Мiръ
Россия Ярославская область Переславль-Залесский Горицкий Успенский мужской монастырь Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:56.7214910000000003265085979364812374114990234375,»lon»:38.82489000000000345380612998269498348236083984375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041f\u043e \u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044e \u0412\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u043f\u0440\u0435\u043e\u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u0435\u0439\u0448\u0435\u0433\u043e \u041c\u0438\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0430 \u042f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u0432 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u0435-\u0417\u0430\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u043e\u043c \u0432\u0435\u0434\u0451\u0442\u0441\u044f \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f \u0441 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0435\u0439. \u041f\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432, \u043e\u043d \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u0443\u0436\u0435 \u0432 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435 XIV \u0432\u0435\u043a\u0430",»title»:»\u0413\u043e\u0440\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:56.7214910000000003265085979364812374114990234375,»lon»:38.82489000000000345380612998269498348236083984375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
56.721491; 38.82489
Россия, Ярославская область, Переславль-Залесский, Музейный переулок, 4
Переславль-Залесский,Ярославская область152021
Россия
Телефоны:
;
Успенский Горицкий женский монастырь
— православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов монастырю.
История создания Горицкого монастыря
Неизвестна точная дата постройки монастыря. Виной тому пожар, уничтоживший весь его архив. Он случился в 1722 году 12 июня. По мнению археологов, Успенскую обитель основали в 1362 г. (начало XIV века). Это период правления Ивана Калиты.
Есть мнение, что монастырь появился значительно раньше (XII в.). Возник он на месте Шутовой рощи – бывшего языческого капища. Сохранилось сочинение Московского Патриарха Иоасафа I «Лествица властем» написанного им в 1636 г. Оно подтверждает его существование.
Монастырский комплекс получил своё название от слова «горица». Так местные жители именовали любую гору. Именно на холме в южной стороне берега озера Плещеева возведена обитель.
Перславль-Залесский (Горицкий Успенский монастырь сожгли татарские полчища в 1382 г.) разорила Золотая Орда хана Тохтамыша. Все деревянные строения обители были разрушены. Вскоре комплекс отстроили заново. В благодарность за своё чудесное спасение жена Великого князя Дмитрия Донского Евдокия восстановила монастырь на собственные средства в 1392 г.
Существует предание. Незадолго перед нападением татар княгиня приехала в обитель. Ей удалось уйти от врагов вместе с несколькими приближёнными. На плоту они добрались до середины озера. Внезапно появился туман, скрывший их своей пеленой.
С той поры появилась уникальная традиция в городке Переславле. Ежегодно православные верующие совершают необычный Крестный Ход, который проходит в шестой воскресный день после празднования Пасхи. Они идут от Горицкой обители до устья реки Трубеж. Оттуда плывут по водной глади на лодках к центру озера Плещеева. Тем самым отдают дань памяти далёким историческим событиям.
Преподобный Даниил Переславский принял монашеский сан в Успенском монастыре став здесь позднее игуменом. Он жил в Горицкой обители (с 1470 по 1500 г). Им была создана Свято-Троицкая Даниловская обитель (1508 г.), которую он возглавил. Канонизирован в святые после своей кончины.
Дмитрий Прилуцкий, который был сподвижником преподобного Сергия Радонежского, принял монашеский постриг в Горицком монастыре (1371 г.). Им основана Никольская обитель, где он стал игуменом. Своего расцвета монастырь достиг в XVI – XVII столетиях. Доказательства тому – каменные строения, которые говорят о богатстве и высоком статусе комплекса.
Тогда обитель владела огромным количеством земель, сёл, где проживало больше 5000 крестьян. Святое место посещали цари со своими семьями, оставляя богатые дары.
Успенский Горицкий собор
От церкви Богоявления мы отправились к собору Успения Пресвятой Богородицы — главному зданию Горицкого монастыря. Известно, что Успенская церковь построена в 1750х годах на месте древнего храма, который был возведен в 1520м году.
До 1838 года именно этот храм был главной церковью Переславля Залесского. Собор, как и колокольня, открыт только в теплое время года, и это сделано для того, чтобы сохранить росписи на стенах.
Напротив собора можно увидеть большое количество надгробий.
На плитах в основном даты смерти, относящиеся к первой половине XIX века, но есть и более «молодые». Например, здесь погребен художник Дмитрий Николаевич Кардовский, который был родом из этих мест.
У западной стены Успенского собора в нише можно увидеть массивный колокол, но никаких поясняющих табличек у него нет.
Закрытие и упразднение
Значительные перемены в жизни Горицкого комплекса произошли в 1744 г. Его закрыли, образовали Переславскую епархию (под её начало перешли 600 монастырей, 20 храмов).
Это обители и церкви ближайших городов:
- Александров;
- Можайск;
- Дмитров;
- Волоколамск.
А Горицкий монастырь стал кафедральным. Здесь расположилась резиденция епископа. Именно в это время окончено строительство Успенской храма. Началась активная перестройка зданий комплекса.
Были возведены новые строения:
- колокольня;
- церковь Всех Святых;
- звонница;
- проездные ворота;
- Никольский надвратный храм;
- часть каменной ограды с башнями.
Строительство велось больше 40 лет, но так и не завершилось до конца. Горицкий Успенский монастырь упразднили в 1788 г. Строительные работы прекратились. Здания и церкви опустели. Несколько колоколов перевезли в Санкт-Петербург, а ризницу – в Москву. Однако власти Пререславля-Заслесского решили сохранить архитектурный ансамбль.
Администрация города стала использовать строения для различных нужд. Поочередно здесь располагалось казначейство, уездный суд, магистрат. С началом работы городского управления Успенский собор утратил своё значение. Теперь службы в нём проводились летом во время церковных праздников.
Постепенно опустевшие помещения приходили в упадок, разрушались. Однако в 1881 г. епархия приняла решение организовать на территории бывшей обители духовное училище. Построили корпуса, отремонтировали старинный собор Всех Святых. Образовательное заведение действовало до 1918 г.
После революции 1917 г. монастырский комплекс стал собственностью государства. Позднее в 1919 году на его территории устроили краеведческий музей. Им руководил известный исследователь-историк Смирнов Михаил Иванович.
Позже он стал называться государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, действующим и сегодня.
История[[править]h2>
Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.
В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).
12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.
К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.
В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.
За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.
В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».
В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.
В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).
В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.
Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.
После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.
Архитектура монастыря
Архитектура монастыря отличается множеством мелких деталей, выполненных с предельной точностью.
Проездные ворота
Проездные ворота – это образец русского зодчества (середина – II половина XVII в.). Они находятся в восточной части ограждения комплекса.
Внешняя стена ворот обрамлена резными, массивными арками, богато украшена разными архитектурными элементами, скульптурными фигурами. По 2 невысоких круглых колонны расположены с обеих сторон портала внизу. Над каждой парой столбов (в нише) вылеплен скачущий конь.
Палата привратника
Небольшое строение находится слева от входа в восточные (проездные) ворота. В старинных документах его называют палатой привратника.
2 наружных фасада здания украшены очень богато и пышно, наподобие княжеских или архиерейских домов. Наличники имеют сложные узоры, стены отделаны повторяющимися балясинами, поребриками, маленькими полуколонками.
Трапезная палата
По западному фасаду строения определили, как оно выглядело раньше. Когда стену очистили от толстого слоя старой штукатурки, под ней оказались очертания старинных наличников обрамлявших когда-то окна.
Внутри постройки имеются необычные своды разных форм, а также весьма интересные распалубки, расположенные над дверными, оконными проёмами. Впечатляюще выглядит помещение трапезной палаты находящейся на втором этаже. В центре его стоит столб восьмигранной формы. Он поддерживает высокие потолки.
Звонница
Звонница выстроена в XIX веке (второй половина). Сама постройка небольшая, она визуально делит северную ограду обители на две половины. Сегодня её используют как смотровую площадку.
Со второго яруса посетители могут видеть старинный город и озеро.
Монастырские храмы и строения
Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.
Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский
В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).
Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.
Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.
Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.
Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.
Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.
Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.
Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.
Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.
Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.
К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи
Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.
Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.
В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.
Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.
Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.
Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.
Святые ворота и Церковь Николая Чудотворца
Одной из самых древних построек монастыря считаются Святые ворота. Точная дата постройки их неизвестна, но ученые склонны предполагать, что появились они уже в XVII столетии. Церковь Николая Чудотворца над Святыми воротами была построена позже, в конце XVII века. После упразднения Переславской епархии в церкви не проводились богослужения, а сейчас там находится одна из экспозиций музея.
Напротив проездных ворот, через которые осуществляется вход на территорию Горицкого монастыря, можно увидеть небольшую деревянную часовню. Она была привезена в Переславль в 1983 году из деревни Старово, расположенной неподалеку. Сейчас здесь касса музея-заповедника, здесь приобретаются билеты во все экспозиции, а также билет на колокольню.
Именно с колокольни мы и начнем свое знакомство с архитектурными памятниками Горицкого монастыря.
Горицкий музей-заповедник
Сегодня монастырь это музейный комплекс. В его арсенале насчитывается более 90 000 экспонатов. Многие из них уникальны. Здесь собраны целые коллекции старинных икон, картин, деревянных скульптур, серебряных изделий.
Есть работы золотошвеек и кузнецов по золоту, экспонаты «потешной флотилии» Петра I. Созданы мемориальные залы посвящённые художнику Д.Н. Кордовскому, оперному и камерному певцу Ф.И.Шаляпину. Имеются полотна И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, А.Н Бенуа, К.А.Коровина и многих других живописцев. Есть обширная библиотека.
Переславль-Залесский (Горицкий Успенский монастырь передали епархии РПЦ по решению правительства Ярославской области от 2012 г.) обрёл ещё один духовный центр. Музей-заповедник совместно с архиерейским подворьем ведёт работу по передаче комплекса.
Правила посещения монастырей
Сейчас территория обители это музей. Постоянно службы проводят только в Никольской церкви. Одежда должна соответствовать церковным правилам.
Женщинам следует надевать длинные платья, юбки (длиной ниже колен). Верхняя часть наряда имеет длинные или ¾ рукава. На голову надевают платок, косынку, шарф, шляпу. Мужчины должны носить рубашки, футболки, брюки. Недопустимо – майки, шорты.
Режим работы монастыря
По договору с музеем надвратный храм Николая Угодника открыт для богослужений: с 8.00 – 10.00 в субботу – воскресенье. Все подробности можно уточнить у матушки Ефросиньи. Телефон 8(916)437 15 30,.
Расписание музея:
Период | Часы работы |
Май – сентябрь | 10.00 – 18.00 |
Октябрь – апрель | 10.00 – 17.00 |
Выходной | Понедельник |
Санитарный день | Последний вторник месяца |
Полезная информация для туристов
Переславль-Залесский (Горицкий Успенский монастырь как религиозный комплекс пока не работает) славится своими обителями четыре из них действующие. В музее проводят экскурсии, выставки. Доступен осмотр каменных строений.
Храмы музея закрыты на зимнее время, чтобы холодный воздух не повредил внутреннего убранства соборов. Посещать их можно с мая по сентябрь.
Разрешено снимать на камеру и фотографировать храмы, строения, достопримечательности, экспозиции музея снаружи и внутри зданий. Нельзя пользоваться вспышкой. Если используется штатив, дополнительное освещение, то это коммерческая съёмка. Она осуществляется с согласия администрации музея по договору. Телефон 3-19-10, 2-34-68.
Церковь Богоявления Господня с колокольней
Богоявленская церковь расположилась на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, построенной в 1768-1777 годах. После упразднения Переславской епархии колокол отсюда демонтировали и отправили в Санкт-Петербург в Петропавловскую крепость. В наши дни здесь разместился методический отдел музея, а на самом верху организована смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на Переславль-Залесский и Плещеево озеро.
Подъем наверх осуществляется сначала по каменной, а затем по деревянным лестницам. Все перекрытия между ярусами выглядят совершенно новыми, создается впечатление, что совсем недавно в колокольне Богоявленской церкви делали ремонт.
На одном из уровней окна закрыты фанерными листами, на которых многие туристы зачем-то оставляют свои автографы. Много записей 2005-2006 годов, видимо, ремонт в колокольне был лет десять назад.
С высоты открывается действительно великолепный вид на город. Вход сюда платный, и мы не заметили толпы желающих, как это обычно бывает на смотровых площадках, но надо сказать, что люди многое теряют — виды очень красивые.
Справедливости ради стоит отметить, что подниматься на колокольню стоит для того, чтобы посмотреть, как выглядит Горицкий монастырь с высоты, потому что остальными видами можно насладиться и от крепостных стен, при этом платить за это не нужно. Кстати, попасть в колокольню, можно только в теплое время года, зимой для осмотра она закрыта.
Как добраться до монастыря
Из Москвы до Переславля-Залесского есть рейсовые автобусы: «Москва – Переславль-Залесский», «Москва – Ярославль», «Москва – Кострома» и другие. Это единственное прямое сообщение (расстояние – 144 км).
Отправление ежедневно от автовокзала на ВДНХ, с утра до вечера. Длительность поездки – 2 – 3 часа. В городе (с автостанции) можно добраться до монастыря пешком за 20 минут, доехать на автобусе №1 (остановка «Музей») или взять такси.
На автомобиле основной путь из столицы проходит по трассе М8 Москва – Ярославль. От МКАДа необходимо проехать 110 километров до поста ГИБДД. За ним слева будет дорога, которая ведёт в Переславль-Залесский.
В Переславле нет железнодорожного вокзала. Добираются от ближайших станций села Рязанцево (22 км) и с. Берендеево (20 км) через Александров на автобусе или такси. Более приемлемый маршрут: московский ЖД вокзал – Сергиев Посад (электричка идёт 1 час 30 минут). Затем едут автобусом до Переславля (70км, 40 – 60 минут).
Второй Горицкий монастырь
На берегу красивейшей реки Шекспы в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области расположена Воскресенская Горицкая женская обитель. Монастырь основала Ефросинья Андреевна в 1544 г – вдова князя А. И. Старицкого (родного дяди царя Ивана Грозного).
Позднее её принудительно отправили в обитель, дав имя Евдокия (1563 г.). Княгиню убили в 1569 г. Тело Ефросиньи захоронили на территории монастыря. Позже канонизировали. На протяжении многих лет Воскресенский монастырь был местом ссылки. В заточении здесь жили женщины из знатных семей.
Среди них:
- жена Иоанна IV – Анна Колтовская;
- мать царевича Дмитрия – Мария Нагая;
- дочь Бориса Годунова – Ксения;
- неизвестная девушка благородного сословия (исследователи истории предполагают, что она была несостоявшейся супругой Петра II – Екатериной Долгоруковой);
- сюда же отправили Александра Меньшикова со всей семьёй.
Воскресенскую церковь возвели в 1544 г. вместо деревянного храма. Это двухэтажная постройка. Её строили на деньги князя Старицкого. Над храмом. Инокиня Марфа надстроила квадратную колокольню в 1611 г.
Колокольную башню основательно перестраивали в XVIII столетии. На сегодняшний день церковь не работает, её необходимо реставрировать. Теплый собор Святой Троицы, оснащённый тремя престолами, выстроен во времена игуменства Маврикии Ходневой в 1821 г. В период советской власти здесь располагался Дом культуры. Его вывели за пределы обители после восстановления монастыря.
Покровский храм в два этажа построили в 1832 г. Средства предоставила княжна Хованская (в схиме Параскева). Здание тёплое, оно стоит в восточной части комплекса.
Здесь находился дом инвалидов в советский период. Позднее – администрация совхоза. Древнее строение реставрировали. Теперь это главный храм комплекса с 2003 г. Территорию монастыря огораживает каменная стена. На каждом из четырёх углов имеется башня. В стенах ограды жилые помещения, гостиничные комнаты, больничные палаты.
Из монастыря есть три выхода в разных направлениях комплекса. В сторону берега реки Шекспы выходят Святые ворота. Монастырь имеет свой водопровод. Он появился во времена управления матери Маврикии. За стенами монастыря выкопали источник. К каменной часовне специально выстроенной для этих целей, и ко всем остальным зданиям комплекса провели трубы. Водопровод работает и сегодня.
Внутри комплекса есть каменное одноэтажное строение. Оно примыкает к Воскресенскому храму. В нём находилась кухня и трапезная. Также возведено несколько построек из дерева (конца XIX – начала XX столетия). В них находились жилые помещения, мастерские.
Введенсккую церковь построили у Шекспы в западной части монастыря. Рядом с ней было кладбище. Храм действовал до 1937 г. Затем там расположили гараж. Восстановительные работы начались в 1990-х. Возобновились богослужения в 1999 г. Здание передали монахиням в 2000.
За стенами комплекса выстроили часовню Иоанна Предтечи, пристань в 1905 г. Там же располагались деревянные постройки для хозяйственных нужд.
Адрес: индекс 161107, село Горицы, Кирилловский район, Вологодская область.
Телефон: 7(81757)5-81-30.
Горицкий Успенский монастырь города Переславля-Залесского и Воскресенская обитель – это памятники архитектуры и православной религии федерального значения. Ежегодно их посещает большое количество верующих, туристов, любителей истории.
Автор: Татьяна Б.
Оформление статьи: Мила Фридан
Переславль-Залесский. Горицкий монастырь, музей граммофонов, ботик Петра и Синь-камень
Татьяна Афанасьева
Посетить Переславль-Залесский мы решили после гульбария Оли Мельниковой. Казалось, что это какой-то абсолютно сказочный городок на берегу огромного синего озера, где очень много разных достопримечательностей и продают офигенски вкусную рыбу. И в целом наши ожидания оправдались. Оля, спасибо ♥ Постараюсь не повторяться, ловите новую историю про Переславль
Наш маршрут выходного дня объединил сразу два города — Ростов Великий (уже был гульбарий) и Переславль-Залесский. Между ними всего 67 километров, оба входят в «Золотое кольцо России», стоят на озере (Ростов — на Неро, Переславль — на Плещеевом) и выкачивают деньги из туристов по максимуму! Наверное, я и не видела ещё таких городов, где платишь буквально за каждый свой шаг Даже монастыри — не исключение. А в Переславле их шесть! Горицкий, Никитский, Никольский, Сретенский Новодевичий, Свято-Троицкий Данилов и Феодоровский. Расположены они очень кучно, при большом желании можно и в монахи податься
Самым интересным и самобытным нам показался Успенский Горицкий монастырь (XIV в.). Правда, с 1774 года он и не монастырь вовсе. Сначала усадьба епископа, а позже музей-заповедник. Но это его не портит — тихая и древняя обитель на высоком холме (горице), окружённая белокаменной стеной с башенками, с видом на Переславль и Плещеево озеро, большим внутренним садом и милой атмосферой. Вход платный — 50 рублей с человека. Адрес: Музейный переулок, 4.
Источник вида сверху ecozemlya.ru.
На территории монастыря памятник князю Юрию Долгорукому — основателю Переславля-Залесского. Это по его указу на болотистой равнине, окружённой лесами, в 1152 году вырос новый город-крепость. У князя были большие планы на Переславль — он хотел видеть его будущей столицей Северо-Восточной Руси.
За могучей спиной Долгорукого обнаружили «противопожарный пруд» и домик для уточки На чьи деньги и по чьему указу построен, не известно.
Очень люблю монастыри с возможностью прогуляться по стене и посмотреть на прихожан свысока
Кстати, в 1744-1788 годах Горицкий монастырь был центром огромной епархии, в которую входили Можайск, Волоколамск, Дмитров и Александров. Во времени расцвета обители, когда в её стенах была резиденция епископа, был построен роскошный Успенский собор (1750-е гг.) — в редком для России стиле итальянского барокко. Сейчас собор переживает не лучшие свои годы.
Вообще на территории монастыря много чего интересного. У стен Успенского собора — большой колокол, весом 149 пудов 19 фунтов, отлитый на заводе Финляндского в 1865 году.
В гуще монастырского сада две традиционные деревянные часовни. Их привезли из деревень Старово и Фонинское Переславского района.
Такие часовни сооружались за один день силами странствующих плотников на деньги, собранные «всем миром». Круто ведь!
В той часовне, что справа, нами была обнаружена статуя Христа, которую Гайдай снимал в своей гениальной комедии «Иван Васильевич меняет профессию»
В монастыре, конечно же, есть старинные захоронения. Одна из надгробных скульптур — настоящее произведение искусства. Это плакальщица с гигантской перечницей и змеёй. Змея, скорее всего, как напоминание о словах Христа: «Сын Человеческий может вознестись на небо, как Моисей поднял змею в пустыне». Но не факт. Знаете больше, поделитесь.
В Надвратной церкви (посещение бесплатное) удивило несколько деталей: часы с кириллицей, икона «Милующая с кормильцем» (фотографии, увы, нет, но икона — интересная) и огромный календарь с ангелами-хранителями на каждый день недели во всю стену.
Со стен монастыря заметили этого «шинного демона». Стоит рядом с «Музеем радио» (ул. Подгорная, 40) и как бы поёт голосом Кипелова: «Я свободен!». Оо-о-о, берегитесь, лебеди из покрышек, этот (!) любого порвёт на лоскуты :)))
Как только нам открылся вид на Плещеево озеро, я в него влюбилась. Бесконечная синяя гладь. Реально впечатляет!
А тут ещё к берегу причалила лодка с рыбаками. Один вынес садок, полный какой-то мелкой рыбёшки, и произнёс трагически: «Ну, хоть так…» :))) В эту минуту где-то в параллельных мирах раздался вой тульских рыбаков, сидящих на берегу Упы напротив машзавода.
Плещеево озеро славится рыбой с мимишным названием — ряпушка. Такой нет нигде в России, только здесь! Переславская ряпушка внесена в Красную книгу и чтобы её ловить, надо иметь не только желание, но и специальное разрешение. Копчёная ряпушка даже изображена на официальных гербе и флаге Переславля-Залесского.
Адрес арт-объекта «с гербовой печатью»: ул. Кардовского, 22.
В XV веке переславскую ряпушку поставляли к царскому столу. Не знаю, действительно ли мы ели именно эту волшебную рыбу, но нас убеждали, что да — её. И она была так хороша, что я съела бы ещё небольшую семью из 15-20 рыбочеловек! Кстати, минутка рекламы: рыбой в Переславле торгуют повсеместно, но советую брать у стен Никитского монастыря и конкретно у парня с татуировкой «За ВДВ…»
Адрес монастыря: ул. Запрудная, 20 (Никитская Слобода).
Ассортимент большой — сом, лещ, ряпушка, терпуг, щука, саблезубая стерлядка и ещё много всяких рыбин, названия которых я просто не запомнила. Есть и валяная, и копчёная. Всё даётся на пробу! И это какой-то рыбный приворот, уйти очень сложно. Когда я почти справилась с собой и двинулась в сторону машины, вдвшник спросил: «А рыбу сырок пробовали?» Сырок! Он же пелядь. Остаёмся :))) В Переславль можно ехать ради одних только рыбных дегустаций.
В Переславле есть информационный центр, где вам дадут кучу бесплатных карт, буклетов и расскажут про все фестивали, которые проходят в этот день в городе и его ближайших окрестностях. Полезное место Адрес центра: ул. Проездная, 1. Совсем недалеко от него и Красная площадь, и городские валы, и Спасо-Преображенский собор (он ровесник города! был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году). И где-то здесь, в княжьих теремах возле собора, родился Александр Невский.
Дальше мы решили посетить музей-усадьбу «Ботик Петра Первого» (Веськово, ул. Петра 1). Это в общем-то знаковая достопримечательность Переславля и один из старейших музеев России. Именно здесь, на Плещеевом озере, Пётр Первый строил знаменитую потешную флотилию, которая положила начало нашему военно-морскому флоту.
Втайне от матушки, в начале июля 1688 года 16-летний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами — это же 50 кв. километров! «Явно здесь двор и суды сделать». Ну, и понеслось! Естественно под чутким руководством голландских корабелов.
Усадьба включает Белый дворец, Ботный дом, ротонду, Триумфальные ворота и сторожку. Вход в усадьбу платный (20 рублей). Вход в Ботный дом тоже платный (50 рублей). У переславцев не соскочишь — ценят и монетизируют каждый ваш шаг. Жаднее города я не видела.
Открылся Ботный дом в 1803 году с громким девизом: «Великому Петру — усердный Переславль». В этом небольшом здании и хранится легендарный ботик «Фортуна» плюс его чертежи. И в общем-то всё…
К слову, мы были в домике Петра в голландском Заандаме, который точно так же хранит историю русского царя-кораблестроителя и находится внутри каменного «дома-футляра» больше 100 лет. Так вот это просто несравнимо! По впечатлениям и эмоциям, лично для меня.
Напротив усадьбы обнаружился любопытный музей — «Музей граммофонов и грампластинок». Цены на билеты естественно кусались (это ж Переславль — город жадных!). Просто зайти и посмотреть — 100 руб., фото — ещё 50 руб., экскурсия — 600 руб. Скажу сразу, без экскурсии этот музей не произведёт нужного впечатления: вы просто многого не заметите, не увидите и, самое главное, не услышите!
А у вас есть уникальный шанс послушать пластинки, граммофоны и патефоны, рождённые в разных странах и в разное время. Да, да, это не просто антикварный салон, это музей, поющий для гостей. Очень интересное и сердечное место!
Даже прародитель всех граммофонов и патефонов там есть. Знакомьтесь, фонограф! Это самый первый прибор для записи и воспроизведения звука. Он был изобретен Томасом Эдисоном и представлен свету 21 ноября 1877 года. Звуковая дорожка фонографа размещалась по спирали на сменном вращающемся барабане с покрытием из фольги или воска.
В музее всего один фонограф, всё остальное пространство занимают патефоны, граммофоны, электрофоны, магнитофоны и всевозможные аксессуары к ним. Информации не просто много — её там очень много.
Моя теория, что патефон — без трубы, а граммофон — с трубой, была постыдно разбита в первые же 10 минут. Вот эта картинка, оказывается, бессовестно ВРЁТ! Интересно, сколько людей думало и думает так же? :)))
Хозяин музея наконец-то открыл нам страшную тайну всех советских «патефонов». Они граммофоны! :))) И дело не в трубе и компактности, а в иголках, носителях звука и способе его воспроизведения. Если в царские времена никто не путал граммофоны и патефоны, то во времена СССР началась невероятная путаница. И, конечно же, это Сталин во всём виноват :))) Обратите внимание, завод Молотова выпускал патефоны, но почему-то граммофонные иглы к ним. И на этих самых «патефонах» при помощи граммофонных игл проигрывались грампластинки, что по сути невозможно
Вот вам так называемые патефоны советских времён. Один-то с трубой! :))
А вот вам граммофон без трубы :))) Японский. The Nipponola. Был бы патефоном, на нём нельзя было бы проиграть граммофонные пластинки.
А мы слушали именно граммофонную! :)))
Честно говоря, версия с трубой была для меня намного проще, а теперь с одного взгляда и не определю. Вот что это, патефон, граммофон?.. :)))
Табличка гласит, что это говорящий музыкальный аппарат-граммофон
Так чем граммофон отличается от патефона?
Граммофон — прибор для воспроизведения звука с граммофонной пластинки, запатентованный Берлинером в 1887 году. Пластинки первоначально изготовлялись из эбонита и шеллака, а первая в мире грампластинка была вообще цинковой. Для изготовления одной пластинки из шеллака был необходим труд четырёх тысяч лаковых червецов. Пластинки были односторонними и очень дорогими. Заострённая иголка двигалась по пластинке по спирали, от края к центру. Иглы быстро стачивались и их приходилось менять каждые 3-4 минуты. В общем по тем временам граммофон был очень дорогим удовольствием!
В 1907 г. братья Патэ и их фирма представила патефон. Он отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а звуковой канавкой. Она была глубинной. Воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра — к краю. Иголка была не с острым концом, а с закруглённым — так называемая сапфировая игла, которую можно было использовать многоразово.
Вообще в этом музее надо провести не один час, чтобы окончательно во всём разобраться :)))
Граммофон Decca, британец (заметьте, никакой трубы!). Нам даже разрешили покрутить его ручку, чтобы станцевать чарльстон Всего 10 оборотов, и комната вместе с нами будто перенеслась в другое время.
А это граммофон из Индии. Неожиданно, но оказался новоделом :))
Микифон. Как гласит сопроводительная табличка: это первый, самый маленький, и, наверное, самый красивый карманный граммофон в мире, сокровище швейцарского прикладного искусства. Форма и размер микифона сознательно напоминают швейцарские карманные часы большого размера. Создатели — братья Вадас из Венгрии — запатентовали микифон в ноябре 1924 года. Производила микифон швейцарская фирма Paillard с 1925 по 1927 год, в том числе в золотом и серебряном варианте для богатых заказчиков. И опять никакой трубы ;)))
Бельгийский граммофон Colibri настолько миниатюрен, что с ним ходили на свидания, спрятав в кармане. Кстати, до сих пор работает, несмотря на почтенный возраст — его выпускали в 1930-х.
Немецкий Telefunken. И такое было в истории известной компании, выпускавшей радиоприемники для Mercedes-Benz в послевоенные годы и телевизоры в наши дни.
Немецкий граммофон Edelton похвалился нам своим чемоданчиком из натуральной крокодиловой кожи
«Малютка» весом всего 2 килограмма выпускался Московским патефонным заводом с 1930 года для офицеров Красной Армии. Этот участвовал в Великой Отечественной, как говорят.
А это вообще уникальный экспонат, не имеющий аналогов. Его собрали из подручных средств заключённые на Колыме.
В 1935 году в СССР был выпущен первый электропроигрыватель, получивший название ЭППГ-1 (электропроигрыватель пластинок граммофонных). Он был рассчитан для проигрывания стандартных грампластинок на скорости 78 оборотов в минуту. В 1950-х электрофоны стали уверено вытеснять граммофоны. В переходный период появились долгоиграющие пластинки: при прежней радиальной скорости (78 оборотов в минуту) из-за уменьшения шага дорожки длительность звучания одной стороны пластинки-гранд увеличилась до 7 минут вместо привычных трёх. Но выпускались они очень недолго.
Электропроигрыватель для дальнобойщиков :)) У него подвижная платформа с амортизацией. Чудо-техники, можно сказать. В сельских клубах на ура шёл — пол ходуном, а он играет и поёт.
Сетевая ламповая радиола «Урал-57». Милое и уютное ретро. Но звук уже так себе — в сравнении с патефонами и граммофонами.
Честно говоря, как только мы перешли в часть музея с электропроигрывателями и магнитофонами, я начала терять интерес :)) Чего не скажешь о Валерии Андреевиче — он, наоборот, раскрутился на все 150 оборотов в минуту.
Вот это точно заслуживает внимания! Плоский видеодиск, дедушка компьютерных компакт-дисков :))
А фоном стоит проигрыватель «Ригонда» (заметили его?). Домашний хит 1970-80-х :)) Знаете, откуда название? Из романа Вилиса Лациса «Потерянная родина», в котором был вымышленный и таинственный остров Ригонда. На таких «ригондах» в детстве мы гоняли любимые пластинки с песнями и сказками. «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Дочь болотного царя», «Волшебная лампа Аладдина», «Приключения Незнайки»… А какие были у вас? :)))
Пластинки — это отдельная и очень большая тема. Покажу только несколько, которые нас поразили. Ну, во-первых, разноцветные!
…и даже в форме сердца ♥
Во-вторых, политические с докладами Сталина, Молотова и их друзей.
В третьих, записи на старых рентгеновских снимках — так называемые «музыка на рёбрах», «рок-н-ролл на костях» Явление музыкальной культуры 1960-70-х, когда зарубежные хиты можно было купить исключительно из-под полы или в таком самопальном «пиратском варианте».
В-четвёртых, звуковые письма с фотографией отправителя Их приходилось ждать месяцами, зато какой кайф было их получать. Ушедшая эпоха, ускользнувшая романтика.
В-пятых, пластинка «Графъ Л. Н. Толстой. Мысли из книги «На каждый день» начала XX века. С реальным голосом писателя! :))) Вообще наш гид, узнав, что мы из Тулы, сказал: «Приятно, когда «иностранцы» приезжают, так-то у нас тут обычно москвичи. А сегодня хороший день — вы из Тулы, ещё пара из Рязани была».
И одна из мыслей графа на каждый день «Не беспокойся о завтрашнем, потому что нет завтра. Есть только нынче; живи для него, и если твое нынче хорошо, то оно добро всегда».
Покидая «Музей граммофонов и грампластинок», я написала отзыв пером и чернилами, сидя за настоящей школьной партой. Мне кажется, в последний раз я сидела за такой, когда училась в первом классе :)))
Все остальные музеи Переславля мы посетили по касательной и проездом :))) Не было ни столько времени, ни столько денег. А музеев там видимо-невидимо: чайников, утюгов, старинных швейных машинок, истории денег, радио, паровозов, хитрости и смекалки, сказок и леса… В общем есть основательный повод вернуться
Прощаясь с Переславлем посетили Синь-камень. Тот самый камень, который умеет ползать, исполнять желания и собирать деньги с посетителей (пока по 50 рублей, но вряд ли это предел). Основные истории и легенды были рассказаны здесь.
Не могу сказать, что камень произвёл на меня какое-то особое впечатление. А вот окрестности — да! Нам в Туле такое место для пикников точно бы не помешало — с бархатными лужайками, кострищами и бревенчатами срубами в качестве столов и лавок. Плещеево озеро с Синь-камнем, конечно, вряд ли к нам переползёт, :))) но, помнится, наши власти что-то говорили про пикниковую зону в Баташах и в районе Левобережного. Может, уже всё есть, а я не в курсе?
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите в личку Татьяне Афанасьевой И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»!
Галерея
показать все фотографии
Опрос
Вы в Переславле-Залесском. У вас в кармане денег только на один музей…