Мой рассказ пойдёт о величественном и вместе с тем необычайно изящном храме, который располагается на левобережье Невы, на Смольной набережной. Полное его название — Смольный Воскресения Христова собор. У меня лично связаны с ним многие торжественные события жизни: мной здесь был получен почётный знак св. мч. Татианы и несколько наград за победы в образовательных конкурсах.
До 2015 года храм был знаком петербуржцам как место для проведения концертов классической музыки.
Но в настоящее время он обрел своё первоначальное истинное назначение, вернув себе статус православного храма. Особенно красив он в зимнее время, когда на фоне заснеженных улиц блестят его купола над стройными бело-лазурными стенами.
О добрых традициях собора непременно упомяну позже, а пока предлагаю познакомиться с историей появления в Северной столице этого удивительного архитектурного шедевра.
Описание собора, наружное убранство
Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.
Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:
- автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
- архитектурный стиль – барокко
- дата основания – 1748 год
- завершающие отделочные работы – 1835 год
- высота собора – без малого 94 метра
- количество куполов — пять
- вместимость – около 6000 человек
prya1707
aleksandra_sviridova
artiomstepnov
Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.
Как доехать на общественном транспорте
Комплекс, спроектированный Растрелли, расположился на приличном расстоянии от метро, хоть и расположен в центре города. Если до собора нужно добраться быстро и идти пешком в течение получаса времени нет, можно сесть на автобус. Маршруты ходят регулярно, ждать долго не придется.
От метро «Чернышевская» до собора идут 22, 46 маршруты и 15 троллейбус. От «Площади восстания» идет 22 автобус и 7, 5 троллейбусы.
История создания
До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.
Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.
marmarisik
t_e_m
t_e_m
В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.
Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.
Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.
Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние
Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:
- очистили подвалы храма от воды
- заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
- купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
- в стенах проложили трубы печей
- колонны облицевали белым искусственным мрамором
- установили мраморные ступени и площадки для алтарей
- на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли
Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году
Колокольня и звонница
Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.
Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.
Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности
В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.
На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.
Смотровая площадка
На смотровой площадке Смольного собора открываются красивые виды на резиденцию губернатора Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, ансамбль Смольного Собора и другие не менее интересные достопримечательности.
Смотровая площадка, находящаяся на высоте 50 метров, считается одной из самых высоких в городе, чуть ниже расположена колоннада Исаакиевского собора.
Наверх ведут 278 ступеней, которые делятся на 3 вида, так что подниматься скучно не будет. Подъем начинается с обычных лестничных ступеней по типу парадных в многоквартирных домах.
На высоте 4 пролета находится мрачное чердачное помещение, через которое нужно пройти к винтовой каменной лестнице. Уже начиная с чердака, чувствуешь себя, будто в каком-то старинном подземелье, здесь веет холодком и чувствуется влажность. Ощущения непередаваемые.
Следующий тип лестниц окунает в атмосферу средневекового замка и продолжается всего пару-тройку пролетов. Если засмотреться на аутентичные стены храма и не пригнуть по пути голову, то на финише можно встретиться с массивной деревянной балкой. Так что нужно быть внимательным.
Преодолев все ступени, открывается красивейший вид на историческую часть Санкт-Петербурга, в том числе и на ансамбль большей части монастыря. Особенно отдаленные части города можно посмотреть через бесплатный бинокль.
Стоя спиной к двери, слева можно увидеть Большеохтинский мост, здание губернатора Санкт-Петербурга, Александро-Невскую церковь.
В центре можно созерцать церковь святой Марии, сад Смольного собора, Исаакиевский собор, здание правительства Ленинградской области.
Справа находятся церковь Захарии и Елизаветы, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, Лахта-Центр.
Согласно официальному сайту Смольного Собора, смотровая площадка работает с 7 утра до 22 вечера. Оплата осуществляется в виде рекомендуемого пожертвования – 200 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. На кассе есть терминал для оплаты банковскими картами.
Совет! На смотровой площадке Смольного Собора практически всегда дует ветер и даже в жару там чувствуется прохлада. Поэтому лучше запастись пледом или тёплой одеждой.
меню
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
Сад
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
- проложили дорожки, устланные дерном
- подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
- установили деревянную изгородь
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий
Внутреннее убранство и святыни собора
Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:
- выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
- множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
- установлены три иконостаса
- церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
- ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя
masteryonok_ermak
umbram_catiline
streamersx
ivan___parhomenko
lina_popova_life
tanais7788
gavrilova3429
До упразднения собора в годы советской власти он владел ценными иконами:
- Черниговской Божией Матери, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями
- Мощевой иконой Спаса Нерукотворного
- образами киево-печерских чудотворцев
Все иконы и ценные предметы внутреннего убранства были разграблены после закрытия собора в 20-х годах прошлого века. Сейчас из реликвий в Смольном соборе хранятся иконы, написанные русским живописцем Алексеем Венециановым:
- Воскресение Христово
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
История существования
На протяжении всего времени своего существования Смольный собор выступал в разных ролях.
Учебный храм
С 1764 по 1917 годы в стенах Смольного монастыря действовал институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение. Сразу после своего основания, при императрице Екатерине II – преемнице Елизаветы Петровны, заведение именовалось «Императорское воспитательное общество благородных девиц».
В 1796 году его взяла под свое ведение императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, основав благотворительное Ведомство учреждений. В 1806 году для воспитанниц выстроили отдельное здание — Смольный институт, который стал еще одной частью монастырского комплекса.
По распоряжению Николая I возведенный Смольный собор стал храмом учебных заведений. В память о его освещении отлили медаль с изображением собора и образом Христа, благословляющего детей.
На алтарной стене указали названия учебных заведений, которые входили в Ведомство, учрежденное Марией Федоровной. Учащиеся принимали участие в ежегодных торжественных богослужениях.
Сейчас в зданиях монастырского комплекса располагаются филиалы различных высших учебных заведений Санкт-Петербурга
Концертная площадка
На протяжении 25 лет Смольный собор был площадкой, где устраивали ежегодные концерты инструментальной музыки. В 1990 году здесь организовали концертно-выставочный зал, установили свето-музыкальное оборудование. В 2010 году появился электронный орган, и визитной карточкой собора стали органные концерты. Последний из них был дан в январе 2016 года.
В 1991 году при соборе организовался камерный хор, участниками которого являются студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
Концертная деятельность коллектива включает в себя:
- участие в музыкальных фестивалях России и Европы
- поездки по российским городам на юбилейные празднества
- благотворительные концерты в дни годовщин, знаменующих начало и окончание блокады Ленинграда
Постоянными площадками для выступления хора служат залы Санкт-Петербургской филармонии и Мариинского театра, а также храмы Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор, Храм Воскресения Христова, Феодоровский собор
В его репертуаре хоровые произведения с 500-летней историей — литургические песнопения, реквиемы, мессы, написанные величайшими композиторами:
- Бахом
- Бетховеным
- Моцартом
- Чайковским
- Рахманиновым
Коллектив стал именоваться Концертным хором Санкт-Петербурга с 2016 года, после того, как прекратил существование при Смольном соборе
Духовная обитель
Монастырь окончательно был упразднен в 1797 году, после смерти последней монахини. А в Смольном соборе монастырского комплекса без малого 90 лет совершали богослужения. Через несколько лет после Октябрьской революции и свержения царской власти, в 1922 году, собор закрыли, изъяв все церковные ценности.
В 2016 году он снова стал действующим православным храмом – его передали в ведение Церкви. Но регулярные богослужения стали проводить там еще с 2010 года. Первую Божественную Литургию совершили в соборе 7 апреля 2010 года в праздник Благовещения.
Богослужения
- 07:00 ежедневная утренняя Литургия
- 16:00 вечернее Богослужение
Также в соборе совершают другие церковные Таинства – Крещение и Венчание, работает детская воскресная школа.
Помимо этого, в день памяти святой мученицы Татианы, которую в России считают покровительствующей студентам, в Смольном соборе совершают торжественную службу с последующим вручением награды студентам – отличникам духовно-нравственного просвещения
Концертный хор Санкт-Петербурга
В 1991 году был создан камерный хор, который организовали на базе концертно-выставочного зала. Он получил имя Камерного хора Смольного собора. Когда собор передали церкви, хор сменил название, так как лишился места для собраний. С 2016 года он носит имя Концертный хор Санкт-Петербурга.
Хор, который возглавляет Владимир Беглецов, долго искал новое место для базирования, и, в конце концов, ему предложили зал в здании дореволюционной Городской думы на Невском проспекте.
Легенды и тайны
При приближении к Смольному собору можно заметить оптическую иллюзию: высокий храм, устремленный в небо, будто уходит в землю. Помимо этого собор хранит еще несколько тайн.
«Нечистое» место
Еще до основания Санкт-Петербурга место будущей постройки Смольного считалось «чертовым берегом», а обитавшие здесь жители имели славу общавшихся с нечистью. Интересен тот факт, что Петр I повелел обустроить здесь Смольный двор и хранить смолу, которая ассоциируется с библейским адом.
Призраки
В советские годы здесь встречались призраки девушки-смолянки и монаха, которого не смог убить пистолетными выстрелами сотрудник КГБ, охранявший расположенный здесь архив комитета безопасности. А также некоторые видят призрак аптекаря, жившего неподалеку от собора. При приготовлении своих снадобий он использовал кровь голубей, которых ловил на звоннице Смольного собора. Однажды произошел несчастный случай: аптекарь упал с высоты, разбившись насмерть. С тех пор его призрак, крадущийся за птицами, иногда можно заметить на звоннице.
Подземный бункер
Во время реставрационных работ в Смольном были найдены длинные подземные ходы. Это находка положила началом легенды о том, что от подвалов Смольного выстроили ветку метрополитена для эвакуации представителей власти Ленинграда. Первое в городе бомбоубежище организовали именно под Смольным собором.
«Креста на нем нет»
Во время летнего урагана 2002 года на куполе собора от удара молнии надломился крест, который вонзился в кровлю. Горожане снова вспомнили все мистические истории, связанные с этим историческим местом: ведь крест сорвало только на Смольном соборе, несмотря на их большое количество в городе.
Мистика чисел
История создания и существования Смольного собора по странной случайности связана с одной цифрой:
- 87 лет его строили
- 87 лет в нем проходили церковные службы после открытия
- через 87 лет отслужили первый с момента закрытия молебен
Те, кто верит в магию чисел, отождествляет восьмерку со щитом, а семерку – с мечом, считая, что собор стоит на защите города.
Информация для посещения
Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга на площади Растелли.
Метро и наземный транспорт
Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро Чернышевская собор находится примерно на расстоянии 2 км.
Поэтому оптимально заказать такси от центра или от Чернышевской.
Но вообще можно усложнить себе жизнь и ждать автобус или маршрутку.
Непосредственно на площади расположены остановки:
- маршрутное такси № К 46, К 76
- автобус № 136
Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке Площадь Пролетарской Диктатуры останавливаются автобусы № 46, 54, 74.
Режим работы и стоимость посещения
Собор открыт для посещения с 07:00 до 20:00.
В эти же часы можно посетить смотровую площадку на соборной звоннице. Для этого рекомендуется внести пожертвование в размере 150 рублей. Посещения для студентов и пенсионеров – свободное.
Экскурсии
- По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.
- Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.
Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.
Интерьер
Интерьер Смольного собора поражает своей оригинальностью и красотой от самого входа. Над высокой и массивной входной дверью висит икона Иисуса Христа, которую окружает изящное резное дерево ручной работы.
Зайдя внутрь, взору открывается поразительный масштаб помещения, представить который сложно снаружи.
Белые стены с барельефами, золотистые рокайли, мраморные массивные колонны, широкие галереи по краям, а центре высокое подкупольное небо (к сожалению, на время написания статьи, это место находится на реставрации).
И все это масштабное пространство заполнено скульптурами, иконами (некоторые из них периодически мироточат) и другой богатой церковной утварью.
меню