Валаамский монастырь на Валааме: где расположен, история, описание

Где находится Валаамский монастырь

Святая обитель расположена в Карелии, на огромном острове в северной части Ладожского озера, а точнее — на целом архипелаге из более чем 50 отдельных островов. Самым крупным из них является остров Валаам, но и другие участки суши также относятся к территории монастыря.

Валаам и берег разделяют около 22 км. Ближайшим населенным пунктом рядом с Валаамом является город Сортавала, он находится в 42 км от обители. Несмотря на то, что по карте кажется, будто Валаамский монастырь расположен недалеко от Петербурга, на деле от северной столицы до святой обители более 200 км пути.

Информация для паломников и туристов

Валаам – это отличное место, если хочется на какое-то время уйти от суеты, остаться с верой наедине, поразмышлять о спасении души.

Официальную информацию о святой обители можно найти на сайте https://valaam.ru.

Цель посещения монастыря

Но сюда едут и едут паломники со всех частей света, прикоснуться к этой святыне, отсюда отправить свою молитву, чтобы стала она теплом, пищей и утешением, чтобы глаза внутренние направлены были на обустройство красоты своей души.

Стремятся сюда туристы, чтобы своими глазами увидеть это чудо, эту почти первозданную красоту, чтобы насладится тишиной, спокойствием и уютом этих мест.

Это важно: здесь нечего делать без веры. Это настоящее царство камня. Ты или сам станешь камнем или уйдешь. Статистика Валаама – прямое тому подтверждение. Только один из двадцати послушников остается в монастыре.

Описание Валаамского монастыря

Валаамский монастырь в Карелии относится к категории ставропигиальных, это означает, что обитель подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси, хотя фактическое управление монастырем по старинному уставу осуществляет игумен.

Древняя святая обитель занимает огромный остров Валаам площадью около 30 кв. км, скиты монастыря разбросаны по полусотне маленьких островов в непосредственной близости. Монастырь расположен в очень живописном уголке природы — скалистый остров высоко поднимается над уровнем моря, территорию Валаама покрывают преимущественно сосновые леса. Остров обладает несколькими внутренними озерами и сетью каналов, искусственно созданных в XIX столетии.

На видео Валаамского монастыря можно увидеть, что комплекс обители очень велик, и его трудно осмотреть в течение одного дня. В состав монастыря входят множество церквей, часовен и памятных крестов, среди самых знаменитых построек можно перечислить Спасо-Преображенский собор и Белый и Красный скиты, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, старинные дома Валаамского монастыря.

На территории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря расположено много хозяйственных построек — гостиница, основанная в старинном здании Конюшенного дома, Водопроводный дом, пекарня и молочная ферма, собственный автопарк и современная амбулатория. Монастырю принадлежат пахотные угодья и фруктовые сады, на острове функционирует ферма Валаамского монастыря. На протяжении года монахи трудятся на Валааме точно так же, как и в старые времена, поскольку жизнь острова состоит не только из молитв, но и из постоянной работы.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Скиты Валаамского архипелага

Скиты Валаамского монастыря заслуживают отдельного рассмотрения. Небольшие храмы и жилые постройки на малых островах архипелага обладают огромным религиозным значением и богатой историей.

Белый скит

Белый скит, или Скит Всех Святых, располагается на одноименном Скитском острове. Основан скит был в конце XVII Iвека, изначально обладал несколькими братскими корпусами и каменным храмом. В Белом скиту действуют особенно строгие правила — для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи

Скит на Предтеченском острове был построен в 1855 году и в то время представлял собой простую деревянную часовню. В 1858 году на ее месте была возведена деревянная церковь с колоколом, отлитым специально для Валаамского монастыря еще при Борисе Годунове. По состоянию на начало ХХ века в скиту хранились древние кресты XVII и XVIII векоы, а также прах схимонаха Иона, почитаемого на Валааме.

В настоящее время в ските по-прежнему живут монахи. Однако попасть на экскурсию в обитель нельзя — Предтеченский скит полностью закрыт для посещений.

Красный скит

Красный скит, который называют еще Воскресенским или Новоиерусалимским, расположен в южной области острова Валаам. По легенде, именно на этом месте был изначально установлен крест самим апостолом Андреем Первозванным. В 1846 году на месте креста была возведена деревянная часовня, а в начале ХХ века ее сменил двухэтажный храм. Свое неофициальное название, Красный, скит получил за то, что постройки его выполнены из красного кирпича.

Скит Николая Чудотворца

Небольшая обитель на Крестовом острове была построена в середине XIXвека и изначально состояла из церкви Николая Чудотворца и церкви Иоанна Дамаскина. Через несколько лет после постройки были дополнены каменным корпусом с кельями для братьев, также в XIX веке в часовне Николая Чудотворца располагался маяк, в окнах зажигали свет фонаря в особенно темные ночи.

Коневский скит

Коневский скит располагается на острове Коневец на берегу Игуменского озера. Освящение обители состоялось в 1870 году, но в середине XX века при советской власти скит был разобран. В 2004 году его восстановили и освятили заново. Скит известен тем, что неподалеку от него в прежние времена находилась келья игумена Дамаскина — настоятеля монастыря в период с 1839 по 1881 год, внесшего большой вклад в развитие и процветание Валаама.

Гефсиманский скит

Гефсиманский, или Желтый, скит располагается неподалеку от горы Елеон и включает в себя Вознесенскую часовню, часовню «Моление о чаше» и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Основан скит был в начале ХХ века, в годы советской власти довольно сильно пострадал, на территории обители до сих пор ведутся реставрационные работы. Заново освящен скит был в 1998 году.

Главный собор

Главное здание собора с голубыми куполами восстанавливали с 1987 по 1996 гг.

Это один из самых грандиозных соборов в России. Живопись практически вся выполнена монахами. У него свой неповторимый символизм. Название в честь Преображения Господня и тот факт, что он расположен на самой высокой точке острова, говорит нам о том, что пороки человека уходят также постепенно, как он поднимается на гору к Богу.

Монахи издревле лелеяли идею создать на острове аналог Иерусалима – гора, на которой стоит монастырь, символизирует гору Фавор. Многие постройки здесь имеют в основании эту идею: Воскресенский скит на горе Сион, Гефсиманский скит под горой Елеон и так далее.

Для внутренней росписи стен собора бралась за основу роспись Храма Христа Спасителя в Москве, Владимирского собора в Киеве, Казанского и Исакиевского соборов Санкт-Петербурге. А еще монахи, которые расписывали стены, за основу брали картины величайших художников А. Иванова, Ф. Бруни, В. Верещагина, А. Егорова, В. Васнецова, Рафаэля, Тициана, Доре.

Но, разумеется, они не просто копировали эти работы, а создавали свои, взяв за основу композиции художников.

Кто основал Валаамский монастырь

Личность основателя Валаамского монастыря и точный год его основания до сих пор остаются под вопросом. Монастырь является настолько древним, что достоверных свидетельств о начале его существования попросту не сохранилось.

  • На основания жития преподобного Авраамия Ростовского высказывается предположение, что обитель была основана в начале Xвека иноками Германом и Сергием, которые пришли на Валаам из Средиземноморья и основали на острове монашеское братство. При этом письменных источников, которые рассказывали бы о жизни непосредственно иноков, не сохранилось, однако в ряде летописей упоминается о переносе их мощей в 1163 году с Валаама в Новгород.
  • Согласно текстам жития Савватия Соловецкого, годом основания монастыря на Валааме считается 1407 год.
  • По легенде, первооснователем Валаамской обители является сам апостол Андрей Первозванный, донесший благую весть о Христе до самых северных земель и воздвигший каменный крест на скалах Валаама.

Внимание! Фактически отследить историю и развитие Валаамской обители можно только с XVI века, именно в этот период упоминания о монастыре начинают часто встречаться в письменных источниках.

Где пообедать

Если вы приехали с экскурсией, ваше питание организовано в трапезной Воскресенского скита. В кафе под названием «Валаамский паломник» вы можете удобно расположиться, покушать и заодно купить Валаамские пряники. А готовят вкусно, и цены вполне приемлемые.

На ферме монастыря отведаете свежайшие молочные продукты. На небольшом рынке близ Большой Никоновской бухты вы можете купить копченой и вяленой рыбы, что выращивают и готовят прямо здесь. А заодно и запастись водой.

Несколько кафе имеется и около причала. «Трапеза в Старом Саду» предложит первое и второе. Обязательно испробуйте местную выпечку.

Стоит отметить: совершенно очевидно, что голодать вам здесь не придется.

Кстати, туристы усердно подкармливают местных котов, коих на острове множество.

Чем знаменит Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь не просто так относится к самым известным монашеским обителям России и всего мира. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч паломников, которых привлекает древняя история обители, потрясающе красивая природа Валаама и особая атмосфера, царящая на удаленном от цивилизации острове.

  • Валаам — один из самых древних монастырей христианского мира. Легенда напрямую связывает его основание с учеником Христа Андреем Первозванным, и даже согласно достоверным письменным источникам возраст обители насчитывает не меньше 500 лет.
  • Валаам расположен в удивительно красивом и чистом природном уголке и находится в значительном отдалении от «мира», благодаря чему во время путешествия на Валаам можно по-настоящему отдохнуть душой от обычных забот.
  • На огромной территории Валаамского монастыря расположено много исторических построек и старинных храмов, часть из них сохранились со старых времен, другие были восстановлены в современности. Валаам представляет интерес не только для паломников, но и для историков и культурологов всего мира.
  • В стенах монастыря хранится много важных православных святынь — ежегодно паломники приезжают сюда, чтобы поклониться образам и мощам, попросить об исцелении или ниспослании просветления.

Одна из важнейших особенностей Валаамского монастыря на Ладожском озере, его особенно строгий внутренний устав. Обитель недаром называют «северным Афоном» — монахи Валаама избегают любых мирских соблазнов, проповедуют строгий аскетизм, упорно трудятся и по-настоящему отдают свою жизнь служению Богу.

Когда ехать


Летом. Идеальное время для посещения Валаама. Именно в летний сезон здесь самые лучшие погодные условия и проще всего добраться до острова. И лучшее время для прогулок по Валааму.


Осенью-весной. Туристический сезон на Валааме непрерывно связан с навигацией. Стабильно метеоры ходят с мая по октябрь. В другое время нужно уточнять, что с погодой — на Ладоге часто случаются шторма. Метеоры могут не ходить по нескольку дней.


Зимой. Нетуристический сезон для Валаама. Это не значит, что остров закрыт. Просто после прекращения навигации добраться сюда можно лишь на судне на воздушной подушке. И то лишь после того как на Ладожском озере окрепнет лёд.

История Валаамского монастыря

Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.

Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.

В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.

С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.

В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.

В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.

В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.

Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.

Святыни Валаамского монастыря

На территории Валаамской обители расположено немало важных святынь православного мира. Среди них можно перечислить:

  • мощи преподобных иноков Сергия и Германа, они содержатся в Спасо-Преображенскомсоборе Валаамского монастыря и являются объектом поклонения для паломников со всего мира;
  • Валаамскую икону Божьей матери, чудотворный образ, написанный в 1878 году иноком Алипием;
  • икону святой Анны, этот образ является точной копией подлинника, хранящегося на Афоне, и по легендам, избавляет женщин от бесплодия.

Также на Валааме есть частица Гроба Господня из Святой земли — реликвия хранится в Воскресенском ските монастыря.

Расписание богослужений обители

День неделиСлужбаВремя начала
Понедельник-пятницаПолунощница Утреня Часы, Литургия Молебен Вечерня Повечерие, каноны5.00 5.45 7.30 13.25 17.00 18.00
СубботаПолунощница Утреня Часы, Литургия Молебен Исповедь (общая) Всенощное бдение5.00 5.45 7.30 13.25 18.45 19.00
ВоскресеньеЧасы, Литургия Вечерня Повечерие, Акафист9.00 17.00 17.50

В Валаамском монастыре можно заказать и требы о здравии или поминовении. Сделать это можно и при личном посещении монастыря, и при помощи интернета.

Монахи Валаамского монастыря

Валаамский монастырь на дивном острове Валаам славится своим строгим уставом, во многом повторяющим традиции знаменитого Афона. В настоящее время в обители проживает более 200 монахов, ежедневно занятых молитвами и упорным трудом. Распорядок дня для братии Валаама выглядит следующим образом:

  • в 17 часов вечера в монастыре начинается малое повечерие, за ним следует монашеское правило, три канона с акафистом Богоматери и чин прощения;
  • в 21 час после ужина наступает время безмолвия, в течение которого монахи читают молитвы келейно и совершают поклоны;
  • в 22 часа совершается отход ко сну, а уже в 5 часов утра происходят полунощница и утреня;
  • после этого служится ранняя литургия, после которой монахи направляются на утренний чай и последующие послушания;
  • в 13 часов следует обед, после которого читаются творения святых отцов и служится молебен у мощей преподобных Германа и Сергия.

Особенностью жизни монахов является то, что каждый из иноков находится под началом духовного отца или настоятеля. Время и продолжительность келейных молитв определяются для каждого монаха индивидуально.

Строгие правила действуют на территории Валаамского монастыря относительно сна монахов. Ночью на отдых отводится от 4 до 5 часов, еще 1-2 часа монахи могут поспать днем после обеда. По словам настоятеля Валаамского монастыря игумена Панкратия, правило о продолжительности сна берется из святоотеческих книг, в них рекомендуется спать не более 6-7 часов.

Важно! Большой известностью обладает хор Валаамского монастыря, в его состав входят выпускники Хорового училища им. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, дипломированные вокалисты и дирижеры, певцы музыкальных театров и вокальных коллективов Петербурга.

№2 (100) / 13 •апреля• ‘11

Елена Рысева Паломничество

•В этой теме:•

Паломничество

Иерусалимские впечатления

Едва ли найдется человек, в жизни своей ничего не слышавший о дивном острове Валааме. Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, этот чудный остров так и остался бы просто одним из красивейших мест на земле, заповедным уголком природы с уникальными растениями и гранитными скалами , с безбрежными и величественными просторами Ладожского озера, если бы не та духовная жизнь, которая возникла здесь более 10 веков назад.

По преданию, первым на остров Валаам пришел святой апостол Андрей Первозванный, который, просвещая славян и скифов, разрушил бывшие здесь языческие капища и установил каменный крест. Основателями же монастыря на Валааме были святые преподобные Сергий и Герман Валаамские и всей России чудотворцы. Об их житии известно не много, так же как и о самой истории древней обители. У современных церковных историков до сих пор нет единого мнения, откуда произошло само название острова – Валаам. Одно из монастырских преданий гласит, что его название связано с именем библейского пророка Валаама, по другой версии, название происходит от финских слов «вало» – свет и «варама» – высокая, скалистая земля.

Побывав на Валааме, остаешься под глубоким и пронзительным впечатлением открывающейся красоты. Остров встретил дождем, туманом и ветром. После кораблика, на котором мы доплыли до острова сквозь настойчивые, мятежные волны Ладожского озера и облака непроглядного молочного тумана, нас немного укачало. И уже на берегу все вокруг продолжало плыть и клубиться. Это потом мы узнали, что пережить небольшую качку по дороге на остров даже к лучшему: монахи говорят, что так озеро смиряет дух.

Обнимающая тишина, которая ощущалась даже через обеспокоенные разговоры паломников, и шум отходящих теплоходов, красота и величие, будто бережно прикрытые от глаз впечатлительного паломника пеленой серого дождя, сам воздух, от которого веяло прохладой и свежестью северного озера – за всей этой строгостью и суровостью угадывалась тайна монашеской жизни на Валааме.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты небесной, духовной – красоты подвигов той жизни, которую вели здесь многие и многие старцы, подвижники, молитвенники, отшельники. Валаамским старцам, тем, кто одухотворяет остров Валаам, посвящен сегодняшний рассказ.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал самым трудным монастырским послушанием настоятельское служение: «Это бремя легкое и вместе с тем тяжкое. Эти рамена должны носить немощи всего братства. Какая крепость должна быть в раменах этих!» И сегодня, смотря на портрет батюшки Дамаскина, думаешь, что никакого преувеличения в этих словах нет. Не лицо у игумена, а глыба валаамского гранита…

Никогда он не помышлял о высоких должностях и званиях, но вот сподобил его Господь прослужить настоятелем Валаамского монастыря 42 года. Конечно, все игумены монастыря вошли в историю: и отец Назарий, руководивший монастырем 20 лет, и игумен Ионафан, 10 лет созидающий обитель, но сегодня, когда говорят о Валааме, следом вспоминают и фигуру Дамаскина, внесшего неоценимый вклад в духовное возрастание обители.

Игумен Дамаскин

Будущий игумен Валаамского монастыря (в миру Дамиан Кононов) родился в 1795 году в Тверской губернии, в крестьянской семье. Еще в детстве с ним произошло несчастье. Семилетняя сестренка вздумала покатать братика на закорках и уронила его. Дамиан поломал ногу. Ножка скоро срослась, но неправильно, мальчик с трудом наступал на нее, и каждый шаг его сопровождался болью. Помогать по хозяйству Дамиан не мог, иначе не отпустили бы его родители на богомолье в страдную пору, когда столько дела, что и перекреститься некогда. Едва Дамиан пустился с богомольцами в путь, как почувствовали облегчение боли, а домой вернулся совершенно исцеленным.

«В 1817 году освободили меня идти к Соловецким чудотворцам, и пошел я один с Господом. Возвращаясь обратно, весьма пожелал я побывать на Валааме».

И вот идет Дамиан по лесной валаамской дороге и слышит позади голос:

– Что, брат, не хочешь ли остаться в монастыре?

– Желаю, батюшка, да не знаю, где Бог благословит.

– Оставайся, брат. У нас здесь три рода жизни.

– Как это?

– Три, – подтвердил монах. – Сначала у нас в монастыре трудятся, потом – в скиту, а после – в пустыни. Оставайся, брат.

Мысленно Дамиан тут же решил остаться на Валааме навсегда и спросил:

– С кем бы мне здесь еще посоветоваться на пользу души?

– А вот иди к отцу Евфимию, он все знает, недаром его монахи «духовной удицей» зовут.

Старец Евфимий встретил Дамиана земным поклоном. Смирение инока так поразило юношу, что, растерявшись, он только и мог сказать: «Спастись желаю, научите!»

Оставшись в монастыре и став послушником, Дамиан проходил разные послушания: шил сапоги и рукавицы, месил квашню в хлебной, кормил нищих. Находясь на послушании в хлебной, без благословения не съел и корочки хлеба, хотя, бывало, очень хотелось съесть горячую горбушку только что вынутого из печи хлеба…

Утомившись на послушаниях, молитву никогда не оставлял. Жили послушники чрезвычайно строго. В кельях у них ничего не было. Только образ, книга, стол, скамейки и доски, которые днем стояли в углу, а на ночь укладывались они на скамейки, составляя монашескую кровать, которую дополняла мочальная подушка и войлок. Даже зимой ходили послушники в кафтанах, шуб в это время не было ни у кого. Только Дамиан, когда поступил в нарядчики и стал охранником Валаама, получил коротенькую шубу для объезда острова и выявления на нем браконьеров, которые любили в ту пору стрелять дичь или тайно рубить лес. Злые люди не раз стреляли в Дамиана, но Господь хранил Своего раба.

Отец Евфимий приходил каждую ночь в 12 часов будить ученика на полунощную молитву, стучал, пока Дамиан не отвечал ответным стуком. Затем, не зажигая огня, Дамиан выполнял келейное правило, а с ударом колокола спешил в церковь. Через шесть лет Дамиан Кононов был пострижен в монашество с именем Дамаскин и стал жить в скиту Всех Святых. В скитах жизнь более строгая, сюда благословляли поселяться только тех иноков, кто уже преуспел в монашеском подвиге.

Прожив два года в скиту, в 1827 году Дамаскин поселился в удаленной пустыни – испытывать третий образ монашеской жизни. Келья, где жил Дамаскин, была разделена на четыре комнатки. В одной отшельник занимался рукоделием, в другой – переписывал книги Святых Отцов, в третьей – совершал молитвенное правило и поклоны. В четвертой комнатке стоял сосновый гроб, который служил Дамаскину постелью, а одеялом была крышка. Когда он согревался «могильною теплотою», то открывал деревянное свое одеяло.

Для сохранения безмолвия Дамаскин просил, чтобы хлеб ему клали в условленном месте. Были у отшельника и вериги – железные цепи, которые он носил для умерщвления плоти. «Станешь класть поклоны, – рассказывал игумен Дамаскин, – железо так нагреется, что станет совершенно горячее. Другой раз прихватит за тело, да так больно! Зато на душе весело и спокойно. Ах, если бы всю жизнь так провести!»

Однажды его келью навестили паломники и выпросили на память несколько деревянных ложек, вырезанных отшельником. Гости предлагали деньги, но Дамаскин не взял. Вечером, готовясь ко сну, он нашел возле своего гроба оставленные деньги. Немедленно он отправился в монастырь, нашел своих посетителей и отдал деньги обратно, сказав:

– Нехорошо, господа, монахов искушать!

Не раз испытывал он искушения и пострашнее: прожив в пустыни семь лет, немало потерпел он здесь от бесов. В осенние ночи являлся к нему враг в виде исходящего из озерка с растрепанными волосами человека. Иногда враг нападал, нагоняя уныние и скуку. Молитвою и крестным знамением оборонял себя инок Дамаскин.

В 1838 году Дамаскин был избран настоятелем Валаамского монастыря. И сразу новый игумен взялся за укрепление дисциплины в монастыре: потребовал соблюдения Устава и сам в этом был примером. Будучи настоятелем первоклассного монастыря, слава которого распространилась по всей России, собирая со всех концов бесчисленных паломников, Дамаскин не изменил кротости и смирению и никогда не выделял себя из монастырской братии. Вместе со всеми ходил он за общую трапезу, довольствуясь общей пищей, одинаково со всей братией одевался, всегда исполнял общее монастырское молитвенное правило.

Необыкновенным образом удавалось ему совмещать внутреннее молитвенное делание (игумен имел дар умной молитвы) и внешние дела по обустройству монастыря. Его по праву называют «строителем» Валаама. При нем на Валааме возведены 20 часовен, скиты, поклонные кресты, мосты, дороги, налажено пароходное сообщение из Петербурга для рабочих и паломников, построена ферма на 70 коров, конюшня, водопроводный дом, паломническая гостиница. Все эти здания стоят и поныне.

В своих проповедях батюшка всегда был прост и безыскусен. Один монах вспоминал такие слова из его наставлений: «Бога любите, от мира бегите, в келье сидите. Келья всему добру научит, и седяй в ней Бога ради, никогда не соскучит!», «Келья – школа Дамаскина, а Господь – Учитель в ней».

Иоанн Молчальник

Однажды писатель Михаил Янсон, совершивший паломничество на Валаам, так отозвался о монашеской братии: «Слабенькие грамотой, могучие душой, беспощадные к себе, неустанные молитвенники, вышедшие из самой толщи крестьянской. Не Иваны, но Иоанны, не сыны крестьянские из деревенских захолустий, но отцы, к которым прибегают в скорбях своих их духовные дети со всех концов Руси, а ныне – со всех концов земли».

Судьба Иоанна Молчальника интересна еще до его прихода в монастырь. Родился он в старообрядческой деревне, но, странствуя, разговаривая с людьми, ходя по монастырям, понял, что надо перейти в Православие.

На Валаам он пришел молодым человеком, и, как заведено здесь, прежде чем стать монахом, трудился послушником. В это время его навестила родная сестра и уговорила уехать домой, чтобы взять документы, потому как пребывание в монастыре документально оформлялось. В семье его быстро женили и бывший послушник осел в миру. У него появилась супруга, детки. Будучи купцом, он занимался выделкой сусального золота. Но в одночасье вся его семья в результате эпидемии умерла. Оставшись один, он сразу понял, что его место на Валааме. Тут же он оставил все дела свои и устремился на остров.

Послушание ему досталось одно из самых тяжелых – он должен был ездить за почтой и за другими монастырскими надобностями через озеро. Когда по Ладоге уже никто не плавал, он садился в лодку и ехал в Сердоболь (нынешний город Сортавала, республика Карелия) за монастырской почтой. Много раз совсем погибал он в этих поездках, но всегда молился покровителям обители и Николаю Чудотворцу, и всегда святые помогали ему. Однажды весной послушники шли по крошащемуся льду, и вдруг неожиданно поднялся страшный штормовой ветер. Ладога начала вскрываться, и льдину, на которой они очутились, понесло в открытое озеро, где не видно берегов и где уже трудно спастись. Братья стали усердно молиться. Сняв сапоги, чтобы не поскользнуться, стали они перепрыгивать с одной льдины на другую, опять шли по хрупкому льду и долгие часы молились преподобным Сергию и Герману, ожидая, пока замерзнет разлом, чтобы добраться до родимой обители.

Когда впоследствии ему был предложен сан священника, он впал в великое сомнение и колебание. Боялся самоволия и в принятии, и в отказе. Тогда обратился он к настоятелю. Игумен Дамаскин благословил оставаться простым монахом. Но сам чувствовал, что незаурядный это человек, что по плечу ему какой-то большой подвиг. Тогда-то и решил Дамаскин на обладающего зычным голосом, часто поющего на клиросе, по-детски словоохотливого и любящего поговорить с братией о духовном о. Иоанна возложить великий подвиг молчания:

– Считай себя недостойным говорить с людьми – молчи. Говорить и беседовать тебе разрешается только с Богом, в церкви, при совершении молитвенных славословий и, в случае нужды, с настоятелем и духовником при откровениях и исповедях.

И замолчал монах на 14 лет. А по прошествии этого срока сказал игумен Дамаскин:

– Не достоин ты такой великий подвиг нести, говори опять, как обычно.

И это благословение старца смиренно было принято. Всю свою жизнь о. Иоанн прожил в Предтеченском скиту – самом строгом из всех валаамских скитов, специально сооруженном Дамаскиным для пустынников и молчальников. Здесь круглый год пост, а лиц женского пола не допускают вовсе. О. Иоанн очень любил молиться и клал такое количество поклонов, что пол в храме, где он стоял, совсем истерся, а на плечах все время были заплатки – такое количество крестных знамений полагал он на себя, что не выдерживала даже одежда.

Перед смертью он потерял один глаз – наткнулся ночью на сучок. Но не роптал, а только благодарил Бога:

– Будет с меня и одного глаза. Слава Богу. Бог оставил мне хоть один глаз, с ним я все-таки могу читать и Евангелие, и акафисты, и молитвы.

А вот другой валаамский старец был абсолютно слеп.

Агапий Слепец

Потрясающая судьба и у этого молитвенника. Всю жизнь свою Александр Молодяшин, так звали инока в миру, имел слабое здоровье. И вот однажды он приехал в Валаамский монастырь, чтобы утешиться в скорбях, но так ему понравилась обитель, что он попросил у Дамаскина разрешения остаться. Игумен ответил отказом, сославшись на слабое здоровье юноши. Ничего другого, как вернуться домой, ему не оставалось. О случившемся он рассказал своему старшему брату, в семье которого ему приходилось жить после смерти родителей. Брат предложил отдать в монастырь часть семейных средств, чтобы они как-то восполнили физическую слабость молодого послушника. Дамаскин по второй просьбе принял юношу, но совсем не из-за тех скудных средств, которые привез он на остров – видел игумен его сердечное желание стать монахом.

Свое послушание проходил на монастырском огороде и клиросе. Имея от природы слабое зрение, инок вскоре ослеп. Эту телесную немощь о. Агапий в течение 23 лет переносил с изумительным терпением и кротостью, непрестанно благодаря Бога, ниспославшего ему такое тяжкое испытание для очищения грехов и для душевного спасения.

Жил о. Агапий в скиту Всех Святых – одном из самых старых скитов Валаама, и хотел заниматься только Иисусовой молитвой, но игумен сначала благословил ему стать духовником для братии, а потом и для богомольцев. Всю жизнь он чувствовал себя плохо, все время его «грызли» какие-то физические недуги: то одна, то другая болезнь, «то все гуртом накинутся». Удивительно, что монашеское правило вычитывал ежедневно, как бы плохо себя ни чувствовал, и молитва в нем никогда не ослабевала.

От Бога получил схимонах Агапий дар прозорливости. Сохранились свидетельства о том, что он отвечал на еще не заданный вслух вопрос, а незнакомого человека, пришедшего к нему впервые, называл по имени. Будучи духовником сам, никак старец не мог выбрать духовника себе, поэтому часто переписывался с Феофаном Затворником. Письма эти чаще всего касались Иисусовой молитвы и других духовных вопросов. Его поучения, сказанные духовным чадам XIX века, обращены и сегодня ко всем нам: старец советовал избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности.

Фото Михаила Шишкова

При подготовке материала использованы: 1. Михаил Янсон «Валаамские старцы» 2. Николай Коняев «Свет Валаама» 3. Официальный сайт Валаамского монастыря: https://www.valaam.ru

•В других номерах:•

Как доехать до Валаамского монастыря

До святой обители, расположенной на северной окраине страны, можно добраться как из столицы, так и из Санкт-Петербурга. Удобнее всего использовать автомобиль, но существуют и маршруты общественного транспорта, хотя в этом случае ехать придется с пересадками.

Как добраться до Валаамского монастыря из Москвы

Самый простой способ доехать до святой обители из столицы — это совершить путешествие на машине. Из Москвы необходимо выехать по Ленинградскому шоссе, затем по трассе М10 достичь Санкт-Петербурга, обогнуть его и выехать на трассу А121, по которой проследовать до Приозерска. От Приозерска до острова можно добраться водным путем, к причалу Валаамского монастыря ежедневно ходят пассажирский теплоход и катер-метеор.

Еще один способ доехать до места назначения из столицы — это воспользоваться самолетом или поездом, чтобы сначала добраться до Петербурга, а затем сесть на рейсовый автобус на Северном автовокзале и доехать до Приозерска. Также с Ладожского вокзала можно добраться до города Сортавалы и сесть на теплоход или катер.

Как добраться до Валаамского монастыря из Санкт-Петербурга

Из северной столицы доехать до Валаама можно также на автомобиле, для этого нужно двигаться на Приозерск по трассе А121, после чего пересесть на теплоход или катер на городской пристани.

Есть и другие способы добраться до Валаамского монастыря:

  • на электричке до Приозерска — садиться на поезд нужно на Финском вокзале, дорога занимает около 3 часов, а доехать до пристани от железнодорожной станции можно на такси или на автобусе;
  • на рейсовом автобусе — транспорт от Северного автовокзала Петербурга ходит на Приозерск ежедневно, дорога также занимает около 3 часов;
  • на поезде до Сортавалы — на поезд необходимо садиться на Ладожском вокзале, железнодорожная станция Сортавалы находится всего в 1,5 км от пристани.

Важно! В летнее время экскурсии к Валаамскому монастырю из Санкт-Петербурга отправляются от Петровской набережной, до острова ходят прямые катера-метеоры и теплоходы. Такой маршрут позволяет отказаться от пересадок, однако и времени на дорогу уходит около 10 часов.

Примерный бюджет поездки

Рассчитывается на одного взрослого человека, путешествующего самостоятельно. При условии самых бюджетных вариантов питания, проживания и расходов на дорогу.

ТратыЦена (в рублях)
Билет на поезд Москва-Сортавала и обратноот 2 000
Поездка на метеоре до Валаама4 500
Проживание в гостинице г. Сортавала за ночьот 2 100
Еда в г. Сортавалаот 1 500
Сувенирыот 500
Всегоот 10 600

Главные святыни Карелии

Как добраться до Карелии

Где остановиться паломнику

Экскурсии в Валаамский монастырь

Поскольку Валаам является не только местом паломничества, но и важным культурным объектом мирового значения, на остров можно попасть в составе экскурсии по Валаамскому монастырю из Москвы или другого российского города.

  • Существуют туры по усадьбе Валаамского монастыря и по скитам обители, групповые и частные экскурсии с индивидуальным гидом.
  • В среднем туры могут занимать от 1 до 4 суток, учитывая размеры монастыря, лучше всего отправляться на Валаам в продолжительный тур, это позволит осмотреть больше достопримечательностей.
  • Некоторые туры на Валаам предполагают активное изучение острова, другие предлагаются в формате свободного отдыха, в этом случае организаторы бронируют проживание для туристов и осуществляют доставку до места назначения, а через несколько дней забирают путешественников обратно.
  • Экскурсии по острову и обители организует и сам Валаамский монастырь, приобрести билеты можно через Паломническую службу обители.

Остановиться на территории острова туристы и паломники могут в монастырских гостиницах — «Зимней», «Игуменской», «Мансарде» и «Славянской». Места лучше бронировать заранее, поскольку наплыв туристов на Валаам всегда очень велик.

Совет! Поездку в Валаамский монастырь лучше планировать летом-зимой доступ на территорию острова ограничен, к тому же большая часть построек не отапливается и потому закрыта для посещения.

Отзывы о посещении

Валаам. Замечательное намоленное место, великолепная своеобразная природа, где отдыхает душа. Очень интересно и познавательно путешествовать с экскурсоводом в составе паломнической группы. Удивляет и впечатляет огромная созидательная работа монахов на протяжении многих десятков лет. Много часовен и скитов, куда обязательно нужно путешествовать. Служащие монастырской столовой и гостиницы добросовестно организуют питание и отдых паломников.

Игорь Юрков

Знаток города 10 уровня

Очень красивое место, если Вы в Карелии его однозначно стоит посетить! Добраться можно на частном катере, либо купить билет на «Метеор» (пассажирский теплоход на подводных крыльях). Плыть туда по Ладожскому озеру минут 50-60 при спокойной воде. Так что нужно подготовиться к длинной прогулке. Перекусить лучше взять с собой, но на острове у причала есть небольшое кафе, главное рассчитать время, чтобы на всё хватило и без опозданий к отплытию. Красивый старый монастырь (юбки и платки можно взять там при входе, поэтому везти с собой не обязательно), очень живописные окрестности. Лучше всё-таки брать экскурсионный катер: можно больше посмотреть, т.к.он делает несколько остановок и везёт по очень красивым местам.

Екатерина Логина

Знаток города 5 уровня

Это место силы. Без преувеличения. Природа и духовная составляющая. На острове в прокат можно взять электровелосипед и покататься. Гид провела прекрасную экскурсию по знаковым местам: скитам и музею. А утренний звон колоколов!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]