же году архитектор Иван Устинов начал строительство нового государева дворца, так как свой прежний дворец, ветхий и неказистый, император приказал сжечь. С этим строительством и связывают возведение деревянной церкви. Возможно, что уже в ней был освящен главный престол в честь Преображения Господня – в память о первой церкви, давшей название местности и славному лейб-гвардейскому полку. Хотя большинство историков считает, что этот престол появился немного позднее.
После смерти Петра дворец в Преображенском стал запустевать, и в начале XIX века был полностью разобран. Само Преображенское отчасти потеряло свое значение. Здесь наряду с военными стали жить гражданские лица, а славные полки давно были переведены в Петербург. Но история Преображенской церкви только начиналась.
Преображенский храм
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) |
Деревянная Петропавловская церковь простояла в Преображенском до 1741 года, когда была закрыта и сожжена за ветхостью, а ее алтарь временно перенесли в съезжую избу Преображенской слободы. Это было не очень благочестиво, тем более при статусе Преображенского полка, а места в съезжей избе не хватало для прихожан. Жить без храма было затруднительно. И в 1747 году сержант Иван Третьяков приобрел в соседнем Семеновском здание старой деревянной церкви, доставил его в Преображенское и установил на площади на прежнем месте. В том же июле церковь была освящена, но освятили только престол во имя апостолов Петра и Павла. Лишь в 1750 году в ней освятили Преображенский престол: может быть, он был возобновлен, а может и устроен впервые, но такой престол настоятельно требовался в храме села Преображенского.
Однако и этот старый деревянный храм не соответствовал чести Преображенского. Вскоре прихожане решили построить себе каменную церковь и начали сбор пожертвований: с просьбой о его разрешении священники храма Петр Фадеев и Леонтий Васильев обратились в консисторию. Разрешение последовало, и, когда средства нашлись, была выдана «храмозданная грамота» с повелением выстроить каменную церковь рядом с деревянной и полностью сохранить церковную утварь. В 1765 году каменная церковь была заложена в четырех саженях от деревянной, и после ее освящения в 1768 году старую церковь разобрали, а на том месте водрузили памятный знак. Каменная церковь была простенькая, построенная «кораблем»: храм, колокольня и трапезная на одной оси с запада на восток.
Скромная церквушка вполне отвечала новому облику Преображенского. До XIX века она влачила достаточно жалкое существование, хотя гвардейцы Преображенского полка, бывая в Москве, первым делом посещали свой полковой храм, и всегда служили в нем молебны. Но это случалось эпизодически. В Преображенском стояли деревянные домишки бедняков, а главное, старообрядцев, которые в XVIII веке прочно обосновались на Преображенке (позднее Василий Суриков искал у них натурщицу для своей «Боярыни Морозовой»). Так что Преображенская церковь имела очень малочисленный и бедный приход. Лишь на престольный праздник, когда крестьяне из местных и подмосковных садов приносили сюда яблоки на освящение, здесь все оживало.
Однако эта церковь, одна из немногих в Москве, не только не сгорела в пожаре 1812 года, но и не прекращала ежедневные службы все то время, пока армия Наполеона находилась в городе: здесь возносили молитвы за русских воинов. Это явно было добрым знаком, ибо после Отечественной войны жизнь Преображенского изменилась в лучшую сторону. Здесь стали появляться многочисленные фабрики, купеческие лавки, магазины, возле которых селились православные. Прихожане стали богаче, и их материальный достаток сказался на положении Преображенской церкви. В 1830 году купец Котов, избранный церковным старостой, благоустроил храм и украсил ценными иконами. А в 1856 году к престольному празднику Преображенский полк преподнес храму икону Преображения Господня. В иконостасе же стояла та самая икона Божией Матери «Знамение», что была подарена Петром еще полотняному полковому храму.
23 мая 1883 года, в канун 200-летия Преображенского полка, храм посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна, приехавшие в Москву на коронацию и освящение храма Христа Спасителя. После стольких лет забвения и прозябания Преображенка вновь удостоилась чести видеть у себя венценосных особ. В память об этом посещении на средства другого купца, Ф.Н. Котова, в храме был устроен второй придел – во имя благоверного князя Александра Невского, освященный в 1886 году.
Революция началась в Преображенском раньше, чем в остальной Москве. Утром 26 октября 1917 года на военную радиостанцию в Черкизове пришла радиограмма – воззвание В.И. Ленина «К гражданам России», сообщавшее о низложении Временного правительства и о переходе власти к Советам. Революция должна была принести Преображенскому храму неминуемую гибель, ибо в число памятников архитектуры он не входил. Так оно и случилось, но храм удивительно стойко боролся за жизнь, пережив с Москвой ее самые трагические времена. В 1922 году прихожане сумели отстоять свою церковь от разграбления и даже не позволили снять колокола. Она продолжала действовать в те годы, когда Преображенское и Черкизово вошли в Сталинский район, созданный в 1930 году и названный именем вождя с его личного согласия в ответ на «просьбу трудящихся». Причины этого согласия называют разные: то ли «отец народов» хотел быть поближе к простому народу, то ли хотел подчеркнуть преемственность своих «преобразований» петровским. Так или иначе, имя вождя обязывало, и район стали спешно благоустраивать, но храм не трогали. В нем обрели приют многие святыни из разрушенных церквей, в том числе икона Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря. После захвата обновленцами в 1920-е годы многих храмов Москвы и сноса Богоявленского собора в Дорогомилове Преображенская церковь стала кафедральным храмом московских митрополитов, где служил и митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Во все дни Великой Отечественной войны Преображенская церковь была открыта круглосуточно.
Устоявшая в богоборческие 1920–1930-е годы, церковь на Преображенке нашла свой мученический конец в хрущевскую «оттепель». Ее уничтожение власти объясняли необходимостью именно через то место, где стоит храм, провести линию метрополитена. За этим формальным поводом скрывались иные причины: стремление закрыть приход, разобщить, разъединить людей, вскормленных митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем).
Встреча митрополита Николая (Ярушевича) с бойцами и командирами Красной Армии. |
За дар пастырского слова владыку называли «Златоустом ХХ века». Его отличали глубокая вера, образованность и патриотизм. С февраля 1942 года владыка, тогда еще митрополит Киевский и Галицкий, по поручению патриаршего местоблюстителя управлял Московской епархией. Вместе с митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским) и митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) он был в 1943 году приглашен в Кремль на встречу со Сталиным, в результате которой вновь стало возможным избрание патриарха, были открыты духовные учебные заведения, возвращены многие монастыри и храмы, освобождены из лагерей священнослужители. В 1944 году митрополит Николай был переведен на Крутицкую кафедру, и Преображенская церковь стала его кафедральным собором.
Проповеди архипастыря москвичи передавали из уст в уста, а Преображенский храм стал одним из центров помощи фронтовикам. Когда же в конце 1950-х годов вновь начались гонения на Православие, митрополит Николай произносил в этом храме горячие проповеди в защиту Церкви Христовой, словом своим давая отпор безбожию властей. Владыка Николай, возражая против закрытия сельских церквей, с амвона храма заявлял, что газета «Правда» пишет ложь и хулу на святую Церковь. Хрущев, ненавидевший митрополита Николая, добился отправки его на покой. В декабре 1961 года опальный митрополит скончался от пневмонии. Свидетели вспоминают, что по приказу Хрущева к нему в больницу не пускали священника.
Тем временем власти подбирались и к Преображенскому храму, ибо там было свито крепкое православное гнездо. Прихожане защищали свой храм всеми посильными способами: собирали подписи под прошениями Хрущеву, ходили на прием в высокие инстанции – в ЦК партии и в Моссовет, обещали встать живой стеной перед храмом, просили допустить верующих специалистов в комиссию, где они могли бы предложить рациональные способы укрепления грунта, что позволило бы избежать сноса церкви.
25 мая 1964 года патриарх Алексий I, предчувствуя неумолимость грядущих событий, а также понимавший истинную цель происходящего – уничтожение прихода, направил в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР письмо с просьбой сохранить приход и взамен Преображенского храма предоставить иное церковное здание. Патриарх дипломатично предложил властям пойти на такой шаг во избежание провокационной шумихи, которая непременно последовала бы на Западе по поводу ущемления прав верующих в СССР. На Запад действительно просочилась кое-какая информация. За Преображенский храм, говорят, заступился даже знаменитый английский ученый престарелый лорд Бертран Рассел, автор «Истории западной философии», не скрывавший своего атеизма.
Все было бесполезно. Власть отвечала своими мерами – агиткампанией по пропаганде метро и традиционно – ложью. Незадолго до взрыва секретарь райкома заверял народ, что взрыва не будет: расходитесь, граждане! Петр Паламарчук, автор книги «Сорок сороков» утверждал, что это был единственный в хрущевскую эпоху снос действующего храма в Москве. От подобных акций москвичи уже успели отвыкнуть.
В воскресенье 5 июля 1964 года в Преображенском храме прошла последняя литургия. Следующим утром запершихся в церкви прихожан выкуривали дымовыми шашками, а народ пел акафисты, не слушая даже уговоры священника покинуть храм. В ночь на 11 июля, накануне престольного праздника Петра и Павла, церковь была взорвана вместе с колоколами. Взрывали по какой-то особенной технологии, чтобы не разлетались обломки. Очевидцы вспоминали, что «церковь как будто поднялась над землей – и рассыпалась». Люди в слезах брали себе кирпичики на память. Все святыни перенесли в Воскресенскую церковь в Сокольниках, где и теперь можно затеплить свечу перед чудотворной «Целительницей», а иконостас передали в Меншикову башню. Нового храма приходу не предоставили, приписав его к приходу той же Воскресенской церкви в Сокольниках.
Станцию метро устроили чуть подальше, а на месте снесенной церкви в лучших советских традициях разбили сквер. В наше время, когда встал вопрос о восстановлении Преображенского храма, «ценные зеленые насаждения» являются главным препятствием к его воссозданию – довольно цинично для современной Москвы, где деревья вырубаются ради автостоянок.
Идея восстановления Преображенской церкви появилась в 1996 году. Уже в 1999 году была зарегистрирована община Преображенской церкви, и на месте, где стоял храм, установили памятный крест, у которого в престольный праздник служат молебны. Отмечено: храм можно восстановить на прежнем месте, это вполне совместимо с местной линией метрополитена. Эта идея была поддержана патриархом Алексием II и главным архитектором Москвы Александром Кузьминым. Предлагали восстановить храм к 300-летию Петербурга, чтобы отметить его юбилей достойным делом в Москве, на родине основателя северной столицы. Не получилось, хотя чертежи и планы восстановления храма полностью разработаны.
Пока нет и разрешения на восстановление от префектуры Восточного административного округа. Сайт «Москва, которой нет» даже предложил свою акцию, чтобы каждый православный москвич отправил префекту ВАО Н.Н. Евтихиеву (107076 Москва, Преображенская площадь, 9) письмо с единственным вопросом: «Почему Вы лично против восстановления Преображенского храма?» Также этот сайт берет на себя обязательство в случае восстановления храма высадить взамен каждого утраченного в сквере дерева по пять молодых кедров, лиственниц или даурских сосен.
Службы в Преображенском соборе (Белгород)
Сегодня при храме действуют религиозная библиотека, воскресная школа, методический кабинет, катихезаторские курсы и музыкальный театр «Лествица». Но, кроме того, в полном объёме совершаются все службы, предусмотренные Уставом РПЦ. Расписание богослужений в Преображенском соборе Белгорода выглядит следующим образом: с понедельника по субботу утренние службы, включающие литургию, начинаются в 8:00, а в воскресные дни они совершаются в 8:30 и 9:30; вечерние же богослужения как в будние, так и в праздничные дни начинаются в 17:00.
Собор Преображенский в Белгороде
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В Белгороде находится большое количество старинных Соборов и храмов. Но особое внимание заслуживает Преображенский Кафедральный Собор Белгорода. Он имеет свою истории и тайны. Несмотря на свой «возраст» он ежедневно привлекает все больше и больше прихожан. Это и не зря ведь в нем находится много чудотворных образов.
История возведения
Согласно историческим фактам впервые храм упоминается в 16 веке. Как описывается в Летописях храм бы богат на различные святые лики и других церковных церквей. Многие историки придерживаются того мнения, что она была построена в честь победы во время войны с войском Наполеона.
На месте где впервые построен был храм раньше стояла старая и ветхая церковь. Ново построенный Преображенский храм представлял собой двухэтажное здание, построенное из кирпича и камня. Он имел три предела. Во времена, когда происходила борьба большевиков против православной религии на территории СРСР храм был закрыт, как и многие другие.
После закрытия в нем работал краеведческий музей. И только в начале 90-х здание вернули под его прежнее предназначение. После чего были произведены некоторые работы по его восстановлению. В 1991 году в Соборе прошла первая божественная Литургия.
Святыни
Как уже упоминалось выше в храме находится много святынь. Главными из которых считаются следующие:
- мощи святителя Иосафа Чудотворца,
- святой лиц Богоматери «Знамение»,
- образ святого Николая Ратного.
- По будним дням Литургии читаются в 7:00 и 19:00.
- По выходным дням богослужения начинаются в 6:30 в субботу и 7:00 в воскресенье утренние, а вечерние в субботу в 17:00, в воскресенье – 18:00.
Прихожане просто слетаются со всей страны, чтобы помолится и преклонится перед святыми. О них по всей территории страны ходят истории о том, как иконы помогли многим людям в самых трудных житейских ситуациях. При храме работает двухклассная воскресная школа, в которой изучают святое письмо, песнопение и т. д.
Смотрите так же: 8 вселенский собор подготовка
Следует отметить, что и сегодня Преображенский Собор считается памятником архитектуры. Но несмотря на это в нем проводятся ежедневно божественные Литургии. С иконой пр. Богородицы «Знамение» ежегодно в конце каждой весны проходит крестовый ход в соседнее село Устынка.
Расписание богослужений Преображенского Собора Белгорода
В православном храме и по сей день проходят божественные Литургии. Их могут посещать все желающие православные верующие. Собор работает ежедневно без выходных. Богослужения проходят по следующему расписанию:
По праздничным дням расписание богослужений немного отличается. Более точное время начала Литургий в праздничные дни можно узнать у священнослужителей самого Собора.
Точный адрес Преображенского Собора в Белгороде: г. Белгород. Ул. Преображенская дом 63 в.
К нему удобно добираться как на общественном транспорте, так и на собственном авто. Он настолько известен, что каждый житель подскажет самую короткую дорогу к храму.
Преображенский собор в Белгороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
Преображенский собор в Белгороде ru.wikipedia.org
Именно таким должен быть главный храм города: большим, старинным, намоленным. Свято-Преображенский кафедральный собор Белгорода стал преемником еще более роскошного Троицкого храма, уничтоженного в советские годы. Первое упоминание о Преображенской церкви датируется 17 веком, к началу 19 она пришла в упадок и была перестроена в камне на средства благотворителей. В 1813 г. храм открыли после освящения, тогда в нем было 5 престолов, сейчас сохранились три: в честь Преображения Господня, Жен Мироносиц и пророка Ильи.
Преображенский собор взорвать власти не рискнули. С 1962 г. в нем был краеведческий музей, а новая история началась в 1990 г., после того как верующие стали приходить к стенам храма и проводить службы.
Слово о богослужении
Центральное место в нашей жизни как православных христиан занимает Цикл Богослужений. Благодаря служениям и Таинствам, совершаемым в них и через них, мы исцеляемся и наполняемся Благодатью Святого Духа. Обычный недельный цикл включает в себя Великую вечерню в субботу вечером, а также Утреннюю молитву и Божественную литургию в воскресенье утром. Другие службы предписываются в течение всего года, но эти службы являются основой богослужения.
Принадлежность:
Русская Православная Церковь, Белгородская митрополия, Белгородская епархия, I Белгородское благочиние
Адрес:
Россия, Белгородская область, Белгородский район, г. Белгород, ул. Попова, 56
Язык богослужений:
церковнославянский
Телефон:
+7
E-mail:
Сайт:
www.nikolo-ioasaf.ru
Что посмотреть
Сначала здание собора по проекту архитектора Е. Васильева из Харькова возвели в классическом стиле, позже некоторые детали поменялись, но общий вид сохранился. Основное строение — двухэтажный четверик с большим барабаном и куполом, по углам крыши на квадратных подстройках стоят еще 4 небольших золотых купола, а бока украшают портики с колоннами. Мощная двухъярусная колокольня тоже отделана треугольными фронтонами и полуколоннами в стиле классицизма.
Внутреннее убранство и настенная роспись были воссозданы в последние десятилетия, некоторым прихожанам не нравятся их кричащий «ново-русский» стиль и несоответствие архитектуре 19 века.
Из старинных святынь здесь хранятся чудотворная икона Николая «Ратного», которой более 500 лет, мощи местного святителя-чудотворца Иосафа (18 век) и металлическая икона «Знамение» начала 20 столетия, найденная при сносе старых домов.
Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
Основной объем храма – это квадратный в плане двухсветный четверик. Его завершает невысокий восьмерик с пятью главами, которые установлены на удлиненные барабаны. Центральный барабан цилиндрический, а боковые имеют граненую форму. Полукруглая алтарная абсида по сравнению с основным объемом понижена.
С запада собор узким притвором соединен со стройной шатровой трехярусной колокольней, на которой когда-то висело двенадцать колоколов. Нижний ярус здания колокольни представляет собой четверик, а второй и третий – восьмерики. Шатер оформлен двумя рядами слухов и небольшой главкой, установленной на живописной граненой шее.
Собор богато декорирован. Фасады храма завершаются нарядными тройными кокошниками, а углы здания – изящными шатровыми башенками. Все три входа в собор оформлены крыльцами, имеющими шатровые завершения с маковками. Все элементы декора – выразительные наличники на арочных и прямоугольных окнах, точно очерченные карнизы, лента руста, проходящая по цоколю, и двухярусные кокошники придают храму очень нарядный вид.
Купола Преображенского собора
Главный трехярусный иконостас, выполненный в конце XVIII века, имеет белый фон и позолоченные резные детали. В двух приделах установлены одноярусные иконостасы, которые были сделаны в середине прошлого века.
Внутренние помещения собора очень хорошо освещены. Примечательно, что в храме сохранился старый пол. Сейчас здесь можно увидеть настенную масляную живопись, выполненную в начале XX века и подновленную в 1986 году. Сюжеты и техника росписей скопирована с работ известных русских художников Михаила Васильевича Нестерова и Виктора Михайловича Васнецова, а орнаментальная конва на арках, вокруг окон и живописных композиций выписана в стиле модерн.
Цветовая гамма росписей имеет приглушенные красновато-коричневые, зеленоватые и бело-синие тона. Все это было типичным для оформления храмов, которые строились в конце XIX – начале XX века.
Колокольня Преображенского собора
Пятиугольная территория, на которой стоит храм, огорожена. Ажурная металлическая решетка отлита в московских мастерских, принадлежавших купцу М.И. Лихушину. В пределах ограды стоит также несколько отштукатуренных служебных построек из кирпича: двухэтажный дом притча, одноэтажный дом для сторожа и контора, а также здание на южной стороне участка. Все они декорированы простыми карнизами. Особый интерес представляют красивые кирпичные ворота, расположенные с запада, прямо напротив храма. Они имеют высокую арку и завершаются небольшой маковкой на тонкой граненой шее. Нарядное оформление ворот удачно гармонирует с общим декором собора.