Страстная пятница 2022: что нельзя делать в этот день, а что — можно


Что такое Страстная пятница

В православии день Страстной Пятницы является самым страшным. Об истории происхождения праздника рассказано в Евангелие. После предательства Иуды Иисуса обвинили в разжигании бунта. Распяли Христа в 9 утра (по иудейским часам — в 3 дня), а умер Спаситель ближе к вечеру пятницы. Тело Сына Божьего сняли с креста и похоронили в пещере Апостолы.

Эта пятница называется «Страстной» потому, что этот день был наполнен страстями (страданиями) Иисуса Христа. Это был последний день человеческой жизни Господа. Также существуют и другие наименования: Священная Пятница, Великая Пятница, Великий пяток, Пятники, Красная Пятница.

Символом праздника является плащаница – это ткань с изображением иконы Иисуса Христа в гробу.

Страстная седмица 2022 какого числа

Страстная седмица 2022 года напрямую зависит от даты Пасхи, ровно так же, как и праздник православных Троица. В 2022 году Пасха придется на 28 апреля. Ровно за неделю 21 апреля 2022 года начинается Страстная Великая неделя.

С воскресенья 21 апреля следует воздержаться от шумных гуляний, скандалов, дурных дел. Начиная с Великого Понедельника и в последующие дни Страстной недели принято молиться, вершить благие дела. Если же в дни Великого поста выпал день рождения или другое праздничное событие, то лучше отложить его и отметить после Великого Воскресенья. Однако многие православные считают даты, сочитающиеся с Великом Строгим постом особыми и наоборот, стремятся как можно пышнее отметить памятное событие.

Традиции празднования

На пятый день седмицы церковь проводит три службы. Утреня проходит в ночь с четверга на пятницу. На ней читают Евангелие о Страстях Господа. Днем служатся «Царские часы». Последняя – Вечерня, где выносят плащаницу, украшенную цветами.

Погребают плащаницу в конце дня на утрени Великой субботы. Божественная Литургия в Страстную пятницу не проводится.

После погребения проходит малая вечерня, на которой поются песнопения о плаче Пресвятой Богородицы в Страстную Пятницу, а также канон о распятии Иисуса Христа.

Все приготовления к Пасхе должны завершиться в Чистый четверг, но иногда хозяйки не успевают приготовить праздничные куличи и занимаются этим на Страстную пятницу. Перед тем, как начать замешивать для них тесто, необходимо получить благословение. Для этого читается молитва «Отче наш», после чего готовить нужно в спокойствии и тишине.

На Руси было принято соблюдать как церковные, так и языческие традиции. Например, обычай жечь костры и призывать Бога Перуна, чтобы защитить урожай от воздействий природных стихий. У наших предков это время считалось самым благоприятным для посева.

В день торжества у православных в силу вступают определенный правила и запреты. Это также самый строгий день Великого поста. Первый прием пищи не должен быть раньше трех часов дня, так как это время заканчивается церемония выноса плащаницы.

Что нельзя делать в Страстную пятницу

  • В священный праздник нельзя заниматься уборкой и стирать одежду.
  • Нельзя мыться и купаться.
  • Под запретом любая работа по дому и в огороде.
  • Нельзя пользоваться граблями, вилами и лопатой.
  • Нельзя злиться, обижаться, ругаться и материться.
  • Строго запрещено пить алкоголь
  • Нельзя веселиться.
  • Стричь и красить волосы.
  • Не рекомендуется печь куличи и красить пасхальные яйца.
  • Нельзя предаваться плотским утехам.
  • Нельзя ходить на кладбище. (Исключение: похороны)
  • В Страстную пятницу топить баню не принято.

Что можно делать

  • В этот день нужно обязательно посещать храм и молиться.
  • День должен пройти в тишине и спокойствии, без застолий и гуляний.
  • Нужно помочь нуждающимся.
  • Свершать добрые богоугодные дела.
  • Простить всех обидчиков и самому просить прощения.
  • Можно навестить человека, с которым давно не виделись.
  • Благодарить Господа за страдания.
  • Можно грустить и плакать.

Что можно есть в Великую пятницу

В Пятники нельзя есть до конца второго богослужения. После едят хлеб и пьют воду. Также можно фрукты и овощи. Под строжайшим запретом все продукты животного происхождения и спиртные напитки. Никакие блюда не готовятся. Больным и беременным можно не поститься.

Как причаститься на Страстной седмице

Причастие помогает очистить душу, укрепить свое сознание, не озлобляться. Праведный путь дает шанс человеку попасть в Царствие Божие, которое открывает дорогу в рай. Если на Светлой неделе, сразу после Страстной, причащаться можно каждый день, то на Страстной неделе считается, что лучше воздержаться от причастия. Душа Господа страдала на последней неделе земной жизни и в часы Страстной недели лучше молиться, сопереживая Иисусу Христу, чем каяться в своих грехах.

Страстная неделя предусматривает скромную пищу, тихие разговоры, праведное поведение с мыслями о Боге. В эту неделю нужно подготовиться к Светлой седмице, чтобы причаститься. К мирянам должно прийти понимание содеянных грехов, но если появилось желание избавиться от душевного груза на Страстной неделе, то ждать не стоит. Церковью не запрещено причастие на Великой неделе.

Какие молитвы читать в Страстную пятницу дома

Молитвы, которые можно читать дома:

Акафист Страстям Христовым

Кондак 1

Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася. Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

Икос 1

Ангелов ликостояния восполняя, не от Ангел восприял еси, но мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси; темже, толицей любви Твоей благодарни суще, вопием Ти:

Иисусе Боже, Любы Предвечная, тако о нас, земнородных, возблаговоливый; Иисусе, милосте безмерная, к человеком падшим долу низшедый. Иисусе, в плоть нашу оболкийся, и смертию Своею смерти державу разрушивый; Иисусе, Божественными Твоими Тайнами нас обоживый. Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

Кондак 2

Видев Тя Ангел в вертограде Гефсиманстем до пота кровава в молитве подвизающаяся, представ укрепляше Тя, егда яко бремя тяжкое грехи наши отяготеша на Тебе: ты бо, Адама погибшаго на рамо восприим, Отцу представил еси, преклонь колена моляся. О сем убо с верою и любовию пою Тебе: Аллилуиа.

Икос 2

Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не уразумеша иудее: сего ради егда в нощи со светильники ищущим Тя рекл еси: Аз есмь, аще и падоша на земли, но по сем связавше Тя, ведоша на судище; мы же на сем пути, припадающе к Тебе, с любовию зовем:

Иисусе, Свете мира, от мира лукаваго возненавиденный; Иисусе, живый во Свете Неприступнем, от области темныя ятый. Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, от сына погибели на смерть указанный; Иисусе, в Немже льсти несть, от предателя лестию лобзанный. Иисусе, туне Себе всем подаваяй, за сребреники проданный; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

Кондак 3

Силою Божества Твоего прорекл еси трикратное отвержение ученику. Он же посем, аще и отречеся Тебе с клятвою, обаче, егда узре Тя во дворе архиерейстем, Господа своего и Учителя, умилився сердцем, изшед вон плакася горько: «Призри убо и на мя, Господи, и порази жестокое сердце мое, да слезами моими омыю грехи моя, поя Тебе: Аллилуиа».

Икос 3

Имеяй воистинну власть по чину Мелхиседекову, яко Архиерей во веки, стал еси пред беззаконным первосвященником Каиафою, Владыка и Господь всех; от Твоих убо рабов приявый мучение, приими от нас сицевая:

Иисусе безценный, ценою купленный, стяжи мя в Твое вечное наследие; Иисусе, желание всех, от Петра страха ради отверженный, не отвержи мя, грешнаго. Иисусе, Агнче незлобиве, от лютых вепрей терзаемый, изми мя от враг моих; Иисусе, Архиерею, Своею Кровию вшедый во Святая Святых, очисти мя от скверн плотских. Иисусе связанный, имеяй власть вязати и решити, разреши моя тяжкая прегрешения; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

Кондак 4

Бурею христоубийства дышуще иудее, послушавше глас отца лжи и человекоубийцы искони, диавола, отвергоша Тебе, правый Путь, Истину и Живот; мы же Тя, Христа, Божию силу, в Немже вся сокровища премудрости и разума сокровена суть, исповедуя, вопием: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем:

Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный; Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки. Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый; Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый. Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

«Отче Наш»

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Тропарь Великого пятка

В сей день висит на Древе Тот, Кто повесил землю на водах; венцом из терний венчается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую облачается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и всеславное Твое Воскресение!

Не будем подобно Иудеям праздновать: ибо Пасха наша, Христос Бог, был заклан за нас; но очистим себя от всякой скверны, и искренно помолимся Ему: «Воскресни, Господи, спаси нас, как Человеколюбец!» Крест Твой, Господи — жизнь и воскресение для народа Твоего; и на него надеясь, Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем, помилуй нас.

Крещение на Страстной седмице

Страстная седмица — это время скорби о мучениях Христа. В Великие дни седмицы не принято накрывать застолье, справлять гуляния, на этой неделе лучше воздержаться от праздничных мероприятий. Такая неделя всего одна в году и с увеселительными программами можно подождать. Крещение лучше будет перенести на следующую Светлую неделю. Сразу после Пасхи наступают дни радости, когда Христос воскрес.

В Страстную седмицу церковь загружена, миряне ходят на службы, исповедуются, причащаются. Но если возник особый случай крещения, ребенок слаб, болеет, то батюшка может пойти на встречу. В церковном уставе нет запрета на крещение в Страстную неделю. Обо всех делах лучше договориться с настоятелем и подобрать время для крестин.

Приметы

Народные приметы:

  • Все, что будет посажено в этот день, не принесет плоды. Можно сажать только петрушку и капусту.
  • Родиться в день праздника – к нелегкой судьбе.
  • Родить – навлечь неприятности на малыша и себя.
  • Если смеяться и веселиться в этот день, то весь год придется плакать.
  • Дети, что были зачаты в день праздника, обречены на несчастье.
  • Умерший в Красную Пятницу получает Божью благодать.
  • Людям, которые рождены в этот день нельзя справлять день рождения.

Приметы погоды:

  • Если на небе видно много звезд, то уродится пшеница.
  • Солнечная погода означает большой урожай хлеба.
  • Дождливая погода означает холодную весну.

Приметы для незамужних девушек:

  • В еде попалось насекомое – к скорому свиданию.
  • Увидеть птицу за окном – знакомство с мужчиной.
  • Если чешется губа – к поцелуям.
  • Если чешется бровь – скорая встреча с суженым.
  • Если накануне праздника оставить одну полку в шкафу пустой – значит, зазывать мужчину в свой дом.
  • Девушка ударяется локтем, значит, о ней думает суженый.

Приметы на здоровье:

  • Копать землю в день праздника – к серьезным болезням.
  • Если испечь хлеб в форме креста, то он станет оберегом.
  • Освященное в церкви кольцо в день праздника будет служить оберегом.
  • Если испечь хлеб в Страстную пятницу, то он обретет лечебные свойства.
  • Если заболеть в день праздника, значит, будет быстрое выздоровление.

Сон с Чистого четверга на Страстную пятницу

Считается, что истинно вещие сны снятся в ночь на Страстную пятницу. В народе бытует мнение, что в этот день сновидения наполнены особым содержанием. Есть и те, кто убеждены, что во все ночи праздничной седмицы снится то, что обязательно сбудется.

Значение снов на страстную пятницу перед пасхой:

Сны в это ночь разделяют на 3 группы:

  • во сне повторяются события прошедшего дня;
  • пророческие видения;
  • сны, посланные демонами.

Верующие утверждают, что сны, которые пригрезились в ночь на Пятники сбудутся в течении первой половины дня или в течение года. Важно лишь правильно их истолковать. Сны из первой группы не имеют какого-то сверхъестественного смысла. Особенного внимания требует те, что принято называть «демоническими». Они вызывают наибольшее волнение и страх. Но беспокоиться здесь не о чем, никакие темные сущности не пытаются завладеть человеком. Явление во сне чего-то неприятного может обозначать, что кто-то свыше пытается о чем-то предупредить спящего. Не нужно концентрироваться на плохом, ведь «демонические» сны являются предвестниками хороших событий и новостей.

Не стоит игнорировать то, что грезится в канун праздника. Эти сны содержат в себе скрытые знаки и подсказки, которые могут пророчить ближайшее будущее и даже помочь предотвратить надвигающуюся беду.

Исповедь на Страстной седмице

Исповедь на Страстной неделе, как и причастие, никто не запрещает. Прихожанам следует лишь учитывать тот факт, что священнослужители уделяют службе с канонами на Великой неделе большую часть своего времени и заниматься индивидуальными исповедями у них попросту нет времени. Для этой процедуры лучше выбрать Великий понедельник, вторник или среду.

В первые три дня Страстной седмицы в церкви еще мало народа, батюшка может выслушать мирян, прочитать над ними молитву, перекрестить. В Великий четверг проводится общая исповедь, но если душе требуется открыться и покаяться, то лучше выбирать более свободные дни.

Вопросы и ответы

Можно ли мыться в страстную пятницу?
Рекомендуется принимать водные процедуры и убираться в день перед праздником – в Чистый четверг. В страстную пятницу этим заниматься нельзя.
Можно ли красить яйца в день праздника? И можно ли печь пасхи?
От любых дел, в том числе и от подготовки к Пасхе, следует отказаться сегодня.
Когда выносят плащаницу?
Плащаница выносится на Великой вечерне в 3 часа дня и тогда цикл богослужений считается завершенным.
Можно ли работать?
Конкретного запрета на работу в этот день нет. Но даже на рабочем месте необходимо весь день посвятить памяти об Иисусе Спасителе.
Умереть в страстную пятницу хорошо или нет?
мерть в период празднества не является хорошим или плохим знаком. Нет гарантий, что душа обязательно попадет на небеса или в преисподнюю. В народе принято считать, что если смерть наступила в неделю Страстной седмицы, то это значит, что умерший получил Божье благословение.

Страстная седмица 2022 какого числа

Страстной седмицей принято называть 7 дней предшествующей Великой Пасхе. При этом все дни носят приставку «Великий», Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В 2022 году Пасха приходится на 8 апреля (08.04.2018 г). Это значит, что нужно отсчитать 7 дней назад от этой даты. То есть, получается, что Страстная неделя начинается в воскресенье 1 апреля. Да-да, именно в воскресенье. Фактически это Вербное воскресенье и оно не относится к Великой неделе, но уже с вечера этого дня нужно готовиться к Святой неделе. На самом деле Седмица состоит из 6 Строгих дней, в ней нет воскресенья.

Великий вторник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

В 2015 году утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Иоанна Златоуста

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Общая схема служб Великого вторника — такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно следственной связи в жизни человека.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.

На Великий вторник 2015 года выпадает еще двунадесятый праздник Благовещение. В связи с ним утром служится не Преждеосвященная Литургия, а Литургия Иоанна Златоуста.

Соборование на Страстной седмице

Соборование или елеосвящение исходит от апостольных времен Иисуса Христа. Процедуру помазания тела священным елеем проводят для очищения души и тела. Это довольно сложный обряд, проводят его только над православными христианами старше 7 лет. В ритуале принимают участие 7 священнослужителей. 7 символичная цифра, по церковным правилам, она означает собор — 7 священников. Перед тем, как помазать мирянина, читается 7 выдержек из Апостола и Евангелия. В них рассказывается о милосердии, духовном и телесном исцелении, покаянии, веровании.

Соборование можно проводить в Великий пост на Страстной Седмице. В этом деле главное, чтобы священнослужитель нашел время для столь серьезного обряда. Совершают его как над здоровыми, так и над больными верующими. Священный елей способен исцелить душевные и телесные раны. Считается, что болезни посылаются человеку за его грехи, и чтобы от них исцелиться, нужно очиститься духовно.

Возможно, что Страстная неделя, как раз то время, когда человек приходит к мысли, о том, что ему необходимо очистить свою душу от греха. Особых правил по поводу соборования церковь не назначает. Настоятели рекомендуют перед процедурой исповедаться и причаститься, а после собороваться. Можно сделать и наоборот, выбрать на Страстной седмице день для соборования, согласовав его со священнослужителем, а затем исповедаться и причаститься.

Текст книги «Богослужебный устав и гимнография»

Тема 5. Богослужение Страстной седмицы

Страстная седмица представляет собой совершенно особую часть церковного года. В древности она называлась «Пасха Крестная» или «Пасха Страданий». Именуется она и «Великой» по величию совершившихся на ней событий, по значению их для всего человеческого рода. Это время полностью посвящено воспоминанию спасительных Страстей Христовых, на Страстной не совершается празднование памяти святых и поминовение усопших, а храмовые праздники переносятся на другое время.
Богослужение Страстной седмицы значительно отличается от обычного целым рядом особенных священнодействий и возвышенных духовных песнопений. В нем в единый, цельный и величественный образ собраны все ветхозаветные предсказания и прообразы, все новозаветные повествования о последних днях земной жизни Богочеловека.

Каждый из дней Страстной седмицы имеет свои особенные воспоминания и сообразное с ними содержание богослужебных песнопений и чтений.

5.1. Великие Понедельник, Вторник и Среда

В Великий Понедельник

вспоминается прекрасный
Иосиф
, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Это прообраз Христа, преданного соотечественниками на страдания и смерть. В этот день вспоминается также
проклятие Господом бесплодной смоковницы
– прообраза лицемерных фарисеев, при внешнем благочестии не имеющих истинных плодов веры. Синаксарий Великого Понедельника объясняет, что смоковнице уподобляется и «всяка душа, всякого духовного плода непричастна».

В Великий Вторник

вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа, сказанные Им в этот день в Иерусалимском храме:
о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном Суде
.

В Великую Среду

вспоминается
жена-грешница, помазавшая Господа миром
в Вифании в доме Симона-прокаженного и совершившееся сразу после этого
предательство Иуды
. В песнопениях не раз сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и предательство ученика.

С точки зрения уставных положений и общего содержания богослужения эти первые три дня обычно рассматривают как нечто единое.

Службы в Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются по одной схеме и сохраняют свой покаянный великопостный характер.

В начале утрени

после
«Аллилуиа»
трижды поется знаменитый тропарь:
«Се Жених грядет в полунощи»
«косно [медленно] и велегласно [громко, в полный голос], и со сладкопением равно [красивым напевом и ровно]». Читается Евангелие, содержащее повествование о делах и речах Господа в последние дни Его земной жизни, Его притчи и беседы о кончине мира и втором пришествии[129]
129Аверкий (Таушев), архиеп.
Указ. соч. С. 167.

[Закрыть].

Вместо целого канона положен только трипеснец (в Великий вторник – двупеснец).

После его окончания трижды, «косно и со сладкопением» поется ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Его положено петь с Великого Понедельника по Великий Четверг, 12 раз за четыре дня. Конечно, это не случайно. Этот ексапостиларий является одним из важнейших текстов Страстной седмицы. Он составлен от 1-го лица, от лица каждого из нас. Эта молитва об очищении нашей души, о даровании ей светлых одеяний, без которых нельзя войти в Небесный чертог (Мф. 22:2–14)[130]
130Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 154.

[Закрыть].

Славословие читается, и концовка утрени великопостная.

Совершаются великопостные часы

3-й, 6-й и 9-й с
изобразительными
и затем
Литургия Преждеосвященных Даров
.

Главной особенностью часов

в первые три дня Страстной седмицы является то, что на них
прочитывается все Четвероевангелие
. Евангелия от Матфея и Марка читаются каждое в два приема, Евангелие от Луки – в три приема. Евангелие от Иоанна читается в два приема, но не полностью, а только до слов:
«Ныне прославися Сын человеческий

»
(Ин. 13:31), то есть до начала прощальной беседы Господа с учениками. Таким образом, в течение трех дней на каждом из трех часов (3, 6, и 9) бывает по одному чтению, а всего девять чтений.

Еще одной особенностью первых трех дней Страстной седмицы является смена паремий. Весь пост паремии вечерни брались из книг Бытия и Притчей Соломоновых, а паремия шестого часа – из книги пророка Исайи. Теперь на шестом часе читается пророчество Иезекииля

, а на вечерне – книги
Исход
и
Иова
. Книга Исход повествует о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них, о пути к земле обетованной. Это прообраз изведения человечества из греховного плена. Безропотные страдания праведного Иова являются прообразом спасительных страстей Господних. Из книги пророка Иезекииля взято то место, где говорится о его призвании к пророческому служению (главы 1–2, начало главы 3). Описание величественного богоявления ветхозаветному пророку призвано напомнить о Божественном достоинстве Христа, предельное уничижение и страдания Которого мы вспоминаем на Страстной седмице. Это противопоставление Божественного величия и истощания является характерной особенностью гимнографии Страстной седмицы.

Первые три дня Страстной седмицы имеют один и тот же отпуст: «Грядый на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…»

В Великую среду в последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров, последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина, последний раз делаются земные поклоны[131]131

Их будут совершать только перед Св. Плащаницей.

[Закрыть], последний раз стихословится Псалтирь – заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Перед Литургией среды Типикон назначает чин прощения за весь пост, похожий на тот, что совершался в Прощеное воскресенье. Среда – это как бы граница, отделяющая один тип богослужения от другого. После среды начинаются совершенно особые службы, посвященные спасительным Страстям Господним[132]132
Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 249.

[Закрыть].

5.2. Великий Четверг

В Великий Четверг вспоминается несколько важнейших событий:

• Тайная Вечеря, на которой было установлено Таинство Евхаристии;

• Омовение ног ученикам;

• Гефсиманская молитва;

• Продолжает развиваться тема предательства Иуды.

На утрене после «Аллилуиа»

трижды поется известный тропарь Великого Четверга:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери
[умовении ног]
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю
[Посмотри, собиратель богатств], [на того, кто]
сих ради удавление употребивша
[удавился]!
Бежи несытыя души
[ненасытной души]
, Учителю таковая
[сделать]
дерзнувшия. Иже о всех благих Господи, Слава Тебе»
. В этом тексте мы встречаем не только описание вспоминаемых событий, но и обращение к душе каждого из нас, хотя, казалось бы, время покаяния и самоуглубления уже прошло, и мы должны всецело обратиться к событиям жизни Спасителя. Такой характер имеют все самые яркие, самые важные молитвословия Страстной седмицы. Наряду с изложением евангельских событий и их ветхозаветных прообразов, наряду с изображением тайны искупления человеческого рода, постоянное обращение к нашему сердцу и совести является характернейшей чертой богослужения этого периода[133]
133Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 252.

[Закрыть].

Читается Евангелие от Луки о Тайной Вечере (108-е зачало) и канон одного из лучших православных гимнографов св. Косьмы Маюмского († 787) «Сеченое сечется море чермное…».

В этом каноне тема установления Таинства Евхаристии раскрывается через ветхозаветный образ Премудрости, созывающей всех на трапезу (Притч. 9:1–11, паремия на Богородичные праздники):
«Тайноводящи
[посвящая в таинства]
други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет Чашу верным. Приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш»
(песнь 1). Вторая тема канона – умовение ног Тем, Который сотворил
«езера
[озера]
и источники моря»
(песнь 2):
«Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо
[покрывающий небо облаками]
, препоясуется лентием, и приклоняет колена, рабом омыти ноги, в Егоже руце
[Тот, в руке Которого]
дыхание всех сущих»
(песнь 5). И, конечно, в каноне продолжается тема предательства Иуды и последних наставлений Господа Своим ученикам.

Ексапостиларий тот же, что и в первые три дня Страстной седмицы: «Чертог Твой»

. Он поется в последний раз. Эти слова четыре дня подряд трижды звучали на каждой утрене, готовя нас к богослужению Великого Четверга, к участию в Тайной Вечере.

В конце утрени, после «Благо есть», Трисвятого

и
«Отче наш»
второй раз поется тропарь Великого Четверга:
«Егда славнии ученицы…»
На первом часе

читается паремия из книги пророка Иеремии (гл. 11:18–23, гл. 12:1–15) в которой описывается вражда старейшин иудейских против Христа и Его кротость и незлобие, с какими Он предает Себя в их руки[134]
134Аверкий (Таушев), архиеп.
Указ. соч. С. 168.

[Закрыть].

Часы

3-ий, 6-ый, и 9-ый совершаются просто, без пения. Это обычные трехпсалмные часы.

К ним присоединяются изобразительные

, после которых служится
Литургия свт. Василия Великого
, соединенная с вечерней. Совершение Литургии на вечерне в этот день связано с тем, что Таинство Евхаристии было установлено Господом вечером. Литургия Великого Четверга – это одна из тех Литургий, на которых нет Херувимской песни. Вместо нее в этот день поется
«Вечери твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем»
.

Эти слова поются также вместо причастна, во время причащения мирян и вместо: «Да исполнятся уста наша


»
В качестве задостойника на Литургии свт. Василия Великого обычно поется песнопение «О Тебе радуется»

. Но на этой Литургии задостойник другой, обращающий наши умы к величию Таинства Евхаристии, к бессмертной Трапезе, уготованной для нас Спасителем. Это ирмос 9-й песни канона
«Сеченое сечеся»
«Странствия Владычня».
«Странствия Владычня и бессмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем»
[135]
135
«Странствие» – это угощение странников, гостеприимство. «Гостеприимства Владыки и бессмертной Трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив к высшему наш ум. Это возвышенное слово [учение] мы познали от [Самого] Слова, Которое величаем» [См.:
Иоанн (Маслов), схиархим.
Указ. соч. С. 256;
Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 259].

[Закрыть].

Литургия Великого Четверга имеет особый отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш…»

После заамвонной молитвы в кафедральных соборах в этот день совершается Чин омовения ног

(он описан в Большом Требнике). Архиерей царскими дверями выходит на облачальное место; перед ним один диакон несет Евангелие, еще два диакона – лохань и рукомойник. Священники, сидя на Горнем месте, медленно читают 50-й псалом. Протодиакон приводит попарно на середину храму 12 священников при пении 5-й песни канона Великого Четверга. Все садятся, и все время сидят, даже при чтении Евангелия. Протодиакон произносит Великую ектению с особыми прошениями
«О еже благословитися и освятитися умовению сему…»
Протодиакон читает Евангелие от Иоанна об умовении ног, во время чтения которого архиерей делает все то, что говорится в нем об Иисусе Христе, и умывает ноги всем 12 священникам, изображающим апостолов. Старший из священников изображает апостола Петра, и с ним у архиерея происходит диалог евангельскими словами. Архиерей сам доканчивает чтение Евангелия, в котором Господь объясняет значение совершенного им умовения. В заключение он читает молитву, чтобы Господь омыл всякую скверну и нечистоту душ наших[136]
136Аверкий (Таушев), архиеп.
Указ. соч. С. 168–169.

[Закрыть].

В Великий Четверг совершается также Мироварение

и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа)[137]
137
Напомним, что св. миро употребляется: в таинстве Миропомазания, которое совершается после Крещения, при освящении нового храма – им помазывается антиминс, престол и стены, при торжественном венчании царей на царство.

[Закрыть].

5.3. Великая Пятница

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня

,
Царские часы
и
великая вечерня
с повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокой скорби и сугубого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день. Единственное исключение – это когда на Великую Пятницу выпадает праздник Благовещения. В этом случае будет служиться Литургия свт. Иоанна Златоуста[138]
138Иоанн (Маслов), схиархим
. Указ. соч. С. 258;
Аверкий (Таушев), архиеп
. Указ. соч. С. 170.

[Закрыть].

Ночь на Великую Пятницу положено проводить в слушании Евангелий о Страстях Христовых, потому что именно в эту ночь Господь был арестован, судим, подвергался истязаниям и надругательствам. Повествование о Страстях Господних излагается в хронологическом порядке в 12-ти чтениях, избранных из всех 4-х Евангелистов. Эти чтения звучат на протяжении всей утрени Великой Пятницы

. Она совершается в Великий Четверг вечером (по Уставу она должна начаться во 2-м часу ночи, то есть в 7 часов вечера). Эта утреня носит особое название:
Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа
.

Евангелие выносится на середину храма после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа»

, при пении тропаря:
«Егда славнии ученицы…»
При каждом чтении Евангелия ударяют в колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По прочтении 12-го Евангелия ударяют 12 раз, и затем бывает краткий звон во все колокола

. Чтение Евангелий все слушают с зажженными свечами. Перед каждым чтением поется
«Слава Страстем Твоим, Господи, Слава Тебе». После каждого чтения – «Слава долготерпению Твоему, Господи».
Евангельские чтения располагаются между песнопениями утрени. Первые 6 чтений как бы заменяют кафизмы. Между ними поется по три антифона, произносится малая ектенья и седальны. Это единственные седальны, во время которых не полагается сидеть. «Стояще поем я

[
их
]
»
, – говорит Устав. Последний, 15-й антифон
«Днесь висит на древе»,
самый торжественный и значительный. Это «гимн Божественному истощанию». Он напоминает нам о Величии Божием, «о том, Кто страдает»[139]
139Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 262.

[Закрыть].

После 6-го Евангелия поются «Блаженны» с тропарями и затем, перед 7-м Евангелием, произносится Прокимен: «Разделиша ризы Моя себе и об одежди Моей меташа жребий»

.

Перед 8-м Евангелием читается 50-й псалом, и поется Трипеснец

св. Косьмы Маиумского «
К Тебе утренюю»
. В восьмой песни этого канона св. Косьма раскрывает духовные причины отречения Петра. Ирмос 9-й песни канона – известнейшая песнь во славу Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим». После канона звучит знаменитый светилен: «
Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподоби еси, Господи, и мене Древом крестным просвети и спаси мя».
После него читается 9-е Евангелие.

10-е Евангелие звучит перед вседневным славословием, 11-е Еван гелие – после него. 12-е Евангелие – после стихир на стиховне. Утреня эта по своей структуре будничная, и конец у нее обычный – «Благо есть», Трисвятое, «Отче наш»

, тропарь. Причем поется уже другой тропарь, не тот который пелся в ее начале:
«Искупил ны еси от клятвы законныя честной Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе»
. Этот тропарь раскрывает высший смысл Страстей Христовых – искупление и дарование бессмертия человеческому роду.

Отпуст этой службы связан с ее содержанием: «Иже оплевания и биения и заушения, и крест и смерть претерпевый, Христос истинный Бог наш…»

Утреня Великой Пятницы подробно описана в Приложении 6.

Утром в Великую Пятницу «о втором часе дне», то есть, по-нашему, в 8 часов утра, совершаются Царские часы

. На них бывает пение особых тропарей, читаются ветхозаветные пророчества о Страстях Христовых, апостольские чтения и снова страстные Евангелия. На 1-м часе все повествование о Страстях Христовых по Евангелисту Матфею, на 3-м часе – по Марку, на 6-м часе – по Луке и на 9-м часе – по Иоанну. После Царских часов «поскору» совершаются
изобразительны
.

Вечерня

в этот день обычно совершается в середине дня, около того времени, когда Спаситель умер на кресте. На ней читаются три паремии. Первая – из книги Исход, о Моисее, молящемся за преступный народ еврейский (Исх. 33:11–23). Это прообраз Христа как Ходатая за весь род человеческий, погрязший в грехах. Вторая паремия из кн. Иова (Иов. 42:12–17). В ней изображается праведный Иов, после необычайных страданий увенчанный милостями Божиими, прообраз Божественного Страдальца. Третья – из книги пророка Исаии, прозванного «ветхозаветным Евангелистом» за удивительно точные пророчества о Христе. На вечерне читаются стихи 52, 53 и 54 глав (52:13–54:1).

Затем читается Апостол, послание апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 1:18–2:2) и особое составное Евангелие. Оно называется 110 зачалом Евангелия от Матфея, но в него вставлены строки из других Евангелий так, чтобы повествование о Страстях, Крестной Смерти и погребении Спасителя было как можно более подробным и полным.

Затем, в соответствии с обычным порядком великой вечерни, звучат ектении сугубая и просительная, разделяемые молитвой: «Сподоби, Господи»

и поются стихиры на стиховне. Последней, очень красивым болгарским распевом, поется знаменитая стихира
«Тебе одеющагося светом, яко ризою»
. Она поется всего два раза в год (второй раз – в третью Неделю по Пасхе). Во время пения священник кадит лежащую на престоле св. Плащаницу.

После стихир на стиховне, как всегда, звучит Трисвятое, «Отче наш»

и тропарь. На вечерне Великой Пятницы поются тропари
«Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи»
и
«Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд».
Во время их пения священнослужители поднимают плащаницу, выносят ее на середину храма северными дверями, и полагают на особом возвышении, которое служит образом гроба. Предстоятель несет под плащаницей Евангелие, которое потом полагается на плащанице. Вокруг св. Плащаницы совершается каждение, произносится приличное случаю поучение и говорится отпуст:
«Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшные Страсти и Животворящий Крест, и вольно погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш…»
[140]
140
Этот же отпуст звучит на Царских часах и на утрене Великой Субботы с чином погребения.

[Закрыть] Обряд выноса Плащаницы изображает снятие спасителя с Креста и положение Его во гроб[141]141
Иоанн (Маслов), схиархим
. Указ. соч. С. 261.

[Закрыть].

Затем читается малое повечерие

, на котором поется канон Симеона Логофета[142]
142
Существует мнение, что автором канона является известный византийский агиограф св. Симеон Метафраст, составитель крупнейшего свода житий святых. Логофет – это название его должности. Логофетом в средневековой Византии и вообще в восточных церквах назывался хранитель патриаршей печати, заведовавший патриаршей канцелярией и ее архивом; на нем лежала денежная отчетность по патриархии, он часто состоял членом патриаршего суда.

[Закрыть] «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы».

На практике часто читается только канон. Содержание этого канона прекрасно объяснено в лекциях М. С. Красовицкой (см. Приложение 7). По окончании службы все прикладываются к Плащанице при пении очень красивой стихиры: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного»

(она напечатана в конце утрени Великой Субботы).

5.4.Великая Суббота

В Великую Субботу вспоминается погребение Спасителя, сошествие во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ людей, с верой ожидавших Его пришествие, введение разбойника в рай. В богослужении этого дня содержатся и указания на Воскресение Христово.

Утреня

Великой Субботы по Уставу должна совершаться в 7-й час ночи, то есть около часа пополуночи по нашему времени. Сейчас ее обычно совершают вечером в Великую Пятницу.

Среди богослужебных особенностей этой утрени следует отметить тропари на «Бог Господь» «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный…»

и
«Мироносицам женам…»
Первый и третий мы уже слышали на вечерне Великой Пятницы. А второй –
«Егда снизшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесные взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе» –
это воскресный тропарь 2-го гласа. Он выбран из восьми воскресных тропарей, потому что в нем более чем в других говорится о сошествии во ад – главной теме Великой Субботы.

Еще одна особенность утрени Великой Субботы – чтение «Непорочнов» с похвалами. «Непорочны» – это 17 кафизма, которая начинается словами «Блажены непорочнии в путь».

А похвалы – это краткие стихи в честь Господа. «Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается Плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение»[143]
143Нестеровский Е. Г.
Литургика. СПб., 1905. Ч. 2. С. 190–191. Цит. по:
Иоанн (Маслов), схиархим.
Указ. соч. С. 264.

[Закрыть]. Чтение совершается посреди храма, очень торжественно, при открытых царских вратах, с каждением всего храма перед началом чтения. Молящиеся стоят с зажженными свечами.

После 17-й кафизмы поются «тропари по непорочнах» «Ангельский собор удивися…»

, типичный воскресный текст, напоминание о приближающемся Воскресении Христовом.

Следующая особенность утрени – это один из лучших образцов православной гимнографии, канон Великой Субботы «Волною морскою»

. В нем изображается смятение неба и земли при виде Господа, лежащего во гробе, объясняется значение Крест ной Смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад[144]
144Аверкий (Таушев), архиеп
. Указ. соч. С. 170.

[Закрыть]. В надписании канона указаны имена трех авторов: 6-й по 9-ю песнь – св. Косьма Миаумский, ирмосы – прп. Кассия Контантинопольская (IX в.), песни 1–5 написал еп. Марк Идрунтский (Отрантский) (IX-Х вв.). Знаменитый ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия»

говорит о том, что Господь, находясь во гробе, утешил Свою Мать уверением в Своем воскресении и Ее будущей славе. С этим ирмосом связана икона, которая называется «Не рыдай Мене, Мати».

После канона опять звучат воскресные песнопения: «Свят Господь Бог наш»

и «
Преблагословенна еси»
(на
И ныне
: хвалитных стихир).

Заключительные слова Великого славословия «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»

поются особым протяжным («надгробным») напевом. В это время священнослужители поднимают Плащаницу на свои главы, и, в сопровождении светильников, запрестольного креста и хоругвей, под печальный перезвон колоколов, начинается крестный ход вокруг храма. Настоятель несет под Плащаницей Евангелие. Этот обряд знаменует погребение Спасителя. Вернувшись в храм, плащаницу подносят к царским вратам, в знак того, что Господь, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был на престоле с Отцом и Святым Духом. Затем, при пении
«Благообразный Иосиф»
, плащаница вновь полагается на середину храма.

После крестного хода возглашается прокимен: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего»

и читается паремия из пророка Иезекииля (37:1–14), поразительное видение великого множества сухих костей, оживших по велению Господню – предречение всеобщего воскресения мертвых. Второй прокимен
«Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца».
Далее читается Апостол (1 Кор. 5:6–8) и (Гал. 3:13–14). Возглашается аллилуарий, напоминающий нам приближение Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его

» со стихами, и читается Евангелие от Матфея, 12-е страстное Евангелие о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи. Затем произносятся сугубая и просительная ектении и отпуст. После него бывает целование плащаницы при пении:
«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…»
Литургия свт. Василия Великого

в Великую Субботу должна совершаться позже всех других дней года, по уставу «о часе десятом дне», то есть после 3-х часов пополудни. До ее начала читаются обычные часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны.

Сама литургия начинается вечерней

, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресенью, а потому на ней с песнопениями Великой Субботы соединяются торжественные воскресные песнопения (напр., первые 3 стихиры на
«Господи, воззвах»
– это воскресные стихиры 1-го гласа).

Одной из самых ярких особенностей этой Литургии является чтение 15-ти паремий, в которых содержатся пророчества о Воскресении Христовом, об искуплении человечества, о заключении Нового Завета между Богом и людьми. По прочтении 6-й паремии (о переходе через Красное море) торжественно, при открытых царских вратах, произносится первая библейская песнь «Поим Господеви, славно бо прославися»

. Стихи этой песни произносит чтец, а хор отвечает ему припевом
«Славно бо прославися»
. После 15-й паремии о трех отроках в печи, прообразующих невредимое исшествие Христа из гроба и ада, таким же образом произносится песнь трех отроков
«Господа пойте и превозносите во вся веки»
.

На этом вечерня заканчивается, и после малой ектении начинается собственно Литургия

. На этой Литургии не поется Трисвятое и Херувимская песнь. Вместо Трисвятого, в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой Субботе, поется:
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»
.

После чтения Апостола, вместо обычного «Аллилуиа»

, поется
«Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»
со стихами 81-го псалма. Во время этого пения все священнослужители в алтаре переоблачаются в белые одежды. Меняются также одежды на престоле, жертвеннике и на всех аналоях так, чтобы в храме не оставалось ничего черного.

Диакон в блестящей белой ризе, подобно Ангелу, явившемуся при воскресении Христовом, выходит на середину храма, для чтения Евангелия о Воскресении. Читается Евангелие от Матфея, которое возвещает о землетрясении, бывшем при гробе Господа, о Его воскресении и явлении женам-мироносицам, о бегстве стражей, подкупе их первосвященниками, о явлении Господа ученикам в Галилее и заповеди идти научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа[145]145
Аверкий (Таушев), архиеп
. Указ. соч. С. 171.

[Закрыть].

Вместо Херувимской, единственный раз в году, поется величественная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе

[146]
146
В благоговении.

[Закрыть] и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».

Задостойник – это ирмос 9 песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе


»
После Литургии положено совершать благословение хлеба и вина в память древней традиции – оставаться в храме до пасхальной утрени, слушая чтение книги Деяний Апостольских. Устав предупреждает о духовной опасности этих предпасхальных часов: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернить нерадивыя и многосонливыя монахи»

[147]
147
Цит. по:
Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 287.

[Закрыть].

По Уставу книга Деяний должна быть целиком прочтена до воскресной полунощницы, последней службы Постной Триоди. Полунощница

служится непосредственно перед пасхальной утреней. На этой полунощнице второй раз за Страстную седмицу читается канон Великой Субботы
«Волною морскою».
Во время пения ирмоса 9-й песни
«Не рыдай, Мене, Мати»
Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле. Она будет находиться там 40 дней, до Отдания Пасхи, в память того, что Христос после Своего Воскресения 40 дней пребывал на земле[148]
148Иоанн (Маслов), схиархим
. Указ. соч. С. 267.

[Закрыть].

Великий Понедельник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Всенощное бдение (под Благовещение)

Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня — личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосиф, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.

В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]