Тихвинский Храм Иконы Божией Матери в Алексеевском, Москва. Расписание, история, фото


Сайт: tihvinskiy.ru

Почтовый адрес: 129366, Москва, просп. Мира, 130.

Ст. метро: ВДНХ.

Телефон.

Смотреть расписание богослужений

Как проехать общественным транспортом: м. «ВДНХ», выход из последнего вагона из центра. 2 мин. Ходьбы до храма.

Престол: Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (9 июля). При­де­лы: прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (18 июля, 8 октября, Собор Московских Святых), свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), прп. Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия (30 марта), мч. Три­фо­на (14 февраля).

Святыни

  • чудотворная Тих­вин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри византийского письма (празднование — 9 июля);
  • точ­ная ко­пия пе­ще­ры Гро­ба Гос­под­ня;
  • образ Бо­жи­ей Ма­те­ри «При­бав­ле­ние ума» (празднование — 28 августа);
  • мо­ще­вик со свв. мо­ща­ми на пре­сто­ле глав­но­го ал­та­ря.

История

Первоначально на месте храма находилось имение Копытово, принадлежавшее князю Дмитрию Трубецкому, а позднее его вдове Анне Васильевне Трубецкой. Имение располагалось на старинной Троицкой дороге, ведущей от Москвы к Троице-Сергиевой Лавре. Неподалеку находились и Сокольники — сосновый бор, в котором предпочитал охотиться государь Алексей Михайлович.

Однажды остановившемуся на отдых в Копытово царю так приглянулось это место, что он пожелал иметь здесь путевой дворец.

В середине XVII в. был построен деревянный дворец, позднее Трубецкая возвела здесь каменный Алексеевский храм, названный в честь святого покровителя царствующей особы. Церковь дала новое название и самому селу, которое с того времени стало называться Алексеевским.

Когда в 1655 г. Трубецкая скончалась, имение перешло под управление Дворцового приказа, ведавшего казенными (царскими) делами, в том числе и земельной собственностью.

Тихвинский Храм в Алексеевском начали возводить в 1673 г. лет по указу царя Алексея Михайловича. Одновременно было проведено обновление Алексеевской церкви. Оба храма и путевой дворец были соединены крытыми галереями и составили единый комплекс.

Самому Алексею Михайловичу не довелось увидеть окончания строительства церкви, так как он умер в 1676 г. Освящение храма было проведено 4 годами позже. Освящение осуществлял Патриарх, в присутствии которого новый государь Федор Алексеевич пожаловал служителям церкви чудотворный список Тихвинской иконы.

Дальнейшей вехой в судьбе храма стали события времен Наполеоновских войн. Комплекс серьезно пострадал в ходе Отечественной войны 1812 г. Французские войска использовали помещения в качестве склада и конюшни. Не позднее 1817 г. был разобран путевой дворец, дошедший до состояния крайней ветхости.

В 1824 г. была демонтирована и Алексеевская церковь, кирпичи от разборки которой пошли впоследствии на строительство колокольни.

Одновременно была проведена реставрация храма. Впервые его стены были украшены фресками. В середине XIX в. были устроены два придельных алтаря (Святителя Николая и преп. Сергия). Реставрация производилась как на средства Казны, так и на купеческие пожертвования. Позднее, в 1890 г. в память о разобранной Алексеевской церкви в храме был обустроен придел во имя Алексия, Человека Божия.

Тогда же рядом с храмом было оборудовано одноименное кладбище. Перед самым Октябрьским путчем симметрично приделу св. Алексия был создан придел во имя Мученика Трифона. Тихвинский храм сохранил свой статус даже после Октябрьской революции. Несмотря на гонения на верующих и изъятие церковных ценностей, он не закрывал свои двери для прихожан ни на один день.

Были сохранены даже колокола на колокольне, однако при Советской власти они никогда не звонили. Советским правительством основное пространство храма был оставлено РПЦ. Но другие помещения были переданы под нужды новой власти. В подклете, где незадолго до революции был устроен придел Воскресения Словущего, было оборудовано овощехранилище.

Позднее часть помещений нижнего храма была отдана под художественные мастерские, другая — под свечной завод Патриархии. Уже после падения СССР все помещения были возвращены церкви.

История[править]

В XVII -XVIII веках Сущевская улица была основной трассой Сущевской слободы, а церковь — главным храмом этой слободы. Главенство храма подтверждается и гравюрой голландского путешественника К. де Брюона. На гравюре путешественник изобразил Москву 1702 года, где отчетливо виден храм с колокольнею в Сущеве. (По рекомендации Петра I К. де Брюон рисовал Москву с Воробьевых гор). В 1710 году с северной стороны храма был пристроен придел в честь Святого Апостола Андрея Первозванного.

С конца XVIII века огромные владения между Банковским переулком и Камер-Коллежским валом (ныне Сущевский) принадлежали вдове Действительной Тайной Советнице Надежде Васильевне Шепелевой. На территории имения, находившегося по соседству с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, был огромный тенистый парк, состоящий из различных пород деревьев. Там же находился пруд, который именовался Васильевским, в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться и этом парке. Являясь прихожанкой храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве, Н. В. Шепелева «Щедро наделяла богатыми вкладами свою приходскую Тихвинскую церковь». До 1812 года владения Н. В. Шепелевой и прилегающая местность именовалась Новым Сущевым и состояла из загородных домов родовитых фамилий: князей Вадковских, Скавронских, Ляпунова, Толстого и др.

Во время Отечественной войны 1812 года пожаром было уничтожено две трети построек города. «Император Наполеон, приказав сжечь Москву, совершил варварский поступок…». Во время пребывания неприятеля церкви Москвы были разграблены, разорены и поруганы. Бедствия войны не прошли и мимо Тихвинской в Сущеве церкви: «Означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Главный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери был поврежден очень сильно и к отправлению священнослужения была приготовлена только придельная церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, «но как пособили прихожане и доброхотные датели придельная церковь возобновлена, иже к отправлению священноcлужения нужное приготовлено». 5 декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново, о чем в своем «Рапорте» сообщал «церкви Тихвинской Пресвятыя Богородицы, что в Сущеве», священник Тимофей Иоаннов.

Примечательно, что после Отечественной войны 1812 года решено было из 257 уцелевших храмов после пожара сохранить только 157, а остальные ввиду сложности ремонта разобрать, однако москвичи не разрешили разбирать и восстанавливали храмы на свои средства. К 1817 году в Москве насчитывалось уже 246 храмов. После 1812 года местность вблизи церкви Тихвинской иконы Божией Матери меняется: ее начинают заселять ремесленники, огородники — будущие прихожане, которые селятся в небогатых домиках. Но строений было еще немного и местность вблизи храма изобиловала рощами. «К северо-востоку, вблизи прихода Тихвинской церкви начиналась и темною широкою лентою терялась вдали сосновая Марьина роща, тогда еще никем не заселенная — любимое место гулянья небогатых москвичей, а на юго-востоке был «пустырь, через который хорошо была видна Москва «сияющая своими широкими глазами».

Летом 1820 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом Святого Апостола Андрея Первозванного на средства Н. В. Шепелевой «снаружи возобновлена наилучшим образом, но колокольня при ней находящаяся осталась без поправки и благолепию церкви совсем несоответственна». В 1825 году стараниями богатой прихожанки была возведена новая колокольня. В эти же годы на средства Н. В. Шепелевой был сделан резной вызолоченный иконостас и написаны святые образы для иконостаса. Внутри стены были украшены писанием. Также ею были «пожертвованы облачения священнические и диаконовские, шитые по бархату золотом и жемчугом и таковые же покрова для священных сосудов». Храм был полностью восстановлен и обновлен. А в 1850 году с южной стороны храма симметрично северному приделу пристраивают придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», также на средства Н. В. Шепелевой.

К середине XIX века церковь Тихвинской иконы Божией Матери внутри и снаружи полностью возобновлена и расширена благодаря значительным пожертвованиям Н. В. Шепелевой. В храме теперь три придела: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — северный во имя Св. Ап. Андрея Первозванного, южный — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

После смерти Н. В. Шепелевой (1761-1854) ее владения переходят князьям Голицыным, а в 1900 году все владения по завещанию Голицыной А. В. переходят монастырю «Всех скорбящих Радость», основанному ею же в 1890 году. (Сейчас перед «Станкином» на ул. Новослободской стоит обезглавленный храм Всемилостивого Спаса, единственный уцелевший от монастыря).

Тихвинский храм искони был окружен особой людской заботой: его расширяли, подновляли, благоустраивали. В 1896 году подновляются украшенные живописью стены в главном приделе храма, в 1900 году возобновляется иконостас в этом же приделе … и уже в это время предполагается увеличить храм, так как растет численность прихожан. Местность «Сущево» интенсивно застраивается. Наряду с постоянными жителями в местности проживает много артелей подрядчиков, которые в праздничные дни посещают храм, В связи с этим в начале 1901 года «Причт, староста и прихожане просят дозволить им расширить означенную церковь и перенести алтари на новые места «так как в праздничные дни храм крайне переполнен». Разрешение было получено из Московской Духовной Консистории. А уже в октябре 1902 года работы по расширению храма были завершены, о чем изложено в «Акте от 15 окт. 1902 г.» Классного Художника Дмитрия Виноградова. Церковь была капитально перестроена по проекту С. Яковлева на средства церкви, прихожан и доброхотных дателей, о чем в своем «Донесении» сообщал Благочинному местный священник С. Соловьев. Храм был значительно увеличен. Престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен 25 октября 1902 года, накануне памяти праздника, совершаемой 24 октября. Престол во имя Св. Ап. Андрея Первозванного — освящен 29 ноября 1902 года, накануне празднования его памяти, которая отмечается 30 ноября. Освящение было совершено благочинным протоиереем Николаем Федоровичем Вознесенским.

В 1905 году внутри храма на средства прихожан Никиты Николаевича Королькова и Михаила Ивановича Никифорова устраиваются еще два придела; во имя Святителя Феодосия Черниговского и во имя Преподобного Серафима Саровского. Престолы были освящены благочинным протоиереем Н. Ф. Вознесенским 19 июля 1905 года — «в этот день православная Россия праздновала редкое духовное торжество — прославление Преподобного Серафима Саровского подвижника» спустя 70 лет после его кончины. (В этот день совершилось открытие многоцелебных мощей Преподобного о. Серафима и сопричтение его к лику святых). Для двух устроенных вновь приделов живописцем Кулаковым были написаны иконы Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского, а мастером Стажаровой были выполнены серебряные ризы на эти иконы.

С этого времени в церкви Тихвинской иконы Божией Матери пять престолов: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя Святителя Феодосия Черниговского, во имя Преподобного Серафима Саровского. На колокольне храма было семь колоколов. Самый большой праздничный колокол весил 342 пуда, полилейный — 100 пудов, а остальные пять колоколов весом поменьше. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть и только можно представить величественное бпагозвучание этих мощных семи колоколов.

На протяжении последующих лет вплоть до 1917 года храм постоянно подновлялся и благоустраивался стараниями церкви и прихожан: были переделаны своды трапезной части храма, отремонтирован мозаичный пол, живописцем Кулаковым был сделан 2-й ярус у вновь устроенных придельных иконостасов, живописцем Филипповым расписаны стены над иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и над иконой Св. Ап. Андрея Первозванного во вновь построенных боковых приделах; произведено подновление и промывка храмовой стенописи в главном приделе, перепозолочено паникадило… Двор храма был заасфальтирован. Храм располагал большой библиотекой, которая ежегодно пополнялась подписными изданиями духовной литературы. Храм подписывался на журналы и газеты, такие как «Троицкий листок», «Русский паломник», «Странник», «Душеполезное чтение» и др.

Но наступил 1917 год. После революции начались гонения на Церковь: храмы отбирают у верующих и используют их под склады, заводы, клубы, гаражи или просто сносят — древние памятники уничтожают, а «Памятник, — говорил Митрополит Филарет, — есть безмолвный проповедник, который и некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому, что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов».

Колокола с колоколен уцелевших храмов сбрасывают и отправляют на переплавку — казалось, навсегда умолкли голоса сотен московских церквей. Преследуются священнослужители: только в 1919 году в заключении и ссылках находилось высшего духовенства 66 человек: 6 Митрополитов, 3 Архиепископа, 57 Епископов. Было вскрыто 59 мощей — шло глумление над Церковью.

В 1922 году по «Постановлению ВЦИК» от 22.02.22 г. из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Высокохудожественная церковная утварь из драгоценных металлов, создаваемая веками народом, безжалостно уничтожается — все эшелонами вывозится на запад для распродажи как металлолом. Так в телеграмме от 22 августа 1922 года сообщается, что в витринах Риги «появилось значительное количество церковных ценностей привезенных из России, среди них обращают внимание: митра с бриллиантами, наперсные кресты, старинные иконы, церковные облачения в распоротом виде»…. По «Акту от 5 апреля 1922 года» из церкви Тихвинской иконы Божией Матери было изъято 11 пудов 26 фунтов 54 золотника серебряных изделий. Прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Заявлении от 5 апреля 1922 года просили вернуть (взятые при изъятии ценностей 5 апреля) два старинных Евангелия 18 столетия и одну ризу с Тихвинской иконы Божией Матери как чтимую всеми прихожанами…» Возвращено, конечно, ничего не было. Никого из проводивших изъятие церковных ценностей не интересовали древние иконы старых мастеров, художественная ценность предметов. Цель была одна — изъять золото, серебро, драгоценности. Может это и спасло икону Тихвинской Божией Матери, которая сейчас возвратилась в свой храм в Сущеве (без ризы конечно).

В архивах сохранились документы, где описывается благолепие Тихвинской иконы Божией Матери в церкви в Сущеве до разорения, которому она подверглась 5 апреля 1922 года: «Храмовая икона Тихвинской Божией Матери Греческого письма, на ней: 1. Риза с венцом серебряная вызолоченная, весом двадцать пять фунтов и шесть золотников. На сей ризе агнец украшен множеством простых и мелких камней и несколькими таковыми же крупными. 2. Убрус на картине из жемчуга, в нем жемчуга крупного восемьсот зерен, весом тридцать четыре золотника, — среднего триста восемьдесят семь зерен, весом девять золотников, — мелких три с половиною золотника. Между сим жемчугом вделано а) на верхней части убруса три перстня золотые: первый перстень из них с бирюзовым в середине камнем, обложенным вокруг бриллиантами, коих числом двадцать один; второй украшен тридцатью семью бриллиантами, в середине коих изумрудный камень; третий — украшен, с осыпью розами шестнадцатью бриллиантами, в середине коих камень венюса; б) по сторонам шесть серебряных средней величины запонок: три из них украшены алмазами, коих числом двадцать пять, три — яхонтами, в двух из последних по одному изумруду; в) в нижней части небольшие запонки, в каждой из них по семь алмазов».

В 50-е годы начинают закрывать уцелевшие храмы и монастыри. Эта горькая участь не минует и храм Тихвинской иконы Божией Матери. 25 января 1955 г. выходит «Постановление № 73» Презид. Мособлисполкома «о закрытии церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. А 31 января в культовую комиссию ВЦИК обращается совет «Православной Христианской общины Тихвинской в Сущеве церкви» — прихожане все еще надеются вернуть свой храм. В «Прошении» указывалось, что церковь обслуживает очень большую территорию: от Лазаревского кладбища до Башиловки и от Александровской площади до линии Виндавской железной дороги (ныне Рижская); также указывалось, что «храм посещают верующие, которые ранее обслуживались церквями: бывшего Скорбященского монастыря, б. Казанской, б. Миусского кладбища, б. Лазаревского кладбища и др. (К этому времени многие уцелевшие храмы и монастыри были осквернены или «ликвидированы»).

Несмотря на убедительные просьбы прихожан 5 апреля 1955 года Президиум ВЦИК постановил «Церковь в Тихвинском переулке ликвидировать». Храм закрывают и отдают Станкоинструментальному институту (Станкину) под механические мастерские. Станкин перестраивает храм под нужды учебно-экспериментального завода. С этой целью внутри храма были сделаны три дополнительных перекрытия вплоть до восьмерика, сделаны вторые этажи в южном и северном приделах, а получившийся первый этаж был перепланирован — сделаны ряд нелепых перегородок. Алтари были осквернены — в них было устроено чугунолитейное производство, в связи с чем грунт в алтарях был пропитан мазутом на глубину 2 метров, стены также пострадали и частично были разрушены. Безжалостно уничтожена великолепная роспись стен. Снаружи к зданию храма были пристроены строения, а во дворе храма было нагромождение разного рода сараев, которые превращали территорию в огромную свалку.

С 1984 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве числится под № 557 как памятник архитектуры и стоит на государственной охране, но никаких мероприятий за эти годы по сохранению храма не предпринималось.

В 1991 году уцелевшие храмы возвращаются Московской Патриархии, поэтому Указом Святейшего Патриарха от 5 июля 1991 года протоиерей храма Преподобного Пимена Еремин Владимир Васильевич назначается настоятелем уцелевшего, но поруганного храма Тихвинской иконы Божией Матери, что в Сущеве, с продолжением служения в храме Пимена Великого. Но только через год 26 мая 1992 года Распоряжением Правительства г. Москвы храм Тихвинской иконы Божией Матери был возвращен. Возвращенный храм был настолько разрушен и изранен, что производил тягостное впечатление. Но возрождать храм надо было. Станкин не торопился вывозить свое громоздкое оборудование, которого насчитывалось более 200 единиц, поэтому первая всенощная и молебен в праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1992 г. были совершены на небольшом пространстве, расчищенном от станков. С этого дня возобновляется церковно-приходская жизнь; по субботам вечером и накануне праздников стали совершаться всенощные, а в дни больших праздников по утрам — молебны: в остальное время ведется работа своими малочисленными силами по расчистке территории: из оскверненного главного алтаря храма был вручную вынут едкий, пахучий грунт, для вывоза которого потребовалось более 30 машин.

Единственный придел, который можно было за короткий срок подготовить к проведению Богослужения, был придел во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость», но он был заполнен все еще оборудованием. Наконец, в октябре Станкин вывозит оборудование, а уже через месяц 5 декабря 1992 года было проведено малое освящение придела во имя Божией Матери Всех скорбящих Радость» Благочинным протоиереем Владимиром Диваковым; в этот же день была совершена всенощная. К большой радости прихожан 4 декабря в день праздника «Введения во храм Пресвятой Девы Марии» была совершена первая Божественная Литургия. После почти 60-летнего поругания в храме возобновлено регулярное Богослужение: вновь звучит Слово Божие, возносятся молитвы, теплятся перед святыми иконами лампады — храм духовно возрождается.

8 июля 1993 года накануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери была возвращена храмовая икона Тихвинской Божией Матери, которая находилась в храме Преподобного Пимена с 1935 года после закрытия храма в Сущеве. Удивительно, что эта икона является той древней иконой писанной для этого храма, чудом уцелевшая и возвратившаяся в свой разрушенный храм через 60 лет. В праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля была совершена первая Божественная Литургия перед возвратившейся храмовой иконой. Образ Тихвинской Божией Матери, находящийся сейчас в нашем храме, издревле почитаемый, трогателен тем, что напоминает Чудотворный Образ Божией Матери, «благоизволившей явиться в 1383 году рыбакам над водою без земных украшений, которые позднее были принесены в дар усердием христиан».

Через некоторое время храм пополняется несколькими большими древними иконами, переданными из храма Преподобного Пимена; это иконы: Святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского, Святого Благоверного кн. Александра Невского, Святого Великомученика Георгия Победоносца. С этих икон и началось пополнение церкви большими и малыми образами, попадавшими от прихожан и доброхотов-покровителей.

В 1999 году из Оптиной Пустыни были приведены частицы мощей 12-ти Старцев Оптинских (по нашей просьбе), а в 2000 году настоятель Храма протоиерей Владимир Ерёмин привез частицу мощей Феодосия арх. Черниговского, нетленные мощи которого находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Чернигова.

В связи со скудным финансированием или вообще его отсутствием восстановительно-реконструкционные работы внешнего облика храма идут крайне медленно — храм огромный — более 800 кв. м и без государственного финансирование его восстановление затянется на годы. Внутри храма работы ведутся своими силами и на средства прихожан и доброхотных дателей. В конце февраля на средства благотворителей была закончена реставрация центрального придела храма и придела во имя апостола Андрея Первозванного.

А 2 марта 2002 года к большой радости прихожан было проведено малое освещение центрального алтаря и престола настоятелем храма «Большое вознесение» зав. канцелярией Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым.

Несмотря на разрушенность внешнего облика храма благодать Божия присуща этому святому месту — живет храм: идут службы, звонят колокола, поет хор.

Архитектура и внешний вид

История не донесла до наших дней точное имя архитектора, ставшего автором проекта храма. По мнению некоторых исследователей, архитектором, построившим храм, стал зодчий Федор Тихонов (Тиханов), являвшийся автором нескольких других московских церквей второй половины XVII в.

Внешний облик храма выполнен в типичном для своего времени стиле русского (московского) узорочья, получившего наибольшее распространение в годы царствования Алексея Михайловича. Для данного архитектурного стиля характерно обилие внешнего декора, использование цветочных орнаментов во внутренней отделке, сложность композиции и необычность форм.

Неслучайно отдаленным аналогом русского узорочья в западноевропейской архитектуре считается стиль маньеризма. Тихвинский храм в Алексеевском можно назвать образчиком данного архитектурного стиля. В его основе лежит классический для русского зодчества бесстолпный пятиглавый храм, установленный на высокий подклет.

Верхняя часть главного объема здания украшена 3 рядами кокошников, увенчанными 5 главами с куполами. Палитра внешних стен выдержана в классическом для архитектурного стиля сочетании красного и белого цветов. В нижней части храма расположена обходная галерея, с западной стороны находится трапезная, некогда служившая переходом из здания церкви в Путевой дворец.

Также с запада размещена колокольня, построенная в первой половине XIX в. из кирпичей разобранного Алексеевского храма. Архитектура и внутренне убранство колокольни выполнены в стиле XIX в., поэтому несколько контрастирует с обликом храма, хотя красно-белая палитра цветов также соблюдена.

Внутреннее убранство

В первую очередь обращают на себя внимание размеры храма. От входа до горнего места насчитывается 37 м. Главный алтарь храма также необычно велик. Впечатляют также два ряда окон, исполненных в лучших традициях Византийского стиля.

Особенность внутренней композиции собора обусловлена его статусом. Он строился в качестве храма для царя, совершающего паломничество в Троице-Сергиеву лавру, поэтому для удобства царской четы внутри были выделены отдельные закрытые помещения. Они представляли собой отдельные молельни для царя и царицы, отделенные от другой публики.


Тихвинский Храм Иконы Божией Матери, внутреннее убранство.

В царской молельне сохранился изначальный декор. Она украшена аутентичной изразцовой печью и деревянными подсвечниками, изготовленными еще при строительстве храма. В остальном внутреннее пространство церкви соответствует классической православной традиции.

Изначальный декор средней части храма не сохранился до наших дней. Нынешние настенные росписи были выполнены в начале XIX в. артелью мастеров под руководством живописца Ивана Карловича Скотти. На фресках изображены события из Ветхого и Нового Завета, житие св. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского.

Главный пятиярусный иконостас сохранился со времен постройки храма, центром его композиции является чудотворный список Тихвинской иконы Богоматери, укрытый специальным навесом.

Кроме главного алтаря в основном пространстве храма освящены 4 придела:

  • перенесенный из разобранного Алексеевского храма придел во имя преп. Алексия;
  • во имя преп. Сергия Радонежского;
  • во имя святителя Николая Чудотворца;
  • во имя мученика Трифона Апамейского.

Также в подклете расположен придел Воскресения Словущего, в котором до 1998 года размещались художественные мастерские.

Деятельность прихода

Приход церкви Тихвинской Богоматери ведет активную социальную работу. Так, служители храма разработали проект «Общее дело», ориентированный на возрождение деревянного храмового зодчества русского Севера.


Божественная Литургия в храме Тихвинской иконы Божией Матери

Социальное служение ведется:

  • в местах лишения свободы;
  • в Доме малютки и детских домах;
  • в больницах и домах инвалидов.

Волонтеры храма проводят в каникулярное время детские лагеря, организуют концерты и театральные постановки.

Внимание! В связи с активной социальной деятельностью храм постоянно нуждается в добровольцах, готовых безвозмездно помогать тем, кому нужна помощь.

Святыни

Главной святыней церкви является чудотворный список Тихвинской иконы. В православной традиции списком именуется воспроизведение особо почитаемой иконы, которое не обязательно в точности копирует оригинал по форме, но имеет то же содержание. Многие списки по своей чудодейственной силе приравниваются к оригиналу.

Список Тихвинской иконы, принадлежит к византийскому письму, то есть выполнен в традициях византийской иконографии. Он был снят в середине XVII в. непосредственно с самой Тихвинской иконы, ныне хранящейся в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. Тихвинский образ Богоматери не является единственной досточтимой святыней храма.

Предметами особого почитания являются:

  • копия Гроба Господня (левый клирос) — воспроизведение главной святыни христианства, гробницы, в которой был захоронен Иисус Христос после распятия;

  • образ Богоматери «Прибавления ума» (правый клирос) — икона, к которой обращаются за избавлением от душевных заболеваний, помощью в учебе, просветлением ума;
  • икона Богоматери «Недремлющее око» — уникальный для православия образ Богоматери с Христом, изображенным в юном возрасте;
  • крест с мощами Николая Чудотворца, исторически самого почитаемого святого на Руси;
  • образ святого Алексия (возможно, перенесен из утраченной Алексеевской церкви);
  • мощевик с мощами святых.

Тихвинский храм также является местом хранения нескольких десятков чтимых икон, ранее хранившихся в Алексеевской церкви. Среди них можно отметить образы Казанской Богоматери, Божией Матери «Козельщанской», Богоматери «Помощницы в родах».

Престольные праздники

Ежегодно 9 июля отмечается престольный праздник Тихвинского прихода. В этот день, говоря простыми словами, отмечается день рождения церкви в Алексеевском и день почитания иконы Тихвинской Божьей матери. По традиции праздник начинается с Литургии и нескольких проповедей. Завершает служение Крестный ход с иконой Тихвинской Божьей матери и духовным пением, однако, праздник на этом не завершается.


Престольный праздник храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Во дворе храма служители устраивают для всех прихожан общий обед, во время которого можно насладиться вкусом простых русских блюд и поделиться со всеми трапезниками радостью, наполняющей сердце каждого, кто пришел в этот день послушать наставления батюшки, или просто помолиться у святой иконы.

Интересные факты и легенды

С древним храмом связано немало интересных фактов и легенд, которые позволяют понять его важную роль не только в православии, но и в истории города и страны.

Они такие:

  • необычно само явление Тихвинской иконы на Руси: ранее она хранилась в Византии, но с падением последней, была обнаружена парящей над Ладожским озером;

  • изразцовую печь в царской молельне можно назвать прообразом духового отопления (топка находилась в подвале, откуда горячий воздух поступал в помещение по системе внутренних ходов);
  • согласно легенде, в ходе очередного волнения стрельцов в 1689 г. в храме нашел временное укрытие государь Петр I, где к нему явилась делегация стрельцов с повинной, Петр простил явившихся, в отличие от нераскаявшихся бунтарей, позднее преданных суду и казненных;
  • автором Сергиевского и Николаевского престолов стал выдающийся русский архитектор Михаил Быховский, руководивший реставрацией храма в XIX в.;
  • при изъятии церковных ценностей в 1922 г. было реквизировано 114 кг серебряных изделий и 58 бриллиантов;
  • верхний храм не закрывался даже в советское время, однако расположенному в подклете зимнему храму Воскресения Словущего не так повезло — первоначально в нем было устроено овощехранилище, затем — художественные мастерские и свечной завод Патриархии;
  • по преданию, по личному указанию Сталина с чудотворным образом Тихвинской Богоматери, хранившемся в храме, был совершен облет над городом с целью защиты Москвы от немцев в самые грозные дни зимы 1941 г.;
  • предыдущий патриарх РПЦ Алексий II начиная с 1962 г. ежегодно 30 марта проводил в церкви литургию в день тезоименитства св. Алексия, нередко патриарх проводил службу и 9 июля — в день памяти Тихвинской иконы;

  • фрески XIX в. были обнаружены во время реставрационных работ, проводимых в 70-80 гг. XX в., до этого момента они были закрыты более поздними настенными росписями.

В годы советской власти храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском никогда не закрывался

В советское время, несмотря на то, что в стране шли гонения на православие, храм никогда не закрывался. Связанно это с той исторической ценностью, которую он представляет.

Кроме того, уникальная архитектура церкви украшала вид столицы, что служило дополнительной «защитой для него.


Фрагмент ограды церкви Иконы Божией Матери Тихвинская в Алексеевском, в Москве. За все годы советской власти храм не закрывался. Более того он строился и украшался, так в начале 20 века построили дом притча и церковную ограду

В храме всё время велась церковная жизнь, и он даже расширялся и украшался. Так в ноябре 1917 года в симметрии с Алексеевским приделом под северным концом храма создан придел мученика Трифона. В 1922 году в подклете храма устроена церковь Воскресения Словущего.

Иконостас для неё взяли из домовой церкви одного из москвичей, название выбрано в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI — XVIII веках. Кроме того, в начале 20 века построен дом притча и церковная ограда.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском советские власти закрыть не смогли.

Несмотря на то, что по Божией Воле советские власти храм не закрыли, 23 апреля 1922 года они изъяли из него 6 пудов 32 фунта 95 золотников серебра (114 кг.) и 58 бриллиантов. Ценности извлекли из церковной утвари и богослужебных предметов.

Кроме того, отобрали у прихода и нижнюю церковь для того, чтобы устроить в ней овощную базу. Позже здесь разместились мастерские Художественно-производственного предприятия «Софрино», которых находились там вплоть до 1998 года.


Церковь иконы Божией Матери Тихвинская в Алексеевском, в Москве. 1974-1976 год. Несмотря на то, что храм власти не закрывали, они не оказывали ему никакой помощи. Так имелся запрет на колокольный звон, а деревья, росшие рядом с ним, не обрезались

Стоит отметить, что колокола с колокольни никогда не снимались, но они долгое время не звонили. Местность вокруг церкви осталась без ухода, и разросшиеся деревья скрыли её от обозрения.

Божий Промысел можно увидеть и в том факте, что чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ. Дело в том, что власти могли посчитать, что он портит вид на ВДНХ и решить снести его. К счастью, этого не произошло.

Режим работы и расписание богослужений

Тихвинский храм открыт для посетителей и прихожан ежедневно с 07:00 до 19:00.

Расписание богослужений:

  • в будние дни и субботы — 08:00 (литургия) и 17:00 (вечерня или всенощное бдение);
  • в воскресенья и церковные праздники — 07:00 (ранняя литургия), 10:00 (поздняя литургия); 17:00 (всенощное бдение либо вечерня).

По пятницам с 19:00 проводится беседа о Таинстве Крещения с людьми, которые готовятся совершить важный шаг на пути спасения души. Каждую последнюю субботу служится молебен о беременных перед чтимой иконой Богоматери «Помощница в родах».

Как добраться

Тихвинский храм в Алексеевском расположен на северо-востоке столицы в районе станции метро ВДНХ Калужско-Рижской (оранжевой) ветки столичного метрополитена. Южный выход из вестибюля станции находится возле небольшого парка «Дорога к храму», на окраине которого и расположен Тихвинский храм. Пройти до церкви можно по одной из дорожек парка.

Рядом с выходами из метрополитена расположена остановка городского транспорта, на которой останавливаются автобусы маршрутов №№ 136, 172, 311, 378, 834, 903, 903к и троллейбус № 76. Чтобы добраться до церкви из центра города на автомобиле, необходимо двигаться от Садового кольца вниз по проспекту Мира. В районе дома №124 корпус 4 нужно держаться правее.

Прямого заезда к церкви с проспекта Мира нет, так как улица Церковная горка, ведущая к храму, является односторонней. Можно оставить автомобиль на парковке возле станции метро ВДНХ и пройти оставшийся путь пешком через парк «Дорога к храму».

В качестве альтернативного маршрута можно по проспекту Мира доехать до улицы Кибальчича, повернуть направо и двигаться по ней. В районе общежития Высшей школы экономики следует повернуть налево на дворовый проезд, двигаясь по которому можно выехать на парковку перед храмом.

При поездке в храм со стороны МКАД, необходимо двигаться по Ярославскому шоссе до его перехода в проспект Мира. В районе выхода из вестибюля станции метро можно оставить автомобиль и пешком дойти до церкви по уже указанному маршруту через парк «Дорога к храму».

С храмом иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском связано чудо 1941 года

С именем храма Тихвинской Божией Матери в Алексеевском связанна легенда о чуде. Дело в том, что в 1941 года Москва оказалась под угрозой захвата её гитлеровскими войсками.


«Северная Царица» – чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

Видя, что советские войска не в силах защитить столицу нашей Родины от зимнего наступления немцев, Иосиф Сталин пригласил к себе в Кремль представителей православного духовенства.

Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» находящаяся в храме иконы Божией Матери Тихвинская в Алексеевском, в Москве.

Существует легенда, согласно которой Сталин приказал во время обороны Москвы облететь её самолёту с чудотворной иконой Тихвинской Божией матери на борту. После этого немцы от Москвы отступили.

По их совету Верховный Главнокомандующий взял из храма иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском чудотворный образ, которые, по его приказу облетел на самолёте вокруг города.

В результате немцы от Москвы отступили, а вскоре Красна Армия освободила Тихвин.

При этом ставка нашей армии в то время находилась в Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, Тихвинский храм символически связал судьбу Москвы и Троице-Сергиевой лавры.

В 1945 году усилиями настоятеля храма отца Владимира Подобедова в нём состоялся внутренний ремонт церкви. С 1953 по 1984 годы настоятелем поставлен известный протоиерей Александр Васильевич Солертовский.

Во время проведения реставрационных работ в храме в конце 70-х — начале 1980-х годов в нём под слоями записей обнаружены прекрасные настенные росписи.


Святейший Патриарх Алексий II на службе в Тихвинском храме. В день памяти своего небесного покровителя Алексия Человека Божия 30 марта начиная с 1962 года и до дня своей смерти в церкви иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском служил литургию

В храме начиная с 1962 года 30 марта и по день своей смерти, если на этот день не выпадал каких-то поездок или неотложных дел, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II служил в литургию в память своего небесного покровителя — Алексия, Человека Божия.

Кроме того, часто, святейший Патриарх служил в храме и в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля.

Отели в окрестностях

Тихвинский храм в Алексеевском привлекает не только верующих, но и множество обычных посетителей, интересующихся исторической архитектурой и культурой. В целом, район ВДНХ является одним из центров притяжения туристов в Москве благодаря грандиозному выставочному центру. Поэтому в этом районе расположено немало отелей разных ценовых категорий.

Самой известной гостиницей в районе нахождения храма является легендарный «Космос» (проспект Мира, д. 150). Отель класса 4 звезды готов предоставить постояльцам номера стоимостью от 2950 руб. в сутки («стандарт»), номера повышенной комфортности обойдутся в сумму от 3800 руб. в сутки, бизнес-класса — от 4930 руб., апартаменты — от 11270 руб. за ночь.

Другие гостиницы, расположенные в окрестностях храма:

Название отеляАдресКлассСтоимость номеров за суткиОбщее описание и особенности
«Катюша»Ул. Кибальчича, 93 звездыОдноместные номера — от 2200 руб., двухместные — от 2400 руб.161 номер различной вместимости и ценовой категории, из них 146 — в главном корпусе, 15 номеров повышенной комфортности — в отдельном экологически чистом деревянном здании.
«Ярославская»Ул. Ярославская, 8, корпус 13 звездыОт 3000 руб.100 номеров, оформленных в классическом стиле. При отеле работает ресторан, подающий блюда русской и французской кухни.
VeneraПроспект Мира, 105, корпус 13 звездыОт 3400 руб.21 просторный номер с высокими потолками. При гостинице предоставляются услуги прачечной и онлайн-сервиса iVisa, оформляющего визовые приглашения для иностранных гостей.
«Оксана»Ул. Ярославская, 15, корпус 23 звездыОт 2970 руб.6-этажный отель бизнес-класса, 63 номера площадью от 15 до 30 м2, в том числе 4 — для людей с ограниченными физическими возможностями.
«Державная»Ул. Ярославская, 10, корпус 43 звездыОт 2700 руб.Бизнес-отель с бассейном предоставляет услуги прачечной, массажного кабинета, салона красоты, проката автотранспорта.
Дизайн-отель (Д’Отель)ул. Ярославская, 8, корпус 83 звездыОт 3200 руб.Бизнес-отель, предлагающий разнообразные пакеты заселения: «Ночной тариф» (действует в выходные при позднем заселении), «Тур выходного дня» (3 дня и 2 ночи), «Семейный тариф» (для 4 человек).
«Погости ру»Ул. Маломосковская, 21, корпус 12 звездыОт 2300 руб. за ночь, от 3050 руб. за сутки19 номеров: 2 класса «Стандарт», 11 «Премиум», 5 «Полулюкс» и 1 номер класса «Люкс».
«Золотой колос»Ул. Ярославская, 15, корпус 3Без звездОт 2400 руб.Гостиничный комплекс состоит из 6 зданий с внутренней нумерацией, общий номерной фонд — 331 номер. В корпусе №8 располагаются 4-местные номера типа хостел.
«Наследие»Ул. Космонавтов, 2Без звездОт 1700 руб.Допускается подселение в двухместный номер, стоимость — от 850 руб. в сутки.
«Уют»Ул. Космонавтов, 6Без звездКойко-место от 700-900 руб.Хостел, также предлагаются отдельные номера гостиничного типа.

Храм Тихвинской иконы Богоматери в Алексеевском является не просто образцом классической церковной архитектуры Москвы XVII в. Он считается одним из главных центров церковной жизни и хранителем истории и особо почитаемых святынь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]